Посему нам, которым вверено служение слова, необходимо во всякое время быть усердными к исправлению душ и об ином засвидетельствовать всенародно пред всею Церковью, а о другом, касается ли это здравой веры, или истинного жития по евангелию Господа нашего Иисуса Христа, так как тем и другим надежно усовершается Божий человек, дозволить каждому из приходящих по произволению наедине спрашивать нас. А вам необходимо ничего не оставлять бесплодным и пренебреженным, но кроме того, чему учитесь всенародно, и наедине спрашивать о назидательном, и все свободное время жизни употреблять с пользою. Поэтому, если для сего собрал нас Бог и мы теперь в великом покое от внешних мятежей, то не другим каким делом займемся, и не сну предадим тело свое, но проведем остальную часть ночи в попечении о том и в исследовании того, что для нас необходимо, исполняя сказанное блаженным Давидом: «в законе» Господни «поучится день и нощь» (Псал.1, 2). Вопросы о правилах общежития Вопрос 2. Какого условия должны требовать друг от друга желающие жить вкупе по Богу? Ответ. Какое всякому приходящему предложено Господом, сказавшим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9, 23). А какую силу имеет каждое из сих требований, сказано в особенном о сем вопросе. Вопрос 74. Желаем научиться от Писания: надобно ли отделять тех, которые оставляют братство и желают вести жизнь одинокую или с немногими стремиться к той же цели благочестия? Ответ. Поелику Господь неоднократно говорил: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Иоан.5, 19), и: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6, 38); и Апостол свидетельствует, что «плоть желает противного духу, а дух–противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5, 17): то все избираемое по собственной своей воле чуждо богочестивых. Полнее же на сие отвечали мы в правилах, пространно изложенных. Вопрос 97. Если кто скажет: хочу несколько времени попользоваться от вас; то должно ли принимать его? Ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пребывать в Церкви Божией 07.04.2022 14:56:11 Сергей Львович Худиев Текущие трагические события привели к немалым разногласиям не только в обществе, но и в Церкви — одни резко критикуют священноначалие, другие, напротив, видят в части своих сослужителей и собратьев «пятую колонну». На чисто человеческом уровне такая реакция понятна — общая атмосфера в социальных сетях насыщена яростью, гневом, горем и ненавистью, и наставления Священного Писания о братской любви и мире воспринимаются как совершенно не отвечающие состоянию умов и сердец в эти дни. Люди спрашивают, можно ли принадлежать к Церкви, в то время как они категорически не разделяют отношение тех или иных иерархов и священников к происходящим событиям. Ответ очевиден: разумеется, можно. И необходимо. Церковь — это не политическое, а вероисповедное сообщество. Конечно, бывают тоталитарные политические движения со своим мировоззрением, которое в принципе несовместимо с правой верой — на уровне догматики — но сейчас не эта ситуация. Наша вера говорит нам, что любые жизненные обстоятельства посылаются нам именно затем, чтобы мы научились хранить веру и верность нашему Господу. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоан 5:19) Христос говорит о том, что мы, будучи Его учениками, не принадлежим к этому миру бесконечно многообразной лжи, ярости и ненависти: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан 17:16) Мы изъяты из этого мира в таинстве Крещения и введены в Царство Господа нашего Иисуса Христа: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:12-14) Ценности и устремления этого мира — не наши ценности и устремления. Его оценки — не наши оценки. Мы знаем, что «проходит образ мира сего» (1 Кор.7:31), а главной чертой этого лежащего во зле мире мира является именно его преходящесть, непрочность и неподлинность.

http://radonezh.ru/2022/04/07/prebyvat-v...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое!» Продолжая в Нагорной беседе разговор о молитве, Иисус Христос учит Своих последователей и учеников о том, как надо молиться, давая в качестве примера текст молитвы Господней. Эта молитва в сравнении с другими молитвами является главной молитвой христианства. Она называется Господней потому, что Сам Господь, Иисус Христос, дал её Своим ученикам. Молитва Господня является образцом молитвы, текст которой полностью согласуется с учением Христовым. Однако, наряду с этой молитвой существуют и другие молитвы, что доказывается тем фактом, что Сам Иисус Христос произносил и иные молитвы ( Иоан.17:1–26 ). «Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ( Матф.6:9–13 ). Согласно традиционному пояснению, текст этой молитвы состоит из призывания, то есть обращения, семи прошений и славословия, то есть прославления. Начинается молитва с призывания, обращенного к Богу-Отцу, Первому Лицу Троицы: " Отче наш». В этом призывании Бог-Отец назван «Отче наш», то есть Отец наш. Поскольку Бог-Отец является Творцом мира и всех творений, то мы и называем Бога Отцом нашим. Однако, согласно религиозным представлениям, не все люди могут называть Господа Бога своим Отцом, так как не имеют на это морально-нравственного права. Для того чтобы Господа Бога называть своим Отцом, надо жить соблюдая Закон Божий и исполнять заповеди Христовы. Спаситель прямо говорит об этом, указывая на христианский образ жизни человека. «Любите врагов ваших,благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Матф.5:44–45 ). Из этих слов становится понятно, что только те люди, которые живут по заповедям Божьим, могут называть себя сынами Отца Небесного, а Бога своим Отцом Небесным. Все остальные люди, которые в своей жизни не соблюдают Закон Божий и не каются в своих грехах и не исправляют свои ошибки, оставаясь творениями Божьими, или выражаясь языком Ветхого завета, рабами Божьими, недостойны называть себя сынами Отца своего Небесного. Об этом убедительно сказал евреям Сам Спаситель, Иисус Христос после Нагорной проповеди. «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Иоан.8:41–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

«Се творю всё новое» (Откр. 21, 5). Так изрек «Сидящей на престоле», как об этом повествует нам в Апокалипсисе Тайновидец – возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, сподобившийся великих и дивных видений от Бога, среди которых дано было ему видеть  " новое  небо и  новую  землю», после того, как «прежнее небо и прежняя земля миновали» ( Откр. 21, 3 ). И узрел он «святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба», и услышал «громкий голос с неба, говорящий:  се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними: они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло»   ( Откр. 21, 2–4 ). Не ясно ли, что здесь идет речь о новотворении Богом мира, после того, как грех, исказивший и изуродовавший первоначальное прекрасное Божие творение, будет окончательно побежден и низвержен вместе с родоначальником греха диаволом и всеми его служителями, о чем так сильно и ярко повествует нам Апокалипсис в последних своих главах (17, 18, 19 и 20 гл.)? Сущность христианства и состоит именно в этом новотворении: новотворении пораженной ядом греха души человеческой, а с нею и всего остального мира, на который также легла печать этого греха. Но сколь велико лукавство диавола и предавших себя ему служителей его! Даже все то, что так ясно заповедано Господом в Его Божественном Евангелии, он стремится  перетолковать,  переиначить на свой лад, лишь бы только не допустить этого новотворения, а еще больше погрузить человека в бездну греха, откуда уже не будет выхода! «Кто во Христе, тот новая тварь»   ( 2Кор. 5, 17 ) – так учит нас Слово Божие, то есть кто хочет быть христианином, тот должен переродиться, стать совершенно новым человеком. Об этом постоянно учил Сам Господь наш Иисус Христос, столь решительно сказавший иудейскому законоучителю Никодиму, пришедшему к Нему ночью:  «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»   ( Иоан. 3, 3 ), а дальше поясняет, как это «родиться свыше» – «водою и духом»   ( Иоан. 3, 5 ), то есть через таинство крещения и прочие таинства, подающие благодать Святаго Духа, которая и перерождает человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

верующий» в Него «не умрет вовек» ( Иоан. 11:26 ). «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней». Ведь если бы он прошел мимо смоковницы, тогда дьявол имел бы в ней вечное для себя жилище; но Он подошел к ней и иссушил ее. Под такою смоковницею видел Господь Нафанаила: «прежде нежели позвал тебя Филипп», сказал Он ему, «когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» ( Иоан. 1:48 ). Эту смоковницу, осужденную на бесплодие, провидя, говорил пророк: «приду к людям пришествия моего, потому что смоковница не принесла плода» ( Авв. 3:16–17 ). На такую смоковницу влез Закхей, чтобы увидеть Иисуса, и ему говорил Господь: «сойди скорее» ( Лк. 19:5 ). [Там змей раскидывает сети, там гнездится он, там скрывается. «Сойди скорее» оттуда]. Евангелист, рассказывая о Закхее, кстати назвал смоковницу, чтобы показать, что широкий и удобный путь, соединяясь с неразумием, приводит к злейшей участи. Пришел Господь к смоковнице. Эта смоковница была образом пространного и удобного пути: ведь и дерево смоковницы имеет широкие листья, и грех обольстителен тем, что ведет широким и удобным путем к погибели. Плод смоковницы весьма приятен; приятно и удовольствие, увлекающее в греховное падение тех, кто ему предается. Избегай внушения его, возлюбленный: оно сладко только при вкушении, а на деле оказывается горьким. «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» ( Прит. 5:3–4 ). Удовольствие действует как блудница: оно вступает с тобою в приятную беседу, а во время беседы тайно посевает горечь смерти. Таков был и змей, сладкий на словах и горький в коварстве; вкушение было сладко, а падение горько. Итак, избегай, возлюбленный, блудницы, сладко с тобою беседующей и наносящей горькие раны; избегай удовольствия, как Илия Иезавели. Вот пришел Господь с небес; взалкал обрести жизнь людей; перед Ним открылся широкий и удобный путь жизни; пришел Он к нему и нашел его покрытым листьями, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

е. (можете узнать) как я понял и как уразумел, или вообще откровение Божье, или собственно ту истину, что Он (Сын) сидит одесную (Отца). Потом (апостол) указывает на особое преимущество, говоря, что не со всяким народом Бог так поступал. Какой же это народ, для которого Бог сделал так много? (Апостол) показывает это, говоря: «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ). Итак, скажи мне, неужели чего-нибудь не знали пророки? Каким же образом после этого Христос сказал, что Моисей и пророки писали это обо Мне? И в другом месте: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» ( Иоан. 5:46 ). И еще: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне " ( Иоан. 5:39 ). (Апостол) говоря это, указывает или на то, что не всем людям было открыто, потому что прибавляет: «Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта», или на то, что это не так обнаружилось в их делах и поступках: «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта». Подумай и в самом деле: Петр не пошел бы к язычникам, если бы не услышал указания от Духа. Вот послушай, что он говорит: «Итак, если Бог дал им» Духа Святого, «как и нам» ( Деян. 11:17 ). Слова (апостола Павла): «Духом Святым» ( εν Πνεματι) значат то, что Бог через Св. Духа удостоил их участия в благодати. Говорили об этом и пророки, но (люди) никогда бы с такой ясностью не узнали этого, как узнали, услышав апостолов, которые превзошли всякий человеческий ум и общие ожидания. «Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками» ( Еф.3:6 ). Что значит – быть сонаследниками, сопричастниками обетования и стелесниками? Значение этих слов высоко: они означают то, что (язычники и иудеи) соединены в одно тело, в тесный союз. Что (язычники) будут призваны, это известно было и прежде; но что к этому именно они будут призваны, никто не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Исполнение заповедей нравственного закона до полного самоотречения и пожертвования всякими эгоистическими привязанностями (ст. 21), поставлено здесь необходимым условием достижения царства небесного. Ту же мысль, о необходимости добрых дел для спасения и именно – дел высокой, самоотверженной любви христианской, в отличие от дел формальной иудейской законности, выразил Спаситель в нагорной беседе с учениками Своими: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное», обращается Господь в другом месте ( Мф.18:3 ) к ученикам Своим, образно характеризуя чистоту душевного настроения, из которого должна исходить богоугодная и спасительная деятельность христианина. В иных случаях Спаситель именует блаженными ( Иоан.13:17 ) и друзьями своими ( Иоан.15:14 ) тех, кто исполняет заповеди Его и между ними – главнейшую заповедь о любви (ср. Лук.10:25–28 ). Наконец, говоря о дне второго Своего пришествия и страшном суде, Господь постоянно учит, что суд этот и за ним – вечное воздаяние – имеют последовать по делам каждого ( Мф.16:27 ; Мф.25:34–46 ). Тоже учение о значении добрых дел, как необходимого условия для достижения жизни вечной, проповедовали и св. апостолы. Послание ап. Иакова дает наиболее решительные показания на этот счет. «Блажен человек, который переносит искушение», – говорит апостол ( Иак.1:12 ), – «потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящих Его». «Будьте исполнители слова, a не у только», – назидает тот же апостол ( Иак.1:22 ) и далее: «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем: тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (ст. 25). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» ( Иак.2:14 ), – спрашивает апостол подобных нашим сектантам христиан, мнивших найти спасение в одной вере и затем примером Авраама, отца верующих, доказывает, что в оправдании и спасении человека на ряду с верой имеют столь же существенное значение и добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

«Воскресившим Его из мертвых». Что ты делаешь, Павел? Желая привести к вере иудействующих, ты не выставляешь на вид ни одного из великих и блистательных свойств Его подобно тому, как ты писал к филиппийцам, говоря, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» ( «во образе Божии сый, не восхищением непщева... равен Богу») ( Флп.2:6 ); как затем в послании к евреям громогласно возвестил, что Он есть «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ); или как провозгласил о Нем в начале своего Евангелия сын грома: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово») ( Иоан.1:1 ); или как, наконец, сам Иисус часто объявлял иудеям, говоря, что Он обладает равным могуществом с Отцом и имеет ту же самую власть ( Иоан.5:17, 19–37 ). Ты не говоришь ничего подобного, но, оставив все это, упоминаешь о том, что совершилось над плотию Его, указывая на крест и смерть? Да, – говорит он. Ведь если бы речь была обращена к людям, не знающим ничего великого о Христе, то было бы прилично сказать о Нем это; но так как против нас поднимают мятеж люди, которые думают, что они подвергнутся наказанию, если отступят от закона, то поэтому и упомянуто об обстоятельстве, которым совершенно отменяется необходимость закона, то есть о благодеянии, происшедшем для всех от креста и воскресения. Если бы он сказал, что «в начале было Слово», или что Оно было во образе Божии и соделало Себя равным Богу, и тому подобное, то этим он показал бы божественность Слова, но нисколько не помог бы в настоящем деле; сказав же: «воскресившим Его из мертвых», он этим самым напомнил о самом главном благодеянии, оказанном нам, а это принесло ему немалую пользу в данном случае. Ведь большинство людей обыкновенно не столько внимательно слушают слова, доказывающие величие Божие, сколько беседы, раскрывающие благодеяния Его к людям. Вот почему, отложив беседу о первом, он и говорит об оказанном нам благодеянии. 3. Но еретики возражают, говоря: «Смотри, Отец воскрешает Сына!» Так как они однажды заразились болезнью еретичества, то становятся притворно глухими к тому, что касается высоты догматов, а выбирают только относящееся к состоянию уничижения (Христа), сказанное во внимание или к человечеству Его, или к чести Отца, или по какому другому устроению (Божию), и, рассматривая подобные места в отдельности, причиняют вред сами себе (не скажу – Писанию).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Любовь, как говорит апостол Павел " долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт " (1Кор 13:4-8). Любовь никогда не перестает, потому что и в Боге нет никакого ни изменения, ни  разделения в природе, в воле и в действии, так как такое разделение свойственно поврежденной грехом природе. Господь наш Иисус Христос, имея две природы: божескую и человеческую, имел соответственно две воли и два действия, которые, однако, не противоречили друг другу, но человеческая воля и действие свободно подчинялось божественной: " Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю " (Иоан.5:17), " Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно " (Иоан.8:29). Хотя по человечеству у Христа и были трудные минуты выбора, когда Господь молился, говоря: " Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя " (Матф.26:42), но это лучше всего и показывает, что человеческая воля Христа не просто пассивно увлекалась силой Божией, но ввиду отсутствия в ней " противоречия произвола " свободно подчинялась воле Отца. Такое согласие воль и действий во Христе является следствием общения свойств природ Его Лица, что по-гречески звучит как " перехоресис " , дословно означая " взаимопроникновение " . Проникновение энергий или взаимное пребывание одного естества в другом хотя и касается двух природ Господа нашего, но в собственном смысле " одно божеское естество проходит и проникает все как хочет, но само ничем не проникается. Оно сообщает свои со­вершенства плоти, но само пребывает бесстрастно и непричастно плотским страданиям. Ибо, если солнце, сообщая нам свои силы, ничего  не заимствует от нас, то тем паче Творец солнца и Господь " . Действие Божественной Любви, обоживающей человека, также рассматривается как взаимопроникновение энергий по описанному выше принципу. Можно сказать, что Божественные энергии являются той связью, которая соединяет нас с Богом, и которую мы можем постичь как Любовь. Эта связь заключается в том, что между человеком и Богом происходит взаимопроникновение энергий: Бог сообщает Себя человеку настолько, насколько тот может принять Его вочеловечившуюся Любовь, человек же, хотя и имеет свою волю и желание, но по любви к Богу свободно ее подчиняет воле Божией, приобретая насколько возможно для него свойства Божии по благодати.

http://bogoslov.ru/article/3355824

Когда же человек, обманутый завистью диавола и, увы, увлеченный удовольствием, лишился всего этого и, прежде достойный зависти, он, вследствие своих бедствий, стал достойным сострадания и слез, тогда наш Творец, наш Создатель сжалился над ним — Своим творением. Не переставая быть Богом, чем был всегда, Он сделался Человеком, приняв все человеческое, кроме греха, и Своим добровольным страданием и крестной смертью сокрушил диавола, позавидовавшаго нашему роду человеческому. Спасши нас от тяжкаго пленения, Он возвратил нам, по Своему милосердию, прежнюю свободу. Лишившись ея чрез свое непослушание, мы получили ее опять, благодаря Его любви к людям, и даже были удостоены Им еще большей чести. Ты же, отвергнув пострадавшаго так ради нас Господа, удостоившаго нас таких благ, издеваясь над Его Крестом, предавшись всецело гибельным страстям и позорно провозглашая богами постыдных идолов, не только удалил себя от небесных благ, но, удаляя от них всех, повинующихся твоим приказаниям, ты и их души подвергнул опасности. Так знай, что я не послушаюсь тебя и не возьму с тебя пример в такой неблагодарности к Богу, если ты даже отдашь меня на съедение диким зверям или велишь убить или сжечь, что в твоей власти. Я не боюсь смерти и не дорожу земными благами, призирая их суетность и немощь. Что полезнаго, прочнаго и постояннаго во всем земном? Да и не только одно это: сколько оно доставляет несчастья, горя, сколько безконечных забот! Со всякой земной радостью и наслаждениями соединена печаль и сокрушение; земное богатство — нищета; земная высота —крайнее унижение. Но кто пересчитаеть все его зло? На это наш богослов указал не многами словами: весь мир лежит во зле (1 Иоан. 5, 19). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его; а исполняющий волю Божию, пребывает во век (1 Иоан. 2; 15, 17). Отыскивая это добро, я оставил все и присоединился к имеющим то же желание и почитающим Того же Бога, между которыми нет ни спора, ни зависти, ни горя, ни забот, но все идут одним путем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010