«Ни слова никому, если дорога вам жизнь, слышите, никому..». – бормотал смущенный Каиафа. Распорядившись отвести стражу в крепкое и безопасное место, первосвященник послал людей своих проверить их известие. Может быть, встретив по дороге св. жен, спешивших от гроба, они смутили их, окинув подозрительным взглядом. Пугливо пронеслись дальше мироносицы. «Имяше же их трепет и ужас: и никому же ничтоже реша: бояху бося..». ( Мрк.16:8 ). Но не одни незнакомые встречные, с удивлением взиравшие на мироносиц, на пути им должны были встретиться и те, до которых относилась радостная весть; то были Петр и Иоанн и за ними Магдалина. Под влиянием охватившего их ужаса, мироносицы, едва взглянув, а, может быть, и вовсе не заметив их, продолжали стремительный бег свой домой и, только очутившись дома, среди своих, они мало-помалу пришли в себя от ужаса и, успокоившись, «возвестиша вся сия» ( Лук.24:10 ). Получивши известие от Магдалины, апостолы Петр и Иоанн немедленно, еще до возвращения других мироносиц, устремляются к гробу удостовериться собственными глазами, что случилось. Юный Иоанн далеко позади оставил своего спутника и, прибежав первым, остановился в притворе, в безмолвном изумлении взирая на отверстый гроб. Со страхом заглянув в пещеру, он увидел, что пещера пуста. Чувство благоговейного страха удержало Иоанна. Но скоро подоспел Петр, который стремительно чрез низкую дверь проник в пещеру «и виде ризы едины лежащя, и сударь, иже был на главе его, не с ризами лежащ, но особь свить на едином месте» ( Иоан.20:7 ). Вслед за Петром в пещеру вступил и Иоанн «и виде и верова...» Вот первый верующий в воскресение Господа после св. жен, которым благовестили ангелы. Что же привело к вере Иоанна? Без сомнения то, что он со всей внимательностью любви принимал в свое сердце учение Иисуса. Но с особенной силой отпечатлелись в его духе слова Господа во время последней Его беседы с учениками, когда Он неоднократно говорил о Своей смерти и о Своем явлении им после воскресения. «Дети! Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы живы будете... Я иду приготовить вам место, и когда приготовлю, приду опять и возьму вас к Себе... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам, иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал, иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня... Вы теперь имеете печаль, но Я увижусь с вами опять, и возрадуется сердце ваше...» ( Иоан.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

По Евангелисту Луке, эта строгая речь была обращена к народу. Но нельзя смотреть на это как на противоречие, поскольку народ в значительной своей части был заражен лжеучениями фарисейства. Смущенные строгостью речи, люди спрашивают: " Что же нам делать? " (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть " плоды, достойные покаяния " . Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причем иудеи верили, что Мессия, когда придет, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он, Иоанн, не достоин развязать (Луки 3:16; Марка 1:7) и понести (Матф. 3:11) обуви, как это делают рабы для своего господина. " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср. Марка 1:8) — в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, палящая огнем всякую греховную скверну. " Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым " (Матф. 3:12; Луки 3:17) — Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает свое гумно от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберет в Свою Церковь, как бы в житницу, а всех, отвергающих Его, предаст вечным мучениям. Крещение Господа Иисуса Христа Окрещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей. " Тогда приходит Иисус от Галилеи " ... Евангелист Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия кесаря, когда, по св. Луке, Иисусу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый учителю веры. По св. Матфею, Иоанн отказывается крестить Иисуса, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " А по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения (Иоан. 1:33), пока не увидел Духа Божья в виде голубя, сходящего на Него. Противоречий здесь нет. До крещения, Иоанн не знал Иисуса как Мессию, но когда Иисус пришел к нему просить о крещении, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость, безгрешность и Его бесконечное превосходство над собой, почему и не мог не воскликнуть: " Мне надобно креститься от Тебя " ... Когда же увидел он Духа Божья, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов. 12,8–9 ). ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ? Иисус Христос назвал молитву очень важным делом и неоднократно Сам молился. Например, Сын Божий молился после Своего крещения ( Лук.3:21–22 ), перед призванием Своих учеников ( Лк. 6,12–13 ), в Гефсимании перед тем как был предан ( Лк. 22,39–46 ). Сам Иисус Христос убедительно призывал молиться и наставительно говорил: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лук.22:40 ). В другом месте Библии пишется, что молиться надо для того, чтобы были прощены грехи. В таком случае надо молиться как мытарь: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» ( Лук.18:13 ). Молиться надо для того, чтобы Господь удовлетворил нужды и потребности наши. Иисус Христос говорит об этом так: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). Молиться нужно с непрестанным благодарением Богу за заботу о нас, и прославлять Его могущество и величие. Так, например, пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» ( Дан.6:10 ). Таковы правила жизни, по которым осуществляется связь между Богом и нами во время нашей молитвы. Однако могут найтись люди, которые скажут: «Ведь Бог Всезнающ! Он знает о всех нуждах наших, зачем же нужно молиться Богу?» Молитва нужна не Богу, а нам самим. Молитва не Бога низводит к нам, а возносит нас к Богу, и помогает нам уподобиться Ему. Господь знает что для нас необходимо, но Его радует, если мы с доверием просим Его о том, что Он охотно может дать нам. Христос говорил: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Матф.7:11 ). Как видим, Сам Христос говорит о том, что Бог дает тому, кто просит. «Не имеете, потому что не просите» ( Иак 4,2 ) – говорит Иаков. А Иисус Христос учит: «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Иоан.16:24 ). Молитва – это дыхание души человеческой, направленное к Богу. Во время молитвы и после неё Бог вразумляет и просветляет ум человека, наставляя его на путь истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Полн. собр. соч. преподобного Иоанна Сергиева, (Кронштадтского) т. II, стр. 416. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.] Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Мф.14:14–22 (зач. 58). Ср. Марк. 6:30–44; Лук. 9:10–17; Иоан. 6:1-15. Эти подробности, опущенные евангелистом Матфеем, передаются другими евангелистами (Марк. 6:37–38; Иоан. 6:7,8). Римский динарий (пенязь) равнялся 20 коп. серебром; но действительная стоимость его лучше определяется тем, что это была обычная поденная плата рабочим, наемным воинам и пр.; след., 200 динариев сумма весьма значительная. Евангелист Иоанн говорит, что это были хлебы ячменные. Простой народ в Палестине обыкновенно питался ячменным хлебом, как наиболее дешевым. Рыбы разумеются испеченные или соленые, — оψριо как они известны были на языке рыбаков и составляли их обычную пищу.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

У евреев было свое «вчера», как есть это вчера и у нас ныне. Так, когда Лаван преследовал тайно ушедшего Иакова, то Бог, явившись ему во сне ночью, сказал ему: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» ( Быт. 31:24 ). Когда же Лаван нагнал Иакова, то сказал: «есть в руке моей сила сделать вам зло, но Бог Отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: »берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого» ( Быт. 31:29 ; ср. Быт. 31:42 ). Интересно знать, как понимают субботники, – в то время, когда Лаван произносил эти слова, то его вчера еще продолжалось, или уже окончилось и, если окончилось, то когда? В Евангелии Иоанна говорится: «в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус...» ( Иоан. 20:19 ). Интересно, как объясняют это место субботники и как они признают, – когда это пришел Иисус? Действительно ли в первый день недели или же в субботу вечером? Зная, что в субботу вечером Христос лежал еще в гробу и явиться Своим ученикам не мог, мы надеемся, что ни один добросовестный субботник не решиться утверждать, что это явление Христа было в субботу, а не в воскресенье вечером. Следовательно, если собрание Троадских учеников было «в первый день недели вечером» ( Деян. 20:7–8 ), то его нужно понимать также, как и собрание апостолов «в первый день недели вечером» ( Иоан. 20:19 ), т. е. что оно произошло под понедельник. Наконец, книга Деяний св. апостолов передает нам, что апостолы Петр и Иоанн вечером, после исцеления у Красных ворот хромого, были отданы под стражу и что на другой день собравшиеся в Иерусалиме начальники, старейшины и книжники призывали их и делали им допрос ( Деян. 4:3–5 ). Является вопрос, когда начался этот другой день и сколько времени апостолы оставались под стражей? Если признавать, что день начинается вечером, то до другого дня им надо было сидеть целые сутки. Писание же говорит, что они были отданы под стражу до утра (ст. 3) и что, следовательно, вечером, во время ареста продолжается один, а утром во время допроса уже наступил другой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3, 36 –38). Видишь ли Бога, вочеловечившегося после Моисеева законодательства? Имеешь и другое свидетельство о Божестве Христовом, теперь только читанное: «престол Твой, Боже, во век» ( Пс. 44:7 ). Чтобы по причине бывшего здесь явления во плоти, не подумать тебе, будто бы Христос после сего преуспел и достиг Божества, ясно говорит Пророк: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44:8 ). Видишь ли Христа Бога, помазуемого Своим Отцом? 16. Желаешь ли иметь и третье свидетельство о Божестве Христовом? Слушай, что говорит Исаия: «Труды египтян и торговля ефиоплян»; и чрез несколько слов: «и будут умолять Тебя, говоря: у тебя только Бог и нет иного Бога. Истинно, Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» ( Ис. 43, 14. 15 ). Видишь ли Бога – Сына, Который имеет в Себе Бога Отца, и говорит почти тоже самое в Евангелиях: «Отец во Мне, и Я во Отце» ( Иоан. 14:10 )?Не сказал: Я – Отец, но «Отец во Мне». Не сказал также: Я и Отец – одно и тоже, но: «Аз и Отец едино есма» ( Иоан. 10:30 ), чтобы не отчуждали мы Сына от Отца, и не производили слитности понятием о сыноотечестве. Отец и Сын едино по Божескому достоинству, потому что Бог родил Бога: «едино» по царственной власти, потому что не над иными царствует Отец, а над иными Сын, подобно Авессалому, возмутившемуся против отца; но над кем царствует Отец, над теми царствует и Сын; «едино» потому что нет между Ними никакого разногласия и разделения; не иные изволения у Отца, а иные – у Сына; «едино» потому, что не иные создания Христовы, а иные – Отчие, но одно создание всяческих, все говорил Отец чрез Сына. «Ибо Он сказал – и они сделались, повеле – и сотворились» ( Пс. 148:5 ), говорит Псалмопевец. А изрекающий изрекает внемлющему, и повелевающий повелевает соприсущему. 17. Поэтому Сын есть истинный Бог, в Себе имеет Отца, а не преложился в Отца. Ибо вочеловечился не Отец, но Сын. Свободно да изрекается истина. Не Отец пострадал за нас, но Отец послал Пострадавшего за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13. Итак, Иисус по-еврейски значит Спаситель, а на еллинском языке – врачующий. Ибо Он – Врач душ и телес, и Целитель духов; исцеляет слепотствующих чувственно, и просвещает умы; врачует видимо хромых, и указует грешникам путь к покаянию, говоря расслабленному: «не греши больше» (Иоан. 5, 14), и: «возьми постель твою и ходи» (8). Поскольку тело расслаблено душевным грехом, то исцелил прежде душу, чтобы даровать исцеление и телу. Поэтому, у кого душа страждет во грехах, тот имеет Врача. И если кто здесь маловерен, да скажет Ему: «помоги моему неверию» ( Мф. 9:24 ). Если кто обложен и телесными немощами, да не останется в неверии, но да приступит и поскольку Иисус врачует и их, да познает, что Иисус есть Христос. 14. Иудеи признают, что Он есть Иисус, но не признают, что Он и Христос. Поэтому-то Апостол говорит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос» ( 1Иоан. 2:22 ). А Христос есть Первосвященник, имеющий «священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ); не во времени начал Он священствовать, и не имеет себе другого преемника в первосвященстве, как слышал ты во время Божией службы в день недельный, когда предлагали мы беседу на слова «по чину Мелхиседекову». Не по плотскому преемству приял Он первосвященство и помазан не уготованным елеем, но прежде веков от Отца, и постольку отличен от иных, поскольку священство Его утверждено клятвою. «Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь и не раскается» (Евр. 5, 21 ). Достаточно было для утверждения, чтобы восхотел только Отец, но это – сугубый способ утверждения, когда за изволением следует и клятва, «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» ( Евр. 6:18 ), исповедующие Иисуса Христа, Сына Божия. 15. Сего-то пришедшего Христа иудеи отринули, а бесы исповедали. Но не был Он неведом праотцу Давиду, который говорит: «поставлю светильник помазанному Моему» ( Пс. 131:17 ). И одни толкуют, что светильник есть светлость пророчества, а другие, что светильник есть восприятая от Девы плоть, по словам Апостола: «но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор. 4:7 ). Не был Он неведом и пророку, который говорит: «и объявляет человеку намерения Его» ( Амос. 4:13 ). Знал Его Моисей, знал Его Исаия, знал Его и Иеремия. Ни одному из пророков не был Он неведом. Познали Его и бесы, потому что запрещал им, и сказано, «что они знают, что Он Христос» ( Лук. 4:41 ). Не познали первосвященники, а бесы исповедали; не познали первосвященники, а жена-самарянка проповедала, говоря: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, не Он ли Христос? ( Иоан. 4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Оно называет Его исходящим, подобно тому как вода бьет ключом из земли. Как сказано о рае: « река же исходит из Едема » (Быт. 2:10), так исходит и истекает Дух. Отец называется источником « воды живой », как об этом говорит пророк Иеремия: « Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили » ( ужасеся небо о сем и вострепета попремногу… Два бо зла сотвориша людие мои: Мене оставиша источника воды живы ) (Иерем. 2:12, 13). Божественное слово, определяя Отца как источник « воды живой », говорит об исходящей из источника жизни живой воде: « который от Отца исходит » (Иоан. 15:26). Что исходит? Дух Святой. Каким образом? Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водой? Спаситель говорит: « Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой » (Иоан. 7:38). Предлагая объяснение касательно этой воды, евангелист присоединяет: « Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него » (ст. 39). Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого назвал Его живою водой, а Отец говорит: « Меня, источник воды живой, оставили », то, следовательно, Отец — источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю — Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который от Бога, Духом Отца и Духом, Который от Отца. Исаия от лиц Христова свидетельствует о Духе Господнем: « Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня » (Ис. 41:1). И Павел: « Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода » (2 Кор. 3:17). Если где присутствует Дух, и если поэтому там — свобода, то ужели Он — раб? Если тех, на кого Он нисходит, Дух Святой освобождает от ига рабства и дарует им свободу, то каким об разом Он — раб? Каким образом Он дарует то, чего не имеет? Каким образом, Сам будучи рабом, освобождает других? Разве ты не слышал, что говорит Павел: « потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня » (Рим. 8:2)? Неужели освобождает рабов Дух, не имеющий в Своем естестве элемента свободы? Ведь если Он сотворен и порабощен, то не делает никого свободным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1182 В подтверждение этой мысли некоторые указывали на слова пророка Иезекииля, обращенные к князю тирскому: ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями...; ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иезек. 28:13,15), – замечая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы. 1183 2) Как пали злые духи: все ли одновременно? Нет, обыкновенно отвечали учители Церкви. Сперва пал один – главный, а потом увлек за собой и всех прочих. 1184 Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, 1185 преимуществовавшим перед всеми воинствами ангельскими; 1186 а по мнению других, принадлежал, по крайней мере, к числу духов перво-верховных ( ταξιρχων), водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, 1187 и именно к числу тех. между ко­торыми распределил Господь управление частями мира. 1188 Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, – это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, ко­торые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. 1189 Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи ( Иоан. 8:44 ), о том, что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ), равно и об ангелах его ( Матф. 25:41 ; Откр. 12:7,9 ), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал ( Быт. 6:2 ). 1190 Но – а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) – показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, слу­чилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, по­тому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж ( Матф. 22:30 ) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного ( Втор. 14:1 ; Прит. 14:26 ; Иоан. 1:12 ). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] ( Быт. 4:26 ), в противополож­ность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с доче­рями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. 1191

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010