Вот в чём, по И. И. Соколову, должно быть предназначение православного учёного. Стоять близ алтаря, пред иконами, исполнять волю Божью. Всё остальное приложится. Несколько слов об основных принципах издания. Текст «Лекций...» в литературном отношении практически не подвергался правке. Указания на русскоязычную научную литературу по возможности проверялись и уточнялись, также даются полное название книг, год и место их издания. В ссылках автора на А. П. Лебедева всегда имеются в виду две его книги: «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX-XII bb.» (М., 1902) и «Исторические очерки состояния Византийско-Восточной церкви с конца XI до середины XV b.» (М., 1902, 2-е издание). Византийские историки цитируются в основном по боннскому изданию Corpus Scriptorum Historiae Byzantinaë это Георгий Кедрин, Иоанн Киннам, Иоанн Скилица, Продолжатель Феофана, Ефремий Монах, Лев Диакон, Михаил Атталиат, Георгий Амартол, Константин Порфирородный (De cerimoniis auiae byzantinae и De thematibus), Георгий Пахимер, Георгий Сфрандзи и др. Михаил Пселл цитируется по изданию: Bibliotheca Graeca Medii Aevi. Ed. С. Sathas. Vol. IV-V, Paris, 1874. Анна Комнина – по изданию: Comnena Anna. The Alexiad. Ed. A. Reifferscheid. Vol. 1–2. Leipzig, 1884. Об остальных изданиях есть информация в тексте самих «Лекций...». Имена собственные приводятся в транскрипции И. И. Соколова (редкое исключение – «Иоанн Тцетци» пишется в более принятой сегодня форме «Иоанн Цец»). Годы правления Константинопольских патриархов, указанные И. И. Соколовым , также оставлены без изменений. Уточнённые даты даны (по книге: Grumel V. La chronologie. Paris, 1958. P. 434–438) во втором томе трёхтомной энциклопедии «Христианство» на стр. 318–320 (М., 1995), с которыми каждый желающий без особого труда может ознакомиться. В квадратные скобки взяты слова редактора. Послесловие А. В. Маркидонова Иван Иванович Соколов (1865–1939) – выдающийся русский историк Церкви и канонического права, блестящий представитель отечественного византиноведения, церковно-политический деятель, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

    2 57 Кесарь Иоанн Дука.     258 См. прим. 134.     259 Abba (ββας) — арамейское слово («отец»), встречающееся в Новом Завете. В Византии оно повсеместно употреблялось по отношению к монахам.     260 О варягах на службе византийских императоров см.: Васильевский, Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе; Dendias, οι Βαραγγοι και το Βυζαντιον. Название Фула не было географически определенным в Византии; византийцы называли так самые различные северные страны.    В дальнейшем (II, 11, стр. 113) Анна называет этих воинов варварами с острова Фула. Б. Лейб (Leib, Alexiade, Ι, p. 98) считает, что это британцы. Однако современник Анны, Цец, говорит об огромном острове Фула, явно подразумевая под ним Скандинавию (Tzetzes, Chil., VII, 717—719).     261 Немцы (Νεμτζοι) — одно из наименований германцев у византийских авторов (наряду с Γερμανο, λαμανο см. Irmscher, Byzantinisch-deutsche Beziehungen..., S. 236).    Немцы на службе Византийской империи упоминаются в документах этого времени, см. Rouillard, Collomp, Actes de Lavra, pp. 100—111; ср. Dölger, Aus den Schatzkammern..., S. 29.     262 Родина семьи Вотаниатов — фема Анатолик, а отряд бессмертных был набран из выходцев азиатских фем (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 328).     263 То, что город предали Комниным немцы, охранявшие стену у Харисийских ворот (см. Janin, Constantinople byzantine, рр. 263—264), подтверждают также Зонара (Zon., XVIII, 20), Глика (Glycas, IV, р. 618) и Скутариот (Anon. Syn. Chron., р. 173). О предательстве немцев сообщается также в западных источниках (у Ромуальда Салернского, Дандоло, Ордерика Виталия). Ромуальд Салернский называет начальника немецкого отряда magistrum militum Arnonem; у Дандоло — Ammonii magistri militum (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 130, прим. 2).     264 1 апреля 1081 г. Имеется в виду четверг пасхальной недели (см. Иоанн, Обрядник византийского двора..., стр. 169).     265 Войдя через Харисийские ворота, воины Комниных сразу оказывались на центральной улице Константинополя (η Μση); они могли быстро пройти по ней к Церкви св. Апостолов, Филадельфию и дальше, в восточную часть города, где было сконцентрировано большинство церквей и общественных зданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Младшим современником Продрома был родившийся в Константинополе один из самых авторитетных византийских писателей, церковных деятелей, юристов XII в. Феодор Вальсамон (ок. 1130–1195 гг.), который стал Патриархом Антиохийским и игуменом прославленного Влахернского столичного монастыря. Его главная заслуга состояла в фундаментальных комментариях на церковные законы-каноны и создании в 70-х гг. XII в. по распоряжению василевса Мануила I Комнина и Патриарха Михаила III такого труда как Толкования на Номоканон, где были сопоставлены положения церковного и светского права. Как и Продром, зарабатывал себе на жизнь литературным трудом известный писатель и ученый Иоанна Цец (ок. 1110–1185 гг.). Будучи из знатной семьи, а со стороны матери даже из княжеского кавказского, аланского рода, он тем не менее был всего лишь преподавателем-грамматиком и не поднялся выше секретарской должности. Большинство своих трудов он посвятил античности, Гомеровскому эпосу, великолепным знатоком которого был, а современность удостоилась его внимания в блестящих надгробных речах, целых поэмах, которые он посвятил кончине отдельных вельмож и императоров, как, например, Мануилу Комнину. Пространные письма Цеца оказались наполнены разноообразными сведениями об античных народах, географии и истории, к которым этот эрудит сделал своеобразный ученый комментарий в виде сотен глав в стихах – «Историй», названных за большой объем «Хилиадами», то есть «Тысячами». Некоторые его поэмы были посвящены севастократиссе Ирине, дочери василевса Иоанн II Калояна (1118–1143 гг.). Современные исследователи характеризуют эту даму как главу своеобразного литературного салона. В Константинополе жил видный ученый, философ, великолепный переводчик с латыни Максим (в монашестве Михаил) Плануд (ок. 1255–1305 гг.), который в начале XIV в. преподавал грамматику, литературу, риторику, метрику, математику, астрономию, возможно, также медицину и латынь в знаменитом столичном монастыре Акаталепта. Особо надо заметить, что ему принадлежал передовой учебник арифметики, где счет велся «индийскими», то есть гораздо более удобными, чем римские, арабскими цифрами, уже усвоенными к тому времени на католическом Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это была живая статуя, предмет восторга для всякого человека, наделенного чувством красоты, или, вернее, это был воплощенный Амур, сошедший на землю». Не меньше любила девочка и своего будущего мужа, юного Константина. Это был прелестный мальчик, на девять лет старше нее, белокурый и розовый, с удивительными глазами, «сверкавшими из-под бровей, как драгоценные камни в золотой оправе». «Красота его, говорит в другом месте Анна Комнина, казалось, была небесной, а не земной». И действительно, он умер преждевременно, едва достигнув двадцати лет, раньше, чем был заключен брак, на который его маленькая невеста возлагала столько честолюбивых надежд. Всю свою жизнь Анна Комнина сохраняла нежную память об этом юноше, которого император Алексей любил, как собственного сына, бывшего для нее самой предметом обожания и первой датской страсти; и много лет спустя, думая об этом Константине Дуке, «чуде природы, шедевре, созданном рукою Бога, казавшемся отпрыском золотого века, прославляемого греками», старая царевна с трудом сдерживала свое волнение, и слезы выступали у нее на глаза. Вот среди таких-то нежных заботь, любимая и лелеемая, росла маленькая Анна Комнина, и чтобы понять ее небесполезно познакомиться с тем, что представляло из себя в конце XI века воспитание византийской царевны. Редко любовь к литературе, и в особенности к литературе античной, была так распространена, как в Византии времен Комнинов. Именно тогда знаменитый своей необычайной ученостью Цец комментирует поэмы Гезиода и Гомера, Иоанн Итал, к великому соблазну православной церкви, принимается опять после Пселла за изучение Платона, а лучшие писатели эпохи, всецело проникнутые древними образцами, наперерыв стараются в своих произведениях подражать наиболее знаменитым греческим писателям, и самый язык, утончаясь, своим несколько деланным пуризмом старается воспроизводить строгую прелесть аттической речи. При таком возрождении классической культуры царевна императорского дома, особенно если она была, как Анна Комнина, исключительно умна, не могла больше довольствоваться скудным образованием, дававшимся раньше византийским женщинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Продром (между 1070 и 1075ок. 1153 или ок. 1100ок. 1170) – уроженец Константинополя, крупный поэт, обращавшийся почти ко всем жанрам литературы своего времени. В ряде стихотворений содержались сведения о деде поэта, его отце, любителе книг и путешествий, о дяде, который был известен под именем Uoahha II , митрополита Киевского (10771088), и о жене, представительнице средних городских кругов, презиравшей ученые занятия своего высокообразованного мужа. Феодор Продром входил в состав кружка во главе с севастократиссой Ириной, члены которого (Иоанн Цец, Евстафий Солунский , Михаил Хониат , Константин Манасси) находились в оппозиции императору Иоанну II Комнину (11181143). Предполагают, что поэт занимался также педагогической деятельностью. В конце своей жизни он оказался в монастыре, но неизвестно, принял ли он постриг. Творчество Феодора Продрома во многом имело новаторский характер. Он ввел в византийскую литературу различные бытовые мотивы, создав своеобразный стихотворный или прозаический рассказ-зарисовку, окрашенный юмором (небольшие поэмы «Против бородатого лжемудреца», «Против похотливой старухи», «Невежда, или Считающий себя грамматиком», «Амарант, или Любовь старика» о дочери садовника Мирилле, вынужденной выйти замуж за богатого похотливого старика, рассказ «Палач или Врач» о лжевраче, который взялся вырвать поэту больной зуб, разрезал ему десну, но отломал лишь крохотный кусок). В одной из поэм, посвященной характеристике 12 месяцев, подробно описано заболевание оспой, даны медицинские советы о том, как принимать пищу, необходимую организму, в различные месяцы года. С именем Продрома связывают появление образа поэта-попрошайки, который не в состоянии прокормить себя своей ученостью и вынужден выслушивать бесконечные попреки жены, завидовавшей благополучию безграмотного соседа-ремесленника. Феодор Продром отдал дань панегирической поэзии славословиям императору, которые исполнялись во время празднования рождества или крещения, при возвращении василевса в столицу из очередного военного похода или при его появлении на ипподроме. Уподобляя императора Христу, поэт называл крещение «двойной радостью ромеев», так как «Христос крещен в потоке воды», а возвратившийся с поля боя «василевс крещен в потоке пота». Продром не скупился на красочные эпитеты и сравнения в описании правителя, несущего ромеям свет, а врагам империи – грозу. Восхваления по адресу императора сливаются с призывом уничтожать варваров-«персов», не щадить их жен и детей, чтобы продемонстрировать всей ойкумене, что «бог с нами и с василевсом». Славословия написаны торжественным пятнадцатисложником, имеющим характер хорового пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

102.  Кипр. Пис. 63, к Цец. 103.  Клим. Ал. Стр. VII, 7: σασι ο γνωρζοντες τν μακαραν γων τριδα μονν, букв. выделение 3 часов «признают в е дущие блаженную троицу святых состояний». Имеются в виду три степени совершенства, которые по Клименту проходят христиане: 1) когда к вере примешиваются страсти; 2) года эти страсти очищаются страданиями; 3) когда христианин становится истинным гностиком, достигает полного совершенства, славы и блаженства. Эти степени описаны в Строматах VI, 14. 104. Строматы VI, 16. 105.  Терт. О молитве, 25. 106.  Терт. О посте, 10. 107.  Терт. К жене II, 4. 108.  Ориген, О мол. 12. 109.  Кипр. О мол. Госп. 34. 35. 110. Завещ. 1, 22 111. Didasc. arab. c. 38. Funk, Did. et Const. Ap., v. II, S. 13–131. 112. Ср. «не предаждь нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего…. Авраама ради» Стих 9-го часа 113. Дуплет к предыдущему и последующему. 114. По мнению Achelis " а, Die Can. Hypp. 129. По Heberg " у (S. 119) здесь написан был крест. 115. Завещ. II, 24. 116. Кан. Ипп. 223–245. 117. Егип. кан. гл. 62. 118.  А. П. У. (архимандр., впосл. еп. Порфирий Успенский), Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного богослужения египетских христиан (коптов), Спб. 1856, стр. 70–72. 119.  Терт. О мол. 10. 120. «Завещание» II, 22. 121.  Терт. О мол. 23. 122. Там же 18. Этот обряд и при апостолах имел очень широкое применение за богослужением, судя по 1 Петр. 5, 14, 2 Кор. 13, 12 и др. При Тертуллиане еще целовались за молитвою без различия пола: «какой язычник позволит своей супруге подойти к тому или другому из братий для поцелуя» (К жене II, 4). Но в Апостольских Постановлениях мужчины целуют мужчин, а женщины женщин (VIII, 15). Посредствующее звено той и другой практики — у св. Амвросия: диакон целует диакониссу, а та женщин (К женщ. Посл. 6). 123.  Терт. О мол. 14 и 17. 124. Там же 13 и 14. 125. Там же 15 и 16. 126.  Терт. О венце воина 3. Начертание пальцем креста на челе, как простейшая форма крестного знамения, должно быть и была, как видно из настоящего места, первоначальной его формой (ныне сохранилась в римско-католической литургии: священник — пред чтением Евангелия). Об этой форме упоминает и Иоанн Златоуст (бес. о том, что Христос Бог); но ему известно уже и крест. знамение на устах и груди (Бес. 87 (88) на Мф.), как и блж. Иерониму (Надгр. сл. Павле, пис. 108 (27). Формула «Во имя Отца…» впервые у св. Ефрема (О всеоруж.); возникла из заповеди о крещении (Мф. 28, 19). Schmid X. Kultus der chriskatholischen Kirche, Passan 1840, I, 245.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Моей души и сердца ликование? Но нам пора в дорогу, как велел господь. Магдалина О госпожа! Вот чада галилейские И девы, сердцу твоему любезные, Спешат сюда, чтоб умастить усопшего, Не ведая досель о погребении. Ко гробу вместе с ними подойдем опять: Я лицезреньем чуда не насытилась. Ведь сердце, возжелавшее постигнуть все, Пленяется неизреченным зрелищем И жадно рвется к виду тайны явленной. Но кто же сей белохитонный юноша, Что одесную гроба восседит, лучась? Мой ум восхищен молнийным сиянием. Юноша Страшиться вам не должно: отложите страх. Тот Иисус, владыка Назареянин, Которого вы ищете в могиле сей, Восстал, о девы, полым вам оставив гроб. Ступайте возвестить Петру и братии, Что должно в Галилею им спешить теперь. Хор Умолкни, о умолкни! Смотри, владыка наш стоит во храмине. Как в запертые двери он возмог войти? Не чудо ли великое поистине! О, верно так, как изошел таинственно Из склепа своего запечатленного, Как прежде вышел из утробы девственной. Христос Мир вам. Что вы смутились? Се, пред вами явлены И руки, и стопы мои пронзенные, И вы должны признать мой облик подлинный. Так: я есмь я; не духа бестелесного Вы видите и плоти не имущего, Но Сына человеческого зрите плоть, Вещественное тело осязаете. Как мой отец небесный ниспослал меня, Так вас я посылаю к людям с вестию И духа вам дарую благодатного, Дабы, приявши силы, возвещали вы Отца и сына с духом–утешителем. Теперь ступайте, божьи благовестники, И пойте песнь победную по всей земле, И, обойдя повсюду домы царские, Реките: всякий город есть Давидов град, Коль узрит он спасенье от моих страстей Везде несите обо мне свидетельство, И тот, кто примет слово и крещением Свои грехи омоет, жизнь приимет в дар; А тот, кто ваше презрит научение, Безверие являя, подпадет суду. Итак, примите благость, духа божия: И то, что вам своим определением Вязать, решить ли заблагорассудится, Пребудет в веке будущем незыблемо. Михаил Аплухир (XII в.) Об авторе «Драматия» Михаиле Аплухире не сохранилось никаких сведений. Это сочинение написано на не очень оригинальную для византийской литературы тему. О бедственном положении ученых и поэтов и о процветании неучей писали и Феодор Продром, и Иоанн Цец, и Михаил Глика, одни – с горькой иронией, другие – в форме откровенной жалобы. Близость тематики, общность в подходе к этому вопросу у известных писателей XII в. и автора «Драматия» позволяют предположить, что Аплухир тоже жил во второй половине XII в. и принимал участие в литературных кружках, сосредоточенных вокруг дам–патронесс из императорской фамилии (Анна Комнина, севастократорисса Ирина). Имя Аплухир неоднократно встречается в документах этого периода. Правда, нет возможности идентифицировать нашего поэта с одним из исторических лиц, носящих такое же имя, так как не имеется никаких сведений о его жизни. Не были также обнаружены какие–либо другие произведение того же автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Феодора, императрица 7    Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553    Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629    Феодосий II, император 475    Феодот 64    Феодота 510    Феодул Синадин 464    Феофан 42, 618    Феофана продолжатель 450    Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626    Феофилакт Симокатта 18, 539, 598    Феста Н. 621    Фидий 119, 328, 476    Филарет Врахамий, Филарет 190, 522, 523    Филипп I, французский король 562, 586, 587    Филипп, легендарный основатель Филиппополя 394    Филипп II Македонский 394, 611    Филокал, см. Евмафий Филокал    Финк Г. 584    Фируз, см. Пирр    Фландрский граф, см. Роберт I    Фризский Фол 397—399    Форвин Катакалон, см. Константин Евфорвин Катакалон    Форс 461, 505    Фотий, патриарх 34, 588    Фрейденберг М. 606    Фукидид 18, 41, 598    Фульшер Орлеанский 561    Фульшер Шартрский 563, 569, 572, 574, 596, 606    Фуяно М. 490    Хагенмайер Г. 535, 572, 583, 584    Хали, см. Татуш    Хам, библ. 54    Харанис П. 477, 558    Харатик, см. Каратекин    Харон 130, 478, 483    Хасан, эмир Каппадокии 300, 374, 475, 573    Хасан Катух 414    Хассей Дж. 9, 40    Хиросфакт 135, 487    Хобар 276, 560    Хольцман В. 535    Хониат, см. Никита Хониат    Хонигман Е. 586, 604    Хрисоскул 441    Христос, см. Иисус Христос    Цахариэ фон-Лингенталь 482    Церпентирий (Вильгельм Карпентарий? Илья?) 279, 563    Цец, см. Иоанн Цец    Цецилия 587    Цимисхий, см. Иоанн I Цимисхий    Цинцилук, см. Андроник Цинцилук    Ципурел 388—390    Цита 296, 310, 311    Цурих 17    Чакан, Чаха 22, 217—221, 231, 232, 246, 247, 250, 251, 296, 302, 303, 373, 537, 538, 542, 546—548, 571    Чауш 191, 196, 523, 525, 526    Челгу 203, 204, 532, 542    Шаландон Ф. 28, 48, 457, 461, 464, 468, 486, 492, 503—506, 515—518, 520, 523, 524, 526, 531, 532, 535, 538, 541, 546, 556—558, 561, 572, 578, 579, 584, 601, 610, 630    Шамо аль-Давла 575    Шахиншах, см. Мелик-Шах II    Шварц К. 518

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Статья посвящена византийской «предыстории» кризиса в Русской Церкви 1156–1169 гг., вызванного введением новых постовых и аскетических норм греческими иерархами во главе с митрополитом Константином I. Внимательное изучение конфликтов 1040-х – 1060-х гг. внутри Константинопольской патриархии, вызванных вначале бездействием, а затем, наоборот, активными действиями императора Мануила I Комнина, позволяет выявить борьбу двух церковных партий, состоявших преимущественно из бывших или действующих диаконов Св. Софии. Одна партия стремилась сохранить в Церкви status quo, сложившийся при первых Комнинах, в том числе, в соблюдении постовых норм, согласно старой («студийской») традиции: ее представляли патриархи Косма II Аттик и Николай IV Музалон, митрополит Евстафий Диррахийский и такие интеллектуалы, как Михаил Солунский, Никифор Василаки, Сотирих Пантевген и, вероятно, Иоанн Цец. Другая партия стремилась к ревизии постовых и аскетических норм, усматривая в этом возвращение к древним правилам и ориентируясь на реформированную («евергетидскую») монашескую традицию: в ее рядах были патриархи Михаил II Куркуас и Феодот II, высокопоставленные чиновники Лев Иканат и Иоанн Пантехн, диакон Василий-«Вагой», митрополит Эфесский Георгий Торник и митрополит Киевский Константин I. В своей борьбе эти партии не гнушались различными средствами и последовательно смещали неугодных им патриархов, а других несогласных объявляли еретиками и, при возможности, подвергали репрессиям, в чем особенно преуспела вторая из указанных партий. Наконец, на соборах 1156 и 1157 гг. второй партии удалось окончательно расправиться со своими оппонентами, что позволило Константину I Киевскому и близким к нему иерархам безоглядно насаждать новые аскетические нормы на Руси. Однако после собора 1166 г., когда Мануил I стал склоняться к унии с Римом, репрессии начали применяться уже и к тем, кто десятилетием ранее праздновал победу. В частности, это могло быть причиной отправки на Русь Константина II Киевского, если понимать эту отправку как почетную ссылку. С 1170-х гг. ситуация в патриархии меняется, и влияние этой партии сходит на нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Иоанн Хузивит – египетский и палестинский аскет VI в. Родился в египетском городе Фивы; из Фиваиды перебрался в Хузивский монастырь, который находился в палестинской пустыне Хузива на краю горного ущелья, к северу от большой дороги из Иерусалима в Иерихон. Живя в расселине, он вел подвижническую жизнь, славился чудесами, исцелением больных. Вопреки своему желанию, был рукоположен епископом Кесарии Каппадокийской, но через некоторое время (до 536 г.) оставил кафедру, чтобы вернуться к прежней жизни аскета. Иоанн Цец (ок. 1100–1185 гг.) – грамматик, филолог, блестящий ученый, писатель, поэт, автор трактатов по метрике, поэзии, грамматике, мифологических и стихотворных поэм, эпитафий. Особенно знаменит своими письмами (107 писем от 1138 до 1165 г.) и «Историями» – комментариями к самым разным сведениям по мифологии, греческой и римской истории, литературе, искусству, в основном из классической античности. Условное название этого труда «Хилиады» («Тысячи») существует со времени его первого издания (1546 г), в котором для удобства критического аппарата труд был разделен на 13 частей, приблизительно по тысяче стихов каждая. Иоанн Экзарх – грекоязычный болгарский писатель конца IX в., составитель «Гексабиблоса (Шестоднева)», в значительной части компилятивного сочинения энциклопедического характера. Иоанн Эфесский (ок. 507–585 гг) – церковный историк и агиограф VI в., монофиситский епископ. Родился в области города Амида. В 4-летнем возрасте был отдан родителями в монастырь, где обучился грамоте. Превосходно знал греческий язык и писал на сирийском языке. В 529 г. в монастыре Иоанна Ортайского был посвящен в звание младшего клирика. Много путешествовал, побывал в Сирии, Египте, Константинополе, где познакомился с Юстинианом I. В 537 г. оказался среди преследуемых монофиситов. В 541 г. он был в Александрии и Палестине, пережил ужасы первого вала пандемии Юстиниановой чумы. Побывал в Месопотамии, обошел почти всю Малую Азию (Киликию, Каппадокию, Галатию, Вифинию), сьездил в Мизию, много видел и слыхал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010