В словах: всякий, рожденный от Бога, апостол упомянул об усыновлении Богу и о рождении. А это вместе совершается чрез святое крещение. Посему говорит: сей есть пришедший водою и кровию Иисус Христос, возрождающий и делающий нас сынами Божиими. Ибо это подразумевается и как следствие в словах: всяк рожденный от Бога побеждает мир. Как рожден? Водою и кровию. Ибо пришедший Иисус Христос возрождает водою и кровию. И опять прибавляет с повторением слова: не водою только возрождающий, но водою и кровию. Ибо хочет прежде доказать прославление усыновляющего нас Христа, потому что прежде усыновлен Богом человек, сущий во Христе, а потом Христос чрез свое сыноположение даровал и нам такое достоинство. А сыновство Его объявлено трижды: один раз при крещении на Иордане, когда Отец свыше свидетельствовал, что крещаемый есть Сын возлюбленный. Кто же? Тот, кто входит в воду, Т. е. человек, воспринятый на себя Богом Словом, являющийся в сокрываемом; ибо для Него и нужно было свидетельство. Итак, Иисус пришел водою, т. е. объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство Отца при крещении в воде. Кровию, когда, идя на крест, говорил: «прославь меня Ты, Отче»! и когда принесся глас: «и прославил, и еще прославлю», который слышавшие приняли за гром (Иоан. 17, 5. 12, 28. 29). Духом, когда, как Бог, воскрес из мертвых; ибо воскрешать самому Себя свойственно одному только Богу, а словом Дух называется Бог, как можно видеть в изречении: «Дух есть Бог» (Иоан. 4, 24). Итак, при свидетельстве трех: крещения, креста и воскресения о сыноположении Иисуса, сыноположение Господа непререкаемо. А чрез свое сыноположение, как начаток всего рода человеческого, Он даровал и нам право быть сынами Божиими. И сии три в одном Христе. Ибо это значит выражение: и сии три едино суть, т. е. по отношению к свидетельству о Христе. Нужно знать, что некоторые из отцов слово духом разумели не о воскресении Христа, но об Отце, когда Он воззвал на Иордане: «сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение» (Матф. 3, 17), так как Бог есть Дух, как мы выше сказали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

1:8); а свидетелями они сделались посредством чудес. Неизреченна, поистине, благодать Духа и многоразличны дары Его! Сообщает же Христос дары Духа, чтобы ты знал, что у Отца и Сына и Святого Духа один дар и одна власть. В самом деле, что присвояется, по-видимому, Отцу, тоже самое оказывается принадлежащим и Сыну, и Святому Духу. Как же сказано, что никто не приходит к Сыну, «если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоан. 6:65)? Но это же самое, очевидно, принадлежит и Сыну: «Я есмь», говорит Он, «путь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). А вот смотри, это же приписывается и Духу: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Так точно и  апостолы представляются дарованными Церкви то от Отца, от от Сына, от от  Духа Святого. И разделение дарований, как видим, усвояется и Отцу, и Сыну, и Святому Духу. 4. Употребим же все меры к тому, чтобы иметь в себе Духа, и будем со всею почтительностью обращаться с теми, кому вверена власть действовать благодатными дарами. Подлинно, велико достоинство священников! «Кому«, сказано,  «простите грехи, тому простятся». Потому-то и Павел говорит: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13:17), и: «почитайте их преимущественно с любовью» (1 Фес. 5:13). В самом деле, ты заботишься только о своих делах, и, если их устроишь хорошо, — не будешь отвечать за других людей. А священник, хотя бы и хорошо устроил свою собственную жизнь, но если не будет с должным усердием заботиться о жизни твоей и всех других, вверенных его попечению, то вместе с порочными пойдет в геенну, и часто, невинный по своим делам, он погибает за ваши беззакония, если не исполнит надлежащим образом всего, что до него касается. Итак, зная, какая великая угрожает опасность священникам, оказывайте им великую любовь. На это указал и Павел, когда сказал: «они неусыпно пекутся о душах ваших», и – не просто, но «обязанные дать отчет» (Евр. 13:17). Потому им надобно оказывать великое уважение.  Если же и вы вместе с другими станете оскорблять их, то и ваши дела не будут благоуспешны.

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

. Аще свидтельство человческое прїемлемъ, свидтельство Бжїе боле есть: ко сїе есть свидтельство Бжїе еже свидтельствова Сн своемъ. (Іоан. 5, 33. 36 и д. 8. 17. Евр. 2, 4 ). 9. Если мы принимаем свидетельство человеческое; свидетельство Божие больше: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 9 . Если мы даем значение истины обыкновенному тройственному человеческому свидетельству, то можно ли сомневаться в непреложности свидетельства об И. Христе воды, крови и Духа, когда с водою и кровию единогласно свидетельствует Сам Бог – Дух святый – Дух истины, который исходит от Отца, чтобы свидетельствовать о Сыне ( Иоан. 15, 26 )? – Свидетельство Духа, воды и крови – свидетельство Божие, несравненно большее человеческого (30). і. Врй въ Сна Бжї, имать свидтельство въ себ не врй Бгови, лжа сотворилъ есть его, к не врова во свидтельство, еже свидтельствова Бгъ Сн своемъ. (1, 10. Іоан. 3, 33. Рим. 8, 16 ). аі. И сї есть свидтельство, к животъ вчный далъ есть намъ Бгъ, и сй животъ въ Сн ег есть. ( 2, 25. 4, 9. Іоан. 14, 6). ві. Имй Сна Бжї, имать животъ: а не имй Сна Бжї, живота не имать. (1, 4. 3, 36, 5, 21). 10. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом: не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 11. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 12. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 10–12. Между тем как не принимающий этого свидетельства представляет Самого Бога лживым и тем сам произносит суд о себе – Иоан. 3, 18 (Ср. Lange), верующий в Сына Божия имеет еще внутреннее уверение в непреложной истинности исповедания своего – успокоительное свидетельство в себе самом, в своем собственном духе. Верующий в Сына Божия находится в таинственном общении с Ним, (1 ст. и 2, 24. 3, 23 – 29. 4, 15), а Сын Божий есть Жизнь вечная, которая была у Отца и явилась нам (1, 1. 2.), поэтому верующий в Него ощущает в себе Божественные силы для жизни, требуемой духом его (ср. 2Петр. 1. 3–4 ), удовлетворен в существенных стремлениях своего духа, обладает миром души (ср. Гал. 5, 23–24 .), жаждет полнейшего открытия царства истины и света (1, 5. 3–3) и непоколебимо уверен в достижении того блаженства, когда общение его духа с Вечною Жизнию будет открытое (3, 2. См. примеч. к 1, 1. 3. 2, 25. 3, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   И далее Дееписатель характеризует, жизнь первых христиан такими же чертами: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них былообщее... Не было между ними никого нуждающагося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:32—35)).    Что это, как не наглядное исполнение на верующих замечательной, так называемой «первосвященнической молитвы» Господа Иисуса Христа: " да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Иоан. 17:21)?    Такое приискреннейшее, теснейшее единение всех верующих, во образ единства Трех Лиц Пресвятой Троицы, и есть ЦЕРКОВЬ. И тот, кто искренно, всем сердцем, всем внутренним существом своим участвует в таком единении благодатной Истины и Любви, — тот именно и «ЖИВЕТ В ЦЕРКВИ».    Недолго, к сожалению, продолжалась эта, почти идеальная вначале, жизнь первых христиан, и чем дальше, тем все боле и более отходила она от своего идеала — расцерковлялась. Причин этому было много, и не наша задача разбирать теперь подробно все эти причины. Главная из них была — постепенное возобладание в христианах «духа мipa сего, во зле лежащаго» (I Иоан. 5:19), оскудение веры и любви, умножение беззаконий и, вследствие этого, превращение христианского общества в «соль обуявшую» — потерявшую свою силу, от чего так предостерегал Своих последователей Сам Господь Иисус Христос (Матф. 5:13). И в настоящее время жизнь христианского общества настолько «расцерковилась», что большинство христиан нашего времени — «христиане» только по имени: они лишь формально принадлежат к Церкви, но не «живут» в Церкви.    Вот почему для христианских пастырей нашего времени во всей остроте встал, как главный вопрос их пастырской деятельности, — вопрос обоцерковлении своей паствы, а в какой-то мере, быть может, вопрос и об оцерковлении самих себя, поскольку этот процесс «отступления», о котором предрекал св. Апостол Павел (2 Солун. 2, 3) постепенно захватываете все больше и больше не только рядовых пасомых, но и самих пастырей, стремясь и их сделать «солью обуявшей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству — свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость   Называя Бога святым (αγιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях.    Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог -    а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Иоан. 1:5); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1:13); Он чист (1 Иоан. 3:3); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9).    б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание — аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; бб) в частности выражается, что святое имя Его, святое слово Его (Пс. 104:42), закон свят Его (Рим. 7:12), святая мышца Его (Пс. 97:1), свят путь Его (Пс. 76:14), святой престол Его (Пс. 46:9), подножие Его: -свято оно (Пс. 98:5), и что Он благ во всех делах Своих (Пс. 144:17); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окружая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3; срав. Апок. 15:4), и — гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. 1:15,16; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. (И будет прошествие людем моим оставшым во Египте, и будет Израилю, якоже в день, егда изыде от земли Египетския). Изводя Израильтян из Египта с Моисеем, Господь открыл им широкий путь и там, где нельзя было проходить, через море и пустыню. Так Он укажет удобный и несбивчивый путь и тем из числа Израильтян, какие будут снова находиться пленными в этой стране (по разрушении Иерусалима халдеями). Пленники воспользуются всеми благоприятными условиями выхода из Египта и благополучно возвратятся в отечество. Тогда иудеи снова признают, что истинный вождь и Спаситель их есть Господь, а не царь Ахаз или его приемники и не союзники их фараоны (ср. Ис.2:22; 30:1–7 ); признав это, они исповедуют над собой верховную власть Господа и будут всегда покорным Ему народом. Потомок «от корня Иессея», преисполненный даров Духа Божия, есть то же божественное Лицо, которое у пророка Исаии называется избранными рабом Божиим (ср.гл.42:1 и 61:1); а с этим именем у Исаии соединяются утешительные обетования об Искупителе (гл. 42; 52; 53; 60; 61). Также «Рабом Божиим» и благословенною «Отраслью» называл будущего Спасителя и Царя Сиона послепленный пророк Захария (гл.3:8; 9:9–10). Церковь Христова, созерцая это пророческое величественное предызображение Помазанника Божия, ясно усматривает и православно исповедует, что Он есть Основатель новозаветного благодатного царства на земле – Иисус Христос . Действительно, Христос по плоти произошел от усеченного корня Иессея или Давида – воплотился от Неискусомужной Девы Марии, как чудный цвет от жезла Аарона, в то время, когда на престоле Её праотца Давида уже не было представителя его рода, а был иноплеменник Ирод. Но воплотившийся от Приснодевы Сын Божий, восприяв, при крещении Своем в Иордане, всю полноту даров Святого Духа, открыл верующим совершеннейшее познание Бога-Отца и Его всеблагой воли; положил превосходнейшие нравственные основы всеобщей человеческой жизни; Своим благодатным учением объединил и существенно перевоспитал многие народы, разделенные прежде различием религий, нравов, занятий и быта семейной и общественной жизни; а вместе с тем до пределов вселенной распространил сияние Своей вечной славы и непреодолимое могущество Своей царственной власти ( Матф.1:22–23 ; Лук.2:4–7; 3:21–22; 4:16–18 ; Иоан.1:30–34 ; Матф.5:17 ; Иоан.1:14–18; 17:5–8,22 ). Посему православная церковь , предваряя праздник рождества Иисуса Христа, торжественно воспевает: «Отрасль от корня Иессея и Цвет от Него, Христе, произрос Ты от Девы, препрославленный, от горы, осененной чащею (т.е. из Вифлеема), пришел Ты, воплотившись от Безмужней. Невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи» (Козьма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

13. Итак, Иисус по-еврейски значит Спаситель, а на еллинском языке – врачующий. Ибо Он – Врач душ и телес, и Целитель духов; исцеляет слепотствующих чувственно, и просвещает умы; врачует видимо хромых, и указует грешникам путь к покаянию, говоря расслабленному: «не греши больше» (Иоан. 5, 14), и: «возьми постель твою и ходи» (8). Поскольку тело расслаблено душевным грехом, то исцелил прежде душу, чтобы даровать исцеление и телу. Поэтому, у кого душа страждет во грехах, тот имеет Врача. И если кто здесь маловерен, да скажет Ему: «помоги моему неверию» ( Мф. 9:24 ). Если кто обложен и телесными немощами, да не останется в неверии, но да приступит и поскольку Иисус врачует и их, да познает, что Иисус есть Христос. 14. Иудеи признают, что Он есть Иисус, но не признают, что Он и Христос. Поэтому-то Апостол говорит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос» ( 1Иоан. 2:22 ). А Христос есть Первосвященник, имеющий «священство непреходящее» ( Евр. 7:24 ); не во времени начал Он священствовать, и не имеет себе другого преемника в первосвященстве, как слышал ты во время Божией службы в день недельный, когда предлагали мы беседу на слова «по чину Мелхиседекову». Не по плотскому преемству приял Он первосвященство и помазан не уготованным елеем, но прежде веков от Отца, и постольку отличен от иных, поскольку священство Его утверждено клятвою. «Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь и не раскается» (Евр. 5, 21 ). Достаточно было для утверждения, чтобы восхотел только Отец, но это – сугубый способ утверждения, когда за изволением следует и клятва, «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» ( Евр. 6:18 ), исповедующие Иисуса Христа, Сына Божия. 15. Сего-то пришедшего Христа иудеи отринули, а бесы исповедали. Но не был Он неведом праотцу Давиду, который говорит: «поставлю светильник помазанному Моему» ( Пс. 131:17 ). И одни толкуют, что светильник есть светлость пророчества, а другие, что светильник есть восприятая от Девы плоть, по словам Апостола: «но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор. 4:7 ). Не был Он неведом и пророку, который говорит: «и объявляет человеку намерения Его» ( Амос. 4:13 ). Знал Его Моисей, знал Его Исаия, знал Его и Иеремия. Ни одному из пророков не был Он неведом. Познали Его и бесы, потому что запрещал им, и сказано, «что они знают, что Он Христос» ( Лук. 4:41 ). Не познали первосвященники, а бесы исповедали; не познали первосвященники, а жена-самарянка проповедала, говоря: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, не Он ли Христос? ( Иоан. 4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Замечательно, что и сектанты, отвергающие необходимость крещения младенцев, в подтверждение своего мудрования также ссылаются на эти слова Спасителя; при этом, евангельское выражение таковых сектанты отождествляют с словом «их», и таким образом в их понимании это место получает следующий смысл: пустите детей… приходить ко Мне, ибо «их» есть царствие Божие, следовательно, утверждают сектанты, Сам Спаситель признал детей не имеющими греха, истинными и святыми, когда сказал, что «их» есть царствие Божие… Не станем распространять, что под словом таковых Спаситель разумел не приведенных к Нему детей и не детей вообще, как несправедливо думают сектанты, а разумел тех, которые или подобны детям но по своей незлобивости и простоте душевной, или – которые приходят к Христу с детским доверием и смирением и вступают в Его церковь чрез указанную Им дверь – дверь крещения ( Иоан.3:5 ). Но допустим даже, что выражение: таковых есть царство небесное нужно читать именно так, как читают его сектанты, т. е. вместо таковых будем читать «их» есть царство небесное. И тогда сектанты, приводя в свою защиту эти евангельские слова, остаются неправыми, когда на этом основании отвергают необходимость крещения младенцев. Вспомним, где произошло благословение детей Господом. В пределах Иудейских ( Мф.19:1 ), где приступили к Нему искушающие фарисеи. (ст. 3). А в Иудейских пределах (не так, как в Галилеи или в Самарии), жили исключительно одни евреи; значит, к Иисусу Христу были принесены и приведены дети исключительно еврейские. Указывая на этих, еврейских именно, детей Спаситель сказал: таковых есть царство небесное. Но ведь еврейские дети были обрезаны, а потому они находились уже в союзе с Богом, ибо евреи вступали в союз с Богом посредством обрезания, как об этом свидетельствует Слово Божие: сие (т. е. обрезание) будет знамением завета между Мною и вами ( Быт.17:11 ). Мало того, еврейские дети в 40-й день по своем рождении были уже очищены и от первородного греха принесением жертвы Богу во храме: по окончании дней очищения своего за сына или за дочь, она (т. е. мать) должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех , ко входу скинии собрания к священнику ( Лев.12:6 ). Отсюда естественный вывод: о еврейских детях, как находящихся уже в союзе с Богом, как уже чистых от первородного греха, Спаситель имел полную возможность (полное право) сказать, что таковых есть царство небесное. И это могло быть сказано Спасителем в то время только лишь по отношению к детям еврейским. Но применимо ли это выражение к детям сектантским? Ни в каком случае нет, не применимо. Кто такие сектантские дети – христиане? но они не крещены. Евреи? но они не обрезаны. Они по природе чада гнева Божия ( Еф.2:3 ) и, чтобы наследовать царство Божие, они прежде должны, по неложному слову Спасителя Нашего, родиться водою и Духом ( Иоан.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Поелику Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6, 37), и Апостол выразился: «а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал.2,4—5): то прилично дозволить ему вступление, и по неизвестности последствия (ибо, не один раз попользовавшиеся временно, может совершенно полюбить сию жизнь, что многократно и бывало) и для обнаружения соблюдаемой у нас строгости пред человеком, который, может быть, имеет различные о нас подозрения. Но и в рассуждении его необходимо тщательнее соблюдать строгость, чтобы и истина обнаружилась, и рассеялось подозрение во всяком небрежении. Ибо таким образом и мы благоугодим Богу, и он или получит пользу, или будет обличен. Вопрос 95. Полезно ли вновь поступающим тотчас изучать что либо из Писания? Ответ. И этот вопрос можно решить по сказанному прежде. Ибо каждому изучать нечто из богодухновенного Писания прилично и необходимо и для утверждения в богочестии, и для того, чтобы не привыкать к человеческим преданиям. Вопрос 96. Всякому ли желающему должно позволять учиться грамоте, или заниматься чтением? Ответ. Поелику Апостол говорит: «что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5,17), то во всяком деле вредно позволять кому либо избранное по собственной его воле, но надобно принимать все одобренное настоятелями, хотя бы то было и не по желанию. И к сему может быть приложено обвинение в неверии, потому что Господь сказал: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук.12, 40). Ибо, явно, Себе предоставляет распределять время жизни. Вопрос 102. Оставляющего братство по какой бы то ни было причине, надобно, или не надобно удерживать увещанием? И если надобно, то как? Ответ. Поелику Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6, 37), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9, 12): и в другом месте: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Матф.18,12.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010