Петр и Иоанн не стали предпринимать каких либо мер для отыскания тела Иисусова, так как догадались, что здесь не могло быть похищения тела. Иоанн, при том, уверовал в воскресение своего Господа. Его вера, однако, была очень слаба. Он не в состоянии еще был проповедовать о воскресении Господа. Его вера нуждалась в укреплении явлениями Воскресшего, и мы увидим, что это случилось в тот же день. 4. Явление Воскресшего господа Марии Магдалине и другим женам мироносицам Mamф. XXVIII, 8–10 ; Mapk. XVI, 9–11 ; Лyk. XXIV, 9–11 , Иоан. ХХ, 11 –18 Mapk. XVI:9 9. Воскрес же Иисус за утра в первую субботу, явися же прежде Марии Магдалине, из неяже изгна седмь бесов. Иоан. ХХ:11–17 11. Мария же стояше у гроба вне плачущи: якоже плакашеся, приниче во гроб, 12. И виде два ангела в белых ризах сидяща, единаго у главы и единаго у ногу, идеже бе лежало тело Иисусово. 13. И глаголаста ей она: жено, что плачешися; глалола има, яко взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его. 14. И сия рекши обратися вспять и виде Иисуса стояща, и не ведяше, яко Иисус есть. 15 Глагола ей Иисус: жено, что плачеши; кого ищеши; она же мнящи, яко вертоградарь есть, глагола Ему: господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его: и аз возму Его. 16. Глагола ей Иисус; Марие. Она же обращшися глагола Ему: раввуни, еже глаголется, учителю. 17. Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу моему: иди же ко братии моей и рцы им: восхожду ко Отцу моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему. Когда Петр и Иоанн уходили от гроба Господня домой, к нему в это время опять приближалась Мария Магдалина. Придя ко гробу, она стала плакать. Мария же стояше у гроба, повествует евангелист Иоанн, вне плачущи 69 . Для нас нисколько не удивительно, что она снова пришла ко гробу Иисуса Христа. Мы знаем, что она пламенно любила Господа. Последний оказал ей великое благодеяние, именно, исцелил ее от тяжкой болезни. Почувствовав себя здоровою, Мария Магдалина стала питать величайшую благодарность и любовь к Господу. Вследствие такой любви Мария Магдалина не могла бы успокоиться, пока не было бы найдено похищенное, по ее мнению, тело Господа. Она стоит у открытого гроба Иисуса Христа и плачет. Во гроб она не вошла, так как вид пустого гроба еще более мог усилить ее скорбь. При гробе никого не было. Жены мироносицы и апостолы Петр и Иоанн приближались в это время уже к городу Иерусалиму. По всей вероятности, Мария Магдалина никого из них не встретила при вторичном путешествии. Если бы она встретилась с женами, или с апостолами, то она не так бы горько плакала и скорбела. Жены рассказали бы ей о явлении ангелов, и о радостном известии, полученном от них. Петр и особенно Иоанн могли возбудить в ней радостную надежду на воскресение Господа. То обстоятельство, что Мария не встретила никого из этих лиц на пути, произошло, вероятно, вследствие того, что жены и апостолы пошли от гроба другою дорогою. С этим согласны почти все экзегеты древнего и нового времени 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

У папы, как у человека, не может быть двух систем знаний: одной, которую он имеет для церкви и излагает ex cathedra, и другой, которую он имеет для себя. Без сомнения, он предлагает церкви ту веру, которую исповедует сам лично. В таком смысле понимают этот догмат и католики, когда, уча о папе как наследнике полномочий ап. Петра, указывают, что отречение Петра от Христа (Матф. 26: 69 75; Марк 14: 66  72 ; Лука. 22: 56 62; Иоан. 18: 25  27 ) и его поведение в Антиохии ( Гaл. II, 11–44 ) относятся к области нравственной, а не к теоретическим заблуждениям. Великая важность этого догмата ясна. Спрашивается, если он богооткровенный, то в каком Божественном откровении содержится? Древняя христианская церковь , как в частности и римско-католическая, принимала, что учение всех апостолов непогрешимо, и что они не оставили по себе преемников, которым дарована была бы благодать неизменно преподавать непогрешимое учение. Если в Св. Писании и есть ряд мест, которые выдвигают ап. Петра перед другими апостолами, то, оставляя в стороне вопрос о точном смысле этих мест, естественно спросить, какое отношение они имеют к нам? Ведь, если бы папа был наследником полномочий не ап. Петра, а ап. Павла, и в таком случае со стороны христианского мира было бы разумнейшим и спасительнейшим признать его непогрешимым главой церкви. Но дело в том, что никакой связи у папы с апостолами в желательном для римского католицизма смысле нет и не может быть. Если бы даже действительно для водительства церкви постоянно был бы в ней непогрешимый глава, то и тогда Рим оказывается совершенно не при чем. Заметим, что папы не избирают себе преемников, а избираются церковью. Раз это так, то почему же церковь не может избирать в папы какого угодно епископа и оставить его пребывать в том месте, в котором он был ранее, или сообразно условиям изменять место резиденции папы? Зачем вопреки словам Христа о поклонении Богу в духе и истине не зависимо от места ( Иоан. 4: 21 и 23), истину хотят приурочить к определенному географическому пункту (41°53 ′ 54″ север.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Когда кто-либо приписывает добрые дела не Богу, но самому себе: что это означает, как не дерзость против Бога и противление? Слова о «уповающих собою» и не относящих всего к Богу, но и «уничижающих», может быть, других, показывают, что и праведность, хотя она и заслуживает удивления и поставляет человека близ Бога, но если допускает высокомерие, то низвергает человека в преисподнюю и делает подобным диаволу того, кто доселе старался быть подобным Богу. Посему не должно полагаться на себя и думать, как говорит Василий, что успех проповеди есть дело нашего собственного искусства, но во всем должно надеяться на Бога. «Надеяние же», говорит Павел, «таково имамы Христом к Богу: не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога, иже и удоволи нас служители быти нову завету» ( 2Кор.3:4–6 ). И в другом месте: «имамы сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас» ( 2Кор.4:7 ). И Господь сказал: «аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» ( Иоан.14:15 ). Итак, доколе мы не соблюдем всех заповедей Господа, доколе мы не таковы, чтобы Он засвидетельствовал и о нас, вы «несте от мира» сего ( Иоан.15:19 ), дотоле не можем надеяться на дары Духа Святого. Впрочем, не заповеди только надлежит исполнять, но и другие добрые дела, не презирая и постановлений касательно праздников, но памятуя 53-е апостольское правило, которое говорит: «если кто во дни праздничные не вкушает мясо», и проч. О постах 69-е апостольское правило говорит: «если кто не постится в святую четыредесятницу, или в среду и пяток, то должен быть отлучен» и пр. Пост установлен Богом еще через Моисея, как написано и ясно говорится: «душа, яже не смирится постом пред праздником, потребится». Посему будем стараться совершать куплю спасения постом и молитвою. Постясь же, не будем поститься «в судех и сварех», ни бить «пястьми смиренного» и пришельца, разрешим «всяк союз неправды», разрушим »обдолжения насильных писаний», «алчущим раздробим хлебы» и пищу, " и нищие безкровные» введем в домы, по завещанию Пророка (Исаии.58:4,6,7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

В последний раз сказал Он им: спите, пожалуй: теперь Я уже не приду будить вас более, звать к молитве и бдению. Но вас разбудят поневоле. Вот время Моего страдания приблизилось. Уже идут те, которые должны взять Меня. В это время приходит предатель со стражей храма, взятой у первосвященников и с отрядом римской когорты и коварно лобызает Учителя: но его знака не видали, или страже Он не был известен; Иисус Сам выходит и объявляет Себя. Но Божественное величие, небесное спокойствие, с каким Он предавал Себя, напоминая о чудесах, какие творил Он, произвело на стражу Иудейскую, которая прежде отказывалась схватить Его и которая не знала, кого она должна взять, такое впечатление, что они пали на землю. Иисуса захватывают. Петр хочет защищаться: берется за нож, взятый с вечери и уже ударил одного, но Иисус запрещает (не 12 апостолов, а 12 легионов ангелов могли бы защитить Его). Воины хотят захватить и учеников, но Иисус их останавливает и говорит, что напрасно и против Него пришли они с оружием; ученики разбегаются. Юноша оставил свою одежду в руках воинов, когда они хотели схватить его. Иисус пред Анною, потом пред Каиафою и Синедрионом Здесь не было Иисусу формального суда. Его привели сюда только из угождения любопытству старого первосвященника. Анна вскоре отправил к Каиафе; Иисуса сопровождали Петр и Иоанн. Здесь спрашивают Иисуса об учениках и об учении. Но зная, с каким намерением спрашивают, зная, что уже положено осудить Его, Иисус отвечает, что этот вопрос излишний для Него; они могут знать Его учение от слышавших, Его ударяет за это слуга по щеке. Это ли законное производство суда? Между тем стали искать свидетелей, но ложных. Тут были и два истинных свидетеля: но как мало они еще были способны свидетельствовать об Иисусе! Петр здесь отрекается от Иисуса (по Иоанну, который описывает, как сам здесь находившийся), сперва по вопросу привратницы ( Иоан. 18:16 ), потом по вопросу раба ( Лук. 22:58 ; Мф. 26:71 ; Марк. 14:69 ) и наконец одного из родственников Малховых ( Иоан. 18:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

756. В.); но и тут видим ограничение понятия о вере, потому что пред этими словами поставлено выражение, объясняющее нам значение πςεως: именно это не· что иное, как περ ϑεν δξα, – мнение о богах. У LXX πςις употребляется преимущественно в значении верности ( Втор. 32:20.1 . Парал. 9:22.); πιςεειν τ Θε значит иметь полную, доверенность Богу, примером чего представляется Авраам; Быт. 15:6 . верова, πςευσεν, Авраам Богови и вменися ему в правду. Кроме дательного падежа, πιςεειν у LXX сочиняется с предлогами: ν: πιςεειν ν τ Θε ( Псал. 77:22 ), π: πιςεων π’υτ (Иса. 28:16) и κατ (Иοв. 24:22); πιςς означает человека, на которого можно положиться ( Числ. 12:7 .) и человека праведного ( Иов. 17:9 .). В Н. 3. смысл словам: πςις, πιςεω дается еще высший, и даже является новая форма словосочинения, с каким ставятся эти слова, именно πιςεειν εις τιν тогда как у классиков употреблялись иные формы: τινς, περ τνος, τιν, προς τιν, и иныя y LXX; напр., Иоан. 14:1 . Πιςυετε ες τòν Θεν κα ες εμε πιςεετε, веруйте в Бога и в Мя веруйте. Это уже не значит верить Богу, как виновнику непреложной истины, но значит иметь несомненное убеждение, и притом сердечное, что Он есть Существо всесовершенное, цель мысли и жизни человека, что Его должно чтить всеми силами души и быть безпредельно Ему преданным, как источнику всякого блага для человека. Вера, по слову Апостола ( Евр. 11:1 .), есть уверенность в невидимом; обладателем такой твердой сердечной веры Апостол представляет между прочим Моисея, который очами веры как бы видел невидимого Бога (ст. 27). Таких верующих ублажает Господь, говоря: блажени не видевшии и веровавше (Иоанн 20:29). Религиозной веры с таким характером не могло быть в мире языческом. Не ярким лучяем сияя в сонме ветхозаветных избранников, она, по выражению Апостола ( Гал. 3, 25 ), пришла в мир, явилась во всем блеске вместе с христианством. Об отношении этой веры к знанию есть свидетельство, что она предшествует знанию: Ап. Петр ( Иоан. 6:69 ) сказал Господу: πεπςεκαμεν κα γνκαμεν, – и мы веровахом и познахом, яко ты еси Христос, Сын Бога живаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Ексапостиларий: Разбойника благоразумнаго, во единем часе раеви сподобил еси, Господи; и мене Древом Крестным просвети и спаси мя. На «Слава» и на «И ныне» тот же ексапостиларий. 9-е Евангелие от Иоан., зач. 61-е. После 9-го Евангелия «Всякое дыхание» и поются стихиры Триоди на хвалитех. «Слава», «И ныне» также Триоди. 10-е Евангелие от Марка, зач. 69-е. После 10-го Евангелия чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектення: «Исполним утреннюю...» Возглас: «Яко Бог милости...» 11-е Евангелие от Иоан., зач. 62-е. После 11-го Евангелия стихиры на стиховне Триоди с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма. 12-е Евангелие от Матф., зач. 114-е. После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец: «Благо есть...» Трисвятое. По «Отче наш» певцы поют тропарь: Тропарь, глас 4: Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободься, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе. Ектения: «Помилуй нас, Боже...» «Премудрость», «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» Отпуст 5 : «Иже оплевания и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых...» Многолетствование «Великаго Господина и отца нашего...» 1-й час к утрени не присоединяется. Царские часы. В Великий Пяток положено совершать все часы вместе 6 : 1-й, 3-й, 6-й и 9-й. подобно службе в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Характерной особенностью часов Великого Пятка является один и тот же возглас: «Боже, ущедри ны...» на всех часах по «Иже на всякое время...» Отпуст после изобразительных: «Иже оплевания...» Литургию в Великую Пятницу совершать не положено. 7 Великая вечерня и вынос Плащаницы 8 . Иерей, облачившись во все священнические одежды, произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...» «Аминь. Слава Тебе, Боже наш...» Полное начало. Псалом 103-й. Ектения великая. На «Господи, воззвах». стихиры на 5, глас 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

если Ты — Мессия всеведущий, то назови по имени того, кто ударяет Тебя, не видя его или не зная его». Последнее показывает, что весь суд был только грубым лицедейством, под которым скрывалась кровожадная зверская злоба. Это были не судии, а звери, не умевшие скрывать свою ярость. 23. ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА     (Мф. 26:69-75; Марк. 14:66-72; Лук. 22:55-62; Иоан. 18:16-18, 25-27)    Об отречении Петровом повествует все 4-ре Евангелиста, хотя в повествованиях их сразу бросается в глаза некоторая разница. Впрочем различие это нисколько не касается существа дела: Евангелисты только дополняют и разъясняют друг друга, так что из сопоставления всех их показаний слагается точная и полная история этого происшествия.    Петр находился во время суда над Господом, сначала у Анны, а потом у Каиафы, в одном и том же внутреннем дворе первосвященнического дома, куда его ввела придверница, по просьбе св. Иоанна, знакомого первосвященнику. То, что это был один и тот же двор общего первосвященнического дома, в разных отделениях которого жили оба первосвященника и Анна и Каиафа, устраняет кажущееся противоречие между повествованиями св. Евангелиста Иоанна, с одной стороны, и тремя другими Евангелистами, с другой стороны. Св. Иоанн представляет отречения начавшимися во дворе Анны и там же окончившимися, а прочие три Евангелиста, совсем не упоминающие о допросе Господа у Анны, излагают дело так, как будто все три отречения происходили на дворе у первосвященника Каиафы. Ясно, что это был один и тот же общий двор. Когда при содействии Иоанна, который «бе знаем архиереови», Петр вошел во двор первосвященника, вводившая его привратница, по св. Иоанну, сказала ему: «еда и ты ученик еси Человека Сего?» Петр отвечал: «несмь», и стал к огню, который был разведен ради непогоды и холода. Однако, служанка не оставила его в покое, и, по св. Марку (14:67), всмотревшись в его лицо, освещенное огнем, утвердительно сказала: «и ты с Назарянином Иисусом был еси», а также и другим говорила: «и сей с Ним бе» (Лук. 22:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

В некоторых кодексах это повествование написано (почему-то) в конце Евангелия от Луки (13, 69, 124 и др.); а в 115 после Иоан. 7, 52 . следует 8, 12.; но после этого, с повторением 8, 12, написано опущенное отделение.– е) Наконец надобно присовокупить и то, что в различных кодексах это отделение читается различно 9 . – ж) Недостает всего этого отделения в переводах сирском (Пешито), коптском, фивском, армянском, готфском, италийском (Vercel.).-з) Его нет у Оригена , Феодора Мопсуетского, Кирилла Александрийского , Златоуста и Феофилакта; ничего не определяют о нем Аммониевы и Евсевиевы каноны. Таким образом все это отделение во многих древних кодексах частью вовсе опускалось, частью помещалось в разных местах с оговорками, и – это не в кодексах еретических; опускалось и в переводах, опускалось и у древних отцов и учителей церкви, и поэтому нельзя опущение его в синайской рукописи считать признаком ее еретического происхождение Странным представляется и это опущение целого важного отделения Евангелия от Иоанна, и оговорки. Как вероятнейшее из объяснений этого явления, приводим слова блаженного Августина (de conjug. adult. 2, 7.): «произошло то, что некоторые скудные в вере, или лучше враги истинной веры, опасаясь дать женам своим безнаказанность грешить, то, что Господь сделал в прощении прелюбодейцы, исключили из своих кодексов, как будто дал позволение грешить Тот, Кто сказал: и ктому несогрешай». «Вот причина, прибавляет Шольц, приведши это место из Августина, – почему во многих Евангелиях (книгах) нет (этого повествования о прелюбодейце), А что это отделение подлинное, едва ли можно сомневаться, когда свидетели очень многие и очень важные защищают его (подлинность) и внутренние основания благоприятствуют подлинности его». – Не говоря уже о нравственной вероятности этой причины, в подтверждение истинности ее можно указать на тот факт, что армяне напр. считали чтение этого отделение в церкви вредным, и потому не читали, как свидетельствует об этом Никон (XI в.).– Впрочем, несмотря на распространение в древности списков с опущением рассматриваемого отделения и с оговорками, при помещении его, или с особыми значками, в большей части древних списков, дошедших до нас, оно писалось на своем месте и без оговорок и без значков, хотя и не без вариантов, неизбежных в древних рукописях; сохранилось и в некоторых переводах и у многих отцов и учителей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

помещика Николая Дмитрева сына Бибикова дворовые люди и крестьяне; капитанша Аксинья Миронова дочь Мясое(до)ва (60), дочь её маёрша Анна Иванова Назимова (42), дворовые люди той помещицы и крестьяне; однодворец Фадей Иванов сын Глебов (5?), жена ево Матрена Иванова (69); однодворец Иона Агафонов Глебов (31), жена ево Татьяна Антонова (31), дети их – Андреян (13), Тихон (10), Анна (7), Ефимий (3), Никифор (полугоду); прапорщик Иван Михайлов сын Кобосев (?) (52), жена ево Ульяна Степанова (5?); того ж приходу деревни Мясной помещик Алексей Степанов сын Мясной (41), жена ево Акилина Савина (36), дети их – сержант Николай (17), Василей (13), Ол(ь)га (11), их дворовые и крестьяне. 21) 17, лл. 271–282. Села Знаменскаго (село Болотное тож, оно же село Хилково – М.Р.) церковь Знамения Пресвятыя Богородицы (по Метрической книге 1760 г. значится: Коломенской епархии, Дедиловскаго уезду, села Знаменскаго церковь Знамения Пресвятыя Богородицы, что на реке Уперте – М.Р.). 1 . Тоя церкви иерей Гурий Иванов (33), жена ево Марина Алексеева (34), дети их – Ирина (6), Адриян (9 месяцов); той же церкви диякон Иоан Стефанов вдов (60), дети ево – Ермолай (42), Косма (37), помянутого Ермолая жена Анна Дарафеева (42), дети их – Григорей (17), Георьги (13), Марья (10), помянутаго Космы жена Агрепена Карпова (35), дети их – Павел (12), Иоаким (4), Гаврила (1). 2 . Тоя ж церкви дьячек Михей Федаров (43), жена ево Матрена Матвеева (45), дети их – Татияна (20), Анисья (18), Васса (12), Евдакея (9); тоя шь церкви пономарь Семен Федоров (35), жена ево Агафья Петрова (36), дети их – Дмитрей (8), Иван (4), Василей (15). Прихожане: села Знаменскаго помещика князь Николая Алексеева сына Долгорукова крестьяне. 22) Лл. 283–285 об. В деле вклеены листы непонятно какой церкви и села – нет заголовка, причём все три листа с возрастающей нумерацией дворов. Прихожане: помещика стацкого советника Ивана Михайлова сына Марсочникова дворовые люди (л. 285 об.) – далее текст обрывается. (Вероятно, это село Колычево , так как помещики Марсочниковы в этом селе были – М.Р.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Тульского уезду села Арлова иерей Никита Афонасьев, у него жена Мавра Федотова, дьячек села Арлова Николай Павлов, жена ево Федора Никитина; Одуевского уезду села Левенскаго иерей Игнатей Матвеев, жена ево Мария Семионова, сын их Ефим. Прихожане: того ж села госпожи генеральши Агрепены Алексеевой дочери Карабановой; той же госпожи деревни Лапиной (л. 52 об.). 6) 2, лл. 57–61. Села Устья церковь Святого Великомученика Егория. 1 . Тоя церкви иерей Ефим Афанасьев (36), жена ево Марфа Сергеева (36), дети их – Степан (12), Филип (4), Семион (двух месяцов). Вдова Евдакея Никитина (75), вдова Пелагея Петрова (42), сын ее дьячек Иван Гаврилов (16). На исповеди были (л. 57): Одоевского уезду села Башева иерей Григорий Афонасьев. Прихожане: генерала Василья Ивановича Чулкова крестьяне. 7) 3, лл. 62–76. Села Архангельского, что на Холохольне, церковь Святого Архистратига Михаила. 1 . Тоя церкви иерей Федор Алексеев (50), жена ево Дария Елиозарова (46), дети их – Петр (20), жена ево Настасия Петрова (19), Евдокея (16). 2 . Диакон Петр Алексеев (40), жена ево Федосья Прохорова (27), дети их – Дмитрей (6), Федосия (4), Иван (1). 3 . Дьячек Никифор Ларионов (58), жена ево Мария Мелетиева (48), дети их – Анна (20), Симеон (19). Пономарь Филип Семенов (20), жена ево Анна Савельева (18), Иван (18), Василей (14), Федор (12), Анна (9) – Семеновы дети. Означенной церкви приходские люди: вотчины генерал аншефа действительнаго камаргера и ковалера Василья Ивановича Чулкова прикащик Иван Григорьев (74), жена ево Праскевия Петрова (49), дети их – Тихон (21), Дария (15), Петр (14), Ефимия (12), Иван (10), Борис (4). 8) 4, лл. 77–92. Крапивенскаго уезду Окологороднаго стану села Троицкаго Красногорья тож церковь Живоначальныя Троицы. 1 . Иерей Иаков Ильин вдов (69), дети ево – диакон Василий (35), Иоаким (17), у диакона Василия жена Грипена Иосифова (31), их дети – Мария (16), Григорей (12), Иоан (6), Сергей (4), дьячек Тимофей Яковлев (19), жена ево Мавра Петрова (21), у него, Тимофея, родные сестры Анисья (10), Матрона (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010