В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον ) и вторую ( δετερον ), иначе — предыдущую ( προηγομενον ) и последующую ( πομενον ), или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16; Марк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношение к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями. И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 7. Всемогущество Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, — от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος ), и вседержителем ( παντοκρατωρ ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов. 42:2); Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36); Богу же всё возможно (Матф. 19:26); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук. 1:37). И вместе с тем называют Бога сильным (Пс. 88:9), Господом сил (Пс. 23:10), единым сильным (1 Тим. 6:15), и вседержителем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Вопрос 35. Как узнается гордый, и чем врачуется? Ответ. Узнается потому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении, как не возможно разучиться какому–нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать, или говорить что–нибудь относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Сие же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока. Вопрос 36. Надобно ли искать чести? Ответ. Мы научены воздавать «кому честь, честь» (Рим. 13, 7), а искать чести нам запрещено, потому что Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5,44). Посему искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия, так как Апостол сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми; то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной. Вопрос. 54. Что такое самолюбие, и чем дает о себе знать самолюбивый? Ответ. Многое говорится не собственно, как например: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12,25). Посему кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем либо из потребного для брата, или по душе или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель. Вопрос 56. Поелику Господь утверждает, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лук.18, 14), и Апостол повелевает «не высокомудрствуйте» (Римл.12,16), и в другом месте говорит: «горды, надменны, напыщенны» (2 Тим. 3, 2. 4), и еще: «любовь не гордится» (ου φυσιουται, 1 Кор. 13, 4): то кто высокомудрен, кто величав, кто горд, кто напыщен, и кто разгордевшийся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вот как люди духовной жизни воспринимали свое общение с Богом: “У Тебя источник жизни. Во свете Твоем мы видим свет” ( Пс. 35:10 ), “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей” ( Пс. 118:105 ). В особенности часто пришествие Мессии воспринималось, как духовный свет: “Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий. На живущих в стране и тени смертной свет воссияет” ( Ис. 9:2 ). “Я – свет миру, – говорил Христос иудеям, – Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни … Еще на малое время свет есть с вами, ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме, не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте во свет, да будете сынами света” ( Иоан. 8:12, 12:35–36 ). Подобным образом любовь и добрые дела св. Иоанн Богослов называет “хождением” и “пребыванием во свете”. Однако Священное Писание иногда применяет к Богу слово “свет” не только в переносном смысле, но в таких выражениях, которые, по-видимому, говорят о самой Его природе. Приведем некоторые такие тексты. “Ты одеваешься светом, как ризой” ( Пс. 103:2 ). Ап. Иаков называет Бога “Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены” ( Иак. 1:17 ). Ап. Иоанн: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” ( 1Иоан. 1:5–7 ) Ап. Павел: “Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может” ( 1Тим. 6:16 ). В книге Откровения мы читаем: “Город (Новый Иерусалим) не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его … И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” ( Откр. 21:23–24, 22:4–5 ). О природе Фаворского сияния обстоятельно писал Святой Григорий Палама , (1296–1356 гг.) которому пришлось выступить в защиту православного учения о духовном свете против ученых монахов Варлаама, Акиндина и их последователей. То была эпоха Ренессанса – возрождения язычества в области искусства, мысли и нравов. В философии стали возвращаться к языческим представлениям о Боге, как о трансцендентном Абсолюте, надмирном, неприступном и непостижимом. Опираясь на такое нехристианское представление о Боге, Варлаам и Акиндин настаивали, что на Фаворе апостолы не могли видеть Бога. Они видели обыкновенный физический свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Впрочем, сказанное мною относится не вообще к богачам, пользующимся богатством по надлежащему, но к скупым и сребролюбивым людям, которые заботятся не о нужном, но о пресыщении чрева, о вине и других подобных мерзостях, тогда как в доме бедном заботятся только о строгой жизни. Вот почему Христос никогда не входил в блистательный дом, но был в доме мытаря, начальника мытарей и рыбаря, оставив царские палаты и тех, которые облекались в дорогие одежды. Итак, если и ты желаешь призвать Его в свой дом, то укрась последний милостынями, молитвами, всенощными бдениями и усердным молением. Это и составляет украшение для Царя Христа, а внешняя пышность есть украшение для мамоны, врага Христова. Итак, никто пусть не стыдится иметь бедный дом, если в нем есть такие украшения; равно никто из богатых пусть не гордится великолепным домом, напротив, пусть стыдится, и, оставив его, пусть поревнует о первом, чтобы и на земле принять Христа, и на небе удостоиться вечных селений благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 84 1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (Иоан. 18:10). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисуса носили ножи? А что они носили их с собой, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча. Для чего же позволил им Христос иметь мечи? Евангелист Лука повествует, что когда Христос спросил их: " когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток " ? и когда они отвечали: " ни в чем " , тогда Он сам сказал им: " но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч " ; и когда они на это отвечали: " вот, здесь два меча " , тогда Он сказал им: " довольно " (Лук. 22:35-36,38). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что он будет предан. Поэтому и говорит им: " купи нож " , не для того, чтобы вооружились; нет, но чтобы этим указать на предательство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Евангельский закон дан для всех людей, а не для одного народа, каким был ветхозаветный закон. Посему евангельская вера и учение именуются у Отцов Церкви " кафолическими " , т.е. обнимающими всех людей на все времена. В. Христос — Глава и Царь мира ( Царское служение Христово ). Сын Божий, Творец и Владыка неба и земли, Царь вечный по Божеству, есть Царь и по Богочеловечеству, как в Своем земном служении до крестной смерти, так и в Своем прославленном состоянии по воскресении. О Нем, как о Царе, предсказывали пророки, как читаем у прор. Исаии: Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царствие его (Исаии 9:1-7). Царское учение Господа до Его воскресения выразилось а) в чудесах Его, в Его власти над природой; б) во власти над силами ада, о чем свидетельствуют и многочисленные изгнания бесов и слова Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. 10:18); в) во власти над смертью, проявленной в воскрешении сына вдовы наинской, дочери Иаира, четверодневного Лазаря. Господь Иисус Христос Сам говорит о Себе как о Царе, Еще до воскресения, на суде у Пилата: Царство Мое не от мира сего (Иоан. 18:36-38). В Своей славе явился Господь ученикам Своим по воскресенье, когда сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Матф. 28:18). По Вознесении Своем Богочеловек Христос есть Глава небесных, земных и преисподних. Во всей силе царственность Господа Иисуса Христа явлена в сошествии Его в ад и победе над адом, разрушении его уз; далее, в воскресении Его и победе над смертью; наконец, в вознесении Иисуса Христа и отверстии для всех верующих в Него Царствия Небесного. Как понимать " ОбОжение человечества во Христе " ? Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств божественных и обогатилась ими, иначе говоря, об о жена. Об о жилась не только человеческая природа Самого Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

Итак, если и ты желаешь призвать Его в свой дом, то укрась последний милостынями, молитвами, всенощными бдениями и усердным молением. Это и составляет украшение для Царя Христа, а внешняя пышность есть украшение для мамоны, врага Христова. Итак, никто пусть не стыдится иметь бедный дом, если в нем есть такие украшения; равно никто из богатых пусть не гордится великолепным домом, напротив, пусть стыдится, и, оставя его, пусть поревнует о первом, чтобы и на земле принять Христа, и на небе удостоиться вечных селений благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 84 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXXIV И се един от сущих со Иисусом простер руку свою, извлече нож свой, и ударив раба архиереова, уреза ему ухо. Тогда глагола ему Иисус: возврати нож в место его: вси бо приемшии нож, ножем погибнут. Или мнится ти, яко не могу умолити Отца, и представит Ми ныне вящше, неже дванадесяте легеона ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобаешь быти (Мф. XXVI, 51-54)?       1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (Иоан. XVIII, 10). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисусовы носили ножи? А что они носили их с собою, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча. Для чего же позволил им Христос иметь мечи? Евангелист Лука повествует, что когда Христос спросил их: егда послах вы без влагалища и без меха и без сапог, еда чесого лишени бысте? и когда они отвечали: ничесоже, тогда Он сам сказал им: но ныне иже имать влагалище, да возмет и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою, и купит нож; и когда они на это отвечали: се ножа зде два, тогда Он сказал им: довольно есть (Лук. XXII, 35, 36, 38). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что он будет предан. Поэтому и говорит им: да купит нож, не для того, чтобы вооружились; нет, но чтобы этим указать на предательство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, из многочисленных мест св. Писания мы не только видим грубое заблуждение сектантов, отрицающих молитвенное почитание и призывание святых и Ангелов Божьих, но и крепко убеждаемся в том, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательной, разумной жизнью и, пребывая, вместе со святыми Ангелами, в Боге, как члены единой Церкви Христовой, как дети одной Божьей семьи, молятся о всех братьях, живущих на земле, хотящих наследовать спасение и прибегающих к их ходатайству; Господь же принимает молитвы «друзей» Своих и исполняет просьбы их, почему мы должны не только чтить и покланяться Ангелам и святым угодникам Божьим, но и обращаться к ним с молитвой о заступничестве во всех наших скорбях, болезнях, бедах и печалях, особенно прося их помощи в борьбе с нашими грехами. 2 Вопросы и ответы православного 1) Как после смерти живут на небе святые? 1) Они живут, как Ангелы, сознательной, разумной жизнью: окружают престол Божий, покланяются Богу, прославляют Его и поют Ему новую песнь, о чем читаем, напр., в книге Откровения: «И двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши полные фимиама, которые суть молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени... И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев» (От. 5:8–14; 4:10–11). «И двадцать четыре старца, сидящие перед Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (От. 11:16–17). 2) Чем возвеличил Господь святых Своих? 2) Тем, что еще при жизни их на земле назвал их «друзьями» Своими: «веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим» ( Иак. 2:23 ; Исаии 41:8). И св. Апостолам Христос сказал: «Вы друзья мои» ( Иоан. 15:14 ). Святые при жизни на земле были «сослужителями» Ангелов Божьих (От. 19:10 и 20:9) и по смерти своей были уравнены Богом с Ангелами и наречены сынами Божьими: «они, говорит Христос о святых, равны Ангелам и суть сыны Божьи, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:36 ); им Господь дал власть судить при конце мира всю вселенную: «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6:2 ; Мф. 19:28), потому что, как достигшие совершенства, святые суть «первенцы» Церкви, «написанные на небесах» «в книге жизни» ( Евр. 12:23 ; Фил. 4:3 ; От. 21:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Матерь Божия жила в доме святого Иоанна Богослова, находившемся на самом высоком месте Иерусалима, — на горе Сион: с того самого времени, когда Господь сказал со креста Своей Матери, указывая на возлюбленного ученика: «Жено! се, сын твой», и ученику: «се матерь твоя» (Иоан.19:26–27), Иоанн взял Пресвятую Деву к себе и действительно служил Ей как своей матери. — По сошествии Святого Духа, святые Апостолы не тотчас разошлись по вселенной с проповедью Евангелия, но еще долгое время пробыли в Иерусалиме, как это видно из Деяний Апостольских. Здесь повествуется, что, по убиении святого первомученика Стефана (7:59–60), настало «великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян.8:1); ученики Христовы, защищаемые силою Божиею, пробыли в Иерусалиме около десяти лет, считая со времени вознесения Господня до дня, когда «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло» (Деян.12:1). Правда, за описываемый промежуток времени святые Апостолы уходили на время в другие страны, как Петр и Иоанн вместе в Самарию (Деян.8:14–15), или один Петр — в Лидду, где исцелил страдавшего восемь лет расслабленного Энея (Деян.9:32–34), и — Иоппию, где воскресил умершую Тавифу (Деян.9:36–43), Кесарию, где крестил Корнилия сотника (гл. 10), и Антиохию, где основал первый престол своего епископства; или, как Иаков, брат Иоанна, ходил в Испанию, но затем они опять возвращались в Иерусалим. В начале своей проповеди святые Апостолы желали служить, главным образом, спасению израильского народа, утверждая в то же время первую церковь в Иерусалиме, которая всех церквей мать, как воспевает святой Иоанн Дамаскин: «Радуйся, Сионе святый, мати церквей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов»; вместе с тем они желали, как можно чаще, видеть Матерь Божию и поучаться у Нее. Почитая Ее, как бы наместницу Христову, святые Апостолы взирали на пречестное и славное лицо Богоматери, как лицо Самого Христа, и, слушая исполненные благости слова Приснодевы, они проникались несказанной духовной радостью, за сладостью Ее слов забывая горечь бед и несчастий. Поэтому многие из уверовавших во Христа из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Божию и слышать Ее, исполненную святой мудрости, беседу; что слава о Христе и Его Пречистой Матери, распространившись по всем концам вселенной, многих привлекала в Иерусалим к Пресвятой Деве, это ясно видно из послания святого Игнатия Богоносца святому Иоанну богослову из Антиохии:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Необходимо делать в жизни добрые дела. Господь, «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную» ( Рим.2:6–7 ). Через добрые дела человек служит Богу, так как исполняет в жизни Божьи заповеди. Необходимо исповедовать истинное учение Спасителя и беречься лжепророков. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» ( Матф.7:15–16 ). Только соблюдение истинного учения Христова наставляет человека на путь истины и спасения его души, а ложные учения уводят с этого пути и приводят к заблуждениям и погибели. Кто из людей не получит вечного блаженства и не попадет в Царство Небесное? Для большей назидательности в учении Иисуса Христа сказано и о тех людях, которые в Царство Небесное не попадут и не получат вечного блаженства, то есть жизни вечной. Это люди, совершающие нижеописанные греховные поступки. Люди, не верующие в Спасителя нашего, Иисуса Христа. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан.3:36 ). Господь будет гневаться на человека, не верующего в Спасителя, потому, что человек, наделенный разумом, логикой, волей, не проявил этих качеств в своей жизни, не захотел разобраться, где истина и где ложь, не стал на истинный путь служения Богу, и не заработал себе добрыми делами спасения, и не собрал для себя сокровищ небесных. Люди, любящие созданное Богом больше, чем Самого Бога, своей привязанностью к земным ценностям зачеркивают первостепенное значение служения Богу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Матф.10:37 ). Люди, не соблюдающие покаяние. Потому что без покаяния человек не осознает своей греховности и не просит Бога в молитвах о прощении своих грехов. А не прощенные грехи не дают возможности попасть в Царство Небесное. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Иоан.1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

У пр. Иезеииля образно представлено и то, как произойдет воскресение (процесс его). Пророк духом был веден в долину, полную сухих костей. На вопрос Господа: сын человеческий! оживут ли кости сии, пророк ответил: Господи Боже! Ты знаешь это, т. е. что это выходит из пределов человеческого ведения. Тогда Господь повелел ему пророчествовать над костями, и, когда он произносил пророчество, то произошел шум, началось движение, и они стали сближаться кость с костью, потом на них явились жилы, выросла плоть, кожа покрыла их сверху, но для новой жизни не доставало духа. По новому повелению Господа пророк изрек новое пророчество о духе, который и пришел от четырех ветров, вдохновил возродившиеся тела, и они стали жить (37, 1–10). После изложения этого видения, пророком делается применение его к воскресению дома Израилева, который Господь обещает вывести из места его погребения, вложить в него дух Свой и ввести их в землю Израилеву (11–14 ст.). Непосредственный смысл этого пророческого изображения, следовательно, тот, что Израиль, как скоро обратится к Господу, будет избавлен от всех бедствий, на крайнюю тяжесть которых указывает представление их под образом шеола и смерти. Но сравнение избавления народа Божия от всех зол, или политического воскресения Израиля с воскресением из мертвых, уже показывает, что в основе этого сравнения лежит воскресение мертвых по действию слова Божия 737 . Вера в воскресение мертвых в ветхозаветные времена была достоянием не одних богодухновенных писателей, но и вообще благочестивых иудеев. Так, мученики Маккавеи шли на смерть с уверенностью, что Царь мира воскресить их, умерших за Его законы, для жизни вечной, по завету Божию (2 Макк. 7, 9; сн. 11. 14. 36 ст.). Об Иуде Маккавее повествуется, что он послал в Иерусалим серебро, чтобы принесть жертву за грех (умерших), и поступить весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых ( 2Мак. 12, 43–44 ). Во времена Спасителя вера в воскресение мертвых была общераспространенной среди иудеев. Замечание евангелистов о саддукеях, что они не признавали воскресения мертвых ( Мф. 22, 23 ; Марк. 12, 18 ; Лук. 20, 27 ), предполагает, что остальное большинство иудеев веровало в воскресение (сн. Деян. 23, 6–8; 24, 15 ). Марфа, сестра Лазаря, говорила обе умершем брате: вем, яко воскреснет в воскресение, в последний день ( Иоан. 11, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010