Иов.16:13 .  Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, Иов.16:14 .  пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец. Молчать, т. е. согласиться с этими свидетельствами своей виновности Иов не может, не может потому, что бедствие пало на то время, когда он «был спокоен» (ст. 12), пользовался благоволением Божиим, несомненно был в Его очах человеком праведным (ср. Иов 29.1–6 ). В его руках нет неправды, отношения к Богу безупречны (ст. 17), и тем не менее Господь во время спокойствия «потряс» его (ст. 12), – сделал бедствия особенно ощутительными. Подобно борцу, схватывающему своего противника за шею, Он низринул его из состояния счастья в пучину бедствий (ст. 12). И до сих пор остается предметом, на котором Господь изощряет Свой гнев. Он поражает его стрелами (ст. 13; ср. Иов. 6:4 ), рассекающими внутренности, т. е. причиняющими страшные страдания бедствиями (ст. 13). С целью окончательно добить его Господь делает как бы окончательный приступ (ст. 14). Иов.16:15 .  Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою. Иов.16:16 .  Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, В результате подобных отношений Бога к Иову последний находится в состоянии глубокой печали: траурная одежда, «власяница», не покидает его, полного ослабления ( «в прах положил голову мою» – ст. 15, буквально с еврейского «свернул мой рог в прах». Рог – символ силы. – 1Цар 2.1 ; Пс 74.5, 148.14 ). Лицо от постоянных слез приняло багровый цвет, а глаза, ослабленные печалью и затуманенные слезами, покрыты мраком, предвестником смерти. Иов.16:18 .  Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему. Иов невинен; молчать он не может. В то же самое время бесполезно обращаться с речью к Богу и друзьям: они не верят ему. Ввиду подобного положения дел он обращается с просьбою к земле, чтобы она «не закрыла его крови». Невинная, преступным образом пролитая кровь требует отмщения, особенно в том случае, когда она остается на поверхности земли ( Ис 26.21 ; Иез 24.7–8 ). Обращаясь к земле с просьбою, чтобы она не скрыла его кровь, не впитывала ее, Иов желает, чтобы по крайней мере она признала его невинным, заслуживающим отмщения, восстановления попранных прав, чего не хотят сделать Бог и друзья. – «Да не будет место воплю моему», в буквальном переводе: «да не будет подавлен вопль мой» (об отмщении); прежняя мысль, выраженная в иной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.20:11 .  Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Выражение синодального текста: «грехами юности», представляет перевод одного еврейского слова «алумав». В Пс 18.13 и Пс 89.8 «алум» означает действительно «тайные грехи», но в кн. Иова, Иов 33.25 – «юность». Сообразно с последним значением ст. 11 должен читаться так: «кости его наполнены силами юности его, и с ним лягут они в прах». Личные силы, на которые надеялся грешник, при помощи которых создавал свое благополучие, обращаются в ничто, не обеспечивают его благоденствие. Иов.20:12 .  Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, Иов.20:13 .  бережет и не бросает его, а держит его в устах своих, Иов.20:14 .  то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Закон мздовоздаяния древен, как род человеческий (ст. 4–5) и в то же время вполне естествен. Грех и беззаконие сами собою приводят к возмездию. Приятные в начале, как вкусная пища, которая для продолжения вкусовых ощущений не сразу проглатывается, но намеренно удерживается во рту, они в конце концов превращаются, подобно ей, во вредоносную горечь, – «желчь аспида» (горький и ядовитый – понятия синонимические – Втор 32.32 ). Иов.20:15 .  Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. Иов.20:16 .  Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. Как содержащая отраву, пища нечестивого (приобретаемые им богатства) не только не послужит на пользу ( «изблюет»), но и окажется мучительною ( «исторгнет»), и в результате смертельною (ст. 16; ср. Пс 139.4 ; Притч 23.32 ; Иер 8.14 ; Иер 23.15 ). Иов.20:17–21 . Раскрытие образной речи предшествующих ст., в частности ст.15: «изблюет», «исторгнет». Иов.20:17 .  Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! Иов.20:18 .  Нажитое трудом воз­вратит, не про­глотит; по мере име­ния его будет и расплата его, а он не по­радует­ся. Нечестивый не может наслаждаться своею приятною пищею, – накопленными богатствами (ст. 17; ср. Исх 3.8, 17 ). Он не воспользуется нажитым («не проглотит»), так как оно возвратится ( «изблюет») к своим первоначальным собственникам, – уйдет на удовлетворение обиженных им лиц: «по мере имения его будет и расплата его». Богатство не послужит источником радости ( «не порадуется», ср. Иов 31.25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 37 Окончание речи Елиуя. 1–13. Описание грозы и других физических явлений. 14–24. Заключение. Иов.37:1–5 . Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь. Иов.37:1 .  И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Гроза с сопровождающими ее громом и молниею – предвестники предстоящего явления Бога ( Исх 19.9, 16–17 ), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха ( Ис 6.5 ; Иез 2.1 ; Дан 10.7–8 ). Иов.37:2 .  Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром ( Пс 28 ), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуй. Иов.37:3 .  Под всем небом раскат его, и блистание его – до краев земли. Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли. Иов.37:4 .  За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь – молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются. Иов.37:5 .  Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ( «дивно», ср. Пс 64.6, 138.14 ; Дан 8.24 ), величие Бога (ср. Пс 28 ) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений. Иов.37:6 .  Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Иов.37:7 .  Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Иов.37:8 .  Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах. К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, – между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» – «полагать печать» в Иов 9.7 ; Откр 20.2–3 ) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги ( Пс 103.20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.22:24 .  и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков – золото Офирское. Удел такого человека – блаженство ( Пс 93.12–13 ). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, – «удаления беззакония из шатра», не только будет возвращено утраченное счастье ( «устроишься»; евр. «бана» в смысле дарования прежнего счастья – Иер 24.6, 33.7 , сообщения большего – Мал 3.15 ), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что «блестящий металл» (золото и серебро в неочищенном виде) будет для него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень. Иов.22:25 .  И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет «блестящим серебром» – серебро очищенное от примесей. Иов.22:26 .  ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. Пс 36.4 ; Ис 58.14 ). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. Быт 4.6 ). Иов.22:27 .  Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены. Иов.22:29 .  Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем, Иов.22:30 .  избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих. Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности ( Пс 72.2–3, 12–14 ). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они – не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: «ты скажешь: возвышение». Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: «он спасается чистотою рук твоих» (ст. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как в 3-ей главе Иов сетовал на жизнь, так в этой главе он сетует на смерть. В 3-ей главе смерть рисуется ему как некое желанное убежище от страданий, как отрада и утешение; в 14-ой главе — как проклятье. Здесь Иов просит Бога уже о другом:     «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня,     и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой;     положил мне срок, и потом вспомнил обо мне!»    (Иов. 14:13)    Так по мере приближения смерти Иов, вглядывающийся в нее как в предстоящую неизбежность, все менее склонен видеть в ней выход. С развитием болезни Иова все более предпочтительным становится третий образ богоотступничества.    Библейские критики очень правы, когда полагают, что друзья Иова в древней легенде могли играть роль искусителей. Не правы они, когда думают, что в каноническом тексте друзья играют другую роль. Друзья искусителями так и остались. Спор Иова являет собой не постыдную и достойную умолчания картину падения праведника, а захватывающее описание титанической борьбы и победы Иова в последнем и самом тяжелом испытании.    Вообще Иов искушался троекратно, по образу искушения Христа в пустыне. В первом искушении сатана испытывал пристрастие к земным ценностям. Сыну Божьему было предложено употребить духовные дары на извлечение материальной пользы: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мтф. 4:3). Он должен был засвидетельствовать, кому Он служит — Богу или маммоне. От Иова требовалось то же самое. До сих пор у Иова не стояло такого выбора: Бог, которому он поклонялся, был одновременно и податель богатства. Могло оказаться, что под видом служения Богу Иов давно служит богатству, тому, что в новозаветное время обозначалось сирийским словом маммона. Собственно, в этом и был уверен сатана, когда просил у Бога разрешения испытать Иова: «разве даром богобоязнен Иов?» (Иов 1:9). Испытание должно было выявить корыстные мотивы в богопочитании Иова. Но сатана ушел ни с чем. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При подобном отношении Бога к Иову положение последнего оказывается в полном смысле безвыходным. Если он виновен, то ему нет оснований ждать милости и прощения; если прав, то нет данных «поднять головы своей» (ст. 15), т. е. ободриться. Последнее невозможно потому, что в очах Божьих Иов не перестает быть грешником, заслуживающим наказания. Показателем такого отношения к нему Господа является все более и более усиливающаяся болезнь, она – свидетель его виновности ( Иов 16.8 ), за которую Бог преследует Иова, как лев свою добычу ( Ис 38.13 ; Ос 5.14, 13.7 ), в нанесении страданий проявляет Свое всемогущество. Иов.10:18 .  И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; Иов.10:19 .  пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13–14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение «не оставлять греха без наказания». Не было любви, не мог появиться на свет и Иов. Так возникает новое недоумение. Иов.10:20 .  Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, Иов.10:21 .  прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, Иов.10:22 .  в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма. Тревожимый всеми этими неразрешимыми вопросами, утративший веру в Бога, как правосудное, любящее человека существо, Иов ввиду приближения смерти ( «не малы ли дни мои?») просит Господа отступить от него, прекратить проявления гнева (ст. 15–17). Тогда он умрет спокойно, не тревожимый сомнениями. И этот сравнительно светлый конец будет возмещением за тот мрак, который ждет его в преисподней, где нет даже следа солнечного света («офел» ст. 22, ср. Исх 10.22 ), где господствует сень смертная. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По мысли пресвитера Филиппа, страдалец здесь свидетельствует о том, что «телесные раны и муки мыслей постоянно изнуряли» его, «так что он объявляет, будто уже испытывает наказание ада». Кроме того, дойдя до самой страшной степени этой муки и произнося слова гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя ( Иов. 17:14 ), Иов как бы говорит друзьям: «Я загниваю столь долго, что имею право само гниение и червей, расплодившихся в ранах, назвать своими родителями...» 742 ...Свет у беззаконного потухнет. Вторая речь Вилдада (Иов. 18:1–21) Далее в библейском тексте следует вторая речь Вилдада, содержащаяся в 18-й главе книги Иова. Сначала ( Иов. 18:1–4 ) Вилдад, оскорбленный словами Иова, обращенными к друзьям (Выслушайте, все вы, и подойдите; не найду я мудрого между вами – Иов. 17:10 ), жалуется Елифазу и Софару на то унижение, которому подверг их страдалец. Здесь же Вилдад упрекает Иова в тщеславии: он грешник, но необоснованно надеется, что Бог ради него изменит тот приговор и ту судьбу, что неизменно преследуют на земле богопротивников, грешников и гордецов. И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал: когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? [О ты], раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего? ( Иов. 18:1–4 ). По мысли преподобного Исихия Иерусалимского , Вилдад столь резко реагирует на слова Иова именно потому, что праведник остается тверд и непоколебим в исповедании собственной нравственной чистоты и верности Богу. Ведь «чем больше Иов замечает усиление своих врагов, тем сильнее он становится против них. Чем больше он видит, что число клеветников возрастает, тем больше освежаются силы его, чтобы отстаивать истину. Не только воодушевлением, но и крепостью своей Иов обнаруживает истину». Иов здесь как бы постоянно и настойчиво говорит друзьям: «вы не понимаете мудрости Бога и не ведаете домостроительства Его в отношении праведников и грешников» 743 . Друзья же не готовы и не способны признать истинность его слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Глава 6 Ответная речь Иова на речь Елифаза. 1–7. Естественность ропота. 8–27. Желание смерти в виду невозможности переносить страдания, особенно без поддержки со стороны друзей. 28–30. Просьба к друзьям внимательнее, вдумчивее отнестись к его речам. Иов.6:1 .  И отвечал Иов и сказал: Иов.6:2 .  о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Иов.6:3 .  Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Так как Елифаз начинает свою первую речь с упрека Иову в малодушии ( Иов 4.5 ), то последний и старается прежде всего освободиться от подобного обвинения. Его «слова неистовы» (« ματ φαλα» LXX – злы; » λγοι κατπικροι« Симмаха – полны горечи, но ни в каком случае не «вздорны», «неразумны», как переводит Делич, ср. ст. 28–30); они полные горячности, раздражительности (ст. 1, евр. «каси», « ργ» LXX ср. Иов 5.2 ), но это вполне понятно. Жалобы Иова естественны в виду необыкновенных страданий; своею тяжестью они превосходят тяжесть песка морского ( Притч 27.3 ; Сир 22.15 ), неисчислимее этого последнего ( Быт.22:17, 32:12, 41:49 ; Иер 33.22 ; Авв 1.9 ). Поэтому если сравнить его нетерпеливость, горячность с бедствиями, то она окажется по сравнению с ними малою. Иов.6:4 .  Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Причина столь необыкновенных страданий в том, что против него, Иова, восстал сам Бог . Он, как «ратоборец» ( Иер 20.11 ), причиняет ему такие страшные страдания, какие наносятся отравленными, «палящими» стрелами ( Пс 7.14 ). Иов.6:5 .  Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего? Иов.6:6 .  Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке? Иов.6:7 .  До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою. Образное выражение мысли об естественности жалоб. Если неразумные животные (осел и бык) не выражают недовольства без причины, то тем более не сделает этого человек, существо разумное. Как неприятен без соли хлеб и яичный белок, так неприятны и жалобы. И если тем не менее Иов жалуется, то, очевидно, потому, что вынужден. Вынужден же он тем, что все время живет невыносимо тяжелою ( «отвратительною» – ст. 7) мыслью о постигшем горе, возможности которого даже не представлял ( «не хотела коснуться душа моя») в дни былого счастья ( Иов 29.18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания. Иов.24:13 .  Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его. Иов.24:14 .  С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. Иов.24:15 .  И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, – и закрывает лице. Иов.24:16 .  В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света. Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12 ). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие «с рассветом», точнее «пред рассветом» (евр. «лайор»), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера ( Притч. 7.8–9 ) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента. Иов.24:17 .  Ибо для них утро – смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени. Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными. Иов.24:18–21 . Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов. Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною. Иов.24:18 .  Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Нечестивый «легок... на поверхности воды» – его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов 9.26 ; Ос 10.7 ); его имущество подвергается проклятию ( Иов 5.3, 18.15, 20 ), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: «не смотрит на дорогу садов виноградных» (ср. 3Цар 4.25 ; Мих 4.4 ; Зах 3.10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»,— сказал Он им тогда (Матф. 9:13). Такими «праведниками», оставшимися в результате своей праведности вне Христа, и были друзья Иова, отказавшиеся и от милости, и от Боговедения ради верности «преданьям старцев», столь любезным фарисейскому сердцу.    С Богом, совершенно чуждым человеку, являющим Себя как безусловная внешняя власть, установление личных отношений невозможно. И в этом еще одно отличие веры друзей от веры Иова. Формально они поклонялись не метафизическому Абсолюту, а Тому же Самому личному Богу, что и Иов. Но фактически из их речей этого не видно. Для них Бог — только Шаддай (Вседержитель), один раз Он еще назван Творцом (Иов. 4:17). Разительное отличие их речей от речей Иова в том, что они ни разу не назвали Бога Его собственным именем — Яхве, как это делал неоднократно Иов (Иов. 1:21; Иов. 12:9; Иов. 28:28), и ни разу не обратились к Нему на Ты (сравни бесконечное употребление Ты в обращении Иова к Богу — главы 7,9,10,13,14,16,17,30,39,42). Для друзей Иова личностность Бога носит чисто декларативный характер. Ничего не убавилось и не прибавилось бы в их речах, если их Вседержителя заменила бы индийская «карма» или «нус» неоплатоников. Потому не странно, что для них такое же «безумие», как и для «эллинов», слушать рассуждения Иова о том, что Бог нанес ему личную обиду, «огорчил» его душу (Иов. 27:2).    Вот, я кричу: «обида!» и никто не слушает, —    в удивлении восклицает Иов (Иов. 19:7). Но удивление его напрасно: друзья и не могут его услышать, слова Иова для них непонятны, как чужой язык. Их Бог — олицетворенная беспристрастность, и в Его действиях не может быть никаких личных мотивов. Особенно заметно родство их веры с религиями безликого Абсолюта в тех местах, где друзья говорят якобы о справедливости Божией. Если присмотреться к их изложению теории мздовоздаяния, то можно заметить, что расплата за зло воспринимается ими как некое неизбежное следствие самих злодеяний. Злодей наказывает себя сам. По очереди все трое развивают этот основной кармический принцип.    Елифаз:     «нечестивый мучит себя во все дни свои,     и число лет закрыто от притеснителя;     звук ужасов в ушах его;     среди мира идет на него губитель...     Пусть не доверяет суете заблудший,     ибо суета будет и воздаянием ему...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010