Скажем точнее. Существующие мемориалы не памятники погибшим, а овеществленная в бетоне концепция непобедимости нашего строя. Наша победа в войне превращена в политический капитал, долженствующий укреплять и оправдывать существующее в стране положение вещей. Жертвы противоречат официальной трактовке победы. Война должна изображаться в мажорных тонах. Урра! Победа! А потери — это несущественно! Победителей не судят. Я понимаю французов, которые в Вердене сохранили участок фронта Первой мировой войны в том виде, как он выглядел в 1916 году. Траншеи, воронки, колючая проволока и все остальное. Мы же в Сталинграде, например, сравняли все бульдозером и поставили громадную бабу с ножом в руке на Мамаевом кургане — «символ Победы» (?!). А на местах, где гибли солдаты, возникли могилы каких-то политработников, не имеющих отношения к событиям войны. Мне пришлось быть в Двинске на местах захоронения наших солдат. Латыши — люди, в общем-то, жесткие, не сентиментальные, да и враждебные нам, сохранившие, однако, утраченные нами моральные принципы и культуру, — создали огромное, прекрасное кладбище. Для каждого солдата небольшая скромная могила и цветы на ней. По возможности найдены имена, хотя неизвестных очень много. Все строго, человечно, во всем — уважение к усопшим. И ощущается ужас боев, грандиозность происшедшего, когда видишь безграничное море могил — ни справа, ни слева, ни сзади, ни спереди не видно горизонта, одни памятники! А ведь в Латвии за короткое время боев мы потеряли в сотни раз меньше, чем на российских полях за два года! Просто там все скрыто лесами и болотами. И никогда, видимо, не будет разыскана большая часть погибших. Мне рассказывали, что под Казанью, в тех местах, где в XVI веке войска Ивана Грозного атаковали город, до последних лет (до затопления в годы «великих строек»), люди собирали солдатские кости и сносили их в церковь, в специальный саркофаг. А ведь потери Ивана Грозного были мизерны по сравнению с жертвами последней войны! Например, на Невском Пятачке под Ленинградом на один квадратный метр земли приходилось семнадцать убитых (по официальным данным). Это во много раз плотнее, чем на обычном гражданском кладбище. Таким образом, пионерские и комсомольские походы на места боев — дело благородное, нужное, но безнадежное из-за грандиозности задачи.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. Святой Илья Муромец — кем он был? В этой статье Вы найдёте всю подробную информацию: житие, молитвы и иконы в честь великого русского богатыря и святого. Святой Илья Муромец: житие Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок родился, предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях. С детства и до 30 лет Илья Муромец был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

http://pravmir.ru/ilya-muromec/

1918 год начался в Астрахани гражданской войной. Власть в городе захватили большевики, которые обосновались в Астраханском кремле, где располагались кафедральный собор, духовная консистория и покои епископа Митрофана. Белоказаки попытались было взять город штурмом, но потерпели неудачу. Во время боев «особенно тяжелый крест выпал на долю Преосвященного владыки Митрофана, который все время жестокой бойни провел в самом центре обстрела, среди враждебно настроенной толпы рабочих и солдат, наполнявших крепость... Были моменты, когда владыке грозила серьезная опасность, и не от выстрелов и снарядов, а от ненависти и озлобления распропагандированных большевиками... Под тем предлогом, будто из здания консистории и покоев владыки стреляют, защитники крепости разнесли в пух и прах консисторию, ворвались в квартиру Преосвященного, квартиру... реквизировали, а хозяина вместе с прочими обитателями архиерейского дома все время продержали под домашним арестом» . Во время боев загорелись и выгорели все дома вокруг Знаменской церкви, и только сам храм остался чудесным островом внутри бушующего моря огня. Вокруг Входо-Иерусалимской церкви выгорели все окружающие ее постройки, выгорело все, что находилось в церковном дворе, загорелись наружные рамы самой церкви, но, дойдя до внутренних рам, пожар сам собой прекратился. 11 февраля во всех городских церквях состоялись приходские собрания для обсуждения декрета об отделении Церкви от государства. На следующий день в здании Епархиального женского училища под председательством епископа Митрофана состоялось общее собрание представителей всех приходов. Собрание продолжалось около трех часов, и на нем было «решено в виде протеста против насилий и для испрошения милости Божией страждущей Родине устроить 18 февраля крестный ход» . Через полчаса после окончания собрания в здание училища явились вооруженные красногвардейцы для разгона собрания. 14 февраля в Покровскую церковь во время литургии явились вооруженные красногвардейцы с намерением арестовать епископа. Возмущенные богомольцы встали на защиту своего архипастыря, владыка успокоил собравшихся, и красногвардейцы удалились. 18 февраля состоялся общегородской крестный ход.

http://fond.ru/kalendar/520/mitrofan/

Примирение. Пастырь при посещении приходской семьи встретил девушку из хорошего семейства, но тайно ушедшую из дома и павшую. Из разговора с нею пастор узнал, что она скорбит о своем проступке, но не надеется на прощение от строгого отца. – А пытались ли вы просить прощения? – спросил пастор. – Нет, – отвечала девушка. – Знает ли отец, где вы находитесь со времени бегства из дому? – Не знает. Пастор сейчас же написал отцу известие о дочери. Через неделю заблудшая получила от отца известие, что он прощает ей проступок и просит ее немедленно вернуться, о чем он молил Бога со дня ее ухода. Так состоялось примирение, благодаря примирителю. И мы все нуждаемся в Примирителе, чтобы примириться с Отцем небесным. Ни один человек не настолько чист, чтобы не нуждаться в примирении, и никто настолько не пал, чтобы отчаяться в примирении, и никто настолько не могуществен, чтобы своими заслугами совершить примирение. И мирность с людьми одно из звеньев союза с Богом. Мир – царственный путь, христианина. Когда Карла III-ro Испанского спросили пред его смертью, со всеми ли он примирился, он с удивлением возразил: – Ужели я стал бы ожидать смерти для примирения? Я всем прощал тотчас после оскорбления. Последнее средство. Один священник Уфимской епархии рассказывал писателю Богоразу, что, после безустанных увещаний к своим прихожанам о прекращении кулачных боев, в один праздник после обедни он сказал им: „Вот, православные, я вам говорил проповеди, чтобы вы на кулачки не дрались, а вы не слушаете. Что же мне делать? Апостол Павел говорит: „умоли». Вот я на колена встану. И стал посреди церкви. Крик пронесся: „не будем». Стыдно им стало. Впрочем совершен-ного прекращения боев в приходе не последовало, а было только временное затишье». Трактирщик миротворец. Несколько лет назад в Америке был такой случай. Две церкви в одной деревне сильно страдали от распрей, которые год от году возрастали. В одну из этих церквей пришел трактирщик Том Брадлей и в удобное время встал и сказал следующее: – Вчера вечером я сидел у Фервель. Вы знаете, он был очень слабый человек. Ночью он уже умер. Но за час до смерти я сидел возле него и сказал: Джон! Не хочешь ли пригласить проповедника? „Нет, – ответил умиравший; – если церкви живут во вражде, то едва ли они могут помочь такому грешнику, как я». Это были последния слова, сказанные Фервелем в этом мире. Я решил передать их обеим церквам. Сейчас же иду в другую церковь и там расскажу то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Прежде всего это относилось к православной Церкви - крупнейшей и влиятельнейшей конфессии, ранее официально занимавшей в России первенствующее положение. При негативном отношении ко всем религиям большевики проявляли к Православию особую враждебность. Отношения Советского государста с Церковью с самого начала приняли конфликтные формы. Показательно, что избрание Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. патриарха свт. Тихона происходило во время ожесточенных боев в центре Москвы, когда соборная делегация тщетно просила революционеров отказаться от артиллерийского обстрела святынь Московского Кремля. Приход к гос. руководству большевистской партии означал для Русской Церкви наступление эпохи жестоких гонений. Установление по стране советской власти сопровождалось серией жестоких расправ революционных отрядов над представителями духовенства. Так, 31 окт. 1917 г., после отражения похода на Петроград войск ген. П. Н. Краснова, призванных Временным правительством, в Царском Селе был убит прот. сщмч. Иоанн Кочуров , один из организаторов крестного хода об установлении мира. Прот. Иоанн стал первым в числе новомучеников Русской Церкви ХХ в. 19 янв. 1918 г. в Петрограде был убит прот. сщмч. Петр Скипетров ; он пытался успокоить толпу красногвардейцев, явившихся закрывать Александро-Невскую лавру. 25 янв. (7 февр.) того же года, во время боев за Киев, в Киево-Печерской лавре революционными солдатами был убит Киевский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) - первый архиерей, принявший мученическую смерть после Октябрьской революции. 4(17) февр. также под Киевом красногвардейцы убили Измаильского еп. Дионисия (Сосновского) . Убийства священников и мирян, вставших на защиту своих храмов, происходили в Елабуге, Солигаличе, Севастополе, Переславле-Залесском, др. городах и селениях по всей стране. 31 марта 1918 г. на торжественной заупокойной литургии патриарх Тихон помянул поименно 15 первых новомучеников духовного сана «и иных многих священнаго, иноческаго и мирскаго чина, их же имена Ты, Господи, веси».

http://pravenc.ru/text/2463379.html

Как же это понимать? Христиане Петр Боев и Иван Логинов отправились проповедовать Христа духовно ищущим язычникам? Это можно было бы только приветствовать, но увы, в афише речь не идет о Христе, и она написана не христианским языком. о.Петра упрекали в том, что он участвует в протестантских собраниях - но это абсолютно не протестантский язык тоже. Мы не видим ни имени Христова, ни цитат из Писания, ни чего бы то ни было христианского вообще. Это типичный язык New Age - “мастера”, “суть проявлена”, “духовный потенциал”, “возвращение к себе”.  Если для вас этот язык просто необычен - попробуйте вставить эти обороты в поисковик. Он сразу отправит вас на New Age и оккультные сайты. В глубины какого духа нам предлагают погружаться, и исповедует ли этот дух Иисуса Христа, пришедшего во плоти? Или это христиане пытаются говорить на языке язычников, чтобы наладить диалог? Это было бы спорно, за такими оборотами стоит определенное и глубоко нехристианское мировоззрение, а выдавать себя язычникам за своих, чтобы, когда они утратят бдительность, внезапно огорошить их христианской проповедью, было бы этически сомнительным делом. Но проблема не только в языке. Когда читаешь “Петр Боев и Иван Логинов - священнослужители, имеющие длительный опыт наставничества, построенного на задаче возвращения человека к самому себе”, это не просто послание, высказанное на языке New Age, это содержательно New Age. Христианство - оно не про возвращение к себе. Оно про возвращение к Богу. Проблематика, которую предлагают решать “учителя” носит чисто психологический характер - и ролики, которые можно видеть в сети, посвящены решению (не знаю, насколько успешному) именно психологических проблем. В интернете этого очень много - ”учителей”, “наставников” и “мастеров”, которые обещают людям разобраться с их проблемами и показать им “путь к себе”, семинаров, клубов и центров, где все это за умеренные взносы происходит. Но какое отношение это может иметь к Церкви и Христу? Это в принципе другое мировоззрение, которое по другому видит человека и его проблемы. Это не то, чем можно заниматься, будучи служителем Церкви.

http://radonezh.ru/analytics/inoe-blagov...

В 1893 г. Н.И. Боев пожертвовал 130 тыс. рублей на устройство и содержание начального училища, открытого в 1895 г. при Доме призрения имени братьев Боевых. По духовному завещанию Н.И. Боева, Московское городское управление для содержания Дома призрения получило в своё распоряжение дом с землёй в Москве в Ипатьевском переулке стоимостью свыше 190 тыс. рублей и имение Сокольниково в Звенигородском уезде (площадь 120 десятин). В 1910 Сокольниково по решению Московской городской думы передано Арнольдо-Третьяковскому училищу глухонемых для устройства летней колонии и филиала училища. Боев был казначеем Хамовнического отделения Дамского попечительства о бедных и Мариинского женского училища, членом попечительного совета Городской детской больницы Святого Владимира. Похоронен в домовой церкви Боевской богадельни (ныне в помещении клиники на ул. Стромынка, д. 10). 2 марта 1926 года Боевская богадельня перепрофилирована в туберкулёзное отделение на 248 коек при больнице имени профессора А.А. Остроумова. В этом же году на месте данного отделения был открыт Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом. Николая, святителя, в Боевской богадельне церковь (улица Стромынка, дом 10;). Братья Боевы, основатели одной из самых больших и благоустроенных богаделен, были известными московскими купцами и благотворителями. Для лиц «всех сословий православного исповедания, не имеющих средств к жизни и неспособных по старости или физическим недостаткам к труду» Боевы возвели на Сокольническом поле величественное двухэтажное здание (архитектор А.Л. Обер), ставшее центром московских благотворительных учреждений. В центре здания размещался трехпрестольный храм с куполом, главный престол которого святителя Николая был освящен 31 мая 1894 г. В конце июня – июле того же года были освящены боковые приделы праведной Елисаветы и святителя Петра, митрополита Московского. По величине, красоте и богатству убранства храм Боевского дома призрения считался в Москве среди домовых храмов одним из самых значительных. Все три иконостаса были сделаны из итальянского белого мрамора, их иконы отличались высоким художественным исполнением. Несколько древних образов в серебряных ризах – Спаса Нерукотворного, Казанской иконы Божией Матери и другие – пожертвовали Боевы.

http://sobory.ru/article/?object=03626

нистры, чины центральная комитета ополченских дружеств, городской голова, ополченцы бывшего болгарского ополчения и множество народа, переполнившего храм и покрывавшего паперть его и окружающую площадь. Многие из бывших ополченцев явились в собор в мундирах, которые они носили во время войны, и немалое число из них были украшены знаками отличия русского военного ордена. В соборе же находилось знамя одной из дружин бывшего болгарского ополчения. Во время панихиды неоднократно поминались «блаженно почивающий Освободитель наш Император Александр Николаевич и все православные русские и болгарские воины и ратники, живот свой на поле брани положившие». По окончании панихиды председатель центрального Поборнико-Ополченского Общества Стоянов произнес речь о значении освободительной войны вообще и шипкинских боев в частности, закончив ее поминовением «Великого Виновника освобождения, в Бозе почивающего Царя-Освободителя». После панихиды состоялся в софийском городском саду на открытом воздухе завтрак ополченцев, на котором присутствовали министры, представители России и бывшие ополченцы – герои шипкинских августовских боев. Во время завтрака первый тост был предложен бывшим ополченцем, городским головою Хр. Поповым, который произнес речь, с выражением вечной благодарности Царю-Освободителю и России и закончил ее здравицею за Государя Императора, здравица эта была принята с чрезвычайным воодушевлением, музыка исполнила русский народный гимн, и долго гремело восторженное «ура». Русский дипломатический агент г. Бахметьев благодарил за выраженные чувства преданности России и памяти героев войны и предложил здравицу за здоровье князя Фердинанда и за Болгарию. Затем был произнесен целый ряд тостов за Россию и Болгарию, причем министр-президент Греков говорил о единстве братских народов – русского и болгарского; в том же духе говорили и другие лица… В тот же день, около 6 час. вечера, к зданию русского консульства прибыли бывшие ополченцы со знаменем и хором военной музыки, в сопровождении массы народа. Ополченцы явились с ружьями, украшенными цветами;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Москва. Домовая церковь Николая Чудотворца при Центре борьбы с туберкулёзом. Бывшая Никольская церковь при Боевской богадельне Карта и ближайшие объекты Архитектор А. Обер на пожертвования Николая Боева в сумме 750 тысяч рублей выстроил целый комплекс благотворительных сооружений имени братьев Боевых. В 1890 году было построена богадельня, а летом 1894 года освятили церковь Николая Чудотворца, которая расположена в центральной части богадельни. В храме через два года был погребен сам благотворитель. После революции в здании богадельни и церкви расположился Туберкулезный институт, а жилые дома для неимущих превратили в " коммуналки " , надстроив до 4-х этажей. http://moscow.clow.ru История домового храма свт. Николая на Стромынке, 10 и самого дома, в котором он располагается, началась в 1894 г. (выложенная кафелем, эта цифра до сих пор украшает пол холла). Построены они были на средства одного из крупнейших московских благотворителей своего времени, предпринимателя Николая Ивановича Боева (около 1825 г., предположительно, г. Карачев Карачевского уезда Орловской губернии — 1896 г., Москва). Боев пожертвовал Московскому городскому общественному управлению на благотворительные нужды около 1,2 млн. рублей. Из этих средств 750 тыс. рублей он выделил (1890 г.) на устройство и содержание «Дома призрения престарелых и неспособных к труду инвалидов» имени братьев Боевых, на 300 человек. Участок бесплатно отвела Городская дума. Кроме богадельни (ныне улица Стромынка, 10, здание Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом) были построены два двухэтажных дома бесплатных квартир на 130 семей (впоследствии надстроены ещё 3 этажа; ныне жилые дома — улица Стромынка, дома 8 и 12), архитектор А.Л. Обер. Благотворительное заведение дало название 1-й и 2-й Боевским улицам, 1-му и 2-му Боевским переулкам. В 1893 г. Боев пожертвовал 130 тыс. рублей на устройство и содержание начального училища (открыто в 1895 г.; названо его именем) при Доме призрения имени братьев Боевых.

http://sobory.ru/article/?object=03626

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010