Но долгожданная личная встреча с Богом откладывается из-за появления Элигу (а что же касается Иова, то он опасается, что его клятвенное заявление может так и повиснуть в воздухе!). Элигу хорошо известно стремление Иова к открытию судебного процесса (32:9: «рассуждать справедливо»=«судебная тяжба» от мишпат). Он жестоко критикует Иова за выдвинутые аргументы (34:46.23, 35:2, 37:19). Но, поступая так, Элигу постепенно готовит Иова к неожиданному появлению Яхве, приход которого, по иронии, оказывается неожиданным для всех (37:23). Бог отвечает на просьбу Иова «из бури» (главы 3841). «Препояшь себе бедра, как муж! Я спрошу, а ты мне ответь» (38:3; ср. 40:7). Здесь для подготовки Иова к полемике с Богом используется метафора из «борьбы на поясах». Теперь Бог выходит на суд с Иовом (40:2; ср. 10:2, 13:6, 19, 23:6, 31:35, 33:13). Ключ к пониманию Божьего ответа Иову – использование слова мишпат. В то время как по отношению ко всему остальному в книге Иова это слово несет в себе смысл суда (юриспруденция), по отношению к Богу оно означает Его «власть» над вселенной (суверенитет). Таким образом, Бог заявляет о Своей справедливости перед Иовом (40:8), и Иов принимает заявление Бога (42:2). Бог – это Создатель и единоличный Властелин всей, созданной Им, вселенной. Он – Царь, и потому все вокруг принадлежит Ему, даже сам Иов и все его состояние. Иов вскрыл свое невежество и потому был смирён (42:3). То, чего так долго добивался Иов – встречи с Богом «лицом к лицу» – он получил: «О Тебе я прежде лишь слышал, а теперь своими глазами увидел» (42:5). В большинстве переводов Иов «раскаивается» в конце книги. Таков и новый перевод РБО: «Посему я от всего отрекаюсь, раскаиваюсь средь праха и пепла» (42:6). В свете нашей дискуссии, более подходящим был бы следующий вариант перевода: «Посему я отказываюсь (от своих претензий) и отвожу (свою жалобу), (сидя) на прахе и пепле». Иов все еще жив! Всемогущий Бог не отобрал у него жизни. Его «уверения в невиновности» приняты. «Действия Иова указывают на то, что он возвращается к нормальной жизни; он меняется, теперь он перестает добиваться справедливости и занимает место истца среди праха и пепла. Конфликт с Богом исчерпан, и Иов признает Яхве своим Господом». 624

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Валдад, не имея ничего возразить против речи Иова, говорит только, что Господь для водворения порядка имеет наготове воинство небесное и всегда готов произвести суд над нечестивыми, избежать который никто не может. He может также ничтожный человек думать, что он явится праведным на суде Божием. Иов, в ответ Валдаду, замечает, что его слова не могут утешить невинного страдальца и разрешить вопроса о путях непостижимого промысла Божия. Первая речь Иова ко всем друзьям . (Гл. 27–28). Так как Софар, которому по порядку должно было говорить, не нашелся чего сказать, то Иов, пользуясь этим молчанием, продолжает свою речь, чтобы окончательно изложить свой взгляд на спорный вопрос и доказать свою правоту. Эта речь его отличается особенным воодушевлением. Призывая Бога во свидетели, Иов говорит, что в небывалых преступлениях он сознаваться не будет, как ему советуют друзья, ибо такое лицемерное смирение противно Богу. Тогда как друзья положительно утверждали, что беззаконному человеку назначена от Бога несчастная доля на земле, как бы зная мысли Бога и законы Его управления нравственным миропорядком, Иов полагает, что человек, столь много могущий в сфере явлений материальных и способный помимо своего нравственного достоинства силой ума находить тайные сокровища в недрах земли и моря (28:1–11), совершенно бессилен в деле уяснения премудрости Божией, определяющей порядок нравственного мироправления, хотя она должна быть для него дороже всех земных сокровищ. Один Бог знает пути ее. Первая речь Иова ко всем друзьям. (Гл. 29–31). Иов еще с большим воодушевлением продолжает доказывать, что над ним теперь совершилось одно из действий премудрости Божией в нравственном мироправлении, что его ужасные бедствия теорией праведных земных воздаяний необъяснимы, так как он. был образцом нравственного совершенства. Далее вспоминает со скорбью минувшие дни своего счастия и как он, по теории земных воздаяний, вполне рассчитывал на спокойную старость и незыблемость своего благосостояния. Но вот, все мгновенно изменилось, и он сделался предметом насмешек для презренных людей, страшные болезни сокрушили его (ст. 16–19). Очевидно, теория земных воздаяний не подходит к его судьбе: он защититель бедных и сирот сделался отверженным из общества и умирает в гнусной болезни. Далее (31, 1–34 ст.) Иов перебирает в памяти все свое поведение и сознает его безупречность. Теперь он желает одного, – чтобы явиться на суд Вседержителя и иметь на суде Его верного защитника (35–37 ст.). В противоположность Елифазу, говорившему (5, 6 ст.), что «не из земли вырастает беда», Иов замечает, что он поля своей жизни злом и нечестием не засевал, чтобы жать такие жгучие бедствия (38–40 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Ст. 35 а. Кто даст слушающаго мене; руки же Господни аще бых не убоялся. Праведнику, всю жизнь стремившемуся к оправданию пред Богом, в конце её желательно видеть себя оправданным, когда другие неосновательно его обвиняют: таким желанием проникнут был и богобоязненный Иов при сильных обвинениях настойчивых друзей. Он желал, чтобы Сам Господь был слушателем и судией его, – ради самой правды и славы Господней. Ст. З5 б. – 37. Писание же, еже имех на кого, на плещах возложив аки венец, читах, и аще не раздрав его, отдах, ничто же взем от должника. Долг под расписку есть тяжелое бремя для должника, это его ярмо, которое постоянно беспокоит и чувствительно напоминает об уплате. Иов понимал это и был к должникам не только справедлив, но и милостив. Взяв расписку он возлагал ее на плечи должника с радостью, как бы заслуженный им знак отличия – венец, потом разрывал эту расписку, а вместе с тем прощал и долг, хотя бы он не был уплачен нисколько ( – против Елифаза, гл. 22, ст. 6). Ст. 38. Аще на мя когда земля возстена, аще и бразды ея восплакашася вкупе За долг, неуплаченный в известный условный срок, жестокие заимодавцы сажали должников – земледельцев в тюрьму. Лишаясь хозяина, земля приходила в плачевное состояние: нивы, невспаханные плугом, зарастали сорной травой и находились как бы под траурным покровом; борозды, подготовленные к посеву, но незасеянные пшеницей и неорошенные влагой, снова осыпались, высыхали, обращались в пыль. Иов не был столь жесток: его должники, не платя долга, не лишались свободы и собственности ( – против Елифаза, гл. 22, ст. 6). Ст. 39. Аще и силу (богатство) ея (земли) ядох един без цены, или аще и душу господина (владетеля) земли взем оскорбих. Обыкновенно заимодавец в праве отобрать землю у должника и, если он не платит долга, может снять его жатву. Не так распоряжался Иов: он не брал за долг хорошего урожая у своего должника ( – за промедление уплаты или за время её отсрочки), не брал и денег, какие выручал хозяин – должник за свой урожай. Не желая «оскорблять его душу» морить голодом, Иов предоставлял должнику расплачиваться добровольно, по совести и по мере возможности ( – против Елифаза, гл. 22, ст. 6-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В первом разделе Бог поражает Иова болезнью, но Иову ничего неизвестно о договоре Бога и сатаны (об этом знают только читатели!). Бог является темой диалогов Иова и трех его друзей во втором разделе. Друзья все как один настаивают, что страдания Иова ниспосланы Богом, но это нарушило бы правильность доктрины божественного воздаяния. Иов отвергает упреки друзей и вызывает Бога «на ринг», чтобы подтвердить свою невиновность. Иов ищет встречи с Богом, чтобы подтвердить свою праведность. Третий раздел – это шутовство юноши по имени Элигу, представленное в четырех речах, которые, на самом деле, мало что прибавляют к уже составленной картине спора. Элигу только усложняет ситуацию, осуждая настойчивость Иова в вопросе собственной праведности, и еще раз формулирует доктрину божественного воздаяния (34:11). Он добавляет, что Бог использует страдания для дисциплины и что Он спасет любого, кто обратиться к Нему с покаянием. Он уличает Иова в гордыне (33:12). Элиту говорит о Боге так, как будто он действительно Его знает (37:14,2324). Он заявляет, что Бог управляет миром справедливо. Наконец, Бог Сам говорит с Иовом из бури (38:1) и в двух речах объясняет, насколько Иову, смертному человеку, малопонятны дела Создателя вселенной, насколько выше его разумения решения, принимаемые советом Божьим. Бог бросает вызов Иову. Иов остается безгласен (40:35). После третьей речи Бога, Иов в последний раз отвечает Богу (42:16). Интересно то, что даже осведомленность читателя о небесном договоре Бога с сатаной, никак не помогает в решении проблемы страданий Иова. Но все кончается хорошо. Иов по-новому видит Бога и себя, и это видение не зависит от толкования стиха 6 (42:16). В заключении Бог называет Иова «правым», а его друзей «глупцами» (42:78). Теперь настает время для священнических обязанностей Иова (1:5), он должен принести жертвы за вину своих друзей (42:810). Этот поступок дает возможность Богу благословить Иова и одарить его состоянием в два раза превосходящим прежнее (42:1215). Жизнь, полностью отданная Богу, – 140 лет (2 х 70 лет!) – завершает книгу (42:1617).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

приходит по Его повелению. Не бывает в городе несчастья, которое бы не было послано Господом ( Амос. 3:6 ). Губительная молнии идут путями, им предначертанными и предназначенными ( Иов. 38:25 ; Иов. 38:35 ), и, как говорит Мудрый, «на намерение полетят» ( Прем. 5:21 ), то есть падают на места, назначенные им премудростью Того, Кто в Своем творческом плане предначертал им пути. Стихии в своих разрушительных действиях творят слово Его ( Пс. 148:8 ) и притом – с совершеннейшею точностью ( Сир. 39:38 ). Все грозные и разрушительные действия природы совершаются в свои, определенные им, времена, когда Промыслитель мира находит их нужными и необходимыми: «в заповедях Его возвеселятся, и на земли на потребу уготовятся, и во временах своих не имут прейти слова» ( Сир. 39:38 ). Ни одно из них не переходит назначенных ему пределов, и каждое имеет свою определенную меру. «Напитаеши нас хлебом слезным, – говорит Псалмопевец, – и напоиши нас слезами в меру» (определенною мерою) ( Пс. 79:6 ). На такую же точность в назначении меры и пределов каждому бедствию указывает пророк, когда говорит народу от лица Божия, что Бог на один город посылает бедствие, а другой, соседний с ним, до времени избавляет от наказания; на одну часть полей посылает благовременный дождь, а другую их часть иссушает бездождием ( Амос. 4:3 ). «У Господа, – говорит Богослов, – и «милость на мерилех» ( Ис. 28:17 ), потому что благость Его не безрассчетна и гнев Божий соразмеряется с грехами» 288 . Потому то, как говорит Иов, пагуба и смерть возвещают славу премудрости Божией ( Иов. 28:22 ). С благоговением созерцают свящ. писатели великую благость Божью, являемую человеку в самых посещениях гнева Божия. Бог не от сердца, неохотно поражает, людей ( Плач. 3:33 ), любит и щадит Свое создание ( Прем. 12:25 ; Прем. 12:27 ). Одно строгое правосудие требовало бы, чтобы наказание шло по следам греха, но движимое благостью Божественное правосудие умедляет наказанием. Так, через пророков предрекались задолго – грядущие бедствия, уже вполне заслуженные по суду Правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Стилистические. 1. Обрамляющий рассказ – кроме 1:21 – написан прозой, а диалогическая часть – помимо 32:2–6 – представляет собой поэтический текст. 2. В обрамляющем рассказе имя Бога «Яхве» употребляется 23 раза, а «Элохим» – 11 раз, тогда как в гораздо более развернутой диалогической части «Яхве» встречается лишь 6 раз: в 12:9b, содержащем цитату из Ис.41:20 аß, затем как введение к речам Бога (38:1, 40:1–6) и ответам Иова (40:3, 42:1). Кроме того, в диалогической части однажды встречается «Адонаи» (28:28), при этом 45 раз употребляется «Эл», 41 раз «Элоах», 31 раз «Шаддай» и 6 раз «Элохим». Социально–исторические: 1. В обрамляющем рассказе Иов изображен как «шейх» кочевого племени (1:3, 42:12), а в диалогической части это занимающий высокое социальное положение горожанин (29). Богословские. В обрамляющем рассказе Иов принимает свои страдания с покорностью Богу («Иов-страдалец»), в диалогической части он возмущается и требует Бога к ответу («Иов-мятежник»). (2) В пользу того, что речи Элиу представляют собой вторичные литературные добавления к диалогической части, наряду с языковыми и стилистическими наблюдениями, приводятся прежде всего два аргумента: 1. Элиу в отличие от трех других друзей не упоминается в обрамляющем рассказе. 2. Речи Элиу разрывают связь между обращением Иова к Богу (31:35) и ответом Бога (38:1). Т. Менде (Th. Mende) обнаруживает внутри речей Элиу основной слой, три слоя обработки и несколько глосс, место которых невозможно определить точнее. В этом исследовательница видит ключ к редакционно-исторической реконструкции всей Книги Иова. Вызывает сомнение, можно ли подходить к поэтическому произведению с таким узким пониманием когерентности. Х.-М. Валь (H.-M. Wahl) считает речи Элиу целостным произведением. Если речи являются позднейшей вставкой, то встает вопрос, имела ли эта вставка целью исправить общий смысл книги в ортодоксальном духе, или же в них – по аналогии с позицией троих друзей – пересказано богословие, слабые стороны которого должны быть выявлены в контексте книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

2) В разговорах исследуется, от чего добродетельные бывают несчастны, а порочные счастливы. Они содержат а) беседы трёх друзей с Иовом, б) суждение и мысли Елиуса, в) решение вопроса самим Богом. а) Три раза три друга Иова вступали с ним в разговор и всегда силились доказать, что несчастия постигают только злодеев. В первый раз они ещё не упорно и не жестоко защищают сию мысль против Иова; Иов, не знающий за собою злодеяний, восстаёт против сего, не видя и сам истинной причины своих несчастий (2 гл . 11 ст. до 14 гл). Во второй раз друзья подтверждают своё мнение с язвительными укоризнами Иову, так что Иов должен был вознести свои Жалобы на них Богу и умолять, чтоб Он сам решил спор (15 гл. до 21 гл.) В третий раз друзья Иова слабее и слабее становятся в защищении своей мысли. Елифаз ещё с некоторою силою, по крайней мере, догадочно говорит, что верно великие пороки есть в Иове, когда он так жестоко наказан. Валдад в немногих словах мог только сказать: Бог велик, следственно, человек пред Ним ничтожен. A третий друг Софар и не вступил уже в разговор. Зато Иов тем с большею свободою и силою говорит о своей правоте, о непостижимости судеб Божиих, и дело своё повергает на суд Божий (22 гл. до 31 гл). б) Елиус, как младший из собеседников, слушал разговор старших во всё продолжение бесед. Потом, когда увидел, что противники Иова замолчали, a Иов ещё считает себя правым пред Богом, вступает сам в разговор и с юношеским жаром (ср. 32:18,22; 33:1,5–7,33; 35:4) предлагает свои суждения касательно главного вопроса. Он повторяет почти те же мысли, какие предложены были старшими друзьями; неоднократно обращается к Иову с требованием его согласия на свои мысли 39 , но ни в один раз не получил от него ответа (32–37 гл). в) Является наконец сам Бог , но в буре, как грозный судия. Указывая на чудеса Своей премудрости и силы, Он научает тем Иова, что безрассудно вступать в спор с Богом, изыскивать ясные причины, по которым идёт всё в мире, и желать постигнуть судьбы Божии. Жребий человека есть благоговеть пред премудрым и всесильным Богом. Высочайшая премудрость человека есть страх Божий. Мысли сии указали страдальцу источник утешения в безусловной преданности Богу и совершенно примирили его с жестоким жребием (38 гл. до 42 гл. ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Глава 40. Речь Господа – Иеговы (2-я). По слову Господа, Иов не должен отвергать правды в суде Божиим над собой; он, в защите своей пред Богом, не должен надеяться на свою силу, потому что она ничтожна: он не может вступать в борьбу с представителями телесной силы – с животными, которых столь дивно создал Вседержитель, именно – с бегемотом и крокодилом Ст. 1 . Паки же отвещав Господь, рече ко Иову из облака. Искреннее, чистосердечное исповедание Иова – что он признает свое ничтожество пред Богом, сознает всю святость и любовь в делах Его промышления и потому решается беспрекословно покориться воле Божией (гл. 39, ст. 31 – 35), это исповедание соделало страдальца достойнейшим еще большей милости Божией: Господь вторично обращается к нему с обличением и вразумляет его. Господь и на сей раз «из облака» – с того же дивного престола своего поучает Иова тому, что природа человека ограничена в своих силах, что он, предназначенный некогда господствовать над всеми зверями на земле, теперь не может покорить их своей воле своею силою; напротив, он страшится их неодолимой силы и неугасимой ярости. Если же он волей – неволей должен избегать опасной борьбы со зверями, то – тем более должен покориться власти Создателя всех тварей и не восставать против действий Его воли. Ст. 2. Ни, но препояши яко муж чресла твоя: вопрошу же тя, ты же ми отвещай. Иов уже решительно ответил Господу: «положу руку на уста, не буду еще говорить» (гл. 39, ст. 34–35). Но это было сказано под сильным впечатлением грозного явления и многочисленных, глубоко-мудрых вопросов Господа, в некотором волнении духа. А Иов должен отвечать Господу с совершенно ясным сознанием, в полном душевном спокойствии. Посему Господь и теперь, как и прежде (гл. 38, ст. 3), вызывает в нем бодрое душевное и телесное настроение, пусть он «препояшется» как муж, совершающий какое-либо трудное дело всеми силами и неослабно. Бог вопрошает Иова, главным образом, о том, может ли он вступить с борьбу с сильнейшими зверями и превозмочь их, с тою целью, чтобы разительнее внушить ему убеждение, что его собственная «мышца» крайне слаба, не может его «спасти» (ст. 4 и 9), а чрез это – воспитать совершеннейшую преданность Своей всесильной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

34:13–15. Шакалы, дикие кошки, ночные привидения. Видение Исайей разорения Эдома завершается сценой опустошенной земли, которая оставлена падальщикам и привидениям (см.: Иер. 9:11 ). Легко вообразить, сколь зловеще будет звучать вой шакалов и гиен для людей, уже испытавших страх за свою жизнь (см.: Мих. 1:8 ). Некоторые комментаторы усматривают здесь появление Лилит, женщины-демона, ночного привидения (ст. 14) как одного из созданий, которые населяют этот мир кошмаров. 35:1–10 Восстановление 35:2. Кармил и Сарон. Уничтожение Эдома принесет землям, расположенным к северу, освобождение из-под его гнета, а их плодородие восстановится. Здесь речь идет о Карм иле и Сароне (см. коммент. к 33:9, где описывается обратная картина), области у северной прибрежной равнины Израиля. Даже пустынные районы Арабы (в пределах Иорданской рифтовой долины; Иер. 17:6 ) оживут и станут приносить плоды, как традиционно плодородные земли Кармила и Сарона. 35:7. Шакалы и тростник. Шакалы обитают в степях и пустынях, в районах опустошения ( Мал. 1:3 ). В видении Исайи сад расцветает там, где была пустыня, а места обитания хищников станут влажными землями, наподобие долины Хуле (см.: 43:20). Болотистые участки будут не пересыхать, а хранить влагу круглый год, и там вырастут тростник и камыш (см.: Иов. 8:11–13 и Ис. 19:5,6 ). 38:9–20 Молитва Езекии 38:9. Послание Езекии. Благодарственный псалом, который, как в данном случае, отражает угрожающую жизни царя ситуацию, достоин увековечения на каменной стеле. И такой пример найден в надписи Син-Иддинама, который был царем города Ларсы в XIX в. до н. э. В послании к богу Нин-Исина (который пользовался славой целителя) царь представляет свое благочестие, милосердие и активную деятельность как основания для дарования ему божественного исцеления. 38:11. Лицезрение Господа. Слова Езекии о том, что он не увидит Господа на земле живых, не означают, что царь предполагал встретиться с Богом после смерти. Он имел в виду, что лицезрение Господа и радостное ощущение Его благорасположения возможно только во время богослужения в храме. Ст. 18,19 окончательно проясняют, что царь не ожидал от загробной жизни ничего хорошего. Более подробно об этих верованиях израильтян см. в коммент. к 14:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Старость представляется здесь под образом дома, которого живые, бодрые, деятельные обитатели становятся слабыми, недеятельными, жалкими. – Ст. 3. «Дом» – телесный организм, в котором живет дух человеческий (ср. Иов.4:19 ; Ис.38:12 ; 2Кор.5:1 и д.). – «Стражи дома» – руки, которыми человек отклоняет от организма все, опасное и вредное. – «Мужи силы» – ноги, который в старости теряют, мускульную крепость: (ср. Иов.4:4 ; пс.109:24; Ис.35:3 ). – «Мелющие» – зубы; они «перестают молоть», потому что, для полной деятельности потреблено полное число их, а между тем «их осталось не много», т. е: зубы, как известно, в старости выпадают. : женск. форма употреблена потому что мельничное занятое в древности-принадлежало женщинам (ср. Исх. 11:5 ; Иов.34:10 ; Ис.47:2 ) – «Смотрящие из окон» – глаза, которые в старости тускнеют, a иногда и совершенно теряют способность зрения (ср. Быт.27:1; 48:10 ; 3Цар.14:4 )., – Ст. 4. – «Двери на улицу» – уста; они выводить на улицу, т. е. посредствам их человек сообщается с внешним миром. На уста здесь указывается, по всей вероятности, как на орган вкушения пищи; таким образом выражение: «запираться будут двери» будет означать то, что позыв на пищу у стариков бываете уменьшенный. Двойств. число – указывает на верхнюю и нижнюю губы. По объяснению, впрочем, других, под «дверьми» на улицу» разумеется орган слуха (два уха), который в старости притупляется. – «Жернова» – зубцов аппарат (ср. ст. 3); «звук» их – произносимая при содействии зубов и как бы выходящая из-за зубов человеческая речь, которая в старости становится тише и слабее; а по объяснению Евальда, «звук» жернов – шум, производимый жеванием пищи. – «И будет вставать при (первом) голосе птицы», т. е. весьма рано, так как в старости от человека бежит сон. Субъект к , по связи речи, очевидно – старик. – «Дщери пения», т. е. песни, которые не могут быть благозвучны у стариков Дщери» значит то, что принадлежит к вещи;1 здесь этим словом обозначаются свойства, качества, которые – принадлежат к пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010