Часто и малые дары утоляли великий гнев Судии. 33) Кто действительно дает отчет в делах своих, тот почитает потерянным всякий день, в который не плачет, хотя бы и сделал в оный сколько-нибудь доброго. 34) Никто из плачущих да не питает себя надеждою, что при исходе своем получит удостоверение. Ибо неизвестное – не твердо. Ослаби ми удостоверением, да почию, прежде даже не отыду отсюда не удостоверенный ( Пс.38:14 ). Где Дух Господень, там узы разрешены, где несравненное смирение, там узы также разрешены. А в ком нет сих двух удостоверений, те пусть не обольщают себя; они – еще связаны. 35) Живущие в мире, и они одни, чужды сих удостоверений, наипаче же первого, но некоторые, ради своей милостыни, при исшествии своем текут с надеждою, зная о своем приобретении. 36) Кто плачет о себе, тот не станет узнавать о плаче, или падении, или укоризне другого. Пес, пойманный зверем, тем более ярится на него, до остервенения раздражаемый болью в язве. 37) Будем внимательны к тому, чтобы совесть не перестала обличать нас, не вследствие чистоты, но как бы приведенная в изнеможение нашими грехами. Признак разрешения нашего в грехопадении – всегдашнее признание себя должниками Богу. 38) Ничто не равняется Божиим щедротам, или ничто не превышает их. Посему, кто отчаивается, тот самоубийца. Признак попечительного покаяния – признание себя достойным всех приключающихся, видимых и невидимых, скорбей, и даже еще больших. Моисей, после того как видел Бога в купине, снова возвратился в Египет, то есть в омрачение, к плинфоделанию мысленного, может быть, фараона; но потом опять идет к купине, и не только к купине, но и на гору. Кто уразумел сие видение, тот никогда не отчается в себе. Обнищал великий Иов, но снова обогатился сугубо. 39) В ленивых падения, по призвании, бывают тяжки; подавляют надежду бесстрастия, и убеждают думать, что одно восстание из пропасти приведет к блаженству. Смотри: возвращаемся не тем же непременно путем, на котором заблудились, но и другим кратчайшим. 40) Видел я двоих, одинаково и в одно время шествующих ко Господу: один из них был стар, и превосходил трудами; другий ученик тече скорее старца, и прииде прежде ко гробу смирения ( Ин.20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (ст. 8–9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом ( Чис.35:19 ; Втор.19:6,12 ; Нав.20:3,5,9 ), и совершенно обычным явлением жизни ( 2Цар.14:11 ); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех якобы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). – «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (ст. 5) – по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, – убиение Авессалома ( 2Цар.18:14 ), но скорее здесь – общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира ( 2Цар.3:27 ) и Амессая ( 2Цар.20:9–10 ). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаженный Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол , LXX: δης, Vulg.: inferi, слав. «ад» (ассирийск. Siwan – область за горизонтом): подземная темная область ( Иов.10:21–22 ; Притч.9:18 ), где находятся все без изъятия мертвые ( Пс.15:10 ; Ос.13:14 ; Притч.5:5,23:14 ; Ис.38:18 ); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти ( Ис.5:14 ; Авв.2:5 ; Пс.140:7 ; Притч.1:12,27:20 ); в царстве шеола невозможно прославление Бога ( Пс.6:6 ), равно как прекращается всякая вообще деятельность ( Еккл.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33. Муки различны, как и воздаяния благих. Муки все в аде суть, по слову Писания, в земле темной и мрачной, в земле тьмы вечной (Иов. 10, 22), где грешники живут прежде суда и куда возвращаются опять по изречении последнего Божия определения. Ибо слова Писания: возвратятся грешницы во ад (Пс. 9, 18), и: смерть упасет я (Пс. 48, 15), — что другое означают, если не окончательный приговор, и вечное осуждение? 34. Огнь, тьма, червь, тартар соответствуют страстям, всякого рода сладострастью, всеобъемлющей тьме неведения, неутолимой жажде чувственных удовольствий, смраду греха зловонного, — кои, как задатки и зачатки адских мук, уже отзде начинают мучительно действовать в душах грешников, когда укореняются долгим навыком. 35. Страстные навыки суть задатки адских мук, как действенные добродетели — царствия небесного. Должно понимать и называть добрыми действия по заповедям, а добродетелями укоренившиеся навыком добрые расположения. Также — и греховные дела и расположения различаются между собою. 36. Будущие награды и наказания равно вечны, хотя иным это кажется иначе. Одним божественная правда воздаст вечную жизнь, а другим — вечное мучение. Те и другие, добре или зле проживши нынешний век, воздаяние получат по делам: количество же и качество воздаяния определится добродетелями или страстями, навыком укоренившимися. 37. Огненные озера суть сладострастные души, в коих, как в зловонных болотах, смрад страстей питает неусыпающего червя невоздержания, неудержимую похоть плоти, — питает также змий, жаб и пьявиц злых похотей, скверных и пагубных помыслов и бесов. Такое состояние отзде приемлет задаток тамошнего мучения. 38. Как зачатки будущих мук сокрыто присущи в душах грешников: так зачатки будущих благ присущи в сердцах праведников, и действуют духовно, как и вкушаются. Ибо царствие небесное есть добродетельное житие, как мучение адское — страстные навыки. 39. Ночь грядущая есть, по слову Господа, будущая тьма, в которой никто не может делать (Ин. 9, 4); или, по другому толкованию, это есть антихрист, который и есть, и именуется ночью и тьмой; или, в нравственном смысле, это повседневное нерадение, которое, как ночь мрачная, убивает душу во сне нечувствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Поэтому намеревающимся совершать пасху заповедуется, без всякого разнообразия цвета, быть с препоясанными чреслами и с обутыми ногами. Это та обувь, о которой и апостол пишет: обувше нозе во уготование благовествования мира (Ефес. 6:15). Филон, самый ученый муж из иудеев, сравнивает гиацинт в одеждах первосвященника с воздухом (аег), который, по его мнению, означает горнее и небесное. И не ранее Иерусалим обувается в обувь Фиолетового цвета, как по омовении водою. Поэтому и Спаситель омывает ноги апостолов, которым прежде Господь заповедал оттрясти прах от ног своих (Матф. гл. 10). И невеста говорит в Песни Песней (5, 3): умых нозе мои, како оскверню их? И о Моиссе и Иисусе Слово Божие свидетельствует, что они должны были развязать ремень обуви своей, потому что место, на котором они стояли, было святое (Исх. гл. 3). Омыв же ноги и очистившись от всякой нечистоты, они обуваются в гиацинтовую или Фиолетовую обувь: та и другая имеет воздушный (aerii) И темно-голубой (κυανου) цвет чтобы они были восхищены на воздух (аегет) в сретение Господу и спешили к царствам небесным.     И опоясал тебя виссоном. Иерусалим не только одевается в разноцветные [одежды] и обувается в гиацинт, но и опоясывается виссоном, из которого были сотканы весьма тонкие нити в одежде первосвященника. И о жене в Притчах, которая соткала мужу своему две одежды, и настоящего и будущего века, говорится, что она сделала себе одежды из виссона и пурпура (Притч. гл. 31). Этим виссовом опоясываются чресла, коль скоро должны быть истончаемы грубые возбуждения похоти и коль скоро не остается в них никакой загрубелости (quoties pinguina libidinis incenmiva tenuanda sunt nihilque in eis crassi humoris relinquitur), и исполняем мы заповедь Спасителя, говорящего: да будут чресла ваша препоясани, и светильници горящии в руках ваших (Лук. 12:35). Ибо если мы не будем сдерживать отеки (fluentia reumata) чресл, то не может иметь светильников в руках. Поэтому и Иову Бог говорит: препоящи, яко муж, чресла твоя (Иов 38:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для него она стала причиной умножения мучений, когда он услышал укор Авраама: чадо, вспомни, что ты получил доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое ( Лк 16:25 ). Под именем плоти можно также понимать плотские утехи, которые ржавчина на деньгах поедает словно огонь. Между тем, развратную душу извне мучает свирепое пламя, а изнутри не меньше терзает скорбь, обвиняя в собственной скупости. Поэтому в этой жизни часто случается, что некоторые лишаются богатства, которое они использовали во зло. Потеряв состояние, они поздно начинают сокрушаться о том, что оно оказалось для них бесполезным. И лишь тогда они начинают жалеть о том, что не подавали нуждающимся, когда сами вынуждены просить подаяния из-за внезапно наступившей бедности. Вы накопили для себя гнев в последние дни. Ибо презрев нагих и голодных бедняков, вы с удовольствием копили себе богатство, не замечая, что уже накопили для самих себя гнев неподкупного Судьи. Даже если гнев ещё не открылся, он остаётся неизбежным в последние дни, когда наступит окончание времён. Иак.5:4 . Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет (Вот, плата работников, пожавших поля ваши: обманутый вами вопиет – Vlg.). Столь велико нечестие гордецов! Будучи весьма состоятельны, они не только отказываются принимать и кормить приходящих отовсюду бедняков, но ещё и не желают давать положенную за работу плату нанятым работникам и собственным слугам. Блаженный Иов показывает, что очень опасается этого нечестия, когда говорит: если против меня земля моя вопиет, и с нею вместе борозды её говорят со слезами, если ел я плоды её без платы, и огорчал земледельцев её, то пусть мне вместо пшеницы вырастут волчцы, и вместо ячменя – терния ( Иов 31:38–40 ). И вопли их дошли до слуха Господа Саваофа. Апостол называет Господа Саваофом, то есть Господом воинств, чтобы устрашить тех, кто считал, что у бедняков нет никакой защиты. Этот стих согласуется со словами Псалмопевца: ибо Тебе оставлен нищий, сироте Ты будешь помощником ( Пс 9:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Тем самым оказывается, что в соответствии с мнением блаженного Иеронима Иов не принадлежит к потомству Авраама, но является потомком его брата – Нахора; при этом Нахор, от которого произошел Иов, в отличие от Авраама, остался язычником, вследствие чего и сам Иов воспитывался в языческой среде. Но в одном из своих писем блаженный Иероним, сам себе противореча, высказывает и иную точку зрения, все же связывая личность Иова с потомством Исава. Адресуясь к пресвитеру Евангелу, блаженный Иероним подчеркивает, что Иов, как непрестанно приносивший жертвы Богу, был священником Божиим, хотя и не принадлежал к потомкам Левия; при этом Иероним упоминает и о происхождении Иова из рода Исава. Он пишет: «В книге Иова читаем, что он сам был священником и приносил дары и ежедневно закалал жертвы за детей своих (см.: Иов. 1 ), тогда как сам Иов, говорят, был не из рода Левина, а из племени Исава…» 34 Если касаться вопроса о том, где жил ветхозаветный Иов и о какой «земле Уц», или (в версии Септуагинты) «стране Авситидийской», идет речь в самом начале посвященной ему библейской книги (см.: Иов. 1:1 ), то, в соответствии со все тем же отрывком из Сирской книги, он жил на границе Идумеи и Аравии. Святитель Иоанн Златоуст , ясным образом связывавший место жизни Иова с Аравией и потому вопрошавший: «был ли кто столь безукоризненный в Аравии, где все развращены?» 35 – даже утверждает, что на аравийской земле до сих пор – еще и во время земной жизни Святителя – и «в настоящее время показываются его [Иова] останки» 36 . О том, что верующим в IV столетии было известно место жизни и погребения Иова в Карнеях – местечке на границе Идумеи и Аравии, в восьми днях пути от Иерусалима, – свидетельствует и известная паломница того времени Эгерия. Она побывала на месте погребения ветхозаветного праведника, где в ту эпоху уже существовала строящаяся христианская церковь , под престолом которой находилась могила Иова 37 . Эгерия приводит и очень интересное описание того места, где, как предполагалось, Иов сидел на гноище: там находится «яма, обнесенная железной цепью, и большой светильник светит там каждый вечер. [Водный] источник, где он скоблил себя [свои струпья] куском горшка (см.: Иов. 2:8 ), четыре раза в год меняет цвет: сначала это цвет гноя, затем крови, потом желчи, и, наконец, он снова становится чистым» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Так, Юнгеров указывал на то, что отдельные евр. слова и выражения употребляются только в И. к. и Пятикнижии:   - денежная единица (Быт 33. 19; ср.: Иов 42. 11), глаголы   - ощупывать (Иов 5. 14; Втор 28. 29),   - глотать (Иов 39. 24; Быт 24. 17). Только здесь встречаются выражения «доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» (Иов 27. 3; ср.: Быт 2. 7), «умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов 42. 17; ср.: Быт 15. 15; 25. 8; 35. 29). Юнгеров полагал, что Моисей мог узнать историю Иова во время многолетнего пребывания в Аравийской пустыне ( Юнгеров. 2003. Т. 2. С. 197). То, что И. к. была составлена до вавилонского плена (в окончательной форме незадолго до этого события) и была известна уже прор. Иезекиилю, по его мнению, подтверждает упоминание Иова в книге этого пророка (Иез 14. 14-21). Однако только на этом основании нельзя сделать вывод о существовании И. к. в ее нынешней форме (42 главы), можно говорить лишь о бытовании в то время предания об Иове. В совр. научной лит-ре выводы о датировке И. к. основаны прежде всего на анализе нек-рых свидетельств, имеющихся в тексте, богословских идей, особенностей структуры И. к. и использования языковых средств, а также на результатах сравнения этой книги с др. библейскими книгами. Персид. периоду (иногда уточняют: кон. VI-V в. до Р. Х.) могут соответствовать упоминания караванных путей (Фемайских и Савейских - Иов 6. 19), правителей и чиновников (царей, советников, князей - Иов 3. 14-15). Есть сходства в представлениях с Пс 38, 50, 74; не имея точной датировки этих псалмов, нельзя и точно определить время составления И. к. Жертвоприношение Иова. Миниатюра из Библии. Кон. XII в. (Vat. gr. 1231. Fol. 41) Жертвоприношение Иова. Миниатюра из Библии. Кон. XII в. (Vat. gr. 1231. Fol. 41) Важным фактом при определении даты написания книги является ее отношение к т. н. Второисаии - разделу Книги прор. Исаии (Ис 40-55), датируемому, по мнению библеистов, концом эпохи вавилонского плена. Одной из основных тем Ис 40-55 является тема страдания «Отрока Господня», под к-рым исследователи понимают либо народ Израиля, либо Мессию.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Поэтому не удивительно, что оппоненты Иова заслуживают в наследии прп. Исихия крайне негативной оценки. Автор вслед за ветхозаветным страдальцем обличает их злобу и лукавство, с которым они по наущению диавола 35 пытаются опорочить и озлобить библейского праведника в его страданиях. По мысли автора, все их увещевания высказываются Иову в категоричном и менторском тоне, не имеющем никакой сострадательности к несчастному: «Никто не предлагал губки для его ран, но все предлагали глиняные черепки; никто не раскладывал мягкое ложе, как для больного или как для царя, но собирали навоз, как для того, кто разлагается» 36 . В этом сказывается их крайнее немилосердие к страдальцу, неспособность проникнуть глубоко в смысл происходящих событий: «Друзья… не предлагали ему лекарства от ран и не упоминали о страданиях, ценой которых Иов приобрел себе сокровищницу добродетелей, не говорили ему также: «Не унывай, ибо Утешающий близок; не бойся, ибо враг побежден " » 37 . Прп. Исихий особо обращает внимание на то, что Иов, несмотря на то, что не признавал за собой грехи, вместе с тем свидетельствует о своей немощи и несовершенстве пред Творцом: «Я знаю, что я немощен перед бесконечной праведностью Божьей, но перед (людьми) я праведен согласно Твоему свидетельству; однако они, видя испытания мои, считают меня нечестивым» 38 , – что говорит о его смирении и еще более подчеркивает его добродетель. Прп. Исихий оправдывает Иова, риторически обращаясь к его оппонентам: «Почему вы оскорбляете Иова, как будто он не «праведник»? Вы сравниваете праведность брения с праведностью Творца… «Ни один не праведен», даже если ты говоришь о Ное или Аврааме или говоришь о любом (человеке), получившем Его свидетельство из-за (своей) праведности» 39 . Статус человеческих страданий в рамках учения прп. Исихия о Божественном воздаянии Иов в представлении автора ясно сознает, что страдательное состояние человека – это следствие грехопадения первых людей, которое присуще как праведным, так и грешным людям. Иов, таким образом, в наследии прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

В ряду деятелей на Дону первое место принадлежит священноиноку Иову. Он был родом литвин, рукоположение получил от патриарха Филарета. Примкнув к расколу, Иов останавливается между Рыльском и Курском и строит здесь Льгов монастырь, потом, около 1672 года, уходит на Дон, 34 взяв с собою 130-ть человек чернецов и бельцов. Там на берегу реки Чира, в 50 верстах от впадения её в Дон, Иов основал мужскую пустынь, затем женскую и построил церковь . Около 1680 года, более ста лет от роду, Иов умер. «Велик бе и славен» в расколе. После него осталось шестьдесят его «учеников» – иноков, верных заветам своего учителя. Чир процветал. Ему и Москва могла позавидовать. «Чудо воистину велие! Как так, светлая Россия потемнела, а мрачный Дон воссиял и преподобными отцами наполнился, – яко шестокрыльнии налетеша. Блаженны вы, молодцы Дона Ивановича: таковых имеете у себя преподобных отец, херувимам подобящихся». Так восклицали москвичи и пламенно неслись мыслью к берегам Чира. После 1682 года Дон особенно «умножился» выходцами из Москвы и из других мест. Около 1685 г. в пустынь Иова переселился и известный игумен Досифей. 35 Ранее этого на Дон пришли черные попы Пафнутий и Феодосий, первый – около 1678 года и завел пустынь на реке Цымле, 36 второй – около 1683 года и имел часовню при устье Дона недалеко от Каргал. Оба были друзья Досифея и соработники одних убеждений. 37 В 1688 году, когда начались правительственные розыски о донских раскольниках, последние потянулись на Куму. В первых отрядах ушли Пафнутий и Феодосий: эти поселились близь Большой Кабарды, между Кумой и Домызлой, в урочище Можары, у князя Месеуста. За ними последовал и Досифей – в том отряде, который поселился на реке Аграхани, во владениях князя Шевкала Тарковского. Феодосий, Досифей и Пафнутий там умерли. «О, колик плач и рыдание последующих себе остави Досифей, – паче неже Иовлева плача! В толиком оземствовании, в толиком удаленном странствии, сирых, бедных и непризорных толикий отец... на таковой пустыни их остави, еликаго уже надеятися не можаху. Плакаху над ним мужи, рыдаху жены и юноши слезяху, от очию слезные источники извождаху». 38

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

е. рябчик (πρδιξ) похищает чужие яйца и высиживает из них птенцов, за которыми потом и ухаживает как за своими, но которые оставляют его, коль-скоро поймут, что они для него чужие. Пророк имеет в виду, очевидно, это мнение древних, сравнивая с рябчиком человека, приобретающего богатство «не с судом», т. е. не по праву, неправедно. Как птенцы, высиженные из чужих яиц, с течением времени оставляют выдававшую себя за их мать птицу: так и богатство, собранное неправдою, не останется собственностию его собирателя на всю его жизнь. На послдокъ свой бдетъ безменъ=окажется, что собиравший богатство неправдою действовал, как человек недальновидный, не разумеющий своего собственного блага. Или всякая рука обиженнаго поднимется на него ( Иов. 20:22 ); или Господь пошлет на него ярость гнева Своего ( Иов. 20:23 ; Пс. 9:35, 36:35–38 ). Пророк высказывает здесь ту же самую мысль, которая предполагается и другими его словами: праведенъ еси Гди, не смотря на то, что путь нечестивыхъ спетс ( Иер. 12:1 ). Возглас рбъ: эти слова соответствуют одному русскому: куропатка. Евр. прочитано сначала как (возгласи), а потом согласно с масор. (ряб). Иер. 17:12 12. Престолъ славы возвышенъ начала, мсто стыни наше, 12. Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего. 12 . «Престолом славы» здесь, как и в Иер. 14:21 , пророк называет Иерусалим и в особенности храм Господень на горе Мориа, как место, где являлась слава Господня ( 3Цар. 8:11 ; 2Пар. 7:2 . Ср. Исх. 24:16, 40:34 ; Ис. 6:3 ). «Возвышенным» престол этот называется в таком же смысле, в каком у пророка Иезекииля Господь Свою святую гору называет «горою высокою Израилевою» ( Иез. 17:23, 20:40 ), т. е. не столько в материальном смысле (так как гора Мориа не отличается особенною высотою), сколько в смысле духовном, как гора, которую «в жилище Себе» избрал Господь ( Пс. 131:13 ), имеющий Свой «престол на небеси» ( Пс. 10:4 ), как гора, соделанная престолом Царя небеснаго, – как гора, к которой обращены взоры ожидания и надежды не только Израиля ( Пс. 121:1–4 ; Иер. 50:4, 5 ), но и всех народов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010