Деян.4:13 .  Видя смелость Петра и Иоан­на и при­метив, что они люди некнижные и про­стые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; «Смелость Петра и Иоанна», которые из положения обвиняемых перешли в положение основательных обвинителей полного состава Синедриона, приобретала силу в их известной всем некнижности и простоте и вызывала понятное удивление и смущение. «Возможно быть и некнижным и непростым, и простым и некнижным, но тут совпадало и то и другое. Потому и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали» (Феофил.). Деян.4:14 .  видя же исцелен­ного человека, стоящего с ними, ничего не могли ска­за­ть вопреки. Признание в Апостолах постоянных спутников Иисуса уверяло всех, что эти люди действительно продолжали дело Учителя своего, столь ненавистное всему Синедриону, только что предавшему Господа на смерть. Это служило, по-видимому, к неизбежному осуждению Апостолов на ту же участь, путем обвинения в религиозном или политическом преступлении. Но присутствие при сем и самого исцеленного сковывало на сей раз всякую решимость Синедриона, который ничего не мог сказать вопреки представленному Апостолами истинному объяснению чуда. Каким образом попал в Синедрион исцеленный? Вероятно, по распоряжению самих властей, который надеялись вынудить у него отрицание чудесности исцеления, как некогда при исцелении Господом слепорожденного ( Иоан. 9 ). Но как тогда, так и теперь, Синедрион ошибся в расчетах и лишь усугубил свое посрамление и несправедливость. Деян.4:15 .  И, при­ка­за­в им выйти вон из синедриона, рас­суждали между собою, Деян.4:16 .  говоря: чтó нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, извест­но, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; Деян.4:17 .  но, чтобы более не раз­гласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об име­ни сем никому из людей. Деян.4:18 .  И, при­звав их, при­ка­за­ли им отнюдь не говорить и не учить о име­ни Иисуса. Решение, какое предпринимает Синедрион по делу Апостолов, представляет собою решение людей растерявшихся. Сами они говорят, что всем живущим в Иерусалиме известно явное чудо Апостолов, и в то же время делают распоряжение, чтобы оно не разглашалось в народе. Впрочем, мысль решения, по-видимому, направлена более на характер объяснения чуда, нежели на самое чудо, как факт, запрещать разглашение которого было уже поздно и наивно. Синедрион запрещает именно говорить об «имени» Иисуса, силою Которого Апостолы объясняли совершение чуда. «Какое безумие! – восклицает по сему поводу Златоуст, – зная, что Христос воскрес и имея в этом доказательство Его Божества, они надеялись своими кознями утаить славу Того, Кто не удержан был смертью . Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уже свойство злобы: она ни на что не смотрит, но везде бывает в замешательстве»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ...» ( Uoah. XIII, 34 ). «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» ( 1Uoah. III, 11 ). 16. Какое воздействие оказывает на душу и на жизнь эта заповеданная любовь Христова? Если свое духовное усилие мы должны направить к тому, чтобы уподобиться образу Божию, укореняя в себе добродетели, – именно любовь сообщает человеку долю свойства Божия. »Потому узнают все, что вы Мои ученики, если любовь будете иметь между собою« ( Uoah. XIII, 35 ). " Чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть ... и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божиею» ( Eфec. III, 18, 19 ). 17. Как же заповедано нам любить друг друга? Искренность любви к ближнему выражена второю заповедью Господа, которая подобна первой ( Mk. XII, 31 ). " Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною« ( 1Uoah. III, 18 ). 18. Возможно ли быть христианином, не имея в сердце заповеданной Богом любви? Невозможно : " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имию, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий» ( 1Kop. XIII, 1–3 ). 19. Как достигать и взращивать в себе Христову любовь? Сия любовь не есть безотчетное влечение, приходящее извне. Это есть внимательная внутренняя работа над своими побуждениями, духовное усилие во имя Бога. Цель ея – отклонять похоти души, избегать самолюбия. " Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства...» ( Кол. 3,14 ). 20. Как обрести любовь к ближнему? Если исполнять заповеди Божии в отношении ближняго, укореняется любовь к нему. «Нельзя спастись, как только через ближняго» (пр. Марк Подвижник ). Любовь к ближнему есть основание действенной любви к Богу. 21. Что значить – любить Бога и ближняго? Любить Бога значить любить Христа. Любить ближнего – это любить Христа в ближнем. Любовь к Богу заключается в исполнении всех Божиих запопедсн. Преуспеяние в этом начинается от удержания в душе страха Божия: «Страх Господень будет сокровищем твоим» ( Uc. XXXIII, 6 ). Любить Бога может только сердце очищенное, значит освященное Его благодатью, а «благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Иоан. 1, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мелхиседек без отца, без матери, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея, уподоблен Сыну Божию; пребывает же Мелхиседек Священник выну; поскольку пребывает выну им прообразованный Христос, безе матери по Божеству, без отца по человечеству; притом Ветхозаветные Священники приносили на жертву животных, но Мелхиседек принёс в дар Аврааму, отцу верующих, хлеб и вино для прообразования бескровной жертвы, Иисус Христом узаконится имевшей и во веки пребывающей. Впрочем не надобно искать в Священном Писании таинственного смысла, где оного нет; а где он есть, должно принимать его с благоговением: притом должно знать, что буквальный смысл предшествует в порядке, а таинственный преимуществует в достоинстве: на пр. в рассуждении порядка, Иона прежде был во чреве китове, нежели Иисус Христос во гробе, но преимущество достоинства Иисуса Христа пред Ионою несравненно величайшее. И так несравненно больше достоинства и силы в прообразованном нежели в прообразовании: на пр. Моисей прообразовал Иисуса Христа в рассуждении ходатайства, но Моисей ходатайствовал у Бога об одних токмо Израильтянах, а Христос ходатайствует о всём человеческом роде; Моисей ходатайствовал словами, а Христос ходатайствует заслугами и удовлетворением правосудию Божию за грехи всего мира. 4) К сложному, буквальному и таинственному смыслу Священного Писания отнести можно и нравоучение из текстов Священного Писания приспособляемое. Апостол Павел пишет: Всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, ко наказанию, ко утешению. ( 2Тим. 3:16–17 ; Рим. 15:4 ) Да будет нам в том для примера сей из Святого Евангелия текст: се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа; ( Иоан. 17:3 ) из сего текста Логическое предложение: познание триипостасного 14 Бога есть живот вечный, а из сего следующее нравоучение. 1) Учительное: блаженны люди, познавшие триипостасного Бога и поклоняющиеся Ему духом и истиною. 2) Обличительное: заблуждают убо те, кои по единому естественному Богопознанию думают получить живот вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

14) Изречение: «Аз есмь лоза» (Иоан. 15:1), и: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14:28), и: «созда Мя» (Притч. 8:22); и: «Аз... есмь червь, а не человек» (Псал. 21:7); также всё, что в Евангелиях и у пророков изрек о Себе Сын уничижительно, — сказано о теле, которое понес Он на Себе ради нас. А удобостраждущего сего тела, которое понес Сын на Себе для спасения вселенной, не приписываем мы Отцу. Ибо все создано Отцем чрез Сына; единый же Сын рожден от Отца. Почему Бог Слово «перворожден всея твари» (Кол. 1:15), и Он непреложный от Непреложного. Поэтому тело, которое ради нас понес на Себе Сын, есть тварь. 15) Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись по всему, даже и с Адамовыми немощами, кроме греха, чтобы чрез Него привести к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53:7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1 Тим. 2:5, 6), и в другом месте говорит: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор. 15:21, 22). 16) Все получило бытие и создано Самим Словом, но Слово не имеет начала бытия; получившим же начало бытия и созданным Писание именует человека, которого ради нас понесло на Себе Слово. Ибо Господь говорит: всякая розга, во Мне пребывая, приносит «плод» (Иоан. 15:4, 5). И в человеке, которого понес Он на Себе от Адамова рода, оживотворил Он сущих от Адамова рода. 17) Прими во внимание, что доныне никто не знал Сына Божия как Он есть, пока не явил Он нам Себя. Сына же человеческого, которого Он понес ради нас, мы знаем. О нем сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2); о Нем и Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7:56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» — Господне от Марии тело. 18) А что касается выражения: «Иисус преспеваше возрастом, и премудростию, и благодатию» (Лук. 2:52), то оно говорится о человеке, разумеемом в Спасителе; Он был некогда младенцем, преспевал возрастом, премудростию и благодатию; Он, «начиная, бе яко лет тридесять» , как повествует евангелист Лука (Лук. 3:23). Тело же, допускающее преуспеяние и возраст, есть тварь и создание. Иисус Христос, разумеемый в Спасителе человек, приемлет преуспеяние возраста, бывает некогда младенцем, а потом мужем, «начиная яко лет тридесять», как говорит Лука. Итак, приемлющий возрастание человек Христос Иисус, Посланник и Святитель, верный Сотворшему Его, Он-то и есть допускающий преуспеяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

Обратим внимание на свойства, которыми обладал первый человек. Во-первых, Адам, подобно Богу, был существом свободным. Нет, это не та мнимая «свобода», о которой может заявить современный, связанный по рукам и ногам страстями и грехами человек. На фоне последующих родов Адам обладал истинной свободой. Никто и ничто не довлело над его волей, он ведал Истину и имел возможность беспрепятственно следовать ей.  Бог поселил первого человека в Раю и сделал Адаму предупреждение о смерти как следствии его возможного преслушания. « И заповедал Господь Бог человеку, говоря от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16,17). На основании этого Божьего определения мы можем сделать вывод о том, что Адам имел еще одно присущее Богу свойство — бессмертие. Возможно, Адам имел бессмертие как данность, а возможно, это следствие вкушения им плодов от древа жизни. Каково из этих суждений верно, не так важно, главное то, что Адам качеством бессмертия до грехопадения обладал . Если мы попробуем рассмотреть самое высокое качество Божие — Любовь, то увидим, что и это качество было спроецировано Богом на человека на максимально возможном уровне. Адам и Ева являются одной плотью во всех отношениях — и в физическом, так как Ева сотворена из плоти Адама, и в духовном по благословению Божиему: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Поэтому и любить своего ближнего, то есть Еву, Адам мог лишь как самого себя. До грехопадения других вариантов отношений между людьми просто не было. Можно отметить, что даже такое качество, как непознаваемость, было заложено Богом в свой прообраз. Апостол Павел свидетельствует о том следующими словами: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11) Тем не менее первозданный Адам не обладал всей полнотой божественных свойств, необходимых ему для обожения. Иначе вся история человечества закончилась бы еще там, в Раю, в шестой день Творения.  На первый взгляд, явным недостатком Адама, на который можно было бы обратить внимание, является то, что человек «плотян», а « Бог  есть дух» (Иоан. 4:24) Но данное несоответствие свойств могло быть «легко» устранено еще в Раю посредством боговоплощения через безгрешную Еву. Как мы знаем, Господь воплотился, но сделал это только через пять с лишним тысячелетий, через вторую Еву — Пречистую Деву Марию, когда « Слово стало плотию» (Иоан. 1:14). Подобная многовековая отсрочка может говорить о том, что причиной драматических событий, которым надлежало произойти с человеком в Раю, послужила не физиология праотцев, а отсутствие некоего иного качества, недостающего Адаму для его обожения.

http://bogoslov.ru/article/5824367

Так, терпя страдания и славословя Бога, отец Кирилл в 1968 году завершил " добрый подвиг " (1 Тим. 6, 12) и упокоился в Господе. Да будут с нами его молитвы. Аминь.                   Кутлумуш - Карея (тропы)     Красным Кутлумуш - Карея (тропы), зеленым - поворот на Ивирон Кутлумуш - 187 Комментарии Всего комментариев: 71 2020/06/29, 12:45:12 Дорогие братья святой горы Афон, прошу Ваших молитв об исцелении позвоночника моего ребенка, о моем исцелении по жен.части и перелома руки, о покупке хор.жилья. Ангелина 2020/02/26, 21:06:36 Царице Небесная Благослови Николая Виктора Инкогнито 2020/01/21, 14:03:39 Дорогие братья святой горы Афон, прошу Ваших молитв об исцелении позвоночника моего ребенка, об исцелении Р.Б.Парисы от онкологии, о продаже квартиры. Аминь. Ангелина 2019/08/22, 11:26:07 Иоан Креститель помолись пожалуйста , что б Господь мне р.Б.Елене помог излечиться от печали. Во имя Отца и Сына и Святага Духа. Аминь. р.Б.Елена 2019/08/16, 15:17:03 Дорогие братья святой горы Афон, прошу Ваших молитв об исцелении позвоночника моего ребенка, об исцелении Р.Б.Парисы от онкологии, о продаже квартиры. Ангелина 2019/07/28, 11:41:31 дорогие Отцы и братья прошу ваших молитв о здр романа 2019/05/20, 22:24:19 Прошу пожалуйста, помолитесь, о р.Б Татьяне о прощении грехов забытых, неосознанных, новых, об укреплении веры, вразумлении.Благодарна вам! Татьяна 2019/04/13, 13:59:42 Дорогие братья святой горы Афон, прошу Ваших молитв об исцелении позвоночника моего ребенка, об исцелении Р.Б.Парисы от онкологии, о моем исцелении по жен.части, сердечной недостаточности. Ангелина 2019/01/11, 14:24:47 Дорогие отцы и братья , очень прошу ваших молитв об исцелении моего ребенка. Аминь. Ангелина 2018/12/20, 03:10:50 Дорогие отцы,братия и сестры!Прошу святых молитв о заступлении и помощи от колдовства.Р.Б.Ирина в своем озлоблении сделала что-то очень плохое на меня у колдуна.Низкий всем поклон,воздохните о мне грешней.Аминь. Людмила 2018/12/19, 08:17:52 Дорогие Отцы.Прошу благословите землю век века на добро.Чтоб люди добрые.Рома.

http://isihazm.ru/1/?id=505&c_pid=1

   Поелику Они едино, и Божество одно и то же, то кроме наименования «Отец», то же самое сказуется о Сыне, что сказуется об Отце; так например, Сын именуется Богом: «и Бог бе Слово» (Ин. 1:1), — Вседержителем: «сия глаголет... Иже бе, и сый, и грядый, Вседержитель» (Апок. 1:8), — Господом: «един Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6). Говорится, что Сын есть свет: «Аз есмь свет» (Иоан. 8:12), изглаждает грехи: «но да увесте», сказано, «яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи» (Лук. 5:24). А найдешь и многое иное. Ибо Сам Сын говорит: «вся, елика имать Отец, Моя суть» (Иоан. 16:15), и опять: «Моя... Твоя суть» (Иоан. 17:10).    5) Кто слышит, что свойственное Отцу сказуется о Сыне, тот и чрез сие узрит Отца в Сыне, узрит же и Сына в Отце, когда сказумое о Сыне сказуется также и об Отце. Почему же о Сыне сказуется свойственное Отцу? Не потому ли, что Сын есть Отчее рождение? Почему же свойствейное Сыну принадлежит Отцу? Не потому ли, что Сын есть собственное рождение Отчей сущности? Будучи же собственным рождением Отчей сущности, Сын справедливо именует Своим принадлежащее Отцу.    Посему прилично и согласно со сказанным: «Аз и Отец едино есма», присовокупил: «да разумеете, яко Аз во Отце, и Отец во Мне», а прежде сего сказал еще: «видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14:9). И в этих трех изречениях один и тот же смысл. Таким образом, кто уразумел, что Сын и Отец едино суть, тот знает, что Сын в Отце, и Отец в Сыне, потому что Божество Сына есть Божество и Отца, и оно то же в Сыне. И кто постиг сие, тот верует, что «видевый Сына виде Отца», потому что в Сыне созерцается Божество Отца.    Это же ближе иной может усмотреть в подобии царского изображения, потому что в изображении есть вид и образ царя, а в царе есть вид представленного в изображении, представленное в изображении подобие царя неотлично от него, почему, кто смотрит на изображение, тот видит в нем царя, и наоборот, кто смотрит на царя, тот узнает, что он представлен в изображении. А по сему безразличию подобия, желающему после изображения видеть царя изображение может сказать: «Я и царь — одно и то же, я в нем, и он во мне. Что видишь во мне, то усмотришь и в нем, и что видел ты в нем, то усмотришь во мне». Почему кто поклоняется изображению, тот поклоняется в нем царю, потому что изображение есть его образ и вид. Так, поелику Сын есть образ Отца, то необходимо представлять себе, что Божество Отца и свойственное Ему есть бытие Сына. Это — то и значит: «Иже, во образе Божии сый, и Отец во Мне» (Флп. 2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

1Ин.4:15 .   Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 1Ин.4:16 . И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Это относится к сказанному немного выше (ст. 2): всякий дух, который исповедует Господа Иисуса, пришедшего во плоти. Апостол достаточно доказал, что верующие суть дети Божии и что Бог в них пребывает; а доказал это любовью друг к другу, потому что дан им Дух Святый. После сего и возвращается к упомянутой речи и говорит: кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том Бог пребывает, потому что, как выше сказано, всякий дух, исповедающий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Этими словами апостол выражает и другую истину, что те, которые так исповедуют и имеют в себе пребывающего Духа, то есть Бога, и сами пребывают в Боге. Каким образом? Чрез любовь друг к другу. А вспомнив о любви, он повторяет все высказанное им о любви, для того, чтобы более утвердить учение о любви. 1Ин.4:17 .   Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 1Ин.4:18 . В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Бог есть свет, и святые Его, по изречению Евангелия ( Матф. 5,14 ), суть свет мира и чужды страха мучения, потому что исполнены любовью к Богу. Хочу, говорит апостол, чтобы вы усовершились в любви так, чтобы в день суда нам иметь дерзновение пред Богом, потому что и Он есть Судия, по собственному Его изречению: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Иоан. 5,22 ). И что наше дерзновение будет пред Богом вочеловечившимся, апостол выразил в следующих словах: «поступаем в мире сем, как Он», то есть когда уже доказали, что Бог в нас и мы в Нем, то мы сами себе свидетели о совершенстве любви. Как Он в мире был непорочен и чист, почему и говорил: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Иоан. 14,30 ); так и мы будем в Боге и Бог в нас. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно, «всегда нося в теле своем мертвость Его» ( 2Кор. 4,10 ). Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха. Ибо, достигши добрыми делами совершенства в любви, будем далеки от страха. В подтверждение сего и прибавляет: совершенная любовь изгоняет страх. Какой же страх? Сам он говорит, что страх мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2) Св. евангелист Марк начинает свое Евангелие словами: зачало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (1, 1), и потом, повествуя о крещении Спасителя, говорит: и абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Духа, яко голубя, сходяща нань: и глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о немже благоволих (- 10. 11). 3) Св. евангелист Лука приводит пророчественные слова ангела к Захарии о имевшем родиться сыне его Иоанне, предтече Спасителя: и многих от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их: и той предыдет пред ним духом и силою Илииною (1, 16. 17). 4) Св. Иоанн Богослов начинает свое Евангелие словами: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 1–3 ). Т. е. прямо называет Слово Богом, представляет Его существующим от начала или от вечности, отличным от Отца и сотворившим все существующее. Далее пишет: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины… яко закон Моисеом дан бысть; благодать же и истина Иисус Христом бысть (- 14. 17). Т. е. свидетельствует, что это Слово есть именно единородный Сын Бога Отца, что Оно воплотилось и есть не кто другой, как Иисус Христос. Еще далее: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (- 18). Т. е. показывает, что Иисус Христос есть единородный Сын в смысле собственном, как существующий в самом лоне Отца. А оканчивая свое Евангелие, делает замечание, что и целию его писания было – доказать Божество Иисуса Христа: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его (- 20, 31). Тот же Апостол в начале первого послания своего называет Христа Спасителя словом животным ( 1Иоан. 1, 1 ), и животом вечным, иже бе у Отца и явися нам (- 2), а в заключение послания говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго: и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (- 5, 20), именуя здесь истинным Сыном Божиим и истинным Богом Того, кого прежде назвал животом вечным. Наконец, в Апокалипсисе неоднократно приводит слова являвшегося ему Спасителя: Аз есмь алфа и омега, начало и конец,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

15 Представляют ли старообрядцы одно тело нашей Главы-Христа, связанное и совокупленное союзом духа? Конечно, нет, потому что они разделились на множество сект, враждующих между собою, а потому и не представляют одного тела, связанного и совокупленного, чего, впрочем, в расколе и быть не может. На слова ап. Павла: «тшащеся блюсти единение духа в союзе мира». ( Еф. 4:3 ). св. Златоуст даёт такое объяснение: «его нет там, где вражда и разделение». (т. XI, Еф. б. 9, стр. 86). «Если между членами (церкви) нет единомыслия, говорит св. Василий Вел., не сохраняется союз мира, не соблюдается кротость в духе, находятся же разделение, распря и зависть: то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми, или сказать, – »что они под управлением Христовым«. (О суде, ч. 5, стр. 9, – Озер. 236). «Находящиеся в разделении не составляют церкви», говорит Феофилакт (1 Кор. гл. I, стр. 167). А так как между нашими старообрядцами существует вражда и разделение, как и между описанными св. отцом раздорниками, то поэтому назвать их членами Христовыми и признать, что они находятся под управлением Христа, никак нельзя. Затем нужно обратить внимание на то, что, если Христос есть Глава единой церкви («Христос глава церкви». ( Еф. 5:23 ; Кол. 1:18 ); «да и тии в нас едино будут» ( Иоан. 16:21–2 ; Иоан. 10:16 ), а старообрядческих церквей много, то, спрашивается, которой из них Он есть глава, если все они называют себя церковью Божией и Христовой? Ни которой, потому что, по словам св. Игнатия «идеже разделение мысли и гнев, и ненависть, там Бог не пребывает. Всем убо кающимся оставляет Бог, аще стекутся в единство Христово и к собору епископскому». (Фил. л. 23, Оз 101). Если Бог с раздорниками не пребывает, а наши староб-цы есть раздорники, расколовшиеся и между собой, то как же они могут назвать себя церковью единой и Божией? 16 «И так, читаем в синтагме М. Властаря , 14 пр. Неокесарийского собора говорит, хорепископы носят образ 70 апостолов, как и епископы образ 12, которым Господь, дунув на них, сказал: «примите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им», ( Иоан 20:22–23 ) и следующее; – они получим власть – раздавать благодать Св. Духа и другим, но сия власть не дана была семидесяти, как это видно из того, что повествует книга Деяний о Филиппе, одном из семи диаконов... ( Деян. 8:12–17 ). «Итак, хорепископы, восполняющие образ 70 апостолов, не рукополагали ни пресвитеров, ни диаконов, как не могущие преподавать благодать Духа. А почтены хорепископы, говорит правило, только тем, что могут приносить божественные дары, ради попечительного распределения бедным, собираемого в церковь ». (Сост. 6. гл.31, стр. 218–9; тоже у Зонара, в Кормч. толк. 14 пр. Неок. соб.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010