Итак, все праведники пойдут в блаженное Царство Иисуса Христа, но не все они будут наслаждаться в нем равным блаженством, а у каждого будет своя мера, сообразная с мерой его трудов и подвигов на земле. Апостол говорит: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Основание блаженства заключается в самом человеке, в его внутреннем совершенстве. Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Таким образом, по слову апостола, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Но с другой стороны, область добродетели необъятна, и захватить ее всю одному невозможно, каждый выбирает себе свойственный образ деятельности. Это также служит основанием для различий в получении райского блаженства. Спаситель учил: кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мф.10:41–42 ). «Каждая из добродетелей, – говорит святитель Григорий Богослов , – есть особенный путь к спасению, и несомненно приводит к одной из вечных и блаженных обителей. Ибо как различны роды жизни, так и обителей у Бога много, и они разделяются и назначаются каждому по его достоинству. Поэтому пусть один исполняет одну добродетель, другой – другую, иной – многие, а кто-нибудь, если возможно, и все. Только да шествует каждый безостановочно, да стремится вперед и следует неуклонно по стопам того доброго путеводителя, который прямо направляет стезю его, и тесным путем, сквозь узкие врата, выводит на широту блаженства небесного». Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Есть там обитель веры и упования, в нее зовет отец верующих, Авраам. Есть обитель произвольной нищеты и самоотвержения, в нее зовет Моисей. Есть обитель терпения и преданности воле Божией, в ней обитает Иов. Есть обитель чистоты и целомудрия, в нее приглашают Иосиф и Сусанна. Есть обитель ревности по Богу и добродетели, ее предлагают Финеес и Илия. Есть обитель милосердия, в нее зовет Сам Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Мы ограничиваем его призыв только живыми, хотя сам Ап. Павел не делает такого ограничения, ведь у Бога все живы и «любовь никогда не перестает». Почему же Церковь прославленная, небесная не может молиться о нас Богу? К тому же Писание говорит, что Господь слушает более молитвы праведных (1 Пет. 3:12). Ап. Иоанн пишет: «...Мы имеем дерзновение и Богу, и, чего ни просим, получим от Него, потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:21-22). Христос также говорил: «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7). Бог слушает молитвы угодных Ему людей, праведных более, чем грешных. Сам Он повелевает Авимилеху просить молитв за себя у Авраама (Быт. 20:7), а друзьям Иова - у Иова (Иов. 42:8). Если мы уверены в себе, что мы праведники, что соблюдаем все заповеди Христовы, что делаем всегда благоугодное Ему, что пребываем во Христе и Его слове (т. е. творим всегда Его волю), то, конечно, мы можем молиться только Богу и не просить святых о молитвенной поддержке. Если же у нас хватает смирения понимать, что не во всем мы угодны Богу, то не будем пренебрегать молитвенной помощью святых, тем более, что даже Апостол Павел просил молитв у благочестивых учеников своих (Рим. 15:30; Еф. 6:18, Ведь молитвы к Богу, и святым не являются взаимоисключающими. На богослужении и по молитвослову более всего совершается молитв прямо к Богу и каждый христианин, конечно же, должен и имеет все права на то, чтобы молиться Богу непосредственно. Но ведь мы часто просим друг друга молиться о нас. Неужели это значит, что мы сами не можем помолиться Богу? Можем, но мы понимаем, что молитва сильнее, если молятся многие. В Православии разница лишь в том, что я могу попросить молиться обо мне не только живого брата, но и усопшего святого, так как во Христе все живы. Молитва в Теле Христовом есть то же, что кровеносная система в теле человека. Взаимное моление небесной и земной Церквей друг за друга является одной из тех связей, о которых пишет Ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Они друг другу противятся» ( Гал. 5:17  и Рим. 7 гл.). «Тело без духа мертво», говорит ап. Иаков. Из приведенных и многих других мест св. Писания (Иса. 38:12; Быт. 35:18 ; Тов. 3:6 ; Мар. 14:38 ; 2Кор. 5:1–9 и др.) мы видим, что тело, следовательно, и составная часть его – кровь, одно, а душа, или дух человека, совсем другое, самостоятельное, отличное от него и по происхождению и по природе начало. Что касается сравнения душ животных и людей, то хотя Слово Божие и приписывает души тем и другим, но различает их тоже и по образу происхождения и по их природе. Душа животных вместе с телом произошла из земли: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся душу живую..., да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» ( Быт. 1:20–24 ): душа человека, как мы уже видели, создана дуновением Божьим, имеет не земное, а небесное происхождение: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7  сравн. Прем. С. 15:11). Вот почему, если св. Писание и называет душу человека одним и тем же словом: «душа», по–еврейски – «нефеш», то по отношению к человеку она употребляет его только для обозначения низших сторон духовной жизни человека: ума, памяти, знания, воли, чем обладают и животные; но когда слово Божье говорит о душе человека, указывая на высшую ее духовную природу, обладающую разумом, верой, бессмертием, тогда оно называет его другим словом: «дух» по–еврейски – «руах», каковое слово (за исключением одного лишь раза: Екл. 3:21 ) никогда не употребляется в Писании, когда говорится о душе животных 35 . В Св. Писании одним и тем же словом иногда обозначаются совершенно различные понятия и предметы; так, напр., слово «крест» обозначает и видимый, вещественный крест (Мф. 27:32) и страдания (Мф. 14:24) слово «чаша» обозначает и сосуд (Мф. 10:42) и также страдания (Мф. 22:22); слово « Церковь » означает и общество верующих (Мф. 18:17) и храм ( 1Кор. 11:18–22 ) и т. п. Адвентистам нужно помнить, что слово Божье называет «душой» духовную природу не только человека, но и Бога: «Он тверд, говорит Иов о Боге, и кто отклонит Его? Он делает, что хочет душа Его» (23:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Подобные изображения сохранились на рельефах из Дур Шаррукена 4 . на стеле с законами Хаммурапи (XVIII век до Р. Х.): бог Шамаш, дающий Хаммурапи свое благословение, сидит на троне в шлеме с тремя рогами 5 . на стеле Нарам-Суэна (XXIII век до Р. Х.) можно видеть рогатый венец у правителя 6 . на стенописи в храмовом помещении дворца Зимри-Лима в Мари (XVIII век до Р. Х.) 7 . а также на шумерских печатях III тысячелетия до Р. Х. 8 . Очевидно, что для человека Древнего Востока рог животного был символом божественной власти и могущества. Поэтому вавилонские и ассирийские цари усвоили себе эти символические рога как знак могущества, пожалованного им богами. Подобно им, ханаанские цари украшали рогами свои шлемы и венцы. Как будет показано ниже, рог животного послужил для создания нескольких библейских метафор. Однако прежде чем мы обратимся к их анализу, выясним прямое значение слова qeren в Ветхом Завете. Прямое значение слова «рог» (qeren) в Священном Писании Следует заметить, что слово qeren многозначно, то есть служит для обозначения разных предметов: 1) рогов животных И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими ( Быт.22:13 , см.: Втор.33:17 , Пс.21:22 ). Жизнь древних евреев – кочевого народа, главным занятием которого было скотоводство, протекала в окружении различных диких и домашних животных, имевших рога: баранов ( Быт.22:13 ), буйволов ( Чис.24:8 ; Втор.33:17 ), быков ( Чис.7:15 ), козлов ( Быт.31:10 ). Рога перечисленных животных широко использовались древними евреями в повседневной жизни; 2) сосуда для жидкости (рог с елеем для помазания царей) И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди ( 1Цар.16:1 , см. также: 1Цар.16:13 ; 3Цар.16:39 ). Как еще один пример использования рога в качестве сосуда для благовоний можно упомянуть загадочное имя третьей дочери патриарха Иова – Керенгаппух (рожок с притираниями) ( Иов.42:14 );

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

Сергей Ч 24 августа 2017, 19:17 Уважаемая Людмила Вы видимо не прочитали О.Иова http://pravoslavie.ru/6955.html " Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. " Сейчас мы живем в двояком духовном пространстве. Нередко можно видеть рядом с храмом или монастырем памятник Ленину. " Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместность храма Божия с идолами? " Людмила 24 августа 2017, 14:42 Сергею Ч. Уважаемый Сергей, надо различать грех и гнет последствий от чужого греха, который может лечь на неповинного человека. Например, нападает злодей на ни в чем неповинного человека в темном переулке и калечит его. Гнет последствий у потерпевшего остается на всю жизнь, но в чем ему каяться? Так же и тут совершили грех некоторые люди в начале столетия совершили злодеяния, а мы теперь расплачиваемся.Мы жертвы и каяться не в чем. Сергей Ч 23 августа 2017, 20:50 Людмиле. Полная цитата: .... не являются нашими грехами. Однако на нас ложится гнет последствий этих преступлений. Я опять ссылаюсь на Уважаемого о.Иова http://pravoslavie.ru/6955.html Здесь он говорит о том, что если дети покаялись, то только в этом случае снимается их вина за грехи родителей. Очевидно, что речь идет о покаянии русского народа, как нации в целом. Ну и какое же наше покаяние ? В каждом городе, поселке стоит памятник цареубийце, а на главной площади страны красуется языческий мавзолей. В честь убийц и насильников названы города,улицы, площади и т.д. А нарушение Соборной клятвы 1613 г. , это разве не грех ? Людмила 23 августа 2017, 16:22 Сергею Ч. Иов Гумеров автор глубоких статей, всегда с удовольствием его читаю на этом сайте, стараюсь не пропустить ни одной статьи, написанной им. Эту статью я тоже прочла, но нигде в этой статья иеромонах не говорит о вине за убийство царя, лежащей на нас. Вот цитата из этой статьи: " Тяжелые грехи предков (цареубийство, отпадение от веры и Церкви, принятие богоборческой идеологии, разрушение вековых традиций и другие) не являются нашими грехами. " Прочтите еще раз эту статью.

http://pravoslavie.ru/105707.html

Состоящий из двух членов стих встречается всего более в произведениях еврейской поэзии, он преобладает в кн. Иова и в некоторых отделах притчей и притом так, что стихи из большего количества членов встречаются в них, как исключение. Двучленные стихи преобладают также в псалмах. В синонимическом паралелизме в обоих членах одна и та же мысль или просто повторяется, только в других словах, или выражается в положительной и отрицательной форме, напр.: «Смертный пред Богом праведен ли? Чист ли человек пред Создавшим его!» Иов. 4:17 . «Приобретай премудрость, приобретай разумение. Не забудь, и не уклоняйся от изречений уст моих» Притч. 4:5 . Иногда мысль распадается на две половины и в этих двух половинах все её содержание выражается или положительно, или и с положительной и с отрицательной стороны, напр.: «И наполнены будут житницы твои изобилием, И виноградный сок чрез края польется подточильные чаны твои.» Притч. 3:10 . «Храни, сын мой заповедь отца твоего; И не оставляй учения матери своей.» Притч, 4:20. Иногда же содержание стиха распадается так, что один из его членов выражает данную мысль полнее, нежели другой, именно во втором члене или повторяется только часть первого, или же мысль первого точнее определяется и развивается, например: «Царства земныя, пойте Богу, Бряцайте Господу.» Пс. 67:33 . «На Тебя уповали отцы наши, Уповали, и Ты избавлял их.» Пс. 21 . В антитетическом паралелизме второй член обыкновенно выражает мысль противоположную мысли первого. Но иногда положение и противоположение совмещаются в каждом из двух членов стиха, например: «Мудрый сын радостъ отца, А глупый сын горе для матери своей.» Притчи 10:1 . «Они вопиют; но нет спасающаго: Ко Господу, но Он не внемлет им.» Пс. 17:42 . Очень разнообразен паралелизм синтетический: в нем второй член или продолжает и пополняет мысль первого, или обосновывает её, или же уясняет посредством сравнения, например: «В Твою руку предаю дух мой, Ты избавил меня, Господи, Боже истины» Пс. 30:6 . «Кто злословить отца своего и матерь свою,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Спаситель Богочеловек имел нужду в молитве. Неужели ты, человек, не имеешь нужды в ней? Если рассматривать себя как тварь, как создание Божье, что значишь ты вне Божьего сотворения и хранения? Ничто. Как твое ничтожество не имеет никакого права на бытие, так и твое бытие не имеет никакого права на блаженство. Только по благости Божьей ты существуешь, и только по милосердию Божьему можешь быть ты блажен. Но сего мало. Ты не просто сын первозданного Адама, ты сын Адама согрешившего и за это осужденного Божественным Правосудием. Ты один из потомков его, которые все рождаются в грехах, по слову праведного Иова: Кто родится чистым, от нечистого? Ни один. Если дни ему определены ( Иов.14:4–5 ). А потому ты имеешь нужду не в милости Божьей, как Его создание, но в помиловании Его, как грешное создание Его. «Знаю это, – скажешь ты, – да не могу принудить себя к молитве, так как не имею необходимого для сего настроения». Правду говоришь ты, человек, но только из своей правды делаешь неправильный вывод. Подлинно, есть в природе человеческой странная двойственность и противоречие направлений. С одной стороны, чувство нужды в Божественном и желание общения с Богом. А с другой – какая-то тайная неохота заниматься Божественным и наклонность убегать от собеседования с Богом. И не трудно понять, отчего это так. Первое из сих направлений принадлежит природе первозданной, а последнее – природе, поврежденной грехом. Это есть продолжение доныне того движения, которое сказалось в прародителях по первом нарушении ими заповеди Божьей. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога ( Быт.3:8 ). Если ты, подобно прародителям твоим, хочешь бежать от Господа, беги. Но знай, что за это бегство от Господа будешь изгнан огненным Херувимом из чертога райского блаженства. А если хочешь блаженствовать с Господом, не убегай от Него, а напротив – прибегай к Нему, поборая в себе греховное отчуждение от Него. «Я молюсь, – скажешь ты, но молитва моя бездейственна и бесплодна». Действительно, бывает и такой молитва наша, но не по существу своему, а по немощи нашей. Молитва твоя бывает бездейственна и бесплодна потому, что ты или молишься не о том, о чем следует молиться, или молишься не так, как следует. «Будь мудр в твоей молитве, – говорит святой Исаак Сирин , – не проси в ней ничего тленного и суетного, помня заповедь Спасителя: Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все (то есть все потребности для временной жизни) приложится вам ( Мф.6:33 )». А если желаешь молиться о земном, проси себе того, что считаешь себе нужным и полезным. Но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божьей в вере и уповании на всемогущество, премудрость и благость воли Божьей. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимоидет определенная Ему чаша. Впрочем не Моя воля, – заключил Он молитву свою ко Отцу, – но Твоя да будет ( Лк.22:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Ст.8: «Неужели ты не видел раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле?» 42. Что «Иов» толкуется как «страдающий», мы уже сказали ранее. Страдая, он прообразует Того, о Ком Пророк, свидетельствуя, утверждает, что Он понес наши скорби. Кому нет подобного на земле, потому что каждый человек – только человек, Он же – Бог и Человек. На земле нет никого подобного Ему, так как, даже если приемный сын возрастает в приобретении Божественного, он никаким образом не становится Богом по природе. Он (Христос) правильно назван рабом, потому что не отказался принять вид раба. И Он не оскорбил величие, приняв смирение плоти, и для служения Он не изменил того, что у Него было, и не умалил божественное человечеством, и не поглотил человечество Божеством. И так как Павел сказал: « Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но истощил Себя Самого, приняв образ раба» (Филип. 2; 6), Ему истощить Самого Себя значит при невидимости Своего величия показывать Себя видимым, чтобы образ раба скрывал то, что неописуемым божественным образом наполняет все. То, что Бог говорит дьяволу через прообраз: « Неужели ты не видел раба Моего Иова?» – значит, что Он показывает ему Единородного Сына в удивительном виде раба. Ибо тем, что Он явил такую добродетель во плоти, Он словно показал гордому противнику то, над чем он будет, скорбя, размышлять. Так как Он упоминает о благом муже, что вызывает удивление, остается, чтобы Он для подавления гордости врага перечислил его добродетели. ГЛАВА 24 «Человек простой и боящийся Бога, и удаляющийся от зла?» 43. Приходит среди людей Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус (см. 1Тим. 2, 5), чтобы дать пример жизни людям — простой; к поражению злых духов – праведный; к побеждению гордости – боящийся Бога; к очищению нечистоты в жизни Своих избранных – удаляющийся от зла. О Нем преимущественно говорит Исаия: «И наполнит Его дух страха Господня» (Ис. 11; 3). И Он Сам полностью удалился от зла, потому что не желал подражать делам, которые нашел в людях, как и апостол Петр свидетельствует: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет.

http://bogoslov.ru/article/4880676

Стало быть, этим местом Откровения не разоряется, а подтверждается учение Православной Церкви о молитвах умерших святых за Церковь земную и за тех, которые испрашивают у них молитв. Откр.8:3–4 . «И пришёл иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога». Объяснение. Для уяснения этого места необходимо обратиться к параллельному месту Ветхого Завета: Чис.16:46 . Как там, так и здесь разумеются молитвы ходатайственные, отвращающие от людей окончательную гибель. К молитвам святых присоединяется фимиам, который имеет особенное свойство направляться вверх, и то же свойство приписывается и молитве людей: Пс.140:2 . Присоединяясь к благоуханию жертвы Христовой: Еф.5:2 , ходатайственные молитвы святых легко возносятся пред Бога рукой Ангела (здесь основание для почитания Ангелов). 3Цар.8:39 . «Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих». Объяснение. Здесь говорится лишь о том, что Один только Бог Сам Собою, Своим всеведением знает всё. Святые же Ангелы и угодники Божии знают тайны человеческого сердца не сами по себе, а вследствие откровения им от Бога, или по благодати Божией, обитающей в них: 2Пет.1:3–4 ; Лк.1:28 . Ангелы знают, что совершается на земле, а следовательно знают и наши нужды: Тов.12:12–13 ; Пс.90:10–13 ; Евр.1:14 , поэтому-то как к святым Ангелам, так и к святым угодникам и прибегаем с молитвой о ходатайстве за нас пред Богом: Быт.20:6–7 ; Иов.42:7–8 ; ср. Мф.10:40 . Пс.29:10 . «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?». Объяснение. Кровью называется здесь плоть, потому что плоть не что иное, как сгущённая кровь. Давид, надеясь на долготерпение и незлобие Божие, как бы так говорит: будет ли прославлять Тебя, Господи, прах и пыль, в которую я обращусь через постигшее меня бедствие? ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таким образом, мы испытываемся несчастиями, как золото огнем. Сколько из наших христиан претерпели без малейшего стона сожжение не руки только, но и всего тела, между тем как, если бы захотели, могли бы избавиться от страданий. Я сопоставлю своих мужчин с Муцием, или Аквилием, или Регулом; но у нас не только мужчины, даже отроки и женщины наши, вооружившись терпением в страданиях, презирают ваши кресты, пытки, зверей и все ужасы казней» (гл. 37). Вот почему до своих страданий праведный Иов, по его же собственным словам, «говорил о том, чего не разумел», и только после перенесения их он понял значение и смысл их, а вместе и жизни: «поэтому я отрекаюсь», говорит он, «и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42, 3–6). Красноречивейший выразитель самого отчаянного пессимизма, как естественного следствия забвения людьми Бога, мудрый Екклезиаст настолько высоко ценит страдания в смысле воспитательного средства в руках Промысла, что в их отсутствии видит повод к человеческому озверению: «сказал я в сердце своем о сынах человеческих», – так размышляет он, – «чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе – животные» (3, 18). Можно сказать, всему миру известно классическое изречение Притчей Соломоновых о наказании, как выражении Отчей любви к сынам человеческим: «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (3, 12). Таких мест в священных книгах бесчисленное множество, а им согласно вторит целый хор светских писателей,– разумеется лучших, не отчаявшихся в полноценности нравственного блага, включительно до одного из главных действующих лиц в «Преступлении и наказании» произносящего следующие глубоко захватывающие слова: «я всему страданию человеческому поклонился..., за то, что страдание достойно этого поклонения, как свышний дар, с помощью которого люди воспитываются и дорастают до высоты своего человеческого достоинства». «Ты можешь любить землю», пишет Карлейль , «несмотря на то, что она причиняет тебе страдание, потому именно, что она причиняет их» ( Wilhelmi , «Th.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010