3) За умерших: а) возможно и б) должно молиться: а) Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ; б) Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Кор. 13:8 ; 1Иоан. 3:10–18 . 4) Св. Писание учит о частном, предварительном суде: Сир. 11:26 ; Евр. 9:27  и суде всеобщем, окончательном: Мф. 24:29–30 ; 2Фес. 1:9–10 ; Мф. 13:41; 2Фес. 2:1–12 ; Мф. 25:31–46. 5) До всеобщего суда души праведных, не испытывая полного блаженства, находятся в раю: Прем. Сол. 3:1–4; Сир. 1:13 ; Лк. 23:43 ; 2Кор. 5:6–8 ; Фил. 1:23 , а души грешников, не испытывая полного мучения, в томительном ожидании своей окончательной участи, находятся в аду: Прем. Сол. 3:18–19; Лк. 12:4–5; 16:22–24 ; 1Петр. 3:18–20 ; От. 20:13. 6) Пропасть между адом и раем существовала только в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя мира: Лк. 16:29; 16:16 ; 1Петр. 3:18–20 ; Еф. 4:8 ; Мф. 28:18; От. 1:18; Мф. 21:22; Иоан. 14:13–14 ; 1Кор. 15:53–55 . 7) Об умерших творили молитвы и милостыни в Ветхом Завете: Втор. 26:13–14 ; Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ; Вар. 3:4–6 ; 2Мак. 12:39–45 ; Руфь 2:20 . 8) Основания молитв за умерших в Новом Завете: Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9; 8:15–16 ; Иоан. 14:13–14 ; Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Иоан. 3:10 ; 1Кор. 13:8 . 9) Нельзя молиться только за согрешающих грехом к смерти: 1Иоан. 5:16 ; Рим. 6:16 , за хулителей Св. Духа: Мф. 12:31–32, за произвольно согрешающих и не почитающих за святыню Кровь Завета: Евр. 10:26–29 и за самоубийц: Канонич. ответы Св. Тимофея, еп. Александрийского, вопрос 14–й. 10)  Закон любви и наше сердце не осуждают нас за молитвы об умерших и дают надежду на их помилование: Гал. 5:22–23 ; 1Иоан. 3:21–22 . 11)  Не молящиеся за умерших не имеют любви Божьей, поэтому они – не дети Божьи, а дети диавола 1Иоан. 3:10,14,18 . О спасающей благодати Божьей «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес. 2:8–9 ). «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ).                                      Спасение человека–грешника совершается с двух стороны со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободной волей, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему» ( Сир. 15:14–17 ; Втор. 30:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

362 Происхождение этой книги Гаусрат относит ко времени Помпея (Op. cit. В. I, s. 193), Шюрерг – к 63 – 48 до Р. Хр. Op. cit. В. II, ss. 430–421. Вот более замечательные из псалмов: XVII, 34–36. 50: XVIII, 23. 25. 27; XVIII, 28. 30. 31. 367 Uoah. I, 35 сл. Ср Св. Иоанн Златоуст: „видишь ли, какую озабоченную он (Филипп) имел душу, как часто он размышлял о том, что писал Моисей, и как ожидал пришествия Мессии? Ибо слово „обретохом“ показывает людей, которые постоянно ищут“. (Бес. 20 на Ев Иоан. т. I, стр. 239). 369 Credner. Einleitung in d. N, T. В. 1, s. 209. Ewald. Die Johan. Schriften. В. I, s 44. 77. Wittichen. Der Geschichtliche Charakter des Evangeliums Jeannie, ss. 5–7. Luthard. Op. cit. ss. 131–132. Godet Op. cit. ss. 117–120. Утверждать противное могут и утверждают только последователи отрицательной школы. 370 Вот эти выражения: вкушать смерть, γεεσθαι θαντου (VIII, 52), есть пасху φαγεν τ πσχα (XVIII, 28), по ту и по другую сторону εντε θεν κι εντεθεν (XIX, 18), достойный чтобы ξιος να (I, 27) и мн. др. – Плоть и дух ( σαρξ и πνεμα), свет и тьма ( φως и σκо ταδι), Царство Божие ( βασιλεα Θεο), жизнь и смерть ( ζω и θνατος), вечная жизнь, осуждение и помилование ( ργ и κρσις), правда ( δικαιοςνη), умилостивление ( καθαρισμς), жаждать ( δψην) и алкать ( πεινν) в нравственном, смысле ( 1Uoah. V, II; 11, 2; 1,7; IV, 13 стр.; Omkp. XXI, 6; XXII, 17 ) мн. др. 372 Credner. Einleit. in N. Т. В. I, s. 209. Ewald. Die Johan. Schriften. В. I, s. 44. ff. Godet. Op. cit. ss. 64. 65. Hauff. Op. cit. ss. 70. 73. 77. Luthard. Op. cit. ss. 137. 138. Oskar Holtzmann. D. Johannes evangelium. Darmstadt. 1887 r. ss. 110 ff. Cp. Люкке, Ренан, Apx. Михаил и мн. др. Утверждают противное с известною целью только последователи отрицательной школы. 375 Jos. Flavius. Vita 2. Конечно, эти сведения, как и многие другие, несколько преувеличены, но нельзя не признавать за ними значительной доли правды. 391 Впрочем, некоторые, напр., Франк, Гольцман, и другие не хотят согласиться с теми, которые утверждают, что Иоанн знал Ветхий Завет . По их мнению, Иоанн много заимствовал из священных новозаветных книг, написанных раньше написания Апокалипсиса и Евангелия, равно и посланий. Но это мнение не заслуживает и опровержения: Иоанн припоминает самые небольшие и малоизвестные тексты Ветхого Завета (II, 17 ср. Nc. LXVIII, 10 ), различные события из жизни Спасителя объясняет при свете ветхозаветных писаний (Иоан. ХИХ, 36, 37 ср. Ucx. XII, 46 ; Зax. XII, 10 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Содержание    1) Вознамерившиеся злохудожно разуметь божественные Писания, в подкрепление хулы своей, выставляют относящиеся к человечеству речения об обнищании Сына Божия. Но в этих-то уничижительных речениях и действиях усматривается вся определенная точность христианства. Поэтому, если бы могли они слушать блаженного Павла, который пишет к Коринфянам: «весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» (2 Кор. 8:9); то никак не осмелились бы называть Сына неподобным Отцу, особливо зная, какого рода обнищание Его и какова сила креста Его. Посему и в другом месте говорит тот-же Павел: «да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие» (Ефес. 3:18, 19). По сей-то причине о нищете и страданиях Его с дерзновением пишет: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6:14); и еще: «не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята» (1 Кор. 2:2); и: «аще быша разумели, не быша Господа славы распяли» (1 Кор. 2:8). И ныне еретики эти, если бы разумели божественные Писания, то не осмелились бы хулить Творца всяческих, называя Его тварью или созданием.    Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: «якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» (Иоан. 5:26). Говорят: у дающего есть превосходство пред приемлющим; написано также: «что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог» (Мк. 10:18); и еще: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27:46)? и также: «о дни же... последнем... никтоже весть, ни Сын, токмо Отец» (Мк. 13:32); и еще: «Егоже Отец святи и посла в мир» (Иоан. 10:36); и еще: Бог Отец воскресил «Его из мертвых» (Галат. 1:1). Как же, говорят: «Воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2558...

Военную службу и войну признавали дозволительною: а) Христос: Мф. 8:5– 13, 18:35–36 ; и б) св. апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2:4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петра 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . Злу противились: Христос – Мф. 23 гл.; Иоан. 2:13–18 ; Иоан. 18:22–23 , и св. апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30 ; Деян. 25:10–12, 5:1–5 . Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами: (Исаии 14:12–15); противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 ; продолжалось на земле: Иуд. 9 ст.; Зах. 3:2 ; оно продолжается: 1Пет. 5:8–9 ; Иак. 4:7 ; и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великою борьбой добра со злом и победою над ним для торжества добра и правды вечной: Откр. 20:10–15 ; Откр. 21:1–7 ; 2Пет. 3:13 . 2. О клятве и присяге. Во имя Отца, и Сына и Св. Духа! Православные христиане! Жизнь человеческая так устроена, что для правильных и справедливых взаимоотношений людей нужны сдерживающие начала, которые бы не допускали взаимных несправедливостей. Одной из таких мер пресечения несправедливых явлений в жизни народа Богом установлена клятва или присяга. Клятва это есть удостоверение, где люди призывают Бога во свидетели, что они исполнят обещанное. Всякий религиозный человек, вспоминая свое обещание, где упомянуто имя Божие, постарается выполнить в точности данное им слово. Ничего здесь предосудительного нет, и никто из благоразумных людей не станет протестовать против этой меры, избранной Богом для урегулирования взаимоотношений людей. Если мы обратим наш взор к текстам Св. Писания, то увидим, что слово Божие требует при исполнении тех или других обещаний привести во свидетельство имя Божие. Таковые свидетельства с произнесением имени Божия носят название клятвы и присяги. Под клятвой подразумевается то удостоверение, которое люди произнесли во взаимных отношениях между собою, что их обещание будет выполнено. Если же такая клятва дается по известной форме, установленной Церковью или государством, то такую клятву называют присягой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   в) непременно выражается в делах: не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1 Иоан. 3:18); любяй друга, закон исполни,— любы искреннему зла не творит: исполнение убо закона любы есть (Рим. 13:8. 10). В частности, проникнутый христианской любовью -    г) не обижает ближнего не только делом, но даже словом и мыслью: вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им (Матф. 7:12); не судите, да не судими будете: имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (-7, 1—2); всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду: иже бо аще речет брату своему, рака: повинен есть сонмищу: а иже речет уроде: повинен есть геенне огненней (-5, 22);    д) напротив, сам великодушно переносит все оскорбления и прощает за все обиды не только до семи крат, но до семидесяти крат седмерицею (Матф. 18:22); аще тя кто ударить в десную твою ланиту, обрати ему и другую (-5, 39); аще отпущаете человеком согрешения их, отпустить и вам Отец ваш небесный (-6, 14);    е) всегда милосерд и щедр к ближним своим: просящему у тебе дай: и хотящего от тебе заяти не отврати (Матф. 5:42); благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе (Лук. 6:35); будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (-36);    ж) заботится не только о внешнем их благосостоянии, но и о спасении души: молим вы, братие, вразумляйте бесчинные, утешайте малодушные, заступайте немощные, долготерпите ко всем, блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1 Сол. 5:14. 15); да разумеем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. 10:24);    з) и вообще, столько бывает предан ближним своим, что готов, по примеру своего Спасителя, положить за них самую душу свою: сия есть заповедь моя, да любите друг друга, якоже возлюбим вы,— больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15:12-13).    II. Побуждения, какие предлагает Христианство для того, чтобы отвлечь людей от нечестия и утвердить на пути добродетели, весьма многочисленны и разнообразны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Знание о каком либо существе (предмете_ мира есть известная сумма наших представлений о его качествах, проявлениях: она считается тем полнейшею, чем в более близком бывает соответствии действительным качества его, с какими оно существует вне на; но желаемое уравновешение наших представлений о вещах самому существу их недостижимо нашему разуму. Если мы не в состоянии проникнуть в существо подлежащего нашему познаванию в видимом, доступном для на мире, не проникаем в сущность ограниченного и временного: то как можем постигнуть Существо Беспредельное, Вечное? Бога никто же виде нигдеже ( Иоан. 1:18 ), ниже видети может ( 1Тимоф. 6:16 .): никто не может познать Его так, как Он Сам в Себе есть; а может знать Его столько, сколько Он откроет о Себе. ( Иоан. 1:18. 6:45.46 . Матф. 11:27 ). Христианское Богословие, как наука, говоря об именах или свойствах Божиих, располагает их в известном порядке, так что христианин, читая этот отдел Богословия, легко может понимать смысл каждого имени, на что выше было указано (стран. 36–39). Но безуспешно будем искать подобного строя в исламском списке имен, первоначальное составление его сделано, должно предполагать, каким-то ученым из мусульман; но этот ученый собиратель имен не отличался логическою отчетливостью в своем деле: в нем надобно предположить только грамотея, выдававшегося книжною начитанностью и, без сомнения, знанием текста Корана, заучиванием которого всегда начинается исламская научность. Этот степень его учености усматривается из понимания им взаимного отношения имен в составленном им списке. Составляя список, собиратель имен не брал во внимание значения имен, так чтобы ставить рядом те имена, которые сближаются между собой содержащимся в них понятиями. Связь между именами только внешняя: одни из них поставлены рядом потому, что в таком порядке читаются в Коране (имена списка 1–13: Крн. 59:22–24); другие поставлены одно за другим потому, что имеют созвучие (сиджг), любимое арабами так, что для соблюдения его оставляют без внимания связь понятий, как излишнюю притязательность логики (имена списка 13–18. 32–35. 64–68); иные имена идут одни за другими потому, что соединяет их между собой этимологический их корень, или объединяет грамматическая форма (20–25. 88. 89). Некоторые имена поставлены рядом потому, что взята во внимание противоположность заключающихся в них понятий (73–76. 91–92), которая еще меньше, чем предыдущее, может доказывать научное образование в составителе списка: противоположности легко замечаются и простым смыслом. Если внимание собирателя имен, на звуковой их стороне, а не на содержании их, не на смысле, какой заключается в каждом из них: то в читателе такого списка, даже в мусульманине, звуковая сторона еще более должна брать верх над его вниманием к содержащемуся в тех звуках смыслу. Таким образом, имена Бога в списке исламском, лишенные логической связи, сплоченные только чернилами и пером, не могут уму читающего их передавать ясных, раздельных представлений о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

196 «Et numerus VItalis est. In ipso enim VIta, si credamus in passione in nomine Domini Jesu». В данном месте св. Амвросий имеет в виду толкование числа 318 св. ап. Варнавою. Апостол этот приурочивает число 318 к тем рабам, которые были избраны Авраамом и говорит, что буквальное изображение итого числа (τιη) указывает на страдание Спасителя. Полную выдержку из послания Варнавы см. на стр. 212. В кн. И твор. «De Abraham» Св. Амвросий высказывает эту мысль определеннее «Авраам призвал тех только рабов, которых считал достойными быть в числе верных, верующих в страдание Господа нашего Иисуса Христа. Триста обозначает гречес. буква τ», 18 изображается буквами ιη. Итак, Авраам победил верою, а не войском народным. 206 Слову «остаюсь» в греческой Библии соответствует πολομαι отпускаюсь. Смысл греческого слова дает право св. Иоанну Златоусту сказать следующее: «смотри, как еще вдревле любомудрствовал праведник, называя исход из здешней жизни «отпущением» πλυσιν. Ибо со тщанием подвизавшиеся в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то, по истине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз; для живущих добродетельно смерть есть именно переход от худшего к лучшему, от жизни временной к неперестающей, бессмертной и нескончаемой» Бес. на кн. Быт. ч. II, стр. 314 Бес. 36. 208 «De Abraham» lib. 1, cap. III, 21. срав. lib. II, cap. VIII, 43. Большинство св. отцов слова Спасителя об Аврааме (Иоан. 8:56) ставят в связь с принесением Авраамом Исаака в жертву, о чем будет сказано ниже. 210 Тв. св. Кир. Ал. т. IV, стр. 116; ср. бл. Августина «О граде Божием» кн. XVI, гл. 23; св. Иоан. Злат. Бес. на посл. к Римл. гл. IV. Бес. 8, стр. 155 и далее. Толков, на посл. к Галат. гл. III, стр. 95–121, Москва. 1842 г. 213 Бл. Август. «0 Граде Бож.». кн. XVI, гл. 24. ср. св. Амврос. «De Abraham», lib. II, cap. VIII, 49. 214 Твор. св. Ефр. Сир. ч. VIII, стр. 332. Толк, на кн. Быт. гл. XV. ср. Твор. бл. Феодорита т. I, стр. 65, Толк. на кн. Быт. вопр. 66. 229 «О граде Бож.» кн. XVI г л. 24. В приложении ко второму пришествию Господа и страшному суду толкует некоторые обстоятельства клятвенного завета Бога с Авраамом и св. Амвросий. De Abraham, Lib. II, cap. IX, 66, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   20) Посему Слово или пусть будет исключено из числа произведений, и как Творец возвращено Творцу, и исповедуется по естеству Сыном, или, если Оно точно есть тварь, пусть будет признано состоящим в том же чине, в каком и прочие твари относительно друг к другу. Пусть каждая из них наименована будет тварью, но не как одна из тварей, рождением или произведением, но не как одно из произведений или рождений. Ибо речения: рождение и произведение, — признали вы тождественными, написав: «рожденного» или «сотворенного». Хотя по сравнению с другими тварями Сын преимуществует, но тем не менее, Он — тварь, как и прочие твари. Ибо и в самих по естеству тварях можно найти, что одни пред другими преимуществуют. «Звезда бо от звезды разнствует во славе» (1 Кор. 15:41). И все прочие твари сравнительно одна с другою имеют разность. Однако же, по этому самому одни не господствуют, а другие не раболепствуют совершеннейшим; одни не служат причинами творящими, и другие не созидаются первыми; напротив того, все имеют одно свойство — быть производимыми и творимыми, сами в себе исповедуют своего Зиждителя, как воспевает Давид: «небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Псал. 18:2); как и мудрый Зоровавель говорит: «вся земля истину призывает, и небо оную благословляет... вся дела трясутся и трепещут» (2 Ездр. 4:36). А если вся земля воспевает, и благословляет Создателя и истину, и трепещет, Создатель же земли есть Слово, и Сам вещает: «Аз есмь... истина» (Иоан. 14:6), то, конечно, Слово — не тварь, но единственное собственное Отчее Слово. Им все устрояется, и Оно воспевается всеми как Зиждитель, о чем Само Оно говорит: «бех у Него устрояя» (Притч. 8:29); и: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Иоан. 5:17). Речение же «доселе» показывает, что Слово как Слово вечно пребывает во Отце. Ибо Слову свойственно — совершать дела Отчие и быть не вне Отца.    21) Если же что делает Отец, то делает и Сын, и что созидает Сын, то есть и Отчее создание; но Сын есть дело и создание Отца: то Сын или будет Сам Себя производить и Сам Себя творить (потому что то же самое, что делает Отец, есть дело и Сына), а это нелепо и невозможно; или, творя и делая то, что делает Отец, Сам не будет ни делом, ни тварью, чтобы Ему, будучи творящею причиною, в числе прочего творимого не оказаться творящим и то, чем сделался Сам Он; вернее же сказать, чтобы не оказаться неспособным творить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

   б) чтобы, потом, мы начали непрерывную брань с самими собой, подвизаясь иногда до крови против живущего в нас греха (Евр. 12:4), и старались распять плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24), умертвить уды, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3:5), очистить себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7:1), и не согрешать не только делом, но самой мыслью и словом (Матф. 5:28; 12, 36: Еф. 5:3);    в) чтобы в тоже время мы начали непрерывную духовную брань и с миром, который во зле лежит и постоянно влечёт нас к искушениям, удалялись от всего, чем может он возбуждать в нас тройственную похоть, похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую (1 Иоан. 2:15-16); напротив, вместо первой, старались вкоренить в себе воздержание и чистоту (Лук. 21:34; Матф. 5:27-30; Рим. 13:14), вместо второй — нестяжательность и бескорыстие (1 Тим. 5:8 и 10), вместо третьей — смирение (Лук. 22:26); чтобы охотно отказывались от всяких предметов мира, хотя бы они были для нас столько же дороги, как собственный наш глаз, или рука, или нога, если только приметим, что они соблазняют нас и влекут ко грехам (Матф. 5:29-31); чтобы оставляли даже дом свой, отца, матерь и семейство, если увидим, что иначе невозможно нам отстать от нечестия и достигнуть вечного спасения (Марк. 10:29; Лук. 14:26). Наконец, закон Евангельский заповедует нам -    г) вести постоянную брань и с главным, исконным врагом нашим, дьяволом, который есть первоначальный виновник всякого греха и всех искушений (1 Иоан. 3:8),— и для этого облещися во вся оружия Божья, яко возмощи нам стати противу кознем вражеским (Еф. 6:11), трезвиться и бодрствовать непрестанно (1 Петр. 5:8), молиться всякой молитвой и молением на всякое время духом (Еф. 6:18), и возмогать о Господе и в державе крепости Его (-10). Словом: начало самоотвержения требует от нас, чтобы мы отреклись от всего, противодействовали всему, что только, каким-нибудь образом, может возбуждать в нас греховные вожделения и увлекать к порокам. Но, будучи направлено к искоренению в нас всего Ветхого и греховного, это начало, само по себе, ещё недостаточно к насаждению в нас новой Христианской жизни: для этого необходима любовь: аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть (1 Кор. 13:3), сказал великий Апостол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

2) Сам Господь сказал, что мы должны молиться Отцу Небесному о прощении грехов ( Мф.6:12 ), а не обращаться к священникам. Покаянная молитва Отцу Небесному не устраняет необходимости исповедания грехов пред священником, через которого Он дарует кающемуся прощение грехов и благодатную помощь для укрепления его воли в борьбе со грехом, для обновления его духовной жизни и умиротворения его души. Молитва может вызвать сокрушение о грехах, укрепить веру в Иисуса Христа и надежду на Его милосердие, словом, создать условия для получения прощения грехов в таинстве покаяния, но не заменить его. Сам Господь, давший образец молитвы ( Мф.6:9–13 ), установил и таинство покаяния ( Ин.20:21–23 ) и этим указал, что не через молитву даруется прощение грехов. 3) Господь дал апостолам власть прощать не грехи, а личные обиды ( Ин.20:21–23 ; Мф.18:18 ; ср. Мф.18:1821–22, 35 и др.). O прощении обид, как долге каждого христианина, Господь много раз во время Своей земной жизни учил и заповедовал ( Мф.6:12, 14–15, 18:21–22, 35 ; Мк.11:25–26 ; Лк.11:4, 17:3–4 ), и давать вновь для этой цели одним апостолам полномочия не было нужды. Иисус Христос по Своем воскресении торжественно дал только апостолам и их преемникам власть не обиды прощать, а прощать или удерживать грехи. Если бы апостолы не получили от Господа этой власти, то не пользовались бы ею ( Деян.5:3–10 ; 1Кор.5:3–5, 13 ; 2Кор.2:6, 10:4–6, 8, 13:10 ; 1Тим.1:20 ), к ним бы не приходили верующие и не исповедывали своих грехов ( Деян.19:18 ). Нужно заметить, что в Евангелии от Мф. ( Мф.18:21, 22:35–36 ) говорится об условиях прощения Отцом Небесным грехов, а в Евангелиях от Иоан. ( Ин.20:21–23 ) и Мф. ( Мф.18:18 ) указываются лица, которым Иисус Христос, посланный от Бога Отца, дал власть от имени Его силою Святого Духа вязать и решить грехи. 4) Если бы апостолы имели власть прощать грехи, то апостол Петр воспользовался бы своею властью, а не говорил бы Симону: «итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» ( Деян.8:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010