Однако же, по суду И.Христа, это справедливое извинение человеческих немощей на самом деле вовсе не справедливо. Спаситель прямо говорит: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным (Мф. 10, 33; Лк. 12, 9); кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца своего со святыми ангелами (Мр. 8, 38; Лк. 9, 26). Значит, кто – по страху ли гонений от врагов Христа, или просто из угождения детям века сего – прямо ли отречется от своей веры во Христа, или же только не посмеет открыто засвидетельствовать свою веру в Него, тот, хотя бы и желал оставаться тайным христианином, в действительности перестает им быть и не есть христианин. Действительным наследником вечной жизни, по выражению Спасителя, может быть только человек, претерпевший до конца (Мф. 24, 13), и потому именно Спаситель настойчиво убеждал Своих учеников, чтобы они спасали свои души терпеливым перенесением всяких страданий даже до мученической смерти за Него (Лк. 21, 12-19). Апостолы и в учении, и в жизни своей всегда были верны этому завету своего божественного учителя. Они проповедовали, что И.Христос, как верховный Вождь людей во спасение, оставил Собой пример людям, чтобы они следовали по стопам Его (1 Петра 2, 21). Поэтому, подражая сами Христу (1 Кор. 11, 1), они и других поучали, что всякий человек, желающий действительно быть достойным Христа, должен непременно сделаться сообразным Ему, т.е. непременно должен создать в себе то же самое душевное настроение, которое одушевляло И.Христа в Его смиренном служении Богу (Филип. 2, 5-8), и должен превратить свою настоящую жизнь в тот самый подвиг непрерывного самоотвержения, которым подвизался Спаситель во время земной жизни Своей (Гал. 5, 24; 6, 14; 1 Тим. 6, 11-14; Евр. 12, 1-4). Если кто не имеет в себе Христова настроения, тот, по апостольскому учению, и не принадлежит Христу (Рим. 8, 9); и если кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот, по слову апостола, лжец, и нет в нем истины (1 Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

17). Пророк Елисей передавал царю Израильскому о всех планах, какие строил царь Сирийский, чтобы погубить царя и его войско; он «пересказывал царю Израильскому и те слова, которые он говорил в спальной комнате своей» ( 4Цар. 6:8–12 ). Елисей же обличил и наказал проказой слугу своего Пезия, тайно взявшего серебро от исцеленного от нее военачальника Неемана ( 4Цар. 5:25–27 ), а ап. Петр наказал смертью Анания и Сапфиру, утаивших от него часть из цены проданного их имения ( Деян. 5:1–11 ). Совершенно естественно и понятно, что, освободившись от бренных тел и пребывая на небе в Боге, источнике всякого знания, святые еще легче могут знать через Бога, и действительно знают, о том, что творится на земле, могут слышать, и действительно слышать, наши к ним молитвы и по любви к нам молятся о нас перед Богом. Так, напр., Авраам, будучи на небе, знал о нераскаянности нечестивых братьев богача ( Лк. 16:31 ), узнал и возрадовался о дне явления Христа на землю ( Иоан. 8:52–56 ). Пророк Самуил, живя на небе, явился царю Саулу и предсказал смерть его и гибель его войска ( 1Цар. 28:1–19 ; См. Сир. 46:23 ). Об Ангелах мы уже знаем, что они, находясь на небе, знают о всякой соблазняемой душе на земле (Мф. 18:10), радуются о кающихся грешниках ( Лк. 15:10 ), молятся о них ( Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ) и вместе с угодниками Божьими возносят молитвы христиан к престолу Отца Небесного: «И когда Он (Агнец) взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых», т. е. верующих христиан (От. 5:8). «И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (От. 8:3–4). Следовательно, святые и Ангелы Божьи, находясь на небе в постоянном общении с Богом, через Бога же, осеняемые Его благодатью, обладают высшим знанием, знают о том, что делается на земле, слышат наши к ним молитвы и молятся за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В ветхозаветных кровавых жертвах он усматривает прообраз Жертвы Голгофской, предуказание на искупительное значение крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, – и только в этом полагает их смысл и силу. По его учению, ветхозаветные жертвы, сами по себе, еще не искупляли людей от грехов, и только напоминали им с одной стороны о грехах, а с другой – о том, что без пролития крови прощения достигнуть невозможно. Жертвы могли быть угодны Богу, когда они, подобно жертве Авеля, были приносимы верою, и когда приносившие их, подражая благочестивым ветхозаветным патриархам, еще не получивши обетований, «только издали видели оныя и радовались» ( Ebp. II, 13 ). Вообще же апостол Павел учит «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждоюдно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр. 10, 1–4 ). Христос есть единственно истинная жертва и единственно истинный Первосвященник ( Ebp. 9, II и след. 10, 5 и след.). На Него-то прообразовательно и указывали ветхозаветные кровавые жертвы... А что это понимание внутреннего смысла ветхозаветных кровавых жертвоприношений было всеобщим, видно уже из того, что обетованного Мессию евреи часто называли прямо Агнцем. Так, Иоанн Креститель, увидев идущего к нему Иисуса Христа и указывая на Него, именно как на обещанного Искупителя всего рода человеческого, говорит своим ученикам: «вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех Мира» ( Иоан. 1, 29 ). И ученики поняли своего учителя. Святой апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе почти везде говорит об Иисусе Христе только как об Агнце (срв. 5, 6. 8. 12. 13; 6, 1. 16; 7. 9. 10. 16. 17; 12. 11; 13. 8. 11; 14. 1. 4. 10; 15. 3; 17, 14; 19, 7. 9; 21. 22. 23. 27; 22; 1. 8). Апостол Петр также говорит о христианах: «Искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Петр. 1. 18. 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Труд, обязательный для всех людей, был подтвержден Богом при изгнании согрешивших прародителей из рая. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ). Придя в мир людей и принеся людям Благую весть, Иисус Христос не отменил обязанность трудиться, данную человеку Богом в Ветхом Завете, а подтвердил это тем, что Сам постоянно трудился, зарабатывая Себе пропитание ремеслом плотника. Наряду с этим в Своем учении Иисус Христос заповедовал не только обязательно трудиться каждому человеку в отдельности, но и своим трудом помогать другим людям. То есть Иисус Христос советовал трудиться не только для себя самих, но и для ближних (то есть окружающих людей). Даже если они проявляют к вам враждебные действия. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» ( Прит.25:21 ). Истинные христиане должны поступать, как сказал Апостол Павел: «Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми» ( 2Кор.8:21 ). Посылая Своих Апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал о том, что «трудящийся достоин пропитания» ( Матф.10:10 ). Посылая семьдесят Своих учеников проповедовать, Спаситель мира сказал такие слова: «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лук.10:7 ). Предусмотрительность, заботливость и планирование дел не запрещены нигде в учении Христовом. Наоборот Сам Иисус Христос со Своими учениками имел ящик для денег, позволявших им покупать себе пропитание. То есть факт заботы о своем пропитании говорит о том, что Иисус Христос и Его Апостолы проявляли предусмотрительность, целенаправленные действия и старания о покупке своей пищи. После чудесного насыщения народа хлебами и рыбой, Иисус Христос распорядился собрать оставшиеся куски, очевидно для того, чтобы их сберечь для будущего приема пищи. «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» ( Иоан.6:12 ). Этот эпизод из жизни Иисуса Христа также говорит о проявлении Спасителем бережливости, предусмотрительности и заботы, а также о планировании, связанном с дальнейшим применением оставшейся пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

10. Очи мои изнемогосте от нищеты . Глаза, говорит, Мои ослабели от нищеты, Отец Мой! т. е. потому что по причине многих слез истощилась естественная тучность и влажность их. Ибо, как Господь плакал о Иерусалиме, о чем говорит Евангелист Лука: и, видев город, заплакал о нем (Лук. 19, 41); так, должно думать, Он плакал и о погибели Иуды и об отвержении иудеев и о наказании погибших, по словам Евсевия и Диодора. Некоторые под нищетою разумеют здесь чрезмерное иссушение тела Господня от злострадания Господь плакал четырежды: 1) когда имел воскресить Лазаря, 2) когда пришли видеть Его Еллины, приходившие ко храму (на поклонение), когда и сказал: душа Моя теперь возмутилась; и что мне сказать? Отче! Спаси Меня от часа сего (1оан. 12, 27), ибо смущение сие означает плач, как и Апостол о сем говорит довольно ясно: Он во дни плоти своей молитвы и моления к могущему спасать Его от смерти с воплем крепким и со слезами принесши (Евр. 5, 7), и как согласно с сим говорит и истолкователь апостола Павла св. Феофилакт. 3) плакал, когда увидел град Иерусалим издалека, по сказанию Луки: увидев же город заплакал о нем (19, 41). 4) Когда свидетельствовал об Иуде: сказав сие Иисус возмутился духом и свидетельствовал и сказал: аминь, аминь, говорю вам, что один из вас предаст Меня (Иоан. 13, 28), где и сие смущение есть плач, как говорит Божествен. Златоуст: Сожалея о предателе Господь плакал. По другому изъяснителю, это говорит Господь и об учениках, которых Он почитал, как свои глаза, что и они изнемогли во время страдания, потому что они были еще нищи, и несовершенны до того, что говорили: а мы надеялись, что Он есть тот, который имел избавить Израиля. В историческом значении сии слова относятся и к пленным иудеям, почему и Симмах перевел: Око мое истощилось от злострадания, ибо (по словам Феодорита) в слезах истощил я глаза мои, будучи принужден от печали плакать. Воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех (простирал) к Тебе руце мои . Всегда, говорит, Я взывал к Тебе, Господи, имея распростертыми в молитве руки, не только о Себе, как человек, но и об учениках Моих и о народе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

23 Иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно. 24 Иже грехи нашя сам вознесе на теле своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем. Быть может, кто-нибудь скажет: «как апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами, глухими, фарисеев — слепыми (Матф. 15, 14), Иуде говорит: «лучше было бы этому человеку не родиться» (Матф. 26, 24), и в иной раз: «отраднее будет Содому, нежели городу тому» (Матф. 10, 15)? Отвечаем. Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии. Злословящие Его говорили: «бес в тебе (Иоан. 7, 20); он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Матф. 12, 24), и: «вот, человек, который любит есть и пить вино» (Матф. 11, 19). Когда Он слышал это, злословил ли взаимно? Отнюдь нет. Но одним сказал: «если я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыны ваши чьею силою изгоняют» (Матф. 12, 27)? Тех же, которые называли Его ядцею и винопийцею, Он уподоблял детям, играющим на торжище и говорящим товарищам: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Матф. 11, 16. 17). А когда Он висел на кресте и злострадал, то не только не угрожал, но еще молился за злодеев (Лук. 23, 34). Иуде угрожал Он для того, чтобы отвлечь его от предательства. Равно и тем, которые не будут принимать учеников Его, объявил, что им будет хуже, чем Содомлянам, для того, чтобы слушателей по крайней мере страхом преклонить к странноприимству и к тому, что для них спасительно. Посему слово апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно. Предаяше же судящему праведно, разумеется, Богу, который на будущем суде воздаст каждому по делам его, без всякого лицемерия, по сущей справедливости (1 Петр. 1, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Люди, любящие созданное Богом больше, чем Самого Бога, своей привязанностью к земным ценностям зачеркивают первостепенное значение служения Богу. “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Матф.10:37). Люди, не соблюдающие покаяние. Потому что без покаяния человек не осознает своей греховности и не просит Бога в молитвах о прощении своих грехов. А не прощенные грехи не дают возможности попасть в Царство Небесное. “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1Иоан.1:9). Люди, не принимающие святого причастия. Потому что человек, не принимающий Кровь и Плоть Господню, не попадет в Царство Небесное. “Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” (Иоан.6:53). Люди, не преодолевшие в себе греховных вожделений. Так как человек, сумевший победить в себе порочные желания, не допустит совершения греховного поступка. На такого человека Бог взирает, как на победителя греховной природы и покровительствует ему. “Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном” (Откр.21:7). Люди, нарушающие Закон Божий, совершают грех. А грех не дает попасть в Царство Божее. “Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” (Матф.19:17). Люди, приносящие вред и творящие зло, служат не Богу, а злому духу. Поэтому и не войдут в Царство Небесное. “Но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).” (1Пет.3:12). “Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут” (Пс.33:22). Люди, не любящие ближних и не заботящиеся о них, нарушают заповедь Божью о любви к ближним, и поэтому не попадут в Царство Божие. “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками” (Рим.12:17). Люди, не проявляющие к другим людям любви и сострадания. “Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф.4:32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2. Но не в этом только состоит их несчастие, и не тем только ограничится страдание их, что они ничего не приобрели; но последуют другие, еще гораздо более тяжкие наказания, — огонь неугасающий, червь неумирающий, тьма кромешная, скорбь, теснота. Посему нам нужны бесчисленные уста и ангельская сила, чтобы мы могли создать Богу достойную благодарность за Его попечение о нас; или лучше — и тогда это невозможно. Почему? Хотя старание о девстве и у нас и у еретиков одинаково, а может быть у них и гораздо большее, но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас — участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ — общение с Женихом. Отчего же так, — за одни и те же труды возмездие противоположное? Оттого, что они (еретики) избрали девство, чтобы поставить закон противный Богу; а мы это делаем, чтобы исполнить Его волю. Бог хочет, чтобы все люди воздерживались от брака, по свидетельству того, через которого Христос говорит: « ибо желаю, чтобы все люди были, как и я » (1 Кор. 7:7), т. е. в воздержании. Но Спаситель, щадя нас и зная, что « дух бодр, плоть же немощна » (Матф. 26:41), не поставил этого дела в непременную заповедь, но предоставил избрание его нашим душам. Если бы это было повелением и законом, то исполняющие его не получили бы награды, но услышали бы: « потому что сделали, что должны были сделать » (Лук. 17:10); равно как и преступившие не получили бы прощения, но подверглись бы наказанию, как нарушители закона; теперь же, сказав: « кто может вместить, да вместит » (Матф. 19:12), (Спаситель), с одной стороны, не осудил немогущих, а с другой — могущим открыл великий и чрезвычайный подвиг. Посему и Павел, шествуя по следам Учителя, говорит: « относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет » (1 Кор. 7:25). 3. Но ни Маркион, ни Валентин, ни Манес  не удержались в (пределах) такой умеренности; ибо в них говорил не Христос, щадящий овец Своих и полагавший за них душу Свою, но человекоубийца, отец лжи (Иоан. 10:11; 8:44). Посему, они погубили и всех поверивших им, здесь обременив их бесполезными и невыносимыми трудами, а там увлекши вместе с собою в уготованный для них огонь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

   По учению апостольскому, молитвы наши за ближних могут быть для них вообще благотворны далее в нравственном отношении, в особенности «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16), и, в частности, наши молитвы за братии, не находящихся в смертном грехе, могут подавать им жизнь (1 Иоан. 5:16). Следовательно, хотя мы не понимаем, каким образом действуют наши молитвы на ближних наших, пока они находятся еще в настоящей жизни, тем не менее молитвы наши действенны и спасительны для них. Точно так же; не постигая и того, как могут действовать наши молитвы на братии наших, скончавшихся с истинным покаянием, мы не вправе сомневаться в действительности и спасительности для них этих молитв.     «Если чего попросите во имя Мое, — говорит Христос Спаситель, — то Я сделаю» (Ин. 14:14). Итак, всякая наша молитва к Богу, а следовательно, и молитва за ближних, как живых, так и умерших, может быть сильна и действенна только тогда, когда возносится во имя Господа Иисуса, который есть «единый посредник между Богом и человеками» (1 Тим. 2:5). Иисус Христос примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес ему на крест в умилостивительную жертву Самого Себя — собственное тело и собственную кровь (Евр. 9:14-26, 10:10); и в таинстве Евхаристии доселе приносится Богу та же самая умилостивительная жертва, преломляется то же самое честное тело нашего Искупителя «за жизнь мира» (Ин. 6:51) и проливается та же самая честная кровь Его во оставление грехов (Мф. 26:28; Лк. 22:19-20). Следовательно, если когда наша молитва как за живых, так равно и за умерших братии наших, может быть угодна Богу и благотворна для них, то, преимущественно, в то время, когда она бывает соединена с приношением за них бескровной умилостивительной жертвы.    Господь Иисус Христос говорит: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32). Отсюда прямой вывод, что отпущение грехов грешникам возможно и по смерти их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010