Другим распространенным пороком высшего духовенства была симония . Папа Иоанн XIV предлагал Константинопольскому патриарху купить верховное главенство над Церковью, а 12-летний папа Бенедикт IX продал и самый престол. До нашего времени дошла легенда (а может, и не легенда) о папессе Жанне . Из этого кризиса Римско-католическую Церковь отчасти вывел выходец клюнийского монастыря папа Григорий VII, который вел борьбу с симонией, развратом (за целибат духовенства), а также за светскую власть римской кафедры. Главная борьба папы развернулась с Генрихом IV. «Каносса», когда трое суток император ожидал приема папы в одежде кающегося (в рубище, стоя босыми ногами в снегу, с непокрытой головой), потрясла весь мир, подняв авторитет папы на небывало высокий уровень. Результатом деятельности папы Григория VII была победа над светской властью. Она явилась началом кровопролитий, возвышения и падения папства. Была установлена безобразная духовная тирания. Папа Иннокентий III в первой энциклике писал: «Римский первосвященник является наместником не простого человека, а истинного Бога, ибо, хотя мы и преемник главы Апостолов, однако мы не его и не какого-либо Апостола или человека, но самого Бога наместник. Государство получает свое существование только от Церкви, подобно тому как луна отражает солнечный свет». В католическом богословии окончательно утверждается схоластика, основанная теологом августинианского направления и философом Ансельмом Кентерберийским (1033–1109), который выдвинул девиз: «Верую, чтобы понимать». Схоластика сочетала веру в авторитет Библии и святоотеческого Предания с рационально-философским методом изложения и аргументации. Сначала это было явление положительное, ибо давало рациональное обоснование вероучению, выполняя апологетическую функцию, но начиная с эпохи Ренессанса схоластика становится негативным явлением, рассудочным, сухим и формальным подходом к богословию. Схоластика вырождается в софистику , умение доказывать противоположные мнения с одинаковой убедительностью.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

865 В издании Юстелла: в первой редакции Карфагенских правил 22 (р. 696), во второй 84 (р. 731). В Афинской Синтагме (т. III) в третьей редакции (Аристина) прибавлено еще около 50-ти, всего 134. 866 В тексте сокращения допущены значительные уклонения от полного текста следующих правил: 4-го Неокесарийского и Гангрского соборов; 2-го и 3-го Антиохийского собора; 11, 22, 27, 28, 33, 45, 48 и 60-го правил собора Лаодикийского. 867 Нет: 5-го Никейского, 20 – Антиохийского, 4 – Ефесского, 1 и 19 – Халкидонского и 2 и 5 Сардикийского. 868 Цахариэ полагает, что синопсис составлен в промежуток времени между появлением Свода правил в 50 титулах Схоластика и появлением синтагмы в XIV титулах, потому что он содержит более, чем Свод Схоластика, а менее, чем синтагма (1152). Но в таком случае откуда мог взять составитель синопсиса правила Карфагенского собора? Он мог их взять только из синтагмы, в которой они появились на греческом языке в первый раз. (Zachar. Die griechischen Nomokanones, 6). Поэтому, кажется, вернее то предположение, что составитель синопсиса имел перед глазами как Свод Схоластика, так и синтагму. Синтагме он следовал в своем сокращении, а в Своде Схоластика мог найти основание внести в свой синопсис одни только правила Св. Василия Великого и опустить правила других св. отцев. 869 Zachar., 1152. (Странно указывать дату греческого перевода Карфагенских правил по заметке сирской рукописи, относящейся к переводу деяния Карфагенского собора 256 г. при Киприане, когда дата эта определена самим Цахариэ на основании времени составления синтагмы). 870 Zachar., 1153. Иоанн (Опыт курса церк. законовед. I, 80) о древнейшем «собрании» правил Никейских, Анкирских, Неокесарийских и Гангрских, к которым потом присоединены были Антиохийские, – говорят, «в некоторых изданиях этот сборник надписывается именем Стефана епископа Ефесского», и при этом ссылается на Баллерини (Pand. (sic.) С. I, n. 8), Юстелла и Фабриция (XI, L. р. 26). Но Баллерини прямо доказывают (против Юстелла), что Стефану в некоторых рукописях приписывается не Collectio canonum, а именно synopsis.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Глеб (Улеб), тысяцкий Глеб, брат Святослава Глеб Юрьевич, князь Голубинский Е.Е. Григорий VI, папа Римский Григорий, епископ Белгородский Григорий, Богослов св. Григорий, священник Григорий, преподобный, чудотворец Гумилев Л.Н. Д Давид Игоревич, князь Даниил Заточник Даниил Романович, князь Даниил Юрьевский, епископ Дамиак Юрьевский, епископ Десятчиков Ю.М. Диоклетиан, император Дионисий, епископ Полоцкий Дир Дмитрий Солунский св. Добрыня Добрыня Ядрейкович (епископ Антоний) Дождьбог Дорофей, епископ Тирский Дудик, холоп Е Евсевий Панфил, епископ Кессарийский Евстратий, преподобномучение Евстратий Корсунянин Евферий, св. Елипдий, св. Епифаний Кипрский , св. Еферем, епископ Переяславский Ефрем, грек, епископ Ефрем, митрополит Ефрем Сирин , преподобный Ефросинья Полоцкая, преподобная З Знаменский П. И Иаков Мних Ибн-Мискавей Ибн-Русте Иван IV, царь Иванов П., писатель Игорь Ольгович, князь Игорь Рюрикович, князь Игорь Ярославович, князь Игнатий, патриарх Иероним, Стридонский, блаженный Изяслав Давидович, князь Изяслав Мстиславович, великий князь Изяслав Ярославович, великий князь Икумений Трикский Илларион, митрополит Киевский Иловайский Д.И. Ингварь, князь Иннокентий III, папа Римский Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Иоаким, епископ Туровский Иоанн I, митрополит Иоанн II, митрополит Иоанн III, митрополит Иоанн IV, митрополит Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербурский и Ладожский Иоанн Богослов, апостол Иоанн варяг Иоанн Дамаскин , преподобный Иоанн Златоуст , святитель Иоанн, епископ Готфский Иоанн, игумен Иоанн X Каматер, патриарх Иоанн Лествичник , преподобный Иоанн Малала, летописец Иоанн Многострадальный, преподобный Иоанн, епископ Ростовский Иоанн Схоластик, патриарх Иоанн Цимисхий, император Иоанн, епископ Черниговский Иоанн, Экзарх Болгарский Иосиф, митрополит Ипполит, папа Римский К Кадм, епископ Боспорский Калокир, патрикий Капитон, мученик Карташев А.В. Кий Кирилл I, митрополит Кирилл, св. равноапостольный Кирилл Александрийский , св. Кирилл Иерусалимский , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 303. Ср.: С. 10, 36, 164.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15—16.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам; п. 128. С. 258.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами, § 139//Добротолюбие. T. I. С. 551; преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, С. 102.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном. С. 56, 57; Слово 2. Об оправдании делами, § 8. С. 134.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 214.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 115.    См. книгу: Преосвящ. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж. 1890. С. 72.    Преп. Дорофей. Поучение 7.    Преп. Марк Подвижник. Наставления в духовной жизни, § 4//Добротолюбие. T. I. С. 508—509.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 29. С. 131—132; архим. Феофан Новоезерский. Наставления. § 198//Старч. советы. С. 96; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 149. С. 293—294; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 369. С. 86—87; преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. Нравственные подвижнические слова СПб.,1911. С. 141—142.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 198. Творения. T. V. С. 166.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами, § 204. С. 202.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 49.    Там же. T. III. С. 463.    Там же. T. IX. С. 373—374.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 45. С. 101—102.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. С. 251—252.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IX. С. 108.    Преп. Исаак Сирин. Слово 57. С. 299.    Иеросхм. Макарий Оптинский. П. 402. С. 684.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 307.    Преп. Марк Подвижник. Об оправдании делами, § 150//Добротолюбие. T. I. С. 552.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13, свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 118. T. IX. С. 150.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 279, 366, 495.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение, 1895. T. III. С. 453—454.    Свт. Григорий Чудотворец. Творения. Екклезиаст. Гл. III. Петр.:1916. С. 66.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФИЙ СХОЛАСТИК [греч. Αγαθας Σχολαστικς] (Миринейский), визант. историк и поэт (между 530 и 536, Мирина в М. Азии - между 579 и 583). Учился в Александрии и К-поле; после завершения юридического образования в столице стал адвокатом (отсюда прозвище). Лит. деятельность А. С. начал с поэтического изложения эротических мифов эпическим размером Δαφνιακ (Дафниака, 9 кн., из к-рых ни одна не сохранилась), а также составил сборник имевших хождение в его время эпиграмм, добавив к ним и свои (Κκλος τν νων πιγραμμτων, Цикл новых эпиграмм, 7 кн.); более 100 эпиграмм А. С., в к-рых рядом с традиц. для античной эпиграммы сценами любви и застолья находятся сцены, взятые из Библии или НЗ, сохранились в «Палатинской антологии». В их языке и стиле заметно влияние Нонна. Последним неоконченным сочинением А. С. стала «История» (Περ τς Ιουστινιανο βασιλεας - О царствовании Юстиниана, 5 кн.), описывающая войны империи с готами, франками и персами в период 552-557 гг., примыкающая к историческому сочинению Прокопия Кесарийского и формально продолжающая традиции античной историографии. Внимание автора направлено прежде всего на военно-политические события, историко-этнографические описания различных племен и сообщения о природных катастрофах. Вместе с тем «История» А. С. содержит и важные сведения, относящиеся к событиям церковной жизни: разграбление христ. храмов в Италии герм. племенами (II 1) и жен. мон-рей во Фракии гуннами (V 13). Кроме того, А. С. упоминает о восстановлении после землетрясения в К-поле купола храма Св. Софии при имп. Юстиниане I (V 3-9) и описывает храмы в предместьях К-поля (Влахерны и др. V 14) и храм св. Стефана в Лазике (III 5). Заметный отпечаток на «Историю» наложили обстоятельства ее написания (А. С. от излагаемых им событий отделяли не менее 20 лет) и личность автора. Весьма большое значение он отводит стилистической обработке своего сочинения и дидактической стороне событий в ее христ. понимании, что, по мнению совр. исследователей, часто влияет на объективность информации. Христ. взгляды автора, так же как и его веротерпимость, проявляются при описании А. С. верований различных племен. Наконец, весьма часто А. С. прерывает историческое повествование, чтобы рассказать о собственных мыслях и переживаниях, о событиях, очевидцем к-рых он явился, или чтобы просто пожаловаться на свои беды. «История» А. С. пользовалась популярностью в Византии: Менандр Протиктор написал ее продолжение (с 558/59 по 582), им пользовались Евагрий Схоластик , Иоанн Епифанийский , Феофан Исповедник , она послужила образцом для исторического сочинения Льва Диакона .

http://pravenc.ru/text/63212.html

Ипатий ефесский 375–7. Ипатий никейский 553. 554. 557. Ипатия 100–1 . 156. Ипполит римский 148. 151. 249. 254. 130. Ираклид ефесский 169. 303. Ираклий имп. 439. 440. 442. 445–6. 449–458. 460–2. 476. 478. 503. Ираклий II (Ираклона) 476. Ирина имп. 311. 542. 548. 549. 565. 567. 582. Ириней комит 212. 237. Ириней лионский 251–2 . 253. 130. Ириней тирский 149. 245. Ирон (Максим киник.) 107. Исаакий ρχιαναγνστης 154. Исаак Ангел 147. Исаак монах 169. Исаия эдесский 452. 456–7. Исидор Пелусиот 84. 180. 191. 200. Исидор пресв. 109. 159. 160-1. Исидор севил. 43 1. Исокасий квестор 92. Исхира 46. 48. Иаков Бурдеана (Барадей) 431–3. Иаков хореписк. 218. Иероним бл. 105. 109. 140. 154. 161. 165. 264. 276. 111.157–160. 174. 399. 510. 511. Иоаннакис 510. 511. Иоанн IV алекс. 307. Иоаан V алекс. (Милостивый) 107. 108. 448-9. Иоанн аназарвский 401. Иоанн антиох. 245. 176. 193–7. 203-5. 207— 210. 213. 216. 221-2. 224-8. 235. 236/237. 240. 417. Иоанн автиох. монофис. (VII в.) 454. Иоанн Аскоснагис 351. Иоанн Богослов 124. Иоанн германикийский 289-290. 317. Иоанн Грамматик 571. 576. 578. Иоанн Дамаскин 294. 412. 501. 519. 520-1. 523-4. 552. 560. 563. Иоанн диакон 169. Иоанн диак. римск. 491. Иоанн ефесский (V в.) 310. Иоанн ефесский (истор.) 92. 122. 380. 381. 432. 438. Иоанн Златоуст 27. 80–1. 99. 102. 103. 108. 110. 124. 130. 134. 140. 145. 150. 157. 162. 166. 169-171. 172. 174. 176. 183. 188. 227. 235. 279. 292. 293. 314. 316. 2. 83. 118. 119. 161–175. 178. 191. 194. 201. 303. 306. 319. 352. 420. 526. 551. 564. 570. Иоанн иерус. 244. 245. 157-9. Иоанн иерус. (VI в.). 557. Иоанн Кассиау 192. Иоанн catholicus 305. 365. 344. 446. Иоанн кипрский 333. Иоанн комит 176. 213. 219. Иоанн II конст. (Каппадокиец) 303. 309. 362. 363. Иоанн III конст. (Схоластик) 307. 434. 435–6. 437. Иоанн IV конст. (Постник) 99. 307–310. 437. 570. Иоанн V конст. 498. 550. Иоанн еп. (легат) 303. 364–5. Иоанн логофет 549. 559. Иоанн майрагомский 460-1. Иоанн Максентий 367. Иоанн Марон патр. 502. 504-6. Иоанн монагрийский 536.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Тайная вечеря. Фреска в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 20-е гг. XIV в. Неизв. художник школы Пьетро Лоренцетти Тайная вечеря. Фреска в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 20-е гг. XIV в. Неизв. художник школы Пьетро Лоренцетти Вопрос о совершителе таинства получил в ранней схоластике некоторое развитие. Если св. отцы древней Церкви и лат. богословы каролингской эпохи утверждали, что таинство совершается Церковью и вне Церкви совершение таинства невозможно, то с кон. XII в. лат. богословы начали подчеркивать, что от лица Церкви таинство совершает священник, а верные выступают его соработниками (Одо из Камбре). Нек-рые проводили различие между освящением, к-рое совершает священник, и жертвой, к-рую приносят верные, а именно самих себя (Гонорий Августодунский, Бернольд Констанцский, Иоанн Белет). Другие же считали, что активным субъектом в таинстве выступает лишь священник, к-рый «передает» молитвы народа на небеса (Петр Ломбардский, папа Иннокентий III). По мнению Сикарда Кремонского ( 1215), священник при рукоположении получает от Христа власть быть совершителем таинства, и его власть реализуется в произнесении установительных слов ( Sicardus Cremonensis. Mitrale//PL. 213. Col. 128-131). По словам папы Иннокентия III, когда священник повторяет слова Христа, хлеб и вино обращаются в Тело и Кровь Христовы той же силой слова, к-рой «Слово стало плотью» (Ин 1. 1) и к-рой «Бог сказал», и «стало так» ( Innocentius III, papa. De sacro altaris mysterio//PL. 217. Col. 859), при этом папа Иннокентий III не считал освящение Даров новым творением. В «Исповедании веры, предписанном вальденсам» (1208), он утверждал, что Дары освящаются не священником (вне зависимости от его личных качеств), но словом Творца и силой Св. Духа, поэтому никто, кроме правильно рукоположенного священника, не может совершать Е. ( Denzinger. Enchiridion. N 794). Католическое богословие Е. в XIII-XV вв. (см.: DTC. Vol. 5. Col. 1302-1320; Jorissen. 1965) продолжило разработку тех направлений, к-рые были заданы в ранней схоластике. Наиболее важные евхаристические термины и концепцтуальные модели, выработанные в предшествующую эпоху, были восприняты без существенных изменений. Так, уже Алан Лилльский († 1202) в сочинении против альбигойцев, отвергавших таинство Е., относил учение о пресуществлении к истинам веры (articulus fidei), к-рыми обладала еще ранняя Церковь ( Alanus de Insulis. De fide catholica. I 59//PL. 210. Col. 363). Огромный интерес к таинству Е. в эту эпоху на Западе отразился в т. ч. в том, что в XIII-XV вв. было зафиксировано особенно много евхаристических чудес (см.: Browe P. Die eucharistischen Wunder des Mittelalters. Breslau, 1938; Snoek. 1995. P. 309-344). Папа Иннокентий III (1198-1216) и IV Латеранский Собор (1215).

http://pravenc.ru/text/351651.html

    Скан Patrologia Latina 147     PL 148: Григорий VII (папа римский); Климент III (антипапа); Гебхард (архиепископ Зальцбургский); графиня Матильда; Бернальд Констанцский; акты Майнцского собора (1071); Стефан (епископ Хальберштадтский)     Скан Patrologia Latina 148     PL 149: Аномимные «Деяния понтификов Камбре» (1091—1179), «Хроника замка св. Андрея в Камбре»; Годефред из Ставло; Самуэль Морохиниан; Осберн Кентерберийский; Бартоломей (аббат Майорис); Бернард из Бесалу; Анастасий Клюнийский; Ансельмо ди Лукка; Удальрик (монах Клюни); Гийом Жюмьежский; Виктор III (папа римский); Гийом из Апулии; Гауфрид Малатерра; Сурита Иероним; Вильгельм I (герцог Нормандии); Дуранд (аббат Троарский); Гвитмунд (архиепископ Аверсанский); Эбрард Ваттенский     Скан Patrologia Latina 149     PL 150: Ланфранк; анонимная «Хроника аббатов Бека» (1034—1467); Херлуин Бекский; Гийом (аббат Бекский); Бозо (аббат Бекский); Теобальд (архиепископ Кентерберийский); Летард (аббат Бекский); Августин Кентерберийский; Боницо (епископ Сутри и Пьяченцы); Вильгельм (аббат Мецский); Вильгельм (аббат Гиршау); Хериманн (епископ Мецский); Теодорик, монах св. Уэна в Руане; Гвидо (аббат Фарфенский); Арибо (схоластик); Генрих Помпозиан; Роберт (аббат Тумбалены); Герард II (епископ Камбре); Рейнальд I (архиепископ Реймса); Иоанн Коттон; Фульк (аббат Корвейский); Гиллеберт (аббат Элнонский); Гийом (аббат Клюзи); Дуранд (епископ Клермон-Феррана); Хемминг Вустерский; Радбод (епископ Турне); Агано (епископ Отёнский); Ольдарик (препозит); Бернард (епископ Лодевский); Фулькой (субдиакон Мо); Константин Африканец из Кассино; Деусдедит (кардинал); Гийом, архидиакон из Пуатье; Иоанн Гарландский; Руфин (епископ)     Скан Patrologia Latina 150     PL 151: Урбан II (папа римский); Вальканд Медиани; Гудин из Лизьё; Видо (монах); Раймунд Арналли; Альвало; Анселл (схоластик); Бернелин; анонимные трактаты о музыке; Откер Регенсбургский; ряд анонимных сочинений, в том числе стихотворных; грамоты Радульфа Бургундского, Генриха I Французского, Конрада II, Генриха III, Генриха IV; церковные законы Этельреда II, Канута Английского, Макбета Шотландского, Эдуарда III Английского, Стефана I Венгерского; законы о нравах Бржетислава Богемского; Ангильберт (архиепископ Миланский); Андрей Бергамский; Пётр Библиотекарь; анонимный «Панегирик императору Беренгарию»; королева Матильда; письмо половца

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ИОАНН (Гарклавс Янис (Екабович); Гарклава Иван Яковлевич; 1898-1982), архиеп. Чикагский и Миннеаполисский Православной Церкви в Америке (ПЦА) ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей ИОАНН (Голонич; 1937-2012), архиеп. Прешовский и Словацкий Православной Церкви Чешских земель и Словакии ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии ИОАНН (Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев] (1744-1837), митр. Бодбийско-Сигнахский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог ИОАНН (Павлович; 1936 - 2014), митр. Загребско-Люблянский и всей Италии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ИОАНН (Пурич Младен; род. 1965), еп. Диоклийский, вик. Черногорской и Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство ИОАНН (Шаховской Дмитрий Алексеевич; 1902-1989), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель ИОАНН II (I) ИМУЛА (Мела; Монах) († 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора ИОАНН III (II) НИКИОТ патриарх Александрийский (505/06 - 516), противник Халкидонского Собора; св. Коптской Церкви (пам. копт. 27 пашонса (22 мая)) ИОАНН II (до 356 - 417), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров

http://pravenc.ru/rubrics/121368_29.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010