Мало того, что так понятая борьба Иова с друзьями выставляет в сомнительном свете добродетельность героя книги, страдает еще и психологическая правдоподобность происходящего. Искушение действенно только тогда, когда внешний соблазн находит отклик в душе искушаемого. Перспектива умереть назло Богу, так, чтобы Ему было стыдно, могла быть достаточно привлекательной для Иова, только пока у него было еще достаточно сил и надежды на спасение.    Уже к середине спора желание доказать что-то своим гордым уходом должно было угаснуть, поскольку эта типично детская реакция на обиду вообще имеет свойство исчезать при первом приближении смерти.    Но Иову с самого начала был чужд этот самоубийственный пафос. У него было другое — скорбное недоумение «огорченной души» (Иов. 27:2). Если мы присмотримся к тем фрагментам в речах Иова, где он проклинает жизнь и призывает смерть, мы не найдем в них сосредоточенности и напряженности духа, необходимых для бунта. В них нет даже готовности умереть, а только смятение. Иов не знает, чего больше хочет — жить или умереть. Вот, в 7-ой главе Иов в который раз уже просит Бога о смерти:     «и душа моя желает лучше прекращения дыхания,     лучше смерти, нежели сбережения костей моих.»    (Иов. 7:15)    — ср.:     «О, если бы благоволил Бог сокрушить меня,     простер руку Свою и сразил меня!»    (Иов. 6:9)    Но в самом конце главы звучит робкая надежда на выздоровление:     «И зачем бы не простить мне греха     и не снять с меня беззакония моего?»    (Иов. 7:21)    Точно так же в 10-ой главе мы находим уже знакомые выражения отчаяния:     «Опротивела душе моей жизнь моя...»    (Иов. 10:1);     «И зачем Ты вывел меня из чрева?     пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня».    (Иов. 10:18).    А в конце опять просьба о помиловании:     «Оставь, отступи от меня,чтобы я немного ободрился,     прежде нежели отойду...     в страну тьмы и сени смертной...»    (Иов. 10:20—21)    Наконец, в 14-ой главе уже полногласно звучит нежелание Иова мириться со смертью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мн. раввины считали Иова праведником на основании свидетельства его страха Божия (Иов 13. 16; 27. 2 или 1. 1; Wiernikowski. 1902. S. 9). Негативно оценивает образ Иова раввин Элиезер бен Гиркан. На основании Иов 13. 16; 27. 2 он говорит, что Иов хотел «разрушить ключи», т. е. он отверг владычество Бога (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 16a). Так, в словах Иова «рука Божия коснулась меня» (Иов 19. 21) раввины видят указание на то, что Иова ожидает 50 казней, ибо если «перст Божий» значит 10 казней для египтян, тогда рука Божия с 5 перстами - это 50 казней (Иошуа бен Ханания - Wiernikowski. 1902. S. 12). Иногда Иова обвиняют в том, что он, как один из слуг или советников фараона, знал о планах своего господина уничтожить Израиль, но молчал. Именно поэтому Бог его наказал (Ibid. S. 8; Hanson. 1969/1970. P. 149). Порицается и ропот страдающего Иова. «Если бы Иов не крикнул против Бога, то его имя было бы названо в молитве; как говорят Бог Авраама, Исаака и Иакова, то сказали бы и Бог Иова» (Ханина бен Папай. Песикта Рабба. 47; Wiernikowski. 1902. S. 31; Tsevat M. The Meaning of the Book of Job//HUCA. 1966. Vol. 37. P. 106). Раввины очень редко пытались понять, почему Иов не смог стойко переносить страдания. Его жалоба: «Если бы я воззвал, и Он ответил мне,- я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9. 16-18) - подробно рассматривается в талмудическом трактате Бава Батра (15b) (ср.: Wiernikowski. 1902. S. 76-78; Glatzer. The God of Job. 1974. P. 53). Еще чаще объясняют неподобающие речи Иова, указывая на то, что человек не может отвечать за слова, сказанные в болезни (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 16a). Др. слова Иова о Боге, подобно тем, что приведены в Иов 7. 20: «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?», по мнению ряда раввинов, должны быть исправлены ( Wiernikowski. 1902. S. 14), или их нужно принять как есть только потому, что они стоят в Свящ. Писании (напр., Иов 2. 3, где Бог описывается «как человек, который позволяет себя обмануть»; ср.: Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 16a; Хагига. 5a).

http://pravenc.ru/text/578206.html

«Он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26) — так заканчивает Он описание второго. Тема вражды не сходит с уст Божиих: «Только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой» (Иов. 40:14), «возьмет ли кто его... и проколет ли ему нос багром?» (Иов. 40:19), «клади на него руку твою и помни о борьбе...» (Иов. 40:27) и т.п. Здесь Бог уже не полновластный хозяин и не благой попечитель. Его роль другая, и какова она — с первого взгляда не разобрать. Но есть одно место в этой речи, которое, словно ключ от заветного ларца, раскрывает нам вдруг все ее прикровенное богатство.    Описание чудовищ предваряется следующим обращением Господа к Иову:     «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой,     обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога?     И можешь ли возгреметь голосом, как Он?     Укрась же себя величием и славою,     облекись в блеск и великолепие.     Излей ярость гнева твоего,     посмотри на все гордое, и смири его.     Взгляни на всех высокомерных, и унизь их,     и сокруши нечестивых на местах их.     Зарой всех их в землю,     и лица их покрой тьмою.     Тогда и Я признаю,    При беглом знакомстве с книгой Иова эти стихи могут и не показаться странными. Господь продолжает смирять гордеца Иова, в качестве приема используя вызов к борьбе. Но тот, кто читал книгу внимательно, сразу уловит несоответствие последней фразы процитированного отрывка всему развитию действия. Если бы Иов когда-нибудь порывался сам себя спасти или хоть как-то, пусть неявно, выражал веру в могущество человека, в способность человечества собственными силами, без Бога, устроить свою жизнь на земле, тогда все, действительно, было бы просто. Но Иов говорил как раз обратное: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями», он «убегает как тень» (Иов. 14:1—2), жизнь его — «дуновение», редеет и уходит, как облако (Иов. 7:7—9). Где уж тут горьковское «человек звучит гордо»! Иов более всего далек от гуманистического самовозвеличивания, от желания доказать Богу, что его — Иова — десница «может спасать» его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»,— сказал Он им тогда (Матф. 9:13). Такими «праведниками», оставшимися в результате своей праведности вне Христа, и были друзья Иова, отказавшиеся и от милости, и от Боговедения ради верности «преданьям старцев», столь любезным фарисейскому сердцу.    С Богом, совершенно чуждым человеку, являющим Себя как безусловная внешняя власть, установление личных отношений невозможно. И в этом еще одно отличие веры друзей от веры Иова. Формально они поклонялись не метафизическому Абсолюту, а Тому же Самому личному Богу, что и Иов. Но фактически из их речей этого не видно. Для них Бог — только Шаддай (Вседержитель), один раз Он еще назван Творцом (Иов. 4:17). Разительное отличие их речей от речей Иова в том, что они ни разу не назвали Бога Его собственным именем — Яхве, как это делал неоднократно Иов (Иов. 1:21; Иов. 12:9; Иов. 28:28), и ни разу не обратились к Нему на Ты (сравни бесконечное употребление Ты в обращении Иова к Богу — главы 7,9,10,13,14,16,17,30,39,42). Для друзей Иова личностность Бога носит чисто декларативный характер. Ничего не убавилось и не прибавилось бы в их речах, если их Вседержителя заменила бы индийская «карма» или «нус» неоплатоников. Потому не странно, что для них такое же «безумие», как и для «эллинов», слушать рассуждения Иова о том, что Бог нанес ему личную обиду, «огорчил» его душу (Иов. 27:2).    Вот, я кричу: «обида!» и никто не слушает, —    в удивлении восклицает Иов (Иов. 19:7). Но удивление его напрасно: друзья и не могут его услышать, слова Иова для них непонятны, как чужой язык. Их Бог — олицетворенная беспристрастность, и в Его действиях не может быть никаких личных мотивов. Особенно заметно родство их веры с религиями безликого Абсолюта в тех местах, где друзья говорят якобы о справедливости Божией. Если присмотреться к их изложению теории мздовоздаяния, то можно заметить, что расплата за зло воспринимается ими как некое неизбежное следствие самих злодеяний. Злодей наказывает себя сам. По очереди все трое развивают этот основной кармический принцип.    Елифаз:     «нечестивый мучит себя во все дни свои,     и число лет закрыто от притеснителя;     звук ужасов в ушах его;     среди мира идет на него губитель...     Пусть не доверяет суете заблудший,     ибо суета будет и воздаянием ему...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Исав в сердце своем замышлял убить Иакова, Иов же приносил жертвы за сыновей с той мыслью, не согрешили ли они в сердце своем. Тогда как тот в сердце своем имел попечение об убийстве, этот великий и благородный борец, боясь, чтобы дети не восприняли в сердца свои греховного яда, приносил о них жертву и тельца единого за грех . Именно так говорил Иов: «Может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем?» ( Иов.1:5 ). Подумай, до какой тонкости простиралось у него воспитание характера! И как он поступает? Помня, что предки их – Исав и Иаков – враждовали друг против друга (это не значит, однако, что Иаков разделял злобу брата, вина за которую и падает на Исава), Иов несогласие предков разрешает в своих детях взаимным угощением, заставляя сыновей своих ежедневно обедать вместе, чтобы постоянное общение за трапезой разрешало яд злобы. Посещали друг друга сыновья Иова, с юного возраста воспитывая в себе единодушие, упражняясь в мире, и друг с другом вместе ели и пили, – «посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» ( Иов.1:4 ). Какая отсюда польза для слушателя? И для чего прибавил повествователь об участии сестер в пирах братьев? Чтобы показать, какое целомудрие господствовало на их пирах, до какой степени там не было беспорядочного и безудержного смеха и невоздержания, унижающего трапезу; если могли участвовать девицы, то ясно, что пиры братьев не осквернялись пьянством, но украшались согласием. «Был человек в земле Уц, имя его Иов». Голубь среди ястребов, овца среди волков, звезда среди облаков, лилия среди терний, росток правды на ниве неправды. «И был человек этот непорочен» ( Иов.1:1 ). 2. Обрати внимание на эти слова. У языческих философов есть такое определение человека: «Человек, – говорят они, – есть животное разумное, смертное». Так определяют философы. В Писании не найдешь подобного определения, но какое? «И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» ( Иов.1:1 ). Если кто спросит тебя и потребует определить, что такое человек, – скажи ему: (кто) «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», (тот человек), а кто такими свойствами не свидетельствуется, тот не человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сперва об Иове засвидетельствовано, что в то время он один был приятен Богу, а потом перечи­сляются в отдельности его добродетели: был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла (Иов.1:1). Откуда это явствует? говорит сатана. Я сделаю то, что ты испытаешь его. Как если бы кто-либо сказал: красота является от белил, румян и лазури, позволь мне отнять украшение, чтобы тебе видеть, как безобразно лицо, которое ты любишь, а тот уверенно сказал бы: иди и мой, как угодно, и оно явится еще красивее, — так же говорит и Бог: иди испыты­вай, и ты увидишь, что он окажется еще светлее. Он благо­склонно говорит своему возлюбленному как бы так: не думай, что Я оставил тебя; Я не отнял любви и попечения, напротив, ради любви, сделал все, чтобы всем показать Свою любовь к тебе. Смотри также, что сказал Иов: Господь дал, Господь и взял (Иов.1:21), и: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов.2:10). Не желая, чтобы кто-либо злосло­вил его Возлюбленного, — а иной мог сказать: в такие-то бед­ствия Он предал тебя, — Иов своей любовью устраняет про­клятие: буди , говорит, имя Господне благословенно (Иов.1:22). Люблю, говорит, и не могу я злословить Его. Хотя в другом месте говорится: укоризна отнимает любовь, однако в данном случае не говорится об этом, но таковые обстоятельства кажутся безвредными. Не только были укоризны, но и тяжкие мучения, и они никоим образом не могли повредить ему; хотя он и говорил с жаром, но не по причине укоризны, а мольбы, мучительная же мольба была следствием полученной скорби. Тяжки следующие слова его: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? (Иов.10:2); если я согрешил, то что я сделаю Тебе ? (Иов.7:20). Он сильно был опечален тем, что, стоявшие при нем, его ближние тогда готовы были думать, будто он не любит Бога, и Бог не любит его. Я, говорит, знаю, и Ты, Господи, знаешь, но кто их убедит? Настолько они считали его оставленным Богом. Подобным же образом Бог говорил Моисею: оставь Меня (Исх.32:10), прощаю по слову твоему (Числ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сперва об Иове засвидетельствовано, что в то время он один был приятен Богу, а потом перечисляются в отдельности его добродетели: был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла (Иов.1:1). Откуда это явствует? говорит сатана. Я сделаю то, что ты испытаешь его. Как если бы кто-либо сказал: красота является от белил, румян и лазури, позволь мне отнять украшение, чтобы тебе видеть, как безобразно лицо, которое ты любишь, а тот уверенно сказал бы: иди и мой, как угодно, и оно явится еще красивее, — так же говорит и Бог: иди испытывай, и ты увидишь, что он окажется еще светлее. Он благосклонно говорит своему возлюбленному как бы так: не думай, что Я оставил тебя; Я не отнял любви и попечения, напротив, ради любви, сделал все, чтобы всем показать Свою любовь к тебе. Смотри также, что сказал Иов: Господь дал, Господь и взял (Иов.1:21), и: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов.2:10). Не желая, чтобы кто-либо злословил его Возлюбленного, — а иной мог сказать: в такие-то бедствия Он предал тебя, — Иов своей любовью устраняет проклятие: буди , говорит, имя Господне благословенно (Иов.1:22). Люблю, говорит, и не могу я злословить Его. Хотя в другом месте говорится: укоризна отнимает любовь, однако в данном случае не говорится об этом, но таковые обстоятельства кажутся безвредными. Не только были укоризны, но и тяжкие мучения, и они никоим образом не могли повредить ему; хотя он и говорил с жаром, но не по причине укоризны, а мольбы, мучительная же мольба была следствием полученной скорби. Тяжки следующие слова его: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? (Иов.10:2); если я согрешил, то что я сделаю Тебе ? (Иов.7:20). Он сильно был опечален тем, что, стоявшие при нем, его ближние тогда готовы были думать, будто он не любит Бога, и Бог не любит его. Я, говорит, знаю, и Ты, Господи, знаешь, но кто их убедит? Настолько они считали его оставленным Богом. Подобным же образом Бог говорил Моисею: оставь Меня (Исх.32:10), прощаю по слову твоему (Числ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А под «поздним дождем», о котором пророчески свидетельствует не только Моисей во Второзаконии, но и собственно Иов. (ср.: Иов. 29:23 ), Двоеслов понимает Божественное Откровение о тайне новозаветного Воплощения. При этом Иов здесь вновь говорит как бы от лица Церкви Христовой, прообразуя ее и предвещая скорое явление в мире ее Главы Христа. Святитель Григорий пишет обо всем этом, комментируя указанные библейские тексты, так: Бог «дал дождь ранний, потому что в прежние времена дал избранным Своим знание закона. Но дал и поздний дождь, потому что определил быть проповеданной тайне Своего Воплощения в последние дни. И поскольку Святая Церковь изо дня в день не перестает возвещать эту тайну, то Она, словно поздним дождем, орошает уста сердец слушающих Ее...» 888 Вторая часть монолога Иова (в 30-й главе) содержит рассказ о том, как вместе с началом его лишений и страданий былая слава праведника обратилась в его уничижение. Здесь же он рассказывает и об ужасающей мере своих нынешних бед, а также прямо винит Бога в жестокости и безразличии к стенаниям его, Иова. В первом разделе 30-й главы ( Иов. 30:1–15 ) Иов жалуется на то, что ныне он, поражаемый Богом, сделался объектом насмешек со стороны самых презренных и безнравственных людей, которые издеваются над ним, клевещут на него, унижают его – того, чьи былые счастье и величие рассеялись безо всякого следа. Иов говорит: А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время. Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника – хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! ( Иов. 30:1–8 ). Святитель Григорий Великий при рассмотрении данного отрывка возвращается к противопоставлению праведного Иова как образа Вселенской Церкви и его друзей, о которых праведник здесь как раз и говорит – ныне смеются надо мною младшие меня летами ( Иов. 30:1 ) и под которыми прообразовательно следует понимать борющихся против Церкви еретиков. Ведь еретики младше Церкви, ибо вышли из нее, хотя ее и предали. В связи с этим святитель Григорий припоминает слова апостола Иоанна Богослова о еретиках: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши ( 1Ин. 2:19 ). В понимании Двоеслова именно еретики, которых здесь столь резко обличает прообразующий Церковь праведник, – это и есть ее младшие... летами враги. Они дерзают ныне насмехаться над Телом Христовым, подобно тому как некогда неверные друзья – Елифаз, Вилдад и Софар – насмешничали над Иовом 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

власть духа злобы, действовавшего чрез них, как чрез свои орудия ( Лк. 22:53 ). – Иов сидел на гноище вне города и Христос был распят вне города. – Иов заживо разлагался от ужасной болезни и был пищею червей, предметом людских поруганий. И Христос страждущий говорит о Себе словами псалмопевца: «Я червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Я пролился как вода, все кости Мои рассыпались, сила Моя иссохла. Можно было бы перечесть все кости Мои. А они (враги) смотрят и делают из Меня зрелище» ( Пс. 21 ). Иов с преданностию воле Божией переносил свои страдания, и Христос в саду Гефсиманском, сказав Отцу Своему: «Аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия», поспешил прибавить: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26:39 ). – Когда страдания Иова достигли крайней степени, он, обращаясь к Богу, говорил: «Я взывал к Тебе, и Ты не внимаешь, стою, и Ты только смотришь на меня» ( Иов. 30 ). И Христос вопиял на кресте: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил» ( Мф. 27:46 ). IV. Паримия в великий четверток. Иов. XXXVIII:1–23, XLII:1–5 В сей паримии содержится обращенная к Иову речь Господа Бога о делах всемогущества и премудрости Его в видимом мире, превышающих разумение Иова, и смиренный ответ его на слова Господни. Иов. 38:1–2 . Рече Господь Иову сквозь бурю и облаки: кто сей скрываяй от Мене совет (затмевающий Мой совет), содержай же (такие) глаголы в сердце? Мене же ли мнится утаитися (Меня ли думает затмить)? Речь Господа, начало которой вошло в рассматриваемую паримию, составляет заключительную часть книги Иова и имеет тесную связь с предшествующими спорами Иова с его друзьями. Друзья Иова, навестившие его в несчастии, утверждали, что Бог посылает страдания только на нечестивых, что всякий страдалец есть грешник, караемый Богом, и что следственно, если Иов поражен тяжкими бедствиями, то верно за ним есть тяжкие вины, неизвестные людям, но ведомые Богу. Иов с силою восстал против этих суждений. Он утверждал, что не знает за собою вины, что вся жизнь его посвящена была подвигам благочестия и добродетели и что вообще несправедливо в страданиях человека видеть основание к заключению о его преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он жил в земле Уц, в северной части Аравии, во времена патриархов (« был он пятым от Авраама »), «был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» , и по своему богатству «был знаменитее всех сынов востока» (Иов.1:1, 3). У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое и довольное семейство. Но исконный враг человечества пред лицем Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только ради своего богатства и земного счастия и что с потерей земных благ он перестанет благословлять и славословить Бога. Чтобы посрамить отца лжи и укрепить веру и терпение Своего угодника, Бог дает Иову вместе со счастьем испытать и все бедствия и горечи земной жизни. По попущению Божию, сатана один за другим наносит ему страшные удары, лишая его всего богатства, всех слуг и всех детей. Но эти бедствие не поколебали веры Иова, который лишь поклонился Господу и сказал: « наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь; Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1.21). Тогда сатана по попущению Божию поразил его тело проказою, самой тяжелой болезнью на востоке. Проказа лишала больного права пребывания в городе, и потому Иов должен был удалиться за его пределы, и там сидел в пепле, скобля черепком струпья на своем теле. Все отвернулись от Иова, и даже жена его презрительно говорила ему: «Ты все еще тверд в непорочности своей. Похули Бога и умри» . « Ты говоришь как одна из безумных, – отвечал ей многострадальный праведник, – неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2.9–10). Так Иов даже словом не согрешил пред Богом, безропотно перенося свое собственное тяжелое положение. Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали ни в чем неповинного праведника покаяться. Иов отвечал, что он невиновен. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010