15, 55–56),, расторгло запоры и вереи несокрушимыя (Псал. 106, 16) и разрешило болезни ада собственною властию; вышло вместе с душою из ада; не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления (Деян. 2, 31; ср. 27 и Псал. 15, 10). Божество воскресило эту плоть, или воскрес Сам Господь Бог, Слово и Сын Божий душою и телом, и всем сосудом; так что наконец этот сосуд соединился с духом, и стало духовным самое тело, некогда подлежавшее осязанию и преданное бичеванию, по свободному изволению Божества, допущенное до искушения от сатаны и подвергавшееся алчбе, сну, утруждению, печали и сетованию. Гл. 16. Это самое святое тело наконец соединилось с Божеством, так что Божество навсегда соединилось с потерпевшим таковыя страдания телом. Ибо воскрес Иисус и соединил его в Себе, в один дух, в одно единство, в одно славословие, в одно Божество Свое. Он являлся воистину и был осязан Фомою (Иоан. 20, 27 и дал.), вместе с апостолами ел и пил, и пребывал с ними сорок дней и сорок ночей (Деян. 1, 3). Он вошел в дом дверем затворенным (Иоан. 20, 19. 26), и вошед, показывал Свои жилы и кости, язву гвоздинную и место прободения копием и тем давал разумет, что самое тело было истинное, но только соединено было в одно единство и одно Божество, уже не ожидая страдания, уже не умирая, как говорит святый Апостол: Христос воста, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6, 9). Таким образом подвергавшееся страданию явилось безстрастным, т. е., Божеством с телом и душой и всем свойственным человеку, кратко сказать, само–Богом. Возшед на небеса, Он седе одесную Отца во славе (Евр. 1, 3; 8, 1), не отложивши тела, но образовав его в духовное, в совершенстве единаго Божества. Так и наши тела, сеемыя ныне душевными, имеют востать духовными, сеемыя ныне в тлении, имеют востать в нетлении, сеемыя ныне в смерти, имеют востать в безсмертии (1 Кор. 15, 42. 44. 53). Если же таковы будут наши тела, то насколько преимуществует то святое, неизъяснимое, несравнимое и чистое, соединенное с Богом, наконец едиственное и единообразное тело? Об этом свидетельствует и Апостол, говоря: аще и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем (2 Кор. 5, 16); говоря это, он не отделяет плоти от Божества, но представляет ее как существующую и с Богом соединенную, но существующую уже не по плоти, а по духу, как говорит он (Рим. 8, 1), по духу святыни из воскресения от мертвых Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 1, 4). Его–то Церковь исповедует вместе и Богом, безстрастным и пострадавшим, погребенным и воскресшим, и возшедшим во славе, грядущим судить живых и мертвых, как я сказал, воистину, царствию Котораго не будет конца (Лук. 1, 33)).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Поэтому храм великая святыня и ему усвояются священные названия. Он именуется «храмом Бога»: 2Пар. 6:9 ; Откр. 11:19 ; «Престолом Божиим»: Иезек. 43:5–7; «жилищем Божиим»: Лев. 26:11; 2 Парал. 29:6; Псал. 77:58, 131:3–5, 13–14 ; Иезек. 37:26–27; «Святилищем»: Исх. 25:8 ; Пс. 73:3, 77:95 ; Псал. 6:68–69 ; Иез. 5:11–12,14, 37:26–27 ; «домом Божиим и домом Отца»: Иер. 12:7 ; Аггей 1:5, 3:1; Мк. 11:17 ; «святым и освящающим»: Пс. 5:8, 78:1 ; Мф. 23:16–17 ; «домом молитвы для всех народов»: Мк. 11:17 . Пред храмом должно молиться и поклоняться: Пс. 5:8 ; Псал. 133:2 ; 3Цар. 8:38 . Господь помогает и прощает грехи людям, молящимся в храме: Пс. 19:3 ; Лук. 18:10–14 . На храмы нужно жертвовать: Исх. 25:1–8 ; Мк. 12: 41–44 . Господь разрушил храм в наказание за великие грехи Израильского народа: Мф. 23:37–38 ; Лук. 19:41–44 . Храм Божий чтили; в нем молился Сам Господь Христос и св. апостолы: Мк. 11:17 ; Иоан. 2:14–16 ; Лук. 24: 53 ; Деян. 2:46, 22:17–18, 24–11 . Христос и апостолы учили, что храмы будут у всех христиан до конца мира: Иоан. 4:21 ; Мк. 11:17 и 2 Фесал. 2:3–4. 2. О почитании св. Икон. Во имя Отца, и Сына , и Св. Духа. Православные христиане! Вы члены тела Церкви Христовой. Вы научены и просвещены верою Господа Иисуса. Св. Православная Церковь Христова, как любящая наша мать, каждый день, каждый час, каждую минуту напоминает вам о том, чтобы вы всегда пребывали в вере Христовой, не уклонялись от заповедей Господних, но исполняли их. Одним из средств, которым Св. Церковь всегда напоминает вам о Боге, научает христианской жизни, возбуждает религиозные чувства, чтобы вы всегда прославляли Бога – являются св. иконы, которые установлены в Церкви Христовой. За жизненными путями люди часто забывают о Боге. И вот св. иконы, поставленные в храме, в доме, на дорогах, или носимые христианами на себе, напоминают нам о Боге и часто удерживают нас от худых поступков. Сколько раз люди останавливались и не совершали преступлений, благодаря тому, что их взоры в Минуту искушений встречали священные изображения, которые напоминали им о Боге, о суде и воздаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

оценили труды для них пророка и, следовательно, Самого Бога, как ничтожные, как труды раба. Тогда Бог сказал пророку: брось это для горшечника, сию высокую (ирония, конечно) цену, какою Я оценен у них. И взял я, говорит пророк, тридцать сребреников и бросил их в дом Иеговы для горшечника (Зах. 11:11-12). Это пророчество исполнилось в предании Господа Иисуса Христа. Доброго Пастыря своего Иисуса Христа иудеи оценили в 30 сребреников — ценою раба — и на эти деньги купили потом поле у горшечника. 26. ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НА СУДЕ У ПИЛАТА (Матф. 27:2, 11-30; Марк. 15:1-19; Луки 23:1-25 и Иоан. 18:28, 19:16) «И связавше Его ведоша, и предаша Его Понтийскому Пилату игемону» — Со времени подчинения Иудеи римлянам у синедриона было отнято право наказывать преступников смертью, что видно и из Иоан. 18:31. Побиение камнями Стефана было самовольным поступком. По закону обвиненные в богохульстве побивались камнями, но иудеи, бессознательно исполняя тем вою Божию, желали предать Господа Иисуса Христа более поносной смерти — распятию на кресте — и с этой целью, после вынесения смертного приговора синедрионом, отвели его к Понтийскому Пилату игемону, т.е. правителю. Понтий, по прозванию Пилат, был пятым прокуратором, или правителем Иудеи. Он получил назначение на эту должность в 26 г. по Р.Хр. от римского имп. Тиверия. Человек гордый, надменный и жестокий, но вместе с тем малодушный и трусливый, он ненавидел иудеев и, в свою очередь, был ненавидим ими. Вскоре после распятия Христова он был вызван в Рим на суд, заточен в Виенне (в южной Галлии) и там кончил жизнь самоубийством. Прокураторы обычно жили в Кесарии, но на праздник Пасхи для наблюдения за порядком переселялись в Иерусалим. Подробнее всего о суде у Пилата повествует св. Евангелист Иоанн. Он говорит, что иудеи повели Иисуса в преторию, т.е. судебную палату римского правителя, вероятно, в крепости или близ крепости Антониевой на северо-западе от храма, в которой помещался римский гарнизон. Прикосновение к чему-либо языческому считалось осквернением, а потому они не вошли внутрь, дабы не воспрепятствовать вкушению Пасхи (ясное указание, что Пасха наступала в тот день вечером, и что Христос вкушал Пасху накануне праздника, а принес Себя в жертву, как истинный Агнец Пасхальный, в самый день наступления ветхозаветной Пасхи, бывшей прообразом Его страдания).

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

1) Православная Церковь всегда учит, что то почитание, которое приличествует Богу, никому иному нельзя воздавать. Но почитание святых, как угодников Божиих, нисколько не умаляет славы Божией. Сам Христос сказал: «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Иоан. 17:22 ). И если Христос дал славу Своим ученикам, то как мы можем не прославлять их? «Кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Иоан. 12:26 ). Если Отец небесный почитает св. угодников, то как нам не почитать их. И в Церкви Христовой угодники Божии всегда почитались и прославлялись. «Мы ублажаем, – говорит апостол Иаков, тех, которые терпели» ( Иак. 5:11 ). Самих св. апостолов народ прославлял и никто не говорил, что они идолопоклонствуют ( Деян. 5:12–13 ). Сам апостол Павел свидетельствует, что его приняли, как ангела Божия, как Христа Иисуса ( Гал. 4:13–15 ). Следовательно, то почитание, которое мы оказываем святым, отнюдь не является обожением, не считаем их за богов, но почитаем их, как слуг Господних. Учение Православной Церкви о почитании святых прекрасно разъясняет блаженный Августин . «Мы, пишет блаж. Августин, не боготворим мучеников, как это делали язычники в отношении к своим богам, но почитаем их тем почитанием любви и общения, которым и в настоящей жизни почитают св. человеков Божиих, уготовавших сердца свои к толи- кому страданию за истину евангельскую, только гораздо набожнее, как торжествующих уже в жизни блаженной, а не воинствующих еще в настоящей; празднуем памяти их, как св. людей Божиих, кои для распространения истинной веры и низложения ложных вер до смерти сражались за истину» (О граде Божием; 8 книга, гл. 27). Что касается ссылки сектантов на 1Тим. 2:5 , то в этом месте Св. Писания идет речь о Иисусе Христе, как едином ходатае – Искупителе рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Ибо, называя Иисуса Христа единым ходатаем, апостол после этих слов говорит: «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:6 ). В этом случае идет речь не о ходатае – молитвеннике, но о ходатае – Искупителе, чрез Которого восходят все молитвы к Богу. Что касается того обстоятельства, что можно ходатайствовать молитвами одних людей за других, то об этом говорит тот же апостол Павел ( Рим. 8:26 ; 2Кор. 2:11 ). Обычаи Православной Церкви испрашивать у известного святого известных благодеяний не представляют собою ничего предосудительного. Если Бог различным травам даровал различную силу для исцеления разных недугов; то почему же Бог не может чрез одного святого ниспослать один благодатный дар, а чрез другого – другой. «Дары различны, – пишет св. апостол Павел, – но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же. И действия различны, а Бог один и тот же» ( 1Кор. 12:4–11 ). Посему приравнивать молитвы христиан к святым о даровании того или иного дара к язычникам есть великое кощунство.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Отсюда в верующих – единомыслие, единение духа в союзе мира ( 1Кор. 1:10 ; Еф. 4:3 ), составляющее признак единства церкви новозаветной, тогда как признаком единства в церкви ветхозаветной было внешнее участие всех в выполнении требований обрядового закона. Таково единство церкви и по учению самого Иисуса Христа, Который уча о церкви своей, созидаемой на вере в Него (Мат. 16:18), то как о царстве Божием внутри людей ( Лук. 17:21 ), то как о царстве истины ( Иоан. 18:37 ), единение членов сего царства с Ним и между собою представлял, под образом виноградной лозы и растущих на ней ветвей, соединенных одною жизнью с лозою и между собою ( Иоан. 15:1 –В.) В таких чертах представляется единство первенствующей церкви, имевшей душу едину и сердце едино ( Деян. 4:3 2). Единство церкви, утверждающееся на таких основах, необходимо предполагает и заключает в себе другое, существенное ее свойство – святость. Объединяющие начала церкви действуя не на одну внешнюю сторону людей, а на внутреннюю и духовную, проливают в их души и сердца новый свет, зарождают и возращают новую жизнь, и таким образом насколько они укрепляют духовный союз верующих со Христом и между собою, настолько освящают их, возводя к истинной нравственной святости ( Еф. 4:12, 5:26–27 ), какой не могла сообщить людям церковь ветхозаветная, располагавшая одними внешними средствами освящения, не проникавшими в душу ветхозаветного человека и не дававшими ему чистой и непорочной совести, при внешней праведности пред законом ( Евр. 9:9, 10: 4–11 ). Такой, а не иной святости требовал Иисус Христос от своих последователей (Мат. 5: 14,16,48, 23:26), к такой святости стремилась и первенствующая церковь . С единством и святостью церкви в представлении апостолов всегда соединяется свойство вселенства, как нераздельное с первыми двумя свойствами. Истина и благодать евангельская, действуя на людей, как внутренне объединяющая их и освящающая силы, сами по своей природе чисто духовны, и потому они имеют характер всеобщий или вселенский, стоя выше внешних случайных условий, налагающих различие на людей, по телесному своему бытию им подчиненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Церковь — жена, облаченная в солнце (От. 12:1—17). Здесь речь о духовной славе гонимой Церкви. Церковь — едина (Мт. 12:30, Иоан. 17:11—21, Еф. 4:3—6, 1 Кор. 10:17). Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мт. 12:30). Христос перед Своими страданиями молился: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Мир возненавидел их, потому что они не от мира… Освяти их истиною Твоею, слово Твое истина… За них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною… Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и те да будут в Нас едино (Иоан. 17:11—21). Старайтесь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4:3—6, 1 Кор. 10:17). Единство Церкви осуществляется в соборности — гармоническом взаимодействии верующих, в котором духовные качества одного дополняют духовные качества другого, «где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Внешние признаки: национальность, язык, социальное положение и т. п. — не столь важны. Небесно-земная Церковь Универсальность Церкви не ограничивается физическим миром, но простирается и в мир небесный. Бог Отец «все небесное и земное соединил под главою Христом... Он — превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:10, 21—23). Ибо в Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно. И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. 2:9—10). Церковь — это вселенская организация. О славе торжествующей Церкви в ветхозаветном Писании говорится: Ис. 26—27 главы, Ис. 52:1—2, Ис. 60:1—5, Ис. 61:10—11, Ис. 62:1—5; в Новозаветном — Еф. 1:10, 21—23, Кол. 2:9—10. Ап. Павел пишет верующим:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1:18; Лк. 2:51 ; Иоан. 19:25 ) и решительно нигде не называется матерью Иакова, Иосии или других «братьев Господних», как и они решительно нигде не называются Ее сыновьями. Во–вторых, о Марии, матери Иакова и Иосии, говорится, что она и в Галилее, и в Иерусалиме, следуя за Христом, служила Ему вместе с другими женщинами, т. е., как мы знаем, служила Ему от имения своего. Пресвятая же Дева Мария, принадлежала к бедной семье плотника, не могла служить Сыну Своему от имения Своего, потому что Сама жила в бедности и нуждалась в помощи, почему Христос и поручил Ее заботам любимого ученика Своего Иоанна. Следовательно, Пресвятая Богородица не была матерью Иакова и Иосии; их мать была женщина состоятельная и никто иная, как сестра Богоматери, Мария Клеопова, почему и дети ее назывались «братьями Господними», как двоюродные Ему. В–третьих, замечательно и то, что сами «братья Господни» не называют себя «братьями Его», а «рабами»: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса» ( Иак. 1:1 ); «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд. 1:1 ). Не говорит ап. Иуда: «брат Иакова и Иисуса», а только – «брат Иакова», который действительно был его родной брат. Наконец, в–четвертых, нужно обратить внимание и на следующее. Не имея других детей, Богоматерь, только обрученная Иосифу, была у него как бы одинокой, чужой. Если бы «братья Господни» были Ее родные дети, то Господь, конечно, им, а не кому–либо другому поручил бы заботиться о Богоматери и не сказал бы Ей, при существовании четырех сыновей, что сын Ее – Иоанн. Спаситель же в минуты тяжких страданий на кресте, зная одиночество Своей Матери, поручает Ее не им, все–таки чужим для Нее детям, а любимому ученику Своему Иоанну, которого и усыновляет Ей, как не имеющей детей: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Иоан. 19:26–27 ). Только безумие людей, испорченных в своем сердце, может допустить ту кощунственную мысль, что пребывшая до рождения Христа и в рождестве девство сохранившая Пречистая Дева и Матерь Спасителя мира могла иметь и других детей от праведного старца Иосифа, от Ангела знавшего, что Родившийся от Нее и от Духа Святого есть Мессия–Христос, Избавитель мира (Мф. 1:20–23)!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

б) Сам Бог, заповедуя иудейским священникам благословлять сынов Израилевых, повелел произносить при этом следующие слова: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ. 6:24—26). Три раза произносится здесь имя Всевышнего, исключительно принадлежащее одному Богу, и каждый раз с желанием от Него особых благ благословляемому — не явное ли здесь соответствие словам другого благословения, выраженного в Новом Завете святым Апостолом и выражающего ту же мысль, только гораздо яснее: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13). в) Псалмопевец говорит в одном месте: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). И здесь, по мнению святых Отцов, намек на троичность Лиц в Боге: потому что упоминаются в Нем три, участвовавшие в деле творения: Господь, Слово Его и Дух; а в других местах Писание, действительно, приписывает дело творения не только Богу Отцу, но и Слову Его или Сыну и Святому Духу, и представляет Их в этом случае, как Божеские Лица (Иоан. 1:1—3; Быт. 1:2; Иов. 33:4). г) Пророк Исаия, удостоившись зреть Господа во всей славе Его, свидетельствует, что серафимы, стоявшие окрест престола Его, взывали друг ко другу: свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис. 6:3). Охотно соглашаемся, что это серафимское словословие, будучи рассматриваемо совершенно отдельно, не может быть еще строго признаваемо за указание на Пресвятую Троицу. Но если рассматривать его, как и следует, в связи с другими ветхозаветными местами, со всей ясностью предполагающими множественность Лиц в Боге (Быт. 1:26; 3:22); еще более, если рассматривать его в связи с местами Нового Завета, где прямо говорится, что Исаия, когда сподобился видеть и слышать Господа Саваофа, видел вместе и Сына Его (Иоан. 12:40—41), слышал и Святого Духа (Деян. 28:25—27); наконец, если припомнить, что сами древние иудеи, конечно, не без достаточного основания прилагали троекратное повторение серафимами слова: свят - к трем Лицам Божества, в таком случае не останется никакого сомнения касательно истинного смысла этого серафимского славословия. Потому-то святые Отцы и учители Церкви единогласно утверждают, что здесь выражается как троичность Лиц в Боге чрез троекратное: свят, свят, свят , так и единство существа — словами: Господь Саваоф .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Ст. 21. ’Εν πασ οκοδομ συναρμολογουμνη υξει ες ναòν γιον ν Kυρí,– о немже всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе. Слово: συναρμολογω, составляю, связываю соединяю – также не употреблялось у писателей языческих, которые вместо того ставили слово: συναρμóζω, и принадлежит одному Новому Завету, в котором встречается только два раза, и именно в одном послании к Ефесеям (еще 4:16). Слово: ναòς и синонимическое ему ερòν на новозаветном языке означает церковь , как храм, как здание, в котором собирались для молитвы, тогда как κκλησíα означалособственно собрание людей, общество верующих. Оба слова: и ναòς и ερòν у древних употреблялись безразлично в значении храмов или капищь языческих (Xen Ages. 11,1. Memorab. 3, 8. 13. Polyb. 4, 6. 23. Diodor. Sic. 1,15. 97). Писатель книги Деяний, говоря о храме Дианы в Ефесе, поставил слово: ερòν ( Деян. 19:27 ), а говоря о серебряных моделях того же храма употребил слово: ναòς (там же. ст. 24). По словопроизведении ναòς и ερòν имеют различие, но смысл их один. Ναòς, от ναíω – обитаю, значит собственно место обитания, жилище, тоже что Латинское aedes, и потому в Новом Завете заменяется иногда выражением οκος το θεο, дом Божий (Мат. 12:4), потому что во храме обитает Бог; a ερòν означает место священное, освящаемое присутствием Божиим. Таким образом, мысль содержимая в том и другом слове, одна и та же, мысль о присутствии Бога во храме и потому естественно, что то и другое слово в Новом Завете употреблялось безразлично. Так Евангелисты писали и ναòς и ερòν, когда говорили о храме Иерусалимском, напр., Лука (1:9) называет этот храм ναòς το θεο, а Матфей (21:12) τò ερòν το θεο. Но замечательно, что Евангелисты, говоря о посещении Иисусом Христом храма Иерусалимского, везде ставят ερòν, а не ναòς. Из некоторых мест Евангелия можно выводить ту мысль, что ερòν, когда употреблялось в речи о храме иерусалимском, означало портики и галлереи храма, и в этом то ερ проповедывал учение Христос (Мат. 26:55. Лук. 21:37 . Иоан. 8:20 ). Здес был ящик для сбора подаяний ( Иоан. 8:20 ); здесь продавали голубей для жертв и стояли столы для размена денег (Мат. 21:12) – все это было ν τ ερ, а не ν τ να. Евангелист Лука, повествуя о Захарии (1, 10) говорит, что он кадил во Храме, ν τ να, а народ молился вне, т. e. ν τ ερ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010