В Евангелии от Иоанна (12:41) говорится, что Христос явился Исаие ( Ис. 6:1 ). Как отметил Уильям С.Робинсон, Исаия пишет также о приходе Христа: «...приготовьте путь Господу...» ( Ис. 40:3 ). Христос поддержал самаритян, когда те сказали: «...сами... узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Иоан. 4:42 ). Согласно Ветхому Завету, это может означать лишь Бога Иегову. В Осии ( Ос. 13:4 ) говорится: «Я – Господь Бог твой от земли Египетской, – и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня». Сын Божий Хиларин Фелдер пишет о вынужденном признании Густава Далмана: «Мы видим, что Иисус нигде не провозглашает Себя Сыном Божьим в смысле этического или религиозного отношения к Богу – отношения, доступного для других людей и даже обязательного для них... Иисус безошибочно давал людям понять, что Он не просто один из Сынов Божьих, но единственный Сын Божий». Х.Ф.Стивенсон комментирует, что действительно, «сынами Бога» называли людей ( Ос. 1:10 ) и ангелов ( Быт. 6:2 ; Иов. 1:6; 38:7 ) в Ветхом Завете. В Новом Завете, однако, имя «Сын Божий» употребляется нашим Господом и по отношению к Нему в совершенно другом смысле. Во всех случаях оно означает, что Он есть единственный, единородный Сын, равный Отцу и вечный, как Отец». Неоднократное употребление слова «Сын», противопоставленного «Отцу», показавает, что Иисус недвусмысленно подчёркивал Своё единосущие Отцу, а также формулирует истину Троицы ( Иоан. 10:33–38, 3:35, 5:19–27, 6:27, 14:13 ; Мк. 13:32 ; Матф. 23:9–10 ). Иисус похвалил Петра, когда тот в Кесарии Филипповой познал, что Христос – Сын Божий: «Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Матф. 16:16–17 ). Фелдер пишет следующее об отношениях между Христом и Богом-Отцом: «При всех частых упоминаниях Своего Отца и Своих отношений с Ним, Иисус неизменно употребляет выражение «Отец Мой». В то же время призывая внимание учеников к тому, что все они подобны детям Господним, он употребляет столь же чёткую характеристику «Отец ваш». Он никогда не уподобляет Себя ученикам или вообще людям, используя естественный оборот речи «Отец наш».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

гл. 14; Мф. гл. 26), — потом еще Марию из Вифании, сестру Лазаря (Лк.10:39; Иоан.11:28), — и еще Марию Магдалину, которая была освобождена Христом Спасителем от семи бесов [ 32 ] (Иоан. гл. 11, 12, 19 и 20; Мрк.16:3; Мф.27:7). Но Восточная греко-российская православная Церковь ныне, как и прежде признает все эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях. Вследствие этого предание Восточной греко-русской православной Церкви сообщает, что, после Евангельских явлений Воскресшего Христа до Вознесения Его и после, святая равноапостольная Мария Магдалина пребывала с Пресвятою Богородицею и Апостолами и была деятельною споспешницею первых успехов распространения христианской веры сначала в Иерусалиме. Но, полная усердия, пылкой веры и ревностной любви к благовестию Божию, она затем проповедовала и по другим странам, всюду возвещая небесную благодать, радость и спасение всем, уверовавшим в Спасителя мира Христа Воскресшего. Посетив, между прочим, Италию [ 33 ], святая равноапостольная Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовавшему в то время императору Tubepuю I [ 34 ] и поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: — Христос воскрес! Не удивила императора бедность подношения святой Марии Магдалины, впервые явившейся к нему, потому что он знал древнее обыкновение, вообще на Востоке и также у иудеев, являясь в первый раз к высшим, или в торжественном случае к знакомым или покровителям, подносить в знак почтения дар, с каким-либо известным, или с особым, специальным, символическим значением. Примеры этого находятся в иудейской ветхозаветной истории [ 35 ] (Быт.43:11; 3 Цар.10:2), и также представляют дары, поднесенные богатыми волхвами [ 36 ], родившемуся Иисусу Христу в Вифлееме иудейском [ 37 ]. А люди бедные в подобных обстоятельствах приносили в дар разные плоды своей местности или яйца птиц.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Известно было наше Евангелие от Иоанна также и Климменту, у которого 190 мы читаем: „Если вы не возродитесь живой водой во имя Отца, Сына и Святаго Духа, не внидете в царствие небесное“. Это место известно было и Штраусу, но он не хотел относить его к Евангелию от Иоанна, а утверждает 191 , что Кли­мент позаимствовал его у Матфея – 18: 3. Отдаем мнение Штрауса на суд читателя. Матф. 18: 3 гласит: „И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное“. Теперь прочитаем Иоан. 3:5 : „Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа; то не может войти в царствие Божие“. Не ясно ли, что не Матфея, а Иоанна имел в виду Климент, при написании вышеприведенного изречения? Штраус не мог видеть этого только потому, что ему нужно было не видеть его... Все эти древне-отеческие свидетельства, вполне достоверные и сами по себе, находят для себя подтверждение еще и в том обстоятельстве, что далее в самом Евангелии есть много данных, на основании которых необходимо предположить, что его писателем был именно апостол Иоанн. Так, рассказав о воплощении Бога- Слова, писатель нашего четвертого канонического Евангелия прибавляет: „и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца“ ( Иоан. 1: 14 ). Отсюда ясно, что писатель нашего четвертого кано­ническаго Евангелия был одним из непосредственных свидетелей и очевидцев всей земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сам лично видавший „Его славу“; а таким свидетелем, конечно, мог быть только кто-нибудь из числа двенадцати апостолов. Далее нельзя не заметить еще и того обстоятельства, что писатель нашего четвертого каноническаго Евангелия намеренно старается умалчивать о сынах Зеведеевых (см., напр., 1: 35, 42; 13: 23; 18:15; 19:26; 20:2; 21:7, 20, 23, 24); а это можно объяснить себе только тем, что апостол Иоанн, будучи писателем этого Евангелия, по своему христианскому смирению не хотел на­звать самого себя, так как он сам был одним из сыновей Зеведеевых. Но что под смиренным, но отраднейшим выражением – „ученик, которого любил Иисус“ – писатель разумеет самого себя, – это не подлежит никакому сомнению; а отсюда опять-таки непосредственно следует, что писателем нашего четвертого канонического Евангелия был именно апостол Иоанн, потому что там, где в четвертом Евангелии стоит описательное выражение – „ученик, которого любил Иисус“ – в трех первых Евангелиях именуется „Иоанн“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт. 48:13 – 14 ). Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Псал. 21:1 – 19 ; Мф. 27:27, 35, 39, 43, 49 ; Лук. 23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя с знамением начальства Его на плече, идущего на крестные страдания и смерть (Исаии 9:9, 53:4–12; Мф. 20:19, 26:63, 27:12 ). Медный змий, взирая на которого израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на крест за грехи людей ( Иоан. 3:14,12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился креста, а напротив, еще при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лук. 12:50 ); на крест смотрел, как на орудие, посредством которого Он привлечет к себе всех ( Иоан. 12:32–33 ), говорил, что пред вторым Его пришествием на землю, явится на небе знамение Сына Человеческого, т. е. крест ( Мф. 24:30 ). Св. апостолы хвалились крестом Христовым ( Галат.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор. 1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор. 2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия–креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому то и апостол говорит, что «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ; сравн. Рим. 1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т. е. кресту: «Превозносите Господа, Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его; свято оно!» ( Псал. 98:5 ; ср. Псал. 131:7 ). Что Давид говорит здесь о кресте, видно из последующих слов: Воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за крестом (Св. Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры). Поклоняясь изображению честного Креста Христова, из какого бы вещества оно ни было сделано, мы не веществу поклоняемся, но изображению знамения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Среди них были: Мария Магдалина, Мария (мать Иакова и Иосии) и Саломия, мать сынов Заведеевых (апостолов Иакова и Иоанна). Так как была пятница – по-гречески «параскеви,» что значит приготовление, т.е. день перед субботой, а суббота та была «великим днем,» так как совпадала с первым днем Пасхи, то, дабы не оставлять на крестах тела распятых, члены синедриона просили Пилата «перебить у них голени» (кость ниже колена). Из всех видов казни распятие на кресте было самым мучительным. Распятые не могли сразу умереть, а много дней мучились, подтягиваясь на пробитых руках и ногах, чтобы вдохнуть воздуха. В конце концов умирали как правило от удушия, не имея больше сил подтягиваться на кресте. Для ускорения смерти распятым перебивали голени. Получив разрешение Пилата, воины перебили голени у разбойников, которые были еще живы. «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили Ему голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.» Очевидно, что это истечение крови с водой было вызвано лихорадочным состоянием, которое испытывают умирающие через распятие. Тем не менее в этом событии апостол Иоанн видит чудесное явление, подчеркивая, что «видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Иоан. 19:35). Чистейшее тело Богочеловека не было подвергнуто закону разложения обыкновенного человеческого тела. С самой минуты смерти оно начало входить в то состояние, которое окончилось Воскресением Его в новом, прославленном, одухотворенном виде. Святые Отцы объясняют, что истечение крови и воды символически означает обновление верующих в таинствах крещения и евхаристии: «Водою мы рождаемся, а кровью и телом питаемся» (Апостол Иоанн напоминает об этом в своем послании: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом ... Три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь» (1 Иоан. 5:6—8). В том, что воины не перебили голеней Иисуса, апостол Иоанн видит исполнение повеления Писания относительно заклания пасхального агнца: «Кость его да не сокрушится» (Исход 12:46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2619...

Ст. 18–19. Ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития – но честною кровию – Христа. Эти слова показывают, какою великою ценою получаем мы искупление, – смертью Христовою, кровью Агнца Божия, которая безмерно драгоценнее всякого золота. Но получив избавление, не должны ли мы «со страхом проводить время странствования нашего» (см. ст. 17)? Конечно. Мы должны иметь чресла препоясанными, светильники горящими ( Лук. 12:35 ), поступать достойно звания нашего ( Ефес. 4:1 ), совершать добрые дела и многие подвиги, имеющие целью не приобрести избавление, но удержать приобретенное. К этим подвигам относятся и пожертвования на церковь ( Марк. 12:43–44 ), и приношения в пользу духовенства ( Лук. 10:7 ). Ст. 23. Порождены не от семене истленна, но неистленна, словом живого Бога и пребывающа во веки. Причиною возрождения в новую жизнь представляется здесь Слово Божие, которое противополагается семени тленному, мужескому ( Иоан. 1:13 ), производящему из себя тленную жизнь, тогда как Слово Божие как само нетленно пребывает во веки, так и чрез него подается жизнь вечная. Но спрашивается: как чрез Слово Божие подается нам эта жизнь, только ли его чтением, слышанием и усвоением (как думает штундизм), или еще более действием на нас Духа Божия, возрождающего нас по неложному Слову. Божию: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Иоан. 3:5 )? Мы возрождаемся не только восприятием Слова Божия, но и Духом, действующим по этому непременному Слову. Гл. 2, ст. 5–9. Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны – вы род избран, царское священие. На этих словах думают опереться проповедники одинакового священничества всех христиан. Однако апостол говорит не о множестве отдельных священников, а об едином священстве (святительство); он называет его еще домом духовным, в состав которого отдельный верующий входит, как один только камень. Следовательно, говоря, о святом священстве, апостол разумеет священство не отдельных христиан, а Церкви, дома Божия, в котором не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни ( 2Тим. 2:20 ), в котором еда вси апостолы, – еда вси учители ( 1Кор. 12:29 )? Церковь священствует, но не потому, что все члены ее суть священники, подобно тому как тело наше видит, но не потому, чтобы каждый член его был глазом (ср. 1Кор. 12:17 ). Кто хочет принимать участие в ее духовных жертвоприношениях, достигай этого чрез единство с нею, хотя может быть не как строитель таинств ( 1Кор. 4:1 ), но только как причастник их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Христа первенцем (также Лк.2:7 ), потому что первенцем может быть, а у евреев и должен быть назван всякий, родившийся первым, хотя бы после него и не было более детей у его родителей: первенцы у евреев посвящались Богу ( Исх. 13:2 ) и за ними были потом великие наследственные права ( Быт. 27 ), – права первенства во всем над братьями; поэтому название первенец есть техническое. В Евангелиях и других новозаветных книгах, правда, упоминается о братьях Господа ( Мф.13:55 и паралл. Иоан. 7:35 . Деян.1:14 и др.). Но относительно этих так называемых братьев Господних по плоти достоверны мнения, что это были или дети Иосифа от первого брака, – как думают это многие древние отцы церкви, – и, следовательно, вовсе не бывшие в действительном телесном родстве с И. Христом, или же племянники Богоматери и, следовательно, двоюродные братья Господа, дети сестры Богоматери Марии и мужа ее Клеопы, – как это заключают из срав. Мф.27:56 и паралл. с Иоан. 19:25 . К этому присоединяется еще обстоятельство, рассказанное ев. Иоанном в 19:26,27; оно показывает, что у Богоматери, кроме И. Христа, не было детей, ибо любящий Сын ее находит Себя вынужденным вручить попечение о Ней после Своей смерти Своему возлюбленному ученику. Наконец, это, само собою понятно, и долженствовало быть: из всех чрезвычайных откровений и обстоятельств зачатия и рождения Господа Иосиф должен был видеть, что он призывается Богом в мужа Марии не для того, чтобы иметь от Нее потомство, но чтобы быть Ее хранителем, защитником и помощником и таким образом послужить целям Промысла Божия в исполнении древних обетований о Спасителе мира. 7. Рождество и обрезание Иоанна Предтечи. ( Лк.1:57–80 ). Ст. 57–64. Немного времени спустя после удаления Богоматери из дома Елисаветы последняя родила сына, и в этом событии не только сами престарелые родители, но и соседи и родственники их видели особенное к ним благоваление, милость Бога, и поэтому все им сорадовались. В осьмой день по рождении нужно было, согласно с законом ( Лев. 12:3 ), обрезать младенца и при этом, по обычаю ( Быт. 21:3–4 ), наречь ему имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

(Феоф. Деян. стр. 36, т V; Злат. VI, 707). «Дуновением (Христос), сообщил начатки Духа, и окончательно потом рукоположил учеников по вознесении посредством тех, разделённых Им огненных языков Духа, которые и сели на каждом из них порознь», говорит Симеон солун. (т. II, стр. 303). Тех самых, коим Христос повелел быть учителями. (Мф. 28:19) и коих одобрил Отец, тех самых и Дух Св. поставил в церкви строителями и предстоятелями, говорит Иероним. Ибо ап. Павел, собравши в Милет пресвитеров из различных мест в многих церквей, сказал им: «внимайте себе и всему стаду, в нём же вас Дух Св. посави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею». (Деян, 20:28). Ибо тех, коих Христос послал для проповеди евангелия и крещения народов, Дух Св. поставил предстоятелями церкви». (ч. V, стр. 439). 156 «Комуждо же дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера» и проч. ( 1Кор. 12:7–11 . Читай у Максима грека – Оз. ч. 2. стр. 19). Значит каждому человеку даётся свой особый дар Св. Духа (сличи 145 прим.), а апостолы получили все дары Св. Духа. Ведь в епископ, и священник, и диакон поставляются через рукоположение, а между прочим, все они получают разные дары Св. Духа. (см. ниже III прилож.). 157 Неправду говорит Усов, что мы православные учим, что Христос создал Свою церковь без священноначалия. Напротив, мы веруем и исповедуем, что Христос создал церковь Свою с священноначалием: епископами, священниками и диаконами, каковое священноначалие создано или установлено Христом не вдруг, а постепенно. При начале проповеди Христос разделил Своих учеников на мирян и апостолов, которым потом поручил больное человечество ( Лук. 10:35 ), обещал дать им ключи царства небесного, (Мф. 16:19), повелел совершать тайны ( Лук. 22:19 ; Иоан. 20:23 ; Мф. 28:19 ). Получив Духа Св., апостолы стали проповедовать евангелие и поставлять уверовавшим пресвитеров ( Деян. 14:23 ; Титу 1:5 ). Так. обр. пресвитеры появились после вознесения Христова, хотя и они, по словам св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

1Петр. 1:19:20 ); вземляй грехи (μαρταν грех , греховность) мира, т.е. который берет на Себя всю тяжесть грехов всего мира: проклятие за грехи – смерть, и самые грехи, т.е. Своею жертвенною смертью очищает мир от грехов ( 1Иоан. 2:2,3:5 ). Ст. 30–34. Наименованием И. Христа агнцем Божиим Иоанн обозначил цель пришествия Его на землю. Так как он в первый раз употребляет по отношению к И. Христу такое наименование и его слушатели могли не понять, о ком он говорит, то Иоанн определяет теперь Христа по Его достоинству и природе. Ход мыслей здесь такой: высказавши смиренное сознание своего недостоинства пред И. Христом, как вечно сущим (30), Креститель говорит, что и он, как и прочие люди, не знал Его, но для того и пришел крестить в воде, чтобы познать и потом своим свидетельством явить Его Израилю (31). После сего Иоанн передает, каким образом он получил познание лица И. Христа: он получил его, увидев сошедшего на Иисуса при крещении Духа Божия (32), ибо Сам Бог указал ему в этом знамение: посылая его крестить в воде, Бог сказал ему, что на кого он увидит Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (33). И я видел это, заключает Иоанн свою речь, – и не только сам познал, но сообразно с своим призванием, и другим засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Что здесь Иоанн именует И. Христа Сыном Божиим в собственном смысле, на это указывает то, что в 30 ст. он исповедует Его от вечности существующим. (Объяснение других предметов в этом отделении см. в пп. 18 и 19). 23. Первые последователи И. Христа ( Иоан. 1:35–51 ). Ст. 35–37. На другой день И. Христос снова проходит около Иоанна, и этот, указывая на Него двум, бывшим тут, своим ученикам, говорит: «се агнец Божий». Эти два ученика Иоанновы оказались настолько подготовленными своим учителем к вере в И. Христа, что тотчас, не колеблясь, последовали за ним. 108 Ст. 38–39. Но они робко следовали за Иисусом, не смея с Ним заговорить. Ободряя их, вселяя в них вместо страха доверие к Себе и дерзновение, Христос обращается к ним с вопросом: «чесо ищета» (ζητεν=λετν)? Тогда они высказывают свое желание посетить Его в месте Его пребывания, разумеется, для того, чтобы иметь возможность поучиться от Него. Иисус дает им на то позволение, и они пребывают вместе с Господом весь тот день, с 10 часов (или 4 часов пополудни – по еврейскому счету, или 10 часов утра – по римскому счету).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Вызвавши его из гроба, Господь отдал его матери. Это великое чудо страхом исполнило сердца присутствовавших, потому что они, грешные, чувствовали близость к себе Бога. Но это же вызвало в них и благоговейную радость и они славили Бога, говоря: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.» 43. Свидетельство Господне о Крестителе. ( Лук. 7:18–35 . Мф.11:1–19 ). По ев. Матфею, посольство Иоанном Крестителем двух учеников к Иисусу было следствием дошедшего до Предтечи слуха о делах, т.е. чудесах И. Христа (2). Евангелист Лука, рассказав о чуде воскрешения сына вдовы наинской, говорит, что «изыде слово сие (т.е. сем событии) по всей Иудеи и по всей стране (ст. 17). И возвестиша Иоанну ученицы о всех сих (ст. 18).» Следовательно, это посольство было следствием как вообще слуха о чудесах И. Христа, так особенно известия о воскрешении сына вдовы наинской. а) Посольство Иоанна. Хотя посланные вопрошали Господа от имени своего учителя,а равно и И. Христос повелевает им сказать Иоанну, что они слышали и видели, однакоже должно сказать, что посольство Иоанна ко Христу нужно было для учеников Крестителя, а не для него самого, т.е. последний послал учеников своих, вопрошавших его об Иисусе, к Самому И. Христу за ответом. Ибо трудно допустить, чтобы Иоанн сам усомнился в мессианском достоинстве Иисуса после того, как он слышал свидетельство Самого Бога Отца и видел Духа Божия, сшедшего на Иисуса при крещении, и после того как он сам так уверенно свидетельствовал об Иисусе, как Мессии ( Иоан. 1:29 и др. 3:33 и др.). В этих свидетельствовах, кроме того, выражается такая высота и глубина его воззрений на Иисуса и Его дело, что уничиженное состояние И. Христа для него не должно было быть соблазном. В то время, как ученики Иоанновы вопрошали Иисуса от своего учителя: Ты ли еси грядый, или иного чаем, Господь совершил много чудес (Лк.). В ответе Своем на предложенный вопрос И. Христос указывает на эти чудеса, фактами подтверждая истину Своего самосвидетельства. Он изображает Свою деятельность словами пророка Исаии (29:18,19. 35:5, 6. 61:1) и таким образом, одновременно ссылается в подтверждение истинности Своих слов и на ветхозаветное пророчество. Здесь ( Лк.22 . Мф.4 .) υαууγελζονται (как еще Лк.16:16 ) употребляется в страд. форме; «нищие оглашаются евангелием», нищим благовествуется (ср. Лк.4:48 ), т.е. израильтянам, как народу политически униженному, бедному, несчастному. И блажен, кто не соблазнится о Мне, т.е. по поводу Моего смиренного, униженного состояния. Высказав это, И. Христос тем самым показал, что Он знает о тех беседах, которые вели ученики Иоанновы с своим учителем и вследствие которых теперь они вопрошают Его об отношении Его к царству Божью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010