Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 –1056) Михаил VI Стратиотик (1056–1057) Исаак I Комнин (1057 –1059) Константин Х Дука (1059 –1067) Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071) Роман IV Диоген (1068 –1071) Михаил VII Дука Парапинак (1071 –1078) Никифор III Вотаниат (1078–1081) Алексей I Комнин (1081 –1118) Иоанн II Комнин (1118 –1143) Мануил I Комнин (1143 –1180) Алексей II Комнин (1180–1183) Андроник I Комнин (1183 –1185) Исаак II Ангел (1185 –1195 и 1203–1204) Алексей III Ангел (1195 –1203) Алексей IV Ангел (1203 –1204) Алексей V Дука Мурфузл (1204) Константин XI Ласкарис (1204–1205) Императоры Никейской Империи Феодор I Ласкарис (ок. 1205–1221/22) Иоанн III Дука Ватац (1221/22–1254) Феодор II Ласкарис (1254 –1258) Иоанн IV Ласкарис (1258 –1261) Михаил VIII Палеолог (1259–1261) Императоры Латинской империи крестоносцев Балдуин I Фландрский (1204–1205) Генрих I Фландрский (1205–1216) Пьер де Куртене (1217) Иоланта де Куртене (1217 –1219) Роберт де Куртене (1219 –1228) Балдуин II (1228 –1261) Иоанн де Бриень (регент в 1231–1237) Императоры после восстановления Византийской Империи Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Андроник II Палеолог Старший (1282 –1328) Михаил IX Палеолог (1295–1320) Андроник III Палеолог Младший (1325–1341) Иоанн V Палеолог (1341 –1391, с перерывами в 1376 –1379 и 1390) Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) Матфей Кантакузин (1353 –1357, с 1354 – вне Константинополя) Андроник IV Палеолог (1376–1379) Иоанн VII Палеолог (1390, регент в 1399 –1403) Мануил II Палеолог (1391–1425) Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) Константин XII Палеолог Драгаш (1448–29 мая 1453) Деспоты Мореи Мануил Кантакузин, сын Иоанна VI (1348 –1380) Матфей Кантакузин, сын Иоанна VI (1380 –1383) Дмитрий Кантакузин, сын Матфея (1383) Феодор I Палеолог, сын Иоанна V (1383–1407) Феодор II Палеолог, сын Мануила II (1407 –1439, с 1428 -совместно с братьями Константином и Фомой) Константин Палеолог (1428–1449) Фома Палеолог (1443 –1460) Дмитрий Палеолог (1449 –1460) Патриархи Константинополя. Список

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–716. Лев III Хазар 716–741. Константин V (VI) Копроним 741–775. Лев IV Хазар 775–780. Константин VI (VII) Порфирородный 780–797. Ирина 797–802. Никифорх I 802–811. Ставракий 2 мес. и 6 дней. Михаил I Рангав 811– 813. Лев V Армянин 813–820. Михаил II Косноязычный 820–829. Феофил 829–842. Св. Феодора 842–855. Михаил III Пьяный 855–867. Василий I Македонянин 867–886. Лев VI Мудрый 886–911. Александр 886–912. Константин VII (VIII) Порфирородный 912–959. Роман I Лакапен 919–944 (945). Роман II 957–963. Никифор II Фока 968–969. Иоанн Цимисхий 969–976. Василий II Порфирородный 976–1025. Константин VIII (IX) Порфирородный 979–1028. Роман III Аргир 1028–1034. Михаил IV Пафлагонянин 1034–1041. Михаил V Калафат 1041–1042. Константин IX (X) Мономах 1042–1054. Феодора 1054–1056. Михаил VI Стратиотик 1056–1057. Исаак I Комнен 1057–1059. Константин X (XI) Дука 1059–1067. Евдокия 1067–1068. Роман IV Диоген 1068–1071. Михаил VII Дука 1071–1078. Никифор III Ботаниат 1078–1081. Алексий I Комнен 1081–1118. Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118–1143. Мануил Комнен 1143–1180. Алексий II Комнен 1180–1183. Андроник 1183–1185. Исаак II Ангел 1185–1195. Алексий III Ангел 1195–1203. Алексий IV и (вторично) его отец Исаак II 1203–1204 Алексий V Муцуфул 1204 Крестоносцы в Царьграде 1204–1261. В Никее Феодор I Ласкарь 1204–1222. Иоанн III Ватац 1222–1254. Феодор II Ласкарь 1254–1254. Иоанн IV Ласкарь 1258–1259. Михаил VIII Палеолог 1259–1261. В Царьграде с 1261 г. Михаил VIII Палеолог 1261–1282. Андроник II Палеолог 1282–1328. Андроник III Палеолог 1328–1341. Иоанн V Палеолог 1341–1376. Иоанн VI Кантакузен 1341–1355. Матвей Кантакузен 1355–1357. Андроник IV Палеолог 1376–1379. Иоанн V Палеолог (вторично) 1379–1391. Мануил II Палеолог 1391–1425. Иоанн VII Палеолог 1425–1448. Константин XI (XII) Палеолог 1448–1453. Б. Константинопольские патриархи Епископы: Св. Андрей ап. из 12 † ок. 37 г. Св. Стахий ап. из 70 † ок. 38–54. Онисим † 51–68. Поликарп † 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В X-XI вв. в окрестностях В. вел отшельническую жизнь прп. Антоний Новый Веррийский , к-рый считается небесным покровителем города. Впосл. на месте пещеры, где он подвизался, возник скит Иоанна Предтечи, называемый также Веррийским, т. к. его история неразрывно связана с историей города. В кон. XI - нач. XII в. была образована особая Веррийская фема. С 1107 г. дукой В. был Константин Комнин, племянник имп. Алексея I (Ep. 123 - Gautier. P. 563). В письме к нему Феофилакт , архиеп. Охридский, называет Веррийскую кафедру «одной из прекрасных болгарских Церквей», но говорит о ее экономическом упадке (Ер. 16). Во 2-й пол. XII в. В. вновь была присоединена к Фессалоникийской митрополии К-польского Патриархата. Исследователи затрудняются определить, взятие какого из одноименных городов - В. Македонской или В. Фракийской - было осуществлено в 1186/87 г. братьями Петром и Иоанном Асенями ( Χιονδης. Τ. 2. Σ. 27). После захвата К-поля крестоносцами и распада Византийской империи в 1204 г. В. была включена Бонифацием Монферратским в состав лат. Фессалоникийского королевства, в В. служил католич. епископ. В 1205 г. город был захвачен болг. царем Калояном. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука присоединил В. к своим владениям и она снова временно оказалась в составе Охридской архиепископии. К этому периоду относится роспись кафедрального храма Старой Митрополии. В 1246 г. В. завоевал никейский имп. Иоанн III Дука Ватац , в 1257 г.- эпирский деспот Михаил II Дука Комнин, в 1259 г.- буд. визант. имп. Михаил VIII Палеолог, и, т. о., она вошла в состав восстановленной Византийской империи (1261). При Михаиле VIII Палеологе В. была возведена в ранг архиепископии (после 1261), а с 1300 г.- митрополии. В кон. XIII в. Веррийскую кафедру занимал деятельный иерарх Антоний Малакис. На Влахернском Соборе 1285 г. он выступил с осуждением бывш. К-польского Патриарха Иоанна XI Векка и сторонников унии. Антоний Малакис известен также как заказчик иллюминованных рукописей (напр., Евангелие Athen. Ben. Vitr. 32 и Gött. Theol. 28).

http://pravenc.ru/text/158188.html

Имп. Феодор I проводил в М. Азии политику объединения земель как с помощью военной силы, так и посредством заключения союзных договоров с местными магнатами Феодором Манкафой (правитель Филадельфии и части Лидии), Саввой Асиденом (крепость Сампсон, древняя Приена), Мануилом Маврозомом (Хоны и Лаодикия); они соглашались признать Феодора своим сюзереном. Одновременно Н. и. вела военные действия против Трапезундской империи , к-рая под рук. имп. Давида Великого Комнина пыталась расширить свои владения в Зап. Пафлагонии, прилегавшей к землям Н. и. Давид заключил договор с латинянами против никейцев летом 1206 г., но спустя год латиняне вновь вернулись к перемирию с Феодором. Тем не менее после неск. лет противостояния, к 1211 г., в руках латинян оказалась большая часть бывш. фемы Опсикий (Вост. Вифиния), а побережье Мраморного м. до Лопадия и Никомидии перешло к Н. и. Во время этих походов в Пафлагонии Феодор захватывал в плен и переселял в свои владения большое число жителей. В 1211 г. бывш. византийский имп. Алексей III Ангел прибыл ко двору султана Кей-Хосрова в Иконий (ныне Конья) и убедил его в необходимости напасть на Н. и., поскольку власть имп. Феодора Ласкаря была якобы незаконна. Под этим предлогом сельджуки осадили Антиохию-на-Меандре. Феодор двинул против них немногочисленное войско и одержал решительную победу, причем в поединке убил Кей-Хосрова, а своего тестя Алексея III захватил в плен и отправил в мон-рь. Отношения между никейцами и сельджуками были нормализованы в 1216 г., при султане Кей-Кавусе I, когда был заключен мирный договор и обе стороны начали совместно действовать против Трапезунда. В кон. 1214 г. на встрече имп. Феодора и лат. имп. Генриха I Фландрского был заключен мирный договор в присутствии папского делегата кард. Пелагия, к-рый участвовал в диспутах о вере с представителями К-польской Церкви. В вопросе о возобновлении церковного общения стороны оставались непреклонны. Преемником Феодора I в 1221 г. стал муж его дочери Ирины деспот Иоанн III Дука Ватац .

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки. В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса. После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь. Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. В 19 веке греческая община на месте руин старой церкви построила новое здание. Единственное, что осталось от старой церкви – это источник со святой водой и купель. Современное состояние [ править править код ] Сегодня Церковь Влахернской Богоматери – действующая. Ее можно посетить как во время служб, так и в дневное время. Если окажется, что сама церковь закрыта, можно обратиться к местным грекам, они ее откроют. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Влахернская_це...

После смерти Феодора Ласкаря, правившего с 1204 по 1222 годы, царствовал его зять, муж дочери Ирины, Иоанн III Дука Ватац (1222–1254), 459 самый талантливый и энергичный из никейских государей. После его смерти престолом владели сначала сын его Феодор II (1254–1258), а затем несовершеннолетний внук Иоанн IV (1258–1261). Последний был низложен Михаилом Палеологом, восстановителем Византийской империи. Положение нового государства в Вифинии было в высшей степени опасно, так как с востока грозил ему сильный, занимавший всю внутреннюю часть Малой Азии Иконийский султанат сельджукидов, которому принадлежала также часть Средиземного побережья на юге и Черноморского на севере; а с запада теснила Никейское государство Латинская империя, поставившая себе одной из первых задач уничтожение только что народившейся Никейской державы. На долю Феодора Ласкаря, который первые два года правил с титулом не императора, а деспота, выпала сложная и тяжелая работа. Внутри страны господствовала анархия; в некоторых частях ее появились самостоятельные правители; Никея закрыла перед Феодором ворота. Между тем, крестоносные латинские рыцари, утвердившись в Константинополе, решили в том же 1204 году завоевать Малую Азию. Их военные действия там развивались очень успешно. Малоазиатским грекам казалось, что все уже для них погибло. По словам Виллардуэна, “они 460 весьма разжились и очень хорошо себя обеспечили, ибо жители страны перешли на их сторону и начали выплачивать свои ренты.” 461 В этот критический для молодого государства момент пришло неожиданное известие о том, что латинский император Балдуин взят в плен болгарами. Известно, что с 1196 года на болгарском престоле сидел Иоанн, или Калоян, бывший еще во время Ангелов грозным врагом Византии. Основавшееся на Балканском полуострове Латинское государство чрезвычайно осложнило положение. Было совершенно ясно, что крестоносцы и болгары должны будут поставить вопрос о власти на Балканском полуострове. Отношения между ними стали сразу натянутыми, так как крестоносцы оскорбительно отнеслись к дружественным предложениям Калояна, намекнув ему о том, что он не может относиться к латинскому императору как равный к равному, а лишь как раб к господину, и предупредив его, что в противном случае крестоносцы силой оружия завоюют Болгарию и обратят его самого в прежнее рабское состояние. 462

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Боханов А.Н. Ромейская имперская традиция и русское имперское перевоплощение в XV–XVI веках. Браунворт Ларс. Забытая Византия, которая спасла Запад. М., 2012. Брентано Л. Народное хозяйство Византии. М., 2010. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.// Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника . СПб., 2006. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. Буданова В.П. Великое переселение народов. В 6 лекциях. Буганов Р.Б., Э.П.Г. Иоанн III Дука Ватац//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб., 1897. Вальденберг В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века. СПб., 2008. Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 1. Политические отношения Византии и арабов за время Амморийской династии. Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 2. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. СПб., 1902. Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. СПб., 1998. Васильев А.А. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261–1453). Л., 1925. Васильевский В.Г. Избранные труды по истории Византии. В 2 книгах. М., 2010. Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков. СПб., 2008. Вениаминов В. Краткие сведения о жизни и мысли св. Григория Паламы //Святитель Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. Вернадский Г.В. Византийские учения о власти царя и патриарха//Сборник статей, посвященных памяти Н.П. Кондакова . Прага, 1926. Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви//Христианские императоры Рима. Пермь, 2005. Византийские легенды. СПб., 2004. Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность Священной войны. Виктор Витенский. История гонений в Африканских провинциях//Церковные историки IV–V веков. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1227 г. в Фессалонике, незадолго до этого отвоеванной у латинян, Д. Х. венчал Феодора Эпирского на царство. Никейский имп. Иоанн III Дука Ватац и патриарх Герман II срочно созвали Собор из 40 архиереев в военном лагере императора в Вифинии, потребовав от Феодора отказаться от ношения имп. инсигний. Однако требования не были выполнены, что послужило поводом к окончательному разрыву политических отношений между Эпиром и Никеей и привело к церковному расколу между К-польским Патриархатом в Никее и Охридской архиепископией (1227-1233). Большинство епархий на территории Эпирского царства вышли из подчинения патриарху и перешли под главенство Охридского архиепископа. Лишь после поражения Феодора Ангела от болг. царя Иоанна Асеня II в битве при Клокотнице (1230) церковное единство стало возможным. При серб. кор. Стефане Радославе (1228-1233) нормализовались отношения Д. Х. с серб. двором. Основная часть произведений Д. Х. посвящена правовым вопросам и содержится в собрании его актов и писем, которое является одним из основных источников по политической и церковной истории Эпира, Сербии и Болгарии в 1-й пол. XIII в. Перечень важнейших юридических сочинений Д. Х., составленный И. Чижманом на основании мюнхенской рукописи Monac. gr. 62, в наст. время значительно устарел. Подробный анализ сочинений сделан Г. Принцингом, осуществившим их критическое издание. Принцинг разделяет сочинения на 2 группы: πονματα διφορα (букв.- различные сочинения, далее: Pon. Diaph.) и отдельные юридические, катехизические и гимнографические сочинения. Он выделяет несколько жанров сочинений 2-й группы, упоминает о сомнительных, подложных и утраченных сочинениях, дает подробную характеристику каждому из подлинных сочинений, входящих в состав πονματα διφορα, и анализирует их рукописную традицию. Автографы Д. Х. не найдены. Сохранившиеся рукописи имеют позднее происхождение (XIV-XVI вв., лишь одна XIII в.). Важнейшей рукописью является мюнхенский кодекс Monac. gr. 62 (ок. 1550-1565). Др. рукописи содержат только часть сборника πονματα διφορα (или отдельные акты из него) и др. юридические сочинения Д. Х. Из πονματα διφορα не сохранились акты 93 и 97 (неизвестна и их тематика). Из отдельных юридических сочинений Д. Х. до наст. времени дошли трактат «О степенях родства» и заметка «О (священнической) одежде»; канонические ответы архиеп. Константину Кавасиле и кор. Стефану Радославу, канонический ответ Д. Х. своему брату Стефану по поводу брака когнатов (свойственников). Не принадлежат Д. Х. приписанные ему в мюнхенской рукописи и изданные «ответы хартофилакса» ( Pitra. Analecta sacra. T. 6. Col. 709-718). Канонические ответы еп. Иоанна Китрского, ранее считавшиеся произведением Д. Х., в наст. время снова атрибутированы как сочинения Иоанна.

http://pravenc.ru/text/178183.html

Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Воцарение И. Д. В. было негативно воспринято частью никейской аристократии. Против него, призвав на помощь латинян из К-поля, открыто выступили братья умершего имп. Феодора севастократоры Алексей и Исаак. Весной 1224 г. в битве при Пиманиноне И. Д. В. разбил лат. войско, захватил в плен севастократоров и приказал их ослепить. В результате этой победы никейцы овладели Мисией и анатолийским побережьем Дарданелл. В городке Олкос И. Д. В. начал строить флот для продолжения войны с латинянами. Он узнал о заговоре во главе с двоюродным братом Андроником Нестонгом, повелел сжечь флот и отправился на подавление заговора. Большая часть заговорщиков подверглась легким наказаниям, причем Нестонг спустя нек-рое время бежал из заключения к туркам, вероятно по негласной договоренности с И. Д. В. Осенью 1224 г. И. Д. В. заключил мир с Латинской империей, по условиям которого к Никее были присоединены г. Пиги и почти все прежние владения латинян на азиат. берегу Мраморного м., кроме Никомидии (ныне Измит, Турция) и вост. берега Босфора (RegImp, N 1711). Успехи И. Д. В. совпали по времени со стремительным расширением владений Эпирского деспотата, правитель к-рого Феодор Ангел Комнин Дука в 1226 г. был провозглашен императором в недавно отвоеванной у латинян Фессалонике. К этому же времени относится 1-я попытка И. Д. В. закрепиться в европ. части бывш. Византии. В сер. 20-х гг. XIII в. многие считали, что Латинская империя в К-поле должна вскоре погибнуть. В 1224 г. жители Адрианополя просили И. Д. В. принять город под свое покровительство, однако присланный из Никеи гарнизон уступил город эпирскому деспоту Феодору. Коронация Феодора Эпирского была негативно воспринята в Никее. В 1227 г. И. Д. В. созвал Собор в Никее, в к-ром участвовали 40 митрополитов во главе с патриархом Германом II . Собор отправил в Фессалонику послание с требованием к Феодору отказаться от ношения знаков имп. власти, т. к. «у ромеев не может быть двух императоров и двух патриархов» («вторым патриархом» здесь назван архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан , к-рый короновал Феодора и утверждал, что Охридская кафедра имеет патриаршие права со времени правления имп. Юстиниана - RegPatr, N 1239).

http://pravenc.ru/text/469756.html

Визант. адм. структура, доставшаяся Н. и., не претерпела серьезных изменений, кроме сокращения влияния на нее бюрократии; выросло количество фем. Как и при Комнинах и Ангелах в XII в., мн. придворные и правительственные должности были заняты членами аристократических семей, а также родственниками правящей фамилии. В первые годы создания Н. и. в Никее и Магнисии (ныне Маниса) начали работать мастерские по чеканке собственной монеты. В 1219 г. имп. Феодор заключил торговый договор с Венецией, что дало Н. и. нек-рую возможность принимать участие в перераспределении доходов от транзитной морской торговли в регионе черноморских проливов. Императоры Н. и. выделяли средства на возведение крепостей на всех направлениях, постоянно укрепляли свои владения, накапливали резервы вооружения и продовольствия. В 1224 г. Иоанн III в Никее подавил заговор Андроника Нестонга и своих дядей, 2 младших братьев Феодора I, к-рые попытались оспорить его власть. В том же году он одержал победу над латинянами в битве при Пиманионе и начал успешную экспансию в прибрежные районы Вифинии и Геллеспонта. В 1224 г. все вост. и юж. побережье Мраморного м. и прол. Дарданеллы перешли к Н. и., за исключением Никомидии. У Н. и. появился свой флот. К кон. 20-х гг. XIII в. никейцы овладели островами Лесбос, Самос, Хиос. Императоры Михаил II и Иоанн III Ватац. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1246–1254 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Императоры Михаил II и Иоанн III Ватац. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1246–1254 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) К сер. 30-х гг. XIII в. окончательно определилось военное доминирование Н. и. над латинянами. В 1235 г. никейцы захватили п-ов Галлиполи, принадлежавший ранее венецианцам, и начали продвижение на европ. землях. В 1235-1236 гг. в союзе с болг. царем Иоанном Асенем Иоанн III дважды осаждал К-поль, но не добился решительного успеха. Владения Н. и. во Фракии постепенно расширялись. В 1243 г. эпирский деспот Иоанн Комнин Дука признал Иоанна III Ватаца своим сюзереном; в 1246 г. никейцы присоединили Фессалонику и значительную часть Македонии. В 1251 г. имп. Иоанн Ватац вновь осаждал К-поль. В 1253 г., потерпев новые неудачи в борьбе с Н. и., эпирский правитель Михаил VII Дука вновь признал себя вассалом Никеи.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010