II:29). Простившись со старцем, она просила его придти к тому месту, где в первый раз они имели свидание и беседу, „и там, сказала преподобная, увидишь меня, если это угодно будет Создателю моему“. Прошел еще год, и старец снова отправился на место первого их свидания, но не нашел уже преподобной в живых. Приблизившись к ее телу, он слезами омыл ея ноги, потом стал читать погребальные молитвы, и вдруг мысль, – угодно ли преподобной погребение, – смутила его, и он недоумевал. Вдруг он увидел на земле начертанные слова: „Зосима, на сем месте похорони тело недостойной Марии и, предавши тело погребению, молись о ней, преставившейся в первый день апреля, в ту самую ночь, в которую сподобилась принять от тебя спасительные дары тела и крови Христовой». Не дивны ли, не чудны ли дела Всевышнего, пекущегося о нас, недостойных рабах Его! Всещедрый Господь сподобил преподобную скончаться в тот день, в который она, причастившись тела и крови Христовой, сделалась причастницею жизни вечной... Прославив Бога и Его толикия благодеяния, оказываемые исполняющим волю Его, старец Зосима похоронил тело преподобной и, возвратившись в ту обитель, где он имел пребывание, рассказал там о всем, что Господь привел ему увидеть („Чет.-Мин.“ апр. 1 д.).3. Св. мученики, заключенные в темницу за исповедание православной веры – и те всеми силами старались, как бы удостоиться святого причащения, чтобы преискренне в сих Божественных таинствах соединиться с Господом и вступит в загробную жизнь с залогом вечных благ (Иоан. VI:53 – 58). „Преподобно-мученик Лукиан пресвитер, после многих различных мук, связанный, был брошен в темницу, и здесь на острых камнях пролежал 40 дней... Наступил праздник Богоявления Господня; св. Лукиан сильно желал причаститься свят. таин, как и бывшие с ним в темнице христиане. Он стал пламенно молится об этом Господу, и Господь услышал молитву Его. Некоторые из христиан тайно от стражей принесли в темницу хлеб и вино мученикам. Пресвитер Лукиан сказал заключенным с ним: „станьте около меня и будьте церковию“.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Всем членам она дает силу: посредством очей видит, посредством ушей слышит, посредством ноздрей обоняет, языком говорит, руками действует, ногами ходит; она – во всех членах и все их оживляет, она разливает по всем членам одну жизнь, а дело совершает чрез каждый член особенное. Не слышит око, не видит ухо, не глядит язык, но все они живут; отправления у них различны, а жизнь у всех – общая. Так и Церковь Божия чрез одних святых совершает чудеса, чрез других прорекает истину, в одних святых хранит девство, в других блюдет супружеское целомудрие: каждый член Христовой Церкви имеет свойственную ему деятельность и все равно живут. Но что для тела человеческого душа, то для тела Христова, т. е. Церкви – Святой Дух: Дух Божий действует во всей Церкви так же, как душа действует во всех членах единого тела. Отсюда смотрите, чего нам надлежит остерегаться, чего должно страшиться. Когда от живого тела какой-нибудь член (напр., перст, рука, нога) отсекается, следует ли за отсеченным душа? Доколе член – в теле, дотоле живет, а будучи отделен от тела, он лишается жизни. Так и христианин православный живет, когда находится в теле Христовом, во вселенской Церкви, а быв отсечен от неё, духовно умирает, отлученного от Церкви оставляет и Животворящий Дух Божий. Посему, если мы хотим жить непрестанно с Пресвятым Духом, то потщимся пребывать в постоянном единении со вселенскою Церковью, да тако достигнем блаженства нескончаемого (Блаж. Август. Слово на Пятидесятн.; 32 тракт. на Иоан.). Аминь. Поучение в неделю Всех Святых//Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 53–58 (О молитвенном призывании святых) Святии вси, полите Бога о нас! В завершение великих празднеств в честь и славу Светлого Христова Воскресения, преславного Вознесения Спасителя на небо и Сошествия Всесвятого Духа на апостолов, Святая Церковь , дабы показать нам плоды искупительных заслуг Христа Спасителя, установила нераздельное, общее празднование в честь Всех Святых Божиих – явленных и неявленных, ведомых и неведомых миру. Чествование святых угодников Божиих состоит, между прочим, в том, что мы, по завещанию любвеобильной матери нашей – православной Христовой Церкви, в своих молитвах призываем святых, как ходатаев, предстателей и заступников наших пред Вседержителем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молиться лучше так: Господи, Ты видишь мое сердце, мое желание. Направи путь мой к Тебе и имиже веси судьбами спаси мя… Ибо Господь конечно лучше знает, что нам полезно. Потому лучше ничего не определять: иной раз требуешь, чтобы непременно было по-нашему, а потом выходит, что это не подходит к нам. Надо следовать примеру Самого Божественного Спасителя, Который так молился Отцу Небесному: «Не Моя, а Твоя воля да будет». А если мы получаем просимое, то за него ответ дадим. Чтобы иметь любовь к другим, нужно сперва научиться любить Бога. Верь просто, как дитя; как свечечка, которая горит перед иконой, так и вера твоя да будет ясная, мирная. Один угодник все укоры принимал, никогда не оправдываясь, принимал как вразумление, наказание, если не за одно, то за другое что?нибудь. А у нас и плачут, и лишние оправдания! Бог дает свободу людям выбирать свой путь – ко спасению или наоборот, а Ему, как Всеведущему, известен уже и конец борьбы. Естественные качества души – дар Божий. Будем осуждены, если заглушим их и погубим по лености; это наш талант, который мы должны обработать. О причастии В наставлении Каллиста и Игнатия говорится: Ничто столько не содействует и не способствует нам к очищению души, к просвещению ума и к освящению тела и обоих их божественнейшему изменению, еще и к отражению страстей и бесов, как частое, с чистым сердцем и расположением, сколько то возможно человеку, причащение св. пречистых, бессмертных и животворящих Таин, о чем явно говорят не только отцы, но и Сама Жизнь и Сама Истина (Ев. Иоан. 6,48–50,51; 6,53–58 ; 1Кор. 11,23–32 ). Дивный некий старец поведал, что " если имеющие переселиться отсюда причастятся св. Таин с чистою совестью, то, когда умрут, Ангелы, ради сего причащения, доринося, возносят их отсюда». Кто здесь ныне чрез св. Тело и Кровь причащается Христова Божества, тот в будущей жизни удостоится сего мысленно чрез одно созерцание Его. Божественный Макарий: «как вино по всем членам пиющего расходится, так и пиющий Кровь Христову Духом Божиим напаяется, Который по всей душе расходится, и душа бывает вся в Нем, и, освятившись таким образом, делается достойною Христа Господа«( 1Кор. 12, 13 ). Еще: Иоанн Вострский, муж святой и власть имущий над духами нечистыми, спросил бесов: «каких вещей боитесь вы в христианах?». Те ответили: «вы воистину имеете три великие вещи: первая та, что носите на шее вашей; вторая та, чем омываетесь вы в церкви; третья та, что вкушаете вы в собрании»… Спросил еще: «из всех трех чего больше боитесь вы? " Они сказали: «если бы вы добре хранили то, чего причащаетесь, то никто из нас не возмог бы оскорбить христианина. Эти вещи: крест, крещение и особенно – причащение». А чтоб дольше хранить в душе своей Святыню Великую – старайся чаще произносить умом и сердцем молитву Иисусову, памятуя, что Он Сам пребывает в душевном доме твоем. Этим же " мечом духовным " отгоняй от себя и всякие помыслы…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

3 .               Писание, усвояя Духу св. свойства Божии, изображает его источником истины и святости, Духом вседействующим ( Иоан. 14:26 ). Так он сам называется Духом истины ( Иоан. 15:21 ), равно и все, что Им внушается, есть совершенная истина и святость пророчества Его верны, учение его непреложно: Он возбуждает к святости совершенной ( 1Кор. 3:16. 12, 8. 9 ), к молитве чистой: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы; но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголенным ( Рим. 8:26 ). А таким образом может действовать единый, истинный и святой источник истины и святости – Бог. Тот, кто подает апостолам дары необыкновенные – пророчества, чудеса, дар языков и проч., конечно должен быть признан за Всемогущего. А это есть Дух св. который раздает дары, по высочайшему изволению ( 1Кор. 12:4–12 ). 4 .               Из писания видно также, что Духу св. надобно воздавать честь Божескую. Так апостол Павел клянется именем Духа св. также, как именем Сына ( Рим. 9:1 ). А клятва составляет одно из действий служения истинному Богу ( Втор. 6:13 . Тоже Мат. 28:19. см. § 49). § 53. Личное бытие Сына Божия Писание показывает и во Отце; и в Сыне и св. Духе черты принадлежащие истинному Богу: в каком же отношении Отец и Сын и Дух св. находятся к божеству? В тех местах св. писания, которые говорят об Отце, Сыне и св. Духе, мы уже довольно ясно видели личное бытие Отца и Сына и св. Духа (§ 45). Но для того, чтобы не оставалось никакого сомнения в том, что Отец, Сын и св. Дух – не качества или силы божества, а лица отдельные, рассмотрим еще те изречения св. Писания, которые говорят или об Отце и Сыне, или о Сыне и Духе св., или отдельно о каждом. Сын Божий Сам говорит: он есть свидетельствующий о Мне – и разумеет под этим свидетелем Отца Своего ( Иоан. 5:32 ). Ясно, что по Его словам Отец – лицо отдельное от Сына. Аз и Отец едино есма, «не сказал: едино есмь, но есма; есма – говорится не от одного, но указывает на два лица, а на силу же одну. 199 По Его же свидетельству верному, Он имеет жизнь в Себе ( Иоан. 5:26 ), или, как иначе выражался Он, прежде нежели Авраам родился, Аз есмь ( Иоан. 8:58. 24 ). Овец Его никто не исхитит из рук Его ( Иоан. 10:28. 29 ). Он имел славу у Отца, прежде нежели создан был мир ( Иоан. 17:5 ), а все это прямо указывает в нем разумение, волю, могущество, самостоятельность, и следовательно показывает, что Он есть лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

43. 3 Цар. XIX, 2 - 4 Цар. IX, 36. - " Об Иезавели ничего такого не написано, как правильно заметил Биллиус: наш Дамаскин допустил ошибку памяти, рассказывая о царице то, что Писание, по LXX толковникам, передает о супруге ея Ахаве; уних (т.е.толковников) читаем (3 Цар. XXII, 38): " и полизаша свинии, и пси кровь его, и блудницы измышася в крови его " См. у 44. Деян. XII, 23. И здесь св. И.Дамаскин допустил ошибку памяти, " так-как умер съеденный червями не Антипа, но Ирод Аскалонский и внук его Агриппа. См. Иос. Кн.17 Древност.гл.8 и кн.19 гл.7 и также Деян. XII, 23 " . См. у 45. " Достойно внимания то, что говорится о Германе. Ибо Феофан и другия византийские историки, а также и греческая Минея разсказывают, что превосходный патриарх, когда он не мог сломить упорства Льва, положивши на алтарь нарамник, по собственному побуждению отказался от епископства у удалился в монастырь. Дамаскину, однако, благоприятствуют как писатель жизни св. мученика Стефана младшаго, где свидетельствуется, что св. Герман слугами Льва, pugnis et convitiis throno fuisse deturbatum " , так и некоторые другие и т.д. См. у 46. У св. И.Дамаскина буквально стоит: принесите монету; а когда принесли 47. Мф. XXII, 17. Лук. XX, 24-25. 48. Притч. XX, 28. 49. Быт. I, 31. 50. У св. И.Дамаскина читаем: принесут. 51. Исх. XXXV, 4-11. 52. Исх. XXV,40. 53. Иоан. I, 14. 54. Галат. V, 4. 55. Второз. XXV,7 56. Псал. CXXXVI, 4. 57. Галат. V,4. 58. См. прим. к первому слову: 74. 59. См. ibid.: 75 прим. 60. См. ibid.: 76 прим. 61. Притч. XXII,28. 62. Иезек. XX, 25. 63. Евр. VII, 12. 64. Лук. I, 2. 65. Иоан. XIX, 17. Мф. XXVII, 60. 66. 2 Сол. II, 15. 67. " Феофан и Никифор Констанса, сына Ираклия и отца Константина Погоната, называют также Константином " ... Lequ.; примеч. 68. " ибо Апостолы проповедывали Евангелие без писаний " , ходя из одной страны в другую; творения же их появились не вдруг, а большею частию по особым каждый раз причинам. См. Lequ.; примеч. и лат. перевод. 69. Greg.Nas.orat.5 ad Greg Nyss. См. у Lequ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

«Бог даровал нам самое величайшее благо, даровал не небо, не землю, не море, но что драгоценное всего этого, Он соделал людей Ангелами, сынами Божиими, братьями Христовыми. Какой же это дар? Дух Святый, изливающий любовь в сердца ваши» (Злат.) (50). 9 .–12 Чтобы уверить в истинности учения своего о сообщении с Богом посредством любви как дара, в настоящих стихах апостол выводит это положение из доказательства, что Бог – действительно Любовь и источник любви. – Любовь Божия к нам (51) открылась и проч. – 9 ст. (52): слова эти составляют перифраз изречения Иисуса Христа в беседе с Никодимом: так возлюбил Бог мир, что отдал (53) Сына Своего Единородного и дал. Иоан. 3, 16 . Что Бог не пощадил (54) «единственного» (55) Сына Своего для нашего спасения, – для жизни нашей (см. в примеч. 1 ст. 1 гл.), это не только доказывает величайшую любовь Его к нам, но дает видеть в Нем Любовь как сущность Существа Его: 10 ст. – Мы не любили Его, постоянно все более и более оскорбляли Его и даже отвергали; не смотря на все это, Он (56) возлюбил нас – совершенно недостойных так, что мы и теперь не в силах представить себе во всей полноте величие этой любви. Мы. ослепленные грехами, даже совершенно не были способны пользоваться неоценёнными плодами Его любви, Он – «Умилостивление» (см. примеч. ко 2 ст. 2-гл.) Себя не пощадил (во Иисусе Христе обитает вся полнота Божества – Кол. 2, 9. 10 ср. 1, 10. Иоан. 1, 2. 14 ) для доставления нам духовного наслаждения Любовию Его. – Это не оказывание любви или благости, а Сама олицетворенная Любовь – Любовь как Существо, Которого дары и все проявления – любовь и Которого познание мыслимо только в познании совершеннейшей Любви – ст. 12-й. (Ср. 8 ст.), т. е. в самоотверженной любви к ближним, подобной любви Иисуса Христа к нам – 11 ст. (57). – Бога никто не видел и проч.: смысл этого изречения подобен смыслу слов Иисуса Христа в 33–35 ст. 13-й гл. Ев. Иоанна. – Что там сказано о видимом общении со Христом, здесь говорится о лицезрении Бога. Бога никто не может видеть, потому что существо Его невидимо – 1Тим. 6, 16 . (в Ветхом Завете Он являлся только в образах и подобиях – Ос. 12, 10 ., а не тем, что есть Сам в Себе. – Злат.) (58); но Его невидимое существо является нам в любви, которую имеем мы между собою. Так изречение это, чрез посредство 10 ст., соединяется и с подобным 18 ст. 1-й гл. Ев. Иоанна. Познать Бога и любить Его у Иоанна всегда одно и то же; что мы не познали Бога без Сына, – произошло от того, что Его сущность – Любовь открылась нам вполне только в Сыне (Ср. Otto Gerlach’s). – Если мы любим и проч.: если любовь из Бога и сам Бог – Любовь, то наше искреннее общение друг с другом несомненно свидетельствует о пребывании в нас Бога – 7 и 8 ст. – И любовь Его совершенна есть в нас: см. прим. к 5 ст. 2-й гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Хотя человеку, как сказал я, споспешествует в покаянии человек же, который и служит, вразумляет и обличает в деле спасения, но заглаждает грехи того, кто исповедается, Бог, который говорит: Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя мене ради, и грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Иса. 43:25, 26)». Пр. Нил. син. Пис. кн. 3 п. 60. 205: тв. ч. 3 с. 245. 339. 340. 341. 342. 343. 344. М. 1859. Св. Анаст. син. Вопр. и ответы: Ламин. Полн. курс. патр. т. 89 с. 370–371. 374. 375. Пар. 1860. 644 Св. Лев. вел. Пис. 83: тв. т. 1 с. 302. Лион, 1700. Св. Григ. двоесл. Бес. на еванг. 26. 40: кн. 2 с. 71. 73. 314. 315. Спб. 1860. Пр. Иерон. Толк. на Екклес.: тв. т. 2 с. 774. Пар. 1799. Бл. Авг. Бес. на ев. Иоан. 26 : тв. т. 3 ч. 2 с. 340. Антв. 1700. 646 Бл. Авг. Бес. 392 и На ев. Иоан. тракт. 49: тв. т. 5 с. 1054. т. 3 ч. 2 с. 456. Антв. 1700. Собор. кабил. II прав. 32. Петр. дам. Слов. 58: соч. т. 1 с. 830. 831. 832. Пар. 1853. 647 Св. Иннок. Пис. к Децентию: тв. св. Льва вел. т. 2 с. 51. Лион, 1700. Св. Григ. двоесл. Бес. на еванг. 26: кн. 2 с. 72. Спб. 1860. Собор. турск. III прав. 22. 648 Св. Григ. двоесл. О паст. служении: хр. чт. 1847 г. ч. 1 с. 53. Св. Лев. вел. Пис. 136: тв. т. 1 с. 356. Лион, 1700. 651 Павлин. аквил. Увещ. к Генр. фреж. гл. 33: Ламин. Полн. курс. патр. т. 99 е. 230–231. Пар. 1851. 652 Св. Злат. Бес. о Лазар. 1: сл. т. 1 с. 19. Спб. 1848. Св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 22: воскр. чт. XIV, 479. 653 «Мы отступили от Бога чрез гордость: возвратиться к Нему можем не иначе, как чрез смирение; а истинное смирение доказывается тем, если кто сознает свое нечестие, и чистосердечно признается в нем». Бл. Авг. Толк. на пс. 33: тв. т. 4 с. 157. Антв. 1700. Св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 22: воскр. чт. XIV, 479. 655 «Когда согрешишь, не жди общения от другого; но, прежде нежели обличен и оговорен, сам себя обвини в сделанном: приступи к исповеди, и не стыдись. Когда делал постыдное для тебя, ты не стыдился; ужели не устыдишься теперь слов, оправдывающих тебя? Говори здесь, чтобы и против воли не сказать там.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

296 Об этом послании (так называет его сам Юстиниан в конце) упоминает Либерат (гл. 23), который свидетельсвует, что оно составлено по настоянию Пелагия, диакона римской церкви и апокрисиария, а потом одобрено папою Вигилием Прим. Лаббе — В подлиннике оно имеется на греческом и латинском языках См. Mansi, 9, 488 sq. 86, 1, 945 sq. Ред. 297 τας πιμελεαις . 298 Св. Иоанна Златоуста Бесед. на кн. Бытия, по русск. перев. Спб 1851. часть 1, стр. 202—203 Твор. IV, 1 (СПБ. 1898), стр. 103. 299 Слово 44, по русск. перев. Москва. 1844. часть 4, стр. 144. Изд. 3-е (М. 1889) ч. 4, стр. 116. 300 Св. Иоан. Злат. Бесед. на кн. Бытия, по русск. пер. Спб. 1851. часть 1, стр. 205—206. Твор. IV, I, стр. 104—105. 301 Слов. 45, по русск. перев. М. 1844. часть 4, стр. 158. Изд. 3-е (М. 1889), ч. IV, 128 302 Жит. пр. Антония, гл. 74 по русск. пер. М. 1853. ч. 3, стр. 268. Твор. ч. 3 (Тр. Срг. л. 1903), стр. 236. 303 На ариан слово 2-е, гл. 19 по русск. пер. М. 1852. ч. 2, стр. 285. Твор., ч. 2 (Тр. — С. л. 1902), стр. 287. 304 Посл. к Епиктету по русск. пер. М, 1852, ч. 3, стр, 338. Твор. ч. 3, стр. 298. 305 Беседа 16, по русс. перев. М. 1846. ч. 4, стр. 269, изд. 4 (Св. Тр. Серг. М. 1911), стр. 230—231. 306 Творения св. Григория нисск. по рус. пер. Москва. 1861, ч. 1, стр. 192—196. 307 Иероним, в письме 16, приписывает сие мнение Оригену. 308 Твор. Василия Великого по русск. переводу, Москва. 1845 г. часть 1, стр. 57 и 58. Изд. 4 (Серг. Л. 1900), стр. 52—53. 309 Твор. Григория Богослова по русск. перев. Москва. 1843 г. ч. 1, стр. 33. Изд. 3 (М. 1889), стр. 26. 310 Твор. Григ. Бог. сл. 15, по русск. перев. Москва. 1843 г. ч. 2, стр. 55 — 56. изд. 3 (М. 1889), стр. 46—47. 311 Твор. Василия вел. Пр. кр. Вопр. 267 по русск. перев. Москва. 1846 г. ч. 4, стр. 241. изд. 4 (Св.-Тр. Серг. М. 1901) стр. 290—291. 312 Там же, Москва. 1847 г. ч. 5, стр. 245—246. Изд. 4, ч. IV, стр. 207. 313 Творения Оригена , уч. александрийского в русском переводе. Изд. Каз. Д. Акад. Вып. I. О началах (Каз. 1899), стр. 46.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4152...

47) Ср. Xen.,Cyr. 7, 2, 14. 70 этим словом переводят, см. Притч. 12. 26 . Ср. Calmel, AlluolU. 48) κ το πονυρυ, см. примеч. к 2, 13., не от зла, как переводит Bengel, – здесь мужеский род, а не средний род – Феоф . Alluoli, Gerlach, Scholz, Meyer. 49) Как в Апок. 5, 6. 12. 13, 8 .; у 70: Ис. 22, 13 . (satam). Ср. Хеп. Anab. 11, 2 9. 50) Подобная форма утвердительного положения, не условного с αν: Иоан. 5. 43 . – Ср. Злат. на это место. См. Clavis N. Т. Wahl’s artic. ε и ν. 51) Напр. Grotius (juri ad rem sæpe (?) datur nomen rei ipsius. – Grotius). 52) Allioli, Scholz. 53) См. далее сносок 57 о сл. потому что. 54) μεταββηκεν κ το ϑαντου ες τν ζων. 55) 21 ст. πατρ γερει – воскрешает – τος νεκρος – вообще; υς ς ϑλει ζωοποιε –оживляет кого хочет. 56) Напр. Кол, 3, 1–10. 2. 12. 13. 20. Эфес. 1, 20–2. 8. 1Кор. 15, 22 . 57) τι вместо ν – если, как в 3 ст. 2 гл вместо ν – что по русскому переводу см. примеч. к 13 ст.; равно и начальные слова настоящего стиха: мы знаем соответствуют словам того же места 2 гл узнаем из того, как и в ст. 10 3-й гл – узнаются так. Ср. Bmg-Crus, Köstlin 58) Как хотят некоторые, напр. Nicol, de Lyra: «odisse pejus quam non diligere». 59) Bengel напр. «homicida ut Cain.» Cp. Scholz. 60) Luther. 61) 10, 11. 15. 17. 18. 13., 37, 38. 15, 13 чисто новозаветное выражение, не встречающееся нигде у греческих классиков, у латинских только и именно Cicer, ad div 9, 24 fïn. «vitam ponere». 62) Как и не το μτιον, α τ μτια. Cp. Clavis Ν. Τ. Wahl‘s, artic. Τϑημι. Подобное на языке классиков: πλεμον ϑσϑαι, σπιδας ϑσϑαι, – Xen. Hell, 2, 4. 12. как и у лат. ponere чаще употребляется вместо deponere. 63) ς δ’ν χη τν βον του κσμου. 64) В этом значении βος употребляется в Евангелии Луки: 8, 43. 15, 12. 30. 21, 4. Ср. Diod. Sic. 12, 40.; так в греч пословице: βος βου δεμενος οχ σςι βος. 65) Выражение затворят сердце и именно χλεειν τ σπλγχνα –единственное, только здесь, во всей Библии. – Т σπλγχνα (обыкн. употреб. во мн. числе) значит: внутренности ( Деян. 1, 18 .), особ. сердце, печенка, легкое (2 Макк. 9, 5. Ср. Hom. Odyss. 3, 9.), также «пир после жертвоприношения» (Лат. visceratio, – Ar.); 70 этим словом переводят Евр. «dahamaim» т. е. сердце – сердечность, милосердие, любовь, напр. Притч. 12, 10 .; σπλγχνα вместо καρδα употребляет и Ап. Павел, напр.; Филим. 7 ст. 2Кор. 6, 12. 7, 15 . Филип. 1, 8. 2, 1 . (Ср. Sirac. 30, 7. Dionys. Hal. Ant. 11. p. 176. Aristoph. Ran. v. 1006).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

ethumiliatum, тоже Сир. и Халд. – Анализ всего пророчества о Рабе Божием (52, 13 – 53, 12) будет дан в отделе о первосвященническом служении Спасителя. См. у проф. И. Г. Троицкого , толкование на книгу пророка Исаии, главы 49 – 66, стр. 808 – 833. 13 По толкованию Раши: как бедняк придет на осле, т. е. медленно, не скоро. Таким образом оба пророчества толкуются у Раши в отношении времени пришествия Мессии и к зависимости этого пришествия от степени готовности Иудеев к принятию его. 15 Так у Wünsche в Die Leiden des Messias, s. 57 – 58. Но в Вилен. издании так: «Р. Иегошуа бен-Леви нашел Илию стоящим (букв.: который был стоящим – стоял) у входа пещеры р. Симеона бен-Иохаи. Сказал Иегошуа ему (Илие): приду ли я в веке грядущем? Сказал (Илия) ему: если благоизволит Господь Этот. Сказал р. И. б. Л.: двоих видел я и голос третьего слышал. Сказал (он же) ему (Илие): когда придет Мессия?» Далее сходно, кроме нижеуказанных разностей. Впрочем, в Babyl Talm. Вюнше помещает начало цитата под чертой, как интерполяцию, и читает согласно Вилен. и др. S. 199 – 200. 17 Раши: Мессия перевязывает только по одной язве, чтобы за перевязыванием многих или всех своих язв не замедлить появление среди Израиля, если этот сего пожелает. Wünsche ib. Ср. Levy, Wötr. üb. Talm. и Midr. 3. 580. а. 20 Евр. кери – ниф., или – кетиб, – каль. Можно понимать двояко: или – доколе существует солнце, – или – прежде солнца, до творения мира имя Мессии наречено, вместе с торой и другими семью предметами мира, как Раши и Елиезер. 21 Ср. Wünsche, D. Leiden d. Messias, 63. Amn. И 122 – 123, и Bab. Talm. § 244, стр. 203, – ср. Levy, 2. 26. b. 22 Ср. Иоан. 19, 37 , – в подлин.: и будут взирать на Меня, Которого пронзили. Позднейшие раввины относили к Мессии сыну Иосифа библейские предсказания о страданиях и смерти Мессии, – а в Мессии сыне Давида – видели торжествующего Мессиию. О сем подробнее после. Подлинник и нем. пер. места см. у 146, стр. 9 – 13. 23 Место это замечательно тем, что здесь Мессия сын Давидов и Мессия сын Иосифов считаются за одно лицо, а не разделяются на двух Мессий – страждущего и торжествующего, как у позднейших раввинов. Ср. оборот того же листа, середина. Нем. перевод обоих мест из Succshcм. также у Wünsche в Babal. Talmud, 1. 1, 399 – 400, – Succa, § 19 – 20. Также Holdschmidt, 147, 1 – 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010