Помните Господь сказал: «Верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть. Аще убо в неправеднем имении верни не бысте, во истиннем кто вам веру имет?  И аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст?»  (Лук.16:10-12) Мне кажется, что слова протоиерея Вадима « Мне думается, что любой грешник с радостью покинул бы ад. Только вот податься кроме Рая больше некуда. Нет вариантов. Их всего два - Ад или Рай » (см коментарий выше) как нельзя лучше обозначает проблему. Исходя из Вашей логики, в аду не должно остаться ни единого человека, только тогда могут блаженствовать праведники. Ведь даже у самого, как Вы говорите, закоренелого грешника оставшегося в аду, может быть любящяя его мать, которая будет страдать в раю, зная о мучениях сына.(Кстати, старец Силуан лишь обозначает проблему, а не дает ее решение) Почему же в своем мировоззрении Вы допускаете эти двойственные мысли. Между тем эта проблемма решена в статье. Вы не согласны с тем, как она решена? Тогда укажите конкретные ошибки в рассуждениях. Эмоции же лишь запутывают дело и не дают место здравым рассуждениям.  Вы пишите: « Я не знаю, как можно увидеть Бога и не откликнуться на Его зов ». Но, позвольте, Ирина, разве иудеи не видили Иисуса Христа? Или Спаситель не совсем тот Бог? Или Он вместе с Отцом плохо свидетельствовал о Себе учением и чудесами?  « Я и Отец – одно » (Иоан.10:30) Иудеи прекрасно знали Кого распинали. Смотрите, что говорит Писание: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:31-44) Иоанн Богослов пишет: «Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына. Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына, и Отца имать» (1Иоан.2:22,23) Антихристы отвергающиеся Бога откликнутся на проповедь Христа и захотят выйти из ада? Согласно рассуждениям, приведенным в статье, из ада (не важно какого ветхо или новозаветного) есть «возможность» выйти не тем, кто поверил в Бога (так как и бесы верят (Иак.2:19)), а тем кто готов следовать за Ним. И если мы здесь не всегда можем, в силу действия даже ослабленных страстей, следовать за Христом, то почему Вы полагаете, что там, на территории " уготованной дьяволу и ангелам его " (см.Мф.25;41) мы сможем освободиться от рабского служения греху?

http://bogoslov.ru/article/3592104

3) За умерших: а) возможно и б) должно молиться: а) Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ; б) Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Кор. 13:8 ; 1Иоан. 3:10–18 . 4) Св. Писание учит о частном, предварительном суде: Сир. 11:26 ; Евр. 9:27  и суде всеобщем, окончательном: Мф. 24:29–30 ; 2Фес. 1:9–10 ; Мф. 13:41; 2Фес. 2:1–12 ; Мф. 25:31–46. 5) До всеобщего суда души праведных, не испытывая полного блаженства, находятся в раю: Прем. Сол. 3:1–4; Сир. 1:13 ; Лк. 23:43 ; 2Кор. 5:6–8 ; Фил. 1:23 , а души грешников, не испытывая полного мучения, в томительном ожидании своей окончательной участи, находятся в аду: Прем. Сол. 3:18–19; Лк. 12:4–5; 16:22–24 ; 1Петр. 3:18–20 ; От. 20:13. 6) Пропасть между адом и раем существовала только в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя мира: Лк. 16:29; 16:16 ; 1Петр. 3:18–20 ; Еф. 4:8 ; Мф. 28:18; От. 1:18; Мф. 21:22; Иоан. 14:13–14 ; 1Кор. 15:53–55 . 7) Об умерших творили молитвы и милостыни в Ветхом Завете: Втор. 26:13–14 ; Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ; Вар. 3:4–6 ; 2Мак. 12:39–45 ; Руфь 2:20 . 8) Основания молитв за умерших в Новом Завете: Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9; 8:15–16 ; Иоан. 14:13–14 ; Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Иоан. 3:10 ; 1Кор. 13:8 . 9) Нельзя молиться только за согрешающих грехом к смерти: 1Иоан. 5:16 ; Рим. 6:16 , за хулителей Св. Духа: Мф. 12:31–32, за произвольно согрешающих и не почитающих за святыню Кровь Завета: Евр. 10:26–29 и за самоубийц: Канонич. ответы Св. Тимофея, еп. Александрийского, вопрос 14–й. 10)  Закон любви и наше сердце не осуждают нас за молитвы об умерших и дают надежду на их помилование: Гал. 5:22–23 ; 1Иоан. 3:21–22 . 11)  Не молящиеся за умерших не имеют любви Божьей, поэтому они – не дети Божьи, а дети диавола 1Иоан. 3:10,14,18 . О спасающей благодати Божьей «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес. 2:8–9 ). «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ).                                      Спасение человека–грешника совершается с двух стороны со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободной волей, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему» ( Сир. 15:14–17 ; Втор. 30:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Родителям нужно обратить внимание на средства домашнего развлечения — телевизор и музыку, которые так сильно влияют на семейную обстановку. Телевизор был бы прекрасным изобретением, если бы им пользовались умеренно и выбирали полезные программы. На практике же телевизор большей частью имеет отрицательное влияние на детей. Заняв в доме самое почетное место наподобие некоего идола, он не только отнимает у детей много времени, но и приучает их к пассивному и легкому развлечению, не имеющему никакого воспитательного значения, а чаще прямо приносящему вред. Большинство программ, как мы знаем, насыщены всякой грубостью и пошлостью, которая засоряет детские души. На эту тему написано много книг и статей. Дети, которые много смотрят телевизор, как правило плохо учатся, становятся своевольными, дерзкими, в них рано начинают проявляться отрицательные качества. Замечено, что телевизор имеет гипнотизирующее влияние не только на детей, но и на взрослых. Люди постепенно пристращаются к телевизору, как к курению или пьянству, так что без него уже не могут и жить. Телевизор постепенно отнимает желание читать, отучает думать, молиться или делать чтолибо полезное. Поэтому совершенно правы те родители, которые ради собственного блага и блага своих детей отказываются от приобретения телевизора или строго контролируют время, которое дети проводят у телевизора. Музыка, как и всякое искусство, должна вызывать в человеке возвышенные и благородные чувства. Существует прекрасная классическая и народная музыка. К сожалению, этого нельзя сказать о современной музыке, вроде рокэнрол, или «хэвимэталл», которая вызывает у слушателей бурные эротические и злобные чувства. Некоторые современные песни содержат даже кощунственные и ругательные фразы. Поэтому родители, желая блага своим детям, должны оберегать их от этой грязи. Быть может, для некоторых такое самоограничение покажется несовременным или излишним. Но надо помнить слова Евангелия об опасности широкого пути, которым идет большинство, и о спасительности узкого пути христианства. Сейчас больше, чем в апостольское время приходится констатировать, что мир во зле лежит и что князь мира сего — дьявол ( 1 Иоан. 5:19 ; Иоан. 12:31 и 14:30).

http://azbyka.ru/deti/religioznoe-vospit...

Когда мудрая пчела предвидит воздушные течения, она поднимается к прозрачным облакам, часто захватив с собой маленькие камешки для того, чтобы порыв ветра не нарушил легкого движения ее крыльев. Павел и Варнава сочли себя в затруднительном положении, когда заметили, что их обоготворяют (Деян. 14:12, 13). И ты, дева, берегись по примеру этой пчелы, чтобы дуновение мира сего не направило слишком высоко полета твоих крыльев.    107. И душа имеет свои полеты. Поэтому и сказано « кто это летят как облака и как голуби» с птенцами своими? (Ис. 60:8) Итак, душа имеет духовные полеты, она в короткое мгновение пробегает чрез всю землю; в самом деле, мысли разумных существ свободны; чем выше и ближе к божественному они поднимаются, тем беспрепятственнее со стороны каких-либо земных тяжестей они несутся. Итак, прилепляясь к Богу и снова возвращая себе начертание небесного образа, душа, вознесшись полетом духовных крыльев в то эфирное и чистое место, где она может оградить свою жизнь от возмущения коней, с презрением смотрит на все, находящееся в этом мире; устремляясь к вечным силам, она парит над миром. В самом деле, правда — выше мира, любовь — выше мира, непорочность — выше мира, благость — выше мира, мудрость — выше мира; если даже и в этом мире она проявляется, все равно — она выше мира.    108 Превыше мира была правда, когда диавол предлагал (Господу) все царства мира и всю его славу (Мф. 4:8). Выше мира был Тот, Который ни к чему мирскому не прикоснулся. Поэтому и сказано: «Идет Князь мира сего и во Мне, — говорит, — не имеет ничего» (Иоан. 14:30). Итак, научитесь, пребывая в этом мире, быть выше его: и если вы во плоти, то пусть внутри вас парит (к горнему миру) птица. Превыше мира тот, кто носит Бога в теле своем.    109. Но Богу подражать мы не можем. Будем же подражать апостолам, которых мир принял с ненавистью, потому что они были не от мира сего (Иоан. 16:19). Им подражай и за ними следуй. Но ты считаешь трудным подняться выше мира при помощи сил человеческих? Правильно ты рассуждаешь; ведь и апостолы, следуя за Христом, удостоились стать выше мира не в качестве сотоварищей, а в качестве учеников (Его).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3:16). И еще, — когда иные, взирая на дела Божества, сомневаются о телесном естестве, тогда и сии наитяжко согрешают; потому что, видя ядущего и страждущего, представляют это мечтою; впрочем и их, если вскоре раскаются, Христос готов простить, потому что и для них служит предлогом самое превыше-человеческое величие, обнаруживающееся в делах. Но когда думающие о себе, что имеют ведение закона (каковы и были тогдашние фарисеи), тех и других превзошедши невежеством и ожесточением, доходят до безумия, и совершенно отрицают самое сущее в теле Слово, или самые дела Божества приписывают дьяволу и его демонам, тогда за таковое нечестие справедливо несут они непощадное наказание; потому что они дьявола вменили в Бога, об истинном действительно сущем Боге помыслили, что Он в делах ничем не превышает бесов.    16) В такое-то нечестие впали тогдашние иудеи, и из иудеев фарисеи. Когда Спаситель являл дела Отца, воскрешал мертвых, даровал прозрение слепым, делал, что хромые ходили, отверзал слух глухим, разрешал язык немым, повелевая ветрам, ходя даже по морю, давал разуметь, что Ему покорна тварь; тогда народ изумлялся и славил Бога, а чудные фарисеи говорили, что это — дела веельзевула, и безразсудные сии не стыдились Божию силу приписывать дьяволу. Посему, Спаситель произнес о них справедливый приговор, что хула их неизвинительна и непростительна. Пока они, видя дела человеческие, хромали помышлением, говоря: «не Сей ли есть тектонов сын?» (Матф. 13:55) и: «како Сей книги весть не учився?» (Иоан. 7:15) и: «кое... Ты твориши о Себе знамение?» (Иоан. 6:30) и: «да снидет ныне со креста, и веруем в Него» (Матф. 27:42); дотоле Господь терпел их, и поскольку они грешили против Сына человеческого, скорбя об их ослеплении, говорил: «аще бы разумели и вы... еже к миру» (Лук. 19:42). Ибо и великого Петра, поскольку дверница спрашивала его, а он отвечал ей о Господе, как о человеке, Господь простил за его слезы. А когда падшие иудеи еще более пали и обезумели, так что и дела Божии стали называть веельзевуловыми; тогда Господь не потерпел уже их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2564...

b. Ты веруешь в Святые Таинства : ходи охотно к богослужению, к Святому причащению, к исповеди; приготовляй себя целомудренной и честной жизнью к таинству брака; не отказывайся на смертном одре от елеосвящения и т. д. с. Ты веруешь в богоучрежденность иерархии : почитай священника, не оскорбляй и не уничижай его и т. д. в) Ты веруешь в достоинство человека : не унижай самого себя, не презирай низших, не соблазняй немощных и проч. Заключение. Такова должна быть наша вера, если и мы подобно празднуемым ныне святым, желаем достигнуть спасения, творить правду, получить обетования и т. д. Христианская вера вселяет в своих проповедников геройский дух благочестия « Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча » и т. д. (ст.37). Изумительны были подвиги этих праведников. Как они терпели, страдали, умирали! Но что заставляло их так терпеть, страдать, умирать? Какая это была сила, которая вселяла в них это неустрашимое мужество, этот истинно геройский дух! Этой силой была — «вера» (ст.33). Христианская вера вселяет в своих проповедников геройский дух благочестия. 1. Непоколебимо-твердое убеждение. Геройский дух благочестия основывается на непоколебимо-твердом убеждении в истинах веры. Никто не сражается с самоотвержением за дело, в сущности и достоинстве которого не уверен или сомневается. Истинно и непреложно должно быть то, за что хотят жертвовать жизнью. Так истинна, несомненна, непреложна вера христиан. а) Истины, учения и обетования христианства основаны « не на мудрости человеческой, но в силе Божией » (1Кор. 2:4–5 ), происходят не от разума человеческого, а от Бога, и основываются на божественном авторитете. Иисус Христос, Начальник и Совершитель Христианской веры, поступал с божественным полномочием; это Он Сам говорит (Иоан. 5:19–20; 30–32; 7:16–17 ) и Его апостолы (2 Кор. 5:19; 1 Иоан. 1:1–2; Евр. 1:2; 2:4 ). Кто, следовательно, принимает Христианскую религию, как божественную, того вера непоколебимо тверда, защищена от сомнений и колебаний.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Где же тут «умерщвление плоти», ее«проклятие», ее«бесовское происхождение»?!. Где«страх пред наготою тела, как пред чем-то постыдным, прелюбодейным иоскверняющим»?! 30 . Где отрицание «божеского» в животном и растительном царстве?! Где отсутствие связи между человеком и остальным миром?! Где, наконец, отрицание Богом мира, где мир, как отрицание Бога?!. Разве не беспредельное уважение человека к своей плоти и притом к плоти обнаженной, – не таинственно божественную связь между всем миром и человеком, а чрез последнего и с Богом, – не мир, как утверждение Бога и не Бога, как Творца мира, во всем разнообразии его плоти, возвещают уже первые главы книги Бытия, когда рисуют изначальный или идеальный миропорядок. Ну, а далее?Под влиянием злобно-разумной силы человек познает зло, – в нем появляется «похоть плоти, очес и гордость житейская» 31 ... Тогда-то он впервые узнает, что «наг»и, убоявшись своей наготы, спешит скрыть ее под смоковным опоясанием ( Быт. 3:7–11 ). За этим первым нарушением мировой гармонии идут другие. Жена из помощницы мужу превращается как бы в рабу его; ее половые отношения к нему извращаются: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Муж обрекается на скорбный труд... Появляется смерть... Проклинается земля за грех человека, и человек проклинается от земли за невольное участие ее в его преступлении 32 … И если теперь мы пройдем чрез всю историю библейского израиля, то увидим, что его отношение к своей плоти, как святой, что его религиозное общение с «Божьей тварыо» и со «всей многообразной языческой плотыо» все более и более проявлялось, по мере роста его земного могущества и благоденствия. Вспомним сказания библии о том, как Сам Господь и Ангелы Его являлись во плоти человека ( Быт. 18 ; Дан. 7 ), как херувимы изображались с лицами человеческими (Иезеек. 41:19), как знамения Своего завета Господь клал на плоти человека ( Быт. 17 ; Второз. 6:7–9); как жестоко был наказан Хам за осмеяние наготы отца своего, которая для других сыновей Ноя была святынею, своего рода «ковчегом откровения, на который Израильтянам нельзя было смотреть» ( Быт. 3, 21, 9; 22–23 ; Числ. 4, 15–19–20 ), как сильно желал Иосиф окончательно почить костьми своими в земле обетованной, в месте постоянного пребывания его сынов ( Быт. 50:25–26 : Иис. Нав. 24:32 ), как«чтились» у Израильтян кости и тела праведных мужей (Ис. С. Сир. 48–49 ; Ис. 66 ; Пс. 33; 4 . Цар. 23), как заботились Израильтяне о чистотетела, узаконив «различные омовения до плоти относящиеся» ( Числ. 19 ; Евр. 9:10–13 ), как жестоко они карали осквернивших тело свое чрез оскопление (Второз. 23:1), как всего себя иплоть и кровь свою–Израиль считал «святым» ( Исх. 19 ), как, наконец, и что особенно важно, он учил о воскресении для жизни вечной мертвых тел ( Ис. 26:19 ; Иоан. 11:24 ; Лук. 20:27–39 ; Деян. 24:14–15 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

«Ведущее начало». В стоической доктрине—средоточие высших потенций человека, разумное начало. 177 Перечислены представители презираемых занятий. Трибада— лесбиянка. Жрецы Кибелы оскопляли себя. 178 Имеется в виду трактат «О душе». 179 Первосвященники иудейские (см. Лук. 3:2). 180 См., например, Ис. 13—23. 181 См. Пл. Христ. 10 сл. 182 См. Иоиль 3:9—16; Дан. 7:13сл. 183 См. Деян. 1:11; Зах. 12:10—12; Мал. 4:5; Откр. 12:6; 18:9 и др. 184 Онисифор — ученик ап. Павла. 185 Фигелл и Гермоген—ученики ап. Павла, покинувшие его (см. 2 Тим. 1:15). Ср. прим. 9 к трактату «О прескрипции…». 186 См. Откр. 6:9—11; 15:7; 16:1; 17:12; 19:19—20; 20:4—12. 187 Любопытный пример аллегорического толкования, основанного на недоразумении. В Септуагинте стоит не Ιμτια («одежда»), но Ιματα («выздоровление», «исцеление»). Тертуллиан либо неверно прочел слово, либо пользовался поврежденным текстом. 188 См. Исх. 4:2—9. 189 Тертуллиан ошибочно приписывает Исайе слова из Второзакония. 190 Источник установить не удалось. 191 См. Быт. 9:4—5. 192 См. Ис. 6:9. 193 См. Матф. 13:18—23; Лук. 18:1—5; 13:6—9. 194 См. Лук. 15:4—6. 195 См. Матф. 22:11 сл. 196 См. Матф. 22:23—28; Марк. 12:18—23; Лук. 20:27—34. 197 Тертуллиан подразумевает неготовность израильтян последовать за Моисеем (см. Иоан. 6:31:49:58). 198 Ср. выше, гл. 19. 199 Exuti («раздетые») вместо vestiti («одетые») Вульгаты; видимо, Тертуллиан читал εκδυσμενοι вместо ενδυσμενοι. 200 Текст испорчен. Восстановлено по смыслу, следуя Кг. 201 Самая мелкая римская монетка (четверть асса). 202 См. Душ. 51. 203 Речь, видимо, идет о Карфагене. Одеон — крытый театр для музыкальных представлений. 204 См. Быт. 1:28. 205 См. Душ. 27. 206 См. Крещ. 1. 207 Ср. Пл. Христ. 10 ел. 208 См. Иоан. 209 См. Исх. 4:6—7; 34:30. 210 См. Деян. 7:60. 211 См. Матф. 17:3—8. 212 См. 1 Фесе. 4:13—17; 5:23. 213 Здесь перечисляются права вольноотпущенника. В частности, он получал родовое имя господина, приписывался к его трибе — территориальному округу (основное условие обладания гражданскими правами); право носить золотое кольцо первоначально было привилегией должностных лиц и сенаторов (jus anuli aurei), но в эпоху империи его могли носить и вольноотпущенники. О белых одеяниях ср. Идол. 18 и прим. к этому месту. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

op. cit. Gesta Pil. A. 1, 3 pag. 210); ατν καθμενον π νου, κα ο παδες τν βραων κλδους κατεχον ν τας χερσν ατν κα κραζον, λλοι δε πεστρννυον τα μτια ατν λγοντες. σσον δ, ν ψστοις. ελογημνος ρχμενος ν νματι κυρου. Ср. Μф. 21:1–11; Марк.11:1–10 ; Лук.19:29–44 ; Иоанн. 12:14–19. Особенно ясный и убедительный пример сокращений нашего канонического текста в позднейших апокрифических обработках его представляют главы 10 и 11; о распятии, смерти и погребении Господа (Tischendorf, р. 231–235). Кроме того предлагаем сравнить следующие места: Acta Pil. III, 2 Tischend. р. 219 и Иоан. 18:37 ; Acta Pil. 13:3 Tischendorf р. 241–242 и Матф. 28:12–15 ; Acta Pil. 1:2 Tisch. 208 и Ин.19:21–22 ; Acta 2:1 Tisch. 214 и Матф.27:19 ; Acta 3:1 Tisch. 218 и Ин.18:30–32 ; Acta 4:1 Tisch. 220 и Ин.18:38 . Мы так долго остановились на этих параллелях не столько для доказательства того, что файюмский фрагмент мог принадлежать позднейшей апокрифической обработке канонического текста, подобной одной из вышеуказанных, – сколько для того, чтобы яснее раскрыть произвольность тех приемов, которыми руководствуется современная модная критика наших Евангелий на западе. Биккель и Гарнак в настоящем деле представляют не единичные какие-либо и исключительные явления, но следуют по торной дороге, какою уже целое столетие идет немецкое богословие в критике как наших Евангелий, так и всех вообще древнехристианских исторических памятников. Внимательное сравнение приведенных выше параллелей даст каждому возможность воочию увидеть, как ненадежна эта дорога и какую цену имеют все эти новейшие теории о генетическом и постепенном образовании древнехристианских письменных памятников. Во всяком случае мы имеем все права сказать, что на основании неполного семистрочного фрагмента, хотя бы он даже и принадлежал сочинению исторического характера (апокрифическому Евангелию), строить столь существенно важные теории, какова теория первозаписей евангельских, в самом корне изменяющая вековые церковные воззрения на характер и происхождение наших Евангелий, а вместе с тем и на всё христианство – по меньшей мере легкомысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

на своем собственном, есть также установление Божие, такое же, по крайней мере, как и говорение на иностранных языках? . Музыкально-гимнологическое значение выражения: «роды языков», если не сильно, то достаточно ясно подтверждается разбором значения глагола λαλω, употребленного в 30 стихе. Шульц пересмотрел все места в Ветхом и Новом Заветах, где встречается этот глагол, и пришел к следующим выводам 375 . Для обозначения «говорения» в греческом языке употребляется несколько глаголов: λγειν, ρεν, επεν, φρζειν и λαλεν. Первые относятся к «миру мыслей», последний к «миру тонов», или звуков. «Это различие тотчас обнаруживается, если мы заметим, что пред колоном, за которым следует точное содержание речи, глагол λαλεν или не может стоять, или (как, напр., в Евр. 5:5 ; Деян. 7:6 ; Рим. 3:19 ; 2Петр. 3:16 ; Иоан. 16:18 и проч.), если стоит, то сопровождается другими глаголами. Λαλεν означает просто издавать звук посредством голосовых органов (γλσσα, οτμα, χελη) и поэтому употребляется о нечленораздельных звуках, когда не высказывается чего-либо понятного, также о лепете, бормотании и проч., или о «болтовстве без смысла и разума». Поэтому глаголу λαλω постоянно противополагаются вообще немотствование и молчание. Глагол этот употребляется и для обозначения хвалебных песней Богу, благодарственных молитв, торжественных гимнов. По значению с ним сродны глаголы ποφθγγεσθαι и просто φθγγεσαι и особенно глагол λαλζω, кричать, шуметь, имеющий с λαλω, по-видимому, одинаковый и корень. Глагол λαλω употребляется о торжественных изречениях, божественных сообщениях чрез небесных вестников, ангелов, пророков, апостолов, Христа и Св. Духа, и даже Самого Бога (бат-коль), и именно тогда, когда самое содержание речи не передается. Ни в одном месте, где после речи можно сказать «да» или «нет», не употребляется глагол λαλω. Когда не излагается никакого осмысленного содержания в речи, то другие глаголы λγειν, επεν не употребляются. «Отсюда, говорит Шульц, само собою следует, что только что названные глаголы могут употребляться только о людях, и никогда о животных или бездушных предметах; о иных употребляется глагол λαλεν». Это будет сейчас же ясно, если в местах, где употребляется λαλεν, поставить λγειν. Нельзя сказать φησ τ στμα (говорят уста), λεγε τ χελη (говорили губы), επεν γλσσα (сказал язык). Отсюда понятно также, почему о письменной речи λαλω употребляется так же мало, как и κηρσσω. Напрасно мы стали бы искать формул в роде γραφ λαλε (вм. λγει), ν τ νμ λαλεται (вм. λγεται или γγραπται). Даже в по-видимому противоречащем такому утверждению месте в Римл. 3:19 , при правильном понимании этого места, можно доказать, что и здесь нет отступления от обычного правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010