игумен Амвросий (Диденко) Семантика молитвы Господней 14 Семантика слов Отче. Все толковые словари (см. библиографию словарей) указывают на многозначность и многофункциональность слова «Отец». Приведём здесь для примера данные только некоторых словарей. Словарь В. И. Даля отмечает следующие значения слова «отец»: 1) отец – тот, у кого есть дети, то есть родитель, 2) отец-мать – родители, 3) Отец – Бог, Создатель, Творец, Отец Небесный, Первое Лицо, или Первая Ипостась Святой Троицы, 4) отец по священному сану – отец диакон, отец иерей Иоанн и т. п., 5) отцы Церкви, отцы собора, соборов, 6) отец рода человеческого, родоначальник, предок, прародитель – Адам, 7) отец – благодетель, кормилец, покровитель, заступник, 8) отец – старший, первый, главный – (река Евфрат всем рекам отец; гора Арарат всем горам отец), 9) отец – изобретатель науки, художества, ремесла, им прославившийся – Гиппократ – отец врачебной науки, 10) отец – корень, основание, начало, источник (санскрит – отец языков; нужда – отец догадки, отец отечества – благодушный государь), И) отец – отцы наши, то есть и отцы, и деды, и прадеды, предки, праотцы, 12) отец – у пчеловодов: улей, пень, колода с пчелами, у которого отроился молодой рой (молодой рой без своей матки от отца не отходит). Заметим, что здесь даётся и полисемия (многозначность) и омонимия слова «отец». Полный церковнославянский словарь протоиерея Григория Дьяченко даёт следующие значения слова «отец»: 1) Отец Бог – Первое Лицо Святой Троицы (Отец вечный вечного Сына Господа нашего Иисуса Христа – Лк.10:22 ), 2) Отец – Христос, Отец будущего века ( Ис 9:5–6 ), 3) Бог Отец, в рассуждении тех, коих он создал во славу Свою и усыновил по благодати, 4) под именем отца разумеется иногда дед, прадед, прапрадед; отцы во множественном числе означают предков (см. многие места Святой Псалтыри), 5) отец называется иногда по гражданскому или духовному достоинству, по гражданской или духовной власти ( Суд.18:19 ; 1Цар.24:12 ), 6) отец – основатель какого-либо сочинения, учитель, наставник какой-либо науки или знания( Быт.4:20 ; 1Пар.4:14 ), 7) отец многих языков, то есть Авраам ( Быт. 17:4–5 ), он же – отец иудеев ( Мф.3:9 ), 8) отец мнимый ( Лк.2:48 ; Ин.6:42 ), то есть не прямой по естеству отец, но по мнению других, 9) отец – иногда значит верховный начальник, заступник, покровитель ( Иов.29:16 ) (Аз бых отец немощным и убогим).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

XXII. О христианском единении Церковь Христова истинно свята ( Еф.5:27 ), но не потому, что члены её суть люди безгрешные, а потому, что её Глава, Христос, свят, что свята её молитва и таинства, что свято её учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т.е. Христа, и ни в чём не преуспеваем, но обманываем самих себя ( Ин.1:8 ) и, кроме того, этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать, возможно ли человеческому естеству приобресть безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями, и для которых истинно распялся мир ( Гал.5:23:6:14 ), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? Итак, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:3–4:7:12–14 ; Гал.2:17 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–6 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда ( Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 ), так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . Господь явился на землю не судить людей, но взыскать и спасти погибшее: Мф.18:11 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими, последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14–16 . Только в особых потребных случаях Церковь отделяет от своей среды закоренелых ослушников: Мф.18:17 . Полное же отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 ; Ин.12:48 . Значит, совершенно неосновательно поступают сектанты, когда в вере отделяются от православных христиан, смущаясь тем, что среди последних много находится разных грешников и нарушителей закона. Распределение стада на группы подобает производить пастырям, а не овцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

§ 1. О книгах Ветхого Завета вообще I. Определение Книги Ветхого Завета суть те, священные книги, которые до Рождества Христова богодухновенными мужами написаны и преданы Церкви для всегдашнего правила веры и действий. II. Показание книг Ветхого Завета Оные суть: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Есфирь, Иов, Псалтирь, Притчей, Песни Песней, Премудрости Соломони, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Пророка Исаии, Пророка Иеремии, Плачь Иеремиев, Пророка Варуха, Пророка Иезекииля, Пророка Даниила, Пророка Осии, Пророка Иоиля, Пророка Аммоса, Пророка Авдии, Пророка Ионы, Пророка Михея, Пророка Наума, Пророка Аввакума, Пророка Софонии, Пророка Аггея, Пророка Захарии, Пророка Малахии, 1 книга Маккавейская, 2 книга Маккавейская, 3       книга Маккавейская, 3 книга Ездры. III. Разделение Сии книги суть двоякие: Одни суть правильные (Canonici) получившие наименование сие из Посл. к Гал. ( Гал.6:15,16 ) и Филип. ( Флп.3:16 ). Называются они правильными потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Таковые суть 5 книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре Царств, две Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалмы 150, Притчей Соломоновых, Песни Песней, Екклесиаста, Пророка Исаии, Иеремии с плачем его, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Аммоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Что сии, а не другие Церковь Иудейская и Христианская первенствующая правильными признавала, то свидетельствуют Правил Апостол. правило 85, Собора Лаодикийского правило 59, из св. отцов Афанасий в сокращении Священного Писания , Ориген у Евсевия кн. 6, Ист. цер. гл. 25, Кирилл Иерус. катех. 4, Иоанн Дамаскин кн. 4, гл. 18 и прочие; из Иудеев Иосиф, кн. 1 против Апиона, Мелитон у Евсевия Ист. церк. кн. 4, гл. 26 и другие. – И что они подлинно книги богодухновенные, то явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

архим. Иов (Гумеров) Деяния Святых Апостолов Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, сет. Беседы на Деяния апостольские (любое издание). Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов. Деяния святых апостолов. Толкование и руководство к изучению//Сост. М. Барсов (любое издание). Исследования, комментарии Артоболевский И. А. Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия. М., 1900. Глаголев Д., свящ. Второе великое путешествие святого апостола Павла с проповедью Евангелия. Тула, 1893. Глубоковский Н. Н. Святой апостол Лука/Евангелист и Дееписатель. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Григорий (Борисоглебский) , архим. Третье великое благовестническое путешествие апостола Павла. Сергиев Посад, 1892. Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2: Новый Завет . СПб., 2005. Лапшин В., свнщ. Деяния святых апостолов. Комментарии. Рига, 2005. Левинская И. Деяния апостолов. Историко-филологический комментарий (главы I–VIII). М.: ББИ, 1999. Левинская И. Деяния апостолов на фоне иудейской диаспоры. СПб., 2000. Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998. Михаил (Лузин) , еп. Толковый Апостол. Киев, 1890. Николин И. П. Деяния Святых Апостолов. Сергиев Посад, 1895. Фаррар Ф.В. Ироды (любое издание). Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святого апостола Павла (любое издание). План книги Деяний I. Церковь в Иерусалиме (I–V) Глава 1 Предисловие 1–5 Вознесение Господне 6–11 Избрание Матфия 12–26 Глава 2 Сошествие Святого Духа на апостолов 1–4 Проповедь ап. Петра, обращение трех тысяч 5–41 Первая Церковь 42–47 Глава 3 Исцеление хромого при Красных воротах 1–11 Проповедь ап. Петра 12–26

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Вопрос: Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Вопрос о каноническом авторитете Предания возник не в 16 веке, когда протестанты отвергли его, а еще в эпоху древних святых отцов. Реформаторы лишь ясно сформулировали свою позицию: «только Писание». Авторитет ими признается лишь за Библией. Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном и исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим – «покажите, где об этом говорится в Библии?» – хочется обратить к ним. В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (2Тим.3:16; 2Пет.1:21), но ни в одном месте не говорится, что, кроме Писания, не может быть еще другого руководства в делах веры. Господь наш Иисус Христос учил апостолов и народ не писанием, а словами и делами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.21:25). Божественный Учитель в течение Своей земной жизни говорил и действовал, уча примером: Первую книгу написал я …о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян.1:1). Иисус Христос также научал истолкованию Писания: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:21-22); Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:27-28). И после Своего воскресения Иисус Христос продолжал учить Своих последователей понимать смысл священных книг: И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк.24:27). Господь давал живой пример того, что ученики должны будут делать после Его Вознесения: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:15). Из вступления св. евангелиста Луки к написанному им Евангелию видим, что Предание предшествовало новозаветному Писанию, ибо были записаны несколько десятилетий спустя после Вознесения Господа: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк.1:2-4).

http://pravoslavie.ru/6811.html

Вопросы и ответы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Вопрос 29 Вопрос . Что следует говорить нам об умерших насильственной смертью, о брошенных в пропасть, заживо похороненных в земле или утопленных в море? Ответ . 1. По сказанному в Писании известно, что непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим 11:33). Тем не менее нам следует знать, что не все погибшие насильственной смертью претерпели это за грехи свои. О том свидетельствуют сыновья праведного Иова, бывшие также праведными и погребённые под развалинами дома (Иов 1:18–19). И Христос научает нас, говоря, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, а также те, кровь которых смешал Пилат с жертвами их, не были грешнее всех, живущих в Иерусалиме (Лк 13:1–5) 1 . 2. Поэтому отсюда мы узнаём, что праведники часто умирают насильственной смертью по неведомым и сокрытым судам Божиим, которые осуществляются тремя способами. Ибо Бог часто попускает праведным мужам подвергнуться погибели от диких зверей и землетрясений или утонуть в воде и низвергнуться с гор для того, чтобы остальные, будучи нерадивыми, устрашились и образумились, внушая себе следующий добрый помысл: “Если такой муж, бывший столь великим праведником, подвергся этому, то что должны претерпеть мы, грешники”? А иные святые мужи, также имеющие лишь малые прегрешения, умирают мучительной смертью: они, мужественно приняв страшную участь её, окажутся совершенными пред ликом Божиим. Бывает ещё, что некие могущественные владыки, приняв на себя грех народа своего, часто за это предаются пыткам, мечу и смерти, стяжав самим себе и народу своему высшее спасение, ибо и Христос принял смерть ради нас. Ведая это, мы не трепещем от суеверного ужаса, поскольку знаем и об усекновении главы Иоанна Предтечи 2 , и о распятии апостола Петра 3 , и о перепиливании пророка Исаии 4 , и о побитии камнями первомученика Стефана 5 , а также о других бесчисленных святых мужах, ставших жертвами тяжких болезней, подвергшихся многим опасностям и испытавших насильственную смерть 6 .

http://pravmir.ru/voprosyi-otvetyi/

Глава 1 Агг.1:1 . Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: Так как народ, радовавшийся возвращению из плена, еще не построил храма и не отстроил стен города и [город] еще не имел величия прежнего Иерусалима, а люди жили в домах, высеченных в ущельях, что более ясно выражено по-гречески словом: χολοστθμοις, т. е. расположенных внизу: то слово Божие обращено к тем, которые управляли народом Божиим не под властью царей Езекии, Аммона, или Иосии, пока существовал Иерусалим, а под властью Дария царя, владыки Персов, о котором и Даниил таинственно сообщает в своём свитке. Слово Дарий на нашем языке значит: рождения бывшия, что по-гречески выражается словами γενεα γενμεναι; и, действительно, народ, не имеющий храма, живший то здесь, то там, не заслуживал того, чтобы у него был царь другой, а не тот, который ревностно служил воспроизведению потомства, любил плоть и соблюдал заповедь, данную еще не воспитанному, изгнанному из рая человеку: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт.1:28,9:1 ). И так как Дарий был любителем дел плоти и союзником дракона, вся сила которого заключается в бедрах ( Иов.11 ), то видение посылается народу во второй год – число не чистое, обозначающее кожаные одежды после райской наготы и после единства девственного состояния; затем и в книге Бытия в то время, как в 1-й, 3-й, 4-й, 5 й, 6-й дни по окончании отдельных творений [говорится]: «И видел Бог , что добро», во 2– й день согласно Еврейскому тексту и переводам Акилы, Симмаха и Феодотиона этих слов нет. И на самом деле невозможно, чтобы Бог одобрил мыслью день второй, который, образовав число, нарушил единство. Присоединяется также и месяц шестой, не имевший, как и седьмой, праздников Божиих, но имеющий соотношение с шестью днями, когда сотворён мир, в котором мы несём тяжкие труды и в поте лица едим хлеб, а земля произращает нам терния и колючие растения и обсеменяемая пшеницею даёт листву и тростник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

8. Крещение детей Все люди в греховности: Кто родился чистым от нечистого? ни один ( Иов.14:4 ). «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ) «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Для спасения устроена Церковь с Главой Христом и Благодателем Духом Святым. Вход в Церковь чрез крещение – прощение грехов. Без крещения нет спасения: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Крещение для всех: «да крестится каждый из вас» ( Деян.2:38 ). " Все мы во Христа Иисуса крестившиеся в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ). Крестить должно всех приходящих: " приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ), и взрослых: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ), и детей: Иисус сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:14 ). Детей необходимо приводить ко Христу крещением, иначе не войдут в Царствие Божие: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Христос звал детей: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним: ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал; пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:15–16 ). Крещение заменило обрезание: «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым», т.е. в крещении ( Кол.2:11–14 ). Обрезывали восьмидневных: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» ( Быт.17:12 ). Младенцы способны воспринимать благодать Божию: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих» ( Мк.10:13 ). Праведная Елизавета говорила Божией Матери: «когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лк.1:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Печерский. 2.      Макариев. 3.      Благовещенский. 4.      Арзамас. Спасский. 5.      Дудин. 6.      Духов. 7.      Балахн. Покровский. 8.      Городец. Феодоров. 9.      Толоконцов. 10.      Зачатейский. 11.      Происхожденский. 12.      Воскресенский. 13.      Евфимиин. 14.      Крестомаров. 15.      Лысков. Казанский. 16.      –      Рождественский. 17.      –      Спасский. 18.      Высокогорский. 19.      Арзамас. Троицкий. 20.      Зеленогорский. 21.      Николаевский. 22.      Островоезерский. 23.      Княгининский. 24.      Великогорский. 25.      Великовражский. 26.      Кержебелбашский. 27.      Спасораевский. 28.      Оранский. 29.      Арзамас. Николаевский. 1 Печерский Вознесенский, под Нижним-Новгородом, основан св. Дионисием в XIV веке. Ныне первоклассный. [V, 164.] Архимандриты Св. Дионисий в 1374 хирот. в епископа Суздальского. Евфросин в 1390 хирот. в епископа Суздальского. Досифей . Игнатий , в начале XV века. Иосиф , 1424. Никандр 1433 оставил настоятельство. Павел определён 11 мар. 1433. Никандр , 1 сент. 1500, 3 февр. 1506. Илия , 1509–1514. Константин , 1531–35. Левкий , 1539–41. Тихон , 1542–1552. Иоаким , 8 мар. 1552, 1559–70, 5 апр. Иона , 15 янв. 1580. Ануфрий , 1584–89. Трифон , 1595–1604. Иоиль , 1607–10. Феодосий , 1611–16. Иов , с 1616, убит на дороге 30 мар. 1620. Макарий , 1624 и 25. Рафаил , 1628–1637 (упом, в июле), перев. в Псково-Печерский. Дионисий , 1637 и 38. Макарий , 1639–42. Рафаил (вторично?) 1643–45. Герман , 1645–49, сент. Тихон , 1649–51; 18 янв. перев. в Переяславский Залесский Даниилов. Стефан 28 нояб. 1651 перев. из Серпухова Владычня; до 1653. Герасим произведён в окт. 1653–1655. Иларион 1656 перев. из Желтоводского, а в 1657 хирот. в архиепископа Рязанского. Филарет перев. из Спасо-Каменного? 1658 –59; в нояб. перев. в Владимиро-Рождественский. Киприан , 1660–63. Иосиф , 1664, а в 1672 хирот. в епископа Коломенского. Симеон Милюков , 1672–1674, 14 сент. перев. в Спасо-Андрониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава II. Об отношении Бога как Творца и Промыслителя к миру духовному § 42. Разделение мира духовного на духов добрых и злых и отношение Бога, как Творца и Промыслителя, к тем и другим Мир духовный, по учению православной Церкви, составляют двоякого рода духи: духи добрые, иначе называемые Ангелами, и духи злые или демоны, которые также сотворены от Бога добрыми, но сделались злыми по собственной воле (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 19–21). Отношение Бога, как Творца, к духам добрым и злым одно и то же: тем и другим Он равно даровал бытие, даровал природу, силы и способности. Но, как Промыслитель, Он иначе относится к духам добрым и иначе к злым: первым Он содействует в их доброй деятельности и управляет ими сообразно с целью их бытия; а последним Он только попустил их падение и попускает их злую деятельность, и ограничивает ее, направляя ее, по возможности, к доброй цели. I. Отношение к Духам добрым или Ангелам § 43. Понятие об Ангелах; достоверность их бытия и происхождение их от Бога 1. Имя Ангел (γγελος, посланник, вестник) есть имя должности, а не природы. Потому не удивительно, если в Св. Писании оно усвояется разным посланникам Иеговы, возвещавшим волю Его, например – Моисею ( Чис. 20:16 ), и другим Пророкам ( Агг. 1:13 ; Ис. 33:7 ), Предтече Спасителя ( Мф. 11:10 ), Апостолам ( Лк. 9:52 ) и предстоятелям церквей ( Мал. 2:7 ; Ап. 1:20; 2:1 ). Но, в строгом и собственном смысле, Ангелами называются в Св. Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые. Так – 1. В книге Иова читаем: что бо? еда чист будет человек пред Богом? или в делах своих без порока муж? Аще рабом своим не верует, и во Ангелах своих стропотно что усмотре ( Иов. 4:17, 18 ). Здесь отличаются Ангелы и от Бога и от человека, и представляются по природе высшими человека. 2. Псалмопевец делает подобное же сравнение между человеком и Ангелами, только в более сильных словах: что есть человек, Господи, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил ecu его малым чим от ангел, славою и честию венчал ecu его ( Пс. 8:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010