Как простить тех, кого прощать не позволяет сердце? Я всё понимаю, я должен простить, я пытаюсь, но у меня ничего не получается 20 февраля, 2015 Я всё понимаю, я должен простить, я пытаюсь, но у меня ничего не получается Скоро Прощёное воскресенье. Светлый, радостный день перед началом Великого поста. Вопрос о настоящем, сердечном примирении с ближними всегда был актуален. Порой для того, чтобы простить обидчика, требуются годы серьёзной духовной работы. А иной раз отпускаешь человека легко. Сегодня многие христиане поставлены в условия, когда простить бывает очень сложно. Кто-то потерял друзей в идеологических спорах, кто-то оплакивает безвременно ушедших близких, кто-то остался без крова. Как не сорваться в бездну осуждения, проклятий, мстительности? Об этом мы беседуем с благочинным Александро-Невского округа в Славянске, настоятелем Александро-Невского кафедрального собора протоиереем Николаем Фоменко. — Отец Николай, сейчас, в канун Великого поста, нас ждёт последняя веха подготовки к нему — Прощёное воскресенье. Многих православных людей, даже глубоко воцерковлённых, опытных, нынешняя политическая ситуация поставила в сложное положение: нужно простить тех, кого прощать не хочется, кого прощать не позволяют принципы. И часто такой человек не знает, как ему быть: лгать себе он не может, но и просить прощения и прощать не может тоже. — Опытным православным такого человека сложно назвать, если он не знает, как поступить. Думаю, он всё-таки знает. Православный человек помнит прежде всего молитву «Отче наш», молитву Господню, которую Сам Бог нам заповедовал, где сказано: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В Прощёное воскресенье мы особо к этому прибегаем: прощаем и надеемся, что простится и нам. Если же говорить об отношении Церкви к происходящему, то наша функция — примирение душ, воспитание человека таким, чтобы он был гражданином Неба, чтобы он был Христовым человеком. Христианин прежде всего имеет в себе дух Христа. Когда мы читаем Евангелие, то нигде Господь и намёка не даёт на то, чтобы мы были мстительны. И если даже нам тяжело переживать те военные события, в которых мы жили и живём сегодня, нужно вспомнить подвиг Иова Многострадального, который ещё в Ветхом Завете показал пример терпения. Господь испытывал его, и он не ожесточился. Также у нас есть икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», перед которой мы молимся о том, чтобы не только смягчить сердца врагов, но и самим смягчиться.

http://pravmir.ru/kak-prostit-teh-kogo-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ОСТАНКИ обнаруженные под г. Екатеринбургом останки предположительно имп. мч. Николая II Александровича и членов его семьи. В ночь на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге произошло убийство сотрудниками Уральской ЧК мучеников страстотерпцев имп. Николая II, имп. Александры Феодоровны , их детей - великих княжон Ольги , Татианы , Марии , Анастасии и вел. кн. Алексия , а также находившихся вместе с царской семьей лейб-медика Е. С. Боткина , горничной А. С. Демидовой, повара И. М. Харитонова и слуги А. Е. Труппа. Исполнители казни во главе с Я. М. Юровским приняли особые меры, для того чтобы уничтожить тела казненных или же сделать невозможным их обнаружение. Следователь Н. А. Соколов, проводивший расследование убийства царской семьи по поручению правительства адмирала А. В. Колчака и в дальнейшем по собственной инициативе в эмиграции, не смог определить местонахождение останков и пришел к выводу о почти полном их уничтожении (фрагменты тел погибших, найденные Соколовым, были вывезены из России и впосл. переданы в ц. прав. Иова Многострадального РПЦЗ в Брюсселе). В 1979 г. неформальная группа, возглавляемая кинодраматургом Г. Т. Рябовым и историком-краеведом А. Н. Авдониным, руководствуясь в поисках прежде всего материалами Юровского, после неск. лет исследований обнаружила в районе дороги из Свердловска (ныне Екатеринбург) к дер. Коптяки захоронение, принятое исследователями за могилу царской семьи. Весной 1991 г. Авдонин поставил в известность о своей находке администрацию Свердловской обл. 11-13 июля 1991 г. прокуратурой Свердловской обл. было произведено вскрытие захоронения, в к-ром были обнаружены останки 9 чел. 19 авг. 1993 г. Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено дело по расследованию убийства царской семьи. Дело велось старшим прокурором-криминалистом Генеральной прокуратуры В. Н. Соловьёвым. 23 окт. того же года Правительством РФ была создана Гос. комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков имп. Николая II и членов его семьи. В состав комиссии, возглавленной зам. председателя Правительства РФ Ю. Ф. Яровым, вошел митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) .

http://pravenc.ru/text/189621.html

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: строительство монастыря в Германии - историческое событие Берлин, 2 июня 2008 г. Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл считает историческим событием строительство Свято-Георгиевского мужского монастыря в местечке Гетшендорф (земля Бранденбург) примерно в 80-ти километрах от германской столицы, передает РИА Новости . " В Мюнхене уже есть православный монастырь Иова Многострадального, принадлежащий Русской Зарубежной Церкви. Важность Свято-Георгиевского монастыря - первого в Германии, основанного Московским Патриархатом, состоит в том, что он будет расположен в Восточной Германии. Это событие историческое " , - сказал иерарх. Прихожане Русской Церкви в Германии приветствовали на приеме гостей церковными песнопениями.По его словам, обитель задумана как место духовного и культурного общения немцев и русских. " Мы очень нуждаемся в таком месте для духовного и культурного обмена и надеемся, что монастырь будет привлекательным как для православных, так и для неправославных верующих, и не только верующих. Через посещение монастыря они познакомятся и с церковной жизнью России, и с Россией " , - отметил митрополит Кирилл.  Владыка отметил, что в Германии уже есть молодые люди, пожелавшие посвятить жизнь этому монастырю. По его словам, в храм будут направляться послушники и из России. Что касается возможности основания в Германии женского православного монастыря, то, по словам митрополита, " таких задумок пока нет " . " В Европе есть православные обители, в том числе женские " , - сказал иерарх. Глава Берлинской и Германской епархии РПЦЗ архиепископ Марк выразил в беседе с корреспондентом РИА Новости " полное удовлетворение строительством уже второго православного монастыря в Германии " . " С 1945 года в Мюнхене существует мужской Иово-Почаевский монастырь. Теперь обитель появится в Глава Берлинской и Германской епархии РПЦЗ архиеписком Марк выразил в беседе с корреспондентом РИА Новости «полное удовлетворение строительством уже второго православного монастыря в Германии». Восточной Германии и, мы надеемся, станет там средоточием духовной жизни " , - отметил архиепископ, который также является настоятелем мюнхенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/26772.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " 2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века, всенародной утешительницы в скорбные для Церкви годы безбожия. Особым светом сияет блаженная угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию. От рождения лишенная возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости. Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в беспросветной тьме? От этого нельзя убежать — нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. Матронушка была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне перед ее рождением. В шестую неделю по Пасхе в Неделю о слепом мы можем услышать объяснение Господа, что значат страдания блаженной Матроны. «Кто согрешил, он или родители его»? — спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения. Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда — сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь — точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу — наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас. «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», — говорит Господь. И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог бесконечно милостив. История праведного Иова многострадального вся — свидетельство этой же тайны. И то же самое в полноте относится к блаженной Матроне. Высший Промысл Божий — приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», — выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, — с особенной любовью взглянул на него. Как говорит блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его.

http://moral.ru/sv_matrona/

Скачать epub pdf VII. Храм св. праведнаго Иова Многострадальнаго в память Царя Мученика Николая II, Царской Семьи и всех в смуте убиенных 1. Идея построения храма и организация Комитета. В 1929 году у Николая Михайловича Котляровскаго, бывшаго секретаря Главнокомандующаго Русской Армии ген. Врангеля, и Сергея Николаевича Палеолога зародилась мысль соорудить заграницей храм в память Царя Мученика Николая II. С этой мыслью Н. М. Котляревский обратился к владыке Антонию. Выслушав его, владыка сказал, что когда сооружается храм Божий враг человеческаго рода диавол чинит сему всякия препятствия; «перед тем, чтобы дать вам благословление и советы, я хочу знать, готовы ли вы к большим горестям и скорбям при осуществлении этого святаго дела, ибо все темныя силы будут всячески препятствовать вам в осуществлении этого дела, ибо оно связано с именем нашего великаго Государя, который в будущем будет почитаться, как св. мученик». Н. М. Котляревский ответил, что он готов перенести все труды и скорби и тогда владыка преподал свое благословение, посоветовав при этом посвятить храм св. праведному Иову Многострадальному, в день памяти котараго родился Царь Мученик. Владыка Антоний живо интересовался делом сооружения храма и сбора для этого средств, давал указания перед началом этого дела, в дальнейшем очень внимательно следил за его развитием, выбрал проэкт храма и лично продиктовал, какия иконы необходимо соорудить для иконостаса и как их расположить. Идея сооружения храма встретила глубокое сочувствие у Сергея Николаевича Палеолога, носившаго звание Правительственнаго Уполномоченнаго по делам русской эмиграции и сблизившагося с Н. М. Котляревским на почве патриотической деятельности, а также в деле совместной помощи баронессе О. М. Врангель, устроившей санаторию для больных б. воинов Русской Армии в предместьи Белграда в Топчидере. Сначала предпологалось соорудить храм в Белграде, но затем было решено сооружать его в Брюсселе в Бельгии, где в это время поселился Главнокомандующий ген. Врангель со своей семьей и Н. М. Котляревский, как его ближайший сотрудник. Одним из главных мотивов сооружения храма в Брюсселе было желание отодвинуть этот храм подальше на запад, чтобы сделать его менее достижимым для большевиков, эта предусмотрительность вполне оправдалась. В тоже время было решено привлечь к участию в деле сооружения храма Сербскую иерархию и вообще сербов, так как Сербская Церковь и Сербский народ свято почитают память Царя Мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Скачать epub pdf Декабрь Святой Филарет Милостивый 14 декабря (1 дек. по церк.кал.) Святой Филарет родился в начале 8-го века в Пафлагонской области в Малой Азии (ныне Турции). Был он человеком богатым и знатным. С ранних лет его благочестивые родители привили ему любовь к Богу и сострадание к людям, и эти добрые качества он сохранил до глубокой старости. Жил он счастливо со своей женой, от которой имел сына и двух дочерей. При всем своем богатстве и благополучии он не очерствел, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них, помня, что вера без добрых дел – мертва. Многие местные нищие, вдовы и сироты знали его как ласкового человека и щедрого благотворителя. Так прошло много лет. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы святого Филарета постигло испытание, как некогда праведного Иова Многострадального. Внезапно на область, где жил святой Филарет, напали арабы (измаильтяне) и опустошили ее. Его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Безропотно принял Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: “Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно”. С тех пор святому Филарету пришлось добывать себе хлеб в поте лица, он познакомился и с нуждой и с горем. Но при всех испытаниях святой Филарет не ожесточился сердцем, но продолжал жалеть страдальцев и посильно помогать нуждающимся. Когда у его бедного соседа пал единственный вол, и сосед попросил у Филарета помощи, то святой отдал ему своего вола. Вскоре при подобных обстоятельствах Филарету пришлось расстаться и со вторым волом. Жена Филарета укоряла его, что он больше жалеет других, чем собственную семью. Больно было святому слышать эти упреки, но он не мог отказать просящим, надеясь, что Господь его не оставит без Своей помощи. Не раз он снимал с себя одежду и отдавал неимущему. Почти после каждого очередного доброго дела он имел неприятности дома, должен был слышать укоры своей жены и видеть слезы детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Слово при погребении первенствующего члена Святейшего синода, высокопреосвященнейшего Антония Источник Слово при погребении первенствующего члена, высокопреосвященнейшего Антония, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, и разных орденов кавалера, произнесенное преосвященным Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим в Александро-Невской Лавре, 1848 года ноября 19 дня Поминайте Наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе Архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? Везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни Почившего разительной противоположностью путей своих. – С одной стороны представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о коей Почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, кои казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: мал бых в братии моей и кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, сам услышит; и посла Ангела своего и взят мя 1 . Если кто, то сей же Пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея 2 . Одержаша мя болезни смертные 3 . Пострадах и слякохся до конца 4 . Изсше, яко скудель крепость моя; язык мой прильпе гортани моему 5 , свет очию моей и той несть со мною 6 . В персть смерти свел мя еси 7 ! При такой разительной противоположности земного жребия своего, Почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужественно перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златый кидар Первосвятителя ничем не помрачен на главе Почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сомнящаяся и одна и та же, любовь, николиже отпадающая 8 . И вот, брат., урок, который, можно сказать, сам собой выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово при погребении первенствующего члена Святейшего Синода, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, высокопреосвяшеннейшего Антония, сказанное в Александро-Невской Лавре 19 ноября 1848 г. «Поминайте наставники вашя, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (их)» ( Евр. 13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни почившего разительной противоположностью путей своих. С одной стороны, представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о которой почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, которые, казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: «мал бех в братии моей... И кто возвестит Господеви моему; Сам Господь, Сам услышит: Сам посла Ангела Своего, и взят мя» ( Пс. 151:1, 3–4 ). Если кто, то сей же пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» ( Пс. 68:2 ); «одержаша мя болезни смертныя» ( Пс. 17:5 ); «пострадах и слякохся до конца» ( Пс. 37:7 ); «изсше яко скудель крепость моя, язык мой прилъпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси» ( Пс. 21:16 ); «свет очию моею, и той несть со мною» ( Пс. 37:11 ). При такой разительной противоположности земного жребия своего почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну – дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужествено перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златой кидар первосвятителя ничем не помрачен на главе почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сумнящаяся, и одна и та же любовь, николиже отпадающая ( 1Кор. 13:8 ). И вот, братие, урок, который, можно сказать, сам собою выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

ЦВ 21 (394) ноябрь 2008 /  12 ноября 2008 г. Первосвятительский визит в Беларусь С 23 по 26 октября состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Беларусь. 23 октября Святейший Патриарх в сопровождении делегации Русской Православной Церкви прибыл в Минск. В состав делегации, сопровождавшей Патриарха Алексия в поездке, вошли митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и епископ Егорьевский Марк. По прибытии в белорусскую столицу Святейший Патриарх Алексий принял участие в Международном круглом столе на тему «Крещение Руси в судьбах России, Украины и Беларуси», который проходил в Национальную библиотеке Беларуси. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветственным словом к организаторам и участникам круглого стола (см. с. 7). Святейший Патриарх Алексий передал Национальной библиотеке Беларуси тома «Православной энциклопедии» и «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), а также свою монографию «Православие в Эстонии». От имени организаторов круглого стола Патриарху Алексию была подарена голографическая копия древней белорусской святыни — креста преподобной Ефросинии Полоцкой. После завершения заседания Предстоятель Русской Церкви в сопровождении директора Национальной библиотеки Беларуси Р.С. Мотульского ознакомился с рядом редких рукописных и печатных книг, представленных на выставке «Православное слово». Затем Святейший Патриарх Алексий направился в Дом милосердия Белорусского экзархата. В храме святого праведного Иова Многострадального Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали юные воспитанники Дома милосердия. Затем к Святейшему Патриарху Алексию обратился протоиерей Федор Повный, настоятель храма Всех святых и руководитель Социального центра Белорусской Православной Церкви. Он, в частности, отметил, что со времени проектирования и разработки концепции Дома милосердия Святейший Патриарх неизменно осуществлял попечение о его создании и развитии, посещал строящийся центр, а в мае 2002 года вместе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом освятил этот духовно-просветительский и социально-реабилитационный комплекс.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

ЦВ 3 (280) февраль 2004 /  10 февраля 2004 г. Блокадная молитва 27 января, в день 60-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в православных храмах Санкт-Петербурга были совершены панихиды по погибшим в годы блокады. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию и литию по погибшим в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Архиепископ Тихвинский Константин со священнослужителями Санкт-Петербургской епархии отслужил литию на Пискаревском мемориальном кладбище, где в братских могилах захоронены более 500 тысяч погибших жителей блокадного города. День завершился панихидой, совершенной митрополитом Владимиром в сослужении духовенства в Исаакиевском соборе. Многие годы блокада Ленинграда являлась одной из знаковых тем советской идеологии. Утверждалось, что город выстоял благодаря особым качествам характера советского человека. Затем, во времена всеобщих разоблачений, под рубрикой «неизвестная блокада» стали всплывать факты бесчеловечности, имевшие место в осажденном городе. Но по-прежнему в тени оставалось то, что блокадный Ленинград верил и молился, что здесь не прекращалась литургическая жизнь, а в десяти православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I. Во время блокады богослужение совершалось в Николо-Богоявленском соборе и соборе св. равноапостольного князя Владимира, церкви Свт. Николая на Большеохтинском кладбище, церкви св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церкви на Шуваловском кладбище и церкви вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, которые подчинялись митрополиту Алексию (Симанскому). Еще несколько действовавших в начале блокады храмов — Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, храм св. кн. Владимира в пос. Лисий Нос — относились к обновленцам. В Свято-Троицкой церкви в Лесном существовала уцелевшая община иосифлян. Во время блокады все обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://e-vestnik.ru/history/blokadnaya_m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010