262. НА ЧЕМ ОСНОВАНО МОЛИТВЕННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ СВЯТЫХ НЕБЕСНОЙ ЦЕРКВИ? Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве святых Церкви небесной, основано на св. Предании, начала которого видны и в св. Писании. Например, когда прор. Давид взывает в молитве: Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! (1 Пар 29:18), тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же теперь Православная Церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых. Св. Кирилл Иерусалимский в пояснении Божественной литургии говорит: Поминаем и прежде умерших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог наше моление (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9). Св. Василий Великий в слове на день свв. Сорока мучеников говорит: Скорбящий к Сорока мученикам обращается, к ним же прибегает и веселящийся: один — чтобы освободиться от скорбей, а другой — чтобы сохранить то доброе, что имеет. Здесь же мы видим благочестивую жену, молящуюся о своих детях, о путешествующем муже, просящую здравие больному. К мученикам обращены прошения ваши. 263. ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВ. ПИСАНИЯ О ПОСРЕДСТВУЮЩЕЙ МОЛИТВЕ СВЯТЫХ НА НЕБЕСАХ? О посредствующей молитве святых на небесах есть свидетельство св. Писания. Ев. Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр 8:3-4). 264. ЕСТЬ ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВ. ПИСАНИЯ О ЯВЛЕНИЯХ СВЯТЫХ С НЕБА? О благотворных явлениях святых с неба есть свидетельство св. Писания. Ев. Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим (Мф 27:52-53). Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

262. На чем основано молитвенное призывание святых небесной Церкви? Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве святых Церкви небесной, основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!» ( 1Пар 29:18 ), тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же теперь Православная Церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых . Святой Кирилл Иерусалимский в пояснении Божественной литургии говорит: «Поминаем и прежде умерших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством» принял Бог наше моление (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в слове на день Святых Сорока мучеников говорит: «Скорбящий к Сорока мученикам обращается, к ним же прибегает и веселящийся: один – чтобы освободиться от скорбей, а другой – чтобы сохранить то доброе, что имеет. Здесь же мы видим благочестивую жену, молящуюся о своих детях, о путешествующем муже, просящую здравие больному. К мученикам обращены прошения ваши» . 263. Есть ли свидетельство Священного Писания о посредствующей молитве святых на небесах? О посредствующей молитве святых на небесах есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому дано было «множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). 264. Есть ли свидетельство Священного Писания о явлениях святых с неба? О благотворных явлениях святых с неба есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

(32) Вот и тогда, во время отступления и наказания [от] сынов Измайловых, мало найдётся истинных христиан, как и Сам Спаситель наш говорит в святом Писании: но Сын человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? ( Лк. 18:8 ). (33) Ибо будет такое время для людей, как Дух говорит: многие отрекутся от истинной веры, и от животворящего Креста, и святых тайн, без принуждения и мучений и ран отрекутся от Христа и последуют обольщению, как говорит божественный апостол: внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим. 4:1–2 ). (34) И [ещё] сказал он: в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим. 3:1–5 ). (35) И все слабые в вере и учении тогда обнаружатся и проявятся в их отречении от святой Церкви. Самое время то призывает их [впасть] в обольщение. (36) Смиренномудрых же христиан, молчаливых, свободных, премудрых, избранных, ни во что поставят во время то, (37) но вместо их будут чтимы самолюбивые, сребролюбивые, горделивые, злоречивые, надменные, хищные, лихоимцы, немилосердные, пьяницы, развратники, прелюбодеи, отступники, непримиримые, недружелюбные, нечестивые, клеветники, невоздержанные, жестокие, презрительные, предатели, наглые, напыщенные, более сластолюбивые, нежели боголюбивые, клятвопреступники, лжецы, человекохищники (νδραποδιστα) 769 , имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. (38) Они и будут служителями дней этих, и все, исполняющие их повеления, совершат дела постыдные, а боящиеся Господа ни во что вменятся пред очами их, но в бесчестии пребудут. (39) Как навоз будут попираемы люди при владычестве сынов Измайловых и придут в такие беды, что отчаются в своей жизни. (40) Священники лишатся почёта, прекратится литургия Божия, и не будет жертвы во всех церквах, и священники станут как простой люд.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

34, 28) и Илия (3 Цар. 19, 8). Сорок дней молился и постился Христос Спаситель перед началом Своего мессианского служения (Мф. 4, 2). Когда Младенец-Христос был принесен в Иерусалимский храм, то там “была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости… вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 36–37). Постились ученики; первоначально, однако, они не соблюдали поста (Мк. 2, 18), но не из пренебрежения им. Христос пришел не упразднить традиции, но исполнить их (Мф. 5, 17), поэтому Он запрещает показное соблюдение постов. “Также, когда поститесь,— учит Божественный Учитель,— не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16–18). Святые ученики Христовы после Его преславного вознесения совершали свое апостольское служение, сочетая пост и молитву (Деян. 13, 2; 14, 23). В подвиге поста подвизался великий проповедник христианства Апостол Павел (2 Кор. 6, 5; 11, 27). Православная Церковь хранит эти благочестивые предания и традиции в своей литургической жизни. Учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст († 407; пам. 14 сентября) говорит: “Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неугасимого огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего” (Т. 4. С. 64). К теме значения поста он неоднократно возвращается в своих проповедях. В другом месте он обращается к своей пастве со словами: “Не ядение худо,— да не будет! — а вредно объядение и пресыщение до обременения чрева. Равно как и не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл” (Т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

8 И вышедши побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Ст. 44. Почему Пилат удивился, что Иисус Христос скоро умер на кресте? Потому что распятые иногда оставались в живых по нескольку дней. Иисус Христос скоро умер и потому, что был очень измучен до распятия, и потому, что истек кровью. Ст.46. Как понимать слова Евангелия о самом погребении Иисуса Христа? У иудеев умерших погребали не так, как у нас, не в могилах, а в горах, в пещерах. Вход в пещеры эти состоял из узкого отверстия, которое, по положении тела умершего в самой пещере, заваливали камней и замазывали известью. Ст.47. Отчего жены Мироносицы не принимали участие в погребении Иисуса Христа? Оттого, что дело погребения совершали знаменитые и незнакомые им начальники иудейские Иосиф и Никодим, и они не осмелились присоединиться к ним, а положили почтить тело Христово помазанием миром после. 16 гл. ст. 1. Отчего в субботу не ходили на гроб мироносицы? Оттого, что в субботу евреям позволяется делать только не более 1000 шагов: большое путешествие, как телесный труд, считается у них грехом. Ст. 7. Почему об апостоле Петре ангел упоминает особо? Чтобы показать, что Господь простил ему отречение от Христа и считает его в числе своих учеников. Что поучительного в воспоминании жен мироносиц? Святые мироносицы подают собою преимущественный пример женщинам, а именно: внимать более божественному учению Христову, чем пустословию мирскому; избытки имений своих более употреблять на дела благотворения, чем на суетное украшение себя; иметь твердую и неизменную любовь и преданность ко Спасителю, подобные тем, которые увлекали мироносиц в след Христа страждущего, удерживали при кресте Его, побуждали рано утром идти на гроб Его. Недели о расслабленном Какое Евангелие недели расслабленного? О чуде исцеления Иисуса Христа расслабленного. Иоан.5. 1–15 . Зач. 14 1 Пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крылатых ходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий.    И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».    Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника; при этом изъясняется его глубокий догматический и нравственный смысл.    Явившиеся преобразившемуся Господу и с Ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков». И был к апостолам «глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующь и глаголющь: «Сей есть, Его же нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, Егоже послах спасти» людей в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества».    Пророки Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и предвозвещают Его спасительный подвиг и крестные страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   Таким образом, Христовыми заповедями являются непрестанная молитва, участие в божественной литургии, трезвение, то есть внимание ума, чистота сердца и так далее. «...Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12). Евангелист Иоанн, ученик любви, подчеркивает для христиан: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» (1Ин.2:3-5). Тот же евангелист уверенно подчеркивает: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин.5:3).    «Такова цель нашей иерархии: насколько это достижимо, уподобиться Богу нашему и соединиться с Ним. А этого, как учат божественные речения, мы, по словам святителя Дионисия Ареопагита, достигнем только любовью к досточтимейшим заповедям и священнослужениями» (PG.T.3. Col.592A). Святитель Григорий Палама учит, что познание сущего достигается деланием добродетелей. И, задавая вопрос, в чем цель делания добродетелей, отвечает: «Единение с Богом и уподобление Ему» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.260). Делание добродетелей соединяется с исполнением заповедей. Кроме того, святой исихаст указывает, что любовь к Богу «достигается лишь через святое делание божественных заповедей» (там же, c.260—261).    Теперь мне хотелось бы привести некоторые высказывания отцов, свидетельствующие о значении заповедей Божиих.    «Цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти» (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.221).    «Заповеди Божий выше всех сокровищ мира. Кто стяжал их, тот внутри себя обретает Бога» (Исаак Сирин. Указ.соч. С.293).    «Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет ведение» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.298).    Послушание заповедям Божиим – это «воскресение мертвых» (Добр. Т.3. С.298).    Преподобный Григорий Синаит, описывая два основных способа, в которых обретается действие Духа, тайно получаемое нами в святом крещении, считает исполнение заповедей одним из них. «И, поскольку мы исполняем заповеди, постольку оно яснее являет в нас свое сияние» (Φιλοκαλα T.Δ. Σ67,3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

   Тогда умывает Пилат руки, «тростию подписывает на Него вину, всем дарующую безсмертие». И отпускает им разбойника Варавву. Христа же предает на распятие. «Христоубийцею и пророкоубийцею оказался еврейский народ. Ибо как в древности он не убоялся убивать пророков, которые были таинственными светочами истины, так и ныне, увлеченные завистью, предают смерти Господа, о Котором те в свое время проповедовали».    Тяжелый крестный путь на Голгофу... Не раз падал измученный Страдалец под тяжестью Креста. И следовало за Ним на Голгофу множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Шла и Пречистая Матерь Иисуса с близкими к Ней женами. «Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мария, простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши?» «Чесо ради течением сим течеши долготерпеливо без лености, Иисусе превозжеленне? Безгрешне и многомилостиве Господи, даждь Ми слово, рабе Твоей, Сыне Мой вселюбезнейший». «Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене».    Пресвятая Матерь Господа Иисуса в величайшем страдании и сострадании Сыну у Креста явилась поистине Агницей Агнца Божия Христа, сердцем Своим, всем существом Своим разделяющей спасительные страдания Своего Сына, великую Голгофскую Жертву Его любви.    И когда пришли на место, называемое «лобное», распяли там Его и двух злодеев — одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». И при Кресте стояли Матерь Его и другие жены, и любимый ученик Иоанн. «Зрящи Тя Непорочная Дева на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стеняше болезненно из глубины души, лице со власы терзающе. Темже и перси биющи, взываша жалостно: Увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий?» «Где зайде доброта зрака Твоего?» «Что Ти воздаде, Чадо, собор пребеззаконный?» «Что Ти врази воздаша, Благодетелю, за няже благодать прияша?» Видя на Кресте Распятого Творца, «вся тварь изменяшеся страхом: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся», «светила скрывахуся, горы вострепеташа, и камение разседошася», — «вся сострадаху Создавшему вся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

  Слово в Прощеное воскресенье Божественная Литургия 25 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы с вами накануне Великого Поста. Вчера мы слышали слово Церкви о состоянии каждого человека, начиная с Адама, если мы оказываемся вне врат рая, вне жизни, вне любви, вне благодати Божией, вне дружбы с Богом. Вне той милости, которой Господь нас так щедро одарил, создав человека, чтобы вступить с ним в дружбу, дарующую всему человечеству совершенную радость и бессмертие. Но мы оказались во вражде с Богом. Мы вступили с Ним во вражду через наши грехи, и, несмотря на это, Господь хочет восстановить с нами дружбу. Он говорит Своим ученикам (мы услышим эти слова в завершение Великого Поста на Тайной Вечери): " Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего " (Ин. 15, 15). Господь называет нас Своими друзьями и хочет дать нам все, что принял от Отца. В эти дни покаяния Церковь будет слышать слово Иоанна Предтечи о том, что покаянием открывается Царство Божие, и мы будем размышлять о том, что Иоанн Креститель является другом Жениха нашей Церкви. Другом Жениха, Который вступает в таинственный союз со всею Церковью, со всеми человеческими душами, которым дорог Христос. На Страстной неделе мы услышим слово Христово о смерти Его друга Лазаря, о котором Господь говорит: " Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его " (Ин. 11, 11). И всякий раз, когда умирает где-то человек, Господь говорит: " Друг наш умер " . Он называет другом даже того, кто предает Его. Когда в Гефсиманском саду после Тайной Вечери является Иуда и целованием предает своего Божественного Учителя, Господь говорит ему: " Друг, для чего ты здесь? " Это является для нас напоминанием, что Господь пришел в мир для того, чтобы установить подлинные дружеские отношения не только с каким-то узким кругом близких Ему людей, а со всеми людьми. Но человек, подобно Адаму, может предать своего Господа, может предпочесть Ему какие-то другие ценности и поклониться вместо Бога идолу сребролюбия, как это случилось с Иудой. И накануне Христовой Пасхи, накануне Воскресения - радости, которая откроется всем людям, человек может отвернуться от Бога, стать Его предателем и потерять эту подлинную дружбу с Господом.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_19...

Август 13 августа 1868 г. 13 августа 1868 г. Сколь многомилостив и благопослушлив Господь! Молил я Его всесердечно с верою и упованием крепким, да ниспошлет Он дождь земле, да погасит огонь лесов и мглу дыма рассеет, молил неотступно, несколько раз исполнить молитву мою ради возлюбленного Своего Господа нашего Иисуса Христа – и исполнил Господь прошение сердца моего: 13-го числа во время обедни небо покрылось облаками дождевыми, дым, стоявший месяц сряду, исчез, и пошел дождь. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава благопослушливости Твоей, Владыко; слава вере и упованию на Тя, яко верою и упованием вся можем от Твоей благости получити. Благодарю Тя, яко сподобил мя еси непреткновенно совершити Божественную литургию и неосужденно причаститися Божественных и Животворящих Твоих Таин, в мир душевных моих сил. Слава Тебе, милосте бесконечная, Господи Иисусе! Был у лейтенанта Михаила Васильевича и провел у него час-другой. Умный и добрый собеседник. Говорил о быте сельских священников, о том, как безотрадно поставлены священники во многих приходах, как они мало могут иметь влияния на народ: о средствах сделать священников влиятельными; посылать священников в села из Академии или из Семинарий – лучших, с хорошим обеспечением, как людей семейных; обложить прихожан оброком. Говорили о нужде образования народного; также была речь о монахах, о их образе жизни. Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий... [ Мк. 8, 38 ]; не восхотел благословения, – оно и удалится от него... [ Пс 108, 17 ]; я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [ Гал. 6, 14 ]. Приидите, благословенные Отца Моего... [ Мф. 25, 34 ]; идите от Меня, проклятые (отвергавшие благословение) [Мф. 25, 41]. Не благословение – так клятва. Если не хотите благословения, то клятву преподать вам? Разве пустая церемония и форма – крестное знамение? О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным знамением бежат бесы – а в незнаменующихся они живут, как в своих домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010