Среди основных проблем периода – генезис стиля XIII в. Старинная попытка объяснить происхождение стиля XIII и XIV вв. влиянием итальянского ренессанса была подвергнута аргументированной критике В.Н Лазаревым. Традиционно мнение, что источником стилистических изменений, смены содержания, явилось возрождение античности. Действительно, даже в трагических описаниях разорённого и поруганного Константинополя, одним из самых существенных аспектов для византийцев становится гибель античных памятников – бронзовых и мраморных статуй, рельефов, наводнявших метрополию до 1204 г. Более того, безусловным представляется факт, что в конфессиональном и политическом противостоянии Западу античность была реальной точкой опоры. Именно античность, неизвестная латинским варварам, явилась в XIII в. эквивалентом национальной традиции, символом национального самосознания наряду с православием . Широко известны примеры собирания древних рукописей, за которыми посылал император Никеи Иоанн Ватац, восторженные описания древних античных сооружений (Пергама), активное литературное движение, направленное на изучение произведений греческой и римской письменности. X. Хунгер приводит сведения о предпринятых Феодором Ласкарисом попытках реконструкции античного театра, дионисийских зрелищ. В целом, активность духовного и филологического процесса по возрождению античности, преимущественно связанного с Никеей, ни в малейшей мере не подлежит сомнению. Однако нельзя не заметить, что в живописи «копийные» мотивы появляются лишь в конце XIII в., а до 1261 г. копирование античных манускриптов не носило всеобъемлющего характера. Одновременно важно подчеркнуть, что существует целый пласт художественных явлений, вообще никак не связанных с эллинистическими тенденциями. Долгое время не подвергалось сомнению положение: отсутствие антикизирующих мотивов свидетельствует о консервативности и отсталости произведения. Однако на поверку оказалось, что эти факты связаны между собой совсем неоднозначны. Многие памятники XIII в., лишённые эллинистических аллюзий, тем не менее исполнены новых стилистических устремлений и входят в число ведущих для эпохи явлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ахилл – герой Троянской войны 33, 48, 208 Бадурий – стратилат Фракии при Юстиниане I 110 Байджу-нойон – монгольский полководец 310 Балдуин (Бодуэн) I – латинский император Константинополя (1204–1205) 289, 291, 292, 303 Балдуин (Бодуэн) II – латинский император Константинополя (1228–1261) 314 Барисбакур – приближенный Юстиниана II 119 Батан – архонт пачинакитов 170 Батбаян (Баян) – болгарский хан 117 Батый – монгольский хан (ок. L209–1255/1256) 305 Баян – правитель Аварского каганата (562–582?) 111, 112 Бела III – венгерский король (1172–1196) 301 Бела IV – венгерский король (1235–1270) 306, 309 Бледа – в 435–445 гг. правитель гуннов совместно с Аттилой 42, 44 Бодуэн – см. Балдуин Божилов И. 156 Борил – болгарский царь (1207–1218) 304, Борис II – болгарский царь (970–971) 202, 214, 220, 224 Борис Коломанович (Кальманович) – венгерский принц 252, 261, 262 Булгар – легендарный родоначальник болгар 193 Ваица – архонт пачинакитов 170 Вакх – пресвитер 111 Вакхин – сербский архижупан 279 Валамир – готский вождь, отец Февдериха 48, 50–54 Валгиц – архонт Босфора 119 Валент – римский император (364–378) 24, 27, 28, 30, 109 Валентиниан I – римский император (364–375) 22, 37–39, 109 Валентиниан II – римский император (383–392) 61 Валериан – римский император (253–259) 19, 22 Валерий – наместник Фракии 63 Валия – король визиготов (415–419) 63 Варда Склир – магистр 197, 220, 221, 227 Варда Фока – патрикий, стратиг 180, 236 Вардан – см. Филиплик Васавила (Роберт Басавила) – норманн, родственник короля Вильгельма 263 Васас (Вашаш) – знатный венгр 271 Василий I Македонянин (Большеголовый) – византийский император (867–886) 141, 176, 178, 183–185, 218 Василий II Болгаробойца – византийский император (976–1025) 187, 189, 217, 234–237, 302 Василий – проедр и паракимомен 200, 224 Василий Ватац – византийский полководец 285 Василик (Василько) Юрьевич (Георгиевич) –русский князь (XII в.) 270 Василиск – византийский император (475–476) 48, 49 Васильевский В. Г. 186, 187 Василько – см. Василик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Удивительно, но жертвой их мести и гнева сделался не всесильный Константин Месопотамский, а сама царица Ефросинья, которую обвинили в прелюбодеянии (!) с дальним родственником Ватацем. Добившись во время военного похода аудиенции у царя, они представили «доказательства» преступной связи и уговорили царя произвести суд над Ефросиньей после его возвращения в Константинополь, а «любовника» умертвить. Нужно было быть таким безумным ревнивцем, чтобы по примеру Алексея III поверить этим пасквилям. Ватац, честно воевавший в Вифинии, был предательски убит в своей палатке царским агентом Вастралитом, и его голова предстала перед «рогоносцем» 934 . Затем Алексей III отправился в Кипселлы, надеясь в боях подправить свой авторитет в народе. Однако по прошествии 2 месяцев он вернулся в Константинополь – воинский подвиг быстро наскучил василевсу, отдавшему западные области в жертву воинственным болгарам. Царя влекло уязвленное самолюбие и желание рассчитаться с дерзкой супругой, «обманувшей» его. Конечно, Ефросинья скоро узнала о возводимых на нее обвинениях, но напрасно пыталась образумить мужа – тот верил кому угодно, только не ей. Царица требовала публичного суда над собой, но Алексей III, опросив для порядка нескольких служанок супруги, приказал лишить Ефросинью царского достоинства и постричь в монахини. Так и случилось. Расправа потрясла даже клеветников, которые искренне жалели государыню и огорчались оттого, что невольно опозорили весь царский род. Внезапно все враги Ефросиньи объединились вместе с Константином Месопотамским в борьбе за царицу и спустя 6 месяцев убедили василевса восстановить ее в правах и вернуть во дворец. Но императрица была уже сломлена морально и физически. Поверил муж в ее измену или нет, но супружеские отношения между ними прекратились, и царица заняла тихий угол во дворце, не занимаясь больше государственными делами. Алексей III сам не заметил, как лишил себя единственного помощника и советчика, более всех других заинтересованного в успехе его царствования 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ватац сам был крупным землевладельцем и многие из его окружения также обладали значительными участками земли и имели достаточный доход от своих поместий. 609 Владение этими поместьями, как кажется, гарантировалось императором своей служилой знати. Это напоминает западноевропейские бенефиции и византийскую пронию, то есть земельные владения, гарантируемые самим императором, или от его имени, подданным за их услуги государству при том условии, что они несут военную службу. Возможно, крупные землевладельцы были иногда недовольны режимом Ватаца и отказывались ему повиноваться. К концу его царствования имело место некоторое количество конфискаций движимой и недвижимой собственности. 610 Этот весьма интересный феномен может быть объяснен антагонизмом между троном и крупными землевладельцами, информации о которых, однако, нет. Современный исследователь даже счел возможным утверждать, что подобные восстания аристократии против Ватаца действительно имели место. 611 С социальной точки зрения, Ватаца можно рассматривать как защитника крестьянства и городского класса. Он стремился прежде всего к защите их богатства и процветания. Это обстоятельство как раз могло вызвать неудовольствие земельной аристократии и, как ответную реакцию, суровые меры против них. Когда Феодор II взошел на престол, крупная аристократия, преследовавшаяся его отцом, смотрела поначалу на нового императора с доверием. Она надеялась вернуть утраченное влияние и богатства. 612 Однако она была разочарована в своих ожиданиях. Политика Феодора заключалась в уменьшении влияния аристократии. Он принимал суровые меры против многих ее членов. Длинный список должностных лиц, пострадавших при Феодоре, приводится современным ему автором. 613 Аристократия была унижена, и новые люди, низкого происхождения, окружили трон. Они были послушным инструментом в его руках. 614 После смерти Феодора, при его сыне, который был еще ребенком, аристократия снова усилила свое влияние. В связи с военными экспедициями Феодора, в государстве значительно возросли налоги, и в своем письме к Никифору Влеммиду, который обвинял императора во взимании слишком большого количества податей с населения, Феодор объяснял, что причиной такой его политики были военные акции. 615

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

С 1235 г. они начали совместные действия против французов и венецианцев. Вновь замаячила перспектива Греко-болгарского союза, и на этот раз данное предприятие казалось успешным. Оба царя договорились скрепить мирный договор брачными узами, одновременно с этим заключив военный союз против латинян. В 1235 г. Асень и Ватац вместе с женами появились под стенами осажденного болгарами Галлиполи, занятого венецианским гарнизоном, где произошла помолвка 11-летнего царевича Феодора Ласкариса, сына св. Uoahha III , и 9-летней дочери Uoahha II Асеня Елены. Затем невеста отправилась в Лампсак, где патриарх Герман в присутствии царицы Ирины совершил торжественное бракосочетание. Болгары получили то, чего так давно добивались от Рима и Константинополя, – автокефалию Болгарской церкви и признание ее архиерея патриархом. В 1235 г. Тырновский архиепископ Иоаким был торжественно провозглашен в Лампсаке Болгарским патриархом, чем наносился тяжелый удар по главе западного греческого духовенства, квартировавшего в Охриде, Первой Юстиниане 116 . Одной пулей Ватац убил двух зайцев: оказал громадную услугу болгарскому клиру и еще более возвысил собственного патриарха, у которого теперь не было конкурентов. После этого объединенные никейские и болгарские войска начали уже масштабное наступление на Латинскую империю. Асень захватил почти всю Фракию, а св. Иоанн III Ватац занял Фракийский Херсонес и прилегающую область от Марины до Ганоса. В этом же году Ватац разгромил город Галлиполи, принадлежащий Венеции, и захватил все области между Мраморным морем и Марицей, включая крепость Цурула. А Асень тем временем опустошил север Фракии, принадлежащий Латинской империи. В 1236 г. никейцы и болгары подошли к стенам Константинополя. Но тут сыграла свою роль Римская курия. Папа отлучил Асеня от Римской церкви, а венецианцы совместно с войсками князя Ахейского Готфрида II (1231–1246) сумели прорваться к осажденному Константинополю. Затем Иоанну де Бриенну удалось разбить греческое войско на суше, а венецианцам нанести поражение союзническому флоту на море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В такой натуре, какою была натура Фридриха II, политические планы и интересы господствовали над интересами церковными. Враждебное отношение к папству у Фридриха распространялось и на все то, что поддерживалось папством. В последнем случае для нас важна Латинская империя на Востоке, в которой папство видело одно из средств для церковной унии между западной и восточной церквами. Уже в этом сошлись интересы Фридриха и Иоанна Ватаца. Если Фридрих относился враждебно к Латинской империи потому, что видел в ней один из элементов папской силы и влияния, то Иоанн Ватац видел в папе церковного противника, который не хотел признавать константинопольского, находившегося в Никее православного патриаршества и являлся крупным препятствием для достижения намеченной им цели обладания Константинополем. Начало сношений двух императоров относится к концу тридцатых годов XIII века. Фридрих не побоялся заключить “союз с греками, смертельными врагами как папства, так и Латинской империи.” 533 Но надо сказать, что первые дипломатические сношения греков с Фридрихом были раньше этого, а именно: Феодор Ангел Эпирский вел с ним дружескую переписку и получал даже от Западного императора из Южной Италии материальную помощь, за что папа Григорий IX, заодно с Фридрихом, предал отлучению и анафеме эпирского деспота. Из этого явствует, что для тех или других политических комбинаций Фридриха религия, будет ли то православная или католическая, значения не имела. При общем враждебном отношении к папству Фридрих и Иоанн Ватац преследовали различные цели. Первый добивался отказа пап от притязаний на светскую власть; второй желал, при помощи известных компромиссов, чтобы Запад признал восточную церковь и чтобы этим самым латинское патриаршество в Константинополе теряло свой смысл. После этого Иоанн Ватац мог надеяться, что Латинская империя исчезнет сама собой. Папа также по-разному относился к двум неожиданным союзникам. Во Фридрихе он видел непокорного сына церкви, посягавшего на неотъемлемые, с папской точки зрения, прерогативы власти “викариев Христа” и наследников св. Петра. Иоанн же Ватац в глазах папы был схизматик, который являлся препоной для достижения заветной мечты папства, т.е. для воссоединения церквей. В своих взаимных отношениях Фридрих II обещал Ватацу очистить Константинополь от латинян и возвратить его законному государю; в свою очередь, Никейский император обязывался признать себя вассалом Западного императора и восстановить единение между обеими церквами. Конечно, трудно сказать, насколько эти обещания были искренни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Связанная с условием далеко идущих уступок поддержка Рима оказалась излишней: дни латинского Константинополя и без того были сочтены, ибо благодаря великим победам Ватаца восстановление Византийской империи на Босфоре было вопросом времени. Ватацу удалось удвоить протяженность Никейской империи. Ее владения в Малой Азии были надежно защищены, значительная часть Балканского полуострова также пребывала под его скипетром. Прежние соперники Никейской империи были выведены из игры или же обессилены. Латинская империя свелась к окрестностям Константинополя, ее окружали владения никейского императора. Нужда латинян была столь крайней, что Балдуин II заложил венецианским купцам своего единственного сына Филиппа, чтобы получить от них заем 1026 . Требовалось последнее усилие, чтобы взятием Константинополя завершить дело реставрации. Этот последний триумф выпал на долю другого императора, но все предпосылки для него создал уже Иоанн Ватац, и заслуга в деле восстановления Византийской империи принадлежит в первую очередь ему. Не менее значительной, чем внешняя политика Иоанна Ватаца, была его внутриполитическая деятельность. Он заботился об усилении законности и боролся с традиционными злоупотреблениями администрации. Поддерживаемый своей супругой Ириной Ласкариной, он стремился уменьшить нужду беднейших слоев населения, основывая многочисленные больницы и богоугодные заведения 1027 . Возведение капитальных церковных построек удовлетворяло вкусам византийского благочестия, а крепостей в пограничных областях – требованиям обороны. В лучших традициях византийского государства Иоанн Ватац учредил стратиотские наделы и усилил контингенты войск с помощью привлечения вытесненных монголами половцев, которых он приказал расселить в качестве стратиотов во Фракии и Македонии, а также в долине Меандра и во Фригии 1028 . Так на Востоке была восстановлена система пограничной обороны, и в этом византийский историк Георгий Пахимер справедливо усматривает одно из наиболее значительных достижений Никейского государства 1029 . Наряду с этим земли в Никейской империи в большом количестве продолжали отдаваться в пронию 1030 , причем представляется, что Иоанн Ватац прежде всего поощрял пожалование в пронию имений небольшой площади мелкому служилому дворянству 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

без больших усилий одержал решительную победу как над болгарами, так и над западногреческой державой. Еще недавно сильнейшая держава на Балканах, болгарское царство, подчиненное теперь татарам и управляемое малолетними сыновьями Асеня II, находилось в плачевном положении. Внезапная смерть двенадцатилетнего Коломана (1241–1246), которого сменил на престоле его еще более юный сводный брат Михаил (1246–1256), усугубила всеобщее замешательство. Без сопротивления Ватац овладел областями, которые Иван Асень II некогда отнял у западногреческого государства, распространил свою власть во Фракии вплоть до верхнего течения Марицы, а в Македонии вплоть до Вардара. После этого с равным сокрушительным успехом он обратился против Фессалоники, где на колеблющемся престоле ослепленного Феодора сменялись его слабые потомки, обладавшие лишь видимостью власти. С опорой на сильную оппозицию, которая желала его прихода, Ватац в декабре 1246 г. без боя вступил в Фессалонику. Феодор удовольствовался небольшим владением близ Водена, его сын Димитрий, последний правитель Фессалоники (1244–1246), был увезен в качестве пленника в Малую Азию. В дальнейшем в Фессалонике в качестве наместника всех европейских провинций Никейской империи пребывал Андроник Палеолог. Его сын и будущий император Михаил Палеолог был комендантом Серр и Мельника. Эпир, прежнее ядро западногреческой державы, уже вскоре после поражения при Клокотнице отделился от Фессалоники и вместе с Фессалией сохранял независимость под властью деспота Михаила II, сына Михаила I Ангела. Во избежание осложнений Ватац заключил с ним договор о дружбе и помолвил свою внучку Марию с наследником эпирского престола Никифором (1249). Однако под влиянием Феодора, беспокойный дух которого ничто не могло усмирить, Михаил нарушил мир и занял в Македонии несколько городов, принадлежавших никейскому императору. Военное противостояние, которое он этим вызвал, приняло для него несчастный оборот: он был вынужден принять продиктованный императорскими посланниками в Лариссе мир и уступить никейскому императору не только занятые незадолго до этого города, но и отвоеванную у болгар западномакедонскую область вместе с албанской Кроей, а также отослал к нему своего сына Никифора (1252).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Ватац, в последние годы своей жизни страдавший от тяжелых эпилептических припадков, умер 3 ноября 1254 г. 1033 Его выдающиеся заслуги наши широкое признание: через сто лет после своей смерти он был причислен к лику святых, и с тех пор вплоть до нынешнего времени в сооруженной им церкви в Магнисии, месте его последнего упокоения, и в Нимфее, его излюбленной резиденции, ежегодно празднуется память святого императора Иоанна Милостивого 1034 . 3. Накануне реставрации Общая литература: та же, что и к предыдущей главе. Кроме того: Papadopoulos J.B. Theodore II Lascaris, empereur de Nicée. Paris, 1908; Dräseke J . Theodoros Laskaris//BZ 3 (1894). S. 498–515; Chapman . Michel Paléologue; Geanakoplos . Michael Palaeologus. Если Иоанн Ватац в победоносной борьбе вновь объединил большую часть византийских земель и создал внутренне прочную государственную систему, каковой Византийская империя уже давно не знала, то правление Феодора II Ласкаря (1254–1258) показало, что Никейская империя и в культурном отношении ни в чем не уступает старой Византии. Иоанн Ватац активно поощрял образование в Империи и всегда обнаруживал живой интерес к науке. Его сын, прилежный ученик ученого Никифора Влеммида, сам стал ученым и плодовитым писателем. Научные исследования, философские штудии и богословские размышления наполняли его жизнь вплоть до восшествия на престол. Будучи призван к власти, Феодор II, который по своей матери носил императорское имя Ласкарь, превратил никейский двор в центр наук: Никею сравнивали с древними Афинами 1035 . Жаждущего знания правителя окружали многочисленные ученые. Никейская империя переживала культурный расцвет, который напоминает времена Константина VII Багрянородного. В отличие от Константина Багрянородного, Феодор II был не только ученым, но и человеком действия, и это несмотря на тяжелую болезнь, которая подтачивала его силы: подобно своему отцу, но в еще большей степени, он страдал эпилепсией. О достоинстве правителя Феодор II имел чрезвычайно высокие представления, государством он управлял сам по своему разумению и усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Взамен признания суверенных прав никейского императора отец и сын получили от него титулы деспотов 1023 . Феодор Ангел был при этом выдан императору и окончил свою бурную жизнь в никейском плену. Иоанн Ватац находился в живом общении с обоими важнейшими центрами власти Запада: папой и германским императором. Особенно дружественными были его отношения с Фридрихом II Гогенштауфеном. То, что один из них находился в борьбе с папой, а другой – с Латинской империей, обеспечило сближение между обоими правителями и сделало их союзниками. Союз был скреплен тем, что Иоанн Ватац после смерти своей первой жены Ирины Ласкарины женился на юной дочери Фридриха Констанции. Письма Фридриха к Иоанну Ватацу свидетельствуют об искренней симпатии и восхищении греками, которых «этот так называемый первосвященник (т.е. папа) отваживается бесстыдным образом поносить еретиками, в то время как именно от них вышла христианская вера и достигла крайних пределов мира» 1024 . Хотя ощутимых следствий этот союз не имел, тем не менее он, без сомнения, поднял авторитет Никейской империи. Как почти каждый византийский император последних веков, Иоанн Ватац вел переговоры об унии с Римской Церковью. В качестве предпосылки для унии он требовал от папы сдачи Латинской империи. Поначалу переговоры проходили столь же безрезультатно, как и все предыдущие собеседования; в качестве отягчающего обстоятельства оказывало свое действие и сближение греческого императора с Фридрихом II. Однако в понтификат Иннокентия IV, а именно – после смерти Фридриха II, переговоры приняли более многообещающий оборот. Как дальновидный политик, Иннокентий IV не мог не признать, что приобретение усиливающейся византийской Никейской империи принесло бы для Рима больше пользы, чем поддержка дышащей на ладан Латинской империи. Как греческий император выражал готовность за возвращение Константинополя пожертвовать независимостью своей Церкви, так и папа был готов в обмен на унию с греками сдать им Латинскую империю 1025 . Казалось, стороны сблизились как никогда; но и на этот раз последний шаг не был сделан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010