В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников. В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости. Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора. Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Священный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда. Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста. Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

http://sobory.ru/article/?object=00379

Когда привел храм в божеский вид, решил приступить к строительству здания богословской школы. Отведенная территория бывшими арендаторами была обнесена колючей проволокой. По жалким останкам воссоздал прежнюю кованую ограду, заказал железные ворота и подвел дело к строительству школы. Только и оставалось – довершить ограду и начать рыть котлован. Оставив проверенных работников, снабдил их всем необходимым, обеспечил охрану и решил немножко отдохнуть. Но не лежа на боку, а воплотить заветную мечту – посетить Святую Землю. Побывал у Гроба Господня, посетил священные места, приложился к святыням – впечатлениями был переполнен до краев. Вернувшись же в Москву, пришел в полное недоумение – от чего уехал, к тому и приехал. Дело ни на сантиметр не сдвинулось с места. Огорчение было безмерным – не знал я тогда, что ни одно доброе дело не может пройти без искушения. Столкнувшись с препятствием, я подумал: «Какой дурак начинает строительство в зиму!» Решил за зиму приготовиться и с ранней весны начать строительство. На этом и попался: зимой вышло постановление – все отведенные участки перерегистрировать. Никто не оспаривал, что участок принадлежит храму, но его надо было оформить документально. Везде старался пробиться сам, помогали знакомые по Моссовету, но не всегда это получалось, иногда дело заходило в тупик и приходилось подключать «тяжелую артиллерию». Чаще всего обращался к другу – начальнику ГУВД Москвы. Он всегда с готовностью выполнял мои просьбы. Куда бы он ни приходил, везде ему обычно говорили: «А у нас уже все подписано». Но и с такой помощью на хлопоты ушло три с половиной года непрестанных боев. На раскопку котлована я получил сразу две лицензии. Здесь я уже не промахнулся, сразу же приступил к рытью котлована. Отлучился всего на два дня, приезжаю на стройку и ничего не понимаю, подзываю инженера и спрашиваю: «Что это за выемка такая?» «Какая выемка, – ответил он, – это котлован под здание». «Котлован под здание?! А во что же мне обойдется само строительство?» Вопрос этот возникал у меня и раньше. С ним обращался я к своему ближайшему другу, ведущему профессору МАРХИ, сконструировавшей это здание. Я высказал ей свои пожелания относительно нужды в богословской школе. Она меня внимательно выслушала, ни словом не обмолвилась, а приехала этак дня через два уже с готовым эскизным проектом.

http://pravmir.ru/uhod-ot-slezhki-andryu...

Нестор (Анисимов Николай Александрович ; 1884–1959), митрополит. Член Собора по особому постановлению Священного Собора в сане епископа. В конце 1917 г. по поручению Св. Собора написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», где поместил фотоснимки кремлевских святынь, разрушенных во время октябрьских боев в Москве. После учреждения в 1911 г. Камчатской миссии, в 1912 г. был назначен ее начальником. В 1916 г. хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. 1 марта 1918 г. был арестован и заключен в Политотдел штаба Красной армии (здание бывшего Александровского военного училища), затем переведен в Таганскую тюрьму. В этот же день было проведено заседание Собора, посвященное аресту епископа Нестора. 25 марта по ходатайству Собора освобожден. По окончании Собора выехал в Киев с посланием Патриарха Тихона к митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) и к Патриархам Александрийскому и Иерусалимскому. В начале 1919 г. покинул Киев. Духовник Императрицы Марии Феодоровны, Великого князя Николая Николаевича. В 1919 г. с членами императорской фамилии отплыл в Константинополь, откуда добрался до Владивостока, оттуда на Камчатку. В сентябре 1919 г. прибыл в Омск, где обосновалось Временное высшее церковное управление во главе с архиепископом Сильвестром (Ольшевским) . В 1919 г. был командирован в распоряжение военных властей под руководством адмирала А. В. Колчака для священнослужения и проповеди в казачьих войсках. В конце 1919 г. выехал на Камчатку. В 1920 г., когда большевики взяли Петропавловск, выехал из Усть-Камчатска. Летом 1921 г. оказался в Харбине. В 1929 г. указом митрополита Сергия (Страгородского) был принят в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1933 г. был возведен в сан архиепископа Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1937 г. опубликовал труд «Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира». В 1937 г. покинул Харбин. В 1938 г. принимал участие в Соборе РПЦЗ в Югославии. В июне 1945 г. первым из харбинских архиереев стал поминать Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В 1945 г. назначен управлять Восточно-Азиатским митрополичьим округом. В 1946 г. назначен Экзархом Московской Патриархии в Восточной Азии с возведением в сан митрополита. В 1948 г. арестован в Харбине, перевезен в Читу, где содержался в тюрьме, затем перевезен в Москву во Внутреннюю тюрьму на Лубянке. В 1948 г. приговорен к 10 годам заключения. В 1956 г. освобожден. С 1956 г. митрополит Новосибирский и Барнаульский. В 1958 г. уволен на покой. Скончался в 1-й градской больнице Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1920 г. в храме состоялось венчание дочери Федора Ивановича Шаляпина — во время совершения таинства раздавался могучий бас великого оперного певца, читавшего «Апостол». В путеводителях по Москве XIX в. неизменно указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских ворот пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре города. Постепенно установилась традиция отпевать в этом храме прославленных представителей московского театрального мира. В частности, в последний путь здесь провожали великих русских актеров Михаила Семеновича Щепкина (1863 г.) и Марию Николаевну Ермолову (1928 г.). Церковь также стала свидетелем страшных «кровавых» событий 1917 г. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитских ворот, прямо у стен храма, шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. 13 ноября 1917 г. в храме «Большое Вознесение» прошло отпевание юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев. 23 апреля 1922 г. новая власть произвела в храме «Большое Вознесение» изъятие церковных ценностей «на 500 рублей золота, 4 пуда 20 фунтов 42 золотника серебра, 12 драгоценных камней, 2 пуда 12 фунтов бронзовых изделий». В 1925 г. здесь отслужил свою последнюю литургию Патриарх Тихон. Окончательно храм был закрыт осенью 1931 г. Серебряные венцы, которыми венчали А.С. Пушкина и Н.Н. Гончарову, передали в Государственную оружейную палату. Все остальное убранство храма безвозвратно погибло. Живопись на сводах была уничтожена или замазана. В 1937 г. снесли шатровую колокольню XVII в. и на ее месте разбили сквер. После закрытия храма здание передавали различным арендаторам. Кто только не ютился здесь: конторы, склады, мастерские. Сам храм был частично перестроен: сделали 2-й этаж, наставили перегородок, в стенах пробили новые окна, снесли фронтоны над колоннами. Одно время в нем размещался даже гараж, и в главном алтаре пробили стену для въезда машин. В 1960-е гг. в храм переехала лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Г.М. Кржижановского, которая покинула здание храма только в 1987 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

Ты не слышишь?! Забыл! Или ждешь Ты, о князь, Чтобы русская кровь, все лиясь и лиясь, Дотекла до гробницы чеканной?! Чтобы пение смолкло молитв над Тобой, Заглушенное звуками труб и пальбой И командой, увы, чужестранной?! Знай, что близится время. Вблизи и вдали Снова родину тучи кругом облегли, Скоро молнии вспыхнут с заката. Скоро грянет раскатами грозными гром И, Тобой позабыты, мы скорбно умрем Под тяжелой пятой супостата. Январь 1911 Светлой памяти Его Высочества князя Олега Константиновича Он шел на подвиг свой, как рыцарь, добровольно И пал геройски на посту. В дни эти скорбные нам радостно и больно, Что приобщился он к Кресту. Тот Крест несет народ и верит твердо, свято В Христа немеркнущий завет, Что душу положить за друга и за брата, – Священней этой жертвы нет. К народу своему проникнутый любовью, Как им взлелеянная новь, Свой подвиг совершив, смешал с народной кровью Свою он царственную кровь. То имя светлое в затишьи грозных боев Любовно вспомнят на постах, И будет у родных неведомых героев Звучать молитвенно в устах. О, юный наш герой, твой образ перед нами! Скорбя как о птенце родном, Стремимся мыслью мы, с невольными слезами, В осиротелый отчий дом. Там твердость придана неопытному шагу, Там, в величавой простоте, Учился сочетать ты юную отвагу С служеньем высшей красоте! Из сборника «Отзвуки войны» ( 1915 ). Молитва О Боже! Молю пред могилой открытой: Для юных борцов, как Отец, будь защитой, Не дай им кончины безвестной. Пред горем отчизны что наша кручина? Как Ты отдала я единого сына Для страды великой и крестной. Он, павший героем, здесь снова со мною И ляжет, покрытый землею родною, А сколько легло на чужбине! Ты знаешь героев за родину павших… Отец наш, их всех успокой отстрадавших, И мать, что тоскует о сыне! Из сборника «Отзвуки войны» ( 1915 ). Прощание Только зоренька вставала, Мать сыночка провожала. Снарядила в путь-дорогу И, крестя, молила Богу, Чтобы спас дитя родное. Чтоб смирилось ретивое… А сынок, ее лаская, Говорил ей, утешая: «Мать, не плачь: теперь я воин…

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Сформулированный Александром Невским девиз: «Не в силе Бог, а в правде!» стал ведущей внутренней духовной установкой для воинов России на все последующие века. Через два года, в апреле 1242 года, подчеркивая справедливость и святость защиты Отечества от тевтонских захватчиков, Александр Невский вновь использовал библейский смысл слов в своем обращении к воинам перед ледовым сражением на Чудском озере: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Мы, употребляя это выражение Александра Невского, часто забываем, что ими он напомнил о словах самого Спасителя, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, адресованных Петру, который, желая его защитить, обнажил меч и ударил им Малха. Христос остановил его и велел вложить меч в ножны со словами: «все взявшие меч, мечем и погибнут» (Матф. XXVI, 52). Петр обнажил меч не в защиту учения Христа, а самого Учителя, поэтому Христос не пожелал принять его жертвы, но точно указал, что против зла, тем более вооруженного, следует решительно бороться, не страшась прибегнуть к справедливому применению вооруженной силы. Здесь мы, военные люди, находим духовное обоснование святости нашего воинского долга перед Отечеством и ответ лицемерам, которые под предлогом исполнения заповеди «Не убий!» отказываются защищать Россию от внешних и внутренних врагов. Изучение духовного наследия Святого Александра убедительно показывает выдающуюся роль Православия в объединении России и защите ее от многочисленных захватчиков. Выдающийся русский философ, мыслитель и патриот Иван Александрович Ильин писал: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники её рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа…» События последних десятилетий показали, что особым отличием воинов России остается непобедимый дух, неустрашимость в схватке с сильным и многочисленным врагом! Так действовали в конце февраля – начале марта 2000 г. десантники 6 роты, которые сознательно жертвовали собой «за други своя» и за Отечество, сражаясь с озверевшей бандой профессиональных международных и внутренних боевиков-террористов. Так действовали в Чечне морские пехотинцы 55-й дивизии морской пехоты, которые не оставили в ходе многомесячных боев на поле боя ни одного раненого, ни одного убитого своего товарища. Так действуют сегодня наши воины в Сирии, вызывая огонь на себя, как старший лейтенант Александр Прохоренко и как майор Роман Филиппов, подрывая последней гранатой себя вместе с окружающими врагами.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/02/my...

Тогда предводители иудеев поняли, что сопротивление дольше невозможно, покинули укрепленный замок Ирода, за которым первоначально думали утвердиться и поспешили в юго-восточную долину к Силоамскому источнику. Не найдя здесь, против ожидания, выхода вследствие окружавшей всю линию блокады стены, они бежали в подземные ходы, которых шло множество и в различных направлениях от храма. Иоанн из Гисхалы и Симон бар должны были впоследствии сдаться римлянам; пока их пощадили, чтобы они могли участвовать в триумфе Тита. Затем римские солдаты быстро заняли верхний город и, по приказанию Тита, весь Иерусалим, за исключением трех примыкавших к дворцу Ирода башен, подвергся разрушению. Одна из этих башен, вероятно Фазаелова, отчасти сохранилась по сей день. Население было согнано в развалины внутреннего храмового двора, где множество народу погибло голодною смертью. Bce те, которые еще не были убиты или не оставались на месте, были продаваемы в рабство, если возраст их не достигал 17 лет. Из остальных самые красивые были предназначены для участия в торжественном триумфе, большинство же для боев с гладиаторами и дикими зверьми, a многие посланы на общественные работы в Египет. Кажется тенденциозным преувеличением, если Иосиф говорит, что Тит в последние дни помиловал 40000 иерусалимских гражданъ и выпустил их на свободу. В лагере он блестяще отпраздновал свою победу, причем самым выдающимся воинам были розданы призы и знаки отличия. Сам Тит сперва поспешил в приморскую Цезарею, затем в Цезарею Филиппа, наконец, в Берит, где по его распоряжению, всюду устраивались торжественные игры, для которых иудейские пленники поставляли необходимый материал. В виде гарнизона он оставил в Иерусалиме десятый легион. Город был захвачен им 2-го сентября. Само собою, разумеется, что несчастье, постигшее иудеев в их столице, отразилось также на их единоверцах вне пределов города. Главным образом в столице Сирии, Антиохии, казалось, наступил момент, когда можно было ждать, что скажется старинная ненависть населения к иудеям, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Север напомнил мне Сибирь по народу и нравам», - писал выдающийся сибиревед Николай Ядринцев, отбывавший ссылку в Архангельской губернии. А как же иначе, если, по подсчетам уже упоминавшегося историка Владимира Булатова около 40% жителей Русского Севера в 17-18 вв. ушло в Сибирь. Даже названия ветров в Сибири: на Байкале, Лене, Колыме пришли с Поморья, а шелоник - через Поморье из Новгорода (ветер с реки Шелонь). Можно утверждать, что 90% Сибирского казачьего войска - потомки выходцев из нашего региона, который более других причастен и к формированию Сибирского казачьего войска, и к освоению всех этих громадных территорий. В 18-20 веках большая часть экспедиций по исследованию Арктики вышла из Архангельска, в составе этих экспедиций было немало уроженцев Поморья. Земляки сыграли значительную роль и в военной истории России трех последних столетий. Хотя на Севере не было таких грандиозных боев, как Бородинская битва, (и населения меньше, и расположен регион на окраине страны), военные столкновения здесь были не менее жестокими. Северная война - первая победа России над шведским флотом у стен Новодвинской крепости, Крымская война - отбитый английский десант у Колы, серьезное сопротивление, оказанное агрессорам жителями поморских сел, обстрел Соловецкого монастыря, после которого британские корабли вынуждены были убраться восвояси, хотя монастырь обороняли не профессиональные воины, а просто монахи. Оборона северных рубежей в Первую мировую. Гражданскую и Великую Отечественную войны, полярные конвои, война в Заполярье, где, на одном из участков враг так и не сумел перейти государственную границу, освобождение северной Норвегии от немецко-фашистских оккупантов. Интересно, что командующим Северным флотом («самый флот» как любят расшифровывать аббревиатуру СФ служившие на нем) был терский казак Арсений Головко. А военно-морским наркомом стал уроженец Котласского района Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов. История Поморья нашла отражение в русской и мировой литературе. Наряду с произведениями Константина Бадигина, с архангельской землей связан роман Вениамина Каверина «Два капитана», военно-историческая проза Валентина Пикуля, книги архангельского писателя Евгения Богданова, «Повести древних лет» Валентина Иванова... А еще - «Человек из Архангельска» Артура Конан Дойла, «Франкенштейн» Мэри Шелли, где упомянут Архангельск, «Три страны света» Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой, среди героев которого - архангельские поморы. В одном из рассказов Эдварда Дансейни упоминаются поморские кресты на полярном берегу, наконец, Робинзон Крузо, который, по воле Даниэля Дефо, также провел несколько недель в Архангельске.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

14 Это есть тот самый о. Савва Спиглазов, две беседы которого напечатаны в Братском Слове (1887 г. т. II, стр. 107:424). 15 Любопытно в особенности это восстание братчиков против немецкого платья, когда сам их председатель г. Боев, сколько мы помним, одевается по-немецки. Притом же он по профессии портной: следовательно, приготовляя сам еретическую одежду, он способствует распространению в народе еретичества. Братчики непоследовательны. 17 Разумеются три тома «Исторических исследований» жида-Карловича, который в Москве носит фамилию Керасевского. 20 Грамота писана еще в 1887 г., до выхода в свет другого сочинения г. Каптерева: « Патриарх Никон , как церковный реформатор»: только поэтому, конечно, это сочинение не внесено Савватием в индекс книг, рекомендуемых к употреблению для защиты раскола. 23 См. об этом, кроме биографии о. Дарендова, в сочинениях о. архим. Павла, т. II, гл. 8, стр. 284 и след. 25 Этот рассказ Е. И. Холостова вполне подтверждает сообщенное нами в 9-й гл. Летописи за вторую половину 1886 г. (стр. 93–95). 26 В безграмотной записке этой, писанной намеренно какими-то каракулями, действительно раскольники угрожают И. И. Свиридонову смертью . Вот последние слова записки: «Ажедай смерти как даждя на голову. А если хотишь на свети жить то л т с нами. Иначи будишъ убит». 29 Такими-то сказками раскольнические попы стараются утверждать раскол, и простодушные люди верят им! 31 Это со всею ясностью подтверждается перепиской Пафнутия Коломенского с Пафнутием Казанским, Семеном Семеновыми и Ксеносом, именно по делу о Белокриницком Уставе, которую мы напечатали в Братском Слове (1885 г. т. II). Если на соборе раскольнических епископов признали полезным прочитывать кое-что из Братского Слова, то мы полагаем, что всего полезнее было при суде над Швецовым прочесть именно эту переписку Пафнутия, где лжеучения Богословия Павла Белокриницкого показаны в достаточно ясном свете. Может быть для Швецова были бы убедительнее ваших слов слова Пафнутия, его недавнего сожителя в Мануиловском монастыре, где они трудились вместе над изданием Поморских Ответов...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Отец Нестор изучил эвенкийский, тунгусский и корякский языки и перевел на них Божественную литургию, а также частично Евангелие. Составил корякский словарь, на тунгусский язык перевел избранные молитвы и заповеди блаженства. В 1910 году были открыты Камчатская православная духовная миссия и благотворительное Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса. Вскоре были открыты отделения братства в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Царская семья оказала братству действенную материальную помощь. Были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. По высочайшему повелению официальным покровителем братства с 1911 года стал цесаревич Алексей Николаевич. Уже через шесть лет на Камчатке построили тридцать пять церквей, тридцать восемь часовен, сорок две школы, ремесленные мастерские, колонию для прокаженных, больницы и амбулатории. За свои миссионерские труды в 1913 году иеромонах Нестор был возведен в сан игумена, а в 1915 году — в сан архимандрита. В 1914 году отец Нестор по делам братства приехал в Москву. Здесь его застало начало Первой мировой войны. Добровольно, по благословению своего епархиального архиерея, он организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь раненым воинам под огнем врага» и в течение двух лет руководил им на передовых позициях. Одновременно он стал и военным священником в лейб-гвардии Драгунском кавалерийском полку. Отец Нестор лично вывез с поля боя несколько раненых, а однажды спас полковой штандарт и был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. За спасение раненых, за участие в кавалерийских рейдах по Восточной Пруссии, за ревность и мужество получил боевые ордена Святого Владимира IV степени и Святой Анны III и II степеней. В октябре 1916 года архимандрит Нес тор возвратился на Дальний Восток. Здесь он был хиротонисан во епископы и назначен первым правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии с пребыванием в городе Петропавловске. В 19171918 годах владыка Нестор участвовал в Московском Всероссийском Поместном Соборе и избрании святителя Тихона патриархом Русской Православной Церкви. Во время октябрьского переворота и последовавших боев в Москве он оказывал помощь раненым на московских улицах.

http://pravoslavie.ru/94940.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010