Пс.1:2 . Но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь Он говорит: блажен не только тот, кто не участвовал ни в чем вышесказанном, но и соглашал свою волю с законом Господним, желая (только) того, и размышляя постоянно о том, что внушает закон; и согласно с этим располагал свою жизнь. Ибо таким образом и Бог узаконил чрез Моисея, говоря: «и пусть будут слова закона этого всегда во устех твоих и будешь размышлять о нем, сидя и вставая, и ложась спать, и навяжешь на руке твоей и будет непоколебимым пред глазами твоими» ( Втор.6:6 не буквально). Потом показывает рождающийся отсюда плод: Пс.1:3 . И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика творит, успеет Потому что так ведущий себя, как насажденный при потоке божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод – добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, то есть (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели. Или под плодом должно разуметь от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями согревающую надежду спасения, которой никогда не теряют и которая облегчает чувство скорбей. Справедливо же божественные глаголы сравнивают с водами, потому что они напояют и оплодотворяют души, как воды растения. Так и Христос собственное учение назвал, сказавши: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; и: веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы» ( Иоан.7:37–38 ); и «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Иоан.4:14 ). Такому человеку и Бог содействует во всем. «Ибо от Господа, сказано, стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело» ( Пс.36:23 ). И апостол опять говорит: «любящим Бога вся поспешестуют во благое» ( Римл. 8:28 ). Выражение: «вся» прибавлено с основательностию, ибо успевший в этом и не желает сделать что-нибудь худое, поэтому он и получает успех во всем от Бога. Таким образом побудивши к добродетели (обещанием) благ, он укрепляет борцов указанием несчастий , когда говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Лук. 6, 32–34 на хвала е (ποα μν χρις στν). Так же четвертая редакция, – Библия 1499 г. (пятая ред.) в ст. 34-м имеет также: хвала, но в ст. 32 и .33 по нын. блгдть. 6, 49 сиже рка ( προσρηξεν ποταμς). Славянские списки четвертой и пятой редакций переводят по нынешнему: припаде. 7, 38 нача ноз его слезами (βρχειν). Так и четвертая редакция, но Библия 1499 г. мывати, Острож. Моск. и Киев. Библ. но нын. оумывати. 8, 56 оужасахоус (’εξστησαν). Четвертая и пятая редакция по нын. дивистас. 16, 14 i подражаху и (κα εξεμυκτριζον ατν). Четвертая ред. похоулхоу его, Библ. 1499 г. по нын. рхоус смоу. Иоанн. 3, 33 е свдтество заисчатл (’εσφργισεν). въ е. Так и в четвертой редакции. Но Библ. 1499 г. и печатн. по нын. врова (только в Моск. и Киев. библиях на поле напечатано оутверди, как и в нынешнем печатном тексте внизу). 11, 54 тоу жив (διτριβεν) со оучики Так и четвертая редакция, по Библ. 1499 г. и печ. но нын. хожаше. Заметим, что греч. διτριβεν перев. живше в всех рукописных Евангелиях и в нынешнем тексте, Иоан. 3, 22 . 2. Согласно с Мстиславовым Евангелием XII в. и другими списками Евангелия второй, древнерусской редакции, Алексеевский список Нового Завета представляет отличия текста от большинства списков первой редакции и от нынешнего печатного текста а) в вариантах: Матф. 26, 52 вс бо но ноже оумираю (ν μαχαρ, как читается в многих греч. списках, у Златоуста, Феофилакта, Евфимия и др.) В Галич. Ев. 1144 г., представителе списков первой редакции, чит. ножьмь (πολονται), как и в нынешнем печатном тексте. Лук. 13, 34 хот собрати чата же образо коко ско птенца под (в греч. списках содержится чтение τ αυτς νοσσα, – сд. Матф. 23, 37 ). Гал. Ев. и нынешний печ. текст имеют: гнездо свое, τν αυτς νοσσιν, каковое чтение принято большинством древних греческих кодексов. Иоан. 5. 28 грде В ню вси соущни в гроб оуслыша гла е (в древних греч. кодексах чит. κοσουσιν τς φωνς ατο). Гал. Ев. и нынеш. печ. текст: оуслашть гласъ сна В одном греч. списке XI в., по Тишендорфу, в Вульгате и у латинских писателей чит. το υο θεο, filii dei или filii hominis. Судя по согласию большинства древних списков первой редакции. (Ассем., Зогр., Тип. 1 и др.), представляющих, чтение Галичского Евангелия, можно думать, что это чтение, принятое и в нынешний печатный текст, есть в тоже время древнейшее славянское, первоначальное. Это, как и некоторые другие места, по-видимому, указывает па влияние латинских переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Явление ангелов, само собой разумеется, не исключало явления Иеговы: ангелы служили посредниками при передаче закона в руки Моисея. «ν χειρ μεστου». В Новом Завете название Моисея – »μεστης " предполагается из выражений: Евр. 8:6; 9:18; 12:24 и Деян.7:38 . В Ветхом Завете нет такого названия; нет его и в апокрифах. Тем не менее здесь в 19 стихе под посредником нужно понимать Моисея, а не Христа, вопреки мнению Златоуста. Феофилакта и др., и не Ангела Завета (Schmieder, – nova interpr. Gal. 3:19–20 ), так как учение о последнем встречается у позднейших раввинов и не может основываться на приводимых Шмидером местах: 19:19; 20:18; 33:11: Числ. 12:5–8 ; Второз. 5:4. Исх. 33:18–23; 40:35 ; Второз. 33:2; Псал. 68:18 ; Малах. 3:1 . Деян.7:53 . Цель фразы: «διαταγες δι’ γγλων, ν χειρ μεστου " та, чтобы дать понятие о подчиненном значении закона не в сравнении с Евангелием (вопреки мнению Olshausen " a), но с обетованием. Мысль о подчиненном значении закона сравнительно с обетованиями очень ясна в данных словах. Закон учрежден не непосредственно Богом, но чрез ангелов и посредника. Так думают наши русские богословы: Филарет Черниг., Феофан Тамб., и западные: Luther, Eisner, Wolf, Estius, Semi., Rosenmüll., Tyschend., Flatt, Rück., Usteri, de-Weite, Baur, Hofm., Klopper, Fricke, Keihl, Olshaus., Weiss., и др. Поэтому мнение, что здесь выражена мысль о величии закона, не может быть принято на следующих основаниях. 1) Нет сомнения в том, что упоминание: об ангелах при известных случаях выражает особенное величие и славу явления. Ангелы были при даровании закона (Второз. 33:2 по перев. 70 и Деян.7:38, 53 ); они же будут и при втором пришествии Христа ( Мф.24:31; 25:31 ; Иоан. 1:51 ; 1Тимоф. 3:16 ). Несомненно, что дарование закона принадлежало к высшему Божественному отличию Израиля ( Рим.9:4 ), но только в отношении к языческим народам. Напротив, по отношению к обетованию, данному прежде времени Моисея, или Евангелию, как непоередственному действию Божию, закон стоит гораздо ниже, как данный при посредстве ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

56:10–11, Иер. 10:21, Иер. 23:1–6, Иез. 34:1–6, Зах. 11:16–17. Об антихристе: Ис. 14:4-20, Иез. 28:13–19, Дан. 11:35–40, Дан. 12:9-13. О суде над народами: Ис. 2:10–21, Ис. 13:6-15, Ис. 24:4-23, Ис. 63:1–6, Ис. 66:15–16, Нет. 46:10, Иер. 50:31–32, Иез. 9:4–8 (Апок. 7:3), Иез. 30:2–3, Иез. 38:20–23, Дан. 7:9-12 (Апок. 4:2, 5:11, 20:12), Иоил. 2:1-10, Иоиль 3:2-17, Амос. 5:18–20, Соф. 1:14–18, Соф. 3:8–9, Наум 1:3–7, Авд. 15, Мал. 4:5, Мал. 4:5 (Апок. 11:3–6). Об уничтожении зла и страданий: Числа 24:17, Ис. 11:1-10. О вечной радости: Ис. 42:1- 12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4). О воскресении плоти (Иов 19:25) и уничтожении смерти: Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14. О торжестве истины и справедливости: Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5. О славе торжествующей Церкви: Ис. 26–27 главы, Ис. 52:1–2, Ис. 60:1–5, Ис. 61:10–11, Ис. 62:1–5. Об обновлении мира: Ис. 4:2–6, Ис. 11:1-10, Ис. 44:22–24, Ис. 49:13–15, Ис. 52:1–9, Ис. 60:1-21, Ис. 61:10, Ис. 62:11–12, Ис. 65:17–20, Ис. 65:25, Ис. 66:22–24, Иер. 32:39–41, Иер. 33:6–9, Иер. 33:15–16, Вар. 5:9, Дан. 12:1–3, Ос. 3:4–5, Ос. 13:14, Авв. 2:14, Соф. 3:9, Зах. 8:3. Заключительный обзор Пророческих книг При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников, на пророков легла трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь. Естественно, что в речах пророков преобладает обличение. Чтобы всколыхнуть совесть слушателей, эти обличения порой принимали очень настойчивый и даже резкий тон, что в глазах современного читателя придает пророческим книгам известную суровость. По образному сравнению Спасителя, древние пророки первыми как бы вскапывали почву жестоких человеческих сердец, подготавливая ее к последующему принятию семян апостольской проповеди (Иоан. 4:37–38). Если бы какой-нибудь проповедник или писатель в наши дни употребил по адресу евреев эпитеты подобные тем, которыми испещрены пророческие книги, то, несомненно, его бы обвинили в крайнем антисемитизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Безразличных поступков нет. В Св. Писании такое состояние человека, которое можно назвать безразличным, осуждается, как нравственно дурное ( Апок. 3:15–16 ). (См. христ. учение о нравственности Мартенсена т. I, 436 стр.). Глава 7. Жизнь Иисуса Христа, как образец и пример нравственной жизни Идеал нравственного совершенства слово Божие указывает в Самом Боге. ( Мф.5:48 ). Такой идеал необходим для человека: совершенства Божии служат сильнейшим средством к возбуждению в нас добродетели христианской. Душа наша, как образ Божий, должна стремиться к своему Первообразу путем уподобления Ему. Такой идеал нравственного совершенства явил в Себе Самом Сын Божий, сошедший на землю и принявший человеческую плоть. Земная жизнь Иисуса Христа поэтому должна быть образцом нашей нравственной жизни ( I Nemp. 2:21 ; Евр. 12:2 ; Филип. 2:5–6 ). «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите такожде» ( Ин.12:15–17; 12–26 ; Мф.11:29 ). Существенные черты нравственного совершенства Иисуса Христа, высочайшая нравственная свобода и высочайшая любовь. Нравственные совершенства, какие явил в Себе Иисус Христос, описать и достойно оценить выше сил человека, но под руководством слова Божия можно отметить некоторые существенные черты нравственного совершенства Иисуса Христа. Каждое из душевных качеств его представляет для нас недосягаемое совершенство. Слово Божие указывает нам на два свойства Его нравственной жизни: высочайшую любовь и высочайшую нравственную свободу. Иисус Христос проявлял любовь ко всему, что носит образ Божий, особенно к людям. Любовь к Богу выражалась в безусловной покорности Его воле: «снидох с небеси не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин.6:38 ). Мысль Его всегда была обращена к Богу Отцу, даже во время тяжких страданий на кресте. С любовью к Богу в Нем соединялась любовь к людям. Что иное, как не любовь к грешному человечеству, побудило Сына Божия смирить Себя даже до смерти крестной? По этой же любви Он Всего Себя отдал во время земной жизни на служение Своим братьям по плоти: «Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити и дать душу свою избавление за многих». ( Мф.20:28 ). Иисус Христос явил высочайшую свободу от грехов и страстей, свободу по· отношению к внешнему миру и по отношению к человеческому обществу. Будучи покорен воле Отца Небесного во время всей земной жизни ( Ин.6:38 ). Иисус Христос был превыше греха; Сам Иисус Христос свидетельствует пред врагами своими: «кто от вас обличит Мя о грехе» ( Ин.8:46 ) и те, при всем своем желании, не могли отыскать ни одного греха. Будучи безгрешным (Иоан. 14:30), Иисус Христос всегда обличал грех в других ( Мф.23 ), Он явил свободу по отношению к внешнему миру. Никакие блага мира внешнего не могли привлечь Его к себе. По отношению к требованиям духовно-телесной природы Своей Иисус Христос являл и другим заповедал во имя высших нравственных интересов, полную свободу ( Мф.6:33 ; Лук. 10:41–42 ; Мф.4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

3) В стих. 31–38 мы уже встречаем длинную вставку, совершенно не относящуюся к тому, о чем говорится раньше. Вместо того, чтобы сейчас рассказывать о впечатлении, какое произвела эта весть на Самарян, писатель рассказывает о том, как ученики просили Спасителя есть принесенную ими из города для Него пищу. А далее он начинает передавать совершенно новую беседу Спасителя с учениками (IV, 31–38). Только окончив этот рассказ, писатель снова говорит о том, о чем он необходимо должен бы говорит раньше (39–42). Тенденциозный гностик 2-го столетия, который хотел во всей этой беседе раскрыть строго, последовательно, логично, диалектически одну идею, никогда не допустил бы этой непоследовательности. Так писать опять мог один только Иоанн очевидец. и) Наконец, для чего написан стих 42-й, если бы писателем был не Ап. Иоанн? Он не имеет решительно никакого отношения к предвзятой мысли писателя гностика. Но Баур и его последователи не удивляются этому. Они продолжают доказывать, что Самарянка лицо вымышленное, а не историческое. В ней, говорят, олицетворяется противоположное отношение языческого мира к христианству сравнительно с Иудеями (Baur. Ор. cit. ss. 146. 147). Но во-первых, почему Спаситель олицетворяет тип язычника в лице Самарянки, а не в лице какого-нибудь язычника? Во-вторых, каким образом Евангелист освободил Самарянку, эту представительницу языческого мира, от всех недостатков языческого мира, изобразил ее верующею в одного Бога ( Uoah. IV, 20 ), горячо ожидающею Мессию (IV, 25). Этими чертами она скорее приближается к иудейству, чем к язычеству. 714 За исключением того времени, когда Ап. проповедовал Евангелие „заблудшим овцам дому Израилева“. 722 Renan. Vie Jesus. 7 edit. Introd. p. XXVII sqq. cf. Reuse. Ges, der Heiligen. Schriften d X. T. 4 Aufl. 1864, g 219 и др. 724 Прот. M. Богословский. Об отличит. хар. Еванг. св. Ап. Иоан. Богосл. Чт. в Общ. 1872 г., стр. 107 сл. 733 Бог творит и устрояет мир посредством слова ( Λογο); посредством слова и членораздельной речи открывает Свою волю вашим прародителям, заключает Свой завет с патриархами, руководит Моисеем, Иисусом Навином, Судьями и Царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Скачать epub pdf Слово в неделю о расслабленном Х ощеши ли цел быти ( Иоан. 5:6 )? Вопрос, по видимому, странный, неуместный и излишний! Человека, 38 лет лежащего на одре болезни в иерусалимской лечебнице, – кажется, нечего было и спрашивать: хочет ли быть здоровым? Что хочет и сильно хочет, это понятно и без вопроса, при одном взгляде на долголетнего страдальца. Кому приятно находиться в болезни, и кто не желает, сколько возможно, скорее освободиться от нея? А быть больным 38 лет и не желать выздоровления, возможно ли это, естественно ли, и с чем это сообразно? Потому-то расслабленный на предложенный ему вопрос о желании исцеления отвечал не только утвердительно, но и с клятвою: ей, Господи, сказал он вопрошавшему Иисусу Христу, но человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель; егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит (ст. 7). Для чего же небесный Врач предложил такой неестественный вопрос, которого, вероятно, не предложил бы и ни один врач земный, а поспешил бы исцелить больного, если бы чувствовал себя к тому способным? Должна быть, братия, причина этой мнимой неуместности, и причина очень важная: ибо Вопрошающий был не простой человек, но вместе и Бог, вся ведущий и в сердцах человеческих читающий, и тайная помыслов наших разумевающий, слова которого все суть: ей и аминь ( 2Кор. 1:20 ), и ни одно из них не может назваться ни излишним, ни недостаточным. Какая же это могла быть причина? Ее не трудно открыть из слов самого Иисуса Христа, сказанных тому же расслабленному, уже после исцеления его: се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (ст. 14). Из сих слов ясно оказывается, что причина тяжкой и многолетней болезни расслабленного заключалась в грехах его; следовательно, обращенный к нему в начале вопрос Иисусов значил тоже, что и следующий: хощеши ли престать от греха? А об этом стоило спросить и стоило в последствии напомнить, дабы не случилось чего-либо худшего. Не истребив причины болезни, нельзя было надеяться и верного исцеления. Но вот, наше общее с евангельским расслабленным несчастие! Мы не любим болезней, и если оне постигают нас, нетерпеливо желаем от них освободиться, но от любимых грехов наших, произведших болезни, отстать не хотим, а если и решаемся на то, то часто изменяем сами себе, или отстаем слишком медленно и нерешительно. Не тоже ли это значит, что мы не хотим быть здоровыми, и что здоровье нам наскучило?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Аминь. 78. В неделю расслабленного Ей, Господи, человека не имам; да егда возмутится вода, ввержет мя в купель. Иоан. 5:7 . Вот, что отвечал Господу расслабленный, 38 лет пролежавший при купели Силоамской – на вопрос Его: хощеши ли цел (здоров) быти? Человека не имам. Разве это были не человеки, которые тридцать восемь лет проходили мимо его? Мало ли в пяти галереях лежало больных различными болезнями, к которым вероятно во множестве приходили родные для питания и утешения, или и чужие посещали больных из сострадания; потому-то и купель сия называлась домом милосердия? Сколько приходило сюда тех, которые пригоняли сюда овец жертвенных? Однако, не оказалось никого такого, который, из сострадания к его долговременной болезни, погрузил бы его в купель: «человека не имам» –такого, который достоин был бы названия человека. Разве у него не было родных, друзей и приятелей? О, нынче друзья и приятели только до черного дня, – заболей – так и пролежишь весь век – не при купели благодатной, а где-либо под тыном. Верно расслабленный понимал, что человеком нельзя признать того, кто не делает добра и не оказывает любви к ближнему. Сколько и между нами есть таких, которые живут в нищете и горе потому только, что не имеют человека, который им помог бы: человека не имам. Сколько больных, которые не находят человека могущего их уврачевать: человека не имам. Сколько в темнице заключенных и по вине и без вины, которых никто не посещает и которым никто помочь не хочет: человека не имам. Человека ныне доброго трудно найти: за то у нас есть тот же Богочеловек, который исцелил расслабленного. Только призови Его со слезами на помощь в день скорби твоея; только возымей крепкую веру в Него и Он тебе всегда и во всем поможет; ибо Он и истинный человек и истинный Бог – Бог всемогущий и любвеобильный, умеющий спострадать несчастным. Любопытно было бы знать: за какой такой грех – юношеский – расслабленный наказан был Богом 38 летнею болезнью? А что он за грех наказан, то это мы ясно видим из слов Спасителя, который встретив его в церкви, сказал ему: се здрав еси; к тому не согрешай, да не горше ти что будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

72 :23-25) и пророки, предпочитавшие всем благам мира жизнь близ Господа и созерцание Его лица (Псал. 15 :11; 16, 15; 72, 25—26) и желавшие увести свой народ в пустыню и Кармильские леса, где бы он жил лишь одною всеохватывающею любовью к Богу (Мих. 7 :14; Ос. 2 :14). Проникнутые и согретые такою любовью, ветхозаветные праведники иногда, подобно Суламите и ея Возлюбленному (Песн. 2 :17; 4, 16; 6, 10; 7, 11—12; 8, 14), удалялись в пустыни и леса и проводили там подвижническую боголюбивую жизнь, напр. Илия, Елисей (3 Цар. гл. 17 — 4 Цар. гл. 6) и многие другие (Евр. 11 :38). Богопросвещенным, разрешенным от земных привязанностей и страстей, сердцем они предчувствовали и своим духом, вслед за Авраамом (Иоан. 8 :56), созерцали безконечное проявление Господней любви к людям до крестной смерти Единородного Сына Божия. Тем более христианские подвижники любили читать и изучать Песнь песней в таковом изъяснении и признавали «Книгою книг» и «Святым святых» из всех ветхозаветных писаний (Ориген). Поэтому в подвижнических творениях цитаты из этой книги встречаются очень часто. Один из подвижников и глубочайших православных богословов, св. Григорий Нисский составил и лучшее объяснение этой книги в православно-аллегорическом смысле. Воспользуемся им, чтобы понять и определить значение этой книги в каноне свящ. писаний. Приступая к чтению этой книги, он советует «оставить все чувственные помыслы, переменить страсть в безстрастие, угасив всякое телесное расположение, воскипая в сердце лишь пламенною любовью к Богу» (Беседа 1). Очевидно, с таким же настроением читали эту книгу и другие подвижники и находили в ней чистое учение, соответствовавшее их собственной чистоте. Суламита, постоянно удаляющаяся со своим Возлюбленным из шумного Иерусалима в поля и виноградники (7, 11—12), предпочитающая Его любовь всем благам мира (8, 7) — была отобразом подвижников Ветхого и Нового Завета, живших вдали от мира любовью к Богу. Слова ея: я сплю, а сердце мое бдит (5, 2), часто повторяются в подвижнических творениях и советах о постоянном богомысленном настроении подвижников (Добротолюбие т.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

4. Битва у Эммауса, 1 Маккавейская 3:38–4:25 Когда Антиох IV услышал о поражении близ Вефорона, он поклялся сделать всё, чтобы стереть с лица земли даже память о евреях. Но проблемы в Иудее не были единственной его заботой. Антиоха беспокоили также восстания на востоке. Он смог отправить большую армию в Иудею под командованием Горгия (в 1 Макк. 3:39 упоминается 40 тысяч пехоты и 7 тысяч кавалерии). Военачальник Горгий поставил свой главный лагерь в Эммаусе, находящемся у западного входа в Нагорную местность. Всё в этот момент было на стороне греков. Торговцы даже пришли туда, чтобы покупать рабов-евреев. Как сделал когда-то пророк Самуил ( 1Цар. 7:4–7 ), Иуда Маккавей тоже собрал свои войска у Массифы в Нагорной местности. Горгий поднялся по холмам, чтобы ночью неожиданно напасть на Иуду, но нашёл его лагерь пустым и решил, что евреи бежали. Но отряд Иуды спустился вниз и стал станом южнее основного лагеря греков в Эммаусе. Напав на Эммаус на рассвете, он обратил войско греков в бегство в сторону Газера, Иамнии, Азота и Идумеи. 5. Битва у Беф-Цура, 1 Маккавейская 4:26–35 Весть о сокрушительном поражении у Эммауса дошла до Лисия, которого Антиох IV поставил руководить всеми делами в землях западнее Евфрата. Лисий лично выступил с большой армией (1 Макк. 4:28 называет цифру в «шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников») в Марису на юге Шефелы, затем перешёл в Беф-Цур в Нагорной местности. Прежние потери греков на подходах в Нагорную местность с севера и с запада оставили открытым только этот путь с юга. К тому же Мариса была на территории едомлян, потомков Исава, бывших союзниками греков. Однако снова боевой настрой маленького отряда Иуды оказался сильнее греческой армии. 6. Повторное посвящение жертвенника и храма, 1 Маккавейская 4:36–61 Ослабив военное давление греков, Иуда обратил своё внимание на Иерусалимский храм. Он отразил все нападения греков в крепости и взял под контроль Храмовую гору. Но евреи увидели, что «святилище [храма было] опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены» (1 Макк. 4:38). Во дворах храма всё заросло и пришло в запустение. Поэтому был произведён ремонт, и затем в храм внесли новые священные сосуды. В 25-й день месяца Хаслева, в 164 году до Р.Х., ровно три года спустя после осквернения Антиохом IV жертвенника, на вновь сооружённом жертвеннике были принесены жертвы. Осквернённый жертвенник был разобран и положен в помещении на Храмовой горе на хранение до прихода пророка, который сказал бы, что с ним делать. В память о посвящении храма и жертвенника и был учреждён восьмидневный праздник Посвящения, известный как Ханука (ср. Иоан. 10:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010