3. Видишь ли, что начало зла от нас? " Они " , - говорит, вначале " не пребыли " ; следовательно, нерадение от нас, а всё доброе, т.е. все благодеяния - от Бога. Здесь (Бог) как бы представляет оправдание, приводя и самую причину, почему Он оставил их. " Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом " (Евр. 8:10). Это говорит он о новом завете, после того как сказал: " не такой завет, какой Я заключил " . И какое другое различие между ними, если не это? Если же кто-нибудь скажет, что этим выражается не отличие (нового завета), а то, что он дан в сердца их, что здесь показывается различие не заповедей, а способов их сообщения, - завет будет, говорить, уже не на письме, а на сердцах, - тот пусть докажет, что это когда-нибудь было у иудеев. Нельзя доказать этого: и по возвращении их из Вавилона завет дан был им опять письменный. Апостолы же, как я могу доказать, ничего не приняли на письме, но всё приняли в сердца Духом Святым. Потому Христос и сказал им: " Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне " (Иоан. 15:26). " И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более " (Евр. 8:11-12). Вот и другой признак: " от малого " , - говорит, - " до большого, будут знать Меня " , и не будут говорить: " познай Господа " . Когда же это сбылось, если не ныне? Наше (учение) известно, а их не известно, но заключено в углу. С другой стороны, вещь называется новою тогда, когда она вторая (после первой) и содержит в себе что-нибудь более в сравнении со старою. Также новою называется и та вещь, от которой что-нибудь одно отделено, а другое нет. Например: если бы кто-нибудь в старом доме, готовом разрушиться, оставив всё, разобрал основание, то мы говорим, что он сделал его новым, вынув одно и вставив другое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1615...

3) Клялись именем Божьим ветхозаветные святые и народ Израильский: Быт. 21:23–24; 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . 4) Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божьим у христиан: Иса. 45:23; 65:15–16. 5) Клятву именем Божьим употребил Христос: Мф. 26:63–64, ее употреблял ап. Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23  и придавали ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божьим и Ангелы От. 10:5–6. 6) Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . 7) Христос запрещает клятву ложную, – не именем Божьим, а различными предметами: Мф. 5:34–37; 23:16–22, как и ап. Иаков: 5:12. 8) Форма присяги перед Евателием и св. Крестом, взята из св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 29:37 ; как и обычай подымать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; От. 10:5–6. О позволительности войны и противлении злу «Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему... И пошли войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею» ( Числ. 31:1–7 ). «Если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям» ( Иоан. 18:35–36 ). «Начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ). Что может быть ужаснее войны, когда люди, забыв, что все они братья и дети Божьи, забыв все человеческие и божеские законы, с яростью большей, чем у самых диких зверей, бросаются со смертоносным оружием в руках для истребления друг друга? Безжалостно опустошаются цветущие поля и плодородные нивы, предаются огню деревни, села и города, беспощадно убиваются не только взрослые мужи, но дряхлые старики, беззащитные женщины и невинные дети, и льется, потоками льется, человеческая кровь. И сколько вдов и сирот остаются беспомощными на всю жизнь, сколько прежде крепких людей превращаются в жалких калек, в живые трупы, сколько отцов и матерей, братьев и сестер, детей и друзей оплакивают своих близких, унесенных войной! Все ужасаются войны, все ненавидят ее, все проклинают этот ужаснейший бич человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

7. Но чтобы кто по простоте или и из хитрости не предположил, будто бы Христос равночестен праведным людям, потому что Сам говорит: «восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему» ( Ин. 20:17 ), всего лучше наперед объяснить, что, хотя имя Отца одно, но сила значения сего имени различна. И зная, что «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лук. 2:49 ) и «Отцу вашему» Не говорит: ко Отцу нашему, но разделяет и именует сперва Отца Своего: «ко Отцу Моему», т. е. ко отцу по естеству, потом присовокупляет: «и Отцу вашему», т. е. Отцу по присвоению. Ибо хотя преимущественно сподобились мы говорить в молитвах: «Отце наш, Сущий на небесех» ( Мф. 6, 9 ), но это – даяние человеколюбия. Не как по естеству родившиеся от небесного Отца, именуем Его Отцем, но сподоблены говорить сие неизреченным человеколюбием, как благодатию Отчею чрез Сына и Святого Духа приведенные из рабства в сыноположение. 8. Если же кто хочет дознать, в каком смысле именуем мы Бога Отцем, то пусть послушает превосходного наставника Моисея, который говорит: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя» ( Втор. 3:26 ); и еще пророка Исаию: «но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Благодать пророчественная весьма ясно изобразила, что именуем Бога Отцем не по естеству, но по благодати Божией и по присвоению. 9. А чтобы точнее узнать нам, что в Божественных Писаниях именуется отцем не один непременно отец по естеству, послушай, что говорит Павел: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Павел же был отцем коринфян не потому, что родил их по плоти, но потому, что научил и возродил их духовно. Послушай и Иова, который говорит: «отцом я был для нищих» ( Иов. 29:16 ). Он наименовал себя отцом не в том смысле, что всех родил, но в том, что имел о них попечение. И Сам Единородный Сын Божий, во время крестного страдания пригвожденный плотию к древу, увидев Марию, матерь Свою по плоти, и возлюбленнейшего из учеников, Иоанна, сказал ученику: «се, Мати твоя», а Марии: «се сын Твой» ( Иоан. 19, 26. 27 ), поучая тем должной любви, а косвенным образом разрешая и сказанное у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лук. 2:33 ), за что хватаются еретики, говоря, что Христос родился от мужа и жены. Ибо как Мария – матерь Иоанну по любви, а не по тому, что родила его, так и Иосиф назван отцом Христу не за то, что родил Его (ибо, по словам Евангелия, «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сын Своего первенца» ( Мф. 1:25 ), но за попечительность при воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

9) На чем основывают христиане возможность и обязательность молитв и милостыни за умерших? 9) Прежде всего новозаветная Церковь основывает свои молитвы и милостыни за умерших на приведенных примерах, бывших в Церкви ветхозаветной. Если подзаконные люди, ожидавшие своего Избавителя, молились об умерших, то мы, христиане, искупленные Христом и живущие уже «не под законом, а под благодатью» ( Рим. 6:14 ), имеем еще большее дерзновение в этой молитве, ибо мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи» ( Рим. 8:15–16 ). Сам Христос обещал нам: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Иоан. 14:13–14 ). Вот на чем основана у христиан вера в возможность молитв за умерших! Обязательность же для верующих молиться за умерших основана на том, что христиане должны «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), ибо тот только христианин и «дитя Божье», кто любит братьев своих ( 1Иоан. 3:10 ), а так как умершие живы душами, ибо «у Бога все живы» ( Лк. 20:38 ), то все христиане должны любить умерших и молиться о них, ибо христианская любовь «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ). 10) За всех ли умерших можно молиться? 10) Молиться можно и должно за всех умерших, но только скончавшихся в вере Христовой. Нельзя же молиться за умерших «в грехе к смерти», т. е. за сознательно и произвольно грешивших до самой смерти и не считавших грехи грехами, – за хуливших св. Духа, за не признававших святыней Кровь Завета, т. е. отвергавших догмат искупления, и за совершивших в здравом уме самоубийство, как за людей, восставших против Начальника жизни (Канонич. ответы Тимофея, еп. Александрийского: вопрос 14–й). «Если кто любит брата своего, совершающего грех не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Иоан. 5:16 ). «Всякий грех и хула, говорит Спаситель простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32). «Если мы, учит ап. Павел, получив познание, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Продолжая, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. V:25-26). Он не говорит еще о втором воскресении, т. е. о воскресении тел, но говорит о первом, которое совершается ныне, чтобы отличить именно последнее. Он употребляет выражение: «Наступает время, и настало уже», но это — воскресение не тел, а душ. Ибо и души имеют свою смерть в нечестии и грехах; они мертвы этой смертью. Это о них тот же Господь говорит: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. VIII:22), т. е. чтобы мертвые в душе погребали мертвых телом. Итак, имея в виду этих мертвых в душе нечестием и неправдой, Он говорит: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут». Сказал «услышавши», т. е. послушавшись, уверовав и пребывши непоколебимыми до конца. На этот раз Он не сделал никакого различия между добрыми и злыми. Ибо для всех благо услышать Его голос и ожить, переходя к жизни благочестия от смерти нечестия Об этой смерти говорит апостол Павел: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (II Кор. V:14-15). Итак, умерли все, не исключая никого, во грехах, первородных ли то, или добавленных волей, по неведению или сознательно, или по неисполнению того, что требуется справедливостью; и за всех этих мертвых умер один живой, т. е. не имеющий никакого греха, чтобы получившие жизнь через отпущение грехов жили уже не для себя, но для Того, Кто умер за всех по причине грехов наших и воскрес ради оправдания нашего, чтобы, веруя в Него, оправдывающего нечестивого, мы, оправдавшись от нечестия, как бы ожившие от смерти, могли участвовать в первом воскресении, которое совершается ныне. В этом первом воскресении участвуют только те, которые имеют быть блаженными вечно; во втором же, последующем за этим, по словам Его, будут участвовать и блаженные, и несчастные. Первое — дело милосердия, второе — суда. Потому-то в псалме и написано: «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс. 100:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

“Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий… Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная” (I Иоан. 5:4–5, 19–20). Аминь. Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий) 15/28 августа 1932 г. День Успения Божией Матери О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) За последние годы издано огромное количество святоотеческой литературы, которая с предельной точностью и глубиной выражает догматическое и нравственно-аскетическое учение Православной Церкви. Но в этом духовном изобилии практически полностью отсутствуют творения святых отцов, посвященные проблемам внешнего церковного устройства, положению Церкви в государстве и обществе. Предлагаемая вашему вниманию работа святителя Игнатия (Брянчанинова), должна восполнить этот досадный пробел. Большинство вопросов, поднятых владыкой Игнатием во второй половине прошлого столетия, не утратили своей актуальности и в наши дни, а некоторые из них звучат сейчас еще более остро. Действия, существенно нужные для Российской Церкви Дух времени таков и отступление от Православно-христианской веры начало распространяться в сильно, безнравственность так всеобща и так укоренилась, что возвращение к христианству представляется невозможным: “Е сли мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи” (Евр. 10:26), — сказал Апостол Иудеям, принявшим христианство и от потом от него отпавшим. …. При всех возникавших в Церкви затруднительных вопросах веры и нравственности, начиная со времен Апостольских, Церковь для разрешения их постоянно созывала Соборы: на соборах рассматривались недоумения и поверялось состояние Церкви . По настоящему затруднительному положению Всероссийской Церкви созвание Собора сделалось решительной необходимостью. Вместе с этим созвание Собора, по духу времени, невозможно без известного приготовления к столько святому начинанию. Необходим Собор правильный, на всех правах прежних Соборов, а Собор самочинный, руководствующийся не правилами Церкви, только повредит делу, еще более поколеблет Церковь Всероссийскую, положение Ее сделает еще более запутанным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

   Вопрос 24. Что такое укоризна?    Ответ. Всякое слово, сказанное с расположением обесчестить, есть укоризна, хотя бы слово само по себе и не казалось обидным. И сие видно из евангелия, в котором сказано об иудеях: «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его» ( Иоан.9, 28 ).    Вопрос 25. Что такое клевета?    Ответ. Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в том, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает «не сообщаться» с таковым ( 1Кор. 5, 11 ), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла... берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4, 14–15 ). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду.    Вопрос 26. Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие; чего тот достоин? Ответ. Оба достойны отлучения. Ибо сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс.100, 5 )    Вопрос 27. А если будет говорить худо о настоятеле; как поступить с ним? Ответ. Суд на сие ясно виден в гневе Божием на Мариам, когда говорила она худо о Моисее. Греха ее Бог не оставил ненаказанным, хотя молился за нее сам Моисей ( Чис.12 ).    Вопрос 28. Если кто отвечает другому дерзким голосом и дерзкими словами, а, когда напомнят ему о сем, скажет: «у меня нет ничего худого в сердце»; то должно ли ему верить? Ответ. Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и самому страждущему. Посему как в рассуждении тела знающие имеют некоторые признаки недугов сокровенных и неощутительных страждущему; так и в рассуждении души, хотя грешник не чувствует собственного недуга, должно верить Господу, Который ему и тем, кто с ним, утвердительно сказал, что «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» ( Лук. 6, 45 ); потому что, хотя злой человек не редко притворно говорит или делает нечто доброе, но доброму невозможно притворяться в чем-нибудь худом. Ибо сказано: «пекитесь о добром» не только пред Господом, но и «перед всеми человеками» ( Рим. 12, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

а. “ Господь, кого любит, того наказывает ” (Евр. 12:6 ). Иов: “ Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! ” (Иов.1:21). Подумай, христианин, об этих словах, если терпишь потерю! b. “ Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил ” (1Кор. 10:13 ). Размысли об этом, христианин, если скорби, несчастья, болезни отягчают тебя! с. “ Раб не больше господина своего ” (Иоан. 15:20 ). Помни это, христианин, если ты подвергаешься оскорблениям, преследованиям, клевете! d. “ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ” (Мф. 5:12 ). “Аще со Христом страждем, с Ним и прославимся” (Рим. 8:17). Незабывай этого, христианин! После терпеливо перенесенных страданий следуют небесные радости! б) Мы смягчаем и уменьшаем меру страданий , если внимательно обдумаем, взвесим и верим: а. Что страдания служат для нас праведным наказанием или спасительным исправлением . b. Что Иисус Христос предшествует нам в страданиях. с. Что Иисус Христос имеет к нам сострадание . Всякое сострадание утешает и облегчает, в особенности сострадание Спасителя. d. Что страдания, перенесенные с терпением, ведут к небу . Явление странное, но оно нередко повторяется и между нами “ И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их ” (ст.34). Иисус Христос исцеляет двух бесноватых, весьма свирепых , изгнав из них бесов. И вот “ весь город вышел навстречу Иисусу ” — не для благодарности, что Он исцелил бесноватых, не давших покою всей стране (ср. выше Лук. 8:26–29), не для выражения благоговейных чувств перед великим Чудотворцем, но с просьбой, “ чтобы Он отошел от пределов их .” 1. Как объяснить поступок Гергесян? а) Святой Лука, повествуя об этом чуде , замечает, что они потому молили Господа удалиться от них, “ потому что они объяты были великим страхом ” (8:37 ). Действительно, где являются Божьи величие и сила, там человек не может не ощущать страха в сердце. Но этот страх бывает двух родов: один приятен и угоден Богу (Притч. 1:7 ); другой неприятен и недостоин Бога (Псал. 13:5 ); первый происходит в сердце человека от глубокого сознания его недостоинства перед Богом и есть плод веры; второй — происходит от малодушия (Причт. 28:1 ) и есть следствие неверия; пример первого представляет Апостол Петр. (Лук. 5:8 ), пример второго — жители Гергесинской страны.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

а) не необходимо, чтобы приписываемое различным лицам приписывалось им совершенно по одной и той же причине. Дух Святой называется Духом Отца как потому, что единосущен Ему и неразделен от Него, так вместе с тем, может быть, и потому, что от Него происходит: ибо об этом ясно говорит Писание ( Иоан. 15:26 ); Духом же Сына называется только потому, что единосущен Ему и никогда от Него неразделен, всегда в Нем пребывает, – а чтобы назывался и потому, будто от Него происходит, для этого основания нигде не найдешь в Слове Божьем. И древние учителя Церкви единомысленно при­нимали, что Духом Сына, как и Отца, Дух Святой называет­ся именно по единосущию с Ними, 768 и вслед за тем, хотя нередко называли Его нечуждым Сыну, собственным Сыну, Духом Сына, но исхождение Его от Сына в тоже время отри­цали. 769 Надобно присовокупить, что – б) в представленных словах Апостола речь вовсе не о вечной Ипостаси Святого Духа, а о благодатных дарах Его, ниспосылаемых в сердца верующих, о том духе сыноположения и любви, духе свободы и непостыдного дерзновения перед Богом, которым исполнены все рожденные от Него, и о котором сказал Апостол: не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” ( Рим. 8:15 ). В этом смысле пони­маемый дух очень естественно называется Духом Сына, потому что все духовные дары приобретены для нас бесконечными за­слугами Сына, и Им же ниспосылаются в сердца наши. 770 5) Из слов Апостола к Римлянам: вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим. 8:9 ). Но Духом Христовым называется Святой Дух и потому же, почему называется Духом Сына, т.е. как Ему единосущный, 771 и потому, что есть тот самый Дух, который постоянно почивал на Христе и исполнял Его, как нашего Искупителя ( Ис. 11:2,3 ), и наконец потому, что ниспосылается на нас ради заслуг Христовых. 772 Кроме того, если приведенные слова Апостола рассматривать в целом составе речи, их можно по­нимать так: “вы живете не плотской, греховной жизнью, но духовной, святой, потому что в вас обитает Дух Божий. А кто не живет духовно, кто не имеет в себе Духа Христова, т.е. не питает в себе тех же святых мыслей и чувствований, какие были во Христе, того я не считаю и Христианином”. Ибо выражение Дух Христов в первом стихе той же главы заменяется у Апостола одним словом дух в противополож­ность плоти а выражение иметь Духа Христова соответствует другому: быть во Христе (8:1), иметь Христа в себе (10). Следовательно, здесь нельзя предполагать и малейшего намека на вечное исхождение Святого Духа от Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

б) Научаемся вместе, что наша любовь к Богу и наше Богопочтение должны быть: аа) искреннейшие, духовные: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, сказал Спаситель ( Иоан. 4:24 ); всякое внешнее Богопочтение может иметь свою цену только тогда, когда оно есть выражение внутреннего: в противном случае неприятно Богу ( Ис. 1:11–15 ), – и истинная жертва Богу – дух сокрушенный, по слову Пророка ( Пс. 50:19 ); бб) высочайшие и полнейшие: потому что Бог бесконечно превосходит совершенствами своими все другие существа, к каким только мы можем питать почтение и любовь; и следовательно, если кого, то Его, по преимуществу, мы должны любить и почитать Господа Бога … всем сердцем …, и всей душой …, и всем разумением своим, и всей крепостью своею ( Марк. 12:30 ); вв) глубочайше благоговейные: если и Серафимы, окружающие на небесах престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: свят, свят, свят, Господь Саваоф ( Ис. 6:2–3 ); то с каким же благоговейным трепетом должны слу­жить Ему мы, низшие и слабейшие из всех Его духовных созданий ( Пс. 2:11 )? в) Научаемся прославлять Бога сердцем и устами, мыслями и всей своей жизнью, памятуя слова Псалмопевца: Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь… ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов ( Пс. 95:7,4; 144:3 ), и слова Спасителя: так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Матф. 5:16 ). г) Научаемся, наконец, стремиться к Богу, как нашему высочайшему благу, и в Нем одном искать для себя полного успокоения, повторяя вместе с Давидом: кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек ( Пс. 72:25–26 ). Как ни глубока жажда нашего ума, ищущего истины, но Бог есть высочайшая Истина; как ни пламенно влечение воли нашей к добру, но Бог есть совершеннейшее Добро; как ни ненасытна любовь нашего сердца к счастью и блаженству, но Бог есть высочайшее и нескончаемое Блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010