823 Употребленные Иосифом слова, что ессеи обращались к солнцу, „как бы моля“ [Bell. jud. II, 8. 5], Гильгенфельд поставляет в непосред­ственную связь с тем замечанием иудейского историка, что ессеи крайне заботились о святости и чистоте своих колоний [Ibid. II, 8. 9], где собствен­но и речи нет о солнце. 829 Гильгенфельд. Die jüdische Apokalyptik. s. 276. Ср. также Zeitschrift fur wissensch. Théologie. 1867, s. 102; 1868. s. 350; 1882, s. 283. 836 См. первую часть Ясн [один из древнейших религиозных па­мятников персов] XVII, 2; XIX. 4 и 9. 839 Совершенно противоположное мы видим у магометан, которые заимствовали из персидской религии представление о Чинневаде. 840 Гильгенфельд основывает свое мнение о присугствии у ессеев уче­ния о воскресении на свидетельстве Ипполита, который хотя в своем рас­сказе об ессеях и следует Иосифу, но видоизменяет слова Иосифа в Bell, jud. II, 8. 11: ωται παρ’ ατος δε δξα, φθαρτ μν εναι τ σματα κα τν λην o μνιμον ατος, τς δ ψοχς θαντους ε διαμνειν, таким образом: „ωται δ παρ’ ατος κα τς ναστσεως λγος μολογοσι γρ κα τν σρκα ναστσεσθαι“ [Φιλοσοφομενα. IX, 27]. Очевидно, этому позднейшему сввдетельству [от III века по Р. X.] нельзя придавать большой силы и предпочитать его свидетельству Иосифа. 841 В подтверждение этого достаточно сослаться на следующие места св. ветхозаветных писаний: „я знаю, [что] Искупитель мой жив, и Он в по­следний день восставит из. праха распадающуюся кожу мою сию, и я во пло­ти моей узрю Бога“ ( Иов. 19:25–26 ], восклицает праведный Иов, ясно исповедовал этим свою веру в единичное воскресение. Также и Псалмопевец высказывает веру в нетление тела: „Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому твоему увидеть тление» [ Пс. 15:10 ]. Пророки еще решитель­нее говорят об имеющем быть всеобщем воскресении: „оживут мертвецы твои, Господи, восстанут мертвые тела! взывает пророк Исаия. Воспряните и торжествуйте поверженные в прахе: ибо роса Твоя роса растений, и земля нзвергнет мертвецов“. [ Ис. 26:19 ]. Точно так же от лица Бога гово­рит и современный Исайи пророк Осия: „от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их“. [ Ос. 13:14 ]. Подобное же читаем у пророка Да­ниила: „и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление” [ Дан. 12:2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   У ап. Павла говорится: ...ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... (1 Кор.15:16-17), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания. 2.5.2. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых    Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... (1 Кор.15:22). Действие воскресения будет распространяться как на праведников, так и на грешников. По слову ап. Павла, будет воскресение мертвых, праведных и неправедных... (Деян.24:15).    При этом воскресение всех умерших совершится одновременно. Господь говорил, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин.5:28-29).    Истина о всеобщности и одновременности воскресения мертвых засвидетельствована в трудах отцов Церкви и христианских писателей с древнейших времен. 2.5.3. Изменение живых при воскресении мертвых    Что касается тех людей, «которые до времени общего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные».    Ап. Павел говорит об этом событии следующим образом: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:51-52). Из этих слов апостола следует, что изменение живых, так же как и воскресение мертвых, будет иметь своей причиной действие всемогущества Божия (см.: 1 Сол.4:15), совершится мгновенно и одновременно(во мгновение ока, при последней трубе) и будет состоять в преображении нынешних тленных и смертных тел в нетленные и бессмертные. 2.5.4. Тождественность тел воскресших телам живущих    «Пространный катихизис» определяет воскресение как «действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» (член 11). Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не изменение душ, а воссоединение души со своим собственным телом. Учение о воскресении в собственном теле присутствует уже в Ветхом Завете. Праведный Иов восклицает: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов.19:25-27). Здесь явно представлена идея тождественности до и после воскресения как самой личности, так и тела воскресшего — то же самое лицо, которое некогда жило на земле, в своем теле будет участником воскресения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  21. Учение слова Божия о воскресении мертвых    Истина всеобщего воскресения мертвых, вытекая из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном, раскрывается ясно в Св. Писании. а) В ветхом завете истину воскресения из мертвых утверждает Сам Бог, когда называет Себя Богом Авраама, Исаака, и Иакова: „Бог же несть Бог мертвых, но живых“ (Исх. III:6; Матф. XXII:23). Веру в воскресение мертвых обнаруживает Авраам, решившийся принести сына своего в жертву именно в той надежде, как объясняет ап. Павел, что Бог силен и из мертвых воскресит (Евр. XI:17); верою в воскресение из мертвых утешает себя Иов среди страшных страданий своих: „пусть эта кожа распадется на части: отрешившись от плоти моей, я увижу Бога; я увижу Его, – я сам, мои глаза увидят Его, а не глаза другого» (Иов. XIX:26 – 27); веру в воскресение мертвых исповедует и утверждает пророк Исаия: „воскреснут мертвые, и востанут те, которые во гробах» (Ис. XXVI:19), а Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного сухими костями, которые, по мановению Духа Божия, соединились одна с другою, облеклись плотию, ожили и одушевились духом (Иез. мать Маккавеев и сыны ет поощряют друг друга на подвиг мученический надеждою на воскресение. „Царь мира нас умерших за Его законы воскресит в воскресение жизни вечной», говорили они (2 Мак. VII:9). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали отечества небесного (Евр. XI:14).    б) В нов. завете Господь Христос проповедовал о воскресении мертвых в самых ясных словах: „истинно, истинно, говорю вам: наступает время и теперь настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут» (Иоан. V:25); – подтверждает проповедь о воскресении таинством причащения: „ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. VI 54); говоря о цели Своего пришествия, на землю указывает именно на жизнь вечную: „так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III:15 – 16); во время пребывания Своего на земле воскрешал мертвых и Сам тридневно воскрес из гроба, соделавшись по слову ап. Павла, перевенцем из мертвых (1 Кор. XV:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

§ 200. Переход к учению о воскресении мертвых Вслед на вторым пришествием Христовым и, даже, почти непосредственно и мгновенно произойдет воскресение мертвых и, тождественное с ним, по своему существу и действию, изменение живых, о чем так учил ап. Павел: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов и трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее, потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищены будем на облацех в сретене Господне на воздусе ( 1Фес.4:16, 17 ); вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся ( 1Кор.15:51, 52 ). На этом-то важнейшем предмете чаяния нашего и остановим теперь наше внимание, имея в виду, возможно полнее, изложить все то, что существенного и важного преподано было о нем в откровении, а, также, что такого же высказано было в учении древнецерковном и отеческом. § 201. Учение откровенное Истина будущего воскресения мертвых, как важный и необходимый предмет общеспасающей веры, преподана была, с возможно полной ясностью и определенностью только в новозаветном откровении. Но и в Ветхом Завете немало сделано было довольно ясных на нее указаний; почему мы и в Ветхозаветной Церкви встречаемся с замечательными примерами самой живой и непоколебимой веры в будущее воскресение мертвых. Так, одно уже указание ветхозаветного откровения на тот замечательный факт, что сперва праведный Енох, а, впоследствии, Илия были взяты на небо живыми ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ), или в тех же, хотя и видоизменившихся телах, в которых на земле жили, должно было приводить лучших из иудеев, если не к той мысли, что некогда произойдет воскресение всех мертвых, то, по крайней мере, к той, что таковое воскресение последует для людей праведных. Между тем, праведный Иов уже с совершенной ясностью и несомненностью исповедует свою глубокую веру в воскресение своей собственной, и той же плоти, в которой, и от которой, так много и тяжело страдал на земле. «Я, – говорит он,– знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, – и я во плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам, – мои глаза, не глаза другого увидят Его ( Иов.19:25–27 ), по поводу каковой речи Иова, бл. Иероним не без основания замечает следующее: «Что яснее этого пророчества? Никто так ясно не говорит о воскресении после Христа, как он – прежде Христа» 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Будем же бодрствовать на страже своей души и держать ее открытой для всякого обличения. Чтобы незыблемо стоял в ней краеугольный камень спасения, Господь Иисус Христос. А будет в наших душах, – будет и в наших храмах, и в нашей Церкви, и на всей нашей земле. Пятница. О воскресении мертвых Мф.22:23–33 2Кор.1:12–20 Господь Иисус Христос часто говорил о грядущем воскресении мертвых и о жизни будущего века. Апостолы тоже напоминали об этом. Но и в книгах Ветхого Завета сказано, что душа по разлучении с телом продолжает существовать. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Есть там указания и на грядущее воскресение всего человека. Святый Иов многострадальный говорил: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ). А чего стоит одно только видение пророка Иезекииля, где множество мертвых костей на огромном поле вдруг покрылось плотью и ожило по слову Господню! Этот отрывок читается на утрени Великой субботы ( Иез.37 ). Но была секта саддукеев, отрицавшая возможность вечной жизни. Они учили, что нет ни «воскресения, ни Ангела, ни духа» ( Деян.23:8 ). Видя же, что Иисус проповедует и то, и другое, и третье, решили задать мудреный вопрос, который, как они были уверены, поставит Его в тупик: «Учитель», – начали они. – «Было у нас семь братьев. Первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, и даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи братьев будет она женою? ибо все имели ее». Действительно, мудреная ситуация, и разрешить ее невозможно, если по воскресении все будет как и в этой жизни. «Мудрые» саддукейские головы не могли даже помыслить, что возможно нечто иное. Господь, не отвечая на их вопрос, сразу сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Да и не только Писание учит о воскресении, но и простой здравый смысл говорит, что сила Божия не могла исчерпать себя в творении мира. Неужели создать из ничего легче, чем потом воскресить? И неужели Бог столь премудро создал человека лишь для того, чтобы снова обратить в ничто?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Видеть свет – свет Лица Твоего – тоже синоним жизни, как и пища. Благословение времен Исхода, сохранившееся в нашей утрени – «Да воссияет на нас свет лица Твоего». В отдаленных от библейского мира местах этот архетип тоже присутствует. Видеть дневной свет у Софокла означает – «жить». Но Феб-Солнце не дарует видеть свой свет сходящим в безвидность Аида… Смерть – темна. Это – преисподний ров, темнота, смертная сень, долина смертной тени, куда уходят все, становясь в своем бессолнечном бессилии, безжизненности подобно «воде, вылитой на землю». Но, несмотря ни на что –«Я верую видеть благая Господня на земле живых. Мужайся, и да крепится сердце твое!» Смерть — не навсегда, предчувствуют пророки. «Я во плоти моей узнаю Бога! Я узрю Его сам!» (Иов 19,25-27) — восклицает вопреки всякой очевидности истерзанный тлением Иов, отчаянно споря с кем-то безличным и безликим. Память о Пенуэле – «Лице Бога», которого видел Иаков, и сохранилась душа его, жизнь его — не покидает печальных изгнанников рая. Ангел лица Его посещает их, дает им залог будущей тайны – тогда, когда, наконец, Моисей увидит Бога лицом к Лицу на скале Фаворе при свидетеле Илии, и сохранится душа его, и будет он жить. Слава Божия, являемая «многочастно и многообразно» в ветхие времена, когда исполнится срок, засияет так нестерпимо, что ослепит и повергнет на землю фарисея Саула, и он восстанет Павлом-апостолом. Да, — оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела – да, веруем, они воскреснут, в воскресение, в последний день — а пока поколение за поколением вкушают горечь распада. Смерть тоже можно вкушать, она – смертельная и неотвратимая пища, которая проникает в чрево и кости, отравляя и убивая. Есть те, которые, однако, не вкусят смерти – и увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Фото: nikitas, photosight.ru А Жизнь вкусит смерть. Бог упал, а человек восстал – о, дивное чудо! Он причастился тлению, вкусил смерти – а мы вкушаем Жизнь, щедро и непрактично раздаваемую всем даром. Где человеческая мудрость Притч? «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Притч. 6:1-2). Остановись, Сын Божий, не поручайся за ближнего Твоего – это смертельно опасно! Господи, будь милостив к Себе! (Мф. 16:22)

http://pravmir.ru/troitskaya-subbota-sme...

И финальные мысли. Олег Давыдов полагает, что Воплощение Христа было не просто реакцией Бога на человеческий грех, но предвечным Событием. Здесь я готов согласиться. Далее автор пишет, что христианам не стоит зацикливаться на греховности, но ставить в центр любовь Бога – тоже соглашусь. Однако в другом месте Олег Давыдов пишет, что он – противник альтеризма, утверждающего, что после грехопадения человека (или не только человека) мир стал иным, чем он был до этого… Вот здесь уже проблема посерьезнее. Возможно, я не совсем правильно понял автора, но если я понял так, как понял, то получается вот что: грехопадение не заслоняет красоту мира и Божьего творения. Онтологически зла нет в бытии. Зло есть противоестественное восстание свободной твари против Бога, против бытия, противоестественное «замыкание твари на себе». И Бог это восстание «подавит», возвратив всю тварь к Себе, подчинив ее Себе во Втором Пришествии, всеобщем творческом спасении, ибо свобода твари относительна… Простите меня, о будущие читатели книги Олега Давыдова! Возможно, я не прав, но… я очень люблю собак и кошек! Главная проблема давыдовской книги для меня в том, что человек – удивительное, прекрасное творение, не далеко ушедшее от этих милых, ласкающихся, но иногда кусачих животных. Но суть христианства и суть человеческого бытия мне представляется чуть иной. И лучше, и мощнее Давыдова ее выразил Рудольф Отто в своей работе «Священное». Отто писал, что суть христианства в сочетании переживания моей бесконечной греховности с бесконечным же сознанием близости Бога ко мне! Все дохристианские и постхристианские народы мира понимали свое несовершенство, но дойти до «безумной» мысли о радикальной греховности могло только христианство. Но исток этой греховности в радикальной близости Бога ! В Книге пророка Исаии, глава 6, пророк сначала воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами». Но затем – второй шаг – Господь сжигает грех огнем и «переплавляет» пророка, делая его Своим Посланником… Главное, чего не хватает богословию Олега Давыдова: человек – не только творение Бога, которое может «по аналогии» приобщаться к Его истине, благу и красоте. Но человек еще и рождается Богом свыше : переживая Его как трансцендентного, в близком Присутствии Божьем, становится не просто «образом и подобием», а богом, хотя и по благодати. Книга не разделяет естественное и сверхъестественное, природу и благодать; в этом тоже есть доля правды – все благое и истинное исходит от Бога. Но все же одно дело – слышать о Боге ушами, в том числе и через умные богословские книги, а другое – встретиться с Ним лицом к лицу: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов. 19:25-27); «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов. 42:5).

http://bogoslov.ru/article/6166608

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 1 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Обетование «ибо они Бога узрят» заставляет прежде всего вспомнить целую серию библейских текстов, в которых говорится о боговидении. С одной стороны, и в Ветхом, и в Новом Заветах мы встречаем настойчивые утверждения о том, что видение Бога невозможно для человека. Когда Моисей поднимается на гору Синай, Бог обещает провести пред ним всю славу свою, но при этом объявляет: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20–21). По словам апостола Павла, Бога « никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Утверждение о том, что Бога не видел никто никогда, дважды встречается в корпусе Иоанновых писаний (Ин. 1:18; 1 Ин. 4:12). С другой стороны, некоторые тексты говорят о возможности видения Бога. Иаков, боровшийся с Богом, восклицает: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:30). Иов выражает надежду на то, что увидит Бога своими глазами: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25–27). О видении Бога в будущей жизни говорят апостолы Иоанн и Павел (1 Ин. 3:2; 1 Кор. 13:12). Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков борется с Ангелом Изначальный парадокс темы боговидения ярко выражен Григорием Нисским в толковании на шестую заповедь Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Тем, кто очистил сердце, обещано, что они увидят Бога. Но «Бога не видел никто никогда» , как говорит великий Иоанн (Ин. 1:18). А возвышенный ум Павла подтверждает это заключение, когда говорит: «Которого никто из человек не видел и видеть не может » (1 Тим. 6:16)… Всякая возможность постижения отнята этим четким отрицанием: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). И тем не менее в видении Господа и заключена вечная жизнь… Видишь ли смятение души, которая увлечена в глубины, открывающиеся в этих словах? Если Бог есть жизнь, то человек, который не видит Его, не видит жизни. С другой стороны, боговдохновенные пророки и апостолы свидетельствуют, что Бога видеть невозможно. К чему же обратиться человеческой надежде? В святоотеческой литературе встречаются различные подходы к парадоксу «видимый — невидимый» .

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Можно ли принять эту концепцию как рабочую для православного мировоззрения? Уже в ветхозаветной книге Иова показано, что люди древности мыслили похожим образом. Друзья невинного страдальца видели причину его злоключений в его же греховности: « Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца » ( Иов.22:5 ). Но, как известно, Бог оправдал Иова и страдания праведника оказались его проверкой на верность Господу. В Евангелии Христос в ответ на вопрос о причинах слепоты одного несчастного, отвечает: « Не согрешил ни он, ни родители его, но, чтобы на нем явились дела Божии » ( Ин.9:3 ). Комментируя ситуацию с жертвами расправы Пилата, Господь говорит: « Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете » ( Лк.13:2-3 ). Эти и другие примеры из Священного Писания показывают, что обратная причинно-следственная связь «страдание как обязательное следствие личного греха», не является универсальной. То же самое осторожное отношение мы можем видеть в писаниях святых отцов. Святитель Иоанн Златоуст , который упоминает о неких духовных закономерностях, в результате которых возмездие за прежние грехи приходит неожиданным образом, в то же время предостерегает: « Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан ( Иов.33:27 )» (Беседа на псалом 7). В своем первом слове «о статуях» он указывает восемь причин неприятностей, случающихся с праведниками, большинство из которых не связано с их личной греховностью. Преподобный Марк Подвижник говорит: « Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи ». Прп.  Анастасий Синаит говорит о двух общих причинах бедствий, которым подвергаются люди, – это наказание Божье и природные факторы (например, загрязненность воздуха как причина преждевременной смерти). Святой объясняет: « Можно, если есть на то Божия воля, избегать гибели, которую несут тлетворные [движения] воздухов, [и уходить] из одного места, [перебираясь] в другие местности с целебным воздухом. Что же касается пагубы, настигающей нас по причине угрозы Божией, то избегающему [ее], когда он зачислен [Богом в списки] тех, которые должны умереть, невозможно не умереть, куда бы он ни убежал, а с другой стороны, если смерть не назначена ему ныне [Богом], то он и не умрет » (Вопросы и ответы, 66). Говоря о смерти злых людей, прп. Анастасий обращает внимание, что воздаяние находит их в неодинаковое время: « Одни наказываются только здесь, [как это случилось] с Лазарем ( Лк.16:20–21 ); другие караются частично здесь, а частично там, как [это получилось] с содомитами, испепеленными в огне ( Быт.19:25 ); третьи же обретают наказание только там, как [произошло] с богачом, [умершим] после Лазаря ( Лк.16:21–26 ) » (Вопросы и ответы, 29).

http://azbyka.ru/opasnost-fenomena-very-...

Нет ничего более далекого от Господа Библии, Который «ненавидит всех, делающих беззаконие» ( Пс.5:6 ), чем божок эволюционистов, говорящий, что зло — оправданная необходимость. Это голос самого дьявола, говорящего чрез Шардена и его единомышленников! Но так как подобные мысли к несчастью завладели умами многих людей надо сказать несколько слов и о том, что данная концепция помимо своей гнусной безнравственности, не выдерживает критики и с точки зрения логики. С точки зрения здравого смысла людей всякое зло требует возмездия, отмщения, наказания. Попытка отвергнуть этот очевидный факт приведет к тому, что мы просто покажем полное презрение не только к слову Божию, но и к всем без исключения людям (в том числе и к самим себе, ведь если нас обидят, мы не желаем, чтобы хотя бы это злодейство прошло безнаказанным). Сам факт отвержения очевидной потребности человеческой приводит к тому, что мы показываем себя лишенными здравого смысла, и тем самым заведомо проигрываем спор (ведь человек, утверждающий, что он один здоров, а все остальные больны, нуждается в психиатрическом лечении). А раз это так, то возникает вопрос: как продукт безнравственной эволюции (и ее не менее безнравственного бога), научился различать добро и зло? Ответа на это у Шардена нет! Как нет у него и выдерживающего критику объяснения, каким образом зло и несчастья, причиненные конкретному человеку, будут компенсированны через растворение во вселенной? 225 Ведь его «проблема личного бессмертия мало волнует». 226 Ему важнее, чтобы плод его жизни был собран в бессмертном и «к чему мне еще эгоистически сознавать это и радоваться?» 227 Раз так, то причиненное лично ему зло останется безнаказанным, а если учесть, что процесс слияния с Абсолютом захватит согласно Шардену всю Вселенную, то неискупленным окажется все зло мира и таким образом останется неудовлетворенной одно из важнейших свойств человека. А если это так, то мы не можем говорить ни о каком совершенстве, ибо при ущербности всех (или Всего, в смысле появившейся надличностной общности в появлении которой заключается Евангелие Тейяра) оно немыслимо! Кстати сама концепция «гоминизации» т. е. слияния всех людей в некий сверхразум как раз поэтому и не работает, ибо люди вовсе не желают быть просто стройматериалом для Вечности. Ни я, ни Иов не хотим, чтобы лишь плод нашей жизни вошел во всемирную гармонию. «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25-27 ). — И если это наше желание не будет исполнено, то предполагаемая гармония Вселенной не состоится (пусть нас при этом называют эгоистами или еще кем бы то ни было)! Более того, тот бог, которого проповедует Шарден достоин только презрения. Он даже хуже бога друзей Иова, ибо не на земле, не в Вечности он не способен дать справедливость.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010