Иоанн. Присутствует о. Иоанн на освящении нижнего храма в Веркольской обители 32 . Служит в Архангельском кафедральном соборе 33 . Служит в церкви Зимнего Дворца. Приглашают служить о. Иоанна в Финляндию в имение Свято-Троицкой женской общины Линтула 34 . Освящает о. Иоанн придельный храм Преполовенской церкви в г. Устюжне 35 . Освящает придел в г. Луге 36 . Открывают новый пассаж в Петербурге, – для совершения молебствия приглашают о. Иоанна. После молебствия, присутствовавшие на торжестве, просят о. Иоанна сняться с собою 37 . О. Иоанн совершает молебен по случаю закладки новой спасательной Ораниенбаумской станции общества спасения на водах 38 . Служит молебен о. Иоанн при открытии в С.-Петербурге гомеопатической больницы 39 . Совершает литургию в Толгском монастыре 40 . В газетах очень часто приходилось читать об о. Иоанне такие заметки. «Вчера со скорым поездом Николаевской ж. дор. прибыл в Москву из Петербурга протоиерей о. Иоанн Сергиев. В течение дня о. Иоанн посетил многих своих почитателей, знакомых и больных, у которых совершал молебствия. Вечером с курьерским поездом о. Иоанн выехал обратно в Петербург». «17 января со скорым поездом Николаевской жел. дор. прибыл в Москву протоиерей отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). С вокзала отец Иоанн отправился в лечебницу Лепехина (на Покровке), в церкви которой соборно совершил божественную литургию, которой предшествовал канон, прочитанный уважаемым пастырем. Во время литургии пел прекрасный хор певчих, который получил за это благодарность отца Иоанна. В конце литургии отец Иоанн произнес прочувствованное слово, после чего благословлял молящихся, во множестве переполнивших небольшой храм 41 . Посетив затем некоторых больных и знакомых, высокочтимый пастырь со скорым поездом Московско-Казанской ж. д., в 1 ч. 20 мин. дня, выехал из Москвы в Самару». Замечательно пребывание великого Праведника о. Иоанна и среди сонма нижегородских пастырей. «3–го октября текущего года Нижний Новгород посетил о. протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, всею Россиею знаемый настоятель Кронштадтского Андреевского собора, сильный благодатию Божиею пастырь-молитвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На вопрос владыки Арсения, что помогает ему сосредоточиться на Божественной литургии, отец Иоанн отвечал: «Необходимо для этого с самого начала литургии входить в дух Божественной службы. Поэтому-то я и стараюсь почти всегда сам совершать проскомидию, ибо она есть преддверие литургии, и её никак нельзя выпускать из внимания». Каждую часть, каждое действие службы батюшка переживал, как нечто живое и ныне происходящее, он входил в «мысленное созерцание Небесной Церкви». «Так начинается литургия, и я стараюсь не терять нити, не развлекаться посторонними помыслами, а сердцем переживать все воспоминаемое, и терпимое, и творимое на Божественной литургии». Многие сослужившие с ним замечали, что в эти моменты отец Иоанн сам преображался удивительным образом, до неузнаваемости. Очень часто на глазах у него появлялись слёзы. «Тогда ощущалась сила его молитвы и близость к Господу», – замечал владыка Арсений. Эти слёзы были благодатные, сам батюшка признавался, что такие слёзы не вредят зрению, в отличие от слёз от «печали мирской». Особенный трепет испытывал отец Иоанн перед Агнцем после Пресуществления Святых Даров: он склонялся над ним и не мог остановить своих благодарных слёз. «Он был в то время подобен ребенку, который ласкается к своей матери, поверяя ей детские радости и печали, зная, что родная мать выслушает его, не отгонит прочь от себя», – вспоминал епископ Арсений. Когда отец Иоанн выносил Чашу для причащения верующих, обычно случался большой натиск народа. Батюшка строго вёл себя с причащающимися, допускал далеко не всех, видя и обличая недостоинство многих. Иногда уходил в алтарь, сказав, что причащать больше не будет. После каждой литургии отец Иоанн Кронштадтский всегда говорил проповедь-поучение, к которой готовился тщательно и заранее, предварительно делая записи. Перед проповедью он всегда молился: «Господи, помоги мне сказать слово на пользу слушающим». После Божественной литургии батюшка любил уединяться, чтобы глубже и осмысленнее пережить единение с Господом: в это время он читал Евангелие, предавался богомыслию.

http://pravoslavie.ru/118319.html

« 1899 г. Февраля 4 дня в 12 ч. 55 минут утра с почтовым поездом прибыл из Санкт-Петербурга о. Иоанн Сергиев (Кронштадский), - писал отец Николай в «Летописи», - на станции он был встречен священником села Берёзки, князем Андреем Александровичем Ширинским-Шихматовым и князем Нилом Сергеевичем Пятутиным при большом стечении народа; со станции о. Иоанн приехал в дом князя А.А. Ширинского-Шихматова. В 8 часов утра о. Иоанн прибыл в церковь села Берёзки для служения. Утреню служил местный священник, канон читал о. Иоанн, и Божественную Литургию о. Иоанн в сослужении восьми священником, при трёх диаконах и при пении вышневолоцких соборных певчих. Народа было так много, что храм не вмещал в себя всех прибывших, а большая часть народа стояла в церковной ограде и близ нея. По совершении Божественной Литургии о. Иоанн сказал поучение. По окончании Литургии о. Иоанн изъявил желание посетить дом священника, но при выходе из церковной ограды так был стиснут народом, желавшим получить от него благословение, что был вынужден сесть в сани и уехать к князю А.А. Ширинскому-Шихматову, куда по приглашению последнего поехало и всё служившее с о. Иоанном духовенство на обед. Во время обеда о. Иоанн сказал глубокую и чувственную речь о важности и величии священнического служения; эту же речь он сказал в графофон, который воспроизвёл её с малейшими оттенками дикции. В доме князя Ширинского о. Иоанн принимал хлеб и соль от представителей приходов Березинского, Алексеевского и Хотиловского и благословлял лиц явившихся к нему за благословением. В половине 8-го вечера о. Иоанн отбыл на станцию Академическая, где до прихода поезда он благословил всех явившихся к нему и в 8 часов отправился в Сакнт-Петербург ». Эти живые свидетельства об святом Иоанне Кронштадтском обладают исторической и духовной ценностью. Возможно, именно отец Иоанн благословил создание уникального храма в Островках, после посещения усадьбы в 1899 г. Владыка Димитрий (Самбикин), неоднократно бывавший в имени, так описывал коллекцию князя, которая послужила толчком для создания Успенского храма: «Церковь, по всей справедливости можно сказать, единственная в совеем роде. Строитель церкви князь Андрей Александрович, почитатель и глубокий знаток нашей церковной старины, с давних пор начал собирать иконы. Благодаря неутомимой энергии и знанию дела ему удалось составить богатейшую коллекцию этих иконы, состоящую из редких по своей древности, сохранности и ценности экземпляров. Иконы в этой коллекции преимущественно XIII-XVII столетий. Коллекция с течением времени разрослась до таких размеров, что князь решил выстроить в древнем стиле каменную церковь, в которой бы можно было расположить наиболее замечательныя и ценныя иконы. И этот замысел исполнен князем с таким искусством и любовию, которыя делают ему большую честь».

http://sobory.ru/article/?object=10573

Иоанн был еще сравнительно молод, когда его проповеди так тронули сердца слушавших в соборном храме Антиохии. Он был почти на двадцать лет (родился в 347 г.) моложе св. Василия Великого и св. Григория Богослова . Во многом его детство и юность прошли так же, как и у них: знатная семья, праведная мать-христианка, счастливое детство, отличное образование, полученное в знаменитой Антиохийской школе. Несколько лет он провел с монахами в пустыне, пока архиепископ Флавиан не настоял, чтобы он посвятил себя церковному служению в Антиохии. Прозвание «Златоуст» было ему дано простой женщиной, слушавшей его проповеди: – Отец Иоанн, поистине золотые уста твои и прекрасно все, что ты говоришь. Но учение твое, как глубокий колодец, а бедный ум мой, как ведро на короткой веревке. Трудно мне зачерпнуть им воды твоей премудрости. Иоанн внимательно отнесся к словам женщины – он отказался от красноречивых, сложных фраз, к которым привык в школе, и стал говорить проще, обращаясь прямо к сердцу своих слушателей. А имя «Златоуст» так и осталось за ним. Семнадцать лет (с 381 по 397 г.) прослужил св. Иоанн Златоуст в Антиохии – первые пять лет диаконом, а затем пресвитером. Все в городе знали его: болезненный, тщедушный, с глубоким взглядом впавших глаз, с небольшой бородкой, в длинной белой одежде, – таким видели его во всех уголках города, во дворцах и в трущобах. Он посещал богатых, испрашивая подаяния, которое затем раздавал нуждающимся. Святой Иоанн был слабого здоровья и говорил про себя шутя: «У меня тело паутинное». А город, в котором он жил и трудился, был один из самых шумных и распущенных городов того времени. Сохранившиеся в нем языческие обычаи и суеверия соседствовали с христианским благочестием. Люди собирались в церковь , как на зрелище: приходили, уходили, разговаривали, смеялись. В толпе молящихся шныряли воришки. Передавались сплетни. Женщины наряжались, чтобы похвастаться своей красивой одеждой. Каждый день приходил св. Иоанн совершать Божественную Литургию и обращался с проповедью к своей легкомысленной и своенравной пастве. Проповедь он говорил всегда сразу после чтения Евангелия, обращаясь к сердцу своих слушателей, так что его слушали, затаив дыхание. Как ни боролся с этим св. Иоанн, взрыв аплодисментов раздавался, когда он кончал проповедь. Тогда он говорил своим слушателям, что лучшей наградой для него будет исполнение ими всего того, к чему он их призывал. Тем не менее многие приходили в церковь только для того чтобы послушать его, и уходили сразу после проповеди. Борясь с этим, св. Иоанн перенес время проповеди на конец службы, когда он выходил с крестом. Хотя св. Иоанн часто обличал своих слушателей и упрекал их, они его все равно любили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Таким образом, это было началом и стройного пения во время ночного бдения и ходов крестных, и началом тропарей церковных. Другим еще более важным учреждением св. Златоустого был чин литургии. И здесь открылся тот же дух Златоустого – снисходительная и умная любовь его к ближним 1234 . Св. Прокл, ученик Златоустого, и в последствии пастырь той же Константинопольской Церкви, так пишет о сем установлении Златоустого: «св. Василий (Великий) поступая с людьми, как с больными, представил литургию в сокращенном виде. Спустя не много времени, отец наш златый по языку, Иоанн, с одной стороны, как добрый пастырь, ревностно заботясь о спасении овец, с другой взирая на слабость человеческой природы, решился исторгнуть с корнем всякий предлог сатанинский. Потому он, опустив многое, учредил совершение литургии сокращеннейшее, чтобы люди слишком любя все то, в чем есть свобода и непринужденность, обольщаясь вражескими помыслами, мало по малу вовсе не отстали от апостольского и божественного предания» 1235 . Слова ученика Златоустого и Константинопольского пастыря, сами по себе заслуживают полное доверие. Кроме же того, постоянное предание Церкви Греческой 1236 , сирской 1237 и славянской 1238 , древние списки литургии, греческие, сирские 1239 и славянские 1240 , несомненно подтверждают и верность известия Проклова и то, что известная ныне литургия Златоустова принадлежит святителю Златоустому. Если бы позволяло место, словами бесед Златоустого можно бы было доказать, что известная ныне литургия Златоустого, действительно принадлежит времени Златоустого. Поскольку в беседах его видим тот же существенный чин, те же возглашения, те же молитвы, какие читаем в известной литургии Златоустого 1241 . Впрочем, не хотим сказать того, что все части известной ныне литургии принадлежат св. Златоустому. И беседы Златоустого и исторические свидетельства говорят совсем другое; по тем и другим видно, что некоторые песни вошли в состав литургии после св. Златоустого; но эти перемены не изменили существенного состава литургии, они относятся то к литургии оглашенных, то к той части, которая следует за совершением Евхаристии 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

10 июня сего 1916 г. совершается прославление мощей св. Иоанна Тобольского . Святитель Иоанн родом был из Малороссии, сын небогатого дворянина: образова­ние получил в Киевской духовной академии, где потом был сам учителем. 24-х лет был уже иеромонахом Киево-Печерской Лавры и проходил послушание проповедника и эконома. В 1678 году Малороссия отправила послов к царю Феодору Алексеевичу просить защиты от турок, в числе послов был и молодой тогда иеромонах Иоанн. Он очень понравился царю, который пожелал иметь его наместником Свенского монастыря. Но в 1695 году святитель Феодосий Черниговский избрал его себе в сотрудники по управлению епархией, а потом и в свои преемники. Он посвятил его в сан архимандрита Елецкого, в г. Чернигове, монастыря. После блаженной кончины святителя Феодосия, Иоанн в январе 1697 года был хиротонисан в архиепископа Черниговского. Угодник Божий Феодосий и из-за гроба явил своему преем­нику знамение любви своей. Когда Иоанн тяжко заболел, Феодосий явился ему во сне и ска­зал: “Не скорби, брат, Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав: вставай с одра и готовься служить Божественную литургию: это тебе знамение”. – И действительно, это было великое знамение милосердия Божия: немощной дотоле святитель Иоанн сразу исцелился, встал с одра болезни и совершил литургию. Вчера еще недвижимо лежавший в постели, сегодня удивил всех богомольцев своею бодростью и здоровьем. Много трудов положил он в Чернигове: устраивал школы, благоукрашал монастыри и храмы, писал духовно-нравственные сочинения, переводил их с других языков. Но особенно любила его паства за его смирение и молитву. “Как отец чадам, как пастырь овцам” был святитель Иоанн для черниговцев. Он был истинным сыном и родной земли: печалился ее горестями, радовался ее радостями. Когда шведский король Карл XII перешел из Польши в пределы Малороссии, то святитель Иоанн, встречая Императора Петра I в Городне, привет­ствовал его словами пророка Моисея: “Благословен ты, егда входиши, и благословен, егда исходиши; предаст ти Господь Бог враги твоя, сопротивляющиеся тебе, сокрушены пред лицем твоим; путем единым приидут к тебе и седмию путий побегут от лица твоего” ( Втор. 28:5, 7 ). Сии слова угодника Божия, действительно, исполнились под Полтавою, когда Карл бежал от нашего Государя Петра Великого в Турцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Святитель говорит о том, что из алтаря во время литургии, как из рая, вытекают реки Божественной Истины, и около этого источника собираются ангелы, слетаются, подобно тому, как около источника живительной воды собираются олени в пустыне. Так собираются ангелы, архангелы, святые, и мы вместе с ними собираемся возле этого источника, чтобы напитаться Божественной Истины, чтобы укрепиться, чтобы душа наша, изможденная, иссохшая в пустыне греха, обожженная стрелами дьявола, напиталась этой Божественной воды Крови Христовой, Тела Его, и жила, и была жива в Жизни Вечной, и была нераздельной со Христом и со всеми святыми. Иоанн Златоуст и такой образ подает христиан, которым Господь позволяет устами своими прикасаться к Своему Телу. Он говорит, обращаясь к причащающимся христианам: приобщившись Тела и Крови Христовой, вы становитесь как львы, которых боится дьявол, и его слуги разбегаются в ужасе и страхе. Вот какая сила и какая благодать непобедимая дана всем нам, христианам, и сколько сил, сколько энергии, сколько подвигов понес Иоанн Златоуст, для того чтобы до нас, глухих, сопротивляющихся, робких, трусливых, но все же ищущих спасения, донести эту истину. Приобщаясь Тела и Крови Христовых, будем воздавать хвалу Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Творцу неба и земли, и великим подвижникам, и святителю Иоанну Златоусту, его же молитвами Господь помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей Рымарев 14 декабря 2017, 21:42 Мир, лежащий во зле и существует, лишь благодаря Божественной Литургии, совершаемой в православных храмах! Моли Бога о нас, Святитель Иоанне! Слава Бога за всё!!! Александр Алексееевич 28 ноября 2017, 19:32 " Душа же моя возрадуется о Господе ,возвеселится о спасении Его. " (Душа же моя будет радоваться о Господе, возвеселиться о спасении от Него.)(Пс.34:9)И благодаря своей родной маме Иоанн Златоуст стал таким христианским светильником. А благодаря и таким добрым женщинам, как Вы- Тамара, наша страна все трудности преодолевает...Иоанн Златоуст- просвети ещё больше страну нашу! Иеромонах Игнатий, спаси Вас Господи, за эту светлую проповедь!

http://pravoslavie.ru/108649.html

Руки Его — обряды Церкви, язык уст Христовых — Евангелие Христа; очи Его — Таинства святые, чрез которые Он заглядывает в наши души, Сердце Его — Божественная литургия . Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: " Твоя Премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою Любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии. И вот почему: в литургии Христос отдает Себя верным, Тело Свое и Кровь Свою животворящую " . Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий чудный дар. Ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественные Тело и Кровь, они мириадами слетаются туда, где приносится Божественная жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую Тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии, вот как благоговели они пред нею. Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к Святой Чаше, так чиста была их жизнь. Когда они ехали в дальний путь, они брали с собою Святые Тайны, вместе с крестом хранили они их на груди. Наши предки всегда начинали день с посещения литургии; только отстояв ее, они начинали свои дела житейские. Вот как люди, христиански настроенные, ценили Божественную литургию. Много названий дано ей. Первое — Пасхой называли ее древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: " Кто бывает на Божественной литургии, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что литургия есть Тайная вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слушаем его биение " . Второе — трапеза , потому что здесь предлагается нам Небесный хлеб — Тело и Кровь Христовы Животворящие. Третье — Евхаристией называют ее. Четвертое — общение , вот еще одно название литургии, потому что мы в таинстве причащения вступаем в величайшее общение со Христом, через таинство это Он проникает во все частицы нашего тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Ответ и на это мы найдем дальше в словах о. Иоанна. А теперь примем завет его, завет от опыта, и — голос современной Русской Церкви, тоже от живой жизни: главное спасение всех и всего в достойном совершении Литургии, в спасительном причастии Святых Таин. Все остальное должно быть уже на втором месте. А «прочее», — земное, «приложится». С этим мы и приступим к изложению мыслей и чувств «батюшки»... Какое хорошее, родное, теплое это слово: «батюшка»... Свои переживания о. Иоанн записывал в форме отрывочных заметок, несвязанных между собою, здесь же им придана система, порядок. Однако нередко мы увидим и повторение и совмещение разных мыслей воедино. Но это лишь больше углубит в читателях мысли о. Иоанна; а плод их всегда будет одинаков: сознание величия, смысла, пользы и блаженства от Литургии НЕБЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ «О высота, о величие, о лепота и сладость Божественной Литургии! О богатство духа и блаженство наше! Во время Литургии небо и земля сочетаваются: Бог — с человеками; небесные Ангелы с человеками земными; все лики святых праотцев, патриархов, мучеников, преподобных, и всех святых! О какой светлый, святейший, любвеобильный, небесный, прекрасный, блаженный союз! А мы, страстные, часто не замечаем, не видим сей благодати Божией — таких вышеестественных щедрот великодаровитого Бога нашего! И уничижаем себя непрестанно житейскими страстями, отпадаем от такой высоты искупления своего, от такого блаженного вечного союза, от союза с Богом, с Богоматерью, с ангелами, со всеми святыми, со всеми верными на земле христианами! О, воспряни духом, возносись всякий день и час, сын Церкви православной и не пресмыкайся по земле умом и сердцем! Там твое отечество, твой вечный живот, там Отец будущего века и Творец видимого и невидимого, предназначивший тебя для века бесконечного, а здесь только время и место твоего приготовления, твоей борьбы с грехом, твоих подвигов, искушения терпения твоего. «Чудная, величественная, божественная на земле служба Литургия!» «Превысочайшее и животворящее служение Литургии Божественной... — служение на земле небесное, страшное и Ангелам, ибо во время Литургии священнодействуется и преподается в пищу и питие верующим Божественное Тело и Божественная Кровь Самого Бога».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4093...

Священник – ангел, не человек». Есть у него еще более дерзновенное слово о священнике. «Он, − по словам отца Иоанна,− посредник между Богом и людьми, близкий друг Его. Это как бы БОГ для людей, со властью вязать и решить грехи человеков, священнодействовать для них Животворящие и Страшные Тайны, обожаться и других обожать через них». 4 Если священника, имеющего такое высочайшее полномочие от Бога, отец Иоанн Кронштадтский почитает «всесильным» и скорее ангелом, чем человеком, и даже богом для людей, то он не забывает, что первое полномочие от Бога в деле освящения имеет, конечно, епископ: «Епископ в своей епархии, – пишет он, – есть после Бога и Богородицы источник освящения для всех христиан его паствы, и поэтому его должно всем иметь в великой любви и уважать, как высшего совершителя Святых Таин». Кроме того, он всегда помнит, что «великие полномочия», данные священнику, возлагают на него и великую ответственность. О ней-то он, говоря о священстве, и пишет более всего. Ответственность священника отец Иоанн связывает в особенности с бесконечной святостью и совершенством Литургии и Таинства Евхаристии. Он никогда не забывает, что Бескровная Жертва есть таинственное повторение Жертвенного Заклания Господа и высшее выражение любви Бога к людям. Поэтому-то совершающий ее по Божественному полномочию священник должен и сам стяжать в себе Божественную любовь. «Священнику прежде всего и более всего, – пишет отец Иоанн, – нужно стяжать благодатью Божьей… любовь евангельскую: она нужна ему каждую минуту, каждое мгновенье… Но особенно нужна ему любовь при совершении Божественной литургии, которая вся есть таинство бесконечной Божественной любви к роду человеческому. В этом Таинстве, Таинстве Евхаристии или Причащения Тела и Крови Христовых, Божественная любовь явилась во всей своей безмерности: ибо Господь Иисус Христос всего Себя истощил для нашего спасения, Сам Себя дав в пищу и питие… Во время Литургии священник весь должен быть объят любовью к Богу и ближним, искупленным и со искупленным Кровью Христовою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010