Вопрос 125. Если кому вверено дело, и он без спросу сделает что-нибудь не по приказанному, или сверх того, что ему приказано; то должно ли ему оставаться при деле? Ответ. Самому брать что-нибудь на себя вообще не благоугодно Богу; это не прилично и бесполезно для тех, которые стараются соблюдать союз мира. Если же с безрассудством остается кто в своем упорстве, то полезно отнять у него дело, потому что не соблюдает он заповеди сказавшего: " В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» ( 1Кор.7,24 ); и еще вразумительнее: «не думайте (о себе) более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» ( Римл.12, 3 ).    Вопрос 155. поскольку мы, которые прислуживаем больным в странноприимном доме, научены прислуживать им с таким расположением, как бы служили братьям Господним, то, если принимающий от нас услуги будет не таков, как должны мы к нему относиться? Ответ. Поскольку Господь сказал: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Матф.12, 50 ); то, если кто не таков, но оказывается грешником, достойным следующего приговора: «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Иоан.8, 34 ), он прежде всего имеет нужду в увещании от настоятеля. А если останется в тех же грехах; то известен о нем суд самого Господа, присовокупившего: «раб не пребывает в доме вечно» ( Иоан.8 35), и Апостола, заповедавшего: «извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5,13 ). Ибо таким образом и прислуживающие избавятся от недоумения, и все живущие вместе приведены будут в безопасность.    Вопрос 293 Как должно вести себя с теми, которые важных грехов избегают, а малые делают небоязненно? Ответ. Прежде всего надобно знать, что в Новом Завете нельзя видеть сего различия. Ибо на все грехи простирается один приговор Господа, Который сказал: «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ); и еще: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12, 48 ). И Иоанн вопиет: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3, 36 ), и причина угрозы за неверие не различие грехов, но преслушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Смысл этого нужно искать не вне, но в нас самих. Эта притча для нас сказана, и для нас читается, чтобы никто не отчаивался, если окажется и очень грешным; но чтобы подошел к Богу с покаянием и с просьбой к Нему об умилостивлении, особенно, если кто из вас стал по вере в Господа сыном Божиим. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( «Елицы... прияша его, даде им область чадом Божиим быти») ( Иоан. 1:12 ). Если кто-нибудь из вас по вере в Господа нашего стал Его сыном, и отдалился от Него, не местом, но образом жизни; если кого-нибудь постиг голод, не обычного хлеба, по небесного: «Хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек» ( «хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек») ( Пс.77:24–25 ), то он пусть покинет удовольствия похоти, подобные свиньям, и пусть не желает более есть стручки. Что такое стручки? Плод дерева. Стручки подобны греху: как стручки при начале вкушения услаждают, а после вкушения раздражают горло, так и грех в начале вкушения сладок, а после вкушения раздражает. Об этом говорит и мудрый Соломон: «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее оказываются горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» ( «не внимай злей жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: последи же горчае желчи... и изощренну паче меча обоюду остра») ( Прит. 5:2–4 ). Если кого-нибудь постиг голод небесного хлеба, то пусть подойдет, пусть ищет: «ибо всякий... ищущий находит, и просящий получает, и стучащему отворят» ( «и толкущему отверзется») ( Мф.7:8 ). Стучи в дверь покаяния несказанным своим сетованием; не бойся ее; она не чужда для тебя: за тебя умерла. И если ты скажешь в самом себе: «Кто это?» – тебе отвечает Христос и говорит: «Я дверь овцам» ( Иоан. 10:7 ). Скажи и ты: «Согрешил против неба и пред тобою» ( «согреших на небо и пред тобою»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

7. Весьма велика была язва на человечестве; «от ног даже до главы» не было «в нем целости», невозможно было ни «пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания» ( Ис. 1:6 ). После сего Пророки, сетуя и скорбя, сказали: «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» ( Пс. 13:7 )?И еще: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над Сыном человеческим, Которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя» ( Пс. 79, 18:19 ). А иный из Пророков умоляет, говоря: «Господи, приклони небеса Твои и сойди» ( Пс. 14, 3:5 ); язвы человечества превышают наше врачебное пособие; «разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили» ( 3Цар. 19:10 ). Зло неисправимо в нас; Тебе нужно быть исправителем. 8. Услышал Господь моление Пророков. Не презрел Отец гибнущего рода нашего, послал врачом с небес Сына Своего Господа. И говорит некто из Пророков: «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» ( Мал. 3, 1 ). Где же Он? В Церкви Своей Господь, где мы метали в Него камнями ( Иоан. 8:59 ). Потому другой Пророк, слыша это, говорит ему, возвещая спасение Божие: для чего говоришь тихо? Благовествуя спасительное Божие пришествие, для чего глаголешь в скрытом месте? «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! скажи городам Иудиным» ( Ис. 40:9 ). Что же изречь им? «Вот Господь Бог грядет с силою» (10). Сам же Господь изрек также: «Ибо вот Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут ко Господу многие народы» ( Зах. 2, 10:11 ). Израильтяне отвергли спасение, содеянное Мною, и вот, приду собрать все народы и языки» ( Исх. 66:18 ). Ибо «пришел к Своим, и свои Его не приняли» ( Иоан. 1:11 ). Ты грядешь и что же даруешь народам? «Гряду собрать все народы, и оставлю на них знамение». Вследствие борения Моего на кресте, каждому из воинов Моих даю иметь на челе царское знамение. И другой из Пророков сказал: «наклонил Он небеса и сошел,– и мрак под ногами Его» ( Пс. 17:10 ). Ибо человеком неведомо было снисшествие с небес. 9. Потом Соломон, слыша, что сказано сие Давидом, отцем его, и, создав чудный дом Божий, и провидя Грядущего в оный, в удивлении спрашивает: «Поистине, Богу ли жить на земле?» ( 3Цар. 8:27 ). Да, предваряя его, ответствует Давид в псалме, написанном о Соломоне, в котором сказано: «сойдет как дождь на скошенный луг» ( Пс. 71:6 ); сказано «дождь» – ради небесного, «на скошенный луг» – ради человечества. Ибо дождь, сходящий на скошенный луг, сходит без шума, как и волхвы, по неведению тайны рождения, спрашивают: «Где родившийся Царь иудейский?» ( Мф. 2:2 ). И смущенный Ирод разведывает о Рожденном и говорит: «Где должно родиться Христу» (4)?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Итак, люди нарекутся сынами Божьими и будут блаженными, то есть счастливыми за то, что станут миротворцами, то есть за то, что будут творить мир Христов вокруг себя. А что же представляет собой мир Христов? «Мир оставляю вам, мир Мой даю Вам» ( Иоан.14:27 ) – говорит Христос людям. А в другом месте уточняет: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» ( Иоан.16:33 ). Этот мир есть «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Фил.4:7 ). Мир Христов – это прежде всего выражение любви Божьей, любви небесной, которую распространяет на весь земной мир, на всех людей Иисус Христос. Мир Божий вселяет в души людей кротость, спокойствие и любовь. «Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами» ( 2Кор.13:11 ). Мир Божий защищает человека от всякого волнения и страха, освобождает человека от забот, связанных с тем, что есть и что пить, или во что одеться. Во всех обстоятельствах защищает людей от волнения и робости. Ибо ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе Нашем» ( Рим.8:39 ). Святой Григорий Нисский так говорит о мире Божием: «из всего чем люди домогаются наслаждаются в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты ни назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, здоровье, жена, дети, дом, родные, друзья. Пусть будут прекрасны сады, места для веселых пиршеств и все изобретения удовольствий. … Пусть все это будет, но не будет мира, что пользы в том? Ты сам рассуди, что за жизнь тех, кто враждуют между собою и подозревают друг друга? Они встречаются угрюмо, один в другом всего гнушается, уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого. И напротив, что ненавистно и враждебно одному, то нравится другому. Посему кто предотвращает других от этого постыдного порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, тот творит дело Божье, уничтожает в природе человеческой зло. Господь потому и называет миротворца Сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу, делается подражателем Истинному Богу» ( Григорий Нисский «Слово о блаженных во Христе» 1842 г.,стр.164).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Мелхиседек был звездой, сиявшей в мире языческом и представителем новозаветной веры в нем 231 . 7. Рождение Исаака и Измаила от Авраама и их судьба и рождение Иакова и Исава от Исаака, по новозаветному толкованию Написано, учит св. апостол Павел: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 ). Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот – по обетованию. В этом есть иносказание и пр. ( Гал. 4:22  и дал.). Ту же основную мысль еще яснее и шире тот же св. апостол высказывает и развивает в своем послании к Римлянам, где между прочим говорит: «не все те Израильтяне, которые от Израиля. И не все дети Авраама, которые от семени его. Но сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21:10 ). То есть не плотские дети суть дети Божии: но дети обетования признаются за семя ( Рим. 2:6–8 ). Прежде всего, – это толкование ветхозаветного понятия о семени Авраама ведется апостолом по поводу и в виду кажущейся несообразности, – противоречия между Божественным избранием ветхозаветного Израиля в особый народ и новозаветным отвержением его в массе. Это отвержение для апостола было уже совершившимся событием ( Рим. 9:1  и дал. и др.), но при самой жизни Спасителя и в устах Его оно было еще только приближающимся к совершению событием (срав. Мф. 23:24 ; Иоан. 8 и др.), которому нужно было еще завершение в величайшем преступлении – убийстве Мессии – праведника ( Иоан. 8 срав. замеч. слова самих иудеев при кресте из Псл. 21 в Мф. 27:43) 232 апостол теперь и развивает в связи с мыслью о предопределении великую историческую и вместе типологическую идею Ветхого Завета, предоткрытую уже в толковании Господа и Его предтечи, – идею о семени спасения и семени погибели, идею самого же Ветхого Завета, проникающую всю историю последнего, начиная с истории Каина и Авеля 233 . Апостол развивает эту мысль на детях Авраамовых и Исааковых ( Рим. 9:6–13 , сн. Гал. 4:22–31 ), из которых Исаак и Иаков являются представителями и типами семени спасения, благословения, а Измаил и Исав – семени погибели и проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

    “Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех” (Тов. 12:8-9).     ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ?    Иисус Христос назвал молитву очень важным делом и неоднократно Сам молился. Например, Сын Божий молился после Своего крещения (Лук.3:21-22), перед призванием Своих учеников (Лк. 6:12-13), в Гефсимании перед тем как был предан (Лк. 22:39-46). Сам Иисус Христос убедительно призывал молиться и наставительно говорил: “Молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Лук.22:40).    В другом месте Библии пишется, что молиться надо для того, чтобы были прощены грехи. В таком случае надо молиться как мытарь: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” (Лук.18:13). Молиться надо для того, чтобы Господь удовлетворил нужды и потребности наши.    Иисус Христос говорит об этом так: “И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” (Иоан.14:13). Молиться нужно с непрестанным благодарением Богу за заботу о нас, и прославлять Его могущество и величие. Так, например, пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Дан.6:10).    Таковы правила жизни, по которым осуществляется связь между Богом и нами во время нашей молитвы. Однако могут найтись люди, которые скажут: “Ведь Бог Всезнающ! Он знает о всех нуждах наших, зачем же нужно молиться Богу?» Молитва нужна не Богу, а нам самим. Молитва не Бога низводит к нам, а возносит нас к Богу, и помогает нам уподобиться Ему. Господь знает что для нас необходимо, но Его радует, если мы с доверием просим Его о том, что Он охотно может дать нам.    Христос говорил: “Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11). Как видим, Сам Христос говорит о том, что Бог дает тому, кто просит. “Не имеете, потому что не просите” (Иак 4:2) – говорит Иаков. А Иисус Христос учит: “Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна” (Иоан.16:24). Молитва – это дыхание души человеческой, направленное к Богу. Во время молитвы и после неё Бог вразумляет и просветляет ум человека, наставляя его на путь истинный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    ••6•     «Нищие всегда будут среди земли твоей» (Второз.). А неверие говорит: мы устроим жизнь без Бога, жизнь счастливую, где не будет разницы между людьми, но все будут в достатке и благополучии... Жалкие мечты! Разве мы не видим теперь нищих, когда неверие имеет полную возможность и силу, строить жизнь по-своему: нищих теперь больше, чем раньше. И всегда будут нищие, п.ч. всегда будут люди жадные и злые, а при безверии их будет не меньше, а больше. Почему? Потому что нужно, чтобы люди переменились, стали бы добрыми, любвеобильными, не сребролюбивыми... А это бывает с людьми только при помощи благодати Божией. Если бы все люди стали настоящими, добрыми христианами, то и нищих не было бы на земле...»     7     «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Второз.16:16—17). Богу не нужны наши дары и жертвы. Но нам они нужны. Что означают наши дары в храм Божий: свечи, ли хлебные приношения, или деньги и прочее? – Они говорят о чувстве благодарности нашей к Богу, о сознании нашей зависимости от Господа. Это есть открытое наше исповедание живого Бога, укрепление веры нашей в Бога. Принимающий дары от нас Господь не есть какая-то абстрактная субстанция, а живой, личный, любвеобильный всемогущий Бог наш. Здесь выявляется наше определенное отношение к Богу, конкретное, реальное. Здесь живые люди имеют общение с живым Богом чрез молитвы и жертвоприношения. Здесь видим близость к нам, грешным и слабым – Великого Бога многомилостивого...     8     «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, что суть неверующие, и кто предаст Его» (Иоан. 6:64). О ком здесь говорит Христос Спаситель? — О своих учениках, следовавших на Ним, а этих учеников было много, кроме 12 и 70. И вот оказывается, что среди этих учеников (Иоан.6:60—61) были неверующие в Христа Бога и предатели.     Не это ли видим и в наши дни? – Немало прежних православных священников и даже епископов, не говоря уже о мирянах – теперь порвали с Богом и Церковью, и выявилось, что они не веровали в Бога, и легко приносят интересы святой веры и Церкви в жертву своему внешнему положению...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. максимум, нужно представлять себе не иначе, как только в форме самых отвлеченнейших религиозных представлений и понятий. Напротив – Христос имел богосознание самое живое и наглядное, сильное и ясное, полное и совершенное. Религиозное чувство в Нем неотделимо от Его религиозного сознания; в Нем как бы вовсе нет теоретического богосознания; но оно всегда живет и движется в самой Его жизни. Мы, конечно, далеки от того, чтобы отрицать во Христе естественный ход человеческого развития, и это тем более невозможно, что само Евангелие вполне ясно говорит о постепенности Его развития (Лук., 2: 40, 52); но мы не можем допустить, чтобы во Христе находилось когда-нибудь в совершенном покое Его Божеское естество, ибо такой покой равняется его поло­жительному отрицанию. Вот почему необходимо допустить, что, при совершенно естественном ходе развития человеческого естества, в Иисусе постоянно просвечивались отблески также и Его Божеского естества, обожествлявшие, так-сказать, самую Его человеческую при­роду. Наконец, против мнения Шлейермахера говорит и самопознание Христа, Который многократно свидетельствует о Своем учении, именно о сверхъестественном и богооткровенном. „Мое учение, – говорит он, – не Мое, но Пославшего Меня“ (Иоан., 7: 16–17). „Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю“; „что Я слышал от Него, то и говорю миру“. „Когда вознесете Сына человеческого, тогда узнаете, что это Я, и что ничего не делаю от Себя; но как научил Меня Отец Мой, так и говорю“ (8: 26–28). Эта же самая мысль подтверждается и в других местах (см., напр., Иоан. 12: 47–50 ). 319/344 Таким образом нельзя допустить того, чтобы Христос пришел к Своему самосознанию путем естественного человеческого развития. Но нельзя ли умственное развитие Христа объяснить путем какого-нибудь школьного образования? Действительно, есть ученые, которые отвечают на этот вопрос утвердительно; но они несо­гласны между собой в указании лишь на то, где именно Христос получил Свое образование, потому что одни указывают на Египет 303 , как на источники мудрости Иисусовой, другие – на школы иудейские палестинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но скажут: известно, что Христос, по воскресении, вознесся на небо и сидит одесную Бога и Отца? Это правда, но правда и то, что Он сам же обещал нам пребывать с нами всегда и везде до скончания мира: “ Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ” (Матф. 28:20). Итак, если Он с нами и во все дни до скончания века, то где же Он с нами, в каком месте, между какими лицами и чинами, и как узнать можно наверняка Его присутствие? Я искренне желаю искать и найти Тебя, Господа моего. “ Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи ” (Псал. 26:8); только Ты сам дай знать мне о Себе; “ Равви, — где живешь ?” (Иоан. 1:39)? Яви лицо Твое, и спасены будем. Но, приступая к поискам Христа, мы должны тщательно остерегаться, чтобы не попасть на ложного Христа, в чем Он сам предостерегал учеников своих. “ Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне,” — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах,” — не верьте ” (Матф. 24:23–26). Другие скажут: Христос везде, как и Церковь исповедует в следующей песне: “во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.” Да, Он везде своей силой и всемогуществом, но не везде своим благоволением и благодатью; а в ином месте никогда не бывал, в другом же был, да ушел, и — не просто, а с грозным предречением: “ се оставляется вам дом ваш пуст ” (Матф. 23:38 ). Где же Он именно? Псалмопевец говорит: “ Господь во святом храме Своем ” (Псал. 10:4). Бесспорно это правда, но неложно конечно и то, что сказал святой первомученик Стефан: “ Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие? ” (Деян. 7:47–50). Тем более, что некогда и сам Господь назвал храм “ домом торговли и  вертепом разбойников ” (Иоан. 2:16; Матф. 21:13 ). Следовательно, и здесь не всегда бывает Господь, а мы часто и даже очень часто до такой степени бесчинствуем во храмах наших, что едва ли и не всегда изгоняем Его.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010