И именно а) показывая нравственный отношения диавола к людям Спаситель говорит, что как издревле диавол человекоубийца, так и теперь он εν αληθεια ουκ εςικεν – истины не держится, истине не следует; почему? потому что истины совсем нет в его расположениях, весь нравственный характер его сделался враждебным к истине. Здесь форме εςηχεν усвояем значение продолжающегося положения, продолжающегося образа действий потому, что такое значение она имеет постоянно и в общем и священном употреблении, наприм. Апок. 3:20 . Мат. 12:47. б) Во втором полустишии Спаситель с большею ясностью выражает сказанное в первом; если, поучает Он, диавол возвещает ложь: он говорит то, что ему свойственно говорить, так как он лжец. Присовокупляя к сему то, что у евангелиста αληθεια истина означает не одну теоретическую истину, а заключает в себе понятое о нравственной верности, равно ψεοςδος принимается за одно с нечестием ( Иоан. 1, 5. 3. 19 ), получаем из слов Спасителя такое понятие о действиях падшего духа: диавол делает только злое, так как он зло но нравственному своему характеру. Подобным обр. и при других случаях св. писание называет диавола πονηρον – злым (Мат. 13, 19. см. Мар. 4:15 . Еф. 6, 16. 11, 1 . Иоан. 2, 13. 14 ), εχθρον-врагом, сатаною (Мат. 13:39, Лук. 22:31 ); а духов падших πνενματικα τ. πονηριας – духами злобы ( Еф. 6:12 ), духами нечистыми ( Лук. 8:29 ), показывает в них нравственные свойства совсем противоположные свойствам добрых духов ( Иак. 3:14, 15 ). § 112. О действиях в отношении к человеку, на погибель души И откровение во все времена показывало в диаволе врага спасения нашего, и таким, по его свидетельству, он всегда является для человека. Моисей повествует, что по обольщению змея прародители преступили заповедь Божию; слова сего змия, наказание возвещенное ему ( Быт. 3:1, 4:14, 15 ), другие места писания (Ап. 12:9. 20. 2. Иоан. 8:44 ) показывают в эом змее духа – диавола. Давиду внушил сатана тщеславную мысль, да сочислит израиля (Цар. 21:1); ложных пророков возбуждал прорекать к погибели людей ( 3Цар. 22:21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    Flavii contra Apion. lib. I, §§ 25—35.    См. в Demonstr. Evangel. Гуеция стр. 96 и 100.    Diodor. Sicul. Bibl. lib. I.    См. выше примеч. 322.    Мы привели отнюдь не все места из книг ветхозаветных, указывающих на содержание Пятикнижия: таких мест чрезвычайно много, как можно видеть из параллельных таблиц в Библии.    Вот ещё некоторые места из Пятикнижия Моисеева, упоминаемые в Новом Завете: 1) Из книги Бытия: Матф. 19:4-5; Рим. 9:8; 1 Кор. С, 16; Евр. 4:4. 2) Из книги Исход: Матф. 5:38 сн. Исх. 21:23 и 24; Матф. 15:4 сн. Исх. 20:12; Лук. 2:23. 3) Из книги Левит: Иоан. 2:8 сн. 19, 18; 1 Петр. 1:16 сн. 19, 2; 2 Кор. 6:16, сн. 26, 11—12. 4) Из книги Числа: Иоан. 3:14 сн. 21, 8—9; 2 Петр. 2:16 сн. 22, 28; 1 Кор. 10:9 сн. 21, 5—6. 5) Из книги Второзакония: Матф. 4:7 сн. 6, 16; Иоан. 8:17 сн. 19, 15; Деян. 3:22, сн. 18, 15 и проч.    Сначала это были язычники, переселённые Салманассаром из разных стран Вавилона в грады Самарийские, на место сынов Израилевых, отведённых им в плен в Ассирию (4 Цар. 17:24). Потом они испросили себе от Ассирийского царя одного пленного Израильского священника, чтобы он научил их вере в истинного Бога, которую они, действительно, и приняли, не отставая впрочем, от своих прежних языческих суеверий (-26—31). Вследствие этого, при создании второго храма Иерусалимского, Самаряне уже выдавали себя Иудеям за их единоверцев. Наконец, со времени построения храма Самарийского на горе Гаризине, когда, вслед за Манассией, первым первосвященником при этом храме, переселились в Самарт и многие Иудеи, Самаряне, смешавшись с ними, совсем оставили своё древнее идолопоклонство, забыли своё языческое происхождение и начали постоянно выдавать себя за истых Израильтян блюстителей закона Моисеева во всей его чистоте. Доныне обитая в древнем Сихеме, они со всей строгостью держатся предписаний этого закона, думают приносить истинную службу Богу только на горе Гаризине и ожидают Мессии.    Ныне этот алфавит называется Самарянским, между тем как Пятикнижие собственно Иудеев нынешних, хотя содержит Еврейский текст, написано литерами Халдейскими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Он презирает все естественное, не признает законов природы ( Мф. 17, 20 ), говорит без уважения о семейном союзе ( Мф. 10, 35– 37 ; Мф. 19, 29 ; Мф. 11, 47– 50 ), Он требует полового воздержания ( Мф. 19, 11– 12 ), Он презирает мир и его блага ( Лук. 12, 15 ; Мф. 6, 25– 84 ; Иоан. 1, 15– 16 ; Лук. 16, 15 ); объявляет невозможным достигнуть вместе земного и небесного счастья ( Мф. 6, 19– 21 и 24; Иоан. 12, 25 ; Мф. 19, 28– 24 ) и потому требует добровольной нищеты ( Мф. 19, 21– 22 ; Лук., 12, 33; Мф. 6, 25 и 31– 38). Нигде и ни в каком отношении Христос не предписывает аскетизма, но лишь добровольное ограничение и наивозможнейшее сокращение потребностей, из чего ясно, что вместе со множеством потребностей и стремлений Он признает возрастающим недовольство. Он считает Свое время настолько поврежденным ( Мф. 23, 27 ; Мф. 16, 2– 3 ), что день суда должен быть близко, пред дверьми ( Мф. 24, 83– 34 ), а сущностью Его учения является то, чтобы страдания этой жизни терпеливо нести как свой крест в земной юдоли плача ( Мф. 10, 38 ) и следовать за Ним в достойном приготовлении и радостной надежде на блаженство будущей вечной жизни ( Мф. 10, 38, 39 ): «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Иоан. 16, 38 ). Искупление от мира через Христа, говорит Гартман, происходит через то, что все люди следуют Ему в презрении мира и в любви, в вере и надежде на загробную жизнь, а не через смерть Его с позже добавленным жидовствующим пониманием ее как очищающей примирительной жертвы, о чем Сам Христос, конечно, ничего не хотел бы знать». Сравнивая христианство с буддизмом, Гартман говорит далее следующее. «Хотя презрение мира в связи с трансцендентальною жизнью духа существовало уже и в Индии в эзотерическом учении буддизма, но, во-первых, оно было не известно западному миру, во-вторых, в самой Индии оно было доступно только тесному кружку безбрачных отшельников, и, в-третьих, скоро затерялось в эзотерической груде, так что его идее была заметна еще только в эксцентрических явлениях аскетов и кающихся; в-четвертых, при своем происхождении оно не нашло столь плодородной почвы, в-пятых, оно не обладало в достаточной мере космополитическим характером, идеею всеобщего человеческого братства в сыновстве Бога ( Мф. 28, 8 –9 ), и, в-шестых, наконец, что важнее всего, хотя оно знает вечное трансцендентное блаженство для окончательно искупленных от земного существования, но не знает индивидуального продолжения жизни; христианство же, которое обещает воскресение (плоти) и затем индивидуальную вечную жизнь в трансцендентном царстве Бога, через это гораздо прямее обращается к человеческому эгоизму и таким образом дает надежду, более одушевляющую для продолжения земной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Заключение. Пусть каждый испытает себя по этим трем признакам (Мат. 10:21–28). Не говори, что это слишком трудно. Молись (Иоан. 13:23). Два необходимых свойства крестоносца, желающего быть последователем Христовым « И возьми крест свой, и следуй за Мною .» Истинно, что в мире много страданий, символизируемых образом креста, и что христианин не может обойтись без них (Лук. 14:27; Деян. 14:22 ). Но несомненно также и то, что не всякий, несущий крест, есть христианский крестоносец. Страдания не составляют еще признака истинного христианина, потому что нечестивые также много мучаются (Псал. 31:10). Различие в том, страдает ли кто как человек, или как христианин (1 Пет. 4:16). Все зависит от того, почему и как страдают. 1. Он должен страдать ради Христа. Страдания ради Христа касаются: а) Исповедания истины о Христе и его учения. В мире истина подвергается ненависти, частью от его слепоты (Деян. 3:12), частью от его злобы (Гал. 3:1). б) Истинного благочестия. Если не сообразуются с духом мира (Быт. 49:6), отказываются от всяких его приманок, живут честно, богобоязненно, стараются иметь непорочную совесть. Таких людей мир не может переносить (Иоан. 15:19). в) В чем состоят эти страдания? Испытывают великие внутренние огорчения, борьбу со своим собственным сердцем. К этому присоединяются внешние страдания (Евр. 11:36–38). Крест становится неизбежным (Деян. 9:16; 2 Тим. 3:12 ). С первого же шага по стопам Господа начинают восходить на Голгофу. 2. Он должен страдать так, как страдал Христос. а) Невинно как Христос (1 Пет. 4:15). Не каждое страдание ради веры невинно. Тот крест не годится, который сами себе устроили, сами себя без нужды подвергли опасности и предались врагу спасения. Христос не заповедал ученикам объявлять войну миру, но сказал только: вы будете Мне свидетели. Кто геройски сам зажигает свой дом, тот заслуживает ли сострадания? Страдают подобно Христу только тогда, если не имеют никакой собственной вины, если поступают предусмотрительно и могут по совести сказать себе, что они страдают не напрасно (Иоан. 15:25).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

weha chet rabbim nasa). Пр. Даниил говорит, что Христос Владыка имел пострадать и умереть, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная (9:24). На основании столь ясных прообразований и пророчеств, при первом явлении Мессии говорил о Нем словами пр. Исаии Его Предтеча: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Иоан. 1:29 ) Выражение δ «Αμνος το Θεο указывает, что Иисус Христос есть Агнец, избранный Самим Богом, и, следовательно, не случайно имеет подвергнуться смерти, но по вечному определению Божию. Взять грех – αρεν μαρταν (соответственно еврейскому nasa avon или nasa chet – Лев. 17:16; 19:8. 17; 22:9 ; Числ. 14:33–34; 5:31 ; Ис. 53:12 ; Иез. 18:17–22 и др.) означает понести наказание за грехи (свои или чужие), принятъ на себя вину, снятъ с кого – либо вину понесением наказания за грех. По словам Предтечи, Иисус Христос, следовательно, есть такой Агнец, которому надлежит быть принесенным в жертву или понести наказание за грехи мира. В новом завете учение об искупительном значении смерти Иисуса Христа ясно выражено Им Самим, подробнее же раскрыто апостолами, особенно ап. Павлом. Иисус Христос не мог подробно раскрывать учение о спасительном значении Своей смерти во время Своей земной жизни, ибо даже ближайшие Его ученики не были способны вместить всего; тем не менее и во время земной жизни, как Просветитель мира, и в целях подготовления учеников к этому великому событию и вообще предотвращения соблазна креста ( Иоан. 14:29 ; 1Кор. 1:23 ), Он весьма часто указывал на Свою смерть, как на событие, предопределенное волею Отца и предсказанное пророками прежде, чем Сын пришел на землю ( Иоан. 18:11; 12:27; 10:18 ; Лук. 22:22 ), что Ему должно (δε) много пострадать и быть убиту ( Мф. 16:15–21 ), чтобы Своею неповинною смертью спасти мир. Яснее же открывается смысл учения Спасителя о значении Его смерти из рассмотрения важнейших свидетельств Его об этом. Так, когда уже приблизилось время Его крестных страданий и смерти, Он говорил Своим ученикам, спорившим о первенстве в царстве Мессии: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (λτρον τ πολλν – Мф. 20:28 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Кат. л 353 об.) Поэтому, спрашивается, как же возможно допустить, чтобы теперь не было таин, этих источников благодати, если без них люди не могут получить благодати Св. Духа, а без благодати не могут очиститься от грехов (см. выше). Ясно, что старообрядцы, проповедуя возможность быть и спасаться без таин, заблуждаются и утверждают нелепость. В 4-х потому, что если бы Бог отнял у людей за грехи тайны, то отнял бы все до одной, а не некоторые только потому, что, если без крещения нельзя наследовать царства небесного ( Иоан. 3:5 ), то его нельзя наследовать и без причащения ( Иоан. 6:53 ). В самом деле по разбитии крестильного корабля, чем его грешники восстановят (Б. Кат. л. 359 об.), т. е нагрешив после крещения, чем они эти грехи очистят, если у них нет епископа, без которого нет ни покаяния, ни причащения? Нет ничем. А между прочим, по писанию, как без крещения невозможно спастись, так и без причащения и без покаяния (Б. Кат. л. 356 об.; выше 73 прим.) «Друг друга, бо держатся божественные тайны: и якоже нераздельна Троица и тоя дары», говорит Симеон солун. (л. 102 об.) Значит, как Троица нераздельна, так и тайны крепко связаны друг другом, так что ни одна из них не может в церкви Христовой погибнуть. (см. выше 2 прим.). 78 «Того убо (нерадивого учителя) власть разорит (Христос), иного же достойна на учительстем столе посаждает». (Благов. Иоан. л. 38). «Радуйтесь цари Христовы, святые апостолы, говорит св. Ефрем Сир... Радуйтесь вы – соль земли, которая никогда не может обуять» (т. III, стр. 421). 79 Ничто не может столько производить разделений в церкви, говорит св. Злат, как любоначалие». (XI, Еф. б. II, стр. 102). 80 Из этой же IX главы видно, что эти слова сказаны Христом только 12 апостолам. «Учаше бо ученики Своя и глагодаша им», читаем в той же главе несколько выше ( Мк. 9:31 ). Ещё: «И прииде в Капернаум и в дому быв, вопрошаше их (т. е. учеников) ( Мк. 9:33 ). И ещё: «И сед пригласи обанадесяти и глагола им» ( Мк. 9:35 ). Далее Христос делает наставление о соблазнах, и в конце этого наставления говорит вышеприведённые слова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Но человек тогда силою Божией и по телу своему станет бессмертным, чтобы во веки уже или «иметь жительство на небесах» ( Фил. 3:20 ), или в аду, – чтобы наслаждаться или страдать. Сектантские места Св. Писания, приводимые ими в доказательство своего лжеучения о бессмертии души: Лев. 17:14 ; Втор. 12:23 ; Быт. 9:4–6 ; Числ. 11:6 ; 1Цар. 24:12 ; Псал. 55:7, 123:7 ; Иезек. 13:19–20; Числ. 23:10 ; Иов. 7:15 ; Втор. 27:25 ; Быт. 17:14 ; Исх. 22:12 ; Иис. Нав. 1:28 ; Лук. 16:22 ; Иоан. 11:14; 1 Фесал. 4:16; Иоан. 6:49 ; Екклез. 9:5,10; Псал. 145:3–4 ; Иов. 14:12 ; Даниил. 13:18; Евр. 4:12; 1 Фесал. 5:23. Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов-адвентистов. Православное учение: Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт. 1:20–24 и ст. 20–28. Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт. 2:7 ; Быт. 35:18 . Душа человека совершенно независимое и отличное от его тела начало: Еккл. 12:7 ; Исаии 38:12; Тов. 3:6 ; Мф. 10:28 ; Мк. 14:38 ; Иак. 2:26 ; 2Кор. 1:9 ; Прем. 15:11 ; Лев. 19:31, 20:6, 27 ; Втор. 18:10–12 . После смерти людей их души живут разумно сознательной жизнью и бодрствуют: Лук. 18:19–31, 9:28–31 ; Мф. 20:28 ; 1Петр. 3:18–20 ; Рим. 10:14 ; Откр. 4:10–11 ; Откр. 5:8–9 ; 2Петр. 1:15 ; Премудр. Солом. 3:2, 3–8; Екклез. 12:7. Только нечестивые думают, что нет души: Прем. 2:1–3 ; Прем. 16:13–14; 2 Маккав. 15:12; Мф. 17:3 ; Мк. 9:4 ; Псал. 30:6 ; Псал. 5:10 ; Деян. 2:31 . 3. О тысячелетнем царствовании христа и о втором его пришествии и кончин мира. Одним из главных лжеучений адвентизма является учение о скором пришествии на землю Иисуса Христа и о его тысячелетнем царствовании вместе со Своими святыми. Этим учением адвентисты увлекают не только слабых, а и крепких в вере, но простодушных людей. Нечего и говорить о штундобаптистах, которые почти целиком принимают этот пункт учения адвентистов о скором пришествии Христа и о Его тысячелетнем царстве. Сущность учения адвентистов о пришествии Христа и о Его тысячелетнем царствовании такова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

20:18-19; сн. Лук. 18:31-32). Что это предсказание есть истинное пророчество, доказательством тому служат:    а) его совершенная ясность, точность и определённость: Спаситель изрекал несколько раз (Матф. 12:40; 16, 21; 17, 22—23; Иоан. 10:17 и др.), и всегда выражал одно и то же;    б) оно касается таких подробностей события, которых никак нельзя было предугадать по естественным соображениям: Спаситель говорит не только о своей смерти, но и о том, что она последует именно в Иерусалиме, что Он предан будет не только первосвященникам и книжникам, но и язычникам, что тогда поругаются Ему, укорят Его и оплюют, и что, из всех видов смерти, Его ожидает именно смерть крестная;    в) вместе с такими, совершенно случайными обстоятельствами, Иисус Христос предрекает ещё одно; в строгом смысле, чудесное: это собственное Его воскресение, которого тем более нельзя было предвидеть ни по каким естественным соображениям;    г) наконец — то, что все эти подробности предсказания сбылись с величайшей точностью (Матф. гл. 26 и 27; Лук. гл. 23 и 24).    II. Пророчества касательно Апостолов одни относились к тому или другому из них, другие ко всем. Христос -    а) предсказал, что один из учеников Его предаст своего Учителя,— тогда как никто из них этого не знал,— и даже предуказал самого предателя (Матф. 16:21; Марк. -14:18; Лук. 22:21; Иоан. 13:21 и след.);    б) предсказал Апостолу Петру, в то время, как этот Апостол уверял Его в своей особенной приверженности к Нему, в своей готовности даже умереть с Ним и не оставлять Его, хотя бы все другие ученики оставили,— предсказал, что он — Пётр, несмотря на все свои уверения, отвергнется своего Учителя, отвергнется до трёх раз, отвергнется в ту же самую ночь и прежде, нежели возгласит алектор (Матф. 26:33-35; Марк. 14:-29-30; Лук. 22:33-34);    в) предсказал также Апостолу Петру его страдальческую кончину (Иоан. 21:18). Всем же Апостолам предрёк -    а) что они оставят своего Учителя, когда Он будет предан, и рассеются, яко овцы, не имеющие пастыря, хотя Апостолы старались уверить Его в противном (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Поэтому, долг каждого христианина возвысить голос истины и по возможности вразумить заблуждающихся. Отрицающие существование злых духов (адемонисты) большею частию, в оправдание своего заблуждения, указывают на следующие основания. 1) Они полагают, что во всех местах Св. Писания, где говорится о злых духах, нужно разуметь не личных духов, совершеннейших души человеческой, а олицетворенные представления страстей, пороков, болезней, грехов и наклонностей человеческих. – Но такое понимание произвольно, – оно не допускается уже теми разными наименованиями, которые прилагаются к падшим духам и совсем негодны для обозначения каких-нибудь олицетворенных представлений страстей, пороков и болезней. Таковы наименования, встречающиеся в слове Божием: человекоубийца искони (Иоан. VIII:44), искуситель (Мат. VI:3), сатана (Апок. XX:2, 7), князь мира (Иоан. XII:31), духи злобы (Еф. VI:12), бесы, ангелы диавола (Мат. XXV:41). Можно ли приложить со смыслом хотя одно какое-нибудь из этих названий к олицетворенному понятию какой-либо страсти, болезни или какого-нибудь порока? Отнюдь нет – без того, чтобы эти названия не сделались непонятными, смешными, не навлекли непроницаемый мрак на истинный смысл Св. Писания: этими названиями прямо и ясно обозначаются существа личные, разумные, свободные и могущественные. Еще более, чем наименования, препятствуют видеть в изображении злых духов олицетворенные представления страстей, пороков и болезней свойства, приписываемые этим существам. Злые духи представляются имеющими и знающими многое. Апостол Иаков говорит: бесы веруют и трепещут Бога (II, 19). Спасителя Иисуса Христа они нередко исповедовали Сыном Божием (Мат. 29); об апостолах говорили: сии человецы раби Бога вышнего суть, иже возвещают путь спасения (Деян. XVI:17). В книге Иова говорится, что диавол обтекает целую поднебесную, разведывая, что в ней делается (Иов. I:6, 7); и вообще часто они проникают в мысли людей, угадывают будущее, внают отдаленное. Главная черта ума их есть ненависть к истине, ложь, клевета; почему в Евангелии диавол называется отцом лжи (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Мало того; вера в истину Божию, ни мало не унижая вашего ума, возвысит вас нравственно. Ею вы достойно почтите Бога, как благодарные, верные Его творения, разумеющие всю силу Его, пекущейся об вас, любви, - все величие Его премудрости, с какою создал Он вас способными, при пособии веры, пребывая во плоти, проникать в тайны сокровенного для вас духовного мира, — все могущество Его власти над вами, как вашего Творца и Промыслителя, Искупителя и Освятителя, Судии и Мздовоздаятеля, по которой он может требовать от вас всего — от свободного покорения вашего ума Его премудрости до посвящения угождению Ему всего существа вашего, всей жизни вашей... И милосердый ваш Господь и Отец не оставит вас без воздаяния: Он откроет вам безвестная и тайная (Псал. 50, 8), утаеваемая от премудрых и разумных и открываемая младенцам (Мат. 11, 25); дарует вам то блаженство, о котором сказано: аще вы пребудете во словеси моем, воистину ученицы мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы (Иоан. 8, 31 32); дарует вам - блаженное упование - узреть некогда лицем к лицу то, что ныне видите, яко зерцалом в гадании (1 Кор. 13, 12), подобно тому, как обещал это Господь в дни земной жизни своей одному из первых своих последователей за его простую, детскую веру: зане рех ти: яко видех тя под смоковицею веруеши: больша сих узриши (Иоан. 1, 50), — дарует, то есть, вам и на земле истинное счастие, невозможное без прочных убеждений веры, и самую отрадную надежду на вечное блаженство в небесных обителях (Иоан. 14, 1). Как бы я желал вам, думает христианин, смотря на тех из своих несчастных собратий, которые, взявши свою судьбу на свою ответственность, губят жизнь свою и, как ведомые, ведутся своим развращенным своеволием по пути неправды к временным бедствиям и к вечной погибели, как бы я желал вам сохранить в себе на всю жизнь детское послушание!... Жалкие, думает он о них, как они не видят, что мысль о совершенной независимости в жизни есть только праздная игра или погрязшего в отвлечениях ума, или слишком разгоряченного воображения; что покорность воли законному руководству есть неизбежное условие всякого успеха в жизни умственной и нравственной; что истинное счастье во времени и надежду на вечное блаженство в дому Отца небесного можно стяжать только под условием управления своей воли волею властей, которым подчиняет нас закон Божий!...

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010