Содержание    Девственная почва, взборожденная, при помощи быков, плугами опытных земледельцев, принимает семена; охватив их своими комьями, она прежде произращает траву, потом удлиняет колос, потом в колосе наливает хлебное зерно. Тогда земледельцы, видя блестящий колосистый посев, хвалят надежды своих трудов, спешат искренне умилостивить Бога, чтобы Он в целости сохранил плоды обнаруживающихся благ. Часто, когда приближается середина лета, надежда почти достижима и земледелец радуется, тогда или знойный ветер иссушает колос, или ржавчина гноит, или град истребляет, и исчезает преждевременная надежда; земледелец, угнетенный сильным унынием, отложив серп, сокрушается печалью о преждевременном конце лета. Но когда благорастворенность воздуха сделает колос блестящим и зрелым, и белеющий посев согнется наподобие старцев, ожидая летней жатвы, тогда сельчане, с острыми серпами в своих широких дланях, прибавляют к трудам труды, удовлетворяют свое желание, насыщаются исполнением своих надежд. Тогда вол веселой поступью, с суровым взглядом, отправляется на гумно, когда остальные животные отдыхают дома. Остальные животные, козы, свиньи и овцы, которые не подвергали свои шеи ярму плуга, стесняясь своей совестью, рабски приближаются к гумну (и) похищают вязанки колосьев; только вол, вытянув широкий язык, смело берет плоды своих трудов. Ты видишь там жнецов, видишь там плодоносную пашню, гумно, вола; перейди отсюда к церковному благоустройству, и ты увидишь таинственную церковную обработку земли.    «Вышел сеятель сеять» («Изыде сеяй сеяти»). Мы только что слышали об этом из Евангелия. «Вышел». Кто? Христос, пришедший с неба в мир. «Сеятель» — Христос, семя — слово Божие, пашня — человечество, волы — апостолы, плуг — крест, ярмо — единомыслие; яремный ошейник — сладкая любовь, соединяющая выи апостольские. «Вышел сеятель сеять». Вышел Христос не с тем, чтобы жать, но сеять; еще не были посеяны семена воскресения в сердцах людей. «Вышел сеятель сеять», не рожь, не ячмень, не пшено, ни другое что-нибудь земное, но веру в Отца и Сына и Святого Духа, надежду воскресения, любовь к Богу и людям нелицемерную и небезразличную. Сеющий Христос вышел из отеческого лона, сущий в лоне Отца, и пришел к нам, как сам прямо говорит: «Я от Отца исшел и прихожу» (Иоан. 8:42, 16:28). Но исшел от Отца, отнюдь не разлучаясь с Ним, а с нами пребывая. Этот сеятель вышел, чтобы искоренить плевелы, злобно посеянные диаволом в душах людей. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» («Всяк сад, — сказано, — егоже не насади Отец мой небесный, искоренится») (Мф. 15:13). Вышло солнце правды, чтобы светлыми лучами Своего божества осиять омраченные сердца людей. Вышел пастырь овец, чтобы, посеяв соль благочестия, доставить овцам здоровый корм писанного закона. Вышел сеятель с десятью запряжками волов, чтобы сделать один скудельный сосуд и, посеяв шесть мерок, сделать три меры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

297 Тертуллиан: «Голубка, ослепившая детенищ своих, умеет возвращать им зрение посредством собственной слюны. Неужели же грешник, ведая, что Христос установил покаяние для его спасения, будет чуждаться его?» Св. Киприан: «Во сколько выше по вере, лучше по страху те, кои, хотя не сделали преступления ни чрез жертвоприношения идолам, ни чрез записи; однако по тому одному, что думали об этом, с болезнию и искренностию исповедуют это пред священниками Божиими, очищают совесть признанием, излагают бремя своего духа, ищут спасительного лекарства для своих малых и легких ран, памятуя сказанное в Писании: Бог поругаем не бывает ( Гал. 6:7 )... Умоляю вас, возлюбленнейшие братья! – Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, – пока исповедь его может быть принята, – пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу». Терт. О пок. гл. 12: тв. ч. 2 с. 100–101. Спб. 1847. Св. Кипр. О падших: тв. т. 2 с. 163. 164. К. 1861 г. 298 Св. Афан. в. Отрыв. прот. новациан: тв. т. 2 с. 1315. Пар. 1857. Св. Василий: «Гораздо благоприличнее и безопаснее (для инокини) такая исповедь, которая бывает при старице пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления... Исповедывать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство таин Божиих». Св. Златоуст: «Еще живут (священники) и обращаются на земле; а поставлены распоряжать небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам. Ибо не им сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф. 18:18 ). И земные владыки имеют власть связывать, но только тела. А те узы связывают душу, проникают небеса: и что священники определяют на земле, то Бог утверждает на небе. Господь согласуется с мнением рабов своих». Пр. Иероним: «В книге Левит (гл. 14) читаем, чтобы прокаженный представлялся жрецу, и если будет он прокажен, то признается прокаженным и от священника, не потому, будто жрецы делают прокаженными и нечистыми, но потому, что знают, кто прокаженный и кто непрокаженный, и умеют различать чистого от нечистого. Подобным образом бывает и здесь (в новом завете): епископ и пресвитер связывает или разрешает виновных и невинных, но – по своей обязанности, когда, выслушав грехи, знает, кого надобно связать и кого разрешить». Св. Вас. в. Прав., крат. излож.: тв. ч. 5 с. 267. 360. М. 1847. Св. Злат. Слов. о свящ. 3: хр. чт. ч. 42 с. 10. 11. Пр. Иер. Толк. на Матф.: тв. т. 4 ч. 1 с. 75. Пар. 1706. Св. Амвр. м. О пок. кн. 1 гл. 8, кн. 2 гл. 2 л. 1 наоб. 19. Спб. 1778. Св. Кирил. ал. Толк. на Иоан. кн. 12: тв. т. 4 с. 1101. Пар. 1638.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Конец: «и обрати плевае в воду чтов. И ицеле с(вя)ту.». 39) Л. 371 об.–372 об. «Проло(г) о с(вя)те(м) Вячелаве м(учен)це Х(ристо)ве»: «Се на(с) поистине роды многообра(з)ныа» См. выше стр. 1–9. 40) Л. 372 об.–386 об. «Книги о ро(де). И о страсти. Септеврия. кн(язя) с(вя)т(о)го Вячесла(ва)»: «О(т) перваго все(х) верны(х). оученаго оуставлениа. пагубному.» См. выше стр. 8–77. 41) Л. 386 об.–431 об. «Патерик с Б(о)гом иборная слова вкратце о(те)ческих пооучениа житиа их»: «Рече Иоан Зла(то)уст. Седящу ти чтении слове(с) Б(о)жии(х)... Брат некто живыи в киновии оунываа в оучении. Впрооси о(т)ца своего гл(аго)ля...» Конец: «Бра(т) странствова впроси старци гл(аго)ля... ктому его не имаши ведети» 42) Л. 432–435. «Все с(вя)щенно Писание разделяеся в (д)ва Завета: сиире(ж). в Ветхии. и Новыи. Ветхии Заве(т) вводи(т) чтущи(х) к боязни страха мук. И продолжи(т)ся о(т) начала книги, да(ж) до ев(анге)лии, и разделися в четыре части. Сире(ж) законную, историческую. Первая часть законная сдержи(т)ся в пятеры(х) книга(х) Моисеова. И г(лаго)лются законныа. поне(ж) в ни(х) и суды оусты Б(о)жиими н(а)реченые в(з)вещаются. И суть сии»: «Гл(а)вы к н и(г) В е(т) х а г о зав (е) т а Перваа книга рожениа. сире(ж) бытиа. бесседует же о створение мира...» Об этой статье см. Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки, Отд. I, М. 1855, стр. 9. 43) Л. 435–467 об. «Гл(а)вы. а. Книгы. а(минь). «О створении мира и всеа твари. И о деле(х). (Иисуса Христа). днеи...»» Конец (Маккавейской книги): «еи. Како Никанор Июду Маккавеа воева и одолене о(т) Июды и оубиен» 44) Л. 468–470. «Полихрона о Иове. Неявление слову е(м) в Б(о)жии(х) книга(х), многи има(т) вины. первая(м), яко в(с)е язы(к), в ине язы(к) прелагае(м), погубляе(т) свое сставление...» Сравн. Описание слав. рукописей Моск. Синод, библотеки, отд. I, М. 1855, стр. 59 – 62; отд. И, М. 1857. стр. 55, А. И. Яцимирский , Из истории славянской письменности в Молдавии и Валахии XV–XVII вв. (Памятн. Древн. письм. и искусства, CLXII, Спб. 1906), стр. LXI–LXII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Даже язык, на котором говорили жители этой страны, в сравнении с прежним языком после вавилонского плена получил свой особый отпечаток. Древний еврейский язык, на котором первоначально были написаны книги Ветхого Завета, более и более терял теперь значение языка народного, а в конце концов он остался только языком богослужебным и языком ученых, который для обыкновенных евреев становился понятным лишь при посредстве перевода и толкования. Вместо него, с течением времени, в народное употребление вошел из Сирии язык арамейский с еврейским оттенком. Уже ( 1Ездр.4:8–16 ; 2Ездр.2:16 ) и Даниил ( Дан.2:4; 7:28 ) писали отчасти на арамейском языке; а Новый Завет ясно дает видеть, что во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа народным языком был язык арамейский, ибо он полон арамеизмами, напр., Голгофа ( Мф.27:33 ), Авва ( Мк.14:36 ), Мессия – вместо Мешиах ( Иоан.1:41 ), Кифа ( Ин.1:42 ) «Или, Или» – на кресте ( Мк.15:34 ) и т. д. Кроме того, едва ли можно сомневаться, что и греческий язык и даже греческие нравы и обычаи были не чужды палестинцам как на западе, так и на востоке страны. Прибрежные города были населены по преимуществу греками, – и если масса иудейского народа была знакома с греческим языком, конечно, только по нужде, то тем более знали его иудейские высокопоставленные и ученые люди. Главный город Самарии во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа носил даже греческое название Севастии, имел греческие монеты и даже греческие богослужения. В царствование Тиверия большую часть жителей Галилеи также составляли именно греки. Даже в Иудее и в особенности в Иерусалиме греческий язык был хорошо известен. Ирод держал при своем дворе многих эллинов; Рим сносился с Палестиной на греческом языке; в высшей степени вероятно также и то, что императорские монеты были греческого чекана (ср. Мф.22:19 ); наконец, в храм иерусалимский стекались многочисленные иудеи, говорившие только по-эллински, иудейские единоверцы из различных городов и даже язычники ( Ин.12:20 ); эллинисты имели в главном городе свои собственные синагоги ( Деян.6:9 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Миня Р. G. Т. 7 Рус. пер. свящ. Преображенского. 39 На основании Ев. Иоан. 8:56–57 и свидетельства малоазийских прествитеров, непосредственных учеников Апостолов, св. Ириней полагал, что Иисус Христос тридцати лет выступил на служение, а умер, имея около пятидесяти лет. 2:22, 4–6. 54 Ibid. 4:30, 3–4. Последнюю ступень в развитии человека св. Ириней довольно редко называет обожествлением, как в приведенном месте. Выражение это, употребляемое в том же смысле, было обычно в философской литературе. См. Klebba. Die Antropologie des hi. Irenaeus. (Kirchengeschichtliclie Studien В. П, H. Ш. Munster, 1894 S. 186). Здесь приводятся слова Эпиктета «Θεν ξ νθρπου πιθυμοντα γενσθαι». Из христианских писателей этот термин употребляет уже Феофил Антиохийский (Ad Autol. П, 27) Ibid. 59 Влияние философии Платона на св. Афанасия давно отмечено исследователями. См. напр. К. Hoss. Studien uber das Schrifttum und die Tbeologie des Athanasius. Freiburg 1899 S. 34–39. 84 Классическим образцом метода апологетов может служить 8 гл. Апологии Афинагора. Otto. Corpus apologetarum 7. Рус. пер. свящ. Преображенского. Сочинения древних христианских апологетов. Москва 1867. 86 Athanasius. Contra arian. 1:20. Migne. T. 26. Col. 53 . Рус. пер. Москов. Духовн. Академии изд. 2, 1902–1903 т. 2, 202. Сочинения св. Афанасия цитирует по изданию Миня Р. Gr. 25–28 и по названному русскому переводу. 93 «Всемогущее, всесовершенное святое Слово Отца, низшедши во вселенную повсюду распространило свои силы, озарив видимое и невидимое, в Себе все содержит и скрепляет, ничего не оставив лишенным Своей Силы, но сохраняя и оживотворяя все и во всем, и каждую вещь в особенности, и вместе все в совокупности». Contra gentes 42. Migne. Т. 25. Col. 84 . Рус. Пер. 1, 182. 94 Contra arian. 2, 79. Рус. пер. 2, 365–366. «Чтобы созданное не только существовало, но н существовало прекрасно, Бог благоволил, чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некоторый отпечаток и подобие Его образа, и чтобы приведенное в бытие оказалось премудрым и достойным Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

1:17), то правильно взирающий на тварь по необходимости усматривает создавшее ее Слово, а чрез Слово начинает уразумевать и Отца. Если же, по сказанному Спасителем, никто же знает Отца, токмо Сын, и если кому Сын откроет (Матф. 11:27), и на вопрос Филиппа: «покажи нам Отца» , не сказал Господь: смотри на тварь, но: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14:8, 9), то справедливо Павел обвиняет язычников, что, рассматривая стройность и порядок в твари, не домышляются о Зиждителе твари — Слове, потому что твари возвещают своего Зиждителя, чтобы через них уразумели истинного Бога и прекратили служение тварям. Апостол, давая разуметь о Сыне, сказал: «и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1:20). Святые же, говоря: «Сый прежде век» (Псал. 54:20), «Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2), тем не менее, благовествуют опять о всегдашнем бытии и о вечности Сына, чем и означают, что Он Бог. Исаия говорит: «Бог вечный... устроивый концы земли» (Ис. 40:28). Сусанна сказала: «Боже вечный» (Дан. 13:42). Варух написал: «возопию к Вечному во дни моя» (Вар. 4:20), и несколько ниже: «аз бо надеяхся на Вечнаго о спасении вашем, и прииде ми радость от Святаго» (Вар. 4:22). Поелику же и пиша к евреям, апостол говорит «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), и Давид в восемьдесят девятом псалме воспевает: «и буди светлость Господа... на нас» (Псал. 89:17), и «во свете Твоем узрим свет» (Псал. 35:10), то будет ли кто столь неразумен, чтобы сомневаться в вечном бытии Сына? Ибо когда видел кто свет без светлости сияния, чтобы мог и о Сыне сказать: было, когда Его не было, или не был, пока не рожден? А сказанное Сыну в 144-м псалме «царство Твое царство всех веков» (Псал. 144:13), не позволяет никому представлять даже самомалейшей продолжительности, в которую бы не было Слова. Ибо если всякая продолжительность измеряется веками, а Слово есть Царь и Творец всех веков, то поелику нет и самомалейшей продолжительности прежде Слова, необходимо назвать это безумием, когда говорят: было, когда не было Вечного, и Сын из не сущего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

Елицы же прияша, – значит и из иудеев не все не приняли Господа: – так по словам самого таинника. Так и по истории христианства. Его приняли, в Него веровали апостолы и другие лучшие люди ( Ин.10:42, 11:45 ). Его приняли Павел гонитель и очень многие другие. Елицы же прияша, οσοι, кто бы то ни были, – не только из иудеев, но и из язычников, которых захотел собрать в едино стадо небесный пастырь, – даде им область, право или по Златоусту честь чадом Божиим быти. По естеству мы все чада гнева, как грешники от колыбели до гроба. Но Сын Божий, примирив с нами правду Божию Своим крестным страданием, даровал нам честь детей Божиих, поставил нас в права любимых чад Божиих. И иудеи назывались детьми Божиими, как поклонники истинного Бога ( Втор.14:1,2 ). Но новые дети Божии отличаются тем от прежних, что они служат Богу не с понуждениями, нужными для раба, а с любовию сыновнею ( Гал.3:6 ), не покорены стихиям вещественным, уставам обрядовым, а закону духовному, – не отягчены чувством проклятия, а ощущают близость к себе Бога – Отца ( Гал.4:1 ; Кол.2:14 ) и дышат надеждами на вечный покой ( Рим.6:17 ; Ин.17:26 ). В чем состоит принятие Бога – Слова, столько благодетельное для людей? Это показывает евангелист словами: верующим в имя Его. Те приняли и принимают Его, которые веруют в Него! И по другим наставлениям небесным, небесного гостя принимают верою. Не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что не верите тому, которого Он послал: так говорил Сам Господь ( Ин.5:38 ). Ст. 13. Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Если бы подумал кто, что честь детей Божиих достать не трудно, – нужна кое-какая вера во Христа, или даже близость наружная к обществу верующих: тот тяжко ошибся бы. Евангелист выставляет тех сынами Божиими которые родились не от крове, не от семени Авраамова, чему противное допускали так охотно иудеи ( Рим.9:6,7 ; Ин.8:33,34 ), ни от похоти плотския, не по желанию плоти, обыкновенных стремлений людских, ни от похоти мужеския, не по желанию людей знаменитых, каковыми считались в греческом мире мужи – герои, но от Бога родишася. Это то возрождение, о котором преподавал наставление Господь Никодиму. Аще кто не родится свыше (снова), не может видети царствия Божия ( Ин.3:3,4 ). Ап. Петр так говорили о том же: порождени не от семене истленна, но неистленна, Словом живого Бога ( 1Пет.1:23 ). Св. Златоуст говорит: «евангелист сказал это (о рождении небесном) для того, чтобы мы, познав ничтожество и низость рождения от плоти и крови и достоинство второго рождения по благодати возымели высокое о нем понятие – и затем показывали великую о нем заботу» (Бес. 10 на Иоан).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Grote, Hist. of. Greece, edit. 2, 2:13. 514 Aug. de Haer. 40 (col.37). c. Faust 1. 3; 22:49; также извращение роли Бога и сатаны в деле искушения, уже выступало перед нами в гностицизме (см. выше). Тирбон говорит, что древо познания был сам Иисус Disp. 10. 518 Disp. 7, 47, 50; Alex. Lycopolit. de Placitis Manich. 24 (Patrol. Graec. 18); Aug. c. Faust. 2:1; 3:5; 26:1, 2. 520 За исключением, однако же мелких насекомых, как слишком малых, чтобы содержать небесные частицы. Aug. De Mortibus. Manich. 63, 64. По-видимому, практическое неудобство относится с уважением к жизни таких существ было отчасти причиной появления этой части верования (Aug с. Adimant. 12:2). Буддистским ламам запрещается убивать червя, – запрещение, которое вообще связывается с верой в переселение души, хотя некоторые из более просвещенных объясняют его несообразность всякого убивания с кротостью характера человека, делающегося человеком молитвы. 521 Aug. c. Faust. 11:5; 21:2, 11; De Mor. Man. 39; De Nat. Boni 44. Это было намеком на распятие. 524 Disp. 9; Cyrill. Hierosol. Catech. 6:33; Epiph. 26:53; Aug. De Mor. Man. 57; Theodoret. Haer. 1:26 (p. 214) 532 Disp. 11; Ep. Fundamenti, приводимое автором трактата «De Fide Adv. Manichaeos» c. 5 in Appendix к тому 8, бл. Августина (Patrol. 42). 533 Disp. 10, 11, 46. Об отвержении пророчеств см. Aug. е. Faust. 12. Текст, в котором Спаситель говорит, что Моисей писал о Нем ( Иоан. 5:46 ), также отвергался (там же, 16:1:3). Возражения на Ветхий Завет подробно обсуждаются в 22 книге того же трактата. 537 Там же, 26–8. Epiph. 66:61. Theodor. Наег. 1:26. Манихеянин Феликс говорит, что он верует в параклита потому, что он учил о предметах, о которых не знали апостолы, как напр. «начало, средина и конец». Aug. Acta с. Felic. 1:9. 540 Aug. de Haer. 46, col. 38 Adv. Faust. 22:79. Эти подложные сочинения отчасти были те самые, которыми пользовались некоторые из гностиков. 546 Среди буддистов, ламам запрещено убивать какое бы то ни было животное, но они могут свободно есть мясо тех животных, которые убиты «черными людьми», то есть мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У кого не оставалось при чтении прощальной беседы того впечатления, что Спаситель совершенно как бы забывает о Себе и Своих страданиях; наоборот он говорит, что должен радоваться, да и Апостолы также. Этого мало. Он старается о том, чтобы Апостолы отвлеклись от предстоящего положения дел и забыли о том, что Спаситель должен страдать и они остаются без него. Причина такого возвышения духа заключается в сознании того, что Он переходит к Отцу; непосредственная деятельность Его на земле прекращается, но дело Его должно и будет продолжаться. Всматриваясь в прощальную беседу, мы увидим, что она написана простым языком, проникнута теплым чувством и полна крутых переходов, как будто бы содержание не укладывается в логические рамки. Но не смотря на это, все содержание этой беседы может быть сведено к одному: «Вы стали учениками не по своей воле, но Я вас избрал, чтобы шли вы на дело пастырства и приносили плод большой (16:15). Поэтому как наместников Своих Я уже не называю вас рабами, как называл прежде ( Лук. 12:42 след.), а называю теперь уже друзьями ( Иоан. 16:15 ). Правда, в этом деле вас ожидают большие неприятности (16:2): вас будут преследовать, убивать... но... «раб не больше господина (15:20)». Если учитель нес преследования, гонения, то и они не должны отказываться. Конечно, это может отторгнуть их от дела, но они не должны страшиться и возвращаться назад, так как, согласившись следовать за Ним, они обещали продолжать дело христианского пастырства. Затем, они должны помнить, что хотя физически страдания будут тяжки, но психически будут возвышать их. «Если бы вы были от мира, то мир возлюбил бы вас, но мир будет преследовать вас; значит, вы выше сего мира (15:19). Вас может смущать одно, что вы, может быть, будете не уверены в успехе своего дела. Но вы должны быть уверены в силе своего дела. Вы должны знать только одно, если вы соблюдаете заповеди Моя.., то ваши средства превзойдут ваши нужды (14:12; 16:24). Кроме того, если Я ухожу, то это не значит, что вы останетесь одни; нет, Я испрошу вам Утешителя (14:16; 17:26) Духа, который будет помогать вам, наставить вас на всяку истину. Вам не нужно заботиться, даже о Форме речи ( Мф. 10:20 )». Вот те мысли, которые выражены Спасителем в завещании Его Апостолам. И сила их была изумительна. Сначала и далее во время прощальной беседы Апостолы являются неподатливыми; они не могут отрешиться от своего психического состояния; они готовы остановить Спасителя на всяком выражении (10:14, 5; 8:22; 16:17), дабы направить Его на свой образ мыслей. Но в конце они являются совсем другими: теперь мы видим, что Ты прямо говоришь и притчи никакой не говоришь (16:29 след.); посему веруем, что Ты от Бога изшел. И Спаситель, хотя указывает действительную меру их готовности, призывает к смирению (16:31 след.), но в заключительном первосвященническом молитвенном воззвании к Отцу твердо свидетельствует, что они уверовали в Него и сохранили слово Его (17:7 и 8), и Он (слово и дело Его) в них (ст. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010