«И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом» ( Лук. 23:26 ); ( Матф. 27:31–32 ). Очевидно, что Иисус ослабел настолько, что под тяжестью массивного креста у Него подгибались колени, так что пришлось заставить другого нести крест. 45. Он будет распят с разбойниками Пророчество: «...за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был...» ( Ис. 53:12 ). Исполнение: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» ( Матф. 27:38 ); ( Мк. 15:27–28 ). «Распятие было неизвестно еврейскому уголовному праву, – отмечает Блинцлер. – Повешение на древе, которое закон Моисеев предусматривал для идолопоклонников и богохульников, побитых камнями, было не смертным приговором, но дополнительным наказанием после смерти, призванным подчеркнуть, что казнённый проклят Богом, в согласии с Втор. 21:23 :«...проклят пред Богом всякий повешенный на дереве...». Евреи применяли эти слова также и к распятым. Если даже в глазах языческого мира распятие было наиболее позорной и унизительной казнью, то евреи вдобавок считали всех распятых проклятыми Богом». «История распятия, как вида смертной казни за преступления, должна изучаться как составная часть римской юридической системы, – пишет «Американская Энциклопедия». – Евреи, например, начали применять его лишь под давлением римлян. Перед захватом Палестины Римом смертной казнью там служило побивание камнями». «...В 63 г. до Р.Х. легионы Помпея ворвались в столицу Иудеи, и Палестина стала римской провинцией, хотя и сохранила марионеточное еврейское правление». Таким образом, казнь, описанная в Ис. 53 и Пс. 21 , начала применяться лишь через несколько сот лет после этих пророчеств. 52. Его одежду разделят и бросят о ней жребий Пророчество: «Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жеребий» ( Пс. 21:19 ). Исполнение: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жеребий, чей будет...» ( Иоан. 19:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Исполнение: «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал» ( Матф. 27:12 ). 40. Раны и кровоподтеки Пророчество: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5 ); ( Зах. 13:6 ). Исполнение: «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие» ( Матф. 27:26 ). Речь идёт о телесной ране, а не просто о скорби; слово «мехолал» происходит от «халал», буквально «пронизывать» – всё это в мельчайших подробностях приложимо к Мессии, чьи руки, ноги и рёбра были пронзены ( Пс. 21:17 ). «...Но от Его головы, увенчанной терновым венцом, до ступней, прибитых к кресту, не было видно ничего, кроме ран и кровоподтёков» (М. Хенри). 41. Мессия будет избит и оплеван Пророчество: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания» ( Ис. 50:6 ); ( Мих. 5:1 ). Исполнение: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам...» ( Матф. 26:67 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» содержится следующий вариант Ис. 50:6 : «Я не прятал своей спины от истязателей и своих щёк от тех, что выдирали волосы, Я не прятал лица Своего от поругании и оплевания». «В Своём смирении, – отмечает Хенри, – он предал Себя на бичевание, побои, оплевание... и на всё это Христос пошёл ради нас, добровольно, чтобы убедить нас в Его готовности спасти нас " ». 42. Осмеяние Иисуса Пророчество: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа, – пусть избавит его; пусть спасёт, если он угоден Ему» ( Пс. 21:8–9 ). Исполнение: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» ( Матф. 27:31 ). 43. Падение под тяжестью Креста Пророчество: «Колена мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука. Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» ( Пс. 108:24–25 ). Исполнение: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа...» ( Иоан. 19:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Итак, и праведный Иаков надеялся на свидание с сыном своим за гробом. Раскройте книгу Царств, и там найдете, что св. царь и пророк Давид горько плакал, когда сын его от жены Урииной сделался болен; а когда скончался, Давид сказал: «А теперь оно (дитя) умерло... Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» ( 2Цар.12:23 ). Итак, и Давид надеялся видеться с сыном своим за гробом. Раскройте св. Евангелие и прочитайте там притчу о богатом и Лазаре ( Лук.16:19–31 ). Здесь говорится, что богач, который всю жизнь свою одевался в порфиру и виссон, и каждый день веселился, а на бедного Лазаря, лежавшего у ворот дома его и покрытого струпами, и взглянуть не хотел, – по смерти своей снисшел во ад, и хотя между ним и Авраамом и Лазарем пропасть велика утвердися, так что и перейти ему к ним было нельзя, – однако же и этот грешник мог там, хоть и издали, видеть праведных Авраама и Лазаря, и не только видеть, но и беседовать с ними. Итак, там за гробом даже величайшие грешники могут не только видеться, но и беседовать с величайшими праведниками. После этого нет уже нужды говорить, что там праведники видятся с праведниками, благочестивые с благочестивыми. «Отче! – молился Сын Божий Отцу Своему, – которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Иоан.17:24 ). Как же благочестивым не иметь там друг с другом свидания и общения, когда все они там около Спасителя, как дети около отца? Там ли, например, не видеть друг друга тем, которых видел в духе св. Апостол Иоанн около престола Бога вышнего, а число их множество и тысячи тысяч? Там ли не видеть друг друга св. мученикам, которых видел тот же Апостол там всех вместе под алтарем? И что могло бы быть препятствием к взаимному свиданию и общению за гробом? То ли, что там до всеобщего суда и воскресения обитают одни только души без тел? Но здесь на земле каким образом мы имеем свидание и общение друг с другом? Глаз ли наш, например, собственно видит человека? Не глаз, а душа через глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Кроме того, Логос сам себя называет и небесным хлебом. Не Моисей, говорит Он, дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Иоан. 6:32, 33, 31). Здесь через присоединенный знак обозначено таинство (евхаристического) хлеба, и потому что хлебом Господь плоть свою называет, говоря о ней, что она при сгорании мира воскреснет, подобно тому как пшеница всходит из посева и тления. Но что в качестве хлеба при посредстве огня должно быть приготовлено для церкви торжествующей, то значит, как хлеб должно быть испечено. Но это обстоятельнее мы изложим в книге «О воскресении». А как так Господь сказал: Хлеб, который Я дам, есть плоть Моя; так как далее плоть кровью орошается и так как кровь иносказательно и вином называется, то должно следующее иметь в виду: как хлеб, в смещение (вина с водой) в раздробленном виде опущенный, вино в себя поглощает, водянистых же составных частей в себя не принимает, подобным образом и плоть Господа (Дух Святой, церковь), состоя хлебом небесным, всасывает в себя кровь, т. е. небесных из людей, воспитывая их до бессмертия; и лишь с плотскими пожеланиями она не имеет деда, предоставляя им гибнуть. Таким образом о Логосе под различными чувственными образами говорится. Называется Он пищей, плотью, питанием, хлебом, кровью, молоком; всем этим Господь состоит для нас, в Него верующих, дабы мы возрастали в Нем. Никому поэтому пусть не кажется странным наше уверение, что это о крови Господней говорится под образом молока. Не о ней ли же иносказательно говорится и под образом вина? Он моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49:11). Это место означает, что в Его (Святом) Духе тело Логоса (церковь) достигает красоты и славы, подобно тому как и Он сам своим Духом питает тех, которые страстно добиваются общения с Ним. А то, что и кровь собой означает Логоса, свидетельствует кровь праведного Авеля (Быт. 4:10; Евр. 12:24), к небу вопиющая. Кровь никогда не может издавать голоса; иное дело если под кровью разуметь Логоса. Праведник древнего времени есть прообраз нового Праведника; и вопиющая кровь древняя вопиет с отношением к крови новой. Вопиет же эта кровь к Богу не сама по себе, но вопиет под образом ее Логос, так как ею предзнаменован был Он, должный пострадать. Но и плоти самой, и обращающейся в оной крови молоко, в котором они как бы ответ некий на свою любовь встречают, доставляет освежение, и оно содействует собой их приумножению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но то и другое имеет цель не одну: первое было не для истязания наших дел, а для отпущения; второе пришествие будет не для отпущения, а для истязания. Поэтому о первом пришествии Он говорит: " Я пришел не судить мир, но спасти мир " (Иоан. 12:47);  о втором же: " когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую " (Мф. 25:31-33). Впрочем и первое пришествие могло быть для суда, по требованию правосудия. Почему? Потому, что до пришествия Христова были уже: и естественный закон, и пророки, и закон писанный, и учение, и бесчисленные обетования, и явление чудес, и наказания, и мучения, и многое другое, что могло исправлять (людей) – и во всем этом следовало требовать отчета. Но так как (Бог) человеколюбив, то и не делал истязания, а даровал прощение. А если бы Он стал судить, все немедленно погибли бы. " Потому что все " , сказано, " согрешили и лишены славы Божией " (Рим. 3:23). Видишь ли, какое неизреченное человеколюбие? " Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден " (ст.18). Но если Он пришел не для того, чтобы судить мир, то каким образом неверующий " уже осужден " , когда еще не настоит время суда? Он говорит это или потому, что неверие без раскаяния само по себе есть величайшее мучение, или же Он предвозвещает будущее. Как убийца, хотя бы и не был осужден приговором судии, уже осужден по самому свойству своего дела, так и неверующий. И Адам умер в тот самый день, в который вкусил от древа: таково было определение: " в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:17). Но он еще жил и после того: каким же образом он умер ? И по определению Божию, и по свойству своего поступка. Как сделал себя повинным наказанию, тот находится под наказанием, хотя еще и не на самом деле, а по определению. И чтобы кто-нибудь, услышав: " пришел не судить мир " , не подумал, что можно грешить безнаказанно, и не сделался оттого еще более беспечным, Христос предотвращает такое нерадение, сказав: " уже осужден " .  Так как будет суд, но еще не настал, то Он ближайшим образом возбуждает страх мучения и уже показывает наказание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

«Облако» – вероятно, светлое – (сравн. Мф. 17:5 ) было здесь знамением особого присутствия Божия, особой Божественной силы, которою совершалось это славное последнее земное дело Господа. Деян.1:10 .  И когда они смотрели на небо, во время восхожде­ния Его, вдруг пред­стали им два мужа в белой одежде «Два мужа в белой одежде» – несомненно – ангелы (ср. Лук.24, 4 ; Мк. 16, 5 ; Матф. 28, 2 ; Иоан. 20, 12 ). «Мужами называет ангелов, – говорит по поводу этого бл. Феофилакт, – показывая событие в том виде, в каком оно представлялось зрению, так как ангелы и на самом деле приняли на себя образ мужей, чтобы не устрашить». Деян.1:11 .  и сказали: мужи Галилейские! что вы сто­ите и смотрите на небо? Сей Иисус, воз­несшийся от вас на небо, при­дет таким же образо­м, как вы видели Его восходящим на небо. С недоумением и удивлением должны были апостолы вперить свои взоры в небо, где только что скрылся от них Господь. Это недоумение, быть может, близкое к оцепенению, разрешают ангелы кротким и ласковым как бы упреком; «что стоите и смотрите?» Время обратиться от бесцельного уже созерцания высот воздушных к обычной действительности, где их ожидает полная кипучей деятельности жизнь апостольского призвания. «Придет таким же образом». Здесь разумеется, очевидно, второе славное пришествие Господа, о котором говорил ученикам и Сам Он ( Мф. 25:31 ), и которое будет в том же прославленном Его теле и тоже на облаках небесных ( Мф. 24:30 ). Деян.1:12 .  Тогда они воз­вратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находит­ся близ Иерусалима, в рас­стоянии субботнего пути. «Тогда», т.е. после полученного от ангелов вразумления, «они возвратились в Иерусалим». В Евангелии Лука добавляет к сему «с радостию великою» ( Лк.24:52 ). Упоминание горы Елеона, как места, откуда возвратились в Иерусалим апостолы по вознесении Господа, означает, очевидно, что эта гора была и местом вознесения. Дееписатель точно определяет при этом и местоположение названной горы, – очевидно, потому, что Феофил, для которого предназначалась книга, был незнаком с топографией Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Перед очами Твоими, говорит псалмопевец, тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс. 89:5 ); «У Господа, говорит ап. Петр, один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Петр. 3:8 ). Очевидно, слово «тысяча» употребляется в Св. Писании для указания не определенного, а вообще продолжительного, неизвестного человеку, времени. Как же понимать слова Откровения о тысячелетнем царстве Христа? Это тысячелетнее царство Христа нужно относить к продолжающемуся Его царствованию здесь, на земле, среди верующих, от Его славного воскресения и до второго Его пришествия для суда над миром. До пришествия Христа на землю было царство диавола: «вы некогда жили, говорит ап. Павел, по обычаям мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления... Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие далеко, стали близки кровью Христовой» ( Еф. 2:2,12–13 ). «Содержание означенной главы (20–й) Апокалипсиса, говорит ученейший богослов, еп. Сильвестр, можно понимать, как вслед за бл. Августином понимали и лучшие толкователи в том смысле, что Ангел, который представляется здесь имеющим ключи от бездны и заключающим туда связанного ими диавола это – Ангел Завета, Иисус Христос, Своей властью разрушивший дела диавола ( 1Иоан. 3:8 . снес. Евр. 2:14 ), и на место его царства, из которого он изгнан был вон ( Иоан. 12:31 ), создавший Свое благодатное царство (Мф. 16:18), в которое стали непрерывно входить Его истинные последователи, воскресая духовно ( Еф. 5:14 ; Рим. 6:4 ) для новой во Христе и со Христом жизни и здесь на земле и по смерти за пределами гроба ( Фил. 1:23 ); тысячелетие же, в течение которого будет связан в своих губительных действиях диавол и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца – тысяча родов ( Пс.104:8 ), т. е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени до скончания века (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

По примеру двенадцати апостолов и учеников Христовых и ап. Павел приурочил священное собрание с преломлением хлеба к первому дню недели, т. е. воскресенью, который и проводил в религиозном покое. Так, когда ап. Павел после третьего своего миссионерского путешествия ехал в Иерусалим, где ему предстояли узы, то по пути он остановился на неделю в Троаде и здесь «в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и провел в беседе всю ночь» ( Деян. 20:7–11 ); в горнице, где они собрались, по замечанию дееписателя, «было довольно светильников» (20:8). Во время беседы Павловой с одним юношей случилось несчастье и Павел, выйдя из Горницы, исцелил его и снова " взошел (в горницу) и, переломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел« ( Деян. 20:9–12 ). Видя в собрании учеников в Троаде в первый день недели тяжелый камень, лежащий на их пути, и не имея силы сокрушить это препятствие, адвентисты – субботники позволяют себе утверждать, что это собрание было в субботу вечером, т. е. под первый день недели, почему и приписано к первому дню. «Чтобы понять, – говорят адвентисты, – когда происходило это собрание в Троаде, нужно иметь в виду иудейский обычай считать дни, основанный на Священном Писании ». Их считали не с полночи до полночи, как это делается теперь. Библейские сутки начинались вечером и кончались вечером. И был вечер и было утро: день один ( Быт. 1:5 ) и: от вечера до вечера празднуйте субботу вашу ( Лев. 23:32 ). Следовательно, первый день недели начинался с заходом солнца предыдущего седьмого дня, – с заходом солнца первого дня, и так далее. Таким образом наше, например, воскресенье вечером после захода солнца называлось вечером второго дня, вечер нашего понедельника – вечером третьего дня, так как он составлял начало вторника, т. е. третьего дня. Точно также вечер нашей пятницы был вечером и, значит, началом субботы ( Мк. 15:42 ; Лук. 23:54 ; Иоан. 19:31 ) и вечер нашей субботы, по наступлении ночи, был вечером первого дня. Это правило в особенности применимо в том случае, если речь идет не о вечере, а о ночи. Ночь с субботы на первый день недели была, по слову Божию, ночью не седьмого дня недели, но первого.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

После того, как человек, отвергнув Бога, пал в паразитарный, по слову В. Н. Лосского, образ жизни, любовь, как способ личностного осуществления свободы бытия, утратив кенотическое свойство жертвенности, превратилась в ненасытную жажду обладать и потреблять. А посему, как душевное – в высших проявлениях любви, – так и плотское желание обладать красотой и добротой другого не может дать начало никакой иной жизни, кроме как душевной или плотской. Потому как мы рождаем не тело маленького человека, а того, кто живет через свое тело как личность, – личностным, диалогичным образом, – начало которой положено в уникальном диалоге отношений двух, которые сообщают третьему не только цвет своей кожи, глаз и волос, вместе с другими индивидуальными признаками человека, как представителя своего рода, но и направленность будущей личности, которая, будучи по своей онтологической структуре диалогичной, не может не иметь в процессе своего раскрытия адресата или цели. Мы можем видеть такую личностную, диалогичную направленность отношения любви в самом первом стихе Евангелия от Иоанна, когда Евангелист говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1, 1). В греческом тексте выражение, которое на русский перевели «у Бога», гласит «προς τον θεον» , где перед словом «Бог» стоит предлог «προς» с винительным падежом, что, как замечает епископ Кассиан (Безобразов) в толковании на Евангелие от Иоанна, почти не переводимо на современные языки. «Славянское «к Богу» – буквально, но непонятно... Русское «у» слабо. Предлагаемое в новом переводе «с Богом» – лучше, но и оно не исчерпывает мысли греческого подлинника. «Προς» с винительным падежом предполагает в переносном значении стремление одного лица к другому; иначе говоря, то единение, которое оно выражает, есть единение любви» 33 . Из чего следует, что Сын существует в личностном отношении любви, направленной к Богу-Отцу, не Сам по Себе и не для Себя. Именно к такому бытию в сыновней любви к Богу, которая единственно позволяет нам всегда пребывать с Богом и в Боге и любить в Боге друг друга, и быть богами, пребывая в единении любви с Единым Богом и Отцом, призвал нас Творец, даровав нам в творении Свой нетленный образ Троичной любви. Почему Господь и на вопрос законника о наибольшей заповеди, исходя из нашего состояния, сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет» (Марк. 12, 30-31).

http://bogoslov.ru/article/1584651

Пред Ним припадут вси нисходящии в землю. Падут, говорит, и поклонятся Христу люди умершие и обращающееся в землю; поелику после всеобщего воскресения, по словам Апостола, всякое колено поклонится Отцу (Римл.14,11), и одни из них покорятся добровольно и с любовью, а другие невольно и по страху, как то, по Феодориту, неверные и демоны. И душа моя тому живет». Бог, говорит, оживотворил душу мою и не попустил ей умереть во грехе. Это можно разуметь в отношении к Отцу и Сыну. Иначе, душа моя, говорит, живет Богу, поелику делает угодное Ему, как напротив умерла для демона, поколику сделалась непреклонною к демонским внушениям . Некто толкует: Жизнь Христова, которую Он провел с плотию на земле, была святая и неукоризненная, так что она священна Богу и Отцу, ибо Он один не сотворил греха... Это сказал по смотрению, чтоб и мы, последуя стопам Его и ведя жизнь беспорочную, могли с дерзновением в молитвах говорить: душа моя живет Ему по сказанному: уже не я живу, но живет во мне Христос (у Никиты). 31. И семя мое поработает Ему. Семя Христово или дети суть все те, которые родились у Него чрез Евангелие, или христиане, которых Он покорил Отцу У Феодорита : Душа Его живет Ему, но не работает, а семя, говорит, работает, ибо воспринятое естество соединено с восприявшим Божеством и участвует в одной славе и чести. Возвестит Господеви род грядущий (Известно будет Господу о роде идущем). Церковь верующих из язычников сделается, говорит, известною Богу, то есть та, которая придет во дни человеческие Сына. И возвестят правду Его людем родитися имущим. Возрожденные, говорит, Духом чрез веру всегда будут возвещать другим, имеющим после возродиться. Что ж они возвестят? правду Его; то есть, что Господь праведно низложил делавшего неправду людям диавола. Я же сотвори Господь. Или— народу, который составил для Себя Господь: он и прежде был народом, но изгнанным и отверженным. Или народу, который Он сотворил. А слова: «известно будет Господу», некоторые принимают за пророчество об Еллинах, желавших в Иерусалиме видеть Иисуса, как говорит Евангелист Иоанн. Ибо они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и спросили его, говоря: господин, мы хочем видеть Иисуса. Филипп идет и сказывает о том Андрею, потом Андрей и Филипп сказывают Иисусу; а Иисус сказал им в ответ: Пришел час прославиться Сыну человеческому (Иоан.12, 21). Итак вот известно сделалось Христу чрез Апостолов о роде идущем, или о пришедших к Нему Еллинах, которые были начатком всех язычников, пришедших ко Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010