Multae mansiones apud Patrem, quoniam et multa membra in corpore (Adv. haer. III, 19, n. 3).     Οταν απθη τ θνητν και ενδση την αφθαρσαν, ττε ψει κατ’ αξαν τον Θεον (Послания к Автолику. 1, 7).    Strom. VI, 13, in Opp. T. III, p. 300.    Omnes (erimus) apud Deum unum, licet merces varia, licet multae mansiones penes Patrem eundem (De monog. c. 10).    Plures mansiones diversae dignitati habitantium praeparantur... (Tract. in Ps. LXIV).    In 1 Corinth. XV, 41.    De civit. Dei XXII, 30, n. 2.    O блаж. обител., в Тв. св. Отц. XIV, 496.    Толков. на Ис. IV:5, там же VI, 182.    Толк. на. Ис. XI:10, там же 353—354.    Слов, о любви к бедным, там же II, 5. Снес. слов. о богосл. 1, там же III, 13.    Слов. к Феодор. падш. 1, в Хр. Чт. 1844, 1, 414. И в другом месте: «одни воссияют, как солнце; другие, как луна; третьи, как звезды " … и дал. (Adv, oppugn. vitae monast. III, 5). Cfr, in 1 Cor. homil. XLI, n. 3.    Ad Autolyc. I, 14.    Слов. на втор. приш. Господа, в Тв. св. Отц. XIII, 404.    Там же стр. 398.    См. выше прим. 2101.    Слов. к Феод. падш. 1, в Хр. Чт. 1844, 1, 380.    «Если будем жить целомудренно и благочестиво: то блаженны будем и здесь, но еще блаженнее по отходе от настоящей жизни, и это блаженство наше не ограничится никаким временем, но будем наслаждаться всегдашним покоем» (Strom. V, с. 14).    Epist. LVI.    Illae complecteudae divitiae, illa captanda potentia, quam non tempus eripit, non locus substrahit, quae manet statu perpetuo, quae privilegio servatur aeterno, quae tini non subducitur… De poenit. c. 30.    Стихи o сам. себе, в Тв. св. Отц. IV, 286.    Правил., простран. излож. в Тв. св. Отц. IX, 88; бесед. в юнош., как пользов. языч. сочин., там же VIII, 365.    Августин. de сии. Dei XXII, с. 30; Иоан. Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 27, стр. 308. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

XI, 2); и еще: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во церковь (Ефес. V, 32). Почему же невеста обручается не Отцу, но Сыну? Потому что если она обручается Сыну, то обручается и Отцу. В Писании то или другое полагается безразлично, по тождеству существа. Здесь Христос предвозвещает и о воскресении. Так как прежде Он говорил о смерти, то теперь показывает, что и после смерти будет брак, будет жених. Но и это не сделало иудеев лучшими, не смягчило их жестокого сердца. Что может быть хуже этого? Это третья их вина. Первая вина та, что они побили пророков; вторая, что они убили Сына; наконец третья, что по совершении этого убийства, призываемые самим убиенным ими на брачный пир, не идут на него, но представляют причины - супруг, волов, поля, жен. Хотя эти причины кажутся благовидными, но из этого мы научаемся, что хотя бы удерживала нас и необходимость, духовное должно предпочитать всему. И не теперь только зовет Он, но уже давно. Он говорит: скажите званным; и еще: позовите званных - что еще более делает иудеев виновными. Когда же они были званы? Они были званы всеми пророками; потом Иоанном, который всех посылал ко Христу, говоря: Оному подобает расти, мне же малитися (Иоан. III, 30); потом самим Сыном, который говорит: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. XI, 28); и еще: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет (Иоан. VII, 37). Он их звал не одними только словами, но и делами; звал, по вознесении Своем, чрез Петра и прочих апостолов. Именно сказано: споспешествовавый Петру в послание обрезания, споспешествова и мне во языки (Гал. II, 8). Так как иудеи, увидя Сына, вознегодовали и убили Его, то Он зовет их опять чрез рабов. И к чему Он их призывает? К трудам, подвигам, бедствиям? Нет, Он их призывает к веселью. Говорит Он: юнцы мои, и упитанная исколена. Какой пышный пир, какое великолепие! Но и это их не обратило; напротив, чем Он больше долготерпел им, тем более они ожесточались. Они не пришли на брачный пир по лености, а не потому, что заняты были делами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Я знаю, что Он родил Сына; но как – этого но разумею. Знаю, что Дух из него: но как из Него? – этого, но постигаю“... (Твор. св. Иоан. Злат. т. I. 486, 487). ..Когда действует сила Бытия, – говорит св. Исидор Пелусиот , – да не имеет места вопрос: как? “· (Ч. 3, 8O, 85) То же можно сказать и в рассуждении о Троице в Единице. Мы знаем, что „Троица (во единице, что она) вся похвальна, вся доброчтима..., что единая святость Троицы и единая вечность Ея и естество непреложно... вечное и единое Божество Троицы (св. Иоан. вел. по книге Кирил. Лопат. стр. 278); но как Единый в то же время троичен?– этого не знаем, ибо для человеческого ума в совершенстве это непостижимо“. Св. Афанасий говорит: каждое из лиц Св. Троицы обладает Божеским существом сполна, безраздельно; каждое из лиц Св. Троицы есть всецело Бог· (твор. его т. 2, стр. 101, против ариан cл.III, стр. 401). Но как мыслить три лица Св. Троицы обладающими, каждое отдельно, целым Божеством, если оно общее у всех Их? Святый Афанасий представляет так, что каждое лицо Св. Троицы, сохраняя свою самостоятельность и личность, находится в другом и не может быть мыслимо без другого; все Они взаимно проникают друг, друга. Отец находится в Сыне, как в Своем образе, и Сын в Духе, как в Своём, и, наоборот – Дух Святый пребывает в Сыне, а Сын во Отце, равно как ещё – Отец в Духе и Дух во Отце. Проникновение одного лица Св. Троицы другим по природе предполагает проникновение Их одного другим по свойствам природы и по мотивам деятельности (к Серан. 1, гл. 30, стр. 40: 3 гд. 5, стр. 72; 4 стр. 74). Вследствие такого бытия лпиц Св. Троицы, когда называотся Отец, вместе с Ним мыслится и Сын, и в Сыне Св. Дух, а когда именуется Сын, то с Ним и в Нем предполагается и Отец и Св. Дух (к Серап. 1 гл. 14, стр. 25; гл. 20, стр. 33). Вследствие того же оскорбивший одно лицо Св. Троицы, оскорбляет всю Св. Троицу (бес. на Мато. гл. 12, ст. 31, 400; к Серап. 1, гл. 2)... И учащий неправильно об одном лице Св. Троицы, неправильно учит о всей Св. Троице (прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

и села Федосьева, Воскресенская церковь сделана собором и тогда же к нему поставлен протоиерей Глеб Розанов. “Ист. Росс. Иер.», VI, 656 (с грамот.); Ратшин, 392 (здесь он показан женским 3-го класса), 404 (мужской упраздн.); “Опис. монаст.», 1817 г., 26 (показан женским 3-го класса); Зябловский, “Землеоп. Росс.», III, 411; “Город. посел. Росс. Имп.», III, 388; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 209; “Новгород. сборн.», V, 256; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1839 г., XXXIII, смесь, 35; “Новгор. губ. в.», 1853 г., 30 (ист. памятн.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 33; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 182, 348; Строев, “Спис. иер. и наст.», 83, 16; “Акты Арх. Эксп.», I, 55 (Ж. гр. 1455 г. В. кн. Вас. Вас. о вольных сроках крестьянам Череп. м-ря с волостн. людьми в поличном), 100 (Ж. гр. 1473 – 1486 г. Белоз. кн. Мих. Андр. о сборе на Белооз. с торгов. людей и возов возничей и померной пошлин), 153 (Ж. гр. 1512 г. В. кн. Вас. Иоан. о ежегод. даче вместо померной пошл. по 50 руб. из Белоз. тамож. доходов); III, 97 (Отписка 1618 г. царю о действиях литовцев), 99 (тоже самое, но с большими подробностями); “Акты юридич.», 290 (Поручн. по крестян. и бобылях; в 1620 г. архим. Киприан, в 1641 г. архим. Гедеон); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 6, 126 (Закладная 1501 г. на право рыбн. ловли архим. Арсенью), 482, 156 (Меновая 1495 г. архим. Арсения с Мих. Губою Микулиным сыном Стогинина), 510, 159 (Меновая 1464 – 73 г. на рыбн. ловли; архим. Геннадий); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел крестьян 1.280 душ); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 3 (дело 1722 г. об игум. Козьеручев. м-ря Мардарие; упоминается игум. Макарий), 36 (челобитн. 1722 г. монахов о посвящении к ним во игумена иеромон. Алекс. Невск. м-ря Макария Хворостина вместо выбранного Герасима), 465 (посвящение Макария во игумена), 1104 (игум. Макарий в том 1722 г. переведен в Иннокентиев Вологод. м-рь), ч. 2, 152 (на место Макария определен Сновицкий игум. Маркелл); IV, 1724 г., 146 (игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

24 См. Чтен. в общ люб. дух. просв. 1872 г. кн. III, стр. 132. Цель крылась в Христе и христианстве. 25 Срав. Чтен. в общ. люб. дух. просв. цит. м. стр.137, также 1873 г. kh.VIII, стр. 174–175. Ewald’s Abodah Sarah“, s. XIII. A. Th. Hartmann’s“ die enge Verbind. etc. s. 120–152 и др. 27 Срав. Кейля Библ, археол.“, стр. 548–549 цит. изд., также W. L. Volz Untersuchungen über die Anfänge der christlichen Gottesdienstes“ in Theolog. Stud. und Krit. 1872. s. 9. Anm. 1. Und And. Также Ф. Смирнова Богослужение апостольского времени“ в Труд. Киев. дух. акад. за 1873 г. т. 1, стр. 552 и др. 30 Срав. Гартмана цит. соч. стр.407–408; Евальда Abodah Sarah“ s. XXII и др. Труды Каев. дух. акад. 1871 г., т. III, стр. 79. 88; Чтен. в общ. люб. дух. проев. 1874 г., 11, 303 и др. Относительно школы тиранна ( Деян. 19, 9 ) см. Мейера zur Stelle s. 422. Aufl. 1870. 33 Этот партикуляризм, развиваясь в после пленном иудействе из ложно понятых библейских начал под руководством личного самосознания и внешними от врагов иудейской национальности стеснениями лишь еще более закрепляемый (срав. Неандера Allgemeine Geschichte Religion und Kirche“ s. 46. В. 1. Gotha 1864), ясно обнаруживается уже в некоторых ветхозаветных неканонических и особенно апокрифических книгах, еще резче выражается в эпоху Христа и апостолов и наконец доходит до чудовищной формы в иудейском Талмуде. Главным же пунктом, к которому сводятся все частные обнаружения его, служить представление о Мессии и Его царстве по отношению к иудеям и язычникам. Этим партикуляризмом очевидно характеризуется и иудейское толкование В. Завета. Для всего этого срав. Прем. Сол. 10, 15; 15, 14; 16, 2 и дал. и др. (срав. Гфререра цит. соч. ч. 2, стр. 205–206); Варуха 3, 24 и дал. 4, 4 и дал.; 3 и 4 Макк. вообще и в частности 3 Макк. 6, 9 и др. Особенно же 4 Езд. 6, 55–59; 7, 11; 13, 38 и др. Псал. Сол. 17:5–12. 18, 4 и дал. Возн. Моис . 1, 12 и др. Из Нов. Зав. особенно Иоан. 8, 33 ; из Талмуда особенно трактат Ahodah Sarah“ и др., для чего см. цитов. статью А. Олесницкого в Труд. Киев. дух. акад. за 1870 г., т. I, стр. 160,163 – 166,169,170 и дал. 173 и дал. и мн. др. и т. III, стр. 307, 311 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

462 Тв. св. Кир. Алек. т. IV, стр. 222–224, ср. т. I., стр. 111–112; с в Амвросия: «De Jacob, et vita beata» lib. II, cap. V, 25: св. Иуст. Фил и Муч., «Разговор с Триф. Иуд.», 134-З69; Твор. бл. Феодорита т. I, стр. 84, Толк, на кн. Быт. вопр. 91. 464 Хотя греч. χαμω (усыпаю, засыпаю) в этих местах по-славянски и переводится обыкновенно словом: «умираю». 468 Явор или платан, но гречечески πλτανος, оте πλατς – широкий и назван так потому, что есть широколиственное дерево. 473 Тв. бл. Феодорита, т. Ι, стр. 83, Толк, на кн. Быт вопр. 91; Твор. св. Ефр. Сирин, т. VIII. стр. 362–363, Толк. на кн. Быт. гл. XXXI, 30; св. Амвр. Медиол. «De Jacob et vita beata», lib. II, cap. V, 25; Тв. св. Кир. Алекс, т. IV стр. 260. 478 «Смотри», замечает св. Иоанн Златоуст , «как он указывает на благоволение Божие, бывшее к дому Лавана вследствие пребывания в нем; это тоже, что и прежде говорил: «благослови тя Господи пришествием моим» (30:30), так как никто не может требовать этого от пастуха, и не от присмотра пастушеского это зависит, а есть дело природы. Поэтому Иаков прежде всего на это указывает Лавану, давая ему понять, что об его стадах было особенное промышление «свыше». Бес. на кн. Быт. ч. III стр. 291 Бес. 57. 481 Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 300 Бес. 58; – тоже см. св. Амврос. «De Iacob et vita beata» lib II, cap. VI, 26. Приток Иордана Иавок потому и назван так, что здесь было Иакову видение сонма ангелов. (Тв. св. Епиф. Кипр. т. I, стр. 35). 488 Тв. св. Епиф. Кипр. т. I, стр. 36. Панарий, кн. I. Отд. 1, гл. 8; т. VI, Слово якорное, гл. 114. 494 Св. Иустин Муч. и Фил. – «Разговор с Триф. Иуд.» 195, – Климент Алекс. «Paedag». L, 1; Тертуллиан – «Contra Ргах.»; св. Афанас. Алекс, ч II, стр. 398. «На ариан слово третье», – Иларий – «De Trinitate» L, IV, V; Вл. Феодорит т. 1, стр. 85. Толк, на кн. Быт. вопр. 93. Называют боровшегося просто Богом: св, Епиф. Кипр. – Твор. его т. 1, стр. 35–36; св. Амвр. Медиол. «De lacob de vita beata» lib. II, cap. VIl, 20. 495

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

280 — 281; ср. 19 прав. 1-го всел. собора. 1 544 1 Корф. XIV, 34. 545 Ср., например, указанное место в творении св. Епифания, Тертуллиана: «Прещение против еретиков», гл. 41,4. 1, стр. 188 рус. перевода и др. 546 Напр., 7 — 6 Апост. прав. 547 1 Тим. III, 1 — 13; Тит. 1, 6 — 9. 548 Св. Епифаний Кипрский, Против Мелхиседекиан», гл. 4, т. 2, стр. 442 и 439. Очень оригинальное выражение этой общецерковной веры мы встречаем, между прочим, у Климента Александрийского . «Тот поистине пресвитер Церкви и диакон воли Божией — говорит он, — который творит и учит тому, что от Господа.... не потому считающейся праведным, что он пресвитер, но потому и выбираемый в пресвитерство, что он праведен. И хотя здесь на земле он не был бы почтен председательством, он воссядет однако же на двадцати четырех престолах, судя народы, как говорит Иоанн в Апокалипсисе IV, 4; IX, 16». Sromat. lib. VI, cap. 13. Подобное же говорит и Ориген — напр. In Math, comment, ser. n. XII, перевод в цит. соч. проф. Катанского, стр. 253. 549 Еф. IV:16. 550 Мф. XX, 25 — 28. 551 Лк. IX:54 — 56. 552 Корф. XIII, 10. 553 Деян. XV:28. 554 1 Петр. V:3. 555 2 Корф. II, 3, 5, 7; XIII, 2; 1 Корф. V, 3 и друг. 556 Голат. IV, 19. 557 Ефес. IV:12, 14. 558 1 Корф. III, 5 — 7; 21—23. 559 1 Петр. V, 5 и др. 560 Напр. Деян. VIII:4; XI, 19 — 21; XIII, 2 и мн. др. 561 Иоан. XV:15. 562 2 Корф. I, 11; Колос. IV, 3 и др. 563 Напр. 1 Корф. V, 3 — 5, 13. 564 2 Корф. II, 5—7, 10. 565 Деян. I:16. 566 Деян. VI. 2 — 6. 567 Деян. XV:4, 23, 30. 568 Деян. XIV:27; XV, 4; XI, 2 — 17, 22; Фил. I:1; 1 Корф. I. 2; Кол. I:1; 2 Корф. VIII, 1; Фил. 1:12 и мн. друг. 569 «Поел, к Коринфянам», гл. 37, стр. 138 р. п. 570 Гл. 11, стр. 400 рус. п. 571 Смирн, гл. 1, стр. 418. 572 Ефес. гл. 9, стр. 380. 573 Ефес. гл. 4, стр. 376. 574 Посл. к Поликарпу, гл. 6, стр. 428. 575 Напр., Смирн., гл. 11, стр. 416; Поликарпу, гл. 7, стр. 429 и друг. 576 «54 письмо к Флоренцию», гл. 1, стр. 307 рус. перев., изд. 1891 г. 577 «О единстве Церкви», ч. 2, стр. 197 рус. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

449 Иоан. 16:25: ν παροιμαις — собств. в притчах, в форме притчей. 450 Ср. Филострата Vita. Appol. IV, 3. 451 О религиозном чувстве у слонов говорит и Цицерон (De nat. deor. I, 35:97; VII, 44): «слоны почитают богов, а люди сомневаются, есть ли боги»! О верности клятвам у слонов особенно настойчиво говорит Плиний (Nat. hist. VIII, 1:1—3. 5:13), а также Плутарх (De sollert. anim., с. XVII). Цельс несомненно и имеет в виду взгляды указанных языческих ученых. 452 «Илиада» II, 308—321; ср. Cicero, De divinit. II, 30:63, 64. 453 Гомер «Илиада» XII, 200—209. 454 Гомер «Илиада» II, 309. 455 Ср. Гомер «Одиссея» XV, 526. 456 ατε γυμνο τν γηνων σωματων τυγχανοντες — собственно: обнажены от земных тел. Т.о. демонам приписывается телесность, но более тонкая, неземная, чуждая материальности. 457 Т.е. самых хитрых, свирепых, о которых шла речь выше. 458 Т.е. в Пятикнижии Моисея. 459 Ср. Гомер «Одиссея» XX, 105. 460 Гомер «Одиссея» IV, 685. 461 Гомер «Одиссея» XX, 120; XVIII, 117. 462 Гомер «Одиссея» XVII, 541. 463 Гомер «Одиссея» XVII, 545. 464 Καθατ γαρ μσον στ κα ππτον ες φαλους κα αστεους . M σον — среднее, безразличное действие в области нравственного миропорядка, приобретающее свою качественную определенность только в зависимости от действующего субъекта. 465 См. выше 2, XX; ср. ниже 4, XLII-XLIII. 466 Ср. Плин. Nat. hist. 1:3. 467 Ср. Плиний Nat. hist. X, 23:63; Плутарх De solicit, atom. c. IV. 468 Т.е. в приложении к людям. 469 Т.е. у аистов. 470 Ср. Геродот П. 73; Плиний Nat. hist. X, 2, 3—5; Помпоний Mela III, 8:83, 84; Тацит Annal. VI, 28; Филострата Vita Apoll III, 49. В патриотической литературе легенда о фениксе точно также приводится, как образное выражение идеи воскресения мертвых: ср. у Клим. Римл. Ad. Corinth. I, 25:2. 471 у переводчика: «прещениями» Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

552 Epiphan. haer. 73 et 74; Rufin. H. E. I, 25; Socrat. H. E. II, 30. 35. 40; Sozom. H. E. II, 33; III, 15; Theodoret. H. E. II, 25. 553 Перечислять здесь эти многочисленные сочинения было бы излишне: их легко найти в реестре творений того или другого Отца по самим заглавиям. 555 Bock. Histor. Antitriuit. Т. I, P. I, p. 369; Faust. Socin· Disput. de Cbristi nat. in В. FF. Polon. Т. I, P. 1, p. 781; Cathech. Racov. quaest. 53. 71. 73. 560 Basil de Spirit. S.; Gregor. Nasians. Orat. XXXI; Athanas. epist. ad Serapion.; Gregor. Nyss. de Trinit. et de Spirit. S.; Amphiloch. Epist. Syn. contra Pneumat. in Coteler. Monum. II, 99 et sqq.; Ambros. de Spirit. S.; Diodor. apud Phot. Biblioth. cod. CII. 561 Или, как в Богослужебных книгах: “Три пою, херувимски, святое Тебе божество: светы и свет, и живот и животы, Бога рождшого, Бога рожденного, Бога от Отца исходящого, Духа живаго” (Постная Триодь, лист. 228 на обор.). “Не три боги славим, но едино Божество, три же воистину ипостаси чтим, Отца нерожденна, и рожденна Сына от Отца, и исходна от Отца Святого Духа, – Бога единого три, аще и авание коеждо, якоже Бог есть, верно сла­вимая” (Постная Триодь, лист. 224 на оборот. М. 1835). 563 Ατθεος (Origen. in Joann. Τ. II, n. 2. 3); κθολος Θες (Euseb. Orat. panegyr. in H. E. X, 14); επ πντων Θες (Constit. Apostol. III, 17; Origen. con­tra Cels. VI, 47; Basil, epist. 38, n. 4). 564 Θες τν λων (Clem. Strom. II, 9; Ewseb. H. E. X, 4; Athanas, contra Arian. Orat. II, n. 75); Πατρ τν λων (Justin. Apolog. 1, n. 45. 61. 63; Iren. advers. haeres. IV, 20, n. 1); ποιητς τν λων (Justin. Dialog, cum Tryphon. n. XXXV, LVI). 565 Παντοκρτωρ (Polycarp. Smyrn. n. 14; Irew. adv. haer. 1, 10; III; 6, n. 2); παμβασιλες (Clem. Strom. VII, 5; Euseb. Demonstr. Evang. 1, 5). 566 В выражении Евангелиста: Слово было Бог, Θες ν Λγος – подлежащим должно считать – Λγος, Слово, как стоящее с артиклем, а сказуемым – Θες, Бог, стоящее без артикля, подобно тому, как в словах Спасителя: Бог есть дух, πνεμα Θες ( Иоан. 4:24 ) подлежащее – Θες, хотя стоит на втором месте, а сказуемое – πνεμα.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010