Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое — каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа — для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф.:13, 11; Марк:4, 11; Лк.:8, 10).    Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), «знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это — те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан.:4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис.:7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» — имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность.    Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека — «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор.:3, 17) — та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан.:15, 15) (1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3868...

Мы Бга есмы: иже знатъ Бга, послшаетъ насъ: и иже нсть Бга , не послшаетъ насъ. семъ познаваемъ дха истины и дха лестча. 8, 47. 18, 37, 17, 14). 6. Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. 6 . Мы от Бога; мы (в противоположность лжеучителям – они 5-го ст.) – Апостолы и истинные учители от Бога посланы и потому проповедуем Божественное, презирая всякое угождение миру (46). – Знающий Бога слушает нас: только удаляющие себя от мира и похотей его (2, 15–17) с готовностью и покорностью внимают Божественному ( Мф. 11, 15 . – Феофил.); потому что в таковых Отчая любовь (2, 15), потому что не любящие мира Бога любят, к горнему стремятся. В подобном значении слово «знаю» (γινσκω) употреблено у Иоанна в изречении самого Господа: наемник, которому овцы не свои, не родит об овцах: Я же пастырь добрый и знаю Моих (люблю их, нахожусь в ближайшем отношении к ним) и Мои знают Меня: овцы Мои слушаются голоса Моего и Я знаю их и они идут за Мною ( Иоан. 10, 12–14 27. Ср. Иоан, 6, 45. 8, 47. 17, 3). – Посему то и проч.: заключение всей вводной речи 4, 1–6 ст. о духах Божиих и духах антихриста. (См. примеч. к 1-му и 2-му ст.). з. возлюбимъ дргъ дрга: к любы Бга есть, и вскъ любй, Бга рожденъ есть, и знаетъ Бга. (3, 11, 23. 5, 1. Римл. 5, 5 ). и. А не любй, не позна Бга, к Бгъ любы есть. (ст. 16). 7. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога, и знает Бога. 8. Кто не любит; тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь. 7–8. С этого места Иоанн продолжает прерванное им в 24-м ст. 3-й гл. учение о братской любви, как о существенной заповеди Евангелия – 3, 23. 11., вводящей нас в таинственное общение и единение с Богом – 3. 24. (Ср. 3, 10. 1, 3). Апостол Любви еще живее и определенное представляет теперь все, что необходимо обязывает верующих в Евангелие братской любви. – Возлюбленные будем любить друг друга – (γαπητο γαπμεν): если все одинаково удостоены любви Божией, то какое право имеем мы лишать кого бы то ни было нашей любви, быть равнодушными к возлюбленным от Совершеннейшего существа? – Потому что любовь от Бога – (κ τυ Θευ εστ): такая любовь, не знающая равнодушия и всех обнимающая, – свойство Божественное; такая любовь – свидетельство пребывания в нас Бога (3, 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое – каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа – для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф., 13, 11; Марк, 4, 11; Лк., 8, 10). Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), »знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это – те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан., 4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис., 7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый Завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» – имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность. Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека – «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор., 3, 17) – та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан., 15, 15) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

3, 3. 7. 16. 17. 18. 4, 11. 17. см. 1Петр. 2, 21 . Иоан. 13, 15 ). [Зач.] з. не заповдь нов пиш вамъ, но заповдь ветх, юже имсте исперва. заповдь ветха есть слово, еже слышасте исперва. (2, 26. 3, 11. 2 5. И д. Мф. 5, 43 , и д. 22, 39). 7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 7 . Возлюбленные! пишу вам и пр.: как видно из 9–11 стихов, равно и из 5-го и 6-го, здесь учение о любви, как заповеди. Заповедь эта называется не новою, древнею. Несколько разных толкований существует на это место: одни видят здесь указание на заповедь о любви, данную чрез Моисея ( Лев. 19, 18 . (16); другие – на внутренний прирожденный закон любви, который заменял язычникам письменную заповедь Божию (17); третьи разумеют и письменный закон и внутренне открытый Богом, вместе, «так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и к язычникам» (18); четвертые, наконец, утверждают, что Апостол здесь указываете только на время обращения в христианство читателей его послания (19). Основанием первых трех объяснений служит следующий 8-й стих, где эта древняя заповедь о любви называется новою, по изречению Самого Спасителя: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как, Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Иоан. 13, 34 ). Называя свою заповедь о любви новою, Спаситель, очевидно, указывает на отличие её от известной всем и древней заповеди о любви: «как же Он называет эту заповедь новою, когда она была и в Ветхом Завете? Он сделал ее новою по образу любви (τ τρπω); поэтому присовокупил: как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (3лат.) (20). Держащиеся последнего толкования основываются на самом послании – на связи речи и параллельных (подобных) местах послания. – Апостол в 7-м же стихе говорит: пишу вам о той заповеди, которую вы, т. е. читатели послания, имели, или получили; слова: вы имели отожествляются в конце стиха с словами вы слышали – Выражение от начала, в приложении к заповеди о любви, употребляется Иоанном еще три раза: (в стихе 24-м этой же главы, в 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

    …     2714 сентября 1927 г.     2     «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).     Кто эти чада Божии? Все члены Церкви Христовой на земле наследники будущих вечных благ в царстве небесном, как разъясняет св.Апостол: «Мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16—17). Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога – (Евр. 11:6), вступление в лоно Церкви Божией Д.А.П. 47; Иоан. 3:5) и жизнь по заповедям Божиим. (Мф. 7:21).     3 •••     «Побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа Бога твоего» (Втор. 13:10).     Атеистическая пропаганда наказывалась в В.З. смертной казнью. Почему же? – Потому что безбожник отнимал у православного еврея веру в Бога, самое главное и дорогое сокровище, ценнее чего нет на свете. Что же сказать современной интенсивной антирелигиозной пропаганде, когда делают все усилия к искоренению среди верующих, особенно детей – веры в Бога? ..... Господь Бог один и тот же в В.З. и в Н.З. (Евр. 8:8). С кем вы ведете спор и борьбу? С Богом. Вы сами на себе узнаете рано или поздно – что значит идти против Бога!...     •4 ••     «Все, что увидишь, возвести дому Израилеву» — (Иез. 40:4).     Пастырь Церкви есть духовный отец своих пасомых. Свои духовные переживания, учения Церкви и свято-отеческие, насколько он их усвоил, весь свой религиозный опыт, — он не должен скрывать в себе, но должен делиться этим своим духовным богатством со всеми чадами духовными, церковными, стараться не упускать ничего хорошего, чего бы не сообщить своему пасомому стаду (Д.еян.20,20).     •5••     «Иисус отвечал и сказал ему (Никодиму): ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Иоан.3:10). Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева – в Церкви Христовой.     Господи! как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Псал. 89:3); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Иоан. 17:5), и в словах апостола Павла: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..., так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф. 1:3—4. См. также Кол. 1:17; Сир. 23:29; Притч. 8:23). б) что мир имел свое начало. в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Map. 10:6). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук (Псал. 101:26), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности (Иоан. 1:1; Притч. 8:23). в) наконец, что и самое время, подобно миру, некогда не существовало и сотворено Богом. От века я помазана , говорит Ипостасная Премудрость Божия, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов (Притч. 8:23—25). А святой Апостол присовокупляет, что этой-то Ипостасной Премудростью Бог Отец и веки сотвори (Евр. 1:2). Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители употребляли преимущественно следующие рассуждения: а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине производящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит; б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо некогда не существовал; в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. Вместе с тем защитники истины не оставляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были относительно ее в то время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

б) По причине вечного наказания, ожидающего грешника. « Идите от Меня, проклятые » и проч. Это несомненно последует. И грешник не убежит от карающего правосудия Божьего. Он ввержен будет в « озеро огненное » (Апок. 19:20), во тьму кромешную, и на долго ли? Навсегда (Исаии 66:24; Апок. 14:11 ). 2. Для кого оно отрадно. а) Для праведников. Впрочем не все ли мы грешники? (Псал. 142:2). Какие шипы у самой прекрасной розы! — Есть обратившиеся, раскаявшиеся и примирившиеся с Богом грешники (Иоан. 5:24), которых сердце более не осуждает нас (1 Иоан. 3:21), которые праведно и благочестно жили в этом мире и всегда хранили свою совесть (Иов. 27:6). Такие с радостью явятся пред судилищем Христовым (Сир. 34:16). б) По причине несомненной и вечной награды, ожидающей их. На их главе венец (2 Тим. 4:8). Невыразимое блаженство (2 Кор. 4:17). Радость после печали. Жатва после посева, награда после труда. Добрые дела их последуют за ними (Апок. 14:13). Судья воздаст им (Евр. 11:6; Мат. 5:12 ) за каждую чашу воды (Мат. 10:41 ), за каждое дело их милосердия к меньшим братьям. Заключение. Многие слушают об этом с холодным сердцем. О, слепой, беспечный человек (Исаии 28:15), вспомни известного богача (Лук. 16:24). Со смертью Судья уже при дверях. — Лицемер, Бог знает твое лукавое сердце (Мат. 7:22–23). Бедный Лазарь, не унывай духом! Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую .» 1. Все мы явимся перед судищем Христовым (2 Кор. 5:10). Кто Судья? « Сын Человеческий во славе своей ». Он явится как Царь всех царей (1 Фесс. 4:16), сидящий на троне (Мат. 26:64). Перед Ним соберутся все народы. Никакого предпочтения к национальностям, к званию, состоянию, происхождению, возрастам и лицам. Те, которые доживут до страшного суда, также восхищены будут (1 Фесс. 4:17).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Втор. 17:8 , и дал. 19:17). Это посредничество преобразовало собой посредничество ходатая Нового Завета, учрежденного на лучших чем Ветхий обетованиях ( Евр. 8:6 ). Ибо этот Посредник, в Котором к нам возглаголал Сам Отец Его (1:2), Сам в едином Лице Своем в совершенстве выполнил то, чего те в своей совокупности во весь подзаконный период не могли сделать, как Он Сам – Бог и человек сказал: «у пророков написано: и будут все научены Богом (Мат. 54:13 сн. Иерем. 31:33 и дал. и др.). Всякий слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Иоан. 6:45 ), как Единому наставнику, воля Которого есть в тоже время воля Отца, ибо Он одно с Отцом (сн. Иоан. 5:19,30 с 10:30 сн. Евр. 8:6–10,11 ). Если есть много неверующих, так это не от Него, а от них зависит: учитель стоит перед всеми, и всем готов преподать и сообщить Свое учение» 510 . Черты превосходства и здесь очевидны в первообразе по сравнению с прообразом уже из самого сравнения сказанного 511 . 3) Священные времена ветхозаветного Богослужения по новозаветному их толкованию Св. Апостол Павел, в послании своем к Колосеянам значение совершенного Искупителем на земле дела для верующих, заключает словами: «и так никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христа (σκι τν μελλντων, τ δε σμα του Χριςου 2:15–17). Апостол признает таким образом священные времена вообще (праздник) и в частности новомесячие и субботу «тенью новозаветной благодати» (бл. Феодорит), которая есть тело той тени, следовательно, вообще признает их прообразами новозаветного чего-то. Еще раздельнее указывает он на эти священные времена ветхозаветного Богослужения в своем послании к Галатам, 4:10, где упоминаются дни, месяцы, времена и годы 512 т. е. еженедельная суббота, новомесячие, великие годовые праздники (Пасха, Пятдесятница, праздник труб, праздник кущей и день очищения) и субботние годы. Все это уже и потому тень грядущих, что и весь закон обрядовый был тенью будущего ( Евр. 10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Она побуждала Его принесть жертву, как бы ни была она тяжела, и она же вливала в Его сердце мужество для спокойного перенесения тяжести этой жертвы. Какая любовь? к кому любовь? – Прежде всего, любовь к Богу Отцу. Об этом свидетельствует Сам И. Христос, пред страданиями Своими сказавши ученикам: чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда ( Иоан.14:31 ), т. е. пойдем в Гефсиманию, где, Он знал это, схватят Его воины, чтобы отвести на суд и потом на Голгофу для пропятия на кресте. Для Иисуса крестная смерть была тяжка и мучительна; но пламенная любовь Его к Отцу властвует над Его личной волей и дает Ему силу принесть самую страшную жертву. Такая самоотверженная любовь к Богу Отцу проявлялась в Иисусе Христе и прежде; напр., когда Он изгнал из храма торгующих, то ученики Его вспомнили при этом слова псалма: ревность no доме Твоем сне дает Меня ( Псал. 68:10 ; ср. Иоан. 2:17 ) 92 . С другой стороны, обратная любовь Отца к Сыну дает последнему крепкую уверенность, что воля Отца есть воля благая, что требуемая Им жертва необходима и спасительна и что этою жертвою приобретается любовь Отца. Потому любит Меня Отец, говорил Иисус Христос, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее ( Ин. 10:17 ). Но в крестной жертве Иисуса Христа обнаружилась не одна только любовь Сына Божия к Богу Отцу и Отца к Сыну, а также любовь к людям как Бога Отца, так и Сына Божия. Любовь Бога Отца к людям побуждала Его найти средство для их опасения. Это средство, и притом единственное, заключалось в воплощении и крестной жертве Сына Божия. Бог Отец потребовал от Сына принесения этой жертвы из побуждения любви к людям. Он Сына Своего не пощадил, no предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ); Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (5, 8). И не только Он доказывает Свою любовь к людям, но и проявляет ее в высочайшей степени; потому что, по свидетельству евангелиста Иоанна, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного ( Ин. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

17. Смешение произошло во множестве слушающих, второе смешение вместо первого, ко вреду послужившего в Вавилоне! Ибо при том смешении языков было разделение произволений, потому что мысли были богопротивны, а здесь восстановление и соединение в мыслях, потому что взыскуемое было благочестно; что было причиною отпадения, то стало причиною и возвращения. Поэтому и дивились, говоря: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» ( Деян. 2:8 )? Нимало не удивительно, если не знаете сего. Ибо и Никодим не знал пришествия Духа, и ему сказано было: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» ( Иоан. 3:8 ). Если даже, когда и глас его слышу, не знаю откуда приходит, то могу ли объяснить, что такое Он в Своей ипостаси? 18. «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» ( Деян. 2:13 ). Хотя правду сказали они, но сказали в поругании. Ибо, действительно, новое это было вино, благодать Нового Завета, но это новое вино было из духовного винограда, который многократно уже плодоносил в пророках и прозяб в Новом Завете. Как в чувственном винограде лоза пребывает всегда одною и тою же, но по временам приносит новые плоды, так один и тот же Дух, пребывая тем, что Он есть, и многократно действовав в пророках, явил ныне нечто новое и чудное. Благодать простиралась и на отцов, но здесь она в преизбытке; там приобщались Святого Духа, а здесь всесовершенно крещены Им. 19. Но Петр, который приял в себя Духа Святого и знал Кого приял, говорит: «Мужи израильские, вы, которые читаете Иоиля, но не знаете написанного! «Они не пьяны, как вы думаете» (15). Точно они пьяны, но не как вы предполагаете, а как написано: «насыщаются от тука дома Твоего, из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс. 35:9 ). Упоены они трезвенным упоением, которое умерщвляет грех и животворит сердце упоением противным упоению телесному. Ибо то производит забвение и знаемого, а это дарует ведение и незнаемого. Упоены они, испив вина от духовной виноградной Лозы, которая говорит: «Я есть лоза, а вы ветви» ( Иоан. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010