Христианин, если он верен Богу, имеет и хранит внутренний мир в любых обстоятельствах жизни, но этот мир приобретает особую силу, когда он переходит в мир внешний, т. е. в мир со всеми людьми. И вот здесь-то и обнаруживается, насколько важен и нужен, в очах Божиих, этот мир, мир с ближними и со всеми людьми. Без примирения с ними невозможно ни нравственное оздоровление, ни примирение с Богом. И к нам, как некогда к своим слушателям, обращается великий Святитель со словами: «Послушай, что говорит Господь: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф 5:23–24),… потому что ради мира с братом твоим установлена и самая жертва» Полнота мира зависит, таким образом, от полноты взаимного примирения в духе любви и взаимопонимания. «Если возможно с вашей стороны, — убеждает апостол, — будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:18). Мир всех со всеми — это и есть мир во всем человеческом обществе, мир между народами и государствами. Такова суть воззрений св. Иоанна Златоуста на мир. Исходя из этих воззрений, мы можем сделать, в отношении затронутого нами вопроса, только один вывод: христианин должен приобретать внутренний мир, то есть мир с Богом, — в этом смысл его жизни, без этого он не христианин. Но этот внутренний мир тесно сопряжен с миром внешним, с миром среди людей; поэтому нельзя достигнуть этого вожделенного внутреннего мира, если мы не будем бороться и за внешний мир. Вот почему всякий христианин должен встать в ряды борцов за мир. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». А. Андреев Св. Иоанн Златоуст. Творения, СПБ, 1898 г., т. XII, стр. 1328. Там же. Там же, стр. 668. Там же. Там же. Там же, т. VI, стр. 305. Св. Иоанн Златоуст, Творения, т. II, стр. 435–437. Там же. Там же, т. V, стр. 212; т. I, стр. 625. Там же, т. X, стр. 9. Там же, т. V, стр. 32. Там же, т. II, стр. 435–436. Там же, т. V, стр. 33. Там же, т. II, стр. 429–430. Источник: ЖМП 2, февраль 1954

http://blog.predanie.ru/article/mir-po-s...

14 . И вот епископ, вернувшись в императорскую столицу, разузнал от продавших ему чашу, у кого они купили ее; явившись к патриарху Иоанну, он доложил ему обо всем случившемся с самого начала. 15 . Патриарх пришел в ужас от такого рассказа и, не в силах сохранить в тайне то, что услыхал, тотчас же отправился к императору во дворец и передал ему слово в слово все то, что было ему поведано. 16 . Маврикий без особого одобрения относился к смертным приговорам тем, кто оказался виновным; он считал более справедливым исцелять прегрешивших с помощью их раскаяния, чем наказания. 17 . Но патриарх настаивал, стремясь в своих возражениях действовать согласно с апостольским учением, и требовал отпавших от веры отправить на костер. Он приводил цитату из поучений Павла, которая гласила: 18 . «Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками духа святого, и вкусивших благого глагола божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе сына божьего и ругаются ему. 19 . Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от бога; а производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» 36 . 20 . Поколебалось твердое мнение императора, и этими словами Иоанн одержал над ним верх. На следующий день собрался суд, колдуны были подвергнуты допросу и, уличенные неопровержимыми уликами, преданы наказанию. 21 . Павлин был посажен на крепкий столб, вершина которого была расколота пополам; в эту щель была вложена его шея, и он задохнулся, окончив так свою преступную жизнь; но до этого он видел, как была отсечена голова его сына – он сделал его соучастником в нечестивом своем и преступном колдовстве. Глава XII 1 . Начальник мидийских сил, осадив крепость Афумон 37 , пытался ее взять. Узнав об этом, ромейский таксиарх подошел близко к реке Нимфию, стремясь захватить крепость Акбас 38 . 2 . Но это укрепление было неприступным и непреодолимым для осады. Эта крепость была расположена на вершине горы, с обеих сторон которой были обрывистые спуски, а задняя часть горы представляла глубокую пропасть, так что оставался только один единственный ход спереди, укрепленный сложенными в груды камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16) Вспомнил же я слова Господа, как Он говорил: «Иоанн при том крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым». 17) Итак, если Бог дал им такую же благодать, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, кто же был я, чтобы я смог возбранить Богу?» 18) Сие услышав, они умолкли; и прославили Бога, говоря: «Следовательно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». 19) А те же, кто был рассеян от мучительства, бывшего при Стефане, прошли вплоть до Финикии и Кипра, и Антиохии, никому не возвещая слово, кроме только иудеев. 20) Были же некоторые из них мужи кипрские и киринейские, которые, когда вошли в Антиохию, говорили и к эллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21) И была рука Господня с ними, и многое число верующих было обращено ко Господу. 22) Дошло же слово о них до ушей Церкви, что была в Иерусалиме, и послали Варнаву даже до Антиохии. 23) Он, когда прибыл и увидел благодать Божию, возрадовался; и увещевал всех с решимостью в сердце пребывать в Господе; 24) ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго, и веры. И приложилось много народу ко Господу. 25) Вышел же Варнава в Тарс, чтобы искать Савла, коего, когда нашел, привел в Антиохию. 26) И целый год собирались они там, в церкви, и учили многочисленную толпу, так что ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами. 27) Во дни же те, пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. 28) И встав, один из них, по имени Агав, предзнаменовал Духом, что по всему кругу земному будет великий голод, который и случился при Клавдии. 29) Ученики же, каждый в соответствии с тем, кто сколько имел, решили послать на служение [милостыни] братьям, живущим в Иудее, 30) что и сделали, послав [собранное] к старейшинам через руки Варнавы и Савла. Глава XII 1) В то же время царь Ирод поднял руки, чтобы причинить зло некоторым из [принадлежащих к] Церкви. 2) Убил же Иакова, брата Иоаннова, мечом. 3) Видя же, что угодил иудеям, вдобавок решил, чтобы взяли и Петра. Были же дни опресноков. 4) Коего, когда схватил, бросил в темницу, передав четырем четверицам воинов для охраны, желая после Пасхи вывести его к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

3 . И в радости будете почерпать воду из источников спасения, Если мы вспомним угрозы пророка Ис. 3:1 : „У Израиля отнято будет.... всякое подкрепление водою“; и Ис. 8обличение: „что народ пренебрегал водами Силоама“, т. е. вечно живым источником слова Божия, – то для нас яснее раскрывается смысл настоящего пророчества. Когда народ воскликнет: Господь Бог спасение мое и упование мое,-тогда для него откроется тот животворный источник, который утолит жажду души его и обратить печаль в радость. Это исцеление сердца, о котором позже говорит Иеремия XXXI, 33–34; это крещение Духом Святым, о котором говорил и Иоиль ( Иоил. 2:26–32 ) и Креститель Иоанн ( Мф. 3:11 ) и рождение от Духа, о котором говорил Сам Господь ( Ин. 3:5 ) и вечный источник, напояющий живущих, на что указал опять Сам Господь, „говоря о Духе, которого имели принять верующие в Него“ 668 . Воды Силоама, тихие воды, воды Господни, – противополагались бурным водам языческим 669 . Они были символом ветхого завета, дарующего человеку тихое спокойствие, но не дарующие еще ему вечного счастья. Только источник воды живой, текущий в жизнь вечную, напояет вполне душу человеческую; а источник этот дарован лишь Иисусом Христом, принесшим в мир истину и благодать ( Ин. 1:18 ) и прощение, и освящающий человека и человечество Духом Святым и творящий нового человека. См. Ин. 2:14, 6:35, 15:26 ; 2Кор. 5:17 ; Гал. 6и мн. др. 4. и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. 5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. В главе XI, как мы видели, говорилось о собрании вкупе Израиля и язычников, т. е. всех народов, для участия в царстве Божием, под главенством „Отрасли от корня Иессеева, на Котором Дух Господень“. Глава XII есть пророческий возглас хваления совершившагося; радостный гимн, раздающийся уже не в одной Палестине, а по всей земле. Заметим, что призывание к славословию Иеговы всех народов земли встречается не только во Второзаконии 670 , но еще в книгах Паралипоменон, где записан Псалом „данный Давидом чрез Асафа и братьев его“ по случаю перенесения ковчега во град Давидов 671 . „Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела его“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

46).    Верующие избегнут смерти, вечной: и пойдут сий в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. XXV:46). И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему? (Иоан. XI:26). – Ныне, когда вы освободились от греха, и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная (Рим. VI:22). – Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет (Апок. XX:6).   16. Степени адских мучений    I. Св. Василий Великий при объяснении слов евангельских: „биен будет много и биен будет мало“ (Лук. XII:47, 48), замечает, что „слова эти означают не конец мучений, а разность оных. Ибо, если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешней, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто внутреннее. И сказанное в притчах: „во дне ада“ (IX, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во дне ада, терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях, ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами, другой чувствует только лихорадку и то не в равной степени с другим, иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, и то опят более, или менее другого» (Правило кратко изложен., отв. на вопр. 207, в „Твор. св. отц.“ IX, 346 – 357).    II. Св. Иоанн Златоустый о различии наказаний в будущей жизни так рассуждает: „кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен – больше послушания; ежели облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих» (На Римл. бесед. X., стр. 84, по русск. пер.). „Отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и в муках тамошних: напротив, кто, не имея добрых дел, принесет только злые, сказать нельзя, сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку“. (Слов. к Феод. падш. 1, в „Хр. Чт.“ 1844, 1, 413).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

6 . И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало, и какого не будет более. 7 . У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. 8 . И прийдут все рабы твои сии ко мне, и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ (твой), которым ты предводительствуешь. 237 После сего и я выйду. И вышел (Моисей) от Фараона с гневом. 238 9 . И сказал Господь Моисею: не послушал вас Фараон, чтобы умножились (знамения Мои) и чудеса Мои в земле Египетской. 10 . Моисей и Аарон сделали все сии (знамения и) чудеса пред Фараоном: но Господь ожесточил сердце Фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей. Глава XII Рассказ об исхождении из Египта прерывается законом об учреждении Пасхи, которая, однако, тесно связана с избавлением от поражения Ангела Истребителя и с самым исходом Израиля из Египта. Пасха, по толкованию комментаторов, означает быстрое прохождение, пролетание с распущенными крыльями, а также заключает в себе мысль пощады. Из стихов 1 и 27 этой главы видно, что сказание об учреждении Пасхи записано Моисеем уже в пустыне, что, впрочем, и не могло быть иначе, так как перед исходом едва достало времени отдать необходимыя словесные приказания. Приказания эти заключаются: а) в учреждении торжественного празднования дня избавления Израиля, 14 Авива, две недели после первого весеннего новолуния (приблизительно в начале апреля), с которого и будет начинаться священный год народа Божия; б) в окроплении кровию пасхального агнца дверей домов, в которых жили Израильтяне; в) в совершении Пасхи, в дорожных одеждах, при чем хлеб должен быть не квашеный, а агнец пасхальный должен быть испечен огнем, кости его не должны быть сломаны, и он должен быть съеден, остатки его должны быть сожжены до утра. Наконец, последнее приказание касалось того пункта, к коему должны направиться отдельныя группы, чтобы соединиться в общую колонну. Останавливаясь на совершении самой пасхи, как священного символа, имевшего глубокое таинственное значение, которое не могло быть понято до пришествия Того, Кто «понес беззакония наши», мы не можем не остановиться на таинственном прообразовательном значении этой ночи, рисующей вдали другое избавление всего человечества кровию агнца, о котором сказано: «Кость не сокрушится от него»; при чем сам Евангелист Иоанн указывает на пророческое значение пасхального агнца книги Исхода ( Uoahha XIX, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

8-13). Откуда родилась в учениках эта мысль? Они слышали, как Учитель говорил: милости хощу, а не жертвы (Ос. VI, 6), и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее - суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если он не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены, попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро и на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, быть носимым во чреве, питаться млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение. Елеем Иаков помазал столп в жертву Богу (Быт. XXVIII, 18); елей приносим был в жертвах (Лев. II, 4); елеем помазуемы были и священники (VIII, 10). Но ученики, не зная мыслей жены, неуместно укоряли ее, и в самом обвинении указали на щедрость жены. Сказав, что его можно было бы продать за триста динариев (Марк. XIV, 5; Иоан. XII, 5), они показали, сколько она истратила на миро, и какую обнаружила щедрость. Поэтому Христос и упрекает их, говоря: что труждаете жену? И указывает далее причину, желая снова напомнить им о Своем страдании: на погребение, говорит, Мя сотвори. Приводит также и другую причину: Нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате; и: идеже аще проповестся евангелие, речется, и еже сотвори сия (ст. 11, 13). Видишь ли, как Христос предвозвещает ученикам исшествие их к народам, и таким образом утешает их при мысли о смерти, указывая на то, что после крестной смерти откроется такая сила, что проповедь распространится повсюду. Итак, какой несчастный будет противоречить столь очевидной истине? Вот исполнилось то, что Христос предсказал, и куда ни пойдешь во вселенной, везде увидишь, что возвещают и об этой жене, хотя она не знаменита, не имела многих свидетелей, была не на зрелище, но в доме, и притом в доме некоего прокаженного, в присутствии одних только учеников Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XII, 15,16). Причина твоего уныния, повидимому, одна - неистовство лукаваго демона; но можно найти много скорбей, рождающихся потом от этого корня. Это говорю я теперь не от себя, но на основании тех жалоб, которыя часто слыхал от тебя когда ты был вместе с нами; и во-первых (ты жаловался) на то, что в прежнее время, когда ты вел мирскую жизнь, ты не терпел ничего подобнаго, а когда распялся миру, тогда и почувствовал такую болезнь, которая способна смутить и повергнуть в отчаяние; во-вторых - на то, что многие из живущих в удовольствиях, подвергшись одинаковой с тобою болезни, после кратковременных страдании освободились от этой болезни и совершенно выздоровели, так что вступили в брак, сделались отцами многих детей, наслаждались удовольствиями настоящей жизни, и вновь уже не подвергались подобной болезни, - ты же проводишь столько времени в постах, всенощных бдениях и прочих подвигах, и между тем не получаешь освобождения от постигших тебя страданий; в третьих - на то, что тот святой муж, который явил столь великую силу на других людях, не мог этого же сделать на тебе, возлюбленный, и не только он, но и бывшие с ним, которые даже сильнее его, все отошли от тебя одинаково безуспешными. Кроме того по словам твоим, ты сильно скорбишь и потому еще, что сила уныния так овладела твоею душою, что часто ты едва не бросался в петлю, или в реку, или в пропасть. Есть и пятая жалоба, состоящая в том, что ты видишь, как твои сверстники и вместе с тобою начавшие вести подвижническую жизнь благодушествуют, а ты еще находишься в жесточайшей буре и живешь в самой ужасной темнице. По словам твоим, не столько должно плакать закованным в железо, сколько связанным этими цепями. Затем, говорил ты мне, и еще нечто сильно безпокоит тебя: ты боишься и трепещешь за отца, как бы он, узнав об этом, не сделал больших неприятностей принявшим тебя вначале святым; потому что, надеясь на свою силу и богатство и предавшись скорби, он отважится против них на все и не удержится ни от чего, что ему вздумается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех . Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои ( Пс. 138:13,15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?.. Ты вывел меня из чрева ( Иов 10:8,10–12,18 ). Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя ( Иер. 1:5 ), – сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», – писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... дающия врачевство для извержения зачатаго в утробе, суть убийцы, равно и приемлющия детоубийственныя отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого , включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91-м правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности:»... различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

XII. Не царей дело – давать законы Церкви. Что говорит божественный Апостол? «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вто­рых, пророками, в-третьих, пасты­рями и учителями " ( 1Кор.12:28 ), для устроения Церкви. Не ска­зал: царями. И опять: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пе­кутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр.13:17 ). И опять: «Поминайте наставников ва­ших, которые проповедовали вам слово» ( Евр.13:7 ) [Божие], «и, взирая на кончину их жизни, подра­жайте вере их» ( Евр.13:7 ). Не цари «проповедовали» нам «слово», но Апостолы, и пророки, и пастыри, и учители. Бог, заповедав Давиду построить Ему дом, говорит к нему: Ты «не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь» ( 1Пар.28:3 ). «Итак отдавайте вся­кому должное, – воскликнул Апостол Павел, – кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим.13:7 ). Царям свой­ствен хороший образ государственной деятельности; церковное же устройство – дело пастырей и учителей. Это, братие, разбойническое нападе­ние. Саул разорвал одежду Самуила и что потер­пел? Бог разодрал его царство и дал его весьма кроткому Давиду. Иезавель преследовала Илию, и свиньи и все псы лизали ее кровь, и блудницы мылись в ней. Ирод умертвил Иоанна и, снеда­емый червями, умер. И теперь блаженный Гер­ман 38 , блистающий жизнью и словом, был окле­ветан и сделался изгнанником, также и весьма многие другие епископы и Отцы, имен которых мы не знаем. Не разбойническое ли это дело? Господь, когда к Нему с искусительными намерениями подошли книжники и фарисеи, чтобы уловить Его словом, и вопросили Его: «Позволи­тельно ли нам давать подать кесарю, или нет?» – ответил им: «Покажите Мне динарий», а когда по­казали, сказал: «Чье на нем изображение?» Когда же они сказали: «Кесарево», – говорил: «Отдавайте ке­сарево кесарю, а Божие Богу» ( Лк.20:22–25 ). Мы покорны тебе, царь, в делах, касающихся жизни [то есть в делах «века сего»]: податях, пошлинах, получении [твоих] даяний, в том, в чем вверено тебе управление нашими делами; в церковном же устройстве имеем пастырей, «проповедовавших» нам «слово» и изготовивших церковное законоположе­ние. Не удаляем со своего места «межи давней, которую провели наши отцы " ( Прит.22:28 ), но удерживаем предания, как приняли их. Ибо если начнем, хотя и в малом, ниспровергать здание Церкви, то оно понемногу будет разрушено все.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010