Глоссы И. Ф. к Декрету Грациана, выявленные к наст. времени в 90 рукописях, датируются периодом между 1171 и 1177 гг. Общее их число неизвестно. По подсчетам Н. Хёля, сохранилось свыше 350 глосс И. Ф. к 1-й части Декрета (Distinctiones. 1-101) ( Höhl. 1987). Р. Вайганд приводит сведения о 43 глоссах И. Ф. только к 1-й из 36 «causae» 2-й части Декрета ( Weigand. 1988). В рукописной традиции глоссы помещались не единым корпусом, а тематическими группами в составе глосс разных авторов. В XIII в. значительная часть глосс И. Ф. к Декрету Грациана получили статус ординарных (см. Glossa ordinaria ). Независимость суждений, глубина и тонкость анализа позволяют говорить об И. Ф. как об одном из ведущих канонистов XII в. Соч.: Schulte J. F., von. Die Rechtshandschriften der Stiftsbibliotheken von Göttweig//SAWW. Philos.-Hist. Kl. 1868. Bd. 57. S. 580-585 [Пролог и предисловие к «Сумме...»]. Библиогр.: Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234). Vat., 1937, 1981r. Vol. 1: Prodromus Corporis Glossarum. P. 143-146. Лит.: Juncker J. Summen und Glossen: Beitr. zur Literaturgeschichte des kanonischen Rechts im 12. Jh.//ZSRG.K. 1925. Bd. 14. S. 462-471; Argnani J. Joannes Faventinus glossator: Brevis commentatio de vita et operibus eius//Apollinaris. R., 1936. T. 9. P. 418-443, 641-658; Lefebvre Ch. Gratien et les origines de la «dénonciation évangélique»//Studia Gratiana. Bononiae, 1956/1957. Vol. 4. P. 238-239, 245-246; Schulte J. Fr., von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts. Graz, 1956. Bd. 1. S. 137-140, 221, 224; Landau P. Jus patronatus: Stud. z. Entwicklung des Patronats im Dekretalenrecht und der Kanonistik des 12. und 13. Jh. Köln; W., 1975. S. 13-14, 224; Höhl N. Die Glossen des Johannes Faventinus zur Pars I des Decretum Gratiani. Würzburg, 1987; idem. Wer war Johannes Faventinus?//Proc. of the 8th Intern. Congr. of Medieval Canon Law (San Diego, August 21-27, 1988). Vat., 1992. P. 189-203; Weigand R. Die Glossen des Johannes Faventinus zur Causa 1 des Dekrets und ihre Vorkommen in späteren Glossenapparaten//Archiv für katholisches Kirchenrecht. Mainz, 1988. Bd. 157. S. 73-107; idem. Die Glossen zum Dekret Gratians: Stud. z. den frühen Glossen und Glossenkompositionen//Studia Gratiana. 1991. Vol. 26. P. 607-608, 1027; idem. Die Glossen des Johannes Faventinus zum Wahl- und Weiherecht und ihre Rezeption in den westlichen Schulen//Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1995. Bd. 164. S. 54-75; Kalb H. Das Recht der Herrscherabsetzung bei Johannes Faventinus//ZSRG.K. 1992. Bd. 78. S. 159-182; Donahue Ch. Johannes Faventinus on Marriage//Medieval Church Law and the Origins of the Western Legal Tradition: A Tribute to K. Pennington/Ed. W. P. Müller, M. E. Sommar. Wash., 2006. P. 179-197.

http://pravenc.ru/text/471524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ФАВЕНТИН [лат. Johannes Faventinus] († ок. 1187, Фаэнца, Италия), средневек. канонист, декретист. Сведения о жизни И. Ф. имеют противоречивый характер и в значительной степени недостоверны. Род., вероятно, в г. Фаэнца. Предположительно изучал право в Болонье, а затем, возможно, преподавал там. Среди его слушателей был Бернард Павийский, к-рый упоминает об И. Ф. как о «превосходном и красноречивом учителе моем магистре Иоанне» ( Bernardus Papiensis. Summa de electione. 9// Idem. Summa decretalium/Ed. E. A. T. Laspeyres. Graz, 19562. P. 307-323). Вероятно, болонский канонист И. Ф. и «магистр Иоанн» (Joanne magistro), названный в документах 1164 и 1174 гг. каноником соборного капитула г. Фаэнца, а в документах 1177 г. каноником соседнего г. Форли,- одно и то же лицо. Нек-рые исследователи отождествляли И. Ф. с Иоанном, еп. Фаэнцы (1177-1189/90), к-рый был юридическим советником папы Римского Урбана III и погиб в 3-м крестовом походе при осаде Акры ( Argnani. 1936. P. 418). В истории канонического права И. Ф. известен благодаря составленной ок. 1171 г. «Сумме к Декрету Грациана» (Summa Decreti) и глоссам к Декрету Грациана, которые впоследствии часто цитировались в канонистике. Большую часть материала для «Суммы...» И. Ф. более или менее дословно позаимствовал из работ своих предшественников Руфина и Стефана Турнейского, о чем и сообщил в предисловии. В трактовке судебной процедуры, конститутивного момента в заключении брака, прав церковного патроната И. Ф. выступает новатором, впервые формулируя юридические определения и намечая новые подходы к проблеме. В других случаях его концепция проявляется в выборе источника, которому И. Ф. следует в том или ином вопросе. Главное значение «Суммы...» заключается в том, что И. Ф. подытожил несколько десятилетий болонской традиции интерпретации Декрета Грациана. «Сумма...» И. Ф. почти полностью вытеснила из обращения работы Руфина и Стефана Турнейского; в наст. время известно о 52 рукописях «Суммы...» (см.: Kuttner. 1937. 19812; рекордное количество рукописей для всех декретистов XII в.).

http://pravenc.ru/text/471524.html

Большой вклад в формирование франц. (парижской) школы декретистики внес обучавшийся в Болонье Стефан Турнейский. Наиболее значительные произведения франц. школы: «Summa» Сикардо Кремонского; «Summa Parisiensis» (Парижская сумма), или «Magister Gratianus in hoc opere» (Магистр Грациан в этом сочинении), ок. 1165-1170 гг., созданная в Париже), в к-рой были использованы «Summa» Руфина и «Summa» Стефана Турнейского; «Summa Monacensis» (Мюнхенская сумма) (или Imperatorie maiestati - Императорскому величеству), созданная ок. 1160-1170 гг. во Франции или, по др. версии, ок. 1175-1178 гг. в Каринтии под влиянием «Summa» Руфина; анонимные «Permissio quedam» (Некое разрешение; ок. 1179-1187), «Et est sciendum» (И следует знать; ок. 1181-1185, созданное предположительно в Сансе), «Antiquitate et tempore» (Древностью и временем; 70-е гг. XII в.), «Tractaturus magister» (Магистр, собираясь толковать; ок. 1181-1185), «Reverentia sacrorum canonum» (Почитание святых канонов; между 1184 и 1191). На рубеже XII и XIII вв. были созданы анонимные аппараты глосс «Ecce vicit leo» (Вот, лев победил; между 1202 и 1210; по др. данным, до 1205/06), «Animal est substantia» (Животное есть существо), или «Summa Bambergensis» (Бамбергская сумма; между 1202 и 1210). Наиболее значительным произведением нем. школы, находившейся под влиянием франц. школы декретистики, была «Summa Coloniensis» (Кёльнская сумма), написанная предположительно Готфридом Кёльнским или Бертрамом Мецским в Кёльне (ок. 1169-1170) с использованием «Summa» Руфина и «Summa» Стефана Турнейского. С франц. была тесно связана англо-нормандская школа декретистики. Ее первые известные произведения относятся к 60-м гг. XII в., в 70-х гг. были созданы анонимная «Summa» - «De multiplici iuris divisione» (О многообразном делении права; ок. 1170) и «Decreta minora» (Младшие декреты) Одо из Дувра. Глоссы на Декрет написали Иоанн Тайнмутский, Симон из Саутуэлла, Иоанн Кентский, Григорий Лондонский и др. Представителями англо-нормандской школы в кон. XII в. созданы «Summa Lipsiensis» (или «Omnis qui iuste iudicat» - (Каждый, кто право (справедливо) судит), созданная ок. 1186 в Париже, по др. версиям, в Оксфорде или в Нормандии) с использованием «Summa» Иоанна Фавентина и «Summa» Симона из Бизиньяно и «Summa» магистра Гонория - «De jure canonico tractaturus» (Собираясь толковать каноническое право), или «Summa Laudunensis» (Ланская сумма; между 1188 и 1190). Магистру Гонорию также принадлежит получившая распространение «Summa quaestionum» (Сумма вопрошаний; ок. 1187-1190).

http://pravenc.ru/text/171632.html

История ранней канонистики изучена достаточно хорошо благодаря усилиям Ш. Куттнера и основанного им в 50-х гг. XX в. Ин-та по изучению средневек. канонического права (в наст. время в Мюнхене), а также историков канонического права из Германии, Великобритании, Франции. К нач. XXI в. известно о более 100 Д. 2-й пол. XII - 1-й трети XIII в. Наиболее значительные комментарии и суммы на Декрет во 2-й пол. XII в. были созданы преподавателями и выпускниками Болонского ун-та, среди к-рых были не только итальянцы, но и англичане, французы, немцы, испанцы, венгры и др. К наиболее значительным Д. 2-й пол. XII - нач. XIII в. принадлежат полулегендарный ученик Грациана Паукапалеа, автор первой суммы на Декрет (Ratio (Разум); между 1140 и 1148); итал. канонист магистр Роланд, автор «Stroma ex Decretorum corpore carptum» (Покрывало, сотканное из декретов; 1153-1160), к-рого ранее ошибочно идентифицировали с папой Александром III , франц. канонист магистр Руфин (с 1179 епископ Ассизи) и архиеп. Сорренто (с 1181), автор «Summa decretorum» (Сумма декретов; ок. 1164); орлеанский каноник Стефан (1128-1203), выпускник Болонского ун-та (впосл. епископ Турне), автор «Summa decretorum» (1166-1169); канонист и глоссатор Иоанн Фавентин, автор «Summa» (после 1171); Сикардо Кремонский, преподаватель канонического права в школе кафедрального капитула в Майнце, создатель др. «Summa» (между 1179 и 1181). Вершиной достижений декретистики считается «Summa» (ок. 1188) итал. канониста Гугуччо Пизанского (1140-1210) и признанный в качестве ординарной глоссы к Декрету аппарат магистра Болонского ун-та Иоанна Тевтона (ок. 1170-1245; ряд историков идентифицируют его с пробстом Хальберштадтского капитула Иоанном Цемекой, или Земекой). В XII в. были созданы «Rosarium decretorum» (Розарий декретов) Бененказы Сиенского и «Rosarium» (ок. 1300) архидиак. кафедрального собора в Болонье Гвидо де Баизио. Значительное число сочинений Д. анонимное. Важнейшим и наиболее объемным жанром декретистской лит-ры были аппараты глосс. Наиболее древний, «Ordinaturus magister Gratianus» (Магистр Грациан, собираясь излагать; 1180-1190), приписывается школе Гугуччо (Р. Вайганд). Др. ранний аппарат глосс, «Jus naturale» (Естественное право), приписываемый Алану Английскому, был также создан в Болонье (2 ред.- ок. 1192 и ок. 1205/06). В нач. XIII в. во Франции был создан аппарат глосс «Ecce vicit Leo de tribu Iuda» (Се победил лев из колена Иудина - Paris. BNF. Nouv. acquis. Lat. 1576; Санкт-Флориан. XI 605). Д. Лаврентий Испанский, опираясь на аппарат «Jus naturale», между 1203-1214 гг. создал аппарат глосс на Декрет Грациана и на трактат о покаянии в составе декрета (Decretum Gratiani. C. 33. Q. 3); его поздней редакцией ученые считают т. н. Glossa Palatina (Палатинская глосса; 1210-1214 - BAV. Vat. Palat. 658).

http://pravenc.ru/text/171632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ТЕВТОН [Иоанн Немецкий; лат. Johannes Teutonicus] (ок. 1170 - 25.04.1245 или 1246, Хальберштадт, Саксония), средневек. канонист. Совр. исследователи, опираясь на косвенные свидетельства, вслед за И. Ф. фон Шульте ( Schulte. 1881) отождествляют И. Т. с магистром Иоанном Цемекой, или Земекой, настоятелем (пробстом) кафедрального собора г. Хальберштадт. В рукописи 2-й пол. XIII в. сохранилась копия заключения (consilium) по каноническому вопросу, написанного между 1223 и 1232 гг., его автор именует себя «Иоанном… магистром и хальберштадтским настоятелем». В стихотворной эпитафии на надгробии (кон. XV или в нач. XVI в.) настоятеля кафедрального собора Иоанна о нем говорится как о «светиле папского права». Сведений о происхождении И. Т. в источниках не сохранилось, однако есть упоминания о нем у историков права Нового времени, основанные, очевидно, на устной традиции. Исходя из сословного положения др. настоятелей кафедрального собора г. Хальберштадт и из социальной структуры соборного капитула, исследователи предполагают, что И. Т. происходил из достаточно знатного рода (по др. версии - из небогатых горожан). В кон. XII в. он слушал в Болонье лекции по рим. праву знаменитого юриста Ацо. Изучал каноническое право, к-рое стало затем его специальностью как преподавателя. Ок. 1214 г. И. Т. начал работу над аппаратом глосс к Декрету Грациана (закончил в кон. 1216 или 1217). В этом сочинении он сопоставил юридические теории Грациана с положениями более позднего декретального права и с доктринами канонистов. В работе он опирался на «Сумму» Гугуччо Пизанского, на «Glossa Palatina» Лаврентия Испанского, на труды Иоанна Фавентина , Бациана, Меленда, Гандульфа, Руфина, Петра Испанского, Паукапалеи, Этьена из Турне. Из сочинений цивилистов (юристов рим. права) И. Т. обращался к трудам Булгара, Мартина, Иоанна Базиана, Пиллия, Ацо; также он учитывал новейшее декретальное законодательство (Compilamio I, II и III), постановления Латеранского IV Собора (1215). В глоссах И. Т. нередко выражал свои взгляды в полемической форме. Широкий охват материала и вместе с тем краткость изложения, точность определений применительно к абстрактным формулировкам мн. положений права обеспечили аппарату глосс И. Т. известность на фак-тах права; впосл. этот аппарат глосс приобрел статус ординарного (см. Glossa ordinaria ). После обнародования папой Римским Григорием IX нового офиц. сборника декретального права (Liber Extra (1234) - см. Декреталии Григория IX ) аппарат глосс И. Т. оказался частично устаревшим. После 1245 г. канонист Бартоломео Брешианский отредактировал сочинение И. Т., приведя его форму и содержание в соответствие с материалами «Liber Extra». В обновленном виде аппарат глосс И. Т. сопровождал списки, а затем и печатные издания Декрета Грациана вплоть до кон. XVII в.

http://pravenc.ru/text/471513.html

Ординарная глосса на Декрет Грациана появилась спустя полвека после создания самого Декрета, ее автор - Иоанн Тевтон. Между 1216 и 1217 гг. он написал аппарат глосс в Болонье, в работе опирался на раннюю редакцию аппарата глосс Лаврентия Испанского, «Glossa Palatina» и Сумму Гугуччо на Декрет, а также добавил ссылки и цитаты из сводов юстиниановского права. В сер. XIII в. ординарная глосса Иоанна Тевтона была переработана магистром Болонского ун-та Бартоломео Брешианским. Ок. 1245 г. Бартоломео Брешианский выверил текст, исправил накопившиеся разночтения, добавил нек-рые глоссы на Декрет Грациана, опущенные Иоанном Тевтоном, а также цитаты из декреталий и указания параллельных мест с «Liber Extra», равно как и свои комментарии на нек-рые сюжеты (Quaestiones dominicales et veneriales - Вопросы воскресные и пятничные). Во 2-й пол. XIII-XVI в. в рукописях с ординарной глоссой Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского были сделаны добавления, в них накопилось много ошибок и разночтений. В офиц. рим. издании «Corpus iuris canonici» 1582 г., подготовленном комиссией Correctores Romani, текст Декрета Грациана был выверен, в него добавлены комментарии комиссии, трактовки в соответствии с постановлениями Тридентского Собора . Ординарная глосса не вошла в рим. издание 1582 г., но до кон. XVII в. публиковалась в др. изданиях Декрета. Новые черты по сравнению с глоссаторами приобрел у Д. жанр дистинкций (distinctiones) - комментариев, заключавшихся в систематическом разборе, анализе к.-л. общего правового понятия и построении системы понятий. Дистинкции канонистов были направлены на устранение противоречий в канонах, что определялось главной целью Декрета Грациана - «concordia discordantium canonum» (согласование противоречащих друг другу канонов). У Д. дистинкции были больше привязаны к тексту Декрета, являлись комментариями к нему, тогда как у глоссаторов это были самостоятельные сочинения. Метод дистинкций широко использовали Сикардо Кремонский, Ричард Английский. Ведущее положение в декретистике 2-й пол. XII в. занимала болонская школа права. К ней принадлежали итальянцы Паукапалеа, Роланд, Иоанн Фавентин, Симон из Бизиньяно, Гугуччо, французы Руфин и Стефан Турнейский. Распространение Декрета Грациана в заальпийской Европе способствовало подъему изучения церковного права и формированию региональных школ канонистики. В 60-80-х гг. XII в. центрами изучения канонического права в Англии стали Оксфорд и Нортгемптон, во Франции - Париж, Руан, возможно также Труа и Реймс, в Германии - Кёльн и Майнц. Ранние произведения региональных школ, по преимуществу анонимные, обозначаются по месту хранения наиболее известного списка, они не получили такого распространения, как произведения болонской школы.

http://pravenc.ru/text/171632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕКРЕТИСТЫ [лат. decretistae; нем. Dekretisten; англ. decretists; франц. dé-crétistes], канонисты, занимавшиеся толкованием Декрета Грациана . С деятельностью Д. связано оформление церковной юриспруденции как науки (во 2-й пол. XII в.). Расцвет декретистики как раздела канонистики, изучавшего Декрет Грациана, приходится на посл. треть XII - 1-ю треть XIII в. После появления ординарной глоссы Иоанна Тевтона на Декрет Грациана в 1216-1217 гг. деятельность Д. сводится к комментированию глоссы. С изданием Декреталий Григория IX (иначе «Liber Extra») усилия канонистов были направлены в основном на изучение декретального права . Определяющую роль в развитии декретистики и канонистики в целом сыграл процесс рецепции рим. права в XII-XIII вв. (особенно в Болонье). Канонисты заимствовали разработанные глоссаторами приемы и методы комментирования и цитирования правовых сводов. Изучение правовых сводов, в т. ч. Декрета Грациана, было вызвано потребностями преподавания права, что обусловило специфику жанров юридической лит-ры, заимствованных у глоссаторов. Помимо глосс Д. создавали и более пространные комментарии на Декрет (Summae, Commentum), а также трактаты, в к-рых рассматривались различные правовые проблемы и вопросы (Distinctiones, Casus, Notabilia, Quaestiones и др.), и эксцерпты, сокращенные варианты Декрета, подборки выдержек из него (Abbreviationes и др.). Разделение канонистов на Д. и декреталистов не было жестким, многие из канонистов комментировали и Декрет и своды декретального права. Сохранились, напр., отдельные глоссы и небольшие комментарии на Декрет декреталистов Бернарда Павийского, Петра Испанского, Алана Английского, Дамаса Венгерского, Раймунда Пеньяфортского , Гвидо де Баизио и др. Нек-рые глоссаторы кон. XII в. писали комментарии к Декрету Грациана (напр., Гвиберт из Борнадо), а часть Д.- к сводам рим. права ( Иоанн Фавентин , Бассиан (был 1-м д-ром канонического и рим. права), Меленд и Гугуччо Пизанский).

http://pravenc.ru/text/171632.html

окт. 1520 г. в Виттенберге была получена булла «Exsurge Domine», в к-рой папа Римский Лев X (1513-1521) осуждал признанные еретическими тезисы Лютера и под угрозой отлучения от католич. Церкви в последний раз призывал его принести покаяние. О реакции М. на буллу известно из его письма Спалатину, в к-ром М. просил оказывать Лютеру любую необходимую поддержку и в восторженных выражениях заявлял о своей преданности Л. и о преклонении перед ним: «Мне кажется, что Мартин исполнен некоего духа... так что я дерзнул бы предпочесть одного этого человека не только всем людям нашего века, но и всем людям всех веков и всех времен, даже Августину, Иерониму и [Григорию] Назианзину» ( Melanchthon Ph. BW: Texte. Bd. 1. S. 233-234. N 109). Вероятно, следуя указаниям Лютера, М. в нач. дек. 1520 г. вывесил объявление о планируемом сожжении буллы «Exsurge Domine», приглашавшее преподавателей и студентов Виттенбергского ун-та принять участие в этом символическом акте (текст см.: Luther M. WA. Bd. 7. S. 183). Как это объявление, так и присутствие М. при сожжении буллы 10 дек. 1520 г. свидетельствуют о полной поддержке им избранной Лютером стратегии неповиновения папе Римскому и его готовности вслед за Лютером отделиться от католич. Церкви. С решительной и твердой апологией богословских и церковных воззрений Лютера М. выступил в 2 сочинениях, опубликованных в 1-й пол. 1521 г. и прямо адресованных враждебным к лютеран. идеям католич. теологам. Изданная под псевдонимом Дидим Фавентин «Речь против Фомы Плацентина в защиту теолога Мартина Лютера» (Didymi Faventini adversus Thomam Placentinum pro Martino Luthero theologo oratio; текст см.: Melanchthon Ph. SA. Bd. 1. S. 56-140) была ответом на опубликованное в Риме сочинение доминиканского монаха и теолога Т. Радино (1490-1527) «Речь к князьям и народам Германии против Мартина Лютера» (Oratio ad principes et populos Germaniae in Martinum Luterum; текст см.: CR. Vol. 1. Col. 212-262). Написанное в гуманистическом стиле с обилием риторических украшений сочинение имело значительный успех у образованных современников М.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

26 .1. Но когда Феодосий удалился из Италии и обосновался в Константинополе, а Валентиниан Август находился в Галлии, Симмах, тогда префект Города, направил посольство от имени сената о возобновлении алтаря Победы и расходов на обряды. 2. Однако когда об этом узнал святитель, он, послав прошение к императору 32 , потребовал, чтобы ему направили копию донесения, на которое он бы со своей стороны дал ответ. Получив это донесение, он написал превосходное сочинение 33 , против которого Симмах, красноречивейший муж, никогда ничего не осмелился возразить. 3. Но после того как августейшей памяти Валентиниан окончил жизнь 34 в Вьенне (это город в Галлии), власть над империей принял Евгений, который когда начал править, немного спустя по просьбе тогдашнего префекта Флавиана и комита Арбогаста, забыв свою веру, дозволил [восстановить] алтарь Победы и расходы на обряды, в которых августейшей памяти Валентиниан, будучи еще юношей, отказал просившим. 27 .1. Когда об этом узнал святитель, он, покинув город Медиолан, в который спешил прибыть Евгений, удалился в город Бононию 35 , а оттуда направился в Фавентию 36 . Проведя там несколько дней, он по приглашению флорентийнев ушел в Тоскану, скорее избегая лицезрения мужа-святотатца, нежели страшась обиды от правителя. 2. Ведь он и письмо ему написал 37 , в котором взывает к его совести, из которого я счел нужным привести немногое из многого: «Хотя императорская власть велика, тем не менее подумай, император, сколь велик Бог . Сердца человеческие видит, внутреннюю совесть вопрошает, знает все [вещи] прежде их возникновения, знает, что внутри твоего сердца. Вы сами не терпите, чтобы вас обманывали, а от Бога хотите укрыться? Разве не запало нечто тебе в душу? Если они уговаривали столь настойчиво, разве не в твоих силах было, император, еще настойчивее противиться ради почитания высочайшего, истинного и живого Бога и отказать в том, что было нарушением священного закона?» 3. И еще: «Итак, поскольку я связан моими словами и перед Богом и перед всеми людьми, я понял, что мне не дозволено иного и не подобает иного, чем позаботиться о себе, потому что о тебе я не смог».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

26) 1. Но когда Феодосий удалился из Италии и обосновался в Константинополе, а Валентиниан Август находился в Галлии, Симмах, тогда префект Города, направил посольство от имени сената о возобновлении алтаря Победы и расходов на обряды. 2. Однако когда об этом узнал святитель, он, послав прошение к императору 83 , потребовал, чтобы ему направили копию донесения, на которое он бы со своей стороны дал ответ. Получив это донесение, он написал превосходное сочинение 84 , против которого Симмах, красноречивейший муж, никогда ничего не осмелился возразить. 3. Но после того как августейшей памяти Валентиниан окончил жизнь 85 в Вьенне (это город в Галлии), власть над империей принял Евгений, который когда начал править, немного спустя, по просьбе тогдашнего префекта Флавиана и комита Арбогаста. Забыв свою веру, дозволил [восстановить] алтарь Победы и расходы на обряды, в которых августейшей памяти Валентиниан, будучи еще юношей, отказал просившим. 27) 1. Когда об этом узнал святитель, он, покинув город Медиолан, в который спешил прибыть Евгений, удалился в город Бононию 86 , а оттуда направился в Фавентию 87 . Проведя там несколько дней, он по приглашению флорентийцев ушел в Тоскану, скорее избегая лицезрения мужа-святотатца, нежели страшась обиды от Правителя. 2. Ведь он и письмо ему написал 88 , в котором взывает к его совести, из которого я счел нужным принести немногое из многого: «Хотя императорская власть велика, тем не менее подумай, император, сколь велик Бог . Сердца человеческие видит, внутреннюю совесть вопрошает, знает все [вещи] прежде их возникновения, знает, что внутри твоего сердца. Вы сами не терпите, чтобы вас обманывали, а от Бога хотите укрыться? Разве не запало нечто тебе в душу? Если они уговаривали столь настойчиво, разве не в твоих силах было, император, еще настойчивее противиться ради почитания высочайшего, истинного и живого Бога и отказать в том, что было нарушением священного закона?» 3. И еще: Итак, поскольку я связан моими словами и перед Богом и перед всеми людьми, я понял, что мне не дозволено иного и не подобает иного, чем позаботиться о себе, потому что о тебе я не смог».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010