Слово на литургии в день праздника Трех Святителей Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда поздним вечером, где-нибудь за городом, мы смотрим на усеянное звездами ночное небо, душа наша наполняется благоговением и восхищением. Благоговением – пред Тем, Кто «сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса» ( Иер. 51:15 ). Восхищением – удивительной красотой небосвода, на котором светятся и таинственно мерцают звезды – эти вестники необозримых просторов вселенной, где по мановению Творца движутся, подчиняясь непреложным законам, «хоры стройные светил». Воистину «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18:2 ). Особенной красотой отличаются на видимом небе созвездия – сочетания в целые группы нескольких более ярких звезд. Еще древний пророк Амос, выросший на лоне природы, чуткий ко всему прекрасному, не раз в тихие южные ночи любовавшийся созвездиями Большой Медведицы и Ориона, восклицал в восторженном вдохновении: »Кто сотворил семизвездие и Орион?.. Господь – имя Ему!.. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле... Господь – имя Ему« ( Амос.5:8, 9:6 ). Ныне, возлюбленные, Святая Церковь приглашает нас возвести свой мысленный взор не к видимому, но к духовному небу – к миру святых угодников Божиих, к торжествующему собору праведников, достигших совершенства ( Евр. 12:23 ), откуда струятся и изливаются на церковь земную, странствующую и подвизающуюся, токи непрестающей любви и дарованной им божественной благодати, и среди них почтить благоговейными воспоминаниями и усердными молитвами дивное тричисленное созвездие этого неба – трех великих вселенских учителей и святителей, иже во святых отец наших Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о. Эти три святителя жили почти в одно время. Св. Василий и св. Григорий, деятельность которых падает на 60-е – 80-е годы IV века, были почти ровесниками по возрасту, и родиной их была малоазийская область Каппадокия. Св. Иоанн Златоуст , их младший современник, служил Церкви Христовой чуть позже, в конце IV – начале V веков, – и был родом из города Антиохии Сирийской. На их долю выпала трудная жизнь, полная печалей, скорбей и огорчений. И не удивительно, что ни один из них не прожил более шестидесяти лет. А св. Василий, слабый здоровьем, изнуренный недугами и тяжкими переживаниями, скончался, имея от роду всего сорок девять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2013 г. 20:50 28 августа 2013 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно приветствую с престольным праздником главного храма Русской Православной Церкви — Успенского собора Московского Кремля. Но одновременно сегодня во многих городах, во многих монастырях празднуют этот день как престольный праздник, потому что именно в честь Успения, в честь смертной славы Пресвятой Богородицы, названы многие главные храмы городов и обителей Святой Руси, потому что через этот праздник и через это событие явлена нам самая суть служения Пресвятой Богородицы.  Ведь о Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени. Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее как Матери Спасителя собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины, когда святые апостолы собрались в Иерусалим и когда они праздновали, торжествовали этот день не как день смерти, но как день славы Пресвятой Богородицы. И с того мгновения, с того самого события и началось особое почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение. Чтобы понять смысл служения Богоматери, остававшейся, как я уже сказал, в тени, нужно обратить внимание на сегодняшнее апостольское чтение. Это Послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2:5-11). В этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери, но неслучайно Церковь предлагает именно в связи с празднованием Богоматери услышать эти слова апостола.  О чем же эти слова? Говоря о Господе и Спасителе, апостол изрекает, что Он был равен Богу, но смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилась всякая тварь небесная, земная и преисподняя. И все народы прославили Господа и Спасителя, ибо на Нем явилась слава Божия. 

http://patriarchia.ru/db/text/3192774.ht...

И в этот род вписан каждый из нас, каждому дана та же самая власть и та же самая сила Божия, и тот же самый Дух Святой, Который руководит всеми, вписанными в Книгу жизни Божией. Будем об этом знать. Будем об этом помнить. Будем всю свою жизнь полагать на то, чтобы наша жизнь по-настоящему стала Евангелием, а Евангелие стало нашей жизнью. Аминь. О богатом урожае Лк 12:16–21 Сегодня я хочу обратить ваше внимание на апостольское чтение, на отрывок из четвёртой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Он звучит так: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:1–6). Вот такие слова обращены ко всем нам. Апостол просит, не просто просит, а умоляет всех нас быть совершенно едиными друг ко другу, хранить союз любви в духе мира, быть единым телом, в котором пребывает Сам Господь. Когда я читал эти слова, готовясь к сегодняшней проповеди, для меня стало очевидным, к чему призывает нас Апостол, о чём он нас умоляет. Быть достойным звания, в котором мы призваны, — это конечно же, быть достойными христианами. Об этом идёт речь. Апостол умоляет нас быть Церковью. Апостол умоляет нас быть единым телом. Апостол умоляет нас жить святой Евхаристией, жить причащением Тела и Крови Христовой как единственным, настоящим и самым главным стремлением христианина: соединяться со Христом, в этом союзе пребывать с Ним и в этом союзе пребывать друг с другом. Каждая Божественная Литургия — это не только призыв апостола Павла, но призыв всей Церкви, это призыв Самого Господа, потому что мы каждый раз слышим те же самые слова. Господь нас призывает: Примите, сие есть Тело Мое, пейте все, это Кровь Моя. Многие пришедшие сегодня в храм не причащаются. И вот, зададим себе вопрос, почему приходящие на Литургию не причащаются на ней. Многие из тех, кто причастился сегодня, могут не причаститься завтра на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы или в следующее воскресенье, и как-то так естественно не причаститься, как будто так положено — не причаститься на Литургии… как будто причаститься на Литургии есть что-то для нас сверхдолжное, словно мы совершаем какой-то особенный поступок, сверх наших сил. А ведь это совсем не так.

http://pravmir.ru/propovedi-voskresene-p...

Праздник: ярко освещенный Божий храм огнем залит, Пред престолом облаченный Пастырь с трепетом стоит. Стройно льется клира пенье, Тихо вьется дым кадил И летят людей моленья Ко престолу Бога сил… Как отрадно здесь! Ни шума, Ни забот, ни суеты… Матушка, оставь все думы, Приходи, молись и ты! Здесь умолкнут все сомненья, Здесь душою отдохнешь, Жизни лучшие мгновенья Только здесь переживешь! Вместо предисловия Прежде чем говорить о литургии, следует сказать о Церкви Христовой и о таинствах. Церковь – это установленное от Бога общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Через Церковь совершается освящение и спасение человека. Основатель и Глава Церкви – Иисус Христос . Он сказал апостолу Петру: ты – Петр 3 , u на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея, и дам ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). Церковь Христова делится на воинствующую, т.е. земную, которая ведет непрерывную борьбу (войну) с врагами спасения, и торжествующую, или прославленную, которая заключает в себе всех святых людей, окончивших земную жизнь и молящихся перед Богом за нас, живущих. Потому Церковь и называется соборно, иначе кафолическою или вселенскою, что она не ограничивается никаким местом, временем или народом, а обнимает собою истинно верующих всех мест, времен и народов. Утверждение и распространение Церкви на земле совершилось через святых апостолов, поэтому она, сохранившая без изменения их учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение, называется апостольскою и православною. Членам Церкви Христовой могут быть только православные христиане, принявшие святое крещение. Христос послал ей от Отца Небесного Утешителя – Духа Святого и установил в ней все необходимое для существования, развития и управления. Поставил епископов, пресвитеров и диаконов учить и управлять Церковью , совершать Богослужения и таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Если мы называем себя христианами, если мы на самом деле ученики Христовы, — это к нам обращается Господь по Своем Воскресении со словами, которые мы слышим в этот день за Божественной литургией: «Вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Нет предела, не существует границ для свидетельства, потому что Господь возвещает спасение всему миру. Разумеется, не посылает Он нас, как апостолов, проповедовать. Но мы призваны — там, где мы живем: в нашей малой вселенной, в нашем доме, на нашей работе, во всех наших общениях — каждому без исключения человеку свидетельствовать о достоинстве и величии человеческого призвания. С памятью сердца — как бы ни был ограничен наш мир — что всю землю объемлет Своим спасением Господь и что мы призваны быть участниками служения, которое из века в век совершает вся Церковь. Это свидетельство — нашу жизнь во Христе — нельзя откладывать на завтра. Оно должно начаться с сегодняшнего дня. Именно об этом возвещает ангел Вознесения ученикам, искушаемым печалью и унынием, оттого что Господь удалился от них. «Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1, 11). И как эхо звучит на земле во всех веках: «Что вы, христиане, стоите и жалуетесь на мир и не несете миру слова жизни? Что вы ищете защиты от мира, в то время как ваше призвание — наполнить его присутствием Христовым?» Быть свидетелем никогда не бывало легким. Свидетельство о Боге — всегда опасность и риск. Восходя к Отцу Небесному, Христос завершил Свой путь мучительной смертью. И точно так же первые ученики. И как показали наши новые мученики и исповедники: чем неистовей ярится отступнический мир, тем ярче свидетельство, потому что Бог дает силу для свидетельства. «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, и вы облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49), — говорит Своим ученикам воскресший Христос. И за литургией этого праздника Он вновь повторяет: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями». Без этой силы свидетельство невозможно. Без нее все мы будем побеждены малодушием, и скоро, оставив поле сражения, обратимся в бегство. А с силой, которую дает Дух Святой, все будет иначе. Ибо это Он свидетельствует в нас, Он делает нас мужественными и бесстрашными, твердыми и непоколебимыми среди наших сражений. В праздник Вознесения Господня Церковь начинает возносить сугубые молитвы о даровании всем любящим Христа Духа Святого. Аминь. 24.05.12 © Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " kfmrr@yandex.ru          

http://moral.ru/propoved/12_Ascension.ht...

35 Триодь постная, в среду сырную утра, на стиховне самогласен, глас 1. 36 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы утра, трипеснец кир Иосифа, глас 2, песнь 9-я, иный, тропарь 1. 37 Триодь постная, во вторник сырный на утрени трипеснец кир Иосифа, песнь 8-я, иный, глас 2, тропарь 2. 38 «Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»: 39 Макарий Египетский, преподобный. Духовные слова и послания: Собрание типа I (Vatic. graec. 694) Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002, 8, 3, 1; ср.: 8, 1, 1. 40 Триодь постная, в неделю сырную утра, на Хвалитех стихира самогласна 2-я, глас 5. 41 См.: тропарь Входу Господню во Иерусалим, глас 1. 42 «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут»: 43 Последование погребения мирских человек, стихиры подобны на целование, Слава, глас 6. 44 Каллист Катафигиот, преподобный. 20, 90/Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным но деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. В 2 т.: Т. 2. М., 2000. С. 495, 568 (далее цитируем как Добротолюбие славянское). 45 «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»: 46 Как говорит (в 7-м абзаце от начала) «Известие учительное» в Служебнике, для совершения литургии прежде всего необходимо «намерение и волю священнику имети крепко к совершению тайны Тела и Крове Господни» (см.: Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковии бывают бедственнии и недоуменнии в скорости случаи, како в том исправлятися, предложися вкратце/Служебник. М., 1995. С. 381; также: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. 4-е изд. Т. 2. Тутаев, 1999; репринт. изд.: СПб., 1883. С. 514).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Напротив того, каждый день взирая на оные вечные блага, и помышляя о страшном дне, желанием благ и страхом мучения удержим ноги свои от всякого лукавого пути, и, как написано, со страхом и трепетом содевать будем свое спасение (Флп.2:12). Духом горяще, Господеви работающе, упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе, требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся (Рим.12:11-14), не оставляйте церкви, ни вечером, ни утром, ни в полдень; мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши, со тщанием притекайте к божественной Литургии, принеся Господу от трудов рук своих на благословение дому и всем в доме. И стойте с великим страхом и трепетом, ни с кем не разговаривая, но, как Ангелы на небесах, работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11), проливая слезы, воздыхая, молясь, от всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто недостойным прияти божественных Таин; но, как говорит Апостол Павел, да искушает себе каждый (1Кор.11:28), да не будет ему в суд и в приложение греха. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, по написанному (29). И небо и земля, и море, и все, что на них, трепещут и отступают; а ты приходишь бесстыдно? Чистые Ангелы служат с трепетом, и закрывая лица, не смеют возвести взора; а ты, нечистый и нераскаянный, не чувствуешь стыда, и не содрогаешься? Уверяешь людей, но что скажешь Испытующему сердца? Итак, отступи, брат, плачь, омой сосуд твой оскверненный грехом, обещайся больше не грешить, и исцелишься; потому что Бог есть Бог кающихся. Совершая память святых, воспоминай и тех, которые в немощи, вдов, сирот, странников, бедных, увечных, хромых, слепых, как заповедал Господь наш; и будешь блажен, потому что у них нет, чем воздать тебе, воздастся же тебе в воскресение праведных. Прекрасный и богоугодный праздник - покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь. Он Бог, и обнищал: почтите же Господни праздники, со тщанием стекитесь, празднуя не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно, не по язычески, но по христиански. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать рынки, нежить слух свирелями и гуслями, одеваться в мягкие ризы, блистать золотом, но, как Господь заповедал, не будем иметь вовсе и меди при поясех (Мф.10:19). Не козлогласовании и пиянствы, не брашна ради разоряй дело Божие (Рим.13:13; 14:20), не лишай себя святой Литургии, трудясь в поварне для ненасытного чрева; ибо не знаешь, сподобишься ли видеть другую Литургию. Но предоставим труд сей тем, которым бог - чрево и слава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/769/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010