3) Средство для нравственного исправления падшего рода человеческого и для преуспеяния его в благочестии и святости. Сюда относятся и божественное откровение, в котором раскрыты для нас во всём свете нравственные законы, и божественные священнодействия св. таинств, через которые ниспосылаются нам необходимые благодатные силы для очищения себя от грехов и для укрепления в добре; наконец, для этой же, между прочим, цели Господь учредил на земле церковное священноначалие (Деян. 20:28; 1 Петр. 5:2) с властью вязать и решить наши совести (Матф. 16:19; 18, 18. Иоан. 20:22-23), блюсти за нашим нравственным поведением, руководить нас на пути к духовному совершенству и вечному спасению (1 Тим. 5:19-20 и 22; Еф. 4:11-12).    II Сделанное Господом для восстановления человека определяет и те условия, какие должен для этого исполнить человек со своей стороны. Вообще эти условия состоят в том, что каждый человек беспрекословно обязан соделаться истинным Христианином: ибо, если каждый из нас, по самой природе своей, призван быть в единении с Богом; если, по нарушению нами этого союза, для восстановления его, сам Бог предлагает нам сверхъестественные средства в христианской Вере, то не принять предлагаемых средств, или, по принятию, не пользоваться ими сообразно с целью и злоупотреблять ими никто из нас не имеет никакого права; и поступающий таким образом необходимо делается неизвинительным пред судом вечной Правды (Марк. 16:16. Матф. 10:14-15; 7, 21). В частности же каждый человек-Христианин обязан:    1) принимать всё Божественное сверхъестественное откровение, и изложенные в нём истины Веры, надежды и любви усваивать в таком точно виде, как преподаются они уполномоченной на то от самого Спасителя Церковью и её учителями (Марк. 16:15; Матф. 18:17; Рим. 10:15; Еф. 4:11, 14);    2) пользоваться св. таинствами и вообще священнодействиями Церкви, совершаемыми теми же лицами, званными от самого Бога (Иоан. 3:5; 6, 53; Евр. 5:4-5):    3) наконец, покоряться духовному управлению Церкви, и следуя её руководству, более и более преуспевать в добродетели (Матф. 7:21; 19, 17. Евр. 13:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

( Иоан. 6:53, 56 ). Ещё он приводить из кн. «Сын церковный» следующее: «велик убо есть чин священнический: то бо есть апостольское наследствие». (гл. 62). О ком здесь говорит писатель? об епископах или пресвитерах? Вероятнее всего, что об епископах, потому что далее в том же месте говорится то, что приложимо только к епископам: «дана ему от Бога власть над душами человеческими (39 апост. пр.; Игн. бог. л. 7 – см. выше), ихже могут вязати и разрешати ( Иоан. 20:23 ) и того ради имена ему многа дана быша: чиститель, ходатай к Богу, свет миру, соль (см. Мф. 5:13–14 ) и пр. и пр. (гл. 62. л. 29). Из сказанного видно, что речь идёт не о пресвитерах, а об епископах, хотя этот чин и назван священническим. Но если бы даже он говорил и о пресвитерах, то и тогда из этих слов нельзя выводить заключения, что писатель, подобно беглопоповцам, считал священников наследниками апостолов по власти и управлению церковью. Как же понять слова: «то бо (т. е. чин священнический) есть апостольское наледствие»? В деяниях апост-х читаем, что апостолы рукополагали пресвитеров ( Деян. 14:23 ), а потому пресвитеры могут быть названы наследниками апостолов, как получившие от них наследство – дар священства. Но у нас речь идёт не о рукоположении пресвитеров и о преподании им дара или наследства, а о том: получают ли они одинаковый дар благодати (см. выше) и одинаковые права на управление церковью с епископами? Нет. (см. 39 апост. пр.; Тим. 5:17, 19, 20–22 – см. выше). – Ещё он приводит из Кормчей (гл. 36) следующее место: «Токмо бо яко не поставляет иерей от епископа разнствует: священство же совершенно имать», которое выше разобрано и объяснено. Выходит, что все приведённые Усовым места не доказывают того, что он хотел доказать, т. е. что пресвитеры равны епископам, почему могут быть правителями церкви и заменить епископов. Но зато усилие Усова доказать это показывает, что беглопоповцы есть ученики и последователи еретика Аэрия, потому что и они подобно ему обнаруживают неверие в безумном учении, что пресвитер равен епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   Начаток наш Господь и Бог: Он приобщился нашей плоти и крови, уподобился нам, и стал нашею Главою и братом первородным, архиереем, наставником и разрушителем вражды между нами и Богом Отцем нашим, происшедшей от грехов и неосмотрительности прародителей. А теперь так как вочеловечился Господь наш Иисус Христос, Всесовершенный Бог наш, и исполнил все до нас касающееся, то и вознесся на небеса, и ниспослал нам мир Свой, говоря: «мир Мой даю вам» (Иоан. 14:27). И это дано не Апостолам только; потому что Животодавец Бог наш сказал: «яко не о сих точию молю Отче, но и о хотящих веровати словесе их ради в Мя, да вси едино будут... якоже и Мы едино есма» (Иоан. 17:20—22). Посему честнейшие мои братия, прилично нам воскликнуть вместе с Апостолом: «кто ны разлучит от любве Христовы? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад... или меч, или беда?» (Рим 8:35). Прибавлю еще: или похоть плоти, которая горит как огонь, но не сожигает поборающих ее на всякий день, или бесчестие и досаждения, или любовь к первенству и власти, или тяжесть напряженных трудов, или худость одежды, или скудость яств и снедей, или всенощное псалмопение, или бдение и молитва, или малое или великое, душевное или телесное? Никаким образом, ибо писано: «яко тебе ради умерщвляемы есмы весь день, вменихомся яко овцы заколения» (Псал. 43:23). Радуйтесь о всем этом, братие мои; радуйтесь и веселитесь, видя человеколюбие Божие. Живот ваш пред вами, радость ваша пред лицем вашим, блаженство у ног ваших. Дверь отверста; спешите, стремитесь. И кто вознерадит о всем этом? Кто сему не поревнует и не приложит еще большего тщания, спеша друг перед другом, как к предлежащим сокровищам, не к тленным и земным, но вечным и бессмертным? А я, блудный и окаянный, многословлю и празднословлю, ничего не имея в себе доброго, кроме любви к вам. Господь Бог да даст всем вам, по молитве отца моего, утвердиться в добром, и да укрепит вас в течении, чтобы, сподобившись войти в поприще, получить победные венцы со всеми благами. О, дабы получить их и всем нам по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу со Св. Духом слава, держава, честь и поклонение, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Военную службу и войну признавали дозволительною: а) Христос: Мф. 8:5– 13, 18:35–36 ; и б) св. апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2:4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петра 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . Злу противились: Христос – Мф. 23 гл.; Иоан. 2:13–18 ; Иоан. 18:22–23 , и св. апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30 ; Деян. 25:10–12, 5:1–5 . Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами: (Исаии 14:12–15); противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 ; продолжалось на земле: Иуд. 9 ст.; Зах. 3:2 ; оно продолжается: 1Пет. 5:8–9 ; Иак. 4:7 ; и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великою борьбой добра со злом и победою над ним для торжества добра и правды вечной: Откр. 20:10–15 ; Откр. 21:1–7 ; 2Пет. 3:13 . 2. О клятве и присяге. Во имя Отца, и Сына и Св. Духа! Православные христиане! Жизнь человеческая так устроена, что для правильных и справедливых взаимоотношений людей нужны сдерживающие начала, которые бы не допускали взаимных несправедливостей. Одной из таких мер пресечения несправедливых явлений в жизни народа Богом установлена клятва или присяга. Клятва это есть удостоверение, где люди призывают Бога во свидетели, что они исполнят обещанное. Всякий религиозный человек, вспоминая свое обещание, где упомянуто имя Божие, постарается выполнить в точности данное им слово. Ничего здесь предосудительного нет, и никто из благоразумных людей не станет протестовать против этой меры, избранной Богом для урегулирования взаимоотношений людей. Если мы обратим наш взор к текстам Св. Писания, то увидим, что слово Божие требует при исполнении тех или других обещаний привести во свидетельство имя Божие. Таковые свидетельства с произнесением имени Божия носят название клятвы и присяги. Под клятвой подразумевается то удостоверение, которое люди произнесли во взаимных отношениях между собою, что их обещание будет выполнено. Если же такая клятва дается по известной форме, установленной Церковью или государством, то такую клятву называют присягой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

157 и сам Фридрих. Думаю, что его  δετερ μελται по этому вопросу в 1889 г. вышли не  μενονες. Штемпель с надписью: Ипäснт конечно радикальное средство против неисторических построений. Но не слишком ли часто к нему прибегают без наличной необходимости? И иперкритические постройки на соломенном фундаменте тоже не засоряют ли исторической перспективы? IX. «Диспут» прежде «собора» по содержанию первой сирмийской формулы По общему призванию, плодов догматической деятельности сирмийского собора 351 г. были 27 анафематизмов, которыо приложены к IV антиохийской формуле 158 и сообщают ей характер сирмийской первой формулы. Не все из этих анафематизмов одинаково самостоятельны, но до 20 из них составляют  в) В ряду анафематизмов некоторые кажутся совсем излиш- оригинальное произведение собора. Всматриваясь в их последовательность и сличая их с теми данными, которые св. Епифаний выписал из актов диспута, нельзя не заметить следующих – можно сказать – странностей, которые нуждаются в объяснении. а) Диспут дает очень мало нового относительно доктрины Фотина. Места св. писания, на которые ссылались на диспуте, Быт. 1, 26; 18, 25; 19, 24 ; Пс. 109, 1 ; Иоан. 1, 3, 14 ; resp.  Иоан. 1, 1 ; 1Кор. 25, 47 ; Дан. 7, 13 , – за исключением последнего, или приводятся, или же предусматриваются и в анафематизмах, а другие заменяются равнозначащими. б) В ходе анафематизмов замечается странная непоследовательность. Анафематизм 3-й ставит вопрос о сотворении мира Богом Сыном, анафематизм 13-й говорит о соучастии Сына в творении человека, анафематизмы 14–17 объясняют ветхозаветные богоявления, а в промежутке, в анафематизмах 9–12, говорится о вочеловечении и распятии Сына Божия. И после всего этого, в анафематизмах 18–22, излагается учение о Св. Духе, а в остальных (23–27) идет речь опять только о Сыне Божием. Это нарушение элементарных правил систематизации догматов тем более неожиданно, что в  κθεσς μακρστιχος предметная последовательность хорошо выдержана ними. Странно подозревать кого-нибудь из богословски образованных христиан в том, что он св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

188 В Новом Завете хотя Господь и всем безизъятно дал заповеди молитися, но оными священнический чин, яко на служение сие определенный. Евр. 5:3 . Сугубо к тому обязал: особливо же те заповеди сие в себе заключают, кои прямо ко апостолам сказаны: просите, рече, и примете, да радость ваша исполнена будет. Там же повыше и средство благоволил означит. Аминь. Аминь глаголю вам, яко елика аще чего просите от Отца во имя мое, даст вам. Иоан.16:23–24 . Тако же пред страданием своим особливо завещал молитися учеником: что сказал, спите; воставше молитеся, да не внидете в напасть. Лк.22:46 . 189 Апостолы, последуя Господу, когда о возложенной на них должности учения упомянули, купно упомянули и о молитве, яко должности к ним принадлежащей. Мы сказуют они, в молитве и служении слова пребудем. А Павел апостол, наставляя Ефесского епископа Тимофея, всем обще и каждому пресвитеру молитвы творити прежде всего завещавает и молит: чадо, рече, Тимофее, молю прежде всех 142 творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки, за царя, и за всех. Иже во власти суть. 1Тим.2:1–2 . Апостол Иаков о сей же прсвитерской должности упоминает: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да помолятся о нем. 5:14. И так ясно указал Господь, указали и апостолы, что должность молитися Господеви на священнический чин особливо возложена, и с должностью учения должна быть соединена. 190 2. О ком и о чем молитися. Но о ком и о чем священницы, по возложенной на них должности Богомоления, должны благость Божию молит: те же заповеди означают, а сверх того примером своим научает сам Христос. Он, по тайной своей вечери, великий будучи архиерей грядущих благ, прошедший небеса. Евр.4:14 , гл.9:11, яко человек нас ради молился ко Отцу о проповеди, о апостолах, и о всех верующих в него: Отче! Глаголы, их же дал еси мне, дах им, и тии прияша, и разумеша во истину, яко от тебе изыдох. Иоан.17:8 . Святи их во истине твоей: слово твое истина есть… И за них аз свяще себе, да и тии будут священи во истину. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в мя, ст.17, 19–20. Отче святый, соблюди их во имя твое. ст.11. Соблюди их от неприязни, ст 15. Сверх святейша своея молитвы дал и заповедь о проповеди молитися: молитеся, рече, Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою. Мф.9:38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Ни у кого из древних богословов и учителей, которых учение пронеслось от конца до конца вселенной, не найдешь этого учения, сколько бы ты ни стал искать, а найдешь напротив, что все противоречат сему и, как чуждое, отметают сие. Весьма удивляюсь, что Николай, будучи разумен, как я слышал, и искусен в словесных науках, не понимает, что создает свой дом на столь малых и удобоподвижных основаниях. Малыми же называю их не по существу и не по достоинству,—нет, но по разуму задумавшего воздвигнуть на них огромную башню, равную по значению Вавилонской. Кто, прочитав хотя однажды толкование святых отцев на Евангелие, не поймет ясно, что как прежде спасительных страданий преподанные Спасителем святым ученикам Своим дарования и власть, так и по воскресении вдохновенная им благодать Духа (Иоан. 20, 22), были частные дары, вместе и предобручения имеющей снизойти на них совершеннейшей благодати Утешителя, а также и смотрительное промышление, издалека предусмотренное Богом, на отвержение и разорение имеющей впоследствии восстать ереси, признающей Духа Святого созданным и чуждым Божества Отца и Сына. Итак, дарованные им тогда дарования были частными дарами, и это явствует из того, что Господь сказал в одном месте: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лук. 10, 19); и опять: болящыя исцеляйте, прокаженные очищайте, бесы изгоняйте (Мф. 10, 8); а в другом месте: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им (Иоан. 20, 22. 23), и прочее. Это—духовные дарования, заключающие в себе власть, то—отпущать грехи, то изгонять бесов и исцелять недуги. А что это были частные дары, истекшие от полноты Спасителя и действовавшие в известное время, а не существенное испущение Духа от Сына, как хочется доказать латинянам, явствует из многих обстоятельств, и в особенности из того, что не видно, чтобы они (до окончательного наития Святого Духа) кому нибудь отпустили грехи, а напротив, они бегали и скрывались, страха ради иудейского, ибо не были еще совершенно облечены силою свыше, почему и к ловительству рыб некоторые обратились, забыв не надолго повеления Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

§ 172. Паства и Богоучрежденная иерархия с их взаимным отношением    I. Не трудно показать, вопреки мнению некоторых неправомыслящих, что разделение членов Церкви на два упомянутые класса ведет свое начало от самого Спасителя. Неоспоримо, что сам Господь учредил в Церкви своей особое сословие людей, составляющее собою иерархию, и что этих-то собственно людей, и только их одних, Он уполномочил распоряжать теми средствами, какие даровал Он Церкви для ее цели: т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего безразлично всем верующим, повелевши им, напротив, только повиноваться пастырям (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 109; посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 10; простр. Хр. Катих. о чл. IX).    1. Читая св. Евангелие, содержащее в себе историю жизни и действий нашего Спасителя, мы видим:    а) Что Он сам непосредственно и из всех своих учеников набрал именно двенадцать, которых назвал своими апостолами. Егда бысть день, повествует св. Лука, призва (Иисус) ученики своя: и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече (Лук. 6:13), и потому говорил к ним: не вы мене избрасте, но аз избрах вас (Иоан. 15:16).    б) Что им-то одним Он дал заповедь и власть учить все народы, совершать для них св. таинства, и управлять верующих ко спасению (Матф. 28:19; Лук. 22:19; Матф. 18:18).    в) Что Он преподал эту власть св. апостолам точно также, как сам приял от Отца: дадеся ми всяка власть…; шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и, Святаго Духа (Матф. 28:18. 19); якоже посла мя Отец, и аз посылаю вы, и сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Иоан. 20:21. 22. 23).    г) Что к этим двенадцати Он сам же непосредственно присовокупил еще семьдесят определенных учеников, которых послал на то же великое дело (Лук. 10, 1 и след.).    д) Что, передавая своим дванадесяти ученикам свое небесное посольство, Он желал, дабы от них непосредственно перешло оно и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохранялось в мipe до самого скончания мipa. Ибо Он, сказав апостолам: шедше в мip весь, проповедите евангелие всей твари (Марк. 16:15), непосредственно присовокупил: и се аз c вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. 28:20). Следов., в лице апостолов Он послал на то же дело, и обнадежил своим присутствием всех их будущих преемников, и в точном смысле сам дал Церкви не только апостолы, пророки и благовестники, но и пастыри и учители (Еф. 4:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

И как верх земного блаженства, по понятиям таковых, состоит частью в земных почестях и наслаждениях, а частью, в обладании земными сокровищами: то все их жизненные силы и заботы направлены и стремятся к одним лишь благам житейским и к приобретению их всеми средствами, не исключая и неправедных. Собственно говоря, это не суть мудрые, тем паче, мудрейшие против сынов света. Слишком увлекаясь суетными заботами о мнозе, они навсегда теряют для себя едино на потребу ( Лук. 10:42 ), и таким образом, глаголющеся быти мудри юродеют ( Рим. 1:22 ). Непрерывное кружение в вихре мудрований плотских, – кружение, сопровождаемое и наслаждениями, большей частью плотскими, – препятствует им, не только ходить по духу ( Рим. 8:8 ) и стоять во истинной премудрости Божией ( 1Кор. 1:21 ), но и пользоваться временем ( Еф. 5:16 ; Кол. 4:5 ), и благами века сего так, чтобы ими улучить нескончаемое блаженство в веце оном ( Лук. 20:34,35 ). Неосмысленная и безмерная привязанность к бренному отнимает у них саму возможность, усвоить себе мысли и чувства 6олее истинные и более сообразные с достоинством человека, как существа богоподобного, и таким образом, держит их в состоянии, как бы, непрерывного противления истине Божией. Посему св. Павел, приписывая таковым глубокое омрачение по уму, сердцу и совести ( Рим. 1:21 ; 2Кор. 4:4 ; Тит. 1:15 ), весьма справедливо именует всех их немудрыми ( Еф. 5:15 .), плотскими ( 1Кор. 3:3 ), тьмою и сынами противления ( Еф. 5:6,8 ). Слово свет, у пророков (особенно – Исаии) и в Новом Завете, весьма часто употребляется в понятии благочестия и веры истинного Бога, который, живя во свете неприступном, и Сам есть свет и Отец светов ( Иоан. 1:9 ; 1Иоан. 1:5 ; Иак. 1:17 ). Как Отец светов, Он просвещает всех верующих в Него и словом откровения, и таинственным общением с Ним. ( Иоан. 14:23 ), –просвещает, обогащая их всяким здравым учением и всякой истиной богопознания ( 1Тим. 1:10 ; 1Петр. 2:9 ; 1Иоан. 5:20 ). Просвещаемые таким образом истинные чтители истинного Бога, становятся, в свою чреду, и сами светом для других (Мф. 5:14), то открывая им тайну спасения ( Еф. 3:9 ) и всю волю Божию ( Деян. 20:27 ), то являя перед ними свои добрые дела во славу Божию (Мф. 5:16; 1Иоан. 1:7, 2:9,10 ). Сообразно с сим, под сынами света должно разуметь людей, более преданных занятиям высшим и духовным, – людей, прилежащих науке здравого смысла и откровению, ищущих мудрости истинной, и старающихся сосредоточивать волю свою в воле Божией; короче: людей, верующих во Христа Спасителя мира и живущих по духу веры. Характеризуя сих сынов, света, и сопоставляя их с сынами века сего, тот же Апостол именует их присными Богу ( Еф. 2:19 ), духовными и святыми ( Гал. 6:1 ; 1Кор. 2:2 ), сынами Божиими ( Гал. 3:26 ), и наконец, чадами послушания ( 1Петр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Поелику же Слово — не из числа сотворенных, но Отчий есть Сын, то в какой мере и Сам есть лучший и совершенное Им и лучше, и выше, в такой же и наказание будет тяжелее. Да рассмотрят же благодать, дарованную Сыном и да познают, как и дела свидетельствуют о Нем, что отличен Он от вещей сотворенных, что Он единый истинный Сын во Отце, и Отец в Нем (Иоан. 17:21). Закон изглаголан ангелами и никого не возвел к совершенству, имея нужду в пришествии Слова, как сказал Павел. Пришествие же Слова довершило дело Отца. И как тогда от Адама до Моисея царствовала смерть, так явление Слова привело смерть в бездействие. Не умираем уже все во Адаме, но все оживотворяемся во Христе. Тогда «от Дана до Вирсавии» (Суд. 20:1) возвещался Закон, и в одной Иудее «ведом был Бог» (Псал. 75:2), ныне же «во всю землю изыде вещание их» (Псал. 18:5), и вся земля полна ведения о Боге, ученики Христовы научили все народы, и ныне исполнилось написанное: «и будут вси научени Богом» (Иоан. 6:45, Иса. 54:13). И показанное тогда служило образом, а теперь явилась истина. И это опять сам апостол впоследствии яснее толкует, говоря: «по толику лучшаго завета бысть испоручник Иисус» (Евр. 7:22), и еще: «ныне же лучшее улучи служение, поелику и лучшаго завета есть ходатай, иже на лучших обетованиих узаконися» (Евр. 8:6), и: «ничтоже бо совершил закон, привведение же есть лучшему упованию» (Евр. 7:19), а потом говорит: «нужда убо бяше образом небесных сими очищатися: самем же небесным лучшими жертвами, паче сих» (Евр. 9:23). Слово лучший и теперь, и во всех местах апостол прилагает ко Господу как лучшему и отличному от вещей сотворенных. Ибо Им совершается лучшая жертва, о Нем — лучшее упование, чрез Него — лучшие обетования, лучшие не потому только, что сравниваются как великие с чем — то малым, но потому что по самому свойству инаковы с прежними. Ибо Домостроительствовавший все сие есть лучший вещей сотворенных. 60) И опять, это изречение «бысть испоручник» обозначает данное Им за нас поручительство. И как, будучи Словом, «плоть бысть» и речение «бысть» относим мы к плоти, потому что она получила бытие и есть тварь, так и здесь сказано «бысть» , чтобы это изречение принимали мы в последнем значении, поколику сделался Он человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010