С. И. Головащенко Богословские курсы Несмотря на то что свт. Петр (Могила) стремился создать в Киеве полноценное высшее учебное заведение (академию), в котором преподавались бы все науки, включая высшие классы философии и богословия, польский кор. Владислав IV привилеем от 18 марта 1635 г. разрешил преподавать в коллегии науки «не выше логики и диалектики». Эта норма неоднократно подтверждалась и впосл. (напр., Зборовским договором 1648 г., Польским сеймом 1650 г., привилеем кор. Михаила от 10 окт. 1670 г.). Гадячский договор между гетманом Выговским и Речью Посполитой (сент. 1658) предполагал преобразование Киевской коллегии в академию. Однако положения этого договора не были воплощены в жизнь. Т. о., до кон. 80-х гг. XVII в. в Киевской школе не было богословского класса. При этом в рамках курса философии студентам могли предлагать отдельные богословские темы. Открытие в Киево-Могилянской коллегии богословского класса стало возможным лишь после окончательного вхождения Киева в состав Московского гос-ва. В 1689 г. ректор игум. Иоасаф (Кроковский) начал читать в Киево-Могилянской коллегии полноценный курс богословия. Грамота московских государей Петра и Иоанна от 11 янв. 1694 г. окончательно утвердила за Киевскими школами право преподавать «не токмо поетики и риторики, но и философии и богословии учения» (цит. по: Петров. 1895. С. 51). С этого времени и до 1775 г. полный курс богословия был рассчитан на 4 года. Языком преподавания была латынь. Для чтения лекций по богословию назначался один преподаватель. Как правило, он прочитывал 4-летний курс, после чего для чтения курса богословия назначался другой преподаватель. С 1689 по 1751 г. известны имена 16 преподавателей богословия в К.-М. а. При вступлении на кафедру каждый из них давал присягу в том, что обязуется преподавать в согласии с учением Церкви и не будет предлагать студентам ничего нового или «противного благочестию». Затем он читал «префацию» (пробную лекцию) в присутствии ректора, учителей и учеников высших классов.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

В посл. четв. XVII - нач. XVIII в. ректорами Киево-Могилянской коллегии были игумены Феодосий (Гугуревич, 1685/1686-1688/1689), Иоасаф (Кроковский, 1689-1690 и ок. 1693-1697), Пахомий (Подлузский, 1690-1691), Кирилл (Филимонович, 1691-1692) и Прокопий (Калачинский, 1697-1701). Киево-Могилянская коллегия сохраняла всесословный характер. В XVII в. здесь обучались не только известные церковные деятели, но и практически вся укр. казацкая старшина. Количество студентов в 40-х гг. XVII в. исчислялось, по-видимому, несколькими сотнями. Однако годы «Хмельниччины» и последовавшей за ними «руины» привели к запустению коллегии. Численность студентов начала расти с 80-х гг. XVII в. и на рубеже XVII и XVIII вв. составляла ок. 1 тыс. чел. Еще при жизни митр. Петра (Могилы) в коллегии сложилась традиция создания студенческих конгрегаций - объединений, имеющих определенную структуру и обряды посвящения. Главными задачами конгрегаций являлись наблюдение за моральным обликом их членов и поиск средств для помощи беднейшим из них. Вступая в конгрегацию, студенты давали клятву поддерживать коллегию до конца своих дней. Поэтому многие выпускники, заняв важные церковные и гос. должности, оказывали своей alma mater материальную помощь, а также всячески защищали ее интересы. Митр. Петр, возводя в епископский сан выпускников коллегии, также мог брать с них обещание заботиться о Киевской школе. Напр., Сильвестр (Косов) обещал «училищам брацким киевским, обители святой Богоявленской, и братиям в ных в учении труждающимся, идеже сам учихся и учих по силе… быти помощник и заступник вседушно всеми силами, елика мощно будет» ( Титов. 2003. С. 126). В XVII в. в коллегии сложились и др. традиции. Так, здесь регулярно проводились публичные диспуты и устраивались театральные представления, сценарии для к-рых писали профессора, а в качестве актеров выступали студенты. Во 2-й пол. XVII в. академические здания неоднократно разорялись и восстанавливались. К постройкам, имевшимся при жизни митр. Петра, в кон. XVII в. добавился Богоявленский собор, возведенный в 1693-1696 гг. при материальной поддержке гетмана И. С. Мазепы. Появившиеся тогда же планы строительства новых учебных корпусов были реализованы позднее. Во 2-й пол. XVII в. главной святыней Братской обители стала Киево-Братская икона Божией Матери . Впосл. в коллегии сложилась традиция еженедельно читать акафисты перед этой иконой.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

В универсале от 17 июня 1709 г, гетман Скоропадский писал: «за позволением бывшего гетмана Мазепы превелебный в Боге отец Иосиф Исаевич (игумен) монастыря почаевского с братиею тамошнею, едино от нашествия неприятельского шведского, а другое от неуставаемого в том краю гонения на благочестие, перейшовши з Волыни, получил соби пристанище в державе православного монарха нашего, его царского пресветлого величества, в краю нашом малороссийском, и за благославением митрополии киевской одержал игуменство над двомя монастырцами козелецкими святотроицким и св. великомученика победоносца Георгия, гды и за нынешняго пастира ясне в Богу преосвященного его милости господина отца ИоасаФа Кроковского, митрополита киевского, игуменствует и всими до тых монастырцов приналежитостями, по универсалом антецессоров наших, намистник его отца Исаевича завадует. Тыж просыл и нашого гетманского на теж помянутых монастырцов козелецких приналежитости подтверждения». – Гетман исполняя просьбу, утверждает за мотастырцами «все добра, наданыя и покупленыя, з тяготными людьми, закладчанами, подгородчанами, слободкою и в разных селах, як то в Опенках и в Глимаздах и Шуляках по килька человик наидуючемися, таж в селе Лихалитках купленые грунты з полями, сеножатными и всими угодями заховуем и в зупельное владиние завонникам тых монастырей козелецких ствержаемо. – Так как ИоасаФ Броковский избран в митрополита янв. 19 1708 г., а посвящен в Москве 15 августа: то игумен Исаевич, определенный митрополиею в настоятеля козелецких монастырей, определен, без сомнения, не после августа 1708 года. Игумен Иосиф Исаевич пользовался уважением киевских полковников Волынского и Танского. 8 Особенно последний ласкал и чтил его. – Доказательством тому служит сведующее письмо Танского к о. ИосиФу: «Почтеннейший в Боге отец игумен свято-Георгиевского монастыря Козелецкого! Из письма вашей честности, в котором излагаете жалобу на пана Шума и на пана сотника козелецкаго Иолова, видим, что они винным шинком своим не малый ущерб наносят местности вашей Даневки. Я призывал этих особ и строго приказал, чтобы с этого времени не смели чинить ущерба помянутой местности. Шуляковского казака Шолойку, когда даст ему Бог щастливо возвратиться из Киева, немедленно прикажем призвать в Козелец с духовным завещанием его: узелок его можем развязать, если окажется виноватым; священик, о котором упоминаете в цидуле вашей, пусть будет тут же достоверным свидетелем. Извещая вас о том, поручаю весь дом мой святым вашим молитвам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Составляя свои Минеи-Четьи, святой Димитрий часто буквально переводил подлинные повествования на славянский язык, или исправлял старинную славянскую речь, с целью сделать ее удобопонятною, без всяких изменений в содержании. Но по большей части ему приходилось составлять сказания из различных источников. В таких случаях, сводя в одно целое различные материалы, св. Димитрий то дополнял недостающее в одном источнике из другого, то изменял форму подлинника, обращая, например, надгробное или похвальное слово в простой исторический рассказ, то приводил в подтверждение повествования свидетельства других историков или только указывал их. Очень часто святой Димитрий сокращал подлинный текст. Сокращения состояли в опущении предисловий и заключений, а иногда и некоторых подробностей в описании событий и обстоятельств жизни святого. Признавая сокращения эти необходимыми, Димитрий так говорит о сем в предисловии ко второй четверти своих Миней-Четьих: «Вся написанная в книзе сей, якоже и в первой, сокращенне писана суть, и аки от превеликих наводненных рек, от истории церковных премногих малым сосудом, книгою сею почерплена. Аще бо вся святых деяния, и повествования и чудеса, по единою, простертою речию писати кто восхотел бы, то не достало бы тому все жития его время, еже и древним писателем церковным случися. К сему же и немощи ради человеческия сокращенне вся зде написашася, дабы кое- гождо святого житие в память его неленостно было прочтено. Аще бо краткого коего слова ослабленнии людие чести или послушати не брегут: кольми паче долгими чтении стужают си. Суть же многих святых жития так пространна в великих Четиях и в иных рукописных книгах со излишеством словес написанные, яко коегождо от них в два или три дня едва прочести возможно, аще и прилежно чтущи. Тоя убо ради вины сократишася в книзе сей, единое святых действо описующей, излишество же словес и речей продолжение оставляющей». Еще в то время, как святитель занят был последнею книгою Миней-Четьих, архимандрит Киево-Печерской лавры Иоасаф Кроковский просил его принять на себя новый труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По этому делу пострадали многие представители духовенства, из которых наиболее известен митрополит Иоасаф Кроковский. Его заточили в один из твер­ских монастырей, где он и скончался 1 июня 1718 года. В 1721 году в согласии с «Духовным регламентом» был создан коллегиальный орган для управления Церковью — Святейший Правительствующий Синод. Согласие на эту неканоническую меру дал всего один из четырех вселенских патриархов — Константинопольский, наиболее зависимый от русского царя. В своей грамоте он назвал Святейший Синод своим «братом во Христе». Этот «брат» вначале состоял из президента в лице бывшего местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, Новгородского архиепископа Феодосия Яновского, еще трех архиереев и одного архимандрита. «Оком государевым» стал правительственный чиновник, обер-прокурор. С тех пор в течение двухсот лет Русская Церковь управлялась Синодом по указанию царской власти. Результаты не замедлили сказаться. В 1726 году в результате происков всемогущего Феофана Прокоповича пострадал член Синода Феодосий Яновский. После пыток в Тайной канцелярии он был сослан в Никольский Корельский монастырь (недалеко от Архангельска), где и умер простым монахом. В 1728 году пострадал член Синода Феофилакт Лопатинский за то, что издал книгу Стефана Яворского «Камень веры». Тираж книги был «взят в крепость», а православный архиерей арестован, предан жесточайшим пыткам, суду, лишен сана и монашества. У него были переломаны ноги. Затем он был пытан вторично. В 1731 году был сослан ревностный противник Феофана Прокоповича епископ Игнатий Смола, бывший архимандрит московского Богоявленского монастыря. В 1730–1740-е годы — период правления императрицы Анны Иоанновны и бироновщины — наказания преследуемого православного духовенства и монашествующих сопровождались беспощадной жестокостью с ведома и попустительства Святейшего Синода, который был, по правде говоря, бессилен им воспрепятствовать. Били шелепами, плетями, кнутами и применяли всевозможные виды истязания до сажания на кол. Правительство принуждало расстригать целые сотни «чернецов» (монахов) без всякой вины под одним предлогом, что они излишни, и укомплектовывало ими армию. Число членов Синода убавилось с двенадцати до трех; нередко в присутствии состояло всего два архимандрита — они и распоряжались делами Русской Церкви, а указания им давали господа кабинет-министры. Позднее современник этого полного унижения Православной Церкви в православном государстве Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) писал: «Если бы Остерман сотоварищи захотели посадить в Синод наряду с архиереями пасторов, то кто бы помешал им в этом?»

http://pravoslavie.ru/56053.html

52. ИОСИФ Нелюбович-Тукальский избран и возведен на Киевскую Митрополию по Малороссийской Летописи 1664 г., по Киевскому же Каталогу 1663 г., но не был в Киеве на Престоле; скончался 1676 года июля 26 в Чигирине. 53. АНТОНИЙ Винницкий избран в Чигирине в звание Митрополита в одно время с Иосифом; но и он не жил в Киеве и о времени кончины его неизвестно. 54. ГЕДЕОН Святополк, Князь Четвертинский посвящен в сан Митрополита Киевского 1666 года ноября 8 в Московском Успенском Соборе, скончался 1690 г. апреля и погребен, по завещанию его, в Киево-Софийском Соборе. До Гедеона Киевские Митрополиты были посвящаемы Константинопольскими Патриархами, а при них П. К. Дионисий уступил это право Патриарху Московскому в 1687 году. 55. Варлаам Ясинский, из Киево-Печерских Архимандритов, посвящен в Киевские Митрополиты 1690 года 31 августа в Московском Успенском Соборе, скончался 1707 г. августа 22 и погребен по завещанию своему в Киево-Печерской Лавре. 56. ИОАСАФ Кроковский, из Киево-Печерских же Архимандритов, избран на Киевскую Митрополию в 1707 г. октября а посвящен 1708 г. августа 15 в Московском Успенском Соборе, скончался на пути в С.-Петербург в 1718 г. июля 1 в Твери, где и погребен 24 августа в Соборе. После сего Преосвященного Митрополита, 4 года Киевская Иерархия не имела своего Пастыря. 57. ВАРЛААМ Ванатович избран в 1722 г., по Указу Государеву св. Синодом и утвержден Государем января 21; а мая 14 посвящен в Московском Успенском Соборе в Архиепископа Киевского. Он в 1730 г. предан суду, лишен Архиерейства и Священства, и в звании простого монаха сослан на заключение в Белоезерский Кириллов монастырь. По вступлении же на престол Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 г. освобожден с возвращением ему и Архиерейского сана, но он пожелал останься на покое в Новгородском Большом Тихвине монастыре, где потом принял схиму и наречен Архисхимонахом Василием и в сем звании скончался 1761 года. 58. РАФАИЛ Заборовский, из Епископа Псковского, в 1731 г,. Указом апреля 13, переведен в Киев с званием Епископа же и велено ему явиться в Москву, где тогда находился и Двор и св. Синод. Там пожалован он в сан Архиепископа и отпущен в Киев, куда и прибыл он октября 10. В 1743 г., Указом 11 июня, пожалован он в сан Митрополита Киевского. Скончался 1747 года октября 22 и погребен в Киево-Софийском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Если эта клятва моим спасением покажется вашему великодержавию не заслуживающею веры, прошу приставить ко мне какого–либо офицера с солдатами на время моего пути» 418 . Государь 14 августа дал разрешение съездить в Москву, но не в Нежин, и требовал непременно вернуться к празднику Рождества в Петербург, обещая, что и двор ему к тому времени будет готов, «А в Нежин», прибавлял государь, «можно и иным временем, не теперь, съездить» 419 . Любопытно, почему государь сдерживал намерение Стефана к поездкам. В переписке о приезде Стефана в Петербург по делу Тверитинова Петр замечал, в письме 5 января 1715 года: «в Нежин для освящения церкви можете вы и после съездить, как помянутое дело окончится, понеже ваша должность есть тех управить и решить, для кого церкви делаются» 420 . Так как Стефан, не смотря на ясно выраженную волю Петра, в Петербург не ехал, то ему 23 декабря 1715 года сенат послал указ, чтобы приезжал в Петербург с ризницей для посвящения Вологодского и архангельского архиереев 421 . Стефан, однако, сославшись на болезнь, не выехал на этот раз в Петербург. В 1716 году Стефан, наконец, был в Нежине и здесь 25 июля торжественно освящал свой храм. К этому времени прибыли в Нежин и участвовали в освящении Киевский Митрополит Иоасаф Кроковский, первенствовавший в служении, Черниговский Архиепископ, епископ Переяславский и множество Архимандритов, игуменов и прочего духовенства. 422 В Нежине Стефан оставался довольно долго; он здесь говорил проповеди и на Успенье, и на Покров 423 . Письмом 18 мая 1718 года Петр вытребовал Стефана в Петербург для участия в верховном суде по делу царевича, повелевая прибыть немедля, не позже как через восемь или девять дней по получении письма, со всеми бывшими в Москве архиереями, налегке, а относительно доставки в Петербург необходимого для житья распорядиться после 424 . Стефан выехал из Москвы 24 мая 425 . 13 июня было уже в Петербурге «рассуждение» по делу царевича с участием Стефана 426 . С этого приезда Стефан уже безвыездно жил в Петербурге до конца 1721 года, когда, вместе совсем Синодом, он в последний раз выехал в Москву 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Не будь он для Петра В. «чаровником» в вопросе церковно-практическом, латино-римское направление всего школьного богословия могло возобладать надолго. Тем более, что бесшкольным московским ревнителям всех рангов, пафос латинствующих киевлян казался роднее, православнее, чем петровская еретическая неметчина, которой веяло от Феофана — друга Петра и аннинских немцев. Но победа талантливого Феофана и его протестантского направления одержана была им еще на киевской почве, ибо там нашло и свой сочувственный отклик и свое школьное продолжение. Борьба перенесена in flagranme в Москву. И здесь, в более молодом поколении богословов стихийным чутьем, инстинктивно, решилась в сторону предпочтения Феофановской концепции, несмотря на явные ее и для самих учеников «перегибы» в сторону протестантизма. Старые киевские профессора, Феофилакт (Лопатинский), Иоасаф (Кроковский) шли в философии за Аристотелем, а в богословии за Фомой Аквинским. Новые — избрали себе Баумейстера и новую философию: Декарта, Лейбница, Вольфа. Следуя образцу Феофана, профессора — Сильвестр (Кулябко) и Георгий (Конисский) читали богословие уже под антилатинским руководством протестантов, но все на том же общеевропейском латинском языке. Православное исповедание веры Петра (Могилы) штудировалось по латинскому его тексту. И лишь в 1759 г., по указанию киевского митрополита Арсения (Могилянского), начали текст его зубрить в русифицированном церковно-славянском переложении. Из Киева это новое веяние разлатынивания и обрусения богословской науки еще охотнее принято было в Московской «Академии» ее учителями, выходцами из той же киевщины. Поворот от римо-католической монополии в школе произошел безвозвратный, но он был медленный, пока не подросли и не окрепли новые местные богословы — великорусы. Эта мрачная характеристика служила предисловием к последовавшему затем поручению особой комиссии при св. Синоде составить план преобразования духовных школ. Комиссию составили люди новой иерархической смены, из великороссов: Тверской епископ Гавриил (Петров), Псковский Иннокентий (Нечаев) и иеромонах Платон (Левшин).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Питирим же потщася еже бы и самое то соборное деяние сыскати к лучшему решению раскольнического сомнения 10 . Он обратился к Стефану Яворскому письменно и просил, чтобы поискали деяние в книгохранилищах. В 1717 г. в августе с царским указом по этому поводу был послан в Киев монах Феофилакт. Он обратился к Киевскому митрополиту Иоасафу Кроковскому, который дал приказ поискать список деяния. Список нашли в книгохранилище Никольского Пустынного монастыря. Это была «книга в полдесть, на пергамине писаная, плеснью аки сединою красящаяся и на многих местах молью изъедена, древним белорусским характером писаная 11 ». Преосв. Иоасаф свидетельствовал книгу соборно и послал ее в Москву с другими книгами, потребованными для Питирима, при грамоте от 3 сентября 1717 г., в которой писал, что согласно присланному указу, были предприняты поиски в библиотеках дабы, отыскать книги затребованные Питиримом, и особенно деяние. Эта последняя книга была найдена в поименованном выше монастыре при замещавшем игумена Христофоре Чарнуцком; ее свидетельствовали соборно и передали с другими книгами архимандриту Феофилакту. Стефан Яворский , получив книги и грамоту, сделал на последней помету 31 января 1718 г., чтобы с деяния сняли копию и послали Питириму, а список деяния, присланный из Киева, отдали на Печатный двор в государеву книгохранительницу. Обо всем этом было доложено государю, который «повеле оное соборное деяние (бывшее в Киеве на Арменина, еретика Мартина) ныне типом издати скорого ради размножения ко уврачеванию расколом недугующих. Что же оное деяние в себе заключает и в чем оного ересеначальника Мартина обличая, за что его проклинает удобно рассудити может всяк сие деяние внятно читающий. Во свидетельство же вышеописанные истины приложишася еще некие потребные главизны и речения из древния русская рукописные книги харатейные, глаголемые Потребник, подписанный собственною рукою блаженного Феогноста митрополита Московского в лето 6837 (т. е. 1329). Который Потребник како содержит в себе чин и устав церковный и с кем согласуется и единомудрствует явно вся пред очеса представить читающему: сомнящемуся же удобь разрешить недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Подобный порядок сохранялся и после перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 году. Митрополиты Гедеон Четвертинский, Варлаам Ясинский и Иоасаф Кроковский избирались в Киеве «вольными голосами» и затем посвящались в сан митрополита в Москве. Также по документам 1686 года за Киевскими митрополитами сохранялась верховная судебная власть на территории их митрополии и ряд других привилегий. Таким образом, вплоть до начала XVIII века Киевская митрополия продолжала существовать как самоуправляемый церковный округ. Однако упразднение Патриаршества на Руси и введение Синодальной формы правления привели к существенным переменам в жизни Киевской митрополии. В 1722 году, когда уже существовал Святейший Синод, назначение иерарха на Киевскую кафедру проходило по новой схеме. Синод предложил Петру четыре кандидатуры, из которых император выбрал одного — Варлаама Вонятовича. При этом Варлааму был усвоен титул не митрополита, а лишь архиепископа. С этого времени Киевская митрополия постепенно утратила черты автономного округа и, по выражению профессора Киевской духовной академии протоиерея Федора Титова, постепенно «сделалась во всем одинаковой с другими епархиями Русской Церкви, за исключением некоторых чисто местных и внешних особенностей в быте и положении духовенства, равно как и в жизни мирян» . Определенное завершение этого процесса произошло в 1797 году, когда была образована «первоклассная Киевская епархия», которая в своих границах совпадала с Киевской губернией. Хотя правящие архиереи этой епархии по традиции носили титул митрополитов, все же в своих правах они ничем не отличались от других епархиальных архиереев Русской Церкви. Таким образом, в Синодальный период фактически прервалась многовековая традиция самоуправления Православной Церкви в пределах современной Украины. Возможность возрождения традиций автономного бытия Киевской митрополии появилась лишь после восстановления в России Патриаршества. Как Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 гг., так и Всеукраинский Собор 1918 года активно обсуждали вопрос о реформе церковного управления, стремясь найти наиболее оптимальную форму церковно-административного устройства в новых исторических условиях. В результате 9 июля 1918 года Всеукраинский Церковный Собор принял «Положение о временном высшем церковном управлении Православной Церкви на Украине». 20 сентября 1918 года это «Положение» было утверждено Всероссийским Церковным Собором в Москве. Определение Всероссийского Собора по этому вопросу гласило, что отныне из епархий в пределах Украинского государства создается церковная область «с особыми преимуществами на началах автономии». По отношению к этой области в документах 1918 года употребляется термин «Православная Церковь на Украине» или «Украинская Церковь».

http://patriarchia.ru/db/text/1302845.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010