4) Уже общее отношение учения и образа действий Спасителя к Ветхому Завету, – к тому, чему учит закон и пророки, не допускает мысли, чтобы Он запрещал войну всегда и во всех случаях и видел в ней безусловное зло. 5) Хотя Спаситель прямо и нарочито не говорил о том, дозволительна ли война и в каких случаях законна, однако же из некоторых Его слов и действий мы в праве со всей безошибочностью и основательностью заключить, что отношение Его к войне в общем почти тоже, что и в Ветх. завете. 6) Господь в Своем Евангелии упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о нужном деле в общежитии людей: «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Христа похвалу за веру: Мф. 8:10 . Воинский начальник Корнилий, несмотря на свое военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения: Деян. 10:1–4 . 7) Св. ап. Петр и Павел прямо и решительно говорят, что государственная власть и ее слуги, т. е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силою ограждать спокойствие и безопасность людей от всяких врагов их: 1Петр. 2:1314 ; 1Тим. 2:1–2 . 8) Когда враги угрожают нашему отечеству опустошением, то странно, безумно и беззаконно, оставляя без помощи и защиты своих и односторонне разумея любовь к врагам, становиться на сторону последних, не давая им отпора, при полной возможности дать его, обрекать в жертву им своих близких, своих жен, детей, друзей, вся надежда которых возлагается на нашу защиту (ср. 1Тим. 5:8 ). 9) Итак, что война в силу крайней необходимости – нужна, подтвердим это словами Самого Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Иоан. 15:1 ). А на вопрос, зачем война, если Бог велел нам любить друг друга, а не убивать? – ответим: А зачем смерть, если мы созданы для жизни? Пусть бы жили. Но мы согрешили, скажут нам. Причина открыта: война есть неизбежное следствие зла, греха, а затем она нужна для побеждения самого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вспомни, если хочешь, как Авраам оказывал гостеприимство всем приходящим. Если бы он делал исследования о приходящих к нему, то не принял бы ангелов; может быть, не считая их ангелами, он вместе с другими отказал бы и им; но так как он принимал всех, то принял и ангелов. Разве за жизнь принимающих от тебя Бог дает тебе награду? Нет, - за твоё расположение, за твое милосердие, за великое человеколюбие, за доброту. Если будет она, то и ты получишь все блага, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.     В указанном месте Евангелия этих слов нет, они есть в других местах, напр. Иоан.8:58, 10:1, 10:7, 12:24 и т.д. – и.Н. 12. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ " Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,  которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда " (Евр. 7:1-3).   1. Павел, желая показать различие между новым и ветхим заветами, во многих местах указывает на это различие, и в самом начале говорит о нём, и далее, научая слуша­телей, предуготовляет их. В самом начале он указал на это, когда сказал, что " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках " , а нам через Сына. Потом сказав о Сыне, кто Он и что совершил, преподав увещание повиноваться Ему, чтобы не подвергнуться участи, одинаковой с иудеями, объяснив, что Он есть первосвященник по чину Мелхиседекову, неоднократно выразив желание раскрыть это различие и уже многое предуготовив к тому, обличив их за их слабости, и потом ободрив и утвердив, чтобы они не унывали, - (апостол) наконец приступает к объяснению самого различия пред ободренными слу­шателями: ведь человек, упавший духом, не легко может принять слышанное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Матерь Божия жила в доме святого Иоанна Богослова, находившемся на самом высоком месте Иерусалима, — на горе Сион: с того самого времени, когда Господь сказал со креста Своей Матери, указывая на возлюбленного ученика: «Жено! се, сын твой», и ученику: «се матерь твоя» (Иоан.19:26–27), Иоанн взял Пресвятую Деву к себе и действительно служил Ей как своей матери. — По сошествии Святого Духа, святые Апостолы не тотчас разошлись по вселенной с проповедью Евангелия, но еще долгое время пробыли в Иерусалиме, как это видно из Деяний Апостольских. Здесь повествуется, что, по убиении святого первомученика Стефана (7:59–60), настало «великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян.8:1); ученики Христовы, защищаемые силою Божиею, пробыли в Иерусалиме около десяти лет, считая со времени вознесения Господня до дня, когда «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло» (Деян.12:1). Правда, за описываемый промежуток времени святые Апостолы уходили на время в другие страны, как Петр и Иоанн вместе в Самарию (Деян.8:14–15), или один Петр — в Лидду, где исцелил страдавшего восемь лет расслабленного Энея (Деян.9:32–34), и — Иоппию, где воскресил умершую Тавифу (Деян.9:36–43), Кесарию, где крестил Корнилия сотника (гл. 10), и Антиохию, где основал первый престол своего епископства; или, как Иаков, брат Иоанна, ходил в Испанию, но затем они опять возвращались в Иерусалим. В начале своей проповеди святые Апостолы желали служить, главным образом, спасению израильского народа, утверждая в то же время первую церковь в Иерусалиме, которая всех церквей мать, как воспевает святой Иоанн Дамаскин: «Радуйся, Сионе святый, мати церквей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов»; вместе с тем они желали, как можно чаще, видеть Матерь Божию и поучаться у Нее. Почитая Ее, как бы наместницу Христову, святые Апостолы взирали на пречестное и славное лицо Богоматери, как лицо Самого Христа, и, слушая исполненные благости слова Приснодевы, они проникались несказанной духовной радостью, за сладостью Ее слов забывая горечь бед и несчастий. Поэтому многие из уверовавших во Христа из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Божию и слышать Ее, исполненную святой мудрости, беседу; что слава о Христе и Его Пречистой Матери, распространившись по всем концам вселенной, многих привлекала в Иерусалим к Пресвятой Деве, это ясно видно из послания святого Игнатия Богоносца святому Иоанну богослову из Антиохии:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Также была вервь льняная или каменьщиков в руке Того, о Котором написано у Захарии (гл. 2), что он имел вервь землемерную, чтобы измерить широту и длину города. Под каменьщиками же [разумеются] или ангелы, исполнявшие веления Божии, или Моисей и все пророки и апостолы, созидающие град Божий и соработники или служители воли Господней. Посему и апостол Павел говорил: «мы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9). Следующее же затем: и трость измерения в руке его означает дар пророческий, о котором в сорок четвертом псалме (ст. 2) написано: язык мой трость книжника скорописца, и о пророке и крестителе Иоанне: чесо изыдосте в пустыню видети? Трость ли ветром колеблему? (Матф. 11:7). Этой трости желают подражать те, кои постоянно пишут неправду и относительно которых молит пророк: запрети зверем тростным (Псал. 67:31). Стоял же Он у ворот. Ибо чрез Него мы приходим к Отцу и без Него не можем войти в град Божий, потому что Он принимает достойных, отвергает недостойных. У ворот происходит также и суд. Посему и пророк говорит: „возненавидели обличающих у ворот“ (Исаии 29, 21). И в другом месте: „не останется в стыде, когда будет говорить с врагами у ворот» (Псал. 126:5). К пророку говорил этот муж, в руке которого была вервь, и которого вид был, как бы вид меди, и который держал трость в руке. Говорил к Иезекиилю истинный строитель, которому подражал и апостол Павел, говоря: яко премудр архитектон основание положих (1 Кор. 3:10). Называет строителя мудрым в отличие от глупого, который у Захарии (11, 15) называется неразумным пастухом. Сказал же Он то, что далее следует: смотри очами своими и слушай ушами своими, — очами не плоти, а духа, и ушами ее тела, а души. Возведите, говорит, очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Иоан. 4:35) и: имеяй уши слышати, да слышит (Лук. 8:8). Видит же строение города и слышит чин священнодействий и священнослужителей и описание земли. И мало того, что Он повелел смотреть очами и слушать ушами; но Он присовокупил: и приложи сердце свое ко всему или: приложи к сердцу своему все, что Я покажу тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из Библии нам известны два принципиальных факта о начале первозданного мира (время П): (1) он был создан« из ничего» (ex nihilo) и (2) вместе ним началось время (Быт.1:1, а также Пс. 145:6, Иоан. 1:3, Кол. 1:16-17, 1 Кор. 8:6, Рим. 11:36 и др.). Учение о творении « из ничего» лежит в основании христианского мировоззрения и является догматом нашей веры. Особенно ясно оно выражено воВторой книге Маккавейской: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Мак. 7:28). Дальнейшее развитие это учение получило в богословии святых отцов и апологетов ранней Церкви [xxxiii] . По мнению святых отцов, первый стих Книги Б ытия указывает также на начало времени. Наиболее определённо выразил такое понимание Божественного Откровения блаженный Августин (354–430): «Но если священные и в высшей степени достоверные Писания говорят: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), чтобы дать понять, что прежде Он ничего не творил, потому что если бы Он сотворил нечто прежде всего сотворенного Им, то и было бы сказано, что Он именно это нечто сотворил в начале, то нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе с временем» [xxxiv] . Время является неотъемлемой составляющей творения ( «времени бы не было, если бы не было творения» [xxxv] ) и его не существовало до момента создания «неба и земли» ( «прежде мира не было никакого времени» [xxxvi] ). Согласно с этим говорит преп. Максим Исповедник ( 580-662): «Время от создания неба и земли исчисляется» [xxxvii] . Если два времени П и Т имеют общую «точку начала» (Рисунок 3), то самое далёкое прошлое, а именно пограничный момент между небытием и бытием Вселенной, должно выглядеть для наблюдателя в падшем мире так же, как и для наблюдателя в первозданном мире. Весьма примечательно, что современная научная космология, сформировавшаяся во второй половине ХХ века, подтверждает это предположение. Действительно, учёные обнаружили те же два характерных факта о происхождении Вселенной (падший мир, Т время), какие известны из Священного Писания ( П время): Вселенная имеет начало, и она произошла из «ничего».

http://bogoslov.ru/article/4873408

Теперь возвратимся к Апостолу. Итак, святой Апостол Павел в послании к Евреям говорит о Христе, что Он, Первосвященник будущих благ, со Своей Кровью, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление (всем верующим в Него); и если в ветхом завете кровь тельцов и козлов, приносившихся в жертву, и пепел телицы, через окропление, освящала оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, т. е. от грехов, коих оброк смерти, — для служения Богу живому и истинному. Итак, смысл апостольского чтения тот, что если, как прообраз, кровь ветхого завета, кровь жертвенных животных, освящала оскверненных, дабы чисто было тело, — то тем более кровь Христова очистит совесть нашу, душу и тело наше, от всякого греха. И апостол Иоанн Богослов говорит, что « кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха » (1 Иоан. 1:7). Таким образом, пусть никто не унывает из грешников, сколь бы он ни был грешен, но да уповает получить прощение и очищение всех грехов своих; ибо мы имеем Спасителя, по благодати с нами присутствующего всегда в Своей Церкви, особенно в святых Тайнах; Который пришел очистить нас от всякого греха, только бы мы верили в Него, искренне и невозвратно каялись и причащались с верой и любовью Его пречистых Тела и Крови. Так, вспоминаемая ныне святая Мария Египетская была первоначально погружена в бездну зол, в глубину разврата; но покаяние, вера и любовь, подвиги поста и молитвы, причащение святых Христовых Таин очистили ее, сделали ее святой и равноангельной. Будем и мы подражать ее вере, усердию в покаянии и молитве и в любви к Богу, ее жажде причащения Тела и Крови Христовой, — и Господь очистит нас от всякого греха, ибо « у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит » нас « от всех беззаконий » наших (Пс. 129:7–8). В Евангелии нынешнего дня Господь наш Иисус Христос преподает нам то наставление, чтобы мы по ричине честолюбия и самолюбия не стремились к первенству и превосходству над другими, a домогались бы единственной угодной Богу чести — служить другим во спасение, как и Сам Христос Бог « пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы » Самому « послужить и отдать душу Свою для искупления многих … Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом » (Мар. 10:45.43–44). « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов » (Гал. 6:2). Аминь. Грех и покаяние

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

22:19). Видишь ли, что всегда вышние силы предстоят, а Он сидит? Итак, когда ты видишь, что и Сын имеет седалище одесную Отца, то не приписывай Ему рабского и служебного достоинства, а владычное и самостоятельное. Посему и Павел, зная, что стоять свойственно слугам, а сидеть — повелителям и начальникам, посмотри, как различает то и другое в следующих словах: « об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века » (Евр. 1:7–8), — под образом « престола » представляя нам царскую власть. Итак, если я доказал посредством всего сказанного, что Сын имеет достоинство не служебное, а владычное, то будем покланяться Ему, как Владыке и равночестному с Отцом; и сам Он повелел это, сказав: « дабы все чтили Сына, как чтут Отца » (Иоан. 5:23). С правым же исповеданием догматов соединим и праведность жизни и дел, чтобы нам не на половину совершать свое спасение. А праведности поведения и чистоте жизни ничто не может так способствовать, как частое пребывание здесь и усердное слушание. Что для тела пища, то для души изучение божественных вещаний; ибо « не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих » (Матф. 4:4). Посему те, которые не участвуют в этой трапезе, обыкновенно испытывают голод. Послушай, как Бог угрожает этим голодом и ставит на ряду с наказанием и мучением: « пошлю на них », говорит Он, « не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних » (Амос. 8:11). Не безумно ли для избежания телесного голода делать все и принимать все меры, а душевный голод добровольно навлекать на себя, тогда как он тем тяжелее, чем больший от него бывает вред? Нет, прошу и убеждаю вас, не будем так худо относиться к самим себе, но будем предпочитать пребывание здесь всем занятиям и заботам. Столько ли, скажи мне, ты приобретешь, оставляя собрание, сколько потеряешь и для себя и для всего дома? Хотя бы ты мог найти целое сокровище золотое и ради него оставил это собрание, и тогда ты потеряешь больше, и настолько больше, насколько духовные блага выше вещественных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7. Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил. Пусть не постыдятся, говорит, во мне те, которые терпят Тебя, Господи, не получая помощи, которой надеются от Тебя, то есть, ожидающие, что Ты будешь им помощником. Он называет Его Господом сил, потому что может спасти призывающих Его. Ниже да посрамятся о мне ищущие Тебе, Боже Израилев. Сии слова сходны с сказанными выше пред оными. Ищущие Бога суть те, которые призывают Его в терпимых ими бедствиях Или по словам Евсевия , это говорится от лица Христа: поелику Я, говорит, за них пожелал вкусить смерть; то да истребится распространившийся на них чрез смерть стыд. Итак, сим он означает то, что чрез воскресение Его смерть удалится и исчезнет. Совершенно то же самое говорит и Афанасий . 8. Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. О поношении, то есть, посмеянии, делаемом врагами мы сказали в 41-м псалме, при изъяснении слов: поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: где Бог твой. А за поношением и осмеянием со стороны врагов следует и стыд Христос говорит к Отцу: прошу, да удалится смерть за то, что Я принял ее, хотя и послушен был Тебе. Прочие (люди) за свои грехи подвергаются поношениям, а Я, как не познавший греха, по Твоему совету страдал и подвергся злословиям (Слова вел. Афанасия ). 9. Чужд бых братии моей и странен (чужестранец) сыновом матере моея. Сии слова и следующие за ними, очевидно, относятся ко Христу, как это будет показано. Никоторые, как то: божественные Кирилл и Афанасии и Евсевий и Дидим усиливаются приложить к тому же Христу и предыдущие слова, так как Он терпел по закону человеческой природы, где братьями Господе называет иудеев; потому что и Христос по человечеству и иудеи имели отцем своим Авраама. Равным образом называет их и сынами матери своей по причине общей Его и их матера— Сарры, потому что и они не приняли Его: пришел, говорит, к своим и свои Его не приняли (Иоан.1,11); также: не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе (тоже 8, 48)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. Всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, не чист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней... Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится тот человек из среды народа» ( Чис. 19:11–22 ). 6) Тела ветхозаветных праотцов и святых мужей погребались навсегда в земле и не были чтимы от людей поклонением по двум причинам. Во–первых, ветхозаветные праведники носили в теле своем Адамов грех и не могли быть от него очищены даже всеми жертвами ветхозаветными ( Евр. 10:1–2 ), каковое очищение приобретено для людей Кровью Господа нашего Иисуса Христа, которая «очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1:7 ; Евр. 10:10,14,19 ) посредством таинства св. Крещения ( Деян. 2:38; 22:16 ; Еф. 5:26  и др.) и других св. таинств, омывающих наши грехи благодатью Св. Духа ( Еф. 2:5–8 ), Которого Бог «излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя нашего» ( Тит. 3:3–8 ). Само Тело Господа нашего Иисуса Христа не было прославлено до вознесения Его на небо к Отцу Небесному, почему Христос и говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» ( Иоан. 20:17 ). Только после вознесения Христа на небо было прославлено Тело Его, и только после основания в день Пятидесятницы Церкви Христовой тела верующих христиан, получая в святых таинствах освящающую благодать Божью, стали «храмами живущего в них Св. Духа». Вот почему тела ветхозаветных праведников, как и тело св. Давида, увидели тление, и не были чтимы поклонением: они еще не были искуплены от греха и прославлены Христом. Во–вторых, тела их были сохраняемы в земле, а тело Моисея и совсем было скрыто от израильтян по той причине, что, как объясняют св. отцы Церкви, напр., св. Иоанн Златоуст , постоянно склонные к идолопоклонству евреи могли обоготворить тело Моисея и поклоняться ему, как Богу, особенно помня все совершенные им в Египте и в пустыне великие чудеса (Бес.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И хочешь ли знать, что имущество может стать дверию в небесное Царство? Сказано: «Продай имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф. 19:21 ). 7. Сказано же сие мною ради еретиков, которые предают проклятию обладание собственностью, имуществом и рабами. Не того хочу, чтобы ты был рабом своего имущества, и не того также, чтобы, как на врагов, взирал ты на данное тебе в услужение Богом. Поэтому на говори, что имущество есть достояние диавола. Если и скажет он: «все это дам тебе» ( Мф. 4:9 ), «ибо она (слава) предана мне» ( Лук. 4:6 ), то человек может опровергнуть это слово, потому что лжецу верить не должно. Но, может быть, сказал он и правду, вынужденный присущею силою. Ибо не говорит: «все это дам тебе», потому что это мое, но: «ибо мне предано». Не присвоил себе владычества, но признался, что ему вверено это и распоряжается им временно. Но пусть толкователи при времени войдут в исследование: лжет ли он или говорит правду. 8. Поэтому, един есть Бог Отец, Вседержитель, Которого бесславить дерзнули еретики. Ибо дерзнули обесславить Господа Саваофа, «сидящего на Херувимех» ( Пс. 79:2 ). Дерзнули похулить Господа Адонаи. Дерзнули похулить Бога, по сказанию пророков, Вседержителя. Но ты поклоняйся единому Богу Вседержителю, Отцу Господа нашего Иисуса Христа, бегай заблуждений многобожия, бегай всякой ереси, и скажи с Иовом: «Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа» (Иов. 5. 8:9). Во всем этом «честь Вседержителева» ( Иов. 37:22 ). Ему слава во веки веков! Аминь. 9-е огласительное слово к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» Чтение из книги Иова: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла» ( Иов. 38:2 ). 1. Невозможно узреть Бога плотскими очами, потому что бесплотное не может подлежать плотскому зрению. И сие засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, говоря: «Бога не видел никто никогда» ( Иоан. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010