Объясн. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особых целей божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор. 12, 28–30 . В словах: «вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас», очевидно, разумеется предостережение от учения иного благовествования: Гал. 1, 6 ; другими словами, христиане не должны нуждаться в учительстве лжепророков: 2Петр. 2, 1–3 ; но чему научились от апостолов, в том и должны пребывать (ст. 27). Поэтому, кто отделится от пастырей, тот отделится и от Церкви, тот отделится и от Самого Господа, сказавшего: «отвергающийся вас, Меня отвергается»: Лук. 10, 16 . О священном Писании Ветхого и Нового Завета Мф. 13, 51–52 . «И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Объясн. Если здесь говорится, что книжник, наученный Царству Небесному.., выносит из сокровищницы «новое и старое», то только лишний раз подтверждается, что Иисус Христос не нарушить приходил закон: Мф. 5, 17 . Апостол Тимофей восхваляется за знание Священного Писания с детства, стало быть, ветхозаветного: 2Тим. 3, 15–16 , да и все первые христиане утверждены не одним Нов. Зав., а на основании апост. и пророков: Ефее. 2, 20; Рим. 3, 31 . 2      Кор. 3, 4–6. «Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит». Объясн. Здесь говорится о способности св. апостолов (а не мирян) начертывать письмо Христово на скрижалях сердца: ст. 3. Апостол как бы так говорит: христианское откровение ничуть не зависит от достоинства проповедника: ст. 5, но тем не менее это откровение само прославляет своих проповедников: ст. 6–10. Новый Завет в некотором смысле тоже есть буква, потому что он изложен в Писании, но он не назван буквой, потому что он не только письменно изложен, но и заключается в священных установлениях, в которых для человека содержится источник жизни: Иоан. 5, 39; 2 Тим. В, 16. О чтении и толковании священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

17:15–18); по вере принесших расслабленного он не только исцелился, но и получил прощение грехов. Об этом св. Матвей так повествует: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их (то есть принесших), сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:1–2; Мар. 2:5 ). Следовательно, и по вере родителей, восприемников и священнослужителей, совершающих крещение, дети могут получить прощение прародительского греха. В этом случае восприемники, или кумовья, то же, что и приносившие детей ко Христу, по вере которых Он обнял детей, «возложил руки на них и благословил их» ( Мар. 10:13  и 16). 3) Откуда еще видно, что можно и детей крестить? 3) Крещение заменило собой обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворнным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17:10–14 . Лук. 2:21 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? 4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорил апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31:34 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? 5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть, не примет св. Крещения, не может войти в Царство Божье; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? 6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2, 15), и завещает им именем Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от него (2 Фесс. 3, 6). Так и ныне христиане должны удаляться от тех, которые отступают от св. церкви, отвергая предания св. апостолов. Коринфянам же св. апостол писал: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам (Кор. II, 2). Епископу Тимофею он писал: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного разума, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 20, 21). Держись образа здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 1,13:2,2).Св. Иоанн Богослов, дополнявший в своем евангелии сказания других евангелистов, говорит: много сотворил Иисус перед учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей (Иоан. 20, 20). Последние же слова евангелия его таковы: многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (21, 25).В книге Деяний апостольских сказано, что Иисус Христос по воскресении своем в продолжении сорока дней являлся апостолам и говорил о царствии Божием (Деян. 1, 3), но что он говорил, этого не сказано, а явления Его апостолам по воскресении описаны в евангелиях кратко и притом не все; так у апостола Павла в послании к Коринфянам (гл. 15) говорится о явлении Его пятистам человекам, а также апостолу Иакову, о чем не сказано в евангелиях. Сами книги Св. Писания утверждаются на предании. Мы приемлем 27 книг Нового Завета, написанных святыми апостолами; но почему мы уверены, что эти книги написаны действительно св. апостолами? Единственно по преданию, переходившему от времен апостольских до наших дней.Если и признать, что в Св. писании изложены все главные истины,, необходимые для спасения людей; то в нем не изложены священные действия при совершении святых таинств и правила церковного управления; то и другое дошло до нас через Священное Предание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

7:21). „В тот день (в день суда) многие скажут Мне: Господи, Господи! не в Твое ли имя мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не звал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие“ (Мат:7, 22, 23).    III. Всяко убо древо, еже ие творит плода добра? посекают е и во огнь вметают (Матф. 7:19); аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете е царство небесное (Матф. 5:20); призови делатели и даждь им мзду (Матф. 20:8); мзда ваша многа на небесех (Матф. 5:12).    Из этих мест ясно видно, что мзда дается за труды, и если жизнь вечная называется мздою, – то предваряет ее делание, труд и заслуга.    IV. Приити имать Сын человеческий в славе Отца Своего, со ангелы Своими: и тогда воздасть комуждо по деяниям его (Матф. 16:27); рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Матф. 25:21); достоин есть делатель мзды своея (Лук. 10:7).    Все эти слова Спасителя ясно показывают, что воздаяние от Бога получается только за добрые дела.    V. Св. ап. Павел говорит о себе: аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам ничтоже есмь (1 Кор. 13:2).    VI. Св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит от лица Божия: се гряду скоро и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делам его (Апокал. 22, 12).    VII. Св. ап. Иаков с особенною силою учит о необходимости соединять христианину добрые дела с верою: «что пользы, братия мои, говорит он, что он имеет веру, а дел не имеет? Неужели может вера спасти его? Если, например, брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет: подите с мирон, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела, – что пользы. Ты веруешь, что Бог един; хорошо; и бесы веруют и трепещут». „Как тело без духа мертво, тан и вера без дел мертва“ (Иак. 2:14 – 19. Сн. еще 1 Кор. 13:2. 1 Иоан. 3:2 – 3). 8. Свидетельства св. отцов и учителей церкви о том, что для получения спасения необходимы добрые дела в соединении с верою    I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Такие люди, совершая милостыню, делают это не из любви к ближнему, а для того, чтобы прикрыть грязь своей души с одной стороны, и для того чтобы потешить свое честолюбие похвалами и прославлением их ложной щедрости, с другой стороны. Осуждая таких людей, Иисус Христос говорит о том, что они получают награду свою. Под наградой таким людям Спаситель имеет ввиду карающее воздаяние, наказывающее лжеблаготворителей за их эгоизм, лицемерие и тщеславие. “Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает что...    Продолжая в Нагорной проповеди излагать Свои мысли о творении милостыни, Иисус Христос сказал: ”У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф.6:3). Как нужно понимать эти слова?    В данном изречении Иисуса Христа мы сталкиваемся с иносказательным выражением, которое нужно понимать следующим образом. Без милости Господней человек ничего не в состоянии сделать, потому что без Бога человек – ничто, так как сам по себе ничего не представляет. “Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба” (Иоан.3:27). И если человек имеет возможность оказать милостыню, то это происходит потому, что Бог дал человеку такую возможность. То есть по воле Божьей человеку предоставлена возможность участвовать в делах благотворительности.    Подавая милостыню ближнему своему, человек совершает доброе благое дело, за которое его хвалят. Но помимо восхваления, исходящего со стороны людей, человек может возгордиться тем, что творит добрые дела и мысленно похвалить себя сам. Хотя человек должен не себя хвалить за совершение доброго дела, а Господа Бога, Который дал возможность человеку совершать дела благотворительности. Однако бывает так, что многие люди, забыв об этом и получив в свои руки возможность творить добро в виде подачи милости ближним, именно себя, а не Бога, считают источником благотворительности. Таких людей начинают одолевать тщеславные мысли и в их сердце проникает гордыня. Такие люди любуются совершением своего доброго поступка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает что делает правая» Продолжая в Нагорной проповеди излагать Свои мысли о творении милостыни, Иисус Христос сказал: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Матф.6:3 ). Как нужно понимать эти слова? В данном изречении Иисуса Христа мы сталкиваемся с иносказательным выражением, которое нужно понимать следующим образом. Без милости Господней человек ничего не в состоянии сделать, потому что без Бога человек – ничто, так как сам по себе ничего не представляет. «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» ( Иоан.3:27 ). И если человек имеет возможность оказать милостыню, то это происходит потому, что Бог дал человеку такую возможность. То есть по воле Божьей человеку предоставлена возможность участвовать в делах благотворительности. Подавая милостыню ближнему своему, человек совершает доброе благое дело, за которое его хвалят. Но помимо восхваления, исходящего со стороны людей, человек может возгордиться тем, что творит добрые дела и мысленно похвалить себя сам. Хотя человек должен не себя хвалить за совершение доброго дела, а Господа Бога, Который дал возможность человеку совершать дела благотворительности. Однако бывает так, что многие люди, забыв об этом и получив в свои руки возможность творить добро в виде подачи милости ближним, именно себя, а не Бога, считают источником благотворительности. Таких людей начинают одолевать тщеславные мысли и в их сердце проникает гордыня. Такие люди любуются совершением своего доброго поступка. Однако гордыня и возвеличивание себя самого за совершение доброго поступка, тоже является грехом. Поэтому, чтобы избежать таких скверных чувств, как гордыня и тщеславие, которые могут возникнуть при совершении милостыни, Иисус Христос и советует «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». То есть Иисус Христос рекомендует творить добро в виде подачи милостыни как бы в тайне от себя самого. Примером такого иносказания и является то, что левая рука не знает о том, что делает правая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Беседа 45   " Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь " (Иоан.6:28-30)?   1. Сластолюбие есть погибель для души. - 2. Что такое хлеб жизни? - 3. Необходимость веры и благодати для спасения. - Иисус Христос часто говорил о воскресении, и причина этого. - 3. Частое напоминание о воскресении побуждает избегать зла и делать добро. - Воскресение и суд разрушают рок. - Ничто не совершается по необходимости или случайно. - Несомненность воскресения и суда: людей без веры постигнет то же, что и неверующих во времена потопа и Лота. - Кончина мира внезапно постигнет людей. - Доказательства несомненности воскресения и Страшного Суда.   1. Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тупым; оно делает душу плотскою; оно ослепляет и не позволяет видеть. Вот смотри: это случилось и с иудеями. Так как, будучи преданы чревоугодию, они всецело были заняты предметами житейскими и не думали ни о чем духовном, то хотя Христос возбуждает их множеством слов, исполненных то строгости, то снисходительности, но и при всем этом они не встают, а по прежнему лежат долу. Посмотри, Он сказал им: " вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились " (ст.26), – (и чрез это) поразил обличением; показал, какой должно искать пищи, сказав: " старайтесь не о пище тленной " ; предложил им награду в словах: " но о пище, пребывающей в жизнь вечную " (ст.27); наконец предупредил их возражение, сказав, что Он послан Отцом. Что же они? Как бы не слыхав ничего, говорят: " что нам делать, чтобы творить дела Божии " ? Сказали же это (как показывают последующие обстоятельства( не с тем, чтобы узнать и исполнить, но чтобы расположить Его – опять дать им пищу и насытить их. Что же Христос? " вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал " . На это они сказали: " какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили? Отцы наши ели манну в пустыне " (ст.30,31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

В числе Апостолов, получивших власть прощать грехи людям, был и ап. Петр, трижды отрекшийся от Христа. Епископы и пресвитеры Церкви, конечно, тоже – люди грешные, но им дано такое великое право, какого не имеют не только миряне, но даже и Ангелы, ибо никому из Ангелов не сказал Бог: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Если бы власть прощать грехи имели только безгрешные люди, то этой властью никто на земле никогда и не пользовался бы, ибо все люди грешны, один Бог без греха ( Откр. 15:4 ; Евр. 4:15 ). Приступая к исповеди, мы должны не чужие грехи считать, а свои, и смотреть не на достоинства или недостатки пастырей, а на священный их сан, который дан им от Бога через святительское рукоположение преемственно от Апостолов вместе с данной им властью прощать людям грехи. За свои грехи пастыри сами ответят. Людям же нужно помнить, что пастыри отпускают им грехи не своей властью, а властью, данной им от Бога в таинстве священства, и что «сокровище сие они носят в глиняных сосудах, чтобы преизбыточествующая сила была приписываема Богу, а не им» ( 2Кор. 4:7 ). 3) Какие грехи могут быть прощены на Исповеди, а какие нет? 3) «Всякий грех и хула простятся человеку, а хула на Духа Святого не простится человекам» (Мф. 12:31–32). «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Иоан. 5:16 ). «Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновят покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:4–6 ). Из приведенных мест св. Писания видно, что «всякий грех», как бы ни был он велик, может быть прощен Богом человеку, при искреннем его покаянии, ибо «Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха» ( Иоан. 1:7 ). Не простится человеку только «хула на Духа Святого», или «грех к смерти», то есть такое греховное состояние человека, когда он грешит сознательно и произвольно, грешит не по слабости своей воли, а не считая грех грехом, отрицая Бога и Его святые законы: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи; но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр. 10:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вместо того, чтобы из жизни отцов научится страху Божьему, они решаются убить величайшего господин виноградника. Или Отец Небесный оставит ненаказанной смерть Сына Своего, или не в силах отнять собственность из рук наглых похитителей? Но разве страсти наши могут говорить и поступать умно? Их обыкновенное дело отуманивать ум и доводить нас до глупостей. Враги же Иисуса, как открывал Сам Он, действовали под влиянием князя тьмы, открытого врага власти Божией. (Иоан. 14:30; Лук. 22:31; 22:53 ). Так страшное решение произнесено и оно выполнено, как предсказано в притче. Преданный Пилату, как враг кесарю, Иисус выведен из города “ на место, нарицаемое Лобное ” (Лук. 23:33), и там распят. Апостол Петр говорил иудеям об иудеях, что они не знали, что делали, распиная Иисуса (Деян. 3:17 ). Да, они не понимали тайны примирительной смерти Христовой и не признали в Иисусе Мессии (Деян. 13:27 ). Но все это отчего? Оттого, что заняты были только землей и не думали о духовном, ожидали от Мессии только земного величия, земного счастья, земной власти. Оттого-то хотя и видели по временам духовное величие Иисуса, но увлеченные страстями земными убили Начальника жизни (Деян. 3:15 ). О земля, земля! Как пагубно обаяние твое для бессмертного духа. “ Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои ” (ст.40. 41). Если бы вопрос Спасителя предложен был самым несправедливым, самым несовестливым судьям, и те, по крайней мере, из опасения показаться плохими людьми, отвечали бы: злодеев предаст смерти, а виноград передаст другим. Так поступили и книжники. Враги Иисуса произнесли приговор самим себе, конечно, не поняв на первый раз, что дело идет о них, самих. Святой Лука замечает, что некоторые прибавили: да не будет! (20:16 ). Это значит, что эти поняли, к кому относится приговор правды и ужаснулись. Ужаснулись больше всего того, что виноградник отнят будет из рук их и передастся другим стражам, другим начальствам.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вопрос 214. Чем различаются между собою милость (χρηστοτης) и благость (αγαθωσυνη)? Ответ. Поелику Давид в одном мест сказал: «благ (χρηστος) Господь всяческим» (Псал.144, 9); и: «благ (χρηστος) муж щедря и дая» (Псал.111, 5); а в другом: «ублажи Господи благия (αγαθους», (Псал. 124, 4), и Иеремия говорит: «благ (αγαθος) Господь к надеющимся на Него» (Пл. Иерем.3, 25): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды. Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом (Матф.5, 9.)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5, 20); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5, 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоан.14, 27). Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям (Матф.18, 3)? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними. Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» (Матф.18, 5)? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки. Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23—24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес.5, 17). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Псал.45, 11), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Исаии 7, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010