§ 30. Нравственное приложение догмата Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе - 1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в некоторой степени, отражается пребожественная Троица. Отражается - а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока (1 Фес. 5:23), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой. Отражается - б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все согласно стремились к целям своим: ум — к высочайшей Истине, воля — к высочайшему Добру, чувство — к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой — воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону. 2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по существу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако — представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя разделены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в единстве христианской любви, в единстве христианской надежды (Ефес. 4:3—6; Иоан. 13:34; 17:21). 3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христианами, сделались причастниками Божественного естества (2 Петр. 1:4); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его (Иоан. 1:12—13; Лук. 8:21). А потому можем приходить в теснейшее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим (Матф. 22:37). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23), — и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Божие слово выносит недвусмысленный приговор человеку, надеющемуся на себя самого: «Кто надеется на себя, тот глуп» (Пр.28:26). Являемся ли мы «маленькими богами»? И это утверждение до неузнаваемости искажает библейскую истину. Библия учит, что мы являемся Божиими творениями, которые по причине греха находятся во власти диавола и не имеют связи с Богом: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Иоан.8:24 ). «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Иоан.8:44 ). Те, которые сознают то, что они погибшие, исповедуют свои грехи и веруют в Иисуса Христа как в своего Заступника и Господа, имеют право на следующие обетования: – они – дети Божии ( Иоан.1:12 ; 1Иоан.3:1 ), – они «рожденные от Бога» ( 1Иоан.3:2 ), – они «имеют жизнь вечную» ( 1Иоан.3:16 ), – они приняли «Духа усыновления» ( Рим.8:15 ), – они – «наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим.8:17 ), – они «ожидают усыновления, искупления тела» ( Рим.8:23 ). Среди чудесных, полученных нами обетовании нет ни одного, которое говорило бы о том, что мы сами являемся «маленькими богами» или «Богом» и обладаем творящими силами. Мы читаем о «сыне погибели», «человеке греха», который в Посланиях Иоанна назван «антихристом», что он есть «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). Это поразительно, что древняя ложь сатаны «вы будете как боги» ( Быт. 3,5 ) между тем является предметом веры не только индуистов, мормонов, приверженцев философии «нового века», но также и людей, исповедующих Христа. Апостол Павел, ясно показавший в своих посланиях, из какой пропасти спас нас Бог и на какую высоту вознес нас по благодати Своей, сказал слова, которые может повторить с благодарностью каждый помилованный грешник: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф.2:8 ). «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Выводы

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

§ 30. Нравственное приложение догмата    Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе -    1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в некоторой степени, отражается пребожественная Троица.    Отражается -    а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока (1 Фес. 5:23), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой.    Отражается -    б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все согласно стремились к целям своим: ум — к высочайшей Истине, воля — к высочайшему Добру, чувство — к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой — воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону.    2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по существу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако — представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя разделены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в единстве христианской любви, в единстве христианской надежды (Ефес. 4:3-6; Иоан. 13:34; 17:21).    3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христианами, сделались причастниками Божественного естества (2 Петр. 1:4); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его (Иоан. 1:12-13; Лук. 8:21). А потому можем приходить в теснейшее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим (Матф. 22:37). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23), — и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Лук. 2:51 . И был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова... Иоак. 19:26–27. Говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя... 10) О почитании св. угодн. Божиих д) Блаженное состояние святых на небе Прем. Сол. 3:1–3. Души праведных в руке Божией. Прем. Сол. 4:7 Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое... Мф. 21:26 . Хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего. и) Сам Господь прославляется во святых 2 Фесс. 1:10. Он придет прославиться во Святых Своих. 2 Фесс. 1:10. Дивен Бог во Святых Своих. 11) О почитании св. Ангелов 12) О почитании нетленных мощей св. угодников Божиих а) В планах Творца было создать человека бессмертным не только по душе, но и по телу Прем. 2:22 . Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего. г) По этой вере даже ветхозаветные люди питали уважение к телам умерших Быт. 50:7–9 . Кости патриарха Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую. Исх. 13:19 . Взял Моисей с собою кости Иосифа... 4Цар. 23:17–18 . Царь Иудейский, разрушая идольские капища и сожигая кости мертвецов, бывших служителей Ваала, кости пророка Божия повелел оставить в покое. Мф. 23:29 . Евреи устраивали гробницы пророков и украшали памятники праведников. ж) В нов. завете, когда совершено искупление человечества от первородного греха, явилась возможность сохраняться нетленными телам св. угодн. Божиих 2Кор. 6:16 . Бы храм Бога живого, сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... Гал. 2:20 . Уже не я живу, но живет во мне Христос. Иоан. 6:56 . Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 1Кор. 15:49 . Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. – 15:20 Христос… первенец из мертвых. Иоан. 21:22 . Апостол Иоан Богосл. мог остаться в живых до второго пришествия Христова, если бы этого захотел Господь И. Христос. 1Кор. 15:47–49 Первый человек из земли, перстный, второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные. з) Христос уничтожил грех, всех зовет к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он знал, что они Его правильно поняли, и поэтому хотят побить Его камнями. Для лидеров Сторожевой Башни этот стих представляет собой такую же проблему, как и Иоан. 8:58 . В своем переводе Библии фразу «делаешь Себя Богом» они перевели, как «делаешь себя богом», что не согласуется с контекстом данной главы и того, что намеревались сделать с Иисусом иудеи. Значение слов «первородный» и «единородный» в отношении Христа По Своей Божественной природе Сын Божий – вечный Бог, подобно Отцу. Это открывается в знаменательных словах Ап. Иоанна: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан. 1:3 ). Согласно Иоанну, Сын Божий, Которого он называет Словом и Богом, не имеет начала, потому что все имеющее начало произошло через Него. Если бы Он Сам имел начало, то не мог бы сотворить всё, что имеет начало. Почему? Потому что, будучи частью того, что имеет начало, Он должен был бы сотворить также Самого Себя. А это логически и практически невозможно. Чтобы сотворить всё, что имеет начало, нужно самому быть безначальным. Безначален только Бог. Поэтому Логос-Христос, о Котором в Иоан. 1:3  говорится, что «всё через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть», – безначальный Бог. Апостол Павел подтверждает это, говоря: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1:16–17 ). То есть, Сын Божий создал абсолютно всё, что было создано на небе и на земле, – видимое и невидимое. Поэтому, если всё создано Им, для Него и всецело зависит от Него, то, Кто же Сам Он? Естественно, что Он – вечный Бог. Но свидетели Иеговы не соглашаются с тем, что в действительности учит Библия. Они пробуют доказать своё мнение на основании стиха 15-го, который в синодальной Библии переведен, как: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари», а в оригинале на греческом языке: «Который есть образ Бога невидимого, первородный всякой твари». Данное греческое слово prwtotokoV (прототокос) синодальные переводчики перевели, как «рожденный прежде» вместо того, чтобы перевести, как «первородный». Во всех английских Библиях оно переведено словом «firstborn», что соответствует оригиналу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   Сатана говорил преп. Антонию: „вот я не имею ни одного места, не обладаю ни одним городом, нет у меня оружия; во всех родах и странах прославляется имя Христово; пустыни наполнились иноками» (Ч.-М. генваря 17 д.).    Св. мученик Трифон изгнал беса из одной царской дочери и, сделав его видимым для всех, спросил: „кто вам, бесам, дал власть над созданием Божиим?» – Бес отвечал: мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Христа. От тех мы бежим со страхом. Наносим им искушения тогда, когда нам попущено будет (от Бога). Над теми же, которые не веруют в Бога и Сына Его и ходят во всех похотях своих – над теми имеем власть мучить их (Ч.-М. февраля 1 д.).   60. Библейские тексты о падших ангелах    Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: сначала диавол согрешил (1 Иоан. III:8). (Господь) сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. X:16). – Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. XII:9);    б) есть начальник мира (греховного): ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан. XII, 31). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( – XIV, 30). Князь мира сего осужден (XVI, 11);    в) владеет царством смерти; как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. II:14);    г) есть виновник нашего падения и искушения (Быт. III:1 – 6). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христа (2 Кор. XI:3). – Кто делает грех, тот от диавола (1 Иоан. III:8). – Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель (1 Сол. Ш, 5):    д) противится делу Божию; показал ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Зах. III:1). – Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам: но воспрепятствовал нам сатана (1 Сол. II:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

а) Сыном Бога Отца, например: Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам..., Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Иоан. 5:20–21 ; срав. 14:13; 17:1; Матф. 11:27 ); б) Сыном единородным: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16,18; 1:14 ), и притом – в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Иоан. 1:18 ); г) Сыном истинным: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Иоан. 5:20 ); д) Сыном собственным: иже Сына своего ( δου) Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 )? Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Священного Писания Господь Иисус называется Сыном Божьим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, когда мы уже знаем, что священные книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцом и Духом (§ 33). Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных превратных толкований еретиков, древние пастыри Церкви старались раскрывать следующие мысли: 1) Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды (отнеоткуда), не из ничего. 728 Это – а) следует из самого понятия о рождении: “рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; так же, как при творении и созидании, наоборот, творимое и со­зидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего;” 729 и – б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс. 109:3 ). “Если – из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего?” 730 “Это не значит, что Бог имеет чрево; но поскольку истинные, а не ложные порождения обычно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева " ”. 731

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вопрос 120. Должно ли отлучаться куда–нибудь, не предуведомив настоятеля? Ответ. Поелику Господь говорит: «Я пришел не Сам от Себя», но «Он послал Меня» (Иоан.7, 28. 29); то не тем паче ли каждый из нас не должен давать себе воли? Ибо кто дает себе волю, тот явно страждет высокомудрием, и подлежит суду Господа, Который сказал: «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16, 15). И вообще давать себе волю —предосудительно. Вопрос 166. С каким расположением должно повиноваться тому, кто понуждает к исполнению заповеди? Ответ. С таким же расположением, с каким дитя, одолеваемое голодом, слушается кормилицы, которая зовет его ко вкушению пищи, и с каким всякий человек, ищущий себе пропитания, слушается того, кто дает ему средства для жизни; вернее же сказать, гораздо с большим еще расположением, поскольку вечная жизнь предпочтительнее настоящей. Ибо «заповедь» Божия, говорит Господь, «есть жизнь вечная» (Иоан.12,50). А что в рассуждении хлеба вкушение, то в рассуждении заповеди исполнение, как говорит опять сам Господь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Иоан.4, 34) Отца. Вопрос 169. Если младший брат получил приказ научить чему–нибудь старшего возрастом, то как должен обойтись с ним? Ответ. Как совершающий служение по повелению Владыки Бога: и со страхом, как бы не подпасть суду сказавшего: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48, 10.), и с опасением, «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6.). Вопрос 170. Равное ли внимание оказывать должно и к успевающему больше, и к успевающему меньше? Ответ. Что Господь определил об отпущении грехов, сказав: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7,47), и что Апостол постановил о пресвитерах, сказав: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5, 17.); то признаю сообразным соблюдать и в рассуждении всего тому подобного. Вопрос 171. Если низший оскорбляется предпочтением ему благоговейнейшего; то как относиться к нему?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Какой добродетельный человек, стремящийся быть тем, чем он должен быть, не чувствует себя обязанным как можно чаще отказываться от чувственных удовольствий, ограничивать земные радости, жертвовать земными благами? Потому что те, кто любит деньги и имущество, почести и славу, радости и удовольствия более добродетели и благочестия, тот не может быть добродетельным; не может достигать и вечного счастья, завещаемого Спасителем. Апостол Иоанн увещевает христиан: « не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей… И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек » (1 Иоан. 2:15.17). Таким образом, самая совершенная и угодная Богу та добродетель, которая, через самоотвержение в бедствиях, очищается от греховной (чрезмерной) привязанности к материальным благам мира сего, укрепляется в страданиях и остается твердой во всевозможных искушениях. Но если Иисус Христос требует от людей совершенной добродетели, то Он не может предлагать к их услугам земного счастья в понимании людей неверующих. « Все желающие жить благочестиво », так или иначе, но неизбежно « гонимы будут ». При этом остаются совершенно истинными слова Спасителя: « ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (необходимое для достаточного материального существования) приложится вам. » (Мф.6:33). Итак, не будем роптать, если мы ради благочестия терпим гонения, если мы, как христиане, должны отвергаться самих себя и нести свой крест. Христос, пострадав за нас, оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2:21). А если со Христом страждем, то с Ним и прославимся. Скорби и гонения составляют неизбежный удел благочестивого христианина «Все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы» (ст.12). Нерадостную истину возвещает нам апостол в дневном чтении. Не то же ли самое говорит Иисус Христос (Мат. 10:34 и др. Иоан. 16:20 )? Так должно быть: 1. Потому что он благочестивый христианин. Конечно, и грешник имеет свое горе (Пс. 31:10), но оно часто служит к его стыду и посрамлению. Он по своей собственной вине нередко делается притчей во языцех. Но благочестивый человек невинно терпит скорби и огорчения. «Возьми крест свой» (Лук. 9:23; Деян. 14:22 )! Если мы — христиане, то должны также и страдать с Христом. Когда страдает Глава, то чувствует страдание и каждый член. Захотим ли мы покоиться на розах и предоставить терния одному Иисусу Христу? Злой мир не может не питать ненависти к благочестивому человеку (Иоан. 15:19; Иак. 4:4 ). Овцы и волки. Но как иначе, если крест исходит из руки Божьей (Пс.37:3)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ответ. Господь наш Иисус Христос научил, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять» ( Иоан.14, 15–17 ). Посему, пока не соблюдаем всех заповедей Господних, и пока мы не таковы, чтобы Господь засвидетельствовал о нас: вы «не от мира» сего ( Иоан.15, 19 ), до тех пор да не ожидаем удостоиться Духа Святого.    Вопрос 205. Кто суть «нищие духом» ( Матф.5, 3 )? Ответ. Поскольку Господь говорит в одном месте: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Иоан.6, 63 ), в другом: «Дух Святый…научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14, 26 ); «не от Себя говорить будет» ( Ин.16, 13 ): то «нищие духом» суть те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: «пойди, продай имение твое и раздай нищим» ( Матф.19, 21 . Лук. 18, 22 ). Но если кто, прияв и как ни есть приключившуюся ему нищету, управит собою по воле Божией, как Лазарь; то и сей не чужд блаженства.    Вопрос 209. Как можем прийти в страх судов Божиих? Ответ. Ожидание всего опасного естественным образом производит страх. Так боимся и зверей и начальников, ожидая от них испытать что-нибудь худое. Потому, если кто поверит, что угрозы Господни истинны, и будет ожидать, что изведает их самым ужасным и бедственным образом, тот убоится судов Божиих.    Вопрос 211. Какая мера любви к Богу? Ответ. Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божью, с целью и вожделением славы Божьей.    Вопрос 212. Как приобретается любовь к Богу? Ответ. Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям. А сие бывает и у бессловесных. Ибо видим, что псы любят того только, кто дает им хлеб; узнаем это и из сказанного с укоризною у Пророка Исаии: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» ( Ис 1, 2–3 ). Ибо как у вола и осла от благодеяния питающего сама собою рождается любовь к нему; так и мы, если с добрым чувством и благопризнательностью будем принимать благодеяния, то можем ли не возлюбить оказывающего нам столько великих благодеяний Бога, когда подобное расположение в душе здравой рождается, так сказать, естественным образом и без научения?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010