«За последние годы,— утверждает автор доклада,— нами разработана четкая и широкая система воспитания епископата, а через него и рядового духовенства, в политическом плане, формирования у них патриотизма, гражданского долга, уважения к законам и деятельности советского правительства. А это дает заметные положительные результаты». После составления этого замечательного документа прошло всего лишь 15 лет, и миссия Совета была выполнена до конца, он исчерпал себя и прекратил свое славное существование.    В эти годы Русская Православная Церковь потеряла архипастырей, сполна изведавших в свое время ночные аресты и допросы с пытками, тюремные нары и каторжные работы. В 1975 г. отошел ко Господу митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), в 1976 г. преставились митрополит Орловский Палладий (Шерстенников) и архиепископ Чебоксарский Вениамин (Новицкий), в 1977 г. во Львове скончался пребывавший на покое архиепископ Иов (Кресович). В 1978 г. в Жировицком монастыре преставился уволенный на покой еще 13 лет назад архиепископ Ермоген (Голубев).    Но в иной мир уходили и архипастыри другого поколения, выросшие в советскую эпоху и вступившие на стезю церковного служения в послевоенные годы. 5 сентября 1978 г. в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна-Павла I безвременно скончался постоянный член Священного Синода митрополит Ленинградский Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов). Он родился в деревне Фролово Рязанской епархии в семье служащего в 1929 г. Дедушка архипастыря по матери был священником, и уже в отроческие годы Борис Ротов получил религиозное воспитание. Душа мальчика тянулась к Богу. Большое влияние на формирование его религиозности оказал архиепископ Рязанский Димитрий (Градусов). Окончив среднюю школу, Борис Ротов поступил в Рязанский педагогический институт. Но он стремился послужить Церкви, и 6/19 августа 1947 г., в день Преображения Господня, состоялся его постриг в монашество с наречением имени Никодим от руки тогда уже Ярославского архиепископа Димитрия (Градусова).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   В 70-х гг. священноначалие подчеркнуто отмежевывалось от карательных акций гражданских властей против священнослужителей. Когда в 1977 г. скончался архиепископ Иов (Кресович), которого арестовали в годы хрущевских гонений, в «Журнале Московской Патриархии», в некрологе, покойного архипастыря назвали «человеком глубоко преданным Церкви, скромным, мирным», «добрым и щедрым пастырем», «горячо преданным Богу и милостивым к людям». Московская Патриархия пыталась помочь даже такому деятелю, как запрещенный в служении священник Глеб Якунин, несмотря на то, что уже тогда в своих шумных выступлениях он обрушивался с более жесткими обвинениями на священноначалие, чем на государственную власть. В 1976 г. ему было дано место чтеца в подмосковной церкви. Другой член «Христианского комитета защиты верующих», священник Василий Фонченков, сохранил место приходского священника, правда, на некоторое время он был удален из Московской Духовной Академии, но впоследствии, задолго до крушения советского режима, получил возможность вернуться в ее стены как преподаватель. «Всегда, когда это было возможно,— признает Д. И. Поспеловский, весьма придирчивый критик Московской Патриархии,— официальная Церковь не поддерживала обвинений советских органов против духовенства».    В 70-х гг. в печати за рубежом появился чрезвычайно характерный документ — «Извлечения из отчета Совета по делам религий членам ЦК КПСС» за 1974 г., подписанный заместителем председателя Совета В. Фуровым. Отчет этот озаглавлен «Церковные кадры и меры по ограничению их деятельности рамками закона». Особенно важен раздел документа «О составе епископата Русской Православной Церкви и усилении политической работы с ним в институтах государства», который начинается со статистических сведений о епископате. В пределах СССР Русская Церковь имела в начале 60-х гг. 73 епархии, а в 1974 — только 67, причем число правящих архиереев было значительно меньше — 58. Это значило, что многие епархии возглавлялись временно управляющими епископами, которые были правящими архиереями в соседних епархиях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иов (Кресович Владимир Адрианович; 1898–1977), архиепископ. После революции в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. До 1942 г. служил в Волынской епархии. В 1942 г. хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. С 1943 г. епископ Кременецкий и Дубенский, с 1945 г. Измаильский. Воссоединился с Московской Патриархией. С 1946 г. епископ Лысковский, викарий Горьковской епархии. В 1948 г. временно управлял Горьковской епархией. С 1950 г. епископ Великолукский и Торопецкий. С 1951 г. Чебоксарский и Чувашский. С 1953 г. Казанский и Чистопольский, в. у. Чебоксарской епархией. С 1954 г. архиепископ. С 1957 г. Казанский и Марийский. В 1960 г. арестован, осужден на три года заключения. С 1967 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский. В 1973 г. Ивановский и Кинешемский. Иосиф (Орехов Иосиф Степанович; 1871–1961), митрополит. В 1896 г. рукоположен во диакона и во иерея. В 1915–1917 гг. епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Грузинского Экзархата. Уклонялся в обновленческий раскол. Принес покаяние. В 1945 г. хиротонисан во епископа Воронежского и Острогожского. С 1950 г. архиепископ. С 1954 г. архиепископ Воронежский и Липецкий. С 1959 г. митрополит. Иосиф (Цвийович; 1878–1957), митрополит Сербской Православной Церкви. Обучался в КДА. В 1913 г. пострижен в монашество. Находился в дипломатической миссии в России. С 1917 г. ректор сербской духовной семинарии («богословии») в Англии. После первой мировой войны ректор Призренской духовной семинарии. С 1920 г. епископ Битольский. В Битоле открыл семинарию, где преподавали, в частности, иеромонахи Иоанн (Максимович) и Киприан (Керн) . Подвизаясь в качестве миссионера в Прикарпатской Руси, вернул многих униатов в Православие. С 1932 г. митрополит Скопльский. В Скопле (совр. Скопье) был основан журнал «Христианское дело», открыт «Церковный музей Южной Сербии» и первая в стране галерея фресок. В годы второй мировой войны войны фактически возглавлял Сербскую Церковь . Во второй половине 1950-х гг. арестован югославскими властями в Белграде, находился в заключении в монастырях Жича и Любостиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Он был почетным настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове 26 января. ПРАВМИР. На 95-м году жизни умер почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове города Москвы протопресвитер Матфей Стаднюк, сообщает сайт Московского Патриархата . Его отпевание состоится 28 января в Богоявленском кафедральном соборе в 10.00. Протопресвитер Матфей Саввич Стаднюк родился 22 сентября 1925 г. в с. Залесцы, расположенном в восьми километрах от Успенской Почаевской лавры (село знаменито тем, что около 150 молодых сельчан посвятили себя священнослужению). Мать отца Матфея, Анна Демьяновна, с детства водила его в лавру на богослужения. Из четверых сыновей Анны Демьяновны трое стали священнослужителями (четвертый погиб на войне). С десяти лет начал прислуживать в алтаре. Годы войны провел на оккупированной территории. В 1942 г. поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. После окончания курсов стал псаломщиком. 10 марта 1945 г. епископом Кременецким Иовом (Кресовичем) рукоположен в сан диакона. 4 января 1946 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Черновцы епископом Черновицким и Буковинским Феодосием (Ковернинским) рукоположен в сан иерея. Первый его приход — старинный деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в небольшом карпатском селе, в шестидесяти километрах от ближайшей железной дороги. Молодому священнику из-за недостатка клириков приходилось совершать службы и в четырех соседних храмах. Вскоре он был назначен благочинным, а через год переведен в другое село близ г. Черновцы. В 1949 г. по благословению архиепископа Черновицкого Андрея (Сухенко) поступил в Московскую духовную семинарию (сразу в третий класс), затем в Московскую духовную академию, которую окончил в 1955 г. В 1955 г. направлен в клир московского храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, в 1959 г. назначен его настоятелем. Тогда же стал секретарем Учебного совета при Московских духовных школах. Помимо этого, был направлен в Патриархию, где помогал протопресвитеру Николаю Колчицкому.

http://pravmir.ru/skonchalsya-protopresv...

Хрущевская кампания коснулась и клириков. Инструкция Совета по делам РПЦ от 6 ноября 1958 г. предписывала уполномоченным, чтобы для работы с иностранцами, прибывающими в города, привлекались не только экскурсоводы, но и духовенство. Предписывалось говорить, что Церковь сейчас свободна как никогда, и правильно отвечать на «провокационные вопросы». Нельзя было показывать иностранцам закрытые или разрушенные храмы. Священники, согласные брать на себя эту неприятную обязанность, должны были переводиться в города, несогласных отправляли на отдаленные приходы. Ссылка в медвежий угол была меньшим из зол, активный пастырь мог пострадать намного серьезнее, вплоть до ареста и заключения. Кто-то привлекался как «повторник», кому-то ставили в вину службу на оккупированных территориях в годы войны. Можно было обвинить священника в «хозяйственных преступлениях», что в то время было несложно. Так, уполномоченные постоянно мешали приходам приобретать стройматериалы для ремонта, ситуация усугублялась и постоянным советским дефицитом. Приходилось решать проблему обходными путями, что при желании всегда можно было представить как махинацию. Серьезно страдали архиереи, пытавшиеся на местах противостоять закрытию храмов и преследованию священников. В сентябре 1960 г. по требованию Совета по делам РПЦ был уволен с Ташкентской кафедры архиепископ Ермоген (Голубев). В том же 1960 г. был арестован архиепископ Казанский Иов (Кресович). Он был обвинен в неуплате налогов с «представительских сумм», которые по закону налогом не облагались. Архиепископ Иов был готов выплатить даже этот незаконный налог, но иерарха это не спасло – он был приговорен к трем годам лишения свободы. Сложнее было расправиться с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) , сопротивлявшимся закрытию храмов в своей епархии и позволявшим в своих проповедях достаточно смелые реплики. «Жалкие безбожники! – говорил митрополит. – Они подбрасывают вверх свои спутники, которые вспыхивают и, погаснув, падают на землю, как спички, и они бросают вызов Богу, зажегшему солнце и звезды, которые вечно горят на горизонте».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на Луцкое вик-ство хиротонисан Иов (Кресович), 7 авг. на Ровенскую кафедру рукоположен Феодор (Рафальский). Для окормления новооткрываемых приходов на территории Вост. Волыни и Подолья в 1941-1943 гг. направлялись священники из К. е. Прот. Симеон Гаюк из Кременца был назначен настоятелем Владимирского собора в Изяславе (вскоре перешел в УАПЦ), прот. Владимир Ковальский из Дубно стал настоятелем восстанавливаемого Преображенского собора в Житомире, прот. Иоанн Кишковский, также из Дубно, 2 авг. 1943 г. был назначен настоятелем восстанавливаемого Преображенского собора в Виннице, прот. Феодор Прибыт стал благочинным и настоятелем собора в Шепетовке, прот. Николай Скрыпник - настоятелем собора в Проскурове. Важную роль в подготовке кадров для укр. епархий сыграли пастырские курсы, действовавшие в 1942-1944 гг. при Почаевской лавре. Среди их выпускников - протопр. Матфей Стаднюк , протоиереи Симеон Сиранчук, Борис Хршановский, Василий Логвись и др. Курсами сначала заведовал архим. Панкратий (Кашперук), затем - эвакуированный из Полтавы еп. Вениамин (Новицкий). При кременецком Богоявленском монастыре в 1942-1944 гг. вновь действовали курсы по подготовке псаломщиков. 8 окт. 1942 г., после 2-дневных переговоров в Почаеве, митр. Алексий и представители УАПЦ «архиепископ» Никанор Бурчак-Абрамович и «епископ» Мстислав Скрыпник подписали «Акт объединения», в к-ром шла речь о «мерах по ликвидации церковного раскола» (ЦГАВОГВУ. Ф. 57. Оп. 4. Д. 176. Л. 70-78). Митр. Алексий рекомендовал всем правосл. храмам Украины отслужить молебны за «дарование взаимопонимания и объединения». 12 окт. 1942 г. сообщение о церковном объединении было отправлено в канцелярию рейхскомиссариата, 18 окт. в кафедральном соборе Луцка Поликарп зачитал «Акт объединения» (Там же. Ф. 3676. Оп. 4. Д. 476. Л. 972-974, 967-968). Несмотря на заявление Поликарпа о том, что Автономная УПЦ присоединилась к УАПЦ (ГА Ровенской обл. Ф. Р-281. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-3), речь шла не о поглощении одной структуры другой, а о равноправном объединении. Это признавал в своих воспоминаниях один из авторов «Акта...» Никанор Бурчак-Абрамович. (Позднее публицисты автокефалистского и карловацкого направлений вслед за Власовским писали о том, что митр. Алексий обязался присоединить Автономную УПЦ к УАПЦ, но не смог это сделать, за что поплатился жизнью.)

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. (Зарицкий Владимир Николаевич; род. 12.09.1953, с. Стодульцы Винницкой обл.), митр. Оренбургский и Саракташский, глава Оренбургской митрополии .. Из семьи рабочего. В 1970 г. окончил школу в с. Лука-Барская Винницкой обл. С 5 мая 1973 г. жил послушником в ТСЛ. 12 сент. того же года стал иподиаконом еп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) , 21 февр. 1974 г.- чтецом в Успенском соборе г. Кинешма Ивановской обл. 30 марта 1975 г. архиеп. Ивановским и Кинешемским Иовом (Кресовичем) В. Н. Зарицкий был рукоположен во диакона, 6 апр.- во священника к Преображенскому кафедральному собору г. Иваново. В авг. 1975 г. определен настоятелем Знаменской ц. в с. Красном Палехского р-на Ивановской обл. 27 мая 1977 г. принял монашество с именем в честь прп. Вениамина Киево-Печерского. 16 дек. того же года зачислен в клир Орловско-Брянской епархии, назначен настоятелем Христорождественской ц. в г. Болхове Орловской обл. В июле 1978 г. переведен настоятелем в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери, в окт. того же года также назначен настоятелем храма в пос. Кромы Орловской обл. В марте 1982 г. возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. В 1985 г. окончил Московскую ДС, в 2002 г.- МДА. 19 мая 1987 г. назначен секретарем Орловского епархиального управления, в июне того же года возведен в сан архимандрита. С янв. 1989 г. нес послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупово Рязанской епархии. В дек. 1990 г. направлен в возрождаемую Николо-Угрешскую обитель, в мае 1991 г. назначен старшим священником, в июне 1992 г.- наместником обители. 6 окт. 1999 г. возглавил в качестве ректора Николо-Угрешскую ДС. Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. Вениамин (Зарицкий), еп. Люберецкий. Фотография. 2003 г. 7 мая 2003 г. В. определено быть епископом Люберецким, викарием Московской епархии, с оставлением в должности наместника Николо-Угрешского мон-ря. Архиерейская хиротония состоялась 14 авг. 2003 г. в храме Христа Спасителя в Москве, ее возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

http://pravenc.ru/text/150293.html

Отошел ко Господу клирик Златоустовской епархии протоиерей Сергий Павлов 3 мая 2022 г. 17:53 3 мая 2022 года, в день Радоницы, на 84-м году жизни после продолжительной болезни скончался многолетний настоятель Петропавловского храма г. Аши Челябинской области митрофорный протоиерей Сергий Павлов. Епископ Златоустовский и Саткинский Викентий , духовенство Златоустовской епархии и прихожане Петропавловского храма выразили искренние соболезнования родным и близким отца Сергия. Отпевание почившего состоится 5 мая по окончании Божественной литургии в Сергиевском соборе г. Уфы — храме, где отец Сергий принял священный сан. Протоиерей Сергий Павлов родился 23 сентября 1938 г. в Уфе и был крещен сразу после рождения в Сергиевском кафедральном соборе г. Уфы с наречением имени в честь прп. Сергия Валаамского. С раннего детства помогал в качестве алтарника, чтеца и певчего за богослужением в храме своим дедушке и бабушке — протоиерею и регенту хора. В 1958 г. окончил среднюю школу. Обучение проходило в различных школах Башкирии, так как в связи с переводом дедушки на различные приходы епархии приходилось менять место жительства и учебы. В 1958 г. венчался в Покровском храме г. Уфы; в браке родились две дочери и сын, впоследствии ставший священнослужителем. 8 октября 1958 г. в Сергиевском кафедральном соборе г. Уфы архиепископом Иларионом (Прохоровым) рукоположен в сан диакона. В 1970 г. архиепископом Уфимским и Стелитамакским Иовом (Кресовичем) рукоположен во иерея. В 1980 г. окончил заочное отделение Московской духовной семинарии . В 1983 г. перешел в клир Челябинской епархии и был назначен настоятелем Никольского храма п. Бердяуш Саткинского района Челябинской области, в 1992 г. стал настоятелем храма Рождества Христова г. Усть-Катав. С 1996 г. исполнял послушание настоятеля Петропавловского храма г. Аши. В 2004 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II удостоен права ношения митры. Отец Сергий старался нести возложенное на него послушание до самого конца; в последнее время в связи с тяжелыми недугами проживал у родственников в Уфе. Златоустовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

Эвакуация и арест 23 сентября 1943 года Полтава была освобождена Красной Армией. При приближении советских войск к Полтаве владыка Вениамин хотел остаться в своем кафедральном городе, но оккупанты при отступлении, стараясь оставить после себя испепеленную пустыню, вывозили как ценности, так и все население оккупированных территорий на Запад. Как видный представитель гражданского населения, владыка был принудительно эвакуирован за две недели до отхода из города немецких войск. Епископ Вениамин вместе с ближайшим окружением был помещен на открытую платформу поезда, где уезжающих охранял часовой. Но им удалось бежать и добраться до Почаева. Перед лицом неизвестности владыка и его ближние горячо молились на коленях прямо на открытой платформе. Поезд шел на высокой скорости. Мелькали знакомые места и селения. Состав замедлил ход при движении в гору на повороте. В этот момент было принято решение бежать, пока дремал часовой. Спрыгнув с платформы, беглецы добрались до Свято-Успенской Почаевской лавры. В некоторых статьях упоминается, что с владыкой Вениамином был тогда игумен Иоанн (Селецкий) и три духовные дочери. Фото 14 Свято-Успенская Почаевская лавра Из 16 архиереев Автономной Украинской церкви двое были убиты украинскими националистами еще в 1943 году. Хотя убиенный митрополит Алексий (Громадский) уже арестовывался НКВД в июне 1941 года и спасся чудом. «Казненный» националистами-партизанами епископ Мануил (Тарнавский) тоже называл себя «недомученной жертвой НКВД». Из 14 архиереев в 1944 году после отступления немцев лишь шестеро остались на родине. Остальные восемь были отправлены за границу. Там их ждали тяжелые судьбы. Часть архиереев, отправленных за рубеж, вошла в состав РПЦЗ. В СССР из Европы был депортирован епископ Серафим (Кушнерюк) – на погибель, так как НКВД не простил его «белогвардейского прошлого». Остались на родине архиереи: Вениамин (Новицкий), Дамаскин (Малюта), Панкратий (Гладков), Никодим (Максименко), Иов (Кресович), Симон (Ивановский). Все они не видели и не знали за собой никакой вины. Но только двое из них не отправились в лагеря…

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010