I. Наступал великий вечер пасхальной субботы. Все спешили кончить свои дела, чтобы встретить праздник в том строгом покое, к которому фарисеи приучили народ. И вот, в то время, как враги Христовы спешили к Пилату за тем, чтобы получить позволение сократить жизнь распятых, рассчитывая, как можно скорее, снять бездыханные тела с крестов и бросить их туда, куда обыкновенно бросали тела преступников, спешил к правителю другой проситель, уже знавший о смерти Господа, совсем с иною целию. Это был знаменитый член синедриона (Марк. XV:43) – Иосиф, родом из древнего города Рама или, по тогдашнему произношению, Аримафеи (Цар. I:1; Матф. 18). Он был человек богатый (Матф. XXVII, 57) и вместе с тем добрый и правдивый (Лук. XXIII, 50). Вместе с лучшими людьми того времени, чаявшими избавления во Иерусалиме (Лук. II:38), Иосиф и сам ожидал пришествия Мессии, открытия царства Божия. Хотя чаяния его, по всей вероятности, не возвышались над понятиями народа, представлявшего царство Мессии в земном и чувственном виде, но почтенный член синедриона и мудрый советник, чуждый односторонности своих товарищей, слепых приверженцев буквы и старческих преданий (Марк. VII:3, 8), ревностно искал наставления в истине, разъяснения и просветления своих смутных чаяний. Жажда благочестивой души, требовавшая удовлетворения, сделала Иосифа учеником Иисуса (Иоан. XIX:38, Матф. XXVII:57). Но враги Христовы были так сильны и мстительны, что страх пред ними заставил его скрывать свое расположение к благоговейно-чтимому Иисусу: Иосиф был тайным учеником Его (Иоан. XIX:38). В богоубийственном замысле синедриона против Иисуса Христа и в исполнеши этого замысла он не прининал ни малейшего участия (Лук. XXIII, 51), „или потому, что, не видя никаких средств спасти Невинного, не хотел быт свидетелем Его осуждения, или потому, что хитрость первосвященников нашла средство совершенно устранить его от сего дела“. Когда же Господь умер на кресте, Иосиф, подобно другим тайным последователям Божественного Учителя, почувствовал в себе особое дерзновение, желая вознаградить прежнюю осторожность явными знаками любви и почтения к смертным останкам Распятого. Он не страшился теперь подпасть преследованию со стороны первосвященников и соумышленников их, зорко следивших за приверженцами Распятого: удивительная перемена, которую можно объяснить тайным действием благодати Божией на сердце его! С твердою решимостью привести в исполнение великодушное намерение, Иосифе дерзнул войти в римскую преторию и обратился к Пилату с просьбою о дозволении снять с креста и предать погребению бездыханное тело своего Наставника. Для правителя, считавшего Распятого невинною жертвою злобы врагов, такая просьба не представляла ничего странного или преступного, – он лишь удивился скорой смерти Господа и для удостоверения призвал сотника, стоявшего на страже у креста. Аще уже умре? спросил его Пилат. Осведомившись от сотника о времени кончины, прокуратор повелел отдать тело Иосифу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Ибо, если они, ничего не услышав от нас сегодня, будут поститься с иудеями; то после того, как грех уже будет сделан, напрасно станем мы прилагать и врачество. Поэтому-то я и спешу предупредить (зло). Так поступают и врачи: они прежде всего употребляют средства против сильных и самых острых болезней. Притом же, настоящее слово (против иудеев) сродно с прежним (против аномеев): как сродно нечестие аномеев и иудеев, так и настоящия состязания ваши сродны с прежними. Аномеи ставят в вину (И. Христу) то же самое, за что обвинили Его иудеи. За что же обвинили они? За то, что (Иисус Христос) называл Бога Своим Отцем, делая Себя равным Богу (Иоан. V, 18). За это же обвиняют Его и аномеи, или вернее сказать, не обвиняют, но даже совсем изглаждают самыя слова (И. Христа, Иоан. V, 17) и смысл их, если не руками, так мыслию. 2. Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Возсияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святаго корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланныя, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих). Из чего это видно? Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Матф. XV, 26); так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. Блюдитеся от псов, говорит об них Павел, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

CXV:6). Также Иов: «смерть... мужу покой» (Иов. III:23). И не только смертью она называлась, но и адом. Послушай Давида, который говорит: «обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя» (Псал. XLVIII:16); и Иаков: «сведете старость мою с печалию во ад» (Быт. XLII:38). Такие названия имела наша кончина прежде; но когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением. А что она действительно называется успением, видно из того, что Христос сказал: «Лазарь друг наш успе» (Иоан. XI:11). Не сказал «умер», хотя тот уже был умершим. И дабы тебе знать, что это название смерти успением не было обычным, посмотри, как ученики, услышав это, смущаются и говорят: «Господи, аще успе, спасен будет» (Иоан. XI:12); так они еще не знали, что значили эти слова. Также Павел говорит к некоторым: «убо усопшие погибоша» (1 Кор. XV:18)? И еще в другом месте он говорит об умерших: «мы живущии... не имамы предварити усопших» (1 Сол. IV:15); и еще в ином месте: «востани, спяй» (Ефес. V:14); и, дабы показать, что он говорит это о мертвом, прибавляет: «и воскресни от мертвых». Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же куда провожаешь его, — в усыпальницу; и когда провожаешь, — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты. Таким образом и от места и от времени вы можете получить великое утешение. В особенности же слова наши относятся к женщинам, так как этот пол преимущественно чувствителен и склонен к унынию. У тебя есть достаточное врачевство против уныния — название места. Поэтому мы и собираемся здесь.    2. Сегодня Господь наш обошел все места ада; сегодня он «сокруши[т] врата медная и вереи железныя сломи[т]» (Псал. CVI:16, Иса. XLV:2). Заметь точность выражения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3338...

116 См. в конце 1 главы о Сыне человеческом и в особ. Григ. Богосл. послание к Квидонию л. 249 на обор. 135 В т. наз. “Histoire apostolique d’Abdias dans les Apochryptes (Bibl. Theol. De Migne) и. II сн. 19; col. 713. Апост. история Авдия, по-видимому, написана в X веке, но вероятно начертатель её пользовался древним преданием. 143 Biblia Sacra ставит точку и даже начинает стих 3-й словами, которые у нас во 2-м стихе. «Иду уготовати место вам». И Саси переводит, хотя не с тою же пунктуациею, но с тем же смыслом. Такой смысл дает и франц. реформ. Библия 1731 (La Науе). 148 Мы даем перевод Сперанского, но в подлиннике последняя фраза сильнее: vita quam sperare debes означает, что Господь вечная абсолютная Жизнь, и потому что Он Жизнь, даруется и тебе право надеяться на вечную неугасимую жизнь для тебя самого. 153 Митр. Филарет; Зап. на кн. Бытия III, 8. Ср. Феофилакта Болгар. на Иоан. на, лист 22 (изд. 1748). 162 Ср. в Ветхом Завете образ хождения Бога в раю (Филарет и св. Летопись in loco), мольбу Авраама о Содоме, видение Иакова, все видения пророческие. 179 демоны философских и атеистических теорий с одной стороны, и демоны сладострастия – с другой, овладели языческим миром. Мир лжи охватил Иудейство, которое прямо противилось Духу Святому, как укорял их первомученик Стефан ( Дeяh. VII, 51–53 ). 202 Славянский перевод относит частицу ся к двум глаголам: смущает (ся) и устрашает (ся). Ср. русский перевод и греческий оригинал. 219 Ср. об этом пути Иерусалим и Синай Норова второе путеш. изд. 1878, стр. 17–21, 23, 29 и др. Ср. еще Хитрово неделя в Палестине 1879, стр. 61–65. См. Smith’s Bibl. Dictionn. ad. voc. Gethsemane и прекрасный план Иерусалима на карте Фан-де-Вельде. У Уэсткотта в Speaker’s Bible есть предположение, что Господь по пути заходил еще в храм, но мы совершенно отрицаем это ни на чем не основанное предположение. 220 Uc. V, 1–7 . Таково, по-видимому, сопоставление текстов Ветхого и Нового Завета, могущее быть допущенным. Мы решительно восстаем против весьма распространенного у англ. богословов приема предполагать, что Господь брал Свои сближения из тех предметов, которые попадались на глаза. Так Westcott in loco думает, что виноградники по пути, по коему шел Господь с учениками, могли возбудить символизм лозы; или, при (неправильном) предположении, что Он заходил в храм, символистика виноградной лозы (как думает Уэсткотт) возникла от изображения золотой виноградной лозы на вратах храма, о чем говорит Фл. Иосиф, называя врата портиками в Др. Ист Иуд. кн. XV, глава XIV, § 4, и в Войне Иуд. кн. V, глава XIV (опис. храма) § 8. Точно также в X главе Иоан. Уэсткотт делает предположение о том, что вдали виднелись пастухи. Подобные мысли мы встречали и у других английск. богословов, но мы решительно отрицаем эти мнения, дающие как бы случайный характер символам и уподоблениям Господа, тогда как они вечные образы вечных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но полезно и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу; если же напротив, то дьяволу. Так и Петр, когда исповедал Христа, назван был блаженным, как сказавший по внушению Отца; когда же он устрашился креста и отрекся, то был жестоко укорен, как поступивший по наставлению дьявольскому. Итак, если за слова, сказанные по неведению, такое осуждение, то какое заслужим прощение мы, когда во многом погрешаем произвольно? Будем же говорить так, чтобы само собою видно было, что мы говорим слова Христовы. Я не тогда только произношу слова Христовы, когда говорю: востани и ходи (Матф. IX, 5), и когда скажу: Тавифо востани (Деян. IX, 40); но и преимущественно тогда, когда, будучи злословим, благословляю, и когда, будучи оскорблен, молюсь за оскорбившего. Прежде я сказал, что язык наш есть рука, касающаяся ног Божиих; теперь же еще более скажу: язык наш подражает языку Христову, если прилагает надлежащее старание о том, чтобы произносить угодное Ему. Какие же слова по Его воле мы должны произносить? Слова, преисполненные милосердия и кротости, подобные тем, какие Он произносил к своим оскорбителям: Аз беса не имам (Иоан. VIII, 49); и еще: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле (Иоан. XVIII, 23). Если и ты так говоришь, если говоришь для исправления ближнего, то имеешь язык, подобный языку Его. Это подтверждает и сам Бог: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши (Иерем. XV, 19). Итак, когда язык твой будет подобен языку Христову, и уста твои будет как уста Отца, и когда ты соделаешься храмом Духа Святого, то какая честь может сравняться с этою? Не так бы блистали уста твои, если бы они были из золота и драгоценных камней, как они блистают, будучи украшены скромностью. В самом деле, что может быть приятнее уст, не знающих обиды, а ревнующих о благословении? Если же ты не можешь благословлять проклинающего, по крайней мере молчи, и поступай так до тех пор, пока, при должном старании и постепенных успехах, не достигнешь этого и не приобретешь уста, о которых мы сказали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

—326— ствования). Частный случай Вы обобщили. Слов: „отечески заботился об их благосостоянии“, я совсем не нашел в подлиннике. Приведённая выдержка по-Вашему противоречит тому, что по Флавию Ирод был для них (т. е. иудеев) „неумолимым“ тираном (XV, 7, 10; 5, 5). В указанных Вами местах нет подобных выражений. Но в XV, 10, 3, где Ирод называется „неумолимым“ к своим подданным (тираном здесь он не называется) и великодушно прощающим проступки иностранцев, речь идёт о наказании за проступки. След., замечание это предшествующему не противоречит. Сам Флавий эти два замечания примиряет в следующих словах: „подданных он держал вполне в руках, отчасти нагоняя на них страх, будучи неумолим в случае необходимости наказания, отчасти же выказывая к ним великодушную заботливость в беде“ (XV, 9, 5). „Вы называете, затем, Ирода человеком-зверем (стр. 333) и говорите, что в чудовищной жизни этого первого антихриста, не было ничего святого, кроме страстей; в ней, как в фокусе, сосредоточилась вся нравственная тьма растленного человека (354). В этой характеристике Вы оказались, по моему мнению, менее критичны, чем Иосиф Флавий, который признаёт в Ироде двойственность натуры и деятельности. Говоря о злодействах Ирода, Вы как будто забываете, что каждая его жестокость вызывалась или местью за подобную же жестокость по отношению к его родственникам или изменой Ироду и заговорами против него, почти всегда действительными, а не воображаемыми. Говоря; об его благодеяниях иудейскому и другим народам, а таких благодеяний, как Вы знаете, было много, Вы исключительно объясняете их из других мотивов, из ненасытного честолюбия, жажды славы и т. д. (ср. стр. 341). Я считаю такое отношение к Ироду пристрастным, односторонним, некритичным. Разве история не знает лиц с двойственной натурой, принёсших с собой столько же зла, сколько и добра? Как Вы ни объясняйте благодеяния Ирода, всегда они не перестанут говорить в пользу его“. О. И. „Двойственность натуры и деятельности в Ироде признаю и я. (335 стр. 324, прим. и др.). Стою на своём, что в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Praeparatio evangel. IX. 17. Мнения, что Авраам у халдеев научился знанию о звездах и считал звезды богами, пока не был призван Богом на служение Себе, держится и Филон см. De Abrahamo р. 359. Св. Кирилл в кн. 10 «Прот. Юлиана» опровергает Юлиана, доказывавшего на осн. 5 ст XV гл. кн. Быт., что Авраам был посвящен в тайны астрологии, что служит, по мнению Юлиана, явным доказательством покровительства Божия этой науке. Приведенные свидетельства ясно показывают, насколько в древности было распространено мнение об астрологических познаниях Авраама, которыми, по мнению св. отцов, он и воспользовался для прославления имени Божия, доказав несостоятельность языческого поклонения звездам, как богам. 45 Liber Hebr. quaest. in Genesim, cap. XI, vers. 528. cp. Ibid cap. XII, vers. 4, см. у Mign’я ser. lat. t. II– III. 55 См. св. Иоан. Злат. Беседы на кн. Быт. т. II, 202, 218, 232, 244; 301–312: бл. Феодорит его твор. т. V, 363–304: св. Епиф. Кипр, его твор. т. И. 33–34. 58 Указание на такую причину переселения Фарры из Халдеи есть и у Иронима в словах: «совершенно верно, что после преследования (post persecumionem) Фарра пришел в Харран» см. IeЬr. quaest. in Genes., cap. XII, vers. 4. 61 Ibidem. И по мнению св. Ефрема Сирина , Авраам вышел из Харрана еще при жизни своего отца, а не но смерти его. Ефрем Сирин говорит: «Авраам оставил родителей своих, потому что не хотел с ним идти, но взял с собою Лота, потому что он поверил обетованию, какое дано было Аврааму» (твор. Ефрема т. 8, Толк, на кн. Бытия, стр. 327). Эта мысль св. Ефрема дает право признать его вполне солидарным в решении вопроса о времени выхода Авраама из Харрана с блаж. Августином. 73 Так объясняет причину переселения Авраама из населенного места – Лузы в пустыню Св. Иоан. Златоуст. Бес. на кн. Быт. ч. II стр. 210, Бес. 32. 78 В латинском тексте слово «душа» в данном месте переводится – mens. Такая терминология объясняется взглядом св. Амвросия и большинства св. отцов на состав человека. По его мнению, человек состоит из тела – corpus, души – anima, и духа – mens. Anima – это нечто среднее между телом и чисто духовным началом. Духовное начало mens, это высшая часть человека, образ Бога. В переводе на русский язык нет надобности держаться строго этой терминологии и потому как anima, так и mens мы будем переводить словом душа. 79 Представленный общий взгляд Амвросия на историю Авраама в связи с предшествовавшей историей человечества мы изложили по его соч. «De Abraham», lib II, cap. И, сравн: с его же «De paradiso».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

196 «Et numerus VItalis est. In ipso enim VIta, si credamus in passione in nomine Domini Jesu». В данном месте св. Амвросий имеет в виду толкование числа 318 св. ап. Варнавою. Апостол этот приурочивает число 318 к тем рабам, которые были избраны Авраамом и говорит, что буквальное изображение итого числа (τιη) указывает на страдание Спасителя. Полную выдержку из послания Варнавы см. на стр. 212. В кн. И твор. «De Abraham» Св. Амвросий высказывает эту мысль определеннее «Авраам призвал тех только рабов, которых считал достойными быть в числе верных, верующих в страдание Господа нашего Иисуса Христа. Триста обозначает гречес. буква τ», 18 изображается буквами ιη. Итак, Авраам победил верою, а не войском народным. 206 Слову «остаюсь» в греческой Библии соответствует πολομαι отпускаюсь. Смысл греческого слова дает право св. Иоанну Златоусту сказать следующее: «смотри, как еще вдревле любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни «отпущением» πλυσιν. Ибо со тщанием подвизавшиеся в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, по истине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз; для живущих добродетельно смерть есть именно переход от худшего к лучшему, от жизни временной к неперестающей, бессмертной и нескончаемой» Бес. на кн. Быт. ч. II, стр. 314 Бес. 36. 208 «De Abraham» lib. 1, cap. III, 21. срав. lib. II, cap. VIII, 43. Большинство св. отцов слова Спасителя об Аврааме (Иоан. 8:56) ставят в связь с принесением Авраамом Исаака в жертву, о чем будет сказано ниже. 210 Тв. св. Кир. Ал. т. IV, стр. 116; ср. бл. Августина «О граде Божием» кн. XVI, гл. 23; св. Иоан. Злат. Бес. на посл. к Римл. гл. IV. Бес. 8, стр. 155 и далее. Толков, на посл. к Галат. гл. III, стр. 95–121, Москва. 1842 г. 213 Бл. Август. «0 Граде Бож.». кн. XVI, гл. 24. ср. св. Амврос. «De Abraham», lib. II, cap. VIII, 49. 214 Твор. св. Ефр. Сир. ч. VIII, стр. 332. Толк, на кн. Быт. гл. XV. ср. Твор. бл. Феодорита т. I, стр. 65, Толк. на кн. Быт. вопр. 66. 229 «О граде Бож.» кн. XVI г л. 24. В приложении ко второму пришествию Господа и страшному суду толкует некоторые обстоятельства клятвенного завета Бога с Авраамом и св. Амвросий. De Abraham, Lib. II, cap. IX, 66, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во-первых, я хочу спросить тебя: знаешь ли ты, какова сила любви? Христос, не упоминая о всех чудесах, которыя имели быть совершены апостолами, сказал: о сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. XIII, 35); а Павел говорит, что любовь есть исполнение закона (Римл. XIII, 10), и что без нея и дарования не приносят никакой пользы (1 Кор. XIII, 1, 2). Это-то превосходное сокровище, отличительное свойство учеников Христовых, превышающее дарования, я видел крепко насажденным в душе твоей и приносящим обильные плоды. Василий сказал: сознаюсь, что я много забочусь об этом и очень стараюсь соблюдать эту заповедь; но что еще и в половину не исполнил ея, это и сам ты засвидетельствуешь, если, оставив лесть, захочешь говорить истину. Златоуст. Итак я обращусь к доказательствам, - сказал я, - и чем угрожал, то теперь и сделаю, именно докажу, что ты хочешь быть более скромным, чем справедливым. Разскажу одно событие, недавно случившееся, не упоминая о прежнем, дабы кто не подумал, что я стараюсь давностию времени затемнить истину; здесь самая близость времени не позволит мне прикрыть что-нибудь льстивыми словами. 6. Когда один из наших друзей, оклеветанный в проступках дерзости и гордости, подвергался крайней опасности, и тогда, как никто не призывал тебя и сам обвиняемый не просил, ты сам себя ввергнул в опасности. Так было дело; но чтобы обличить тебя и словами твоими, припомню и сказанное тобою. Когда такую ревность твою одни порицали, другие хвалили и превозносили, ты сказал порицателям: " что делать? - иначе не умею любить, как жертвуя душою моею, когда нужно спасти кого-либо из друзей, находящагося в опасности " , повторив, хотя другими словами, но в том же смысле, слова Христовы, которыя Он сказал ученикам, определяя совершенную любовь: больши сия любве, говорил Он, никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. XV, 13). Таким образом, если нет высшей степени любви, ты успел дойти до конца: и делами и словами своими достиг самой вершины ея. Посему я и предал тебя, посему и придумал такую хитрость. Теперь убедил ли я тебя, что не из зложелательства и не с намерением ввергнуть в опасность, но предвидя пользу, я привлек тебя на это поприще? Василий сказал: итак ты думаешь, что для исправления ближних достаточно силы любви? Златоуст. Большею частию, - сказал я, - она весьма может содействовать этой цели; если же ты желаешь, чтобы я привел доказательства и твоего благоразумия, то приступлю и к этому, и докажу, что ты благоразумен более, нежели сколько любвеобилен. Василий, при этом покраснев от стыда, сказал: касающееся меня оставим теперь; я и вначале не требовал от тебя речи об этом; если же ты можешь сказать что-нибудь справедливое для внешних, то я с удовольствием буду слушать. Посему, оставив этот пустой спор, скажи, чем мы оправдаемся пред прочими, как удостоившими тебя чести, так и пред теми, которые с сожалением смотрят на них, как бы на оскорбленных?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

259–264 – поучения иереям об исповеди; л. 265–269 об. – поучение хотящим причаститься; л. 270–270 об. – наставление духовнику, о чем спрашивать на исповеди. Описание: Алмазов. Т. 1 С. 568–573. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 156–159 (M-Q. I.268). Q. I Требник. XV в. 4°. 167 л. Запись: л. 149 об. – круглая печать с надписью «Иоан». Содержание: л. 68–80 – чин исповеди. Описание: ПС XV, 1533. Q.I.595. Требник. Рубеж XVI –XVII вн. 4°. 341 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами ВВ, вид: Брике, 12701 (1573 г.); 2) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем и литерами РО, вид: Лихачёв, 4126 (1587 г.): 3) Башни с литерой М, тип: Брике, 15936–15937 (1586–1604 гг.); 4) Кувшин с одной ручкой и цветком, не отожд.; 5) Кувшин с двумя ручками, цветком и годом 1596, вид: Лихачёв, 3318–3322, 1784–1785. 4101 (1596–1600 гг.); 6) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами GG. вид: Брике, 12736 (1597 г.); 7) Кувшин с двумя ручками и крестом, вид: Хивуд, 3540 (1600 г.); 8) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами FO/N, тип: Гераклитов, 429 (1610 г.); 9) [Pro Patria]/АГ=[вензель Гончаровых] (переплётные листы), вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 20 (1762–1763 гг.). Записи: чистый лист между л. 266–267 – «Се Свята Духова монастыря Киевского», «Тихвина Болшаго монастыря»; л. 92 – «Сава Иванов руку приложил»; л. 340 об. – «Диакон Иван Иванов». Л. 340 об.–341 писаны почерком конца XIX –начала XX в. Содержание: л. 63–91 об. – чин исповеди; л. 68 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 69–70 – поновление мужчинам; л. 70 об.–72 об. – поновление мирянам: л. 72 об.–74 – вопросник мужчинам (M-Q.I.595); л 74–75 об. – вопросник женщинам (Ж-Мих. Q 9); л. 75 об.–78 – поновление священнику-бельцу; л. 78–79 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 79 об.–82 – поновление инокам; л. 82–83 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 83 об.–85 об. – поновление инокам; л. 136–139 об. – чин причащения больного; л. 340 об.–341 – отрывок из чина исповеди. Q. I .729. Требник. 1640-е гг. 4°. 199 л. Филиграни: 1) Агнец пасхальный на щите под короной, вид: Дианова, Костюхина, 2 (1646 г.), Хивуд, 2843 (1648–1651 гг.): 2) Башни, тип: Дианова. Костюхина, 30 (1635, 1639 гг.). Запись: л. 112 – «Сия книга Ивана Петрова» (XIIIb.). Содержание: л. 171 об.–173 вопросник (М- Соф. 848 ); л. 173–174 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 161–162 (Ж- Соф. 848 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010