Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин 10 января 2024 г. 18:00 Митрополит Вениамин (Зарицкий) 12.09.1953 – 06.09.2023 6 сентября 2023 года на 70-м году жизни преставился ко Господу митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. PDF-bepcuя. Митрополит Вениамин (в миру Владимир Николаевич Зарицкий) родился 12 сентября 1953 года в селе Стодульцы Жмеринского района Винницкой области Украинской ССР в семье рабочего. После окончания школы в 1970 году Владимир решил ехать в Киев осваивать трудовые специальности: работал на стройке, был электромонтером, обслуживал сигнализацию вневедомственной охраны. Умение работать засучив рукава в прямом и переносном смысле пригодилось ему в будущем служении. Спустя три года Владимир сделал свой окончательный выбор — при­ехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы поступить в духовную семинарию. В то время осуществить это намерение было непросто. Для того чтобы обойти препятствия со стороны государства, многие, желающие послужить Господу, устраивались при монастыре рабочими, трудниками — кем угодно, лишь бы закрепиться в древней обители. Так поступил и Владимир Зарицкий. В феврале 1974 года иподиакон Владимир получил назначение на должность чтеца в Успенский собор города Кинешмы Ивановской области. Тридцатого марта 1975 года состоялась диаконская хиротония, а 6 апреля того же года Владимир был рукоположен во иерея. Это время ознаменовано пребыванием на Ивановской кафедре архиепископа Иова (Кресовича; † 1977). Двадцать седьмого мая 1977 года архимандритом Амвросием (Щуровым, впоследствии — архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский) отец Владимир был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Вениамина Киево-­Печерского. Четвертого декабря 1977 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Иов преставился ко Господу. Осиротев душой, иеромонах Вениамин перешел в Орловскую епархию, где его принял в клир епископ Орловский и Брянский Глеб (Смирнов; † 1987). После недолгого настоятельства в церкви Рождества Христова в города Болхове 3 октября 1978 года отец Вениамин был назначен настоятелем Никольской церкви — единственного уцелевшего после революции храма поселка Кромы. Здание находилось в плачевном состоянии, необходимо было его срочно реставрировать. Не всякий священник мог пойти на такой подвиг под давлением властей, негативно относившихся к активизации духовной жизни в приходе.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Русская Православная Церковь XX век 23 октября 1921 — Состоялась первая самосвятская «епископская хиротония». При участии 30 священников и 12 диаконов бывшего протоиерея Василия Липковского, человека женатого, «рукоположили во епископа» и нарекли «митрополитом всея Украины». Когда наступил момент рукоположения, миряне стали класть руки на плечи один другого и так дошли до диаконов, диаконы — на плечи священников, а священники положили руки на голову Липковского. Видимо, чувствуя, что не все в порядке, Липкивского подвели к гробнице священномученика Макария, митрополита Киевского, и положили руку священномученика Макария на голову Липковского, считая, что этим соблюдены канонические формальности. В последующие дни сам Липковский по традиционной православной практике совершил «хиротонии» Нестора Шараевского и Иоанна Теодоровича, который вскоре прибыл в Северную Америку, где создал самосвятскую епархию. После избрания и «посвящения» первых самосвятских архиереев стали ставить и других «епископов» (чаще всего — без элементарного богословского образования). «Во епископа» поставили бывшего начальника Полтавской железной дороги Юрия Михновского, Степана Орлика и др. Так окончательно оформился самосвятский раскол — по сути, протестантская секта с сохранением в богослужениях внешних православных форм. 1937 — Расстрелян Феодор (Поздеевский), архиепископ Волоколамский 1967 — Состоялось заседание Священного Синода. Синод освободил архиепископа Казанского и Марийского Сергия (Голубцова) от управления Казанской епархией с предоставлением ему отпуска для лечения и отдыха. Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Михаила (Воскресенского) решено возвратить на Казанскую кафедру, с поручением временного управления Ижевской епархией. Архиепископом Уфимским и Стерлитамакским решено назначить архиепископа Иова (Кресовича), пребывавшего на покое (ранее — архиепископ Казанский). 1972 — Святейший Патриарх Пимен с членами делегации Русской Православной Церкви вылетел из Салоник на Афон. Патриарх Пимен первым из предстоятелей Русской Православной Церкви посетил русский монастырь во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/5619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Кресович Владимир Адрианович; 15.09.1898, с. Мокрец Владимир-Волынского у. Волынской губ.- 4.12.1977, Львов), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Из потомственной священнической семьи старинного рода. После обучения в 3-классной мокрецкой церковноприходской школе был определен в Милецкое (Мацеевское) ДУ (в мест. Мацеев Ковельского у. Волынской губ., ныне пос. Луков Турийского р-на Волынской обл.), по окончании к-рого в 1914 г. поступил в Волынскую ДС в Житомире. В 1916 г. из-за недостатка средств прервал обучение. Жил в с. Рахманове Кременецкого у. Волынской губ., где тогда служил его отец. После гражданской войны оказался на территории, отошедшей Польше. В 1919 г. поступил в 4-й класс открытой в Кременце семинарии, к-рую окончил в 1922 г. Во время обучения 30 окт. 1921 г. был рукоположен Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит) во диакона. 5 марта 1922 г. рукоположен еп. Дионисием во иерея. Проходил богослужебную практику в Никольском соборе Кременца. В том же году назначен настоятелем Троицкой ц. с. Рахманова и уездным миссионером. Вошел в клир автономной Православной Церкви в Польше, неканонично объявившей себя с 1923 г. автокефальной. С 1932 г. настоятель Троицкой ц. с. Тараканова (ныне Дубновский р-н Ровненской обл. Украины). Был возведен в сан протоиерея. В 1935 г. стал настоятелем храма во имя Иоанна Милостивого в с. Любче (ныне Рожищенский р-н Волынской обл.) и благочинным. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Иов (Кресович), архиеп. Ивановский и Кинешемский. Портрет. 70-е гг. XX в. Осенью 1939 г. присоединился к Русской Православной Церкви. Во время нем. оккупации в годы Великой Отечественной войны прот. Владимир Кресович стал одним из немногих священников благочиния, к-рые отказались перейти в неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Стал ближайшим помощником Волынского митр. Алексия (Громадского) , который возглавлял находящуюся в каноническом общении с Московским Патриархатом автономную Украинскую Православную Церковь (УПЦ). В янв. 1942 г. овдовел, поступил в братию Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . 21 июля того же года пострижен митр. Алексием в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского, возведен в сан архимандрита. 24 июля хиротонисан во епископа Луцкого. Хиротонию в Почаевской лавре возглавил митр. Алексий (Громадский). И. стал викарием Волынской епархии с пребыванием в Луцке.

http://pravenc.ru/text/578182.html

Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Тему истории Православия на Украине продолжает публикация об Иове (Кондзелевиче,1667-1740-е гг.), игумене Луцкого Братского Воздвиженского монастыря, крупнейшем украинском иконописце XVIII в. Примечательны статьи о таких крупных русских иерархах, как Иов, митрополит Новгородский и Великолукский (1716 г.), и Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1750-1823 гг.). Из архиереев Русской Церкви новейшего времени следует отметить Иова (Кресовича), архиепископа Ивановского и Кинешемского (1898-1977 гг.), об исповедническом пути которого также можно узнать из статьи в 25-м томе энциклопедии. Здесь же присутствуют материалы о ныне здравствующих иерархах: Иове (Тывонюке, род. в 1938 г.), митрополите Челябинском и Златоустовском, и Иове (Смакоузе, род. в 1964 г.), епископе Каширском, викарии Московской епархии, управляющем Патриаршими приходами в Канаде. Том также содержит статьи, из которых можно почерпнуть информацию об Иове, Патриархе Александрийском (953-960 гг.), и Иове, Патриархе Антиохийском (811-843 гг.). Далее 25-й том «Православной энциклопедии» представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной; св. Иона, епископ Пермский (1470 г.); св. Иона, архиепископ Новгородский (1470 г.), а также преподобные Иона Псково-Печерский (кон. XV в.), Иона Яшезерский (ок. 1592 г.) и Иона (Мирошниченко, 1902 г.), основатель Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве. Отдельный материал посвящен святому праведному протоиерею Ионе Атаманскому (1855-1924 гг.), замечательному пастырю из г. Одессы. Крупная публикация рассказывает об Ионе из Боббио, видном западном церковном писателе и агиографе VII в.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

1 апр. 1932 г. в Варшаве во епископа Луцкого был хиротонисан националистически настроенный архим. Поликарп (Сикорский) , хиротонию возглавил митр. Варшавский Дионисий (Валединский). Поликарп активно проводил в Зап. Волыни политику украинизации. В 1933 г. в Луцке по инициативе и под председательством Поликарпа начала работу подкомиссия по переводу Свящ. Писания на укр. язык, в 1937-1939 гг. в Луцке было издано не менее 20 наименований богослужебной лит-ры на укр. языке. После вхождения Зап. Украины и Зап. Белоруссии в состав СССР Поликарп в 1940 г. был присоединен к Русской Церкви и назначен епископом Владимиро-Волынским, викарием Волынско-Луцкой епархии. Вместо Л. в. тогда же была образована самостоятельная Луцкая и Волынская епархия. После начала Великой Отечественной войны Поликарп вернулся в юрисдикцию Варшавского митр. Дионисия (Валединского), в авг. 1941 г. был назначен архиепископом Луцким и Ковельским, в дек. того же года объявлен главой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Центр Волынской епархии канонической Автономной УПЦ переместился в Кременец. В Луцком гебите в ведении Волынско-Житомирской митрополии Автономной УПЦ находились 3 благочиннических округа: Луцкий, Локачинский и Колковский. Они вошли в состав образованного в 1942 г. Луцкого вик-ства Волынской митрополичьей епархии. 24 июля 1942 г. архим. Иов (Кресович) был хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынско-Житомирской епархии. Еп. Иов столкнулся с большими трудностями. Священники Луцкого благочиннического округа к тому времени почти в полном составе перешли в автокефалистский раскол Поликарпа (Сикорского). Исключение составили только настоятель Покровской ц. в Луцке прот. Иоанн Давидович и порвавший с Поликарпом настоятель церкви в с. Полонка Луцкого р-на прот. Василий Новоселецкий. Они вошли в организованное по распоряжению еп. Иова Луцкое церковное управление Автономной УПЦ, действовавшее в противовес структурам УАПЦ. Секретарем управления стал прот. Иоанн Давидович (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507. Л. 20). Епископ и церковное управление разместились в приходском доме при Покровской ц. в Луцке, где проживал также настоятель с семьей. По благословению еп. Иова его секретарь прот. Иоанн Давидович в 1942 г. вопреки запрету немцев крестил по меньшей мере 10 луцких евреев; крестившиеся хлопотали перед укр. посадником Луцка об исключении их из ведения луцкого «юденрата» (иудейской общины) и луцкого гетто (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 14. Л. 20).

http://pravenc.ru/text/2110936.html

1942 г. митр. Алексий (Громадский) и представители УАПЦ подписали в Почаевской лавре «акт объединения». Еп. Иов (Кресович) в числе немногих архиереев вначале поддержал данное соглашение, надеясь, что оно поможет преодолеть раскол в укр. Православии. Однако глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) вскоре вынудил настоятеля Покровской ц. в Луцке прот. Иоанна Давидовича перейти в его юрисдикцию (еп. Иов жил при Покровском храме - единственном храме в Луцке, сохранявшем верность канонической Церкви). Еп. Иов уехал в Ковель, где ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский выделил ему архиерейскую резиденцию. В связи с этим перемещением еп. Иов некоторое время имел титул «Луцкий и Ковельский». В письме Луцкому гебитскомиссару от 3 дек. 1942 г. еп. Иов отмечал, что Поликарп (Сикорский) незаконно подчинил себе Луцкий и Ковельский округа и окончательно нарушил «Почаевское соглашение» (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 118. Л. 163). Впосл. прот. Иоанн Давидович вернулся в юрисдикцию еп. Иова, и в нач. 1943 г. епископ приехал в Луцк. С того времени Ковель перестал быть его 2-й кафедрой. По решению Собора автономной УПЦ, прошедшего в Ковеле 6-7 июня 1943 г., Ковельское благочиние перешло под управление еп. Владимир-Волынского и Ковельского Мануила (Тарнавского) . В марте 1944 г. Брестский и Пинский округа были переданы из рейхскомиссариата Украина в генерал-комиссариат Белоруссия. В связи с этим в нач. апр. 1944 г. Полесский и Брестский архиеп. Иоанн (Лавриненко) подал прошение Собору белорус. епископов о принятии его в Белорусскую Православную Церковь. Прошение было удовлетворено. В постановлении Собора епископов Белорусской Православной Церкви от 15 мая 1944 г. указывалось, что в ведение Брестского и Ковельского архиеп. Иоанна (Лавриненко) были переданы Камень-Каширский, Ковельский и Любомльский округа. 8 июля 1944 г. архиеп. Иоанн был эвакуирован немцами в Польшу, затем жил в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия), в 1946 г. приехал в СССР, назначен епископом Молотовским (Пермским) и Соликамским. 16-29 июля 1992 г. епископом Ковельским, викарием Волынской и Луцкой епархии, являлся Николай (Грох) , бывш. «епископ» УАПЦ, принятый через покаяние в УПЦ. После перевода его на Ивано-Франковскую кафедру К. в. не замещалось. После образования 3 мая 1996 г. Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ Ковель стал 2-м кафедральным городом епархии. Лит.: Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1959; Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): [Некр.]//ЖМП. 1986. 2. С. 22; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Восп., проповеди: [К 60-летию пастырского служения (1935-1995)]. М., 2006. В. Г. Пидгайко Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841606.html

9 дек. 1941 г. на епископском совещании УПЦ в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре И. был хиротонисан во епископа Ковельского. Хиротонию возглавил митр. Алексий, И. стал его викарием. 30 апр. 1942 г. Собор автономной УПЦ утвердил избрание И. по просьбе местного духовенства на Брестскую кафедру. И. стал именоваться «епископ Ковельский и Брестский», оставаясь викарием Волынской и Житомирской епархии (это соответствовало проведенному нем. властями адм. разграничению оккупированных территорий, по которому Брест отошел к генеральному округу «Волынь-Подолия»). В нач. мая И. переехал в Брест, организовал духовную консисторию, добился для духовенства УПЦ права поочередного служения в Симеоновском соборе с захватившими храм сторонниками неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). И. старался избегать сотрудничества с оккупационной администрацией. Противостоял попыткам присоединившегося к УАПЦ Полесского и Пинского архиеп. Александра (Иноземцева) подчинить себе приходы УПЦ. Несмотря на доносы автокефалистов нем. властям на И. и священников его епархии, подавляющее большинство приходов на Брестщине осталось в юрисдикции канонической Церкви. В условиях оккупации и активизации укр. и белорус. националистов активно поднимались вопросы о языке богослужений. И. выступал за сохранение в богослужении церковнослав. языка, соглашаясь на введение укр. и белорус. языков только в отдаленных приходах, где того желало большинство прихожан. Оказывал поддержку открытым в Бресте русским гимназии и учительским курсам, ставшими центрами рус. культуры и просвещения. С авг. 1942 г. И.- епископ Брестский и Кобринский (Ковель был передан под управление Луцкого еп. Иова (Кресовича) ). 7 июня 1943 г. на состоявшемся в Ковеле Архиерейском Соборе УПЦ И. был возведен в сан архиепископа, стал правящим архиереем самостоятельной Полесской и Брестской епархии. С сер. 1943 г. И. изменил свою позицию в сторону большей украинизации церковной жизни. Протестовавший против этого свящ. Митрофан Зноско-Боровский (впосл. епископ РПЦЗ), благочинный церквей Брестского благочиннического округа, был заменен на посту первенствующего члена духовной консистории прибывшим с Волыни прот. Михаилом Зеленецким, сын к-рого Георгий стал келейником и секретарем И. Позднее, осенью того же года, свящ. Митрофан в знак протеста ушел с поста благочинного, на к-рый был назначен прот. Михаил.

http://pravenc.ru/text/469500.html

Сторонники сохранения единства с Московским Патриархатом в противовес автокефалистам создали Ковельский церковный совет во главе с вернувшимся в Ковель к осени 1941 г. Черновицким и Хотинским еп. Дамаскином (Малютой) , который был изгнан из Буковины румын. духовенством. Ковельский церковный совет состоял в юрисдикции автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским). Дамаскин (Малюта) получил титул «епископ Ковельский и Любомльский» не позднее сент. 1941 г. (1-е документальное упоминание), 8 дек. 1941 г. был переведен на Каменец-Подольскую кафедру. Еп. Дамаскин, архим. Иоанн (Лавриненко), ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский и др. духовные лица остановили распространение автокефалистского раскола в Ковельском окр. 9 дек. 1941 г. на очередном Соборе автономной УПЦ в Почаевской лавре архим. Иоанн (Лавриненко) был хиротонисан во епископа Ковельского, викария Волынско-Житомирской епархии. Хиротонию совершили митр. Алексий (Громадский), архиепископы Антоний (Марценко) и Симон (Ивановский) , еп. Вениамин (Новицкий) . Прот. Ипатий Червинский был избран главой Ковельского церковного совета. Местные украинские националистические деятели, в частности прот. Иоанн Губа, в янв.-февр. 1942 г. организовали травлю еп. Иоанна в прессе. В марте 1942 г. по рекомендации бывш. Брестского еп. Венедикта (Бобковского) , переведенного в Гродно, на соборе духовенства Брестской епархии еп. Иоанн (Лавриненко) был избран на Брестскую кафедру. Избрание было утверждено на очередном Соборе автономной УПЦ в Почаевской лавре 30 апр. 1942 г. При этом за еп. Иоанном была оставлена также Ковельская кафедра, он имел титул «епископ Ковельский и Брестский», оставаясь викарием Волынско-Житомирской епархии. В авг. 1942 г. Иоанн стал правящим архиереем и получил титул «епископ Брестский и Кобринский» в связи с передачей приходов Ковельского окр. под управление Иова (Кресовича) , хиротонисанного 24 июля 1942 г. во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. 8 окт.

http://pravenc.ru/text/1841606.html

29 июля 1946 г. Лысковским епископом был назначен бывш. Измаильский еп. Иов (Кресович) . В связи с тяжелой болезнью Горьковского еп. Зиновия еп. Иов временно управлял Горьковской епархией до прибытия назначенного на Горьковскую кафедру 18 нояб. 1948 г. архиеп. Корнилия (Попова ; впосл. митрополит). Еп. Иову удалось включить в приходский совет лысковской Казанской ц. бывш. насельниц закрытых жен. мон-рей, что вызвало недовольство местных властей. В 1948 г. архиерей ходатайствовал (безрезультатно) о возвращении верующим Троицкой ц. в с. Бармине Лысковского р-на, «временно» использовавшейся с 29 апр. 1944 г. как склад зерна. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Горьковской обл. А. М. Богданов докладывал в Москву о существовании в Лыскове и Лысковском р-не группы «староцерковников-тихоновцев», не стремившихся к объединению с Патриаршей Церковью. Члены этой группы во главе с проживавшим в Лыскове заштатным свящ. Михаилом Серебряковым проводили нелегальные богослужения (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 177). Лысковские епископы Зиновий, Максим и Иов вели с ним переговоры, пытаясь склонить к воссоединению с РПЦ. Уполномоченный Богданов неоднократно требовал от Лысковских епископов Зиновия и Иова, чтобы «борьба с нелегальным духовенством велась силами епархиального управления» (Там же. Д. 322). Однако архиереи не запрещали в служении заштатных клириков, поскольку те не вели агитации против РПЦ и служили в основном в местах, где не было действующих храмов, а власти отказывали верующим в их открытии. В 1949 г. еп. Иов принял в церковное общение свящ. М. Серебрякова и назначил его на вакантное священническое место, чем вновь вызвал недовольство уполномоченного. В кон. 1949 г. архиерей подал на имя патриарха Алексия I прошение об освобождении от должности настоятеля Казанской ц., удовлетворенное в нач. 1950 г. 7 дек. того же года он был переведен на Великолукскую кафедру, после чего Л. в. не замещалось. Его территория вошла в образованную 15 марта 2012 г. Лысковскую и Лукояновскую епархию Нижегородской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2110944.html

конфессиями, действующими на территории Башкирии. Так, в мае 1970 г. он принимал участие в чествовании председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Шакира Хиялетдинова в связи с 80-летием со дня рождения и в связи с 20-летием служения на этом посту. В период архиерейского служения И. в Уфимской епархии постепенно налаживалась церковная жизнь. По данным Совета по делам религий, число крещений в Башкирской АССР в 1971 г. по сравнению с 1965 г. возросло на 20%, при этом родители крестили более 1/5 всех новорожденных; примерно на 21% выросло и число отпеваний, причем отпевали более 55% усопших; наиболее существенно выросло количество венчаний - в 3,5 раза. На 1/3 увеличились пожертвования верующих при сохранении числа приходов (с 756 тыс. в 1967 до более 1 млн р. в 1972). 16 июля 1971 г. Секретариат ЦК КПСС принял постановление «Об усилении атеистического воспитания населения», в котором указывалось на недостатки атеистической работы и в ряде городов и районов Башкирской АССР, «где влияние религии на некоторую часть населения все еще остается значительным». Башкирский обком КПСС в связи с этим принял программу мер по борьбе с религией, однако И. удалось не допустить сокращения числа общин и закрытия храмов Уфимской епархии. 16 окт. 1973 г. И. был назначен архиепископом Ивановским и Кинешемским. Уладил возникший ранее конфликт с церковным советом кафедрального собора, нормализовал взаимоотношения с советами приходов. 28 сент. 1977 г. обратился к Патриарху Пимену с прошением об уходе на покой, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст (в это время был старейшим по хиротонии иерархом РПЦ). 2 окт. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени, а 6 окт. уволен на покой. Последние месяцы жизни провел вместе с родными во Львове. Отпевание И. совершил Львовский и Тернопольский митр. Николай (Юрик) . Похоронен на Яновском кладбище Львова. Арх.: ГАРФ. Оп. 7. Д. 8, 60, 152; ЦГА Обществ. объединений Респ. Башкортостан. Ф. 122. Оп. 4. Д. 28; ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 507; Оп. 2. Д. 14. Лит.: Струве П. А. Дело архиеп. Иова//ВРСХД. 1960. 3/4(58/59). С. 84-86; Гаюк С., свящ. Oфiцiйhuй некролог та прихована дiйchicmь//Свобода: Газ. Н.-Й., 1978. 185; Имшенник В., прот. Архиеп. Иов (Кресович), бывший Ивановский и Кинешемский: (Некр.)//ЖМП. 1978. 3. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 391-393; Цыпин. История РЦ. С. 286, 310, 389, 414, 428, 440, 441; Абдулов Н. Т. Уфимские епископы конца 60-70-х гг. ХХ в.: Мат-лы к биографиям//Река времени, 2000: Сб. ст. Уфа, 2000. С. 38-39; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 473, 481, 482; Зимина Н. П. Иов (Кресович)//Башкирская энциклопедия. Уфа, 2007. Т. 3. С. 186; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 398-406; Шкаровский М. В. РПЦ в ХХ в. М., 2010. С. 370.

http://pravenc.ru/text/578182.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010