В людях наиболее развитых, у которых непосредственные влечения и инстинкты природы возвышаются до разумных стремлений свободной воли, естественная привязанность к родине превращается в ту сознательную, основанную на твердом убеждении, преданность и любовь к ней, которая называется патриотизмом в лучшем смысле этого слова. Это чувство составляет одно из самых высоких и благороднейших явлений в человеческой природе. История украшает свои лучшие страницы высокими подвигами патриотизма. В самом Священном Писании подвиги патриотизма изображаются рядом с величайшими подвигами веры. Величайшие представители ветхозаветного мира Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Илья, Елисей, Исаия, Ееремия, Даниил, Ездра, Заровавель, Неемия, братья Маккавеи, великие ветхозаветные жены – Мариам, Деввора, Есефирь, Юдифь представляют нам образцы самого высокого патриотизма. В некоторых из святых людей пламенные порывы патриотизма до того возвышались, что они готовы были из любви к своему народу не только пожертвовать всеми благами временной жизни, но, если бы то было возможно пред судом высочайшего правосудия Божьего, самым вечным спасением своим, самым Божьим благоволением к ним. Св. пророк Моисей молил Бога лучше изгладить его из книги жизни, но не лишать своего благоволения избранный народ (Исход 32: 32). Св. апостол Павел со скорбью говорил, что он желал бы сам быть отлученным от Христа из-за любви к братии своей роду Израильскому ( Рим. 9:3 ). Сам Господь наш Иисус Христос , явившийся на землю как истинный Бог и истинный человек со всеми человеческими свойствами и стремлениями, кроме греховных, и показавший нам в Своей жизни высокие образцы послушания сыновнего ( Лук. 11:5,1 ), любви дружеской ( Иоан. 11: 3, 33 – 36 ), вместе с тем показал нам образец и любви к народу Своему. Он хотя послан был возвестить Евангелие царствия Божия всем людям, но прежде всего пришёл к своим ( Иоан. 1:11 ), к единоплеменникам – к овцам погибшим дома Израилева ( Мф. 15:24 ), и им первым возвестил тайны царствия Божия, и старался собрать их около себя, как птица собирает птенцов под крылья свои ( Мф. 13:37 – 39 ) когда же они этого не восхотели, не приняли Его, возненавидели, захотели убить, Он Святейший скорбел и плакал о их ослеплении и предуготовляемой ими для самих себя гибели ( Лук. 19:44 ). Так любовь к своему народу составляет в нас не только привязанность естественную, но и чувство высоко-нравственное, добродетель христианскую....

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

25 :1-13). Согласно таковым евангельским уподоблениям и всему ветхозаветному воззрению, Апостол Павел уже прямо уподобляет отношение Иисуса Христа к Церкви брачному союзу: муж глава жены есть, якоже и Христос глава Церкве... мужие любите своя жены; якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да будет свята и непорочна (Ефес. 5 :22-29). Обращенных в христианство Коринфян, составивших Коринфскую Церковь, тот же Апостол называеть обрученною Христу девою: обручих вас единому Мужу, деву чисту представити Христови (2 Кор. 11 :2). В соответствие, наконец, пророкам, видевшим во всей ветхозаветной истории брачный союз Бога с Израилем, Апостол Иоанн в своем Апокалипсисе изображает не только всю прошедшую историю, но и всю будущую жизнь Христианской Церкви, до самых конечных ея моментов перехода из воинствующей в торжествующую, как жизнь жены, уготованной на брак агнчий, облеченной подобно Суламите Песни песней (1, 9—10; 7, 2,6) в виссон чист и светел (Апок. 19 :7-9). — Так, Пятикнижие и Апокалипсис объединяются в этой терминологии и уподоблении, а Песнь песней составляет, согласно и хронологии своего происхождения и месту в ветхозаветном каноне, средину между этими свящ. книгами и дает подробное обоснование этой терминологии. По святоотеческому толкованию, особенно близкая аналогия из всех свящ. книг к Песни песней находится в 44 псалме и его пророчествах. «Я думаю, — говорит блаж. Феодорит, — что Соломон получил мудрость от отца, как от пророка, и научен написать это (т. е. Песнь песней), ибо слышал: «предста царица одесную Тебе... слыши дщи и виждь» (Псал. 44 :10-11)». Понимаемая, по приведенным библейским параллелям, аллегорически, книга Песнь песней, раскрывает, по православно-отеческому толкованию, положение Закона: возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею, всем сердцем твоим и всею крепостию твоею (Втор. 6 :5), и таковую же безконечную любовь Господа к людям — членам Его ветхозаветной (Ос. 2 :19; Ис. 62 :5 и дал.) и новозаветной Церкви (Иоан. 3 :16). Такою любовью и верою в нее были проникнуты ветхозаветные богоизбранные мужи, особенно псалмопевцы (Псал.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

М. Муретов. 2 Такое понимание το λγου необходимо требуется словом ατπτοι, ибо самовидцем учения быть нельзя. Невозможно также и родительный το λγου ставить в зависимость от одного только πηρται – служитель учения, ибо а) этот родительный отделен от «самовидца и служителя» причастием «бывшие», что ставит το λγου в зависимость от обоих предыдущих ατπτοι κα πηρται, – б) в таком случае евангелист не мог бы противопоставить себя этим «служителям» учения или евангелистам, так как сам он был также «служителем учения» и евангелистом. 4 В символическом чуде претворения воды в вино как знамения и предуказания на претворение плоти и крови Христа в источник жизни для людей. 5 Подобно претворению воды в вино, это чудо служило предзнаменованием таинственно-духовного питания верующих Хлебом Жизни, сшедшим с небес, т.е. плотию и кровью Сына Человеческого. 7 Хотя как родственник или близкий знакомый Первосвященника, он также конечно хорошо был известен и первосвященнической прислуге, впустившей не только его самого во двор первосвященника, но по его настоянию и Петра. И если Иоанн не испугался первосвященнической прислуги, то конечно и страх Петра был преувеличен. 8 Это открывается из параллельного удостоверения евангелистом столь знаменательного явления; см. 19, 35. 10 Последняя глава, одновременно с евангелием или же несколько после его окончания, была написана евангелистом, надо думать, по особенному и частному побуждению: – для разъяснения недоумения христиан по поводу троекратного отречения Петра и изречения Христа о смерти Богослова, которое неправильно понимали склонные к хилиазму или к вере в близкое пришествие Христа для устроения на земле 1000-летнего царства Христиан. С главною мыслию евангелия эта глава имеет только общую связь: – как доказательство действительности телесного воскресения Господа. Вне связи с основною мыслию евангелия и его планом ставим мы и Иоан. 7, 53 – 8, 11 . 12 Другая формула цитации встречается в речах: синедриотов (2,5) и Господа (11, 10, – 26, 24–26, 3). 15 Т.е. написать евангелие, согласно тщательному исследованию преданных самовидцами Слова известий о жизни и учении Господа, – изложить сначала, все, точно и по порядку, – причем предполагается, что в тех, бывших до Луки, известиях, сообщалось не все, не по порядку, не сначала и не подробно, или же не полно и не ясно в некоторых отношениях. 18 См. 1–2 главы, 9, 51 – 18, 14 – и 3, 10–15, – 4, 16–30, – 5, 1–11, – 7, 11–17, 36–50, – 8, 1–3, – 19, 1–20, 39–44, – 22, 24–45, – 23, 4–15, – 24, 13–35, 41–58 и др. Читать далее Источник: Муретов М.Д. Четвероевангелие (Сравнительные особенности канонических евангелий по их содержанию, главным мыслям и изложению)//Богословский вестник. 1899. Т. 1. 2. С. 155-190. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Сампсон, митрополит Астраханский и Терский С 1685 года – архимандрит Курского Знаменского монастыря. 2 февраля 1697 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан митрополита. Скончался 3 апреля (по Строеву, в мае) 1714 года. Митрополит Сампсон как в Курском Знаменском монастыре, так и в Астрахани с необыкновенной ревностью трудился над постройкой храмов. В Астрахани им был построен величественный собор, законченный в 1710 году. При нем же построены: Крестовая церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя в архиерейском доме (в Астраханском кремле), которая освящена 14 августа 1709 года: церковь Рождества Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, соборная церковь в Троицком монастыре и в Покровском монастыре. Преосвященный проявлял отеческое попечение о вверенной ему пастве. Участвовал в усмирении стрелецкого бунта. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 1379, 1384, 1388, 1390. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 40. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 310, 637. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 52. Духовная беседа. – СПб., 1873, 42. Православный собеседник. – Казань, 1863, январь. – С. 48–106. Астраханские епархиальные ведомости. – 1878, 34, 35, 52. –»– 1879, 37, 38. –»– 1880, 14. Русский паломник. – 1911, 44. – С. 700. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 11, ноябрь. – С. 277, 286. Цесаревич Николай в Астрахани/Русский архив. – М., 1898. – Кн. 3. – С. 111, 112. Русский архив. – М., 1899. – Кн. 3, 9. – С. 44. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 2. – С. 105. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 259. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 175. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

-------- 332. ТИХОН (БЕЛАВИН) , свт. Вегетарианство и его отличие от христианского поста. – 1994, 3, 25. 333. ЕГО ЖЕ. Новогоднее слово. – 1992, 11–12, 2. 334. ЕГО ЖЕ. Поучения новопоставленному иерею. (К 60-летию со дня кончины). – 1985, 4, 28. 335. ЕГО ЖЕ. Слово в ответ на приветствие от имени Петроградской Духовной Академии. – 1993, 9, 34. 336. ЕГО ЖЕ. Слово в ответ на речь председателя правления Братства православных приходов. – 1993, 9, 34. 337. ЕГО ЖЕ. Слово Петроградской пастве в Александро-Невской Лавре. 1993, 9, 33. 338. ЕГО ЖЕ. Слово при посещении Кронштадта. – 1993, 9, 35. 339. ЕГО ЖЕ. Слово, сказанное 8/21.07.1918 года в Казанском соборе г. Москвы во время торжественного патриаршего служения литургии по случаю храмового праздника (с комментариями к нему члена Собора протоиерея П.Н. Лахостского). – 1996, 10, 71. 340. ВОСТРИШЕВ М. Холмская Русь. – 1994, 3, 17 341. ЗАЙЧЕНКО П., проф. Воспоминания о Святейшем Патриархе Тихоне. – 1990, 4, 71. 342. МИССИОНЕРСКОЕ служение святителя Тихона в Северной Америке. – 1990, 4, 67. 343. СИМОН, архиеп. Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви. (Доклад на Международной научной конференции, посвященной 400-летию установления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Москва, 5–8 сентября 1989г.). – 1990, 4, 63. -------- 344. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ , свт. О гневе. – 1985, 2, 40. 345. ЕГО ЖЕ. О покаянии. – 1986, 2, 44. 346. ЕГО ЖЕ. О святости. – 1988, 12, 46. 347. ЕГО ЖЕ. Слово о подвиге против греха. – 1984, 10, 23. 348. ЕГО ЖЕ. Терпящим клевету и оскорбления. – 1991, 2, 49. 349. ЕГО ЖЕ. Толкование Евангелия от Луки. (К 125-летию прославления). – 1986, 10, 41;11, 35;12, 43;1987, 1, 36;2, 35. 350. ЕГО ЖЕ. Что такое покаяние. – 1992, 11–12, 56. 351. ИОАН (МАСЛОВ), архим. Милосердие в деле спасения. (По учению святителя Тихона Задонского ). – 1992, 11–12, 55. 352. ТИХОН, игум. Духовное наследие святителя Тихона, епископа Воронежского. – 1984, 5, 16. -------- 353. ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ , преп. Поучение о казнях Божиих. – 1988, 3, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Дворы церковников не указаны по номерам – М.Р.). Иерей Феодор Михайлов вдов (44), дети ево – Матрона (11), Иоан (8), Дарья (6), вышеписанного иерея родной брат дьячек Иаков Михайлов (29), жена ево Евдокея Яковлева (29), дети их – Димитрий (8), Дария (4), Акилина (1). Иерей Феодор Васильев (32), жена ево Агафия Домианова (33), дети их – Максим (15), Васса (9), Мелания (2). Престарелой дьячек Василей Васильев вдов (66), сын ево дьячек Феофан (26), жена ево Анисия Иванова (24), дети их – Афонасей (5), Дарья (1). Диакон Максим Иванов (29), жена ево Дарья Иванова (30), дети их – Алексей (11), Еремий (9), Сафоний (4), Никита (2). Вдова Праскева Назарова (66), дети ея – пономарь Иван Иванов (25), Грипена (26), у пономаря жена Дарья Иванова (23), (дети их – М.Р.) – Федосей (4), Евдокея (1). Вдова крестьянская жена Грипена Иванова (49), сын её Василей (4). Вдова крестьянская жена Марфа Иванова (38), дочь её Грипена (4). Тоя церкви приходския люди: помещицы девицы Анны Ивановой дочери Вельяминовой села Спасскаго дворовые люди и крестьяне; помещика Александр Иванова сына Койсарова селца Николскаго дворовые люди (л. 385) и крестьяне; помещицы девицы Анны Ивановой дочери Вельяминовой деревни Доробина крестьяне (л. 389 об.); той же помещицы девицы Анны Ивановой дочери Вельяминовой селца Николскаго дворовые люди и крестьяне; помещика капитана Петра Михайлова сына Власова селца Михайловскаго дворовые люди и крестьяне; генерала Василия Иванова сына Чулкова деревни Долгорукова крестьяне (л. 399); помещика Данилы Уваровича сына Еропкина тоя деревни Яковлева (вероятно, второе название деревни Долгорукова – М.Р.) дворовые люди и крестьяне (л. 401); помещика Александр Григорьева сына Гурьева крестьяне тоя ж деревни Яковлевой; помещицы вдовы Прасковьи Ивановой дочери Никифоровой деревни Яковлевой дворовые люди и крестьяне. 58) 52, лл. 408–426. Роспись Коломенской епархии Крапивенскаго уезду села Волчей Дубровы (село Покровское – М.Р.) церкви Покрова Пресвятыя Богородицы (потом в составе Чернского уезда – М.Р.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

I. О ВСЕОБЩЕМ СУДЕ § 261. Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление антихриста    I. Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный, и потому естественно заставляет ожидать еще другого суда, полного и решительного. На частном суде получает мздовоздаяние только душа человека без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею дела ее, добрые и злые. После частного суда и для праведников на небеси и для грешников во аде открывается только предначатие того блаженства или мучения, которое они заслужили. Наконец, после частного суда для некоторых грешников остается еще возможность облегчать свою участь и даже освободиться из уз ада, если не чрез собственные заслуги, то по молитвам Церкви.    Но приидет некогда день, последний день для всего рода человеческого (Иоан. 6:39. 40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира (Матф. 13:39), как бывает день смерти человека, — приидет день, уставленный Богом, в оньже хощет Он судити вселенней в правде (Деян. 17:31), т. е. произвести суд всеобщий и решительный. Этот день, потому, называется в Писании днем судным (Матф. 11:22. 24; 12, 36; 2 Петр. 2:9), днем суда (2 Петр. 3:7), днем гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2:5). Называется также днем Сына человеческаго (Лук. 17:22. 24. 26),    Господним (2 Петр. 3:10; 1 Сол. 5:2), Христовым (2 Сол. 2:2; Фил. 1:10; 2, 16), днем Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1:14; 1 Кор. 1:8; 5, 5), потому что Он явится тогда на землю уже во славе своей, чтобы судить живых и мертвых, — днем великим (Деян. 2:10; Иуд. 6) по тем великим событиям, которые тогда совершатся.    II. Когда приидет этот великий, предуставленный день, Господу неугодно было открыть нам, для нашей же нравственной пользы. О дни том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец мой един (Матф. 24:36), сказал Христос ученикам своим, вопрошавшим Его о сам: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1:7). И присовокупил: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Матф. 24:42). Будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (- 44). Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет (Матф. 13:33); а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (- 37). Впрочем, для ободрения праведников и вразумления грешников, бесконечно Благий и Премудрый, как сам непосредственно, так и чрез Апостолов, благоволил предуказать некоторые знамения своего второго пришествия и кончины века, некоторые признаки приближения великого дня судного. Главнейшими из таких признаков будут:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Так, в короткое время основана, сооружена, освящена и благоустроена Церковь из язычников и сравнена во всех правах с Церковью из иудеев. Что после сего верующие иудеи могли усвоять одним себе, как преимущество перед верующими из язычников? Последние получили все то же, что и первые, — получили и чрезвычайные откровения Божии, и явление Ангела, и проповедь апостольскую, и излияние Св. Духа, таинства и все священнослужение новозаветное. Обрезанием ли одним могли хвалиться христиане иудейские? Но Сам Бог показал, что и без обрезания, по одной вере, можно получать Св. Духа и все дарования духовные. После сего будут еще некоторые споры между теми и другими христианами; но на соборе Иерусалимском, апостольском, сей же самый пример дома Корнилиева вспомянется и будет одним из первых оснований мира Церковного, а потом и упразднения всего древнего закона обрядового для всей христианской Церкви (См. Деян. 1:5). Между тем Церковь из язычников будет возрастать все более и более, в Антиохии примет название христиан (Деян. 11:26), там же познает своего нового апостола (Апостола языков, св. Павла. 2 Тим 1:11. Ср. Галат. 2:7), и потом, украсясь многими подвижниками веры и великими светильниками Благодати, распространит жизнь и свет во все страны мира. Во всю землю изыдут вещания, ее проповедников и в концы вселенныя глаголы их (Римл. 10:18). Таким образом будет исполняться пророческое благословение Ноя: да распространит Бог Иафета, и вселится в селениях Симовых (Быт. 9:27). Исполнится и пророческое слово великого Даниила: возставит Бог небесный царство, еже во веки не рассыплется, и царство Его людем инем не останется, истнит и развеет вся царства (неверных); тое же станет во веки(Дан. 2, 44). И будет едино стадо и един Пастырь (Иоан. 10:16). (Воскр, чтение, XII, 1848 г. стр.: 54, 65, 85, 90, 102). О предваряющей благодати (на ст. 3)     Филарета, Митрополита Московского    Ангел сказал Корнилию сотнику, также природному язычнику: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на. память пред Бога (Деян. X:4). Если милостыни Корнилия взошли на память пред Бога, то есть, приняты в благоволение Божие: то они должны быть чистые, потому что нечистое не может приблизиться к Богу. Но есть ли что чистое человеколюбие вне пределов чистой веры? — Нет. Из слов Ангела видно, что молитвы Корнилия восходили к Богу впереди его милостыней, а молитвы восходят к Богу не иначе, как предводимые верой. Искреннее хотение волю Божию творить сделалось в его душе приятелищем предворящей благодати Божией, и сия ускорила посеять в нем зерно веры, сперва нераскрытое, погребенное в естественном неведении; а дабы оно раскрылось и прозябло, для того послала потом Ангела и, наконец, апостола Петра. Что проповедь апостола, как солнечный луч, упала на готовое уже, хотя закрытое, зерно веры в душе Корнилия, сие можно приметить из того, как быстро вера его раскрылась и как высоко возросла в немногие часы. Она достигла уже до причастия Святого Духа прежде крещения водою (т. IV, стр. 124).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

20, 14-18. Марк. 16, 9-11. 2) Матф. 28, 9-10. 3) Лук. 14, 34. 1 Коринф. 15, 5. 4) Лук. 24, 13-35. Марк. 16, 12-13. 5) Марк. 16, 14. Лук. 24, 36-44. Иоан. 20, 19-25. 6) Иоан. 20, 26-29. 7) Иоан. 21. 8) 1 Коринф. 15, 6. Матф. 28, 16-20. 9) 1 Коринф. 15, 7. 10) 1 Коринф. 15, 7. Марк. 16, 19-20. Лук. 24, 50-53. Деян. 1, 1-11. — (Филарет Моск.). «Почему же Он являлся не всем, а только апостолам? Потому что многим, не понимавшим этой неизреченной тайны, явление Его казалось бы видением. Если уже и сами ученики сначала не верили и смущались, даже нуждались в прикосновении рукою и в общей с Ним трапезе, то как должно было поразить явление Его толпу? Поэтому-то доказательство Своего воскресения Он делает несомненным и общим посредством чудес, которые совершили апостолы силою полученной ими благодати; так что воскресение стало очевидным фактом не только для них, которые должны были убедиться в этом собственными глазами, но и для всех людей последующих времен» (Феофил.). И говоря о Царствии Божием — говоря с ними о тех же истинах, о которых говорил Он прежде смерти Своей, и прямо показывая этим, что Он был Тот же и что сердце Его всегда было предано одному великому делу искупления, — и в жизни, и в смерти, и после воскресения. О царствии Божием — об устроении благодатного царствия Божия или небесного на земле, для вечного царства славы на небесах, Его учением, страданиями, смертью, воскресением и всемирным служением апостолов по сошествии на них Духа Святого в деле образования, распространения и утверждения Церкви Христовой ( Общедоступное истолков. Чт., вып. 1, стр. 13). Вознесение Господне (Выписка из Священного Писания). I. Пророческое изображение Вознесения Господня. Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног твоих. С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс.109, 1. 3). Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидеть Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Пс.23, 7-8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

1 Иннокентия, архиепископа херсонского и таврического, слово о смерти из бесед на св. Четыредесятниду о смерти. 4 Священное Писание не показывает, сколь долго первобытная Церковь сохранила свой мир и благоденствие от козней сего врага (диавола). Кажется, сие молчание заключает в себе тайну, особливо если противоположит его столь точному счислению дней, заключивших дала Божьи. Оно дает разуметь, что мрачная эпоха падения должна изгладиться из книги бытия человеческого, между тем как память Творения и Суббота Божья, будут сохраняться и совершаться во времена определенные. Сие примечание вернее тех, по которым полагают падение Адама в шестой, седьмой, третий надесять день или тридесятый год мира. Впрочем, мнение, что искушение Адама в Раю было не четыредесятидневное, так как не четыредесятидневным же искушением в пустыне заплатил за сие Искупитель, достойно внимания. Филарета, митрополита московского Начертание Церковно-Библейской Истории. Издание 11-е М. 1866 г., стр. 13. 5 И сказал змей жене ( Быт. 3:1 )... Разве природе змей свойственно было говорить? Конечно, нет. Из этого-то именно обстоятельства, а также из того, что райский змей действует разумно и по предначертанному плану, с целью погубить человека, – открывается, что это было не простое животное, но что в нем скрывалось некоторое высшее существо и, притом, злое и богопротивное. Это существо, этот искуситель первых людей в раю называется в Слове Божьем древним змеем, дьяволом, сатаною ( Апок. 20:2 . Зах. 3:1 ), человекоубийцею от начала, отцом лжи ( Иоан. 8:44 ). И сказала жена змею ( – ст. 2)... Как не ужаснулась Ева при виде говорящего змея и не удалилась? До падения своего наша прародительница не могла испытывать страха ни пред каким животным, как повелительница и госпожа всей земли. Но, конечно, она ни одной минуты не сомневалась, что пред ней – не змей обыкновенный, а какой-нибудь небесный посланник, прявший его форму и желающей разъяснить ей заповедь Божью: светлый ум Евы не мог, конечно, допустить словесного дара в простом животном и предположить, чтобы животные могли лучше, чем она, понимать волю Божью. Видя пред собою только змея, она не поддалась бы обману.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010