“Огорченные душою” — так говорят о людях с чуткими, чувствительными душами; более всего к ним относятся правдоискатели. Они “ждут смерти”, ибо их печалит тленность всего земного, земной красоты и любви. Божий мир их не радует. Иов плачет не о себе, а о человеке, “которого путь закрыт”. Друзья же утешают его, как провинившегося ребенка, а жалобы его воспринимают как малодушный плач. Праведность Но Он знает путь мой; пусть испытает меня — выйду, как золото. Иов 23:10 Первая речь Елифаза. Главы 4, 5 Начинает утешать Иова Елифаз, он самый уважаемый из трех старцев. Елифаз считает, что Иов в чем-то провинился и призывает его покаяться: Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай (5:17). И тогда Бог простит грех и узнаешь, что шатер твой в безопасности и увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле и войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (5:24–26). Ответ Иова. Главы 6, 7 Елифаз, утешая Иова, только раздражает его. Иов честен сам с собой: он — праведник. Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши (6:26). Елифаз не понимает сути происходящего. Его слова — все равно, что “пища без соли” 4 . Иов воспринимает свои страдания как посещение Божие: стрелы Вседержителя во мне ужасы Божии ополчились против меня (6:4). Что значат эти слова? Суть бунта раскрывается по мере повествования. Елифаз, называя людей храминами из брения, сказал: Не погибают ли с ними и достоинства их? (4:19,21). С этим не может смириться Иов. Праведность в его понимании отличается от понимания ветхозаветного. Праведник не значит “безгрешный”, и уж тем более праведность не означает пожизненную “правость”, гарантированный, как считает Елифаз, союз с камнями полевыми (см. 5:23). Но праведность со счетов не скинешь. По разумению Иова, праведность — это возможность богообщения и залог бессмертия, а не временного благополучия. Находясь на пороге смерти (его оплакивали семь дней, как покойника), Иов безутешен.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

Иов.4:12 .  И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. ( Аще же глагол кий истинен бе в словесех твоих). Слова «глагол кий истинен бе в словесех твоих» показывают, что Иов многократно произносил изречения, достойные уважения, или побуждая других к соревнованию, или для объяснения божественного управления ( η και ετρας ενεκεν οιονομας). Иов.4:18 .  Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки ( Аще рабом Своим не верует и во ангелах Своих стропотно что усмотре). Хорошо сказал: «усматривает», показывая через это Его премудрость, чтобы не возвеличивало их превосходство природы, а были бы они совершенно подчинены Богу. Если и в них «усматривает недостатки», то есть, наказал оставивших свое жилище. Иов.4:19–20 .  …Которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. ( Порази ( αυτους) якоже молие, и от утра даже до вечера ктому не суть). «Которые истребляются скорее моли» ( «Порази якоже молие»), то есть, поразил легко и самое внутреннее. Иов.4:21 .  Дхну бо на ня и изсхоша, и понеже не имеяху премудрости, погибоша. «Дхну» – то есть, не делая усилия: захотел только, и жизнь их окончилась. Сказано это в переносном смысле от обычая разгневанных, которые вместо того, чтобы делать выговор, надуваются. «Между утром и вечером они распадаются» ( «от утра... до вечера... не суть») сказано или потому, что Иов подвергся всему в один и тот же день, или чтобы показать, что Бог не имеет нужды во времени, когда наказывает нечестивых. Глава 5 Иов.5:6–7 .  Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх ( Не имать бо от земли изыти труд, ни от гор прозябнути болезнь: но человек раждается на труд, птенцы же суповы высоко парят). Что же? Разве пользуются особенным промышлением? Нет, поскольку ни земля, ни горы, так как лишены чувства: это, говорит, естественный предмет, бессильный избегнуть несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Все 3 варианта построения структуры И. к. не являются альтернативными, каждый из них по-своему демонстрируют равновесие прозы и поэзии в замысле автора, использующего их с учетом возможности эмоционального воздействия на читателя. Содержание В прологе (Иов 1-2) сообщается о жизни праведного мужа по имени Иов, к-рый «знаменитее всех сынов Востока» (1. 3). Он изображен главой большой семьи (1. 2), владеющей стадами домашнего скота (1. 3). Автор особо отмечает непорочность и справедливость Иова, который ежедневно возносил жертву всесожжения за каждого своего сына (1. 4-5). Пир в доме первородного сына Иова. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 16v) Пир в доме первородного сына Иова. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 16v) Однажды «сыны Божии» (в LXX: ο γγελλοι το θεο; ср.: Быт 6. 4 и Иов 38. 7), и среди них сатана (1. 6), пришли к Господу. Господь, одобряя жизнь Иова, спрашивает сатану: «...обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле...» (Иов 1. 8). В ответ сатана усомнился в бескорыстии благочестия Иова, поскольку Бог охраняет его благосостояние (1. 9): «...простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?» (1. 11; ср.: Быт 3). Тогда Господь позволяет сатане испытать Иова, запрещая ему только посягать на личность праведника (Иов 1. 12). Потеряв любимых детей и все имущество (1. 14-19), Иов разрывает на себе одежду, посыпает голову пеплом, бросается на землю и произносит слова, достойные его благочестия: «...наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1. 21). Разорение дома Иова. Убиение сыновей. Роспись ц. Санта-Мария Ассунта в Сан-Джиминьяно, Италия. 1367 г. Худож. Бартоло ди Фреди Разорение дома Иова. Убиение сыновей. Роспись ц. Санта-Мария Ассунта в Сан-Джиминьяно, Италия. 1367 г. Худож. Бартоло ди Фреди Господь, обращаясь к сатане, хвалит стойкость Иова, обвиняя сатану в желании оклеветать праведника. Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого Иова, его «кость» и «плоть» (2. 4-5). Бог дает согласие, требуя только, чтобы Иову была сохранена жизнь, и сатана насылает на Иова страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа). Жена Иова, видя мучение мужа, говорит ему: «...похули Бога и умри» (2. 9). Иов отвергает ее безумный совет: «...неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2. 10).

http://pravenc.ru/text/578206.html

Глава 26 Ответная речь Иова на речь Вилдада в третьем разговоре. 1–4. Характеристика речи Вилдада. 5–14. Иову, как и Вилдаду, известно всемогущество Божие. Иов.26:2 .  как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Так как речь Вилдада ничего не дает для разрешения волнующего, «расслабляющего» сердце Иова ( Иов 23.16 ) вопроса о причине страданий праведника, неправосудном отношении к нему Бога (XXIII) и благоденствии грешников ( Иов 24.25 ), то она и вызывает с его стороны справедливое ироническое замечание: «как ты помог бессильному!» Своими рассуждениями Вилдад не помог Иову, бессильному разрешить загадку своего бытия, и потому нисколько не утешил его ( «поддержал мышцу немощного»). Иов.26:3 .  Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Иов.26:4 .  Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя? Еще с большим сарказмом отзывается Иов о приведенных Вилдадом доказательствах в пользу мысли о божественном всемогуществе. Как полно и всесторонне освещен им этот вопрос ( «как во всей полноте объяснил дело»). Не получил ли он откровение свыше? ( «чей дух исходил из тебя?»). Все сказанное Вилдадом известно Иову, этому глупцу ( «немудрому»), по мнению друзей. Иов.26:5 .  Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них. Иов знает о всемогуществе Божием не менее, если не более, Вилдада. Ему известно, что оно ничем не ограничено, для него не существует преград. Доказательством этого является трепет пред Господом рефаимов (ср. Пс 87.11 ), обитателей шеола. Хотя последний и отделен от небес, жилища Божия, водным пространством, но оно не останавливает действия божественного всемогущества: «рефаимы трепещут». «Рефаим» значит слабый, подобный тени, подобное название усвояется жителям шеола – умершим, потому, что последний представлялся местом покоя, сна ( Иов 3.13 ; Ис 26.19 ), полусознательного состояния, из которого его обитатели выходят только под влиянием внешнего воздействии ( Ис 14.9 ). Иов.26:6 .  Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 Четвертая речь Елиуя. 1–33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию. Иов.36:2 .  подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного. Иов.36:3 .  Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость, Иов.36:4 .  потому что слова мои точно не ложь: пред тобою – совершенный в познаниях. Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, – из действий Творца в истории человечества и природе ( «издалека» ­­ евр. «лемерахок», ср. Иов 39.29 ; Ис 37.26 ) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога. Иов.36:5 .  Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца; В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды ( Иов 9.4–12 ), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, – «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество – чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12.13 ). Иов.36:6–15 . Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества. Иов.36:6 .  Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Иов.36:7 .  Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34.19 ) и охраняет добро – «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1Цар 2.8 ; Пс 112.7–8, 131.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–5. Благочестие Иова и полное благоденствие, как награда за него. 6–12. Причины страданий Иова. 13–19. Бедствия, постигшие праведника. 20–22. Терпение страдальца. Иов.1:1 .  Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, – жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру ( Иов 2.3 ; ср. Иов 1.21 ; Иов 23.11–12 ; Иов 31.1 ), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), – соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, – отношения к Богу, лежал «страх», – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств ( Иов 15.4 ; Иов 37.23–24 ), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла ( Быт 3:10, 18:15 ; Пс 64.9 ). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла ( Пс 33:15, 36:27 ; Притч 14.16 ). О месте жительства Иова см. во Введении. Иов.1:2 .  И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов.1:3 .  Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами ( Втор 28.1–13 ). Подобная точка зрения всецело разделяется и автором нашей книги. Влагая в уста сатаны слова: «разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, ...дело рук его ...благословил?» ( Иов.1:9–10 ), он дает понять, что отмечаемое им многочадие Иова, обилие скота, доставлявшего пищу и одежду (овцы), служившего к переноске тяжестей и обработке полей (верблюды, волы и ослицы ( Иов.1:15 ; ср. Быт 42.26 ; 1Цар 25.18 ), а равно и множество неизбежной в данном случае прислуги (евр. «ебудда», « δουλεα» Акилы, LXX же одновременно усвояют данному слову двоякое значение: « πηρεσα πολλ σφδρα», – «слуг много зело», и " ργο μεγλα ω αυτ π τς γς», – «дела велия бяху ему на земли», разумея, кажется, под делами земледелие, так как еврейское «ебудда» в Быт 26.14 они передают термином « γεωργα») суть награда за благочестие. Согласно Втор 28.13 , таким же воздаянием за праведность можно считать и славу Иова среди «всех сынов Востока», – потомков Авраама от наложниц, отправленных им на Восток ( Быт 25.6 ) и населявших Аравию, а равно и население Месопотамии, так как она называется «страною восточною» ( Быт 29.1 ; Чис 23.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как местности, посыпанные серою, необитаемы для людей ( Втор 29.22–23 ), то под имеющими поселиться в шатре нечестивого естественнее разуметь не людей, но диких животных, между прочим, шакалов, которыми пророки заселяют постигнутые гневом Божьим развалины городов ( Ис 13.20–22, 27.10 ). Иов.18:16 .  Снизу подсохнут корни его, и сверху увянут ветви его. Полная гибель дерева с ветвями и корнями ( Ис 5.24 ; Ам 2.9 ) – образ гибели семейства нечестивого, о чем идет речь ниже (ст. 19). Иов.18:17 .  Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Иов.18:18 .  Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли. От нечестивого, как и его жилища, не остается никакого следа: память о нем исчезает, что считалось величайшим несчастием ( Втор 25.6 ; Сир 46.14–16 ), и имя предается забвению «на площади», буквально с еврейского «на лице хуц» – «поля» ( Иов 5.10 ; Притч 8.26 ), в местностях, лежащих, за пределами той страны, в которой жил нечестивый. Ст. 18 представляет образное выражение мысли ст. 17. Иов.18:19 .  Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его. От нечестивого не остается потомства. Иов.18:20 .  О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом. Навсегда лишь памятен день гибели грешника как для современников, так и для потомков, по объяснению других (Делича), – для народов востока и запада, потому что евр. слово «ахароним» («потомки») употребляется в смысле «запад», а «кадмоним» («современники») – «восток». Подобное толкование находит для себя подтверждение в замечании ст. 17, что имя нечестивого предается забвению в лежащих за пределами его родины местностях. Иов.18:21 .  Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога. Ввиду, может быть, заявления Иова ( Иов 17.11–16 ) Вилдад не находит нужным закончить свою речь словом утешения, как он поступил в первый раз ( Иов 8.21 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.1:4 .  Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Иов.1:5 .  Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни. Характеристика благочестия Иова восполняется новою чертою. Он заботится не только о личной нравственности, но и нравственности своих детей, выражая это в приношении жертвы всесожжения (замечание синодального текста о жертве за грех заимствовано из перевода LXX; еврейский текст упоминает только о жертве всесожжения) за возможные с их стороны грехи в дни пиршеств. Последние устроялись его сыновьями, «каждым в своем доме, в свой день» (ст. 4), т. е. или в дни рождения, как полагают некоторые, ссылаясь в подтверждение данного взгляда на Иов 3.1 : «проклял день свой» и Быт 40.20 (обычай праздновать дни рождения), или же ежедневно, как думают другие. Последнее понимание представляется более вероятным. Семь пиршественных дней, падающих, сообразно с днями рождения, на различное время года, и потому отделенных друг от друга такими или иными промежутками, едва ли могут быть названы «кругом» (ст. 5). Второй взгляд не требует непременно допущения той невероятной мысли, что дети Иова все время, круглый год проводили в пирах. После семидневного пиршества мог быть перерыв. Иов.1:6 .  И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. При благочестии Иова причина постигших его бедствий заключалась не в нем; она лежала вне его, – в клевете злого духа (ст. 9–11), давшей Божественному Правосудию повод доказать на примере Иова торжество правды и добра над злом. На поэтическом языке автора книги данная мысль выражена образно: им нарисована небесная картина явления пред лице Божие «сынов Божьих», т.е. ангелов ( Пс 28:1, 88:7 ; Дан 3.92 ), названных так по своей богосозданной и богоподобной природе, и вместе с ними сатаны (ср. 3Цар 22.19–22 ). Последнее имя, выражая идею злого, коварного существа, в смысле нарицательном обозначает вообще противника, клеветника ( Чис 22.22 ; 1Цар 29.4 ; 3Цар 5:18, 11:14, 23, 25 ; Пс 108.6 ), а в смысле собственном – злого духа ( 1Пар 21.1 ; Зах 3.1 ). «Гассатан» (с опред. членом) – враг в абсолютном смысле, – враг Божий, божественных планов и творений – людей, их спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из русских авторов наиболее подробный анализ второго дополнения сделали П. А. Юнгеров 169 и еп. Филарет (Филаретов) 170 . 2.3.6. Использование в богослужении . Иов. 2:9 читается на паремии, на вечерне в среду Страстной седмицы. Дополнение вместе с Иов.41:12–17 читается как паремия на вечерне Страстной Пятницы. Иов является невинным страдальцем и в христианской экзегезе понимается, как прообраз Христа. Иов, во время своих страданий, верил, что они прекратятся, и своё выздоровление понимал, как надежду на воскресение: «А я знаю, искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его» ( Иов.19:25–26 ). Так же и Господь наш Иисус Христос предсказывал не только Свои страдания и смерть, но и тридневное воскресение: «Сын человеческий предан будет архиереям и книжникам, и осудят его на смерть, и поругаются ему, и уязвят его, и убиют его, и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). Иов, когда страдал, был, как заживо погребенный, его выздоровление стало похожим на воскресение из мертвых, и, тем самым, стало прообразом воскресения Христа. Можно увидеть связь между благополучным состоянием Иова – после тяжких испытаний и спасительными дарами – после страданий и крестной смерти Христовой 171 . Псалом 151 2.4. Псалом 151 . Канонический текст Псалтири в еврейской и христианской Библии состоит из 150 псалмов. Однако, православные издания Библии добавляют 151-й псалом, который считается иудеями, католиками и протестантами апокрифом. В церковнославянском переводе надписания указано, что «сей псалом особ писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа». Выбор из множества других неканонических псалмов и его место может говорить о его важности в сравнении с другими. То, что этот псалом стоит в конце Псалтири и написан «отдельно» (διγραφος), «вне числа», делает его своеобразным эпилогом всей книги 172 . 2.4.1. Содержание . По своему содержанию 151-й псалом – это автобиографическое повествование от имени Давида. Псалом предполагает знакомство читателя с библейским текстом, из которого черпаются идеи и фразы (напр., 1Цар.16–17 ; Пс.77:70–72; 88:20 ; Ср. 2Цар. 6:5 ; Деян.13:22 ). Как и многие псалмы, он написан с использованием параллелизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Глава 22 Речь Елифаза в третьем разговоре. 1–5. Правосудие Божие, как основание для заключения о греховности Иова. 6–20. Двоякого рода грехи Иова. 21–30. Совет сблизиться с Богом и последствия этого. Иов.22:1 .  И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: Иов.22:2 .  разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Иов.22:3 .  Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Иов.22:4 .  Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел «разумного», – «ищущего Бога» (евр. «маскил»; ср. Пс 13.2 ), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. Прем. 6.7 ) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду. Иов.22:5 .  Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности. Иов.22:6 .  Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Предполагаемые («верно») грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. Исх 22.26–27 ; Втор 24.10–13 ) с «братьев своих», т. е. лиц одного с ним племени, и притом «ни за что», т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. Иов 20.19–21 ), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, – ничего не имеющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010