как и у LXX, «во мне», ибо «пророческое видение и слово Божие не извне было к пророкам, но внутри и к внутреннему человеку. Поэтому и Захария говорит: Ангел, глаголяй во мне ( Зах.1:9 )» 109 , и Давид: Дух Господень глагола во мне ( 2Цар.23:2 ), и Бог: аще будет в вас пророк, в видении познаюся ему и во сне возглаголю ему, буквально – в нем ( Чис.12:6,8 сн. Евр.1:1 ). Не: чрез меня, ибо откровение было и самому пророку ( Авв.2:2 ). «И что мне отвечать» (aschib как Исх.19:8 ; Чис.22:8 ; 2Пар.34:28 ; Иов.22:32 ) 110 – церкви, которая ждет ответа, от лица которой он говорил доселе 111 , и ради которой далее повелевает записать ответ, – отвечать «касательно (как обыкновенно переводят) жалобы моей» вышеизложенной (1, 13–17), против Самого Бога, на угрозу Его, по видимому, несогласную с Его же правосудием. Точнее было бы: «касательно доказательства моего» (возражения, судебного протеста), представленного выше в защиту народа избранного против суда нечестивых, каким угрожал Иегова, как употребляется это слово (tokah) у Иова («о если бы я знал, где найти Его! я пришел бы к престолу Его, изложил бы пред лицем Его правое дело и уста свои наполнил бы доказательствами – tokachot» Иов.23:3,4 . сн. Иов.13:3,6 ) и как передано в Халдейск. парафр. (ad postulationem meam) и в греческом переводе (π τν λεγχον) 112 . Все настоящее место весьма важно в психологическом отношении для суждения о состоянии лиц, сподоблявшихся пророческого дара. Из начальных слов места открывается, что он не был постоянно присущ душе пророков и требовал предварительно некоторого особенного к получению его настроения души, что пророки постоянно нуждались в божественном озарении и получали его только по временам и по частям, как учащиеся, получив сведение о началах учения, нуждаются еще в научении о каждом из них в частности («Господь дал мне язык учащихся,... пробуждает Он каждое утро, пробуждает ухо мое, чтоб я слушал, как учащиеся» – Ис.50:4 ). Из слов последних, что сей дар не был только самомечтанием, пророчеством от сердца своего, вслед духа своего, видением сердца, обманом сердца ( Иер.23:16,26 ; Иез.13:2,3 ), но словом, исходящим из уст Божиих ( Ис.55:11 ), даром подлинно божественным; ибо пророк резко в сих словах отличает свою собственную речь от речи просвещавшего душу его Бога или Духа Божия (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

: И. Х. Маршалл. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту > : И. Х. Маршалл. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 37, 38, 39; 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 15 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 37, 38, 39; 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 Посещение Марией Елисаветы (1:39–56) (продолжение) Песнь Богородицы начинается с хвалы Богу: глагол megalЪnw значит ‘величать, восхвалять’, что соответствует евр. gidd•l или higd€l. yuc» mou ‘душа Моя’ — перифраза местоимения ‘я’, ср. Пс 34:9. ‘возрадовался’ — прошедшее время может отражать еврейскую конструкцию с waw consecutivum, в которой глагол в прошедшем времени получает значение настоящего, если следует за причастием настоящего времени. рпеата ‘дух’ в ВЗ нередко используется как параллелизм к yuc» ‘душа’ (например, Иов 12:10; Ис 26:9). Бог, Спаситель мой — выражение из перевода Семидесяти, где оно передает еврейское словосочетание, значащее буквально Бог моего спасения (Пс 23:5; 24:5; Мих 7:7; Авв 3:18; Сир 51:1). Слова хвалы естественно переходят в рассказ о делах Божиих — эсхатологическом возвышении смиренных и унижении надменных и сильных. Глагол ‘призреть’ часто значит любящую заботу (ср. слова Анны призришь на скорбь рабы Твоей в 1 Цар 1:11 и также в 1 Цар 9:16; Лк 9:38; Иак 2:3). tape…nwsij ‘смирение’ означает одновременно и малость Марии в глазах мира, и ее отношение к Богу 1 . Будут ублажать Меня все роды (ср. 11:27) напоминает о словах Лии при рождении Асира (Быт 30:13) и еще Притч 31:28; глагол makar…zw ‘ублажать’ в том же значении см. в Иак 5:11. В Божиих деяниях проявляются сила (ср. Пс 23:8; Соф 3:17 и мн. др.), святость Его имени (Пс 98:3; 102:1; 110:9; Ис 57:15), которое наводит ужас на противников (Пс 98:1–3), и милость к Своему народу (Пс 102:17). ‘милость’ обычно имеет значение сострадания и милосердия к несчастным (1:78; в притче о путнике и самарянине — 10:37). У Семидесяти так переводится евр. hesed — слово, которое имеет важный дополнительный нюанс верности, надежности и постоянства в отношениях с кем-ли­бо (Бультман удачно переводит hesed как ‘милостивая верность’). Выражение e„j gene¦j ka€ ‘в роды и роды’ (в Textus receptus e„j geneon ‘в роды родов’) — гебраизм, означающий множество поколений (у Семидесяти он переводится ина­че — e„j gene¦n ka€ ‘в род и род’, что еще раз указывает на возможность непосредственного перевода с еврейского источника).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Здесь он пробуждает пленников, возвещая о времени их возвращения из ассирийского плена и из Египта, где они нашли свое убежище. 28:1–29 Горе ефремлянам: пророчество о Ефреме 28:1. Венок. Венки, которыми украшали себя участники пира, символизировали радость и ликование (см.: Прит. 4:9 ; Ис. 61:10 ). В данном случае, однако, венок быстро увядает, по мере приближения вечеринки к концу, и пьянство в целом предвещает разрушение Самарии ассирийцами в 722 г. до н. э. 28:2. Особенности теофании. Теофания – это явление божества человеку, Богоявление. Могущество божества при этом обычно выражается присутствием дыма и огня, бурей и землетрясением (см. коммент. к Нав. 10и 3Цар. 19– 13 ). Разумеется, манифестация божественного присутствия всегда преследует какую-то цель; обычно это призвание вождя или пророка на служение или свершение суда над нечестивыми ( Авв. 3:13 ; Пс. 93:1–3 ). Описание теофании встречается также в угаритском эпосе о Керете, а месопотамские тексты сообщают, что боги часто являются во сне жрецам или царям. 28:7. Пьянство в Древнем мире. С незапамятных времен (ок. 4000 г. до н. э.) в Египте и Месопотамии умели варить различные сорта пива и приготовлять вино из перебродившего винограда или фиников. В ассирийском искусстве часто изображаются сцены пиров: мужчины и женщины едят за уставленными яствами столами и пьют из чаш и через соломинку. В вавилонском эпосе «Энума элиш» боги пируют, потягивая вино через трубочку (что было вызвано необходимостью, поскольку напитки оставляли на дне сосуда густой осадок). В шумерском «Гимне Нинкаси» воспевается процесс брожения и возносится благодарение за напиток, который утоляет жажду и в изобилии изливается, подобно водам Тигра и Евфрата. Вред, причиняемый пьянством, отмечается в Пс. 68и Прит. 20:1 , описывается в Есф. 1:3–8 и Дан. 5:1–4 , а также во всей древней литературе Ближнего Востока. Египетская «литература премудростей» предостерегает против злоупотребления вином, чреватым потерей самоконтроля и неизбежным осуждением со стороны общества. В текстах из Мари, однако, опьянение рассматривается как благоприятное условие для получения божественного откровения. 28:15. Завет со смертью. Возникает искушение рассматривать этот фрагмент как договор или акт подчинения хананейскому богу Моту («смерть») или египетскому богу мертвых Осирису (см.: 30:1,2). И то, и другое указывало бы на политические союзы с каким-то сиро-палестинским народом или с Египтом против Ассирии. Однако пророк предупреждает израильтян, что это будет безрассудством, свидетельствующим об их развращенной натуре (см.: Иов. 8:5–21 ). Как выяснил месопотамский эпический герой Гильгамеш, ни один человек, за исключением редчайших случаев (Енох, Илия, Утнапиштим), не может избежать смерти ( Иов. 30:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Содержание Сие слово в Прологе февраля 2 дня приписано Св. Кириллу Архиепископу Цареградскому, а в Греческих рукописных и печатных книгах Св. Кириллу Иерусалимскому, но до взятия Цареграда не было в оном архиепископа, именем Кирилл, Иерусалимскому же Св. Кириллу не принадлежит оное потому, что праздник Сретения установлен уже в 6 столетии по Рождестве Христове.   «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй радость, дщи Иерусалимля» (Зах 9.9): ликуйте людие «града Божия» (Пс 47.2): взыграйте врата и стены Сиона, и вся земля: «возопийте горы и холми» (Ис 44.23), в восторгах «взыграйте» (Пс 113.6): «реки восплещите руками» (Пс 97.8), и «людие Сион обымите» (Пс 47.13), видя в нем пришествие Бога. Да соединят свой ныне глас небесные жители с земными, и да воспоет горний с дольным Иерусалимом: ибо здесь Христос Небесный и земный пребывает. Окрест Небесного, умные Силы ликуйте: земного, земнородные со Ангелами воспойте.    Ибо ныне «явится Бог богов в Сионе» (Пс 83.8): «ныне преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (Пс 86.3) Иерусалиме «граде Царя великаго» (Пс 47.3). Отверзи (Пс 23.7) врата Тому, Кто всем отверз врата небесные, и отворил всем райские двери Тому, Кто отверз врата гробные (Мф 27.12) на Кресте (вися), кто «сокрушил» (Пс.106.16) «адовы " _) (Иов. 38.17) вереи вечные и заключил преславно девические двери. Ныне Тот, кто древле с Моисеем беседовал на горе Синайской Боголепно (Исх 20.1), исполняет закон, «под законом бывая» (Гал 4.4) раболепно. Ныне «Бог от Фемана» (Авв. 3.3) в Сион приходит: ныне Жених Небесный, с Богоматерним чертогом, во храме является. «Дщери» Иерусалима (Песн 3.11), изыдите в сретение Ему. Светильники светло свету истинному возожгите: ризы душевные Жениху Христу (Мф 25.6) благоукрасите.    С Сионом людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь... небо и земля славы Его» (Ис 6.3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Следя за изображением халдеев пророком Аввакумом, слушатели его, вероятно, ужасались при мысли о подчинении им, потому что, действительно, очень неприятно находиться в зависимости от такого народа. Но нельзя, с другой стороны, не признать справедливой характеристику халдеев у Аввакума. Необразованные народы (Исаия называет халдеев обитателями пустынь – Ис. 23:13 ), быстро достигавшие славы и власти среди других народов, отличались самодурством и деспотизмом, по отношению к порабащенным ими народам. Таковы, напр., были турки в Византийской империи (таковы они, впрочем, и теперь) вандалы и другие азиатские выходцы, занимавшие Римскую империю. Таков и всякий человек без образования, занимающий скоро высокий пост, (ср. русские старшины и сельские власти по частым описаниям в корреспонденциях). Авв. 1:8 И изскочат паче рысей кони его и быстрее волков Аравийских, и поедут конницы его и устремятся издалеча и полетят аки орел готов на ядь. По-русски – Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу. Во время речи пророка о халдеях, слушателям его естественно было успокаивать себя мыслью о том, что страшные самодуры халдеи еще далеко от Иудеи и помощь не опасна им. Чтобы рассеять этот самообман, Аввакум настойчиво указывает на то, что халдеи из своей дальней страны могут скоро и легко явиться в Иудею. Они обладают прекрасной конницей 40 , которая быстрее 41 барсов и острее 42 вечерних волков 43 . По описанию путешественников и историков, барсы отличаются необыкновенной быстротой: «когда видишь его, думаешь, что это вихрь несется» (Bochart. Hierozoicon. Р. 1 it. III. с. VII). Библейские писатели, преимущественно, обращали внимание на коварство барсов, тайное выслеживание и быстрое похищение добычи ( Иер. 5:6 ; Иов. 37:3 ; Ос. 13:9 ). Может быть, и пр. Аввакум имеет в виду не столько быстроту халдейской армии, сколько коварство самих халдеев: внезапное превращение из мирных союзников, какими они представлялись Езекии ( Ис. 39 гл.), в жестоких врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

30:6. Животные в пустыне Негев. Опасности, которые поджидали путешественников в пустыне Негев, в труднодоступном, засушливом районе, усугублялись присутствием диких зверей, которые нападали на неосторожных путешественников. В слоях, относящихся к временному диапазону бронзового и железного веков, найдены останки хищников, в том числе львов и леопардов. В этом районе встречались также такие ядовитые змеи, как гадюки и кобры. В хрониках ассирийского царя Асархаддона описывается «летучий змей», который принес множество неприятностей, был бедствием для его кампании (см.: Чис. 21:8 ; Ис. 14:29 ). 30:7. Раав ( в русском переводе – «Египет»). Символ Египта, Раав, хотя и не встречается в других источниках, кроме библейских текстов, сравнивается с левиафаном, морским чудовищем, владыкой хаоса, который также обретает форму извивающегося змея ( Иов. 26:12,13 ; см. коммент. к Ис. 27:1 ). Как синоним Египта Раав упоминается, например, в Пс. 86:4 , где народы, игравшие важную роль в мировой политике того времени, подчиняются могуществу Яхве. Двойственный характер понятия «Раав» проявляется далее в 51:9–11, в отрывке, где говорится о Господе, поразившем крокодила (см.: Пс. 88:11 ) и иссушившем море, что напрямую относится к исходу евреев из Египта и поражению последнего. В 30пророк высмеивает неспособность Египта помочь Израилю или остановить Ассирию. 30:8. Доска, книга. Даже если это типичный пример использования параллелизма, запись пророчества одновременно и на глиняной табличке (или, возможно, на осколках керамической посуды), и на свитке (книга), возможно, означает неизбежность грядущего разрушения. Так, например, в одном псевдоэпиграфе I в. н. э. Ева наставляет своего сына Сифа записать ее «завет грехопадения» и на камне, и на глиняных табличках, дабы предотвратить их исчезновение в воде или в огне. Требование о записи встречается также в 8:1, Иер. 30и Авв. 2:2 . Подобно слову изреченному, записанное слово удостоверяет пророчество и сохраняет его для будущих поколений. 30:10. Манипулирование пророками. Яхве обычно упрекал израильтян в том, что они либо не слушают пророков, либо требуют от них приятных вестей и видений (см.: Иер. 7:25,26 ; Ам. 2:12 ). Во всем Древнем мире считалось, что пророки не только возвещают послания богов, но и дают ход божественным деяниям. Поэтому неудивительно, что власти всегда испытывали искушение контролировать деятельность негативно настроенных пророков. Например, ассирийский царь Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали обо всех недозволенных или негативных высказываниях, особенно со стороны пророков и толкователей снов. Вполне понятно, почему люди проявляли склонность к неприятию пророка, одно слово которого могло «накликать» беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На место языческого учения о природе, автор книги ставит учение, выведенное им из священных книг; но при этом он в священных книгах не видит, или не находит никакого различия между содержанием и формою, между идеей и её оболочкой, и все образные и фигуральные выражения принимает в прямом буквальном смысле. Отсюда он представляет, что на пределах неба и земли есть особые хранилища для ветров, снега и дождя, росы и инея, что громы и молнии также хранятся в особых помещениях на небе; он верит, что есть краеугольный камень, на котором основана земля, и столпы, на которых утвержден небесный свод, что на небе есть божественные стрелы с луками и колчанами. Он верит всему этому, потому что обо всем этом в метафорическом смысле говорится в священных книгах, напр. Иов. 5:10; 6:4; 9:6; 38:6; 9:9 ; Пс. 7:13; 17:8. 15:16; 37:3; 143:6 ; Ис. 24:18 ; Авв. 3:9 . На место учения о силах природы автор ставит обширное учение об ангелах, о высших и низших духах, которые приставлены не только к людям и народам, но и ко всем областям и явлениям физической природы и заведуют и управляют ими; они – орудия, посредством коих Бог управляет миром; основа этого учения заимствована автором также из священных книг, но оно у него получило обширное развитие и особый колорит под влиянием персидского учения о добрых и злых духах. Такое учение встречается в Талмуде и других иудейских сочинениях. Филон, как мы заметили выше, также учил, что ангелы суть духи, летающие в воздухе, что вся вселенная одушевлена во всех частях своих, и каждая стихия населена живыми существами. Изображение суда над нечестивыми и картины царства Мессии в книге Еноха заимствованы преимущественно из пророческих книг, но на них отразилась резко и печать позднейших иудейских представлений о Мессии, по которым время Мессии считается временем основания всемирного иудейского царства на земле, имеющего, впрочем, некоторый духовный характер. Во время великого и страшного суда Мессии явится сам Бог со всеми святыми ангелами; Мессия будет судить прежде падших ангелов, потом разных властителей, которые притесняли еврейский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ст. 22. Скончася беззаконие твое, дщи Сионя, не приложит ктому преселити тя: посетил есть беззакония твоя, дщи Едомля, откры нечестия твоя Как ни тяжело было положение народа после разрушения Иерусалима, однако и в этом тяжелом положении пророка не покидает уверенность, что Израиль не на всегда отвержен Богом, что придет время, и Израиль вновь вступит во все права избранного народа Иеговы, а враги, теперь издевающиеся над ним, напротив, будут наказаны. Такими закоренелыми врагами были идумеи ( Ис.34 ; Иез.25 : 12; Пс.136:7 ). Вот почему против них то главным образом и направляет свою речь автор 4 плачевной песни. Радуйся и веселися, дщи Идумейска. Это обращение к Эдому, как видно из всего содержания 21 ст., нужно понимать в смысле иронии. Пророк как бы говорит Эдому: «пусть ты теперь радуешься, но знай, что и на тебя прольется чаша гнева Божьего». Живущая на земли. В такой форме эти слова не прибавляют ничего нового к мысли 21 ст., и потому являются совершенно излишними. Отсюда, к ним необходимо присоединить еще слово «Уц», как это имеет место в еврейском текста ( ) в Пешито и в кодексах 22, 36, 48, 51, 88, 96, 198, 231, 62. Compl. Arm. ed. и Syro-Hex. Земля Уц, в которой жил Иов, лежала к северо-востоку от Идумеи и не входила в пределы этой последней ( Иер.25:20 ). И если теперь пророк приписывает ее идумеянам, то объяснения этого обстоятельства нужно искать в очень вероятном предположении Эвальда, что земля Уц была отдана идумеянам Навуходоносором за помощь, которую идумеяне оказали халдеям при завоевании Иудеи (DAB 3 I, 2 р. 345). Если принять предположение Эвальда, то ироническая речь пророка к идумеянам получает особенно выразительный характер. И упиешися и излиеши . По LXX: μεθυσθση κα ποχεες. Указание на чрезвычайные размеры бедствий, имеющих постигнуть Идумею. В еврейском тексте последние слова 21-го стиха читаются несколько иначе «упьешься и обнажишься». Идумея, по еврейскому чтению, сравнивается с человеком, упившимся до потери естественного чувства стыда ( Быт.9:22 ; Авв.2:15–16 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

а. Въ конецъ, въ пснехъ сммъ, аломъ Двд, 1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. 1 . Объяснение выражений надписания см. выше стр. 17, 19, 22, 29. Соответствующие слав. выражению въ пснехъ слова: на струнных орудиях, которыми обыкновенно переводится евр. бингинот (ср. Пс.4:1; 53:1 , и др.), в нынешнем русск. переводе опущены. Но в пер. Росс. Библ. Общ. и в других русск.· пер. они читаются. в. Гди, да не твоею бличиши мен, ниж гнвомъ твоимъ накажеши мен. 2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. 2 . Испытывая телесные и душевные страдания, псалмопевец, в сознании своей виновности пред Богом, признает в них праведное наказание Божие за сбои грехи и с покорностью преклоняется пред небесным правосудием; но строгость суда и наказания Божия, превышающих меру терпения для слабых человеческих сил, вызывают из его сердца мольбу к Господу, чтобы Он смягчил строгость суда Своего, обличая его не во гнев, но с милостию, и облегчил бы тяжесть наказания, карая его не в ярости – не с раздражением беспощадного мстителя, но с кротостью и снисхождением отеческой любви, вразумляющей и исправляющей заблудшего своего сына (ср. Притч. 3:11–12 . Евр. 12:5–8 ). г. Помилй м, гди, к немощенъ исцли м, гди, к смтошас ксти мо, 3. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; д. и дша мо смтес и ты, гди, докол; 4. и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? 3–4. Псалмопевец не представляет ни оправдания во грехах своих, ни признает за собою права ва смягчение постигших его наказаний, а обращается единственно к благости и милосердию Божию и просить помилования по снисхождению к его немощи и из сострадания к его тяжким страданиям, которые превышают меру его терпения и которым не видно конца. Телесная болезнь его так велика, что он совершенно изнемог ( немощенъ есмь), – букв. увял, как подкошенное и спаленное солнцем растение (ср. Пс.36:2 ; Иов.15:16 ); самые основы его телесного состава, кости его, потрясены болезнью (= смтошас), лишились своей крепости, дрожат и не могут поддерживать его тела (ср. Ис.38:13 ; Иер.23:9 ; Авв.3:16 ). Вместе с телом и душа его сильно потрясена нравственными страданиями, происходящими от ощущения псалмопевца, что Господь отвратился от него Своею милостию и от неизвестности, будет ли конец Его гневу. Последнюю кнель псалмопевец выражает в виде вопроса к самому Господу о том, долго ли Он будет гневаться на него и поражать его страданиями?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Сравнением с рысью или барсом пророк изображает быстроту Халдеев, с которою они устремились на Иудею; а сравнением с вечерними волками – быстрое завладение сею землею, и вместе страшную жадность, с которою опустошали, разрушали и расхищали, как бы пожирали ее богатства. Далее о Халдейских всадниках говорится, что они гордо сидят на своих конях, т. е. они скачут в сознании своей силы и мужества, быв заранее уверены в своих успехах: они скачут издалека, т. е. из Вавилонии, которая Евреям казалась весьма отдаленною страною. Так, когда благочестивый царь Езекия спросил св. пр. Исаию, отколе пришли к нему послы с дарами, тот отвечал: от земли дальния приидоша ко мне – от Вавилона ( Ис. 39:3 .). Халдейские наездники не только не утомлялись дальнею дорогою; напротив, они летели, как орлы. Царь пернатых обладает необыкновенным зрением, так что может смело смотреть на яркое солнце, и далеко видит свою добычу, обладает также чрезвычайною быстротою, с какою устремляется на сию добычу, и с необыкновенною силою терзает и пожирает ее. (Ср. Иов. 39:29–30, 9:26 ; Втор. 28:49 .). С такою орлиною быстротою устремятся, говорит Господь, Халдеи на Иудею, с такою силою будут сокрушать ее. Подобным образом и св. пр. Иеремия изображает нашествие на Иудею Навуходоносора. ( Иер. 4:13, 50:41,42 ). Авв.1:9 . Скончание на нечестивые приидет сопротивляющыеся лицам их противу, и соберет яко песок пленники. С Евр. «Весь он выступил для злодейства, все лица их устремлены вперед и набрал пленных, как песку». Т. е. Халдеи нанесут конечную гибель (кончание) 22 нечестивым Иудеям, которые противостанут им, будут воевать с ними. «Яснее это (поясняет бл. Феодорит) выразил Симмах: все станет добычею любостяжательности (Халдеев), вид лица их – ветр палящий. 23 . Как быстроту коней и всадников пророк изобразил в подобиях: так и зверство лиц (Халдеев) уподобил палящему ветру; ибо как ветер сей опаляет обнаженные тела, так одного вида Халдеев достаточно, чтобы в тех, кто видит их угасло все блистательное». Или иначе: Халдеи повсюду оставляют за собою страшное опустошение такое же, какое оставляет за собою губительный восточный ветер.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010